Занятие кружка декоративно-прикладного творчества.
Ход занятия:
1. Вступительное слово учителя
История стекла. История возникновения стекла началась в Египте. Песок, используемый при производстве стекла, имел примеси, и стекло приобретало зеленоватый или мутно-синий оттенок. Бесцветное стекло появилось в 1 веке до н. э. Впервые плоское и прозрачное стекло появилось во второй половине 18 в. в Венеции. С начала 18 века стеклянная промышленность Венеции развивалась чрезвычайно быстро. На Руси стеклоделие было значительно развито в домонгольский период. В Киеве в слоях 11-13 вв., раскопками были вскрыты большие стекольные мастерские. Важнейшую роль в дальнейшем развитии стеклоделия в России сыграл государственный стекольный завод, заложенный Петром Iв первые годы 18 века на Воробьёвых горах под Москвой и к середине 18 века вместе с Ямбургскими заводами переведенный в Петербург. Русские рабочие — выдающиеся мастера стекольного дела – создавали на этом заводе замечательные произведения искусства. Художественные произведения из кусочков камня и цветного стекла получили название «мозаика». Мозаика – картина из камня и стекла. Фактически мозаичную картину можно создать из любого камня. Со временем совершенствование выработки стекла позволило использовать в создании мозаичных панно смальту-прямоугольные кусочки очень плотного и непрозрачного стекла разного цвета. Самые ранние образцы использования мозаики для украшения жилища относятся к 14 тысячелетию до н.э. Древние храмы в Двуречье дают представление о применении майоликовой мозаики. Орнамент из кружков различного цвета относится к третьему тысячелетию до н.э. Обычай украшать здания орнаментом из мозаики распространился по всему миру, каждая культура, усвоившая это искусство, привнесла в его развитие индивидуальный колорит стиль. Шедевром египетской мозаики является трон из раскопок гробницы Тутанхомона, здесь узор выполнен из драгоценных камней. Шумерская цивилизация тоже оставила нам материальное подтверждение высокой техники мозаичного украшения слоновой кости, ракушками и иными материалами. Глазурованные или с выдавленным рисунком, керамические модули широко применялись в создании мозаичного оформления архитектурных форм Португалии и Испании средних веков. Византия внесла неоценимый вклад в развитие и распространение мозаичного искусства. Мозаики Византии из смальты и камня олицетворяют целую эпоху. Отличительной чертой произведений в византийском стиле является использование золотого фона и обрамление деталей контуром. Не простым было становление мозаичного искусства на Руси. Появившись во времена распространения христианства, мозаика не стала частью традиционного оформления зданий из-за высокой стоимости смальты. Но привлекательность создания мозаичных картин не обошла стороной наших зодчих. Потрясающе по своей сложности и красоте, работы того периода можно увидеть в церкви Святой Софии в Киеве и Михайло – Златоверхненском монастыре. Техники были утрачены во времена монголо – татарского порабощения, и возродилось лишь в восемнадцатом веке. Второе рождение мозаичное панно получило в советское время. Оформление картинами станций метрополитена. Массовое применение декоративного оформления фасадов зданий потрясало своей масштабностью и при этом имело чётко направленную советскую идеологию. Тысячелетняя традиция оживает в наши дни. Об этом свидетельствует возродившийся спрос, как от частных лиц, так и от государственных структур. Остаётся надеяться, что современные мастера сохранят и приумножат живущую в веках красоту искусства мозаики. Инструкция по изготовлению стеклянной крошки.
- Для работы используются смальты – кусочки мелкого цветного ( непрозрачного ) и прозрачного стекла — отходы строительного материала, светотехнического ( сигнального ) стекла, бой стеклянной тары, отходы от косметической промышленности и т. д.
- Сюжеты для будущих картин учащиеся подбирают из журналов, календарей, книг, открыток и, что очень важно придумывают и создают самостоятельно или в группе.
- В качестве основы можно использовать материалы различного цвета и фактуры: ДВП, ватман, фанеру, рыхлый или плотный картон, бархатную бумагу.
- Для создания фона, кроме стеклянной крошки, можно использовать и крупный и мелкий речной песок, который крепится при помощи клея ПВА ( можно разбавлять водой ).
- Для приготовления стеклянной крошки, можно сырьё завернуть в плотную ткань и разбить тяжёлым предметом или оклеить газетой, используя клейстер. После высыхания посуду разбивают на кусочки и ссыпают в ведро с водой. Когда клейстер размокнет и бумага отстанет, воду сливают, крошку подсушивают и сортируют.
- Кусочки разного цвета и размера хранят в коробочках, баночках, крупную крошку брать строго пинцетом, а мелкую, специальной ложечкой.
Техника выполнения работы:
- Выбрать интересный рисунок, сюжет, увеличить и перевести его на бумагу.
- Гелевой ручкой, фломастером, обвести контуры, обдумать, какие участки картины, будут заполнены смальтами, крошкой, подобрать цветовую гамму.
- Бумагу наклеить на твёрдую основу.
- Постепенно участок за участком заполняют стеклянной крошкой (предварительно смазать клеем ПВА, разбавленным водой), прижимают дощечкой (не рукой).
- Для оформления фона используют мелкую крошку или речной песок.
- Для прочности сверху заливают клеем ПВА (разбавить водой) после высыхания клей становится прозрачным, для придания лучшего вида, картину покрыть нитролаком.
- Готовую картину оформляют в объёмную рамку.
В результате обучения учащиеся приобретают новые навыки и умения, знания, развивается
самостоятельность в освоении новым видом декoративно- прикладного творчества, во время занятий развивается чувство прекрасного, воспитывается эстетический вкус, творческие способности, забота о сохранении окружающей среды, приобретают навыки работы с инструментами и принадлежностями.
Работы моих учащихся.
«День победы». Выполнила работу ученица 8 ого класса Шайдурова Наталья.
«Котик». Выполнила ученица 8-ого кл. Богданова Маргарита.
«Сохатый». Выполнила ученица 8-ого класса Сумарокова Юлия.
«Лиса и колобок». Выполнила ученица 8-ого класса Абрамова Юлия.
«Зайчик».Выполнила ученица 8-ого кл. Попова Юлия.
«Корзина с грибами». Выполнила ученица 8-ого кл. Маркова Анна. «Нептун».Выполнила ученица 8-ого кл.Перминова Кристина.
«Родное моё Забайкалье». Работа ученицы 8-ого класса Пакуловой Дарьи.
«Кот в сапогах». Выполнила ученица 8-ого класса Кириллова Лена
«Времена года в Забайкалье. Зима». Выполнила ученица 9 класса Арбатская Александра.
Руководитель: Иващенко Елена Владимировна. г. Чита.
МБОУ СОШ № 30 г. Чита Забайкальский край
(конспект занятия кружка декоративно-прикладного творчества)
Составила: учитель технологии высшей категории
Елена Владимировна Иващенко
2013
Содержание
-
Цели и задачи занятия……………………………………………...............3
-
Ход занятия……………………………………………………………….4-7
-
Вступление. История стекла. …..………………………………...4-5
-
Инструкция по изготовлению стеклянной крошки ……………....5
-
Техника выполнения работы……………………………………….6
-
Техника безопасности при изготовлении стеклянной крошки для мозаики ………………….………………………………………...6-7
-
Заключение…………………………………………………...……...7
-
Список использованной литературы…………...…………………………8
-
Приложение №1 (работы учащихся)…………………………………..9-11
Тема занятия: «Стеклянная мозаика»
Цели занятия:
-
Формирование трудовых навыков и умений технологических и экономических знаний.
-
Развитие кругозора учащихся.
-
Воспитание трудолюбия, эстетического вкуса, культуры поведения.
-
Развитие познавательных интересов и способностей учащихся.
Задачи занятия:
-
Обучить учащихся новому виду декоративно – прикладного творчества.
-
Развивать чувство «прекрасного», заботу о сохранении окружающей среды, что особенно важно в настоящее время.
-
Научить учащихся правильному выполнению технологических операций при выполнении работ со стеклом и смальтами.
-
Приобрести навыки работы с инструментами и принадлежностями.
-
Развивать творческие способности, самостоятельность.
-
Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
-
Обучить учащихся правилам техники безопасности при работе со стеклом и смальтами.
Ход занятия:
1.
Вступление. История стекла
История возникновения стекла началась в Египте. Бесцветное стекло появилось в 1 веке до н. э. Песок, используемый при производстве стекла, имел примеси, и стекло приобретало зеленоватый или мутно-синий оттенок.
Впервые плоское и прозрачное стекло появилось во второй половине 18 в. в Венеции. С начала 18 века стеклянная промышленность Венеции развивалась чрезвычайно быстро.
На Руси стеклоделие было значительно развито в домонгольский период. В Киеве в слоях 11-13 вв., раскопками были вскрыты большие стекольные мастерские. Важнейшую роль в дальнейшем развитии стеклоделия в России сыграл государственный стекольный завод, заложенный Петром I в первые годы 18 века на Воробьёвых горах под Москвой и к середине 18 века вместе с Ямбургскими заводами переведенный в Петербург. Русские рабочие — выдающиеся мастера стекольного дела – создавали на этом заводе замечательные произведения искусства.
Художественные произведения из кусочков камня и цветного стекла получили название «мозаика». Мозаика – картина из камня и стекла. Фактически мозаичную картину можно создать из любого камня. Со временем совершенствование выработки стекла позволило использовать в создании мозаичных панно смальту - прямоугольные кусочки очень плотного и непрозрачного стекла разного цвета.
Самые ранние образцы использования мозаики для украшения жилища относятся к 14 тысячелетию до н.э. Древние храмы в Двуречье дают представление о применении майоликовой мозаики. Орнамент из кружков различного цвета относится к третьему тысячелетию до н.э.
Обычай украшать здания орнаментом из мозаики распространился по всему миру, каждая культура, усвоившая это искусство, привнесла в его развитие индивидуальный колорит стиль. Шедевром египетской мозаики является трон из раскопок гробницы Тутанхамона, здесь узор выполнен из драгоценных камней. Шумерская цивилизация тоже оставила нам материальное подтверждение высокой техники мозаичного украшения слоновой кости, ракушками и иными материалами. Глазурованные или с выдавленным рисунком, керамические модули широко применялись в создании мозаичного оформления архитектурных форм Португалии и Испании средних веков.
Византия внесла неоценимый вклад в развитие и распространение мозаичного искусства. Мозаики Византии из смальты и камня олицетворяют целую эпоху. Отличительной чертой произведений в византийском стиле является использование золотого фона и обрамление деталей контуром.
Не простым было становление мозаичного искусства на Руси. Появившись во времена распространения христианства, мозаика не стала частью традиционного оформления зданий из-за высокой стоимости смальты. Но привлекательность создания мозаичных картин не обошла стороной наших зодчих. Потрясающе по своей сложности и красоте, работы того периода можно увидеть в церкви Святой Софии в Киеве и Михайло – Златоверхненском монастыре. Техники были утрачены во времена монголо-татарского порабощения, и возродилось лишь в восемнадцатом веке.
Второе рождение мозаичное панно получило в советское время. Оформление картинами станций метрополитена. Массовое применение декоративного оформления фасадов зданий потрясало своей масштабностью и при этом имело чётко направленную советскую идеологию. Тысячелетняя традиция оживает в наши дни. Об этом свидетельствует возродившийся спрос, как от частных лиц, так и от государственных структур. Остаётся надеяться, что современные мастера сохранят и приумножат живущую в веках красоту искусства мозаики.
2. Инструкция по изготовлению стеклянной крошки
-
Для работы используются смальты – кусочки мелкого цветного (непрозрачного) и прозрачного стекла, а так же отходы строительного материала, светотехнического (сигнального) стекла, бой стеклянной тары; отходы от косметической промышленности и т. д.
-
Сюжеты для будущих картин учащиеся подбирают из журналов, календарей, книг, открыток и, что очень важно придумывают и создают самостоятельно или в группе.
-
В качестве основы можно использовать материалы различного цвета и фактуры: ДВП, ватман, фанеру, рыхлый или плотный картон, бархатную бумагу.
-
Для создания фона, кроме стеклянной крошки, можно использовать и крупный и мелкий речной песок, который крепится при помощи клея ПВА (можно разбавлять водой).
-
Для приготовления стеклянной крошки, можно сырьё завернуть в плотную ткань и разбить тяжёлым предметом или оклеить газетой, используя клейстер. После высыхания посуду разбивают на кусочки и ссыпают в ведро с водой. Когда клейстер размокнет и бумага отстанет, воду сливают, крошку подсушивают и сортируют.
-
Кусочки разного цвета и размера хранят в коробочках, баночках, крупную крошку брать строго пинцетом, а мелкую, специальной ложечкой.
3. Техника выполнения работы
-
Выбрать интересный рисунок, сюжет, увеличить и перевести его на бумагу.
-
Гелевой ручкой, фломастером, обвести контуры, обдумать, какие участки картины, будут заполнены смальтами, крошкой, подобрать цветовую гамму.
-
Бумагу наклеить на твёрдую основу.
-
Постепенно участок за участком заполняют стеклянной крошкой (предварительно смазать клеем ПВА, разбавленным водой), прижимают дощечкой (не рукой).
-
Для оформления фона используют мелкую крошку или речной песок.
-
Для прочности сверху заливают клеем ПВА (разбавить водой) после высыхания клей становится прозрачным, для придания лучшего вида, картину покрыть нитролаком.
-
Готовую картину оформляют в объёмную рамку.
4.
Техника безопасности при изготовлении
стеклянной крошки для мозаики
-
Во время переноски стекло следует оборачивать материей, не браться голой рукой.
-
При работе со стеклом необходимо помнить, что опасны не только большие куски его с острыми и неровными краями, но и мелкие, порой едва заметные осколки.
-
Следует всегда беречь глаза от попадания мелких осколков.
-
По окончании работы со стеклом проводят тщательную уборку. Ткань, на которой проводилась резка, нужно вытряхнуть на открытом воздухе, а затем обработать пылесосом с двух сторон. Нельзя забывать, что мелкие осколки могут застрять между нитками ткани и тогда даже такая обработка не помогает.
-
При мытье рук после завершения работы следует обращать внимание на неприятное покалывание даже мгновенно проходящее. Причиной его нередко является стеклянная песчинка, прилипшая к коже, но еще не врезавшаяся в нее.
-
Порезы стеклом перед прижиганием йодом или бриллиантовой зеленью следует тщательно промыть сильной струей холодной воды, чтобы удалить возможные осколочки. Не следует высасывать порезы — стеклянные песчинки могут порезать слизистую рта, а потом — пищеварительного тракта.
-
Заключение
Что нового и полезного для себя вы узнали на занятии?
Список использованной литературы
Интернет-источники:
Иллюстрации:
В качестве иллюстраций использованы фотографии из личного архива.
Приложение №1 (работы учащихся)
Рис.1
Рис.2
Рис.3 Рис.4
Рис.5 Рис.6
Рис.7 Рис.8
Рис.9 Рис.10
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного запроса котировок»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
См.материал, оформленный согласно критериям