Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща»(по учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта).
2. Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину.
Цели урока:
1. Это первый урок по картине в 5 классе. Нужно обучить учащихся приемам работы по картине, основным словам и выражениям, используемым в работе над произведением живописи;
2. Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину.
Оборудование:
1) портрет И.И.Шишкина;
2) репродукция картины И.И.Шишкина «Корабельная роща»;
3) карточки для орфографической работы;
4) учебник М.М.Разумовской «Русский язык 5 класс».
I. Слово о художнике .
Русская земля всегда была богата лесами. Чтобы построить жилища, люди срубали деревья, корчевали пни, а на расчищенном месте строили из срубленных сосен и дубов дома, из древесины резали ложки, с лип драли лыко, плели лапти. В лес ходили по ягоды, грибы, на охоту.
И вот дождался лес своего художника. Родился он в небольшом городке Елабуга, который стоит на берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов. И фамилия у будущего пейзажиста была лесная – Шишкин. И звали его по-русски – Иван Иванович. Едва ли не половину жизни провел Иван Иванович в лесу на этюдах. «Царем лесов» называли его друзья.
Как же работал художник над своими великолепными пейзажами? Находил в лесу место, которое впоследствии можно увидеть на одной из его картин, обрубал сучки, отгибал ветви деревьев, устраивался на пне или мастерил себе сиденье из сучьев и мха, удобно устанавливал мольберт и, расположившись как дома, начинал писать. Самая крупная по размеру работа Шишкина – «Корабельная роща». Она явилась последней работой в жизни художника.
II. Работа по картине.
— Что мы видим на картине? (Высокие корабельные сосны, ручеек, убегающий в глубь леса, небольшой забор).
— Как называются картины, изображающие картины природы? (Пейзаж).
— Что такое «пейзаж»? Посмотрим в словаре художественных терминов.
Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание какой-
либо местности (сельский, городской пейзаж).
— Какое настроение создает этот пейзаж у вас? (Чувство восхищения поднимает настроение. Но чувствуется и грусть от того, что эти могучие сосны скоро вырубят).
— Для чего в лесу забор? (Деревья приготовлены на вырубку).
— Что станет с соснами? (Они превратятся в мачты кораблей).
— О чем говорят пеньки, расположенные под могучими соснами? (Сосны здесь вырубают уже много лет).
— Какими средствами для изображения рощи пользуется Шишкин? (Особый цветовой фон, контраст теплых и холодных тонов).
— Как меняется цветовой фон? (Основной цвет полотна — темно-зеленый, но он контрастирует с медным цветом ручейка, с серо-голубым небом).
— Какой цели подчиняет Шишкин все художественные приемы? (Художник стремится показать красоту и величие корабельных сосен, которым скоро суждено стать мачтами кораблей).
— В чем особенности мастерства художника? (Все художественные средства подчинены идее полотна – показать красоту и величие корабельной рощи).
III. Работа с таблицей, составление общего плана сочинения по картине.
По мере ответов на вопросы ученики пишут свои комментарии к каждому пункту плана.
Вопросы и комментарии | План сочинения |
В своем сочинении я хочу рассказать о … 1-2 предложения о Шишкине. Как работал художник над своими пейзажами? Почему друзья называли Шишкина «царем лесов»? | I. Вступление |
Все поле картины занимает опушка могучего соснового бора. Сосны крепкие, мохнатые, разлапистые, … (подбор эпитетов) Из таких высоких и крепких деревьев делами мачты парусных кораблей. | II. Основная часть Композиция (построение) картины. а) общая тема; |
На переднем плане мы видим ручей. Подбор эпитетов: Ручей весёлый,… Прячется за деревьями, зовёт за собой в тайну леса. Внимание на изображение ограды. Тонкими и хрупкими кажутся колья забора. Откуда и зачем же в лесу забор? Деревья приготовлены для вырубки. Скоро, как многие из их собратьев (обратим внимание на пеньки), превратятся прекрасные деревья в могучие корабли | б) на переднем плане; на дальнем плане; |
Цветовой центр картины: изумрудные пышные вершины, красноватые стволы сосен, медный оттенок песка, серо-голубое небо. Что помогает понять цвет?( Основную мысль картины: восхищение художника красотой леса, которого скоро не станет.) | в) колорит (цвета) картины; г) основная мысль, замысел художника |
Личные впечатления о картине. | Заключение. |
IV. Работа с искусствоведческим текстом Э.Голубевой “Корабельная роща».
Задание: согласны ли вы с мыслями искусствоведа, о чем еще вам хочется рассказать в своем сочинении?
На картине «Корабельная роща» известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина мы видим жаркую солнечную опушку могучего соснового бора. В безмолвной тишине гордо застыли величавые стройные сосны. Высоко вскинули они в бездонное синее небо свои изумрудные пышные вершины. Прозрачный ручеек лениво продолжает медленное движение, прячется за деревьями, точно зовет нас за собой в эту просторную таинственную лесную даль.
Картина полна тепла, радостного света. Красноватые стволы сосен, медного оттенка кроны, чистый песок на берегах ручья словно замерли под лучами ласкового летнего солнца.
В картине чувствуется огромная любовь художника к Родине, глубокое понимание красоты ее природы.
V. Словарно-стилистическая работа .
— Подобрать синонимы к словам: роща, деревья, картина, художник, изобразил.
— Подобрать эпитеты к словам: сосны, ручей, лес, заборчик.
VI. Орфографическая работа.
Проводится по карточкам, проверяется устно всем классом.
Карточка №1
Найди и исправь ошибки.
1) Шишкин родился в небольшом городе Елабуга, и провел детство на берегу реки камы.
2) И фамилия у будущего пейзажиста была лесная Шишкин. И звали его по-русски Иван Иванович.
Карточка №2
Правильно ли построено предложение?
Художник находил в лесу место обрубает сучки отгибает ветви деревьев устраивался на пне или мастерил себе сиденье из сучьев и мха.
Карточка №3
Вставить пропущенные буквы.
Уст …навливал м… льберт, мачты парусных к… р… блей, л…нивое дв… жение ручейка, выру… ка, в… схищение кр… сотой леса.
VII. Написание черновика
Д / з: чистовик сочинения.
Список использованной литературы. 1. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 7-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.
- Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
- А.Н. Бенуа. История русской живописи в 19 веке. М.: 1978.
- Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия. СПб: Норинт, 1997.
- Приложение к газете «Первое сентября», газета «Русский язык», №6, 2001; №2, 1999.
- Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. Для 5-8 классов. Обнинск: Титул, 1996.
- О.Н. Туберовская. В гостях у картин. Л.: Детская литература, 1973.
- Л.А. Ходякова. Живопись на уроках русского языка. М.: Флинта, 2000.
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме:
«СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ И.И. ШИШКИНА «КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА»
(по учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией
М.М. Разумовской, П.А. Леканта).
Разработала и провела
Федорова Юлия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МОБУ «Якутский городской лицей»
Якутск 2013 г.
Цели урока:
1. Это первый урок по картине в 5 классе. Нужно обучить учащихся приемам работы по картине, основным словам и выражениям, используемым в работе над произведением живописи;
2. Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину.
Оборудование:
1) портрет И.И.Шишкина;
2) репродукция картины И.И.Шишкина «Корабельная роща»;
3) карточки для орфографической работы;
4) учебник М.М.Разумовской «Русский язык 5 класс».
-
Слово о художнике .
Русская земля всегда была богата лесами. Чтобы построить жилища, люди срубали деревья, корчевали пни, а на расчищенном месте строили из срубленных сосен и дубов дома, из древесины резали ложки, с лип драли лыко, плели лапти. В лес ходили по ягоды, грибы, на охоту.
И вот дождался лес своего художника. Родился он в небольшом городке Елабуга, который стоит на берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов. И фамилия у будущего пейзажиста была лесная – Шишкин. И звали его по-русски – Иван Иванович. Едва ли не половину жизни провел Иван Иванович в лесу на этюдах. «Царем лесов» называли его друзья.
Как же работал художник над своими великолепными пейзажами? Находил в лесу место, которое впоследствии можно увидеть на одной из его картин, обрубал сучки, отгибал ветви деревьев, устраивался на пне или мастерил себе сиденье из сучьев и мха, удобно устанавливал мольберт и, расположившись как дома, начинал писать. Самая крупная по размеру работа Шишкина – «Корабельная роща». Она явилась последней работой в жизни художника.
II. Работа по картине.
- Что мы видим на картине? (Высокие корабельные сосны, ручеек, убегающий в глубь леса, небольшой забор).
- Как называются картины, изображающие картины природы? (Пейзаж).
- Что такое «пейзаж»? Посмотрим в словаре художественных терминов.
Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание какой-
либо местности (сельский, городской пейзаж).
- Какое настроение создает этот пейзаж у вас? (Чувство восхищения поднимает настроение. Но чувствуется и грусть от того, что эти могучие сосны скоро вырубят).
- Для чего в лесу забор? (Деревья приготовлены на вырубку).
- Что станет с соснами? (Они превратятся в мачты кораблей).
- О чем говорят пеньки, расположенные под могучими соснами? (Сосны здесь вырубают уже много лет).
- Какими средствами для изображения рощи пользуется Шишкин? (Особый цветовой фон, контраст теплых и холодных тонов).
- Как меняется цветовой фон? (Основной цвет полотна - темно-зеленый, но он контрастирует с медным цветом ручейка, с серо-голубым небом).
- Какой цели подчиняет Шишкин все художественные приемы? (Художник стремится показать красоту и величие корабельных сосен, которым скоро суждено стать мачтами кораблей).
- В чем особенности мастерства художника? (Все художественные средства подчинены идее полотна – показать красоту и величие корабельной рощи).
III. Работа с таблицей, составление общего плана сочинения по картине.
По мере ответов на вопросы ученики пишут свои комментарии к каждому пункту плана.
Вопросы и комментарии |
План сочинения |
В своем сочинении я хочу рассказать о … 1-2 предложения о Шишкине. Как работал художник над своими пейзажами? Почему друзья называли Шишкина «царем лесов»? |
I. Вступление |
Все поле картины занимает опушка могучего соснового бора. Сосны крепкие, мохнатые, разлапистые, … (подбор эпитетов) Из таких высоких и крепких деревьев делами мачты парусных кораблей. |
II. Основная часть Композиция (построение) картины. а) общая тема; |
На переднем плане мы видим ручей. Подбор эпитетов: Ручей весёлый,… Прячется за деревьями, зовёт за собой в тайну леса. Внимание на изображение ограды. Тонкими и хрупкими кажутся колья забора. Откуда и зачем же в лесу забор? Деревья приготовлены для вырубки. Скоро, как многие из их собратьев (обратим внимание на пеньки), превратятся прекрасные деревья в могучие корабли |
б) на переднем плане; на дальнем плане; |
Цветовой центр картины : изумрудные пышные вершины, красноватые стволы сосен, медный оттенок песка, серо-голубое небо. Что помогает понять цвет?( Основную мысль картины: восхищение художника красотой леса, которого скоро не станет.) |
в) колорит (цвета) картины; г) основная мысль, замысел художника |
Личные впечатления о картине. |
Заключение. |
IV. Работа с искусствоведческим текстом Э.Голубевой “Корабельная роща».
Задание: согласны ли вы с мыслями искусствоведа, о чем еще вам хочется рассказать в своем сочинении?
На картине «Корабельная роща» известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина мы видим жаркую солнечную опушку могучего соснового бора. В безмолвной тишине гордо застыли величавые стройные сосны. Высоко вскинули они в бездонное синее небо свои изумрудные пышные вершины. Прозрачный ручеек лениво продолжает медленное движение, прячется за деревьями, точно зовет нас за собой в эту просторную таинственную лесную даль.
Картина полна тепла, радостного света. Красноватые стволы сосен, медного оттенка кроны, чистый песок на берегах ручья словно замерли под лучами ласкового летнего солнца.
В картине чувствуется огромная любовь художника к Родине, глубокое понимание красоты ее природы.
V. Словарно-стилистическая работа .
- Подобрать синонимы к словам: роща, деревья, картина, художник, изобразил.
- Подобрать эпитеты к словам: сосны, ручей, лес, заборчик.
VI. Орфографическая работа.
Проводится по карточкам, проверяется устно всем классом.
Карточка №1
Найди и исправь ошибки.
1) Шишкин родился в небольшом городе Елабуга, и провел детство на берегу реки камы.
2) И фамилия у будущего пейзажиста была лесная Шишкин. И звали его по-русски Иван Иванович.
Карточка №2
Правильно ли построено предложение?
Художник находил в лесу место обрубает сучки отгибает ветви деревьев устраивался на пне или мастерил себе сиденье из сучьев и мха.
Карточка №3
Вставить пропущенные буквы.
Уст …навливал м..льберт, мачты парусных к..р..блей, л…нивое дв..жение ручейка, выру..ка, в..схищение кр..сотой леса.
VII. Написание черновика
Д / з: чистовик сочинения.
Список использованной литературы.
-
Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 7-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.
-
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
-
А.Н. Бенуа. История русской живописи в 19 веке. М.: 1978.
-
Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия. СПб: Норинт, 1997.
-
Приложение к газете «Первое сентября», газета «Русский язык», №6, 2001; №2, 1999.
-
Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. Для 5-8 классов. Обнинск: Титул, 1996.
-
О.Н. Туберовская. В гостях у картин. Л.: Детская литература, 1973.
-
Л.А. Ходякова. Живопись на уроках русского языка. М.: Флинта, 2000.
- Вебинар «Нейродинамическая гимнастика для детей дошкольного возраста: повышаем согласованность полушарий, улучшаем речевые навыки, развиваем мелкую и крупную моторику, корректируем эмоционально-волевую сферу»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Международный вебинар «Современные образовательные технологии физического воспитания дошкольников в инклюзивном образовании»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Психолого-педагогическая типология вариантов развития детей с нарушениями речи разного возраста в соответствии с ФАОП разного уровня образования»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»