Программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Разговор о правильном питании» допущена министерством образования Российской Федерации. Авторами программы являются Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.
Общая характеристика учебного предмета. Цели: сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, о значении важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья; осознание ими личностной и социальной значимости здоровья, как жизненной ценности; формирование навыков здорового образа жизни
Специфика предмета. Научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и навыков в области питания. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье – самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье. Место учебного предмета в учебном плане. В неделю – 1 час.
Всего – 33 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Одним из результатов обучения программе «Разговор о правильном питании» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи– понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности– обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты.
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметные результаты.
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметные результаты. — организовать рациональное сбалансированное питание в семьях учащихся;
— охранять здоровье и организовать здоровый образ жизни;
-выполнять санитарно-гигиенические требования;.
— пропагандировать здоровый образ жизни в жизненной ситуации своей и других людей.
— организовать правильное питание учащихся в школе;
— привлечение внимания учащихся, семьи, школы, общественности к организации правильного питания.
Ожидаемые результаты. 1. Организация рационального сбалансированного питания в семьях учащихся.
2. Знание значения для здоровья правильного питания.
3. Охрана здоровья и организация здорового образа жизни.
4. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
5. Пропаганда здорового образа жизни в жизненной ситуации своей и других людей.
6. Организация правильного питания учащихся в школе.
7. привлечение внимания учащихся, семьи, школы, общественности к организации правильного питания.
Содержание программы
раскрывается на основе изучения тем разделов, практических действий. 1. Роль здорового правильного питания в жизни человека.
2. Практическая направленность программы в усвоении знаний и переходов от умения и навыкам в жизненной ситуации.
3. Прогностическая оценка и самооценка: — Для чего мне нужны знания о правильном питании? Как в будущем это поможет нам?
4. Влияние самого человека на организацию правильного питания в семье.
5. Формирование здорового образа жизни и его пропаганда в кругу семьи, друзей, соседей.
6. Нормы организации питания строю по схеме Потребность – мотив – действия.
Методическое обеспечение.
Дидактический принцип научности формирует у учащихся правильные понятия.
Вся деятельность побуждалась внешней (эмоциональной) и внутренней (познавательной) мотивацией.
Воспитательные и образовательные задачи достигаются через формы, методы и работы:
1) метод стимулирования
2) частично-поисковый
3) контроль за эффективностью работы
4) организация позновательно-практической деятельности
5) словесные
6) наглядные
7) репродуктивные
8) объяснительно-иллюстративный.
№ |
Кол-во часов |
Тема занятия | Цели занятия | Содержание занятия | 1а | ||||
Дата | |||||||||
1 | Вводное занятие | Познакомить учащихся с героями книги. | Просмотр видеокассеты Анкетирование родителей | ||||||
2 | Если хочешь быть здоров | Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день | Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин». Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы» | ||||||
3 | Самые полезные продукты | Научить детей выбирать самые полезные продукты | Динамическая игра «Поезд». Тест «Самые полезные продукты» | ||||||
4 | Динамическая игра «Поезд». Тест «Самые полезные продукты» | Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания. | Игра-обсуждение «Законы питания» (обсуждение стихотворения Чуковского «Барабек»). Игра-инсценировка песни . «Шел по городу волшебник». Игра «Чем не стоит делиться» | ||||||
5 | Удивительные превращения пирожка | Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания | Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда и ужина». Тестирование учащихся. Игра «Помоги Кубику и Бусинке». Дидактическая игра «Доскажи пословицу». Демонстрация «Удивительные превращения пирожка» | ||||||
6 | Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной? | Сформировать у детей представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака | Игра «Пословицы запутались». Игра «Отгадай-ка». Игра «Знатоки». Игра «Угадай сказку». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша». Викторина «Печка в русских сказках». Игра «Поварята» | ||||||
7 | Плох обед, если хлеба нет | Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре | Венок из пословиц. Игра «Угадай-ка». Игра «Секреты обеда».. Игра «Советы Хозяюшки». Игра «Лесенка с секретом». | ||||||
8 | Полдник. Время есть булочки | Познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах | Конкурс-викторина «Знатоки молока». Игра-демонстрация «Это удивительное молоко». Кроссворд «Молоко». Задание «Подбери рифму». Игра «Кладовая народной мудрости» (пословицы и поговорки об изделиях из теста.) | ||||||
9 | Пора ужинать | Формирование представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе | Игра «Объяснялки» (объяснить смысл пословиц). Игра-демонстрация «Как приготовить бутерброд». Игра «Что можно есть на ужин». | ||||||
10 | На вкус и цвет товарищей нет | Познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов | Практическая работа «Определи вкус продукта». Конкурс-викторина «Что за чудо пирожки». Игра «Приготовь блюдо». | ||||||
11 | Если хочется пить… (что такое жажда) | Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков | Игра-демонстрация «Из чего готовят соки». Игра «Посещение музея Воды». Игра-демонстрация «Мы не дружим с Сухомяткой». Игра «Праздник Чая». | ||||||
12 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее | Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания | Урок-презентация соевых продуктов. Игра «Мой день». Игра «Меню спортсмена». | ||||||
13 | Где найти витамины весной? | Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека | Игра «Отгадай название». Дидактическая игра «Морские продукты». Игра «Отгадай мелодию». Игра «Вкусные истории». | ||||||
14 | Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты | Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, их значением для организма | КВН «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты». Игра «Овощи и фрукты». Праздник «Ягоды и фрукты – самые вкусные «жители» леса и сада». Экскурсия в поликлинику. Праздник «Капустник». «Витаминная радуга» (стихи об овощах разного цвета). | ||||||
15 | Каждому овощу свое время | Познакомить детей с разнообразием овощей, их полезными свойствами | Русская сказка «Вершки и корешки». Игра «Какие овощи выросли в огороде». Конкурс «Самый оригинальный овощной салат». Праздник «Каждому овощу – свое время». Игра-эстафета «Собираем овощи». Реклама овощей. | ||||||
16 | День рождения | Закрепить полученные знания о законах здорового питания, познакомить учащихся с полезными блюдами для праздничного стола | Конкурс салатов, каш или бутербродов. Конкурс «Собираем урожай для Зелибобы». Игра «Правильно-неправильно». Конкурс «Курочки и петушки». Игра «Доскажи словечко». Организационно-деятельностная игра «Аукцион». Составление песенника «Приятного аппетита». | ||||||
Режим питания | |||||||||
Заключительное занятие |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
РАССМОТРЕНО
Руководитель Плотникова О.В. _____________ «___»__________20____г. |
С методическим советом
_____________
|
___________ пр.№ ____ от___________г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Здоровое питание»
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) начальное общее , 1-4 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 33ч Уровень базовый_
(базовый, профильный)
Учитель Терещенко Наталья Владимировна__
ПРОГРАММА «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Разговор о правильном питании» допущена министерством образования Российской Федерации.
Авторами программы являются Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.
Общая характеристика учебного предмета.
Цели: сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, о значении важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья; осознание ими личностной и социальной значимости здоровья, как жизненной ценности; формирование навыков здорового образа жизни
Специфика предмета.
Научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и навыков в области питания. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье – самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье.
Место учебного предмета в учебном плане.
В неделю – 1 час.
Всего – 33 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения программе «Разговор о правильном питании» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты.
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметные результаты.
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметные результаты.
- организовать рациональное сбалансированное питание в семьях учащихся;
- охранять здоровье и организовать здоровый образ жизни;
-выполнять санитарно-гигиенические требования;.
- пропагандировать здоровый образ жизни в жизненной ситуации своей и других людей.
- организовать правильное питание учащихся в школе;
- привлечение внимания учащихся, семьи, школы, общественности к организации правильного питания.
Ожидаемые результаты.
-
Организация рационального сбалансированного питания в семьях учащихся.
-
Знание значения для здоровья правильного питания.
-
Охрана здоровья и организация здорового образа жизни.
-
Выполнение санитарно-гигиенических требований.
-
Пропаганда здорового образа жизни в жизненной ситуации своей и других людей.
-
Организация правильного питания учащихся в школе.
-
привлечение внимания учащихся, семьи, школы, общественности к организации правильного питания.
Содержание программы
раскрывается на основе изучения тем разделов, практических действий.
-
Роль здорового правильного питания в жизни человека.
-
Практическая направленность программы в усвоении знаний и переходов от умения и навыкам в жизненной ситуации.
-
Прогностическая оценка и самооценка: - Для чего мне нужны знания о правильном питании? Как в будущем это поможет нам?
-
Влияние самого человека на организацию правильного питания в семье.
-
Формирование здорового образа жизни и его пропаганда в кругу семьи, друзей, соседей.
-
Нормы организации питания строю по схеме Потребность – мотив – действия.
Методическое обеспечение.
Дидактический принцип научности формирует у учащихся правильные понятия.
Вся деятельность побуждалась внешней (эмоциональной) и внутренней (познавательной) мотивацией.
Воспитательные и образовательные задачи достигаются через формы, методы и работы:
-
метод стимулирования
-
частично-поисковый
-
контроль за эффективностью работы
-
организация позновательно-практической деятельности
-
словесные
-
наглядные
-
репродуктивные
-
объяснительно-иллюстративный.
№ |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Цели занятия |
Содержание занятия |
1а |
||
Дата |
|||||||
|
|
||||||
1 |
|
Вводное занятие |
Познакомить учащихся с героями книги. |
Просмотр видеокассеты Анкетирование родителей |
|
|
|
2 |
|
Если хочешь быть здоров |
Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день |
Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин». Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы» |
|
|
|
3 |
|
Самые полезные продукты |
Научить детей выбирать самые полезные продукты |
Динамическая игра «Поезд». Тест «Самые полезные продукты» |
|
|
|
4 |
|
Динамическая игра «Поезд». Тест «Самые полезные продукты» |
Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания. |
Игра-обсуждение «Законы питания» (обсуждение стихотворения Чуковского «Барабек»). Игра-инсценировка песни . «Шел по городу волшебник». Игра «Чем не стоит делиться» |
|
|
|
5 |
|
Удивительные превращения пирожка |
Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания |
Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда и ужина». Тестирование учащихся. Игра «Помоги Кубику и Бусинке». Дидактическая игра «Доскажи пословицу». Демонстрация «Удивительные превращения пирожка» |
|
|
|
6 |
|
Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной? |
Сформировать у детей представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака |
Игра «Пословицы запутались». Игра «Отгадай-ка». Игра «Знатоки». Игра «Угадай сказку». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша». Викторина «Печка в русских сказках». Игра «Поварята» |
|
|
|
7 |
|
Плох обед, если хлеба нет |
Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре |
Венок из пословиц. Игра «Угадай-ка». Игра «Секреты обеда».. Игра «Советы Хозяюшки». Игра «Лесенка с секретом». |
|
|
|
8 |
|
Полдник. Время есть булочки |
Познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах |
Конкурс-викторина «Знатоки молока». Игра-демонстрация «Это удивительное молоко». Кроссворд «Молоко». Задание «Подбери рифму». Игра «Кладовая народной мудрости» (пословицы и поговорки об изделиях из теста.) |
|
|
|
9 |
|
Пора ужинать |
Формирование представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе |
Игра «Объяснялки» (объяснить смысл пословиц). Игра-демонстрация «Как приготовить бутерброд». Игра «Что можно есть на ужин». |
|
|
|
10 |
|
На вкус и цвет товарищей нет |
Познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов |
Практическая работа «Определи вкус продукта». Конкурс-викторина «Что за чудо пирожки». Игра «Приготовь блюдо». |
|
|
|
11 |
|
Если хочется пить… (что такое жажда) |
Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков |
Игра-демонстрация «Из чего готовят соки». Игра «Посещение музея Воды». Игра-демонстрация «Мы не дружим с Сухомяткой». Игра «Праздник Чая». |
|
|
|
12 |
|
Что надо есть, если хочешь стать сильнее |
Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания |
Урок-презентация соевых продуктов. Игра «Мой день». Игра «Меню спортсмена». |
|
|
|
13 |
|
Где найти витамины весной? |
Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека |
Игра «Отгадай название». Дидактическая игра «Морские продукты». Игра «Отгадай мелодию». Игра «Вкусные истории». |
|
|
|
14 |
|
Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты |
Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, их значением для организма |
КВН «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты». Игра «Овощи и фрукты». Праздник «Ягоды и фрукты – самые вкусные «жители» леса и сада». Экскурсия в поликлинику. Праздник «Капустник». «Витаминная радуга» (стихи об овощах разного цвета). |
|
|
|
15 |
|
Каждому овощу свое время |
Познакомить детей с разнообразием овощей, их полезными свойствами |
Русская сказка «Вершки и корешки». Игра «Какие овощи выросли в огороде». Конкурс «Самый оригинальный овощной салат». Праздник «Каждому овощу – свое время». Игра-эстафета «Собираем овощи». Реклама овощей. |
|
|
|
16 |
|
День рождения |
Закрепить полученные знания о законах здорового питания, познакомить учащихся с полезными блюдами для праздничного стола |
Конкурс салатов, каш или бутербродов. Конкурс «Собираем урожай для Зелибобы». Игра «Правильно-неправильно». Конкурс «Курочки и петушки». Игра «Доскажи словечко». Организационно-деятельностная игра «Аукцион». Составление песенника «Приятного аппетита». |
|
||
|
|
Режим питания |
|
|
|
||
|
|
Заключительное занятие |
|
|
|
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Избыточное употребление пищи (переедание): физиологические, психологические и социальные причины»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей