Программа по краеведению. «Мой родной край» (6 класс)
Программа по краеведению. «Мой родной край» (6 класс)
Составитель: Коноплева Екатерина Степановна учитель географииМАОУСОШ №1 им.А.М.Денисова р .п.Хвойная Новгородской области
Пояснительная записка Должно знать, что любишь,
а понимание настоящего
невозможно без знания прошлого.
Н. М. Карамзин Вопросы изучения родного края становятся все более актуальными для современного географического образования. Это связано с тем, что объекты природного и культурного наследия обладают значительным культуротворческим потенциалом и способствуют целостному развитию всех сфер сознания личности: когнитивной, аффективной, волевой. Изучение природного и культурного наследия обеспечивает диалог культур — настоящего с прошлым и будущим на конкретной территории, а значит, выполняет важную функцию воспитания духовнонравственных качеств подрастающего поколения. Уникальная природа области и района, культура наших предков приобретают особую ценность и значимость для подростков, способствуя становлению у них патриотизма и гражданской позиции.
Таким образом, в основу содержания учебной программы положено изучение географической среды региона (Новгородской области) для жизни и деятельности человека и общества. Особенность данной программы заключается в комплексном осмыслений региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении, в саморазвитии учащихся.
Данный курс предлагается для учащихся 6 классов; и рассчитан на 34 часа(1 час в неделю). Цель данной программы является формирование у учащихся целостного, неповторимого образа территории Хвойнинского района, развитие широких практических знаний и умений, необходимых учащимся для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни. Для реализации данной цели необходимо:
• освоение знаний о своеобразии и целостности территории родного края как составной и неотъемлемой части нашей Родины; об особенностях природных характеристик и влиянии деятельности человека на состояние природы Хвойнинского края, влиянии природы на развитие хозяйства, организации рационального природопользования в регионе;
• овладение умениями ориентироваться на местности по характерным признакам донской природы; составлять план местности; применять географические знания. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате обучения по программе учащиеся должны: Знать /понимать
• Традиционные и новые методы географических исследований своей местности;
• Географические явления и процессы, характерные для природы Хвойнинского района,
• Компоненты природы, взаимосвязи между ними, их изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
Специфику географического положения объектов природы района • Минералы и полезные ископаемые, характерные для территории Хвойнинского района;
• Охраняемые природные объекты на территории Новгородской области и Хвойнинского района;
• Меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений по программе учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни . Содержание программы. Введение. История создания Хвойной и Хвойнинского района(5 часов)
По ступеням веков. Как и когда началась Хвойная. Строительство железной дороги, создание железнодорожных станций и разъездов. Современные населенные пункты района, занятие населения. Влияние природы на развитие хозяйства, традиции, обычай и быт людей.
Экскурсия в краеведческий музей. План и карта (6часов).
Определение направлений и расстояний на местности, плане и географической карте. Способы ориентирования на местности, используемые в районе. План местности, его чтение и составление. Чтение топографического плана местности.
Практические работы:
1. Ориентирование в черте города (поселка, села).
2. Составление плана местности.
Приборы и учебные материалы: тренога, планшет, визирная линейка, компас, рулетка, маркеры опорных пунктов. Структура работы:
— Организация опорных пунктов геодезической площадки;
— Привязка точек съемки к опорным пунктам;
— Глазомерная съемка местности:
— Определение направлений и расстояний на местности;
— Определение относительной высоты точки на местности;
— Определение направлений на местности по компасу, местным признакам. Солнцу, азимуту.
— Построение плана местности в масштабе.
3. Решение практических задач по топографическому плану
4. Составление и описание географического маршрута в районе проживания школьников.
Практическая работа.
1. Чтение физической карты Новгородской области.
Приборы и учебные материалы: Атлас Новгородской области, контурная карта, линейка, карандаши. Структура работы:
• Определение местоположения географических объектов по карте, их описание по карте, составление характеристики легенды карты. Новгородской области, расстояний между городами и положения городов по отношению друг к другу.
• Нанесение на контурную карту Новгородской области географических объектов и явлений.
Литосфера (4 часов).
Минеральные ресурсы Новгородской области и Хвойнинского области. Характерные черты рельефа области и района. Природные и антропогенные формы рельефа, характерные для Новгородской области. Рационального использование минеральных ресурсов. Образование и развитие техногенных форм рельефа. Воздействие хозяйственной деятельности людей на земную поверхность, ее последствия.
Практические работы:
1. Изучение горных пород своей местности.
Приборы и материалы: лопата, геологический молоток, рулетка, угломер, простейший нивелир.
Структура работы : Сбор коллекций горных пород, характерных для своей местности, разделение их по типам в коллекции;
2. Описание горных пород коллекции (состав, цвет, блеск, твердость и т. д.);
3. Описание выходов и обнажений горных пород по плану:
— выделение горизонтов по цвету и слоистости;
— описание горизонтов: цвет, слоистость, наличие включений.
2. Описание форм рельефа своей местности.
Приборы и учебные материалы: Топографическая карта или план, рулетка, линейка, атлас Новгородской области. Структура работы:
— Описание внешнего вида (морфологии) естественных и антропогенных форм рельефа;
— Выделение при описании форм рельефа различных размеров (рангов);
— Определение по карте Новгородской области самой высокой точки региона, относительных высот района проживания школьников;
— Описание по карте Новгородской области географического положения орографических объектов в районе проживания школьников ( Тихвинская гряда, Молого-Шекснинская низина)
Гидросфера (5часов).
Подземные воды, их использование и охрана в Новгородской области. Особенности гидрографической сети Новгородской области, Хвойнинского района р.Песь и её притоки: основные гидрологические характеристики.
Характеристика озер по типу их происхождения: ледниково-тектонические, карстовые.
Практические работы:
1. Описание водных объектов (источника, реки, озера, пруда в районе проживания школьников). Приборы и учебные материалы: примерная рейка, линейка, топографическая карта или план. Структура работы:
— Описание внешнего вида (морфологии) водных объектов и их размеров, характера берегов, степени их освоенности растительностью, использования и изменения человеком;
— Описание стадии водного режима, в которой находится водный объект.
2. Характеристика речной системы р. Песь(по плану).
4. Нанесение на контурную карту Новгородской области основных водных объектов края.
Атмосфера (5 часов).
Характеристика основных метеоэлементов Новгородской области и Хвойнинского района. Сезоны года. Опасные климатические явления и способы их предупреждения. Влияние климата на быт и виды хозяйственной деятельности населения области. Влияние хозяйственной деятельности человека на климат нашего края.
Практическая работа:
Организация наблюдений за погодой своей местности.
Приборы и учебные материалы: срочный термометр, барометр-анероид, флюгер, гигрометр аспирационный или волосяной, осадкомер, журнал для записи наблюдений, атлас Новгородской области.
Структура работы:
1. Отработка методики сбора метеоинформации с помощью простейших приборов;
2. Построение графика изменения температуры и облачности своей местности в январе (на основе личных наблюдений) и июле (по данным за прошлые года). Анализ полученных данных и данных климатической карты Новгородской области.
3. Построение графика суточной температуры воздуха, определение суточной амплитуды температур.
4. Построение и анализ годового графика температуры воздуха в г. п. Хвойная , определение годовой амплитуды температур.
5. Построение розы ветров своей местности.
6. Выделение и описание преобладающих типов погоды за период наблюдения.
Природные комплексы (7 часов)
Особенности животного мира Новгородской области и Хвойнинского района. Адаптация животных к природным условиям региона. Рыбные запасы и рыборазведение. Использование и охрана животного мира области и района. Растительность области зональная и интразональная. Естественные и антропогенные леса. Приспособление растительности к особенностям климатических условий нашего края. Основные типы почв на территории Новгородской области и Хвойнинского района, условия их образования. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования.
Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению. Сохранение растительного и животного мира нашего края. Заповедники, заказники и уникальные природные объекты. Что изучает экология. Влияние различных видов хозяйственной деятельности человека на природу края. Современное состояние природной среды региона. Понятие об экологической обстановке и антропогенном воздействии. Основные виды загрязнений природной среды нашего края, источники загрязнений.
Соблюдение правил поведения человека в природе и мер по борьбе с различными видами и формами загрязнения окружающей среды. Изучение и прогнозирование стихийных явлений. Определение мер защиты от стихийных природных явлений на территории Новгородской области.
Практическая работа:
1. Описание типичных растительных сообществ своей местности. Приборы и материалы: папка и бумага для сушки гербария, этикетки, совок-копалка или широкий нож. Структура работ:
1. Выделение типичных растительных сообществ.
2. Описание составляющих их растений и условий их обитания.
3. Составление гербария типичных для данной растительности сообществ.
Что изучает экология. Влияние различных видов хозяйственной деятельности человека на природу края. Современное состояние природной среды региона. Понятие об экологической обстановке и антропогенном воздействии. Основные виды загрязнений природной среды нашего края, источники загрязнений.
Соблюдение правил поведения человека в природе и мер по борьбе с различными видами и формами загрязнения окружающей среды. Изучение и прогнозирование стихийных явлений. Определение мер защиты от стихийных природных явлений на территории области и района.
Практические работы:
1. Описание населенного пункта (города, поселка и т.д.) проживания школьников.
Приборы и учебные материалы: план населенного пункта, дневник наблюдений, компас, гербарий, коллекция минералов, карандаш, фотографии населенного пункта.
Структура работы: описание особенностей географического положения и происхождения названия населенного пункта, населения, истории, культуры, архитектуры, промышленности, транспорта, экологической обстановки, проблем и перспектив развития.
2. Мониторинг состояния окружающей среды своей местности (возможно использование результатов работы экологического кружка, проведение «экологической эстафеты» и других форм организации учебных занятий).
• Наблюдения за погодой, состоянием воздуха и почвы своей местности, определения параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
• Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению;
• Принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
• Проведения самостоятельной работы по поиску географической информации о своей местности из различных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Итоговый урок(1час)
Тестовая итоговая работа
Учебно – тематическое планирование
учебного курса – география «Краеведение. Мой родной Хвойнинский район» 6 класс(34 часа,1 раз в неделю)
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки |
практические работы |
контрольные работы | |||
1 |
Введение | 6 | |||
1) Хвойнинский край -мой край. | 1 | ||||
2) История создания Хвойной | 1 | ||||
3) Наш край на карте | 1 | ||||
4) Современные населенные пункты района, занятие населения. | 1 | ||||
5) Влияние природы на развитие хозяйства, традиции, обычай и быт людей. | 1 | ||||
6) Экскурсия в краеведческий музей | 1 | ||||
2 |
План и карта. | 5 | |||
1) Изучаем масштаб. | 1 | ||||
2) Учимся ориентироваться. | 1 | ||||
3) Географические карты. | 1 | ||||
4) Границы нашего края. | 1 | ||||
5) Географические адреса. | 1 | ||||
3 |
Литосфера. | 5 | |||
1) Рельеф Новгородской области. | 1 | ||||
2) рельеф Хвойнинского района. | 1 | ||||
3) Подземные кладовые нашего края. | 1 | ||||
ПР «Основные формы рельефа края» | 1 | ||||
ПР «Подземные кладовые нашего края» | 1 | ||||
4 |
Гидросфера. | 5 | |||
1) Путешествие в Мировой Океан. | 1 | ||||
2) Подземные воды Хвойнинского района и Ростовской области. | 1 | ||||
4) Поверхностные воды Новгородской области. | 1 | ||||
5) Водоёмы Хвойнинского района. | 1 | ||||
ПР «Характеристика реки». | 1 | ||||
5 |
Атмосфера. | 5 | |||
1) Температура воздуха. | 1 | ||||
2) Ветер. | 1 | ||||
3) Осадки. | 1 | ||||
4) Погода и климат. | 1 | ||||
ПР «Построение графиков, описание погоды». | 1 | ||||
6 |
Природные комплексы. | 8 | |||
1) Почвы Новгородской области и Хвойнинского района. | 1 | ||||
2) Растительность Новгородской области. | 1 | ||||
3) Зелёный наряд Хвойнинского района. | 1 | ||||
4) Животный мир области и района. | 1 | ||||
5) Особо охраняемые территории. | 1 | ||||
6) Экологические проблемы Хвойнинского района. | 1 | ||||
ПР «Определение особенностей почв своего населённого пункта». | 1 | ||||
ПР «Описание природного комплекса своей местности». | 1 | ||||
7 | Итоговая работа | 1 | 1 | ||
8 | Итого | 34 |
2. Гетманцева С.М. Метод проектов: история и практика использования в школьном образовании /С.М. Гетманцева, Гребенникова Ю.В., Гущина О.А. — Великий Новгород: НРЦРО, НовГУ, 2000. -.
3. Денисенко Н. Древние топонимы Новгорода и его окрестностей: Исследовательская работа. — Новгород: Гимназия «Новоскул», 1998. —
4. Денисенко Н. Знаменитые люди земли Новгородской: Реферат. — Новгород: Гимназия «Новоскул». -1997. —
5. Иванов А.Н. Очерки по краеведению Хвойнинского района. — Хвойная, 1997. —
6. Киселев И.И, Проскуряков В.В и др. Геология и полезные ископаемые Новгородской области, Санкт –Петербург 1999г.
7. Охранная грамота: Справочно-информационный бюллетень Новгородского клуба «Экология». — 1999. — №1-6. 26.891 Новг.
8. Самуйлова В.Н. Логические задачи для младших школьников, составленные на основе исторических и географических данных Новгородской области. — Великий Новгород, 1999. — Список памятников садово-паркового искусства Новгородской области.- 2л, (м/п т.) 28,088 л6 Новг.
9. Человек и природа: Примерная программа регионального компонента «Новгородский край» Государственного образовательного стандарта /Е.М.Литвинова, Л.Н.Троянова, Г.О.Рыжова и др. — Великий Новгород, РЦРО, 2000. —
10. Леса земли новгородской ( под редакцией кандидата сельскохозяйственных наук М.В.Никонова, -овгород 1998г
11. Региональный компонент в географическом образовании (учебно-методический комплект), Новгород — 1996г
Программа по краеведению.
«Мой родной край»
(6 класс)
Составитель:
Коноплева Екатерина Степановна
учитель географииМАОУСОШ №1 им.А.М.Денисова р
.п.Хвойная Новгородской области
Пояснительная записка
Должно знать,
что любишь,
а понимание настоящего
невозможно
без знания прошлого.
Н. М. Карамзин
Вопросы
изучения родного края становятся все
более актуальными для современного
географического образования. Это связано
с тем, что объекты природного и культурного
наследия обладают значительным
культуротворческим потенциалом и
способствуют целостному развитию всех
сфер сознания личности: когнитивной,
аффективной, волевой. Изучение природного
и культурного наследия обеспечивает
диалог культур — настоящего с прошлым
и будущим на конкретной территории, а
значит, выполняет важную функцию
воспитания духовнонравственных качеств
подрастающего поколения. Уникальная
природа области и района, культура наших
предков приобретают особую ценность и
значимость для подростков, способствуя
становлению у них патриотизма и
гражданской позиции.
Таким образом,
в основу содержания учебной программы
положено изучение географической среды
региона (Новгородской области) для жизни
и деятельности человека и общества.
Особенность данной программы заключается
в комплексном осмыслений региональных
процессов и их роли в образовании,
самоопределении, в саморазвитии учащихся.
Данный курс предлагается для учащихся
6 классов; и рассчитан на 34 часа(1 час в
неделю).
Цель данной программы является формирование у учащихся целостного, неповторимого образа территории Хвойнинского района, развитие широких практических знаний и умений, необходимых учащимся для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.
Для реализации данной цели необходимо:
• освоение
знаний о своеобразии и целостности
территории родного края как составной
и неотъемлемой части нашей Родины; об
особенностях природных характеристик
и влиянии деятельности человека на
состояние природы Хвойнинского края,
влиянии природы на развитие хозяйства,
организации рационального природопользования
в регионе;
•
овладение умениями ориентироваться на местности по характерным
признакам донской природы;
составлять план местности; применять
географические знания.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате
обучения по программе учащиеся должны:
Знать /понимать
• Традиционные и новые методы
географических исследований своей
местности;
• Географические явления и процессы,
характерные для природы Хвойнинского
района,
• Компоненты природы,
взаимосвязи между ними, их изменения в
результате хозяйственной деятельности
человека;
Специфику географического
положения объектов природы района
• Минералы и полезные
ископаемые, характерные для территории
Хвойнинского района;
• Охраняемые
природные объекты на территории
Новгородской области и Хвойнинского
района;
• Меры по сохранению
природы и защите людей от стихийных
природных и техногенных явлений по
программе учащиеся должны использовать
приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной
жизни .
Содержание программы.
Введение. История создания Хвойной и Хвойнинского района(5 часов)
По
ступеням веков. Как и когда началась
Хвойная. Строительство железной дороги,
создание железнодорожных станций и
разъездов. Современные населенные
пункты района, занятие населения. Влияние
природы на развитие хозяйства, традиции,
обычай и быт людей.
Экскурсия
в краеведческий музей.
План и
карта (6часов).
Определение
направлений и расстояний на местности,
плане и географической карте. Способы
ориентирования на местности, используемые
в районе. План местности, его чтение и
составление. Чтение топографического
плана местности.
Практические
работы:
1. Ориентирование в черте
города (поселка, села).
2. Составление
плана местности.
Приборы и учебные
материалы: тренога, планшет, визирная
линейка, компас, рулетка, маркеры опорных
пунктов. Структура работы:
-
Организация опорных пунктов геодезической
площадки;
- Привязка точек съемки к
опорным пунктам;
- Глазомерная съемка
местности:
- Определение направлений
и расстояний на местности;
- Определение
относительной высоты точки на местности;
- Определение направлений
на местности по
компасу, местным признакам.
Солнцу, азимуту.
- Построение плана
местности в масштабе.
3. Решение
практических задач по топографическому
плану
4. Составление и описание
географического маршрута в районе
проживания школьников.
Практическая
работа.
1. Чтение физической
карты Новгородской области.
Приборы
и учебные материалы: Атлас Новгородской
области, контурная карта, линейка,
карандаши. Структура работы:
•
Определение местоположения географических объектов по карте, их
описание по карте, составление
характеристики легенды карты. Новгородской
области, расстояний между городами и
положения городов по отношению друг к
другу.
•
Нанесение на контурную карту Новгородской области географических
объектов и явлений.
Литосфера (4 часов).
Минеральные
ресурсы Новгородской области и
Хвойнинского области. Характерные черты
рельефа области и района. Природные и
антропогенные формы рельефа, характерные
для Новгородской области. Рационального
использование минеральных ресурсов.
Образование и развитие техногенных
форм рельефа. Воздействие хозяйственной
деятельности людей на земную поверхность,
ее последствия.
Практические
работы:
1. Изучение горных
пород своей местности.
Приборы
и материалы: лопата, геологический
молоток, рулетка, угломер,
простейший нивелир.
Структура работы
: Сбор
коллекций горных пород,
характерных для своей
местности, разделение их по типам в
коллекции;
2. Описание горных
пород коллекции (состав, цвет, блеск,
твердость и т. д.);
3. Описание
выходов и обнажений горных пород по
плану:
- выделение горизонтов по цвету
и слоистости;
- описание горизонтов:
цвет, слоистость, наличие включений.
2.
Описание форм рельефа своей местности.
Приборы и учебные материалы:
Топографическая карта или план,
рулетка, линейка, атлас Новгородской
области. Структура работы:
-
Описание внешнего вида
(морфологии) естественных и
антропогенных форм рельефа;
- Выделение
при описании форм рельефа различных
размеров (рангов);
- Определение по
карте Новгородской области самой высокой точки
региона, относительных высот района
проживания школьников;
- Описание
по карте Новгородской
области географического положения
орографических объектов в районе
проживания школьников ( Тихвинская
гряда, Молого-Шекснинская низина)
Гидросфера (5часов).
Подземные
воды, их использование и охрана в
Новгородской области. Особенности
гидрографической сети Новгородской
области, Хвойнинского района р.Песь и
её притоки: основные гидрологические
характеристики.
Характеристика озер
по типу их происхождения:
ледниково-тектонические, карстовые.
Практические работы:
1. Описание
водных объектов (источника, реки, озера, пруда
в районе проживания
школьников). Приборы и учебные
материалы: примерная рейка, линейка,
топографическая карта или план. Структура
работы:
- Описание внешнего вида
(морфологии) водных объектов и их
размеров, характера берегов, степени их освоенности
растительностью, использования и
изменения человеком;
- Описание стадии
водного режима, в которой находится
водный объект.
2. Характеристика речной
системы р. Песь(по плану).
4. Нанесение на контурную
карту Новгородской области основных
водных объектов края.
Атмосфера (5 часов).
Характеристика
основных метеоэлементов Новгородской
области и Хвойнинского района. Сезоны
года . Опасные климатические явления и
способы их предупреждения. Влияние
климата на быт и виды хозяйственной
деятельности населения области. Влияние
хозяйственной деятельности человека
на климат нашего края.
Практическая
работа:
Организация наблюдений
за погодой своей местности.
Приборы
и учебные материалы: срочный термометр,
барометр-анероид, флюгер, гигрометр
аспирационный или волосяной, осадкомер,
журнал для записи наблюдений, атлас
Новгородской области.
Структура
работы:
1. Отработка методики
сбора метеоинформации с помощью
простейших приборов;
2. Построение
графика изменения температуры
и облачности своей местности в январе
(на основе личных наблюдений) и июле (по
данным за прошлые года). Анализ полученных
данных и данных климатической карты
Новгородской области.
3. Построение графика суточной температуры воздуха, определение
суточной амплитуды температур.
4. Построение и анализ годового
графика температуры воздуха в г. п.
Хвойная , определение годовой
амплитуды температур.
5. Построение
розы ветров своей местности.
6. Выделение и описание преобладающих
типов погоды за период наблюдения.
Природные комплексы (7 часов)
Особенности
животного мира Новгородской области и
Хвойнинского района. Адаптация животных
к природным условиям региона. Рыбные
запасы и рыборазведение. Использование
и охрана животного мира области и
района. Растительность области зональная
и интразональная. Естественные и
антропогенные леса. Приспособление
растительности к особенностям
климатических условий нашего края.
Основные типы почв на территории
Новгородской области и Хвойнинского
района , условия их образования. Изменение
почв в процессе их хозяйственного
использования.
Способы определения
качества окружающей среды, меры по ее
сохранению и улучшению. Сохранение
растительного и животного мира нашего
края. Заповедники, заказники и уникальные
природные объекты. Что изучает экология.
Влияние различных видов хозяйственной
деятельности человека на природу края.
Современное состояние природной среды
региона. Понятие об экологической
обстановке и антропогенном воздействии.
Основные виды загрязнений природной
среды нашего края, источники загрязнений.
Соблюдение правил поведения человека
в природе и мер по борьбе с различными
видами и формами загрязнения окружающей
среды. Изучение и прогнозирование
стихийных явлений. Определение мер
защиты от стихийных природных явлений
на территории Новгородской
области.
Практическая работа:
1. Описание типичных растительных
сообществ своей местности. Приборы
и материалы: папка и бумага для сушки
гербария, этикетки, совок-копалка или
широкий нож. Структура работ:
1. Выделение типичных растительных
сообществ.
2. Описание составляющих
их растений и условий их обитания.
3. Составление гербария типичных
для данной растительности сообществ.
Что изучает экология. Влияние различных
видов хозяйственной деятельности
человека на природу края. Современное
состояние природной среды региона.
Понятие об экологической обстановке и
антропогенном воздействии. Основные
виды загрязнений природной среды нашего
края, источники загрязнений.
Соблюдение
правил поведения человека в природе и
мер по борьбе с различными видами и
формами загрязнения окружающей среды.
Изучение и прогнозирование стихийных
явлений. Определение мер защиты от
стихийных природных явлений на территории
области и района.
Практические
работы:
1. Описание населенного
пункта (города, поселка и т.д.) проживания
школьников.
Приборы и учебные
материалы: план населенного пункта,
дневник наблюдений, компас, гербарий,
коллекция минералов, карандаш, фотографии
населенного пункта.
Структура
работы: описание особенностей
географического положения и происхождения
названия населенного пункта, населения,
истории, культуры, архитектуры,
промышленности, транспорта, экологической
обстановки, проблем и перспектив
развития.
2. Мониторинг состояния
окружающей среды своей местности
(возможно использование результатов
работы
экологического кружка, проведение
«экологической эстафеты» и других форм
организации учебных занятий).
•
Наблюдения за погодой, состоянием
воздуха и почвы своей местности,
определения параметров природных
компонентов своей местности с
помощью приборов и инструментов;
•
Решения практических задач по определению
качества окружающей среды своей
местности, её использованию, сохранению
и улучшению;
• Принятия
необходимых мер в случае природных
стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
•
Проведения самостоятельной работы
по поиску географической
информации о своей местности из различных
источников: картографических,
статистических, геоинформационных.
Итоговый
урок(1час)
Тестовая итоговая
работа
Учебно –
тематическое планирование
учебного
курса – география «Краеведение. Мой
родной Хвойнинский район» 6 класс(34
часа,1 раз в неделю)
№п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе на: |
||
уроки |
практические работы |
контрольные работы |
|||
1 |
Введение |
6 |
|
|
|
1) Хвойнинский край -мой край. |
1 |
|
|
||
2) История создания Хвойной |
1 |
|
|
||
3) Наш край на карте |
1 |
|
|
||
4) Современные населенные пункты района, занятие населения. |
1 |
|
|
||
5) Влияние природы на развитие
хозяйства, традиции, обычай и быт
людей. |
1 |
|
|
||
6) Экскурсия в краеведческий музей |
1 |
|
|
||
2 |
План и карта. |
5 |
|
|
|
1) Изучаем масштаб. |
1 |
|
|
||
2) Учимся ориентироваться. |
1 |
|
|
||
3) Географические карты. |
1 |
|
|
||
4) Границы нашего края. |
1 |
|
|
||
5) Географические адреса. |
1 |
|
|
||
3 |
Литосфера. |
5 |
|
|
|
1) Рельеф Новгородской области. |
1 |
|
|
||
2) рельеф Хвойнинского района. |
1 |
|
|
||
3) Подземные кладовые нашего края. |
1 |
|
|
||
ПР «Основные формы рельефа края» |
|
1 |
|
||
ПР «Подземные кладовые нашего края» |
|
1 |
|
||
4 |
Гидросфера. |
5 |
|
|
|
1) Путешествие в Мировой Океан. |
1 |
|
|
||
2) Подземные воды Хвойнинского района и Ростовской области. |
1 |
|
|
||
4) Поверхностные воды Новгородской области. |
1 |
|
|
||
5) Водоёмы Хвойнинского района. |
1 |
|
|
||
ПР «Характеристика реки». |
|
1 |
|
||
5 |
Атмосфера. |
5 |
|
|
|
1) Температура воздуха. |
1 |
|
|
||
2) Ветер. |
1 |
|
|
||
3) Осадки. |
1 |
|
|
||
4) Погода и климат. |
1 |
|
|
||
ПР «Построение графиков, описание погоды». |
|
1 |
|
||
6 |
Природные комплексы. |
8 |
|
|
|
1) Почвы Новгородской области и Хвойнинского района. |
1 |
|
|
||
2) Растительность Новгородской области. |
1 |
|
|
||
3) Зелёный наряд Хвойнинского района. |
1 |
|
|
||
4) Животный мир области и района. |
1 |
|
|
||
5) Особо охраняемые территории. |
1 |
|
|
||
6) Экологические проблемы Хвойнинского района. |
1 |
|
|
||
ПР «Определение особенностей почв своего населённого пункта». |
|
1 |
|
||
ПР «Описание природного комплекса своей местности». |
|
1 |
|
||
7 |
Итоговая работа |
1 |
|
|
1 |
8 |
Итого |
34 |
|
|
|
Используемая литература:
-
Барышева А.А. Местные климаты и ландшафты Новгородской области. - Великий Новгород: НРЦРО, 1999..
-
Гетманцева С.М. Метод проектов: история и практика использования в школьном образовании /С.М. Гетманцева, Гребенникова Ю.В., Гущина О.А. - Великий Новгород: НРЦРО, НовГУ, 2000. -.
-
Денисенко Н. Древние топонимы Новгорода и его окрестностей: Исследовательская работа. - Новгород: Гимназия "Новоскул", 1998. -
-
Денисенко Н. Знаменитые люди земли Новгородской: Реферат. - Новгород: Гимназия "Новоскул". -1997. -
-
Иванов А.Н. Очерки по краеведению Хвойнинского района. - Хвойная, 1997. -
-
Киселев И.И, Проскуряков В.В и др. Геология и полезные ископаемые Новгородской области ,Санкт –Петербург 1999г.
-
Охранная грамота: Справочно-информационный бюллетень Новгородского клуба "Экология". - 1999. - №1-6. 26.891 Новг.
-
Самуйлова В.Н. Логические задачи для младших школьников, составленные на основе исторических и географических данных Новгородской области. - Великий Новгород, 1999. - Список памятников садово-паркового искусства Новгородской области.- 2л, (м/п т.) 28,088 л6 Новг.
-
Человек и природа: Примерная программа регионального компонента "Новгородский край" Государственного образовательного стандарта /Е.М.Литвинова, Л.Н.Троянова, Г.О.Рыжова и др. - Великий Новгород, РЦРО, 2000. -
-
Леса земли новгородской ( под редакцией кандидата сельскохозяйственных наук М.В.Никонова, -овгород 1998г
-
Региональный компонент в географическом образовании (учебно-методический комплект), Новгород - 1996г
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
Разработка способствует развитию одной из наиболее интересных и значимых тем современной педагогики – экологического воспитания детей. Детально разработанная программа и тщательно подобранные материалы способствуют повышению мотивации и заинтересованности учащихся при изучении тем программы.
К работе над реализацией программы были привлечены учащиеся 6 класса, совершившие туристический поход по окрестностям посёлка и подготовившие интересный дополнительный материал, нашедший отражение в красочном буклете.
Разработка рекомендована для работы на кружках и факультативных занятиях краеведческой направленности.
С уважением, С.А. Колодин.