Стихосложение. Двусложные стихотворные размеры.
Автор: Журавлёва Ирина Ивановна
Квалификационная категория: I
Место проживания: г. Кимры Тверской области РФ
Название учебного заведения: МОУ «Средняя школа № 14»
Учебник, по которому ведётся обучение: «Литература 6 класс». Авторы: В.П.Полухина. М. «Просвещение», 1997 год + Коровина В. Я. М., «Просвещение», 2008 г.
Тема урока: Стихосложение. Двусложные стихотворные размеры
Дисциплина: Литература
Класс: 6 класс
Продолжительность урока: 45 минут
Использование информационных технологий: презентация
Урок.
Тема: Стихосложение. Двусложные стихотворные размеры.
Цели и задачи: выявить отличия стихотворной речи от прозаической, познакомить со стихотворными размерами, научить определять размер стихотворения, познакомить со способами рифмовки и видами рифм, повторить тропы и определить их значение для стихотворной речи.
1.Вступительное слово учителя + фронтальная работа.
Что такое поэзия?
Один стихотворец определил её так:
«Разберите
стихи на слова,
Отбросьте бубенчики
рифм,
Ритм и размер,
Даже мысли
отбросьте.
Провейте слова на ветру.
Если
всё же останется что-то,
Это и будет
поэзия».
Как образовано слово «стихотворение»? (В слове два корня – -стих- и -твор-.)
Назовите родственные слова к данному слову. ( Стихи, творчество, творить, творение стихов.)
Творение стихов…Как красиво звучит. У художника для творчества есть кисти и краски, у композитора – ноты и музыкальные инструменты.
А чем пользуется поэт? (Словом.)
Поэт действительно берёт слово, помещает его в необычную стихотворную среду, и рождается образ, стихотворение. Для создания ярких образов, воздействия на воображение читателей, слушателей автор пользуется специальными литературными тропами.
Какие из них вы уже знаете? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения…)
2.Повторение.
Задание 1.
Определите вид тропа.
1.Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает. (сравнение + олицетворение)
(А. С. Пушкин)
2. Заводь спит. Молчит вода зеркальная.
Только там, где дремлют камыши,
Чья-то песня слышится печальная,
Как последний вздох души. (К. Бальмонт) (олицетворение, эпитет, сравнение)
3.В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть. (С.А. Есенин) (метафора)
Зачем поэты используют литературные тропы?
(Вводя тропы в текст, автор хочет, чтобы его не только услышали, но и представили, увидели изображенные словом картины. Литературные тропы – это могучее средство воздействия на воображение читателя, заставляющее его пережить те же чувства, которые вложил автор в свое произведение. Кстати, тропы уместны не только в поэзии, но и в художественной прозе.)
Задание 2.
Слайд 3. Уберите из стихотворения тропы, позволяющие создать яркий образ осеннего парка. Посмотрим, что получится:
За
окном ветерок веселится, |
За окном ветерок…………………………….. ………………………………………………….. И листочки ……………… по дорожке, ………………………………………………… |
Что получилось?
(Скупой текст, никаких ярких образов. Читать неинтересно. Так может сочинить каждый).
Стихи напоминают прогулку по лесу, ведь чтобы понять стихотворение, надо вдумываться, вчитываться, надо быть очень внимательным, как во время сбора грибов. Так мы и ищем тропы, словно заблудившиеся грибники тропинку в лесу. А найдя, радуемся, потому что это помогает нам приблизиться к замыслу автора, его видению, помогает нам представить нарисованную словами картину. Да, трудно представить себе стихи без тропов.
Слайд 4. А без чего ещё, по-вашему, не могут существовать стихи? (Без рифмы.)
Что такое рифма? (Рифма – это повтор звуков, связывающий окончания двух или более строк. Рифма – это созвучие на конце строк.)
Концы
с концами я свожу путём рифмовки,
Над
каждым словом ворожу движеньем
ловким,
Приделав лёгкие крыла к слогам
конечным,
Чтоб вечно музыка была в
пространстве вечном.
(Л.Е. Миллер)
Слайды 5,6,7.
Рифма:
Выткался на озере алый свет зари, А На бору со звонами плачут глухари. А Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Б Только мне не плачется - на душе светло. Б С.А. Есенин
Унылая пора! Очей очарованье! А Приятна мне твоя прощальная краса- Б Люблю я пышное природы увяданье, А В багрец и в золото одетые леса… Б А. С. Пушкин
Глядел я, стоя над Невой, А Как Исаака-великана Б Во мгле морозного тумана Б Светился купол золотой. А Ф. И. Тютчев |
Слайд 8.
Мужская рифма – с ударением на последнем слоге (окно – давно). Женская рифма – с ударением на предпоследнем слоге (даром – пожаром). В небе тают облак`а, (мужская) И, лучистая на зн`ое, (женская) В искрах катится рек`а, (мужская) Словно зеркало стальн`ое. (женская) |
Что ещё, кроме рифмы, организует стихотворную речь?
(Ритм).
Ритмом называют равномерное повторение чего-то одинакового. Многое в нашей жизни основано на ритме. Докажите это.
-
ритмичное повторение времени суток (день – ночь – день – ночь – …);
-
ритмичное повторение времен года (зима – весна – лето – осень – …);
-
ритмичное биение сердца (тук – тук – тук – тук - …);
-
ритмичное раскачивание маятника часов (тик – так – тик – так- … и т. д.
Ритм обязательно есть и в стихотворении (даже если в нем нет рифмы). Стихотворение можно “продирижировать” равномерными отмашками руки, можно “отстукать”, “отхлопать”. Ритм в стихах создает и настроение, и образ. А чтобы хорошо понять и прочитать стихи, надо непременно прислушаться к музыке ритма, при чтении подчиниться ему.
3.Практическая работа.
Слайд 9.
Задание
3.
Сравним 2 предложения:
-
Новый день, шумя, приходит в город…
-
Шумя, в город приходит новый день…
Смысл в обоих предложениях один и тот же?
Однако где речь стихотворная, а где прозаическая?
(1 – стих. речь, 2 – проза. Вывод: нет ритма – нет стихотворения!)
Значит, чтобы получилась стихотворная строка, необходимо равномерное повторение ударных и безударных слогов.
Слайд.
Разбейте на слоги стихотворную строку, расставьте ударения, ударные и безударные слоги обозначьте разными значками: Но-вый день, шу-мя, при-хо-дит в го-род…
- безударный слог - ударный слог Что получилось? (Узор, орнамент, состоящий из равномерно повторяющихся элементов). Попробуйте то же самое сделать с прозаической строкой. Шу-мя, в го-род при-хо-дит но-вый день… Вывод: стихотворная строка – это узор, сплетённый из повторяющихся элементов, это орнамент, а прозаическая – нет.) |
А что, по-вашему, нужно сделать, чтобы это предложение вновь зазвучало как стихотворение?
(Нужно переставить местами слова.)
Слайд 10.
Попробуйте переставить слова так, чтобы получилось стихотворение: |
|
Астры осыпаются в садах, Под окошком желтеет стройный клён, И холодный туман на полях Неподвижно белеет целый день… |
Осыпаются астры в садах, Стройный клён под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет… |
Трудно? Конечно, трудно. И без таланта и знаний здесь не обойтись.
«Высокой
страсти не имея
Для звуков жизни не
щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как
мы ни бились, отличить» -
так написал А. С. Пушкин о своём герое
Евгении Онегине. Хорей и ямб – это
стихотворные размеры.
4.Новый материал.
Цель нашего сегодняшнего урока – научиться отличать ямб от хорея.
Слайды 11- 12.
Размер – это порядок чередования ударных и безударных слогов. Стихотворные размеры. двусложные трёхсложные хорей ямб дактиль амфибрахий анапест ХОРЕЙ - двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге, то есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги. Мчатся тучи, вьются тучи… Мч`ат- ся т`у- чи, вь`ют-ся т`у- чи… _́_ __ / _́_ __ / _́_ __ / _́_ __ - 4 – х стопный хорей - стопа (это минимальное повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов в стихе). |
Слайд 13.
ЯМБ - двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги. Люблю грозу в начале мая… Люб-л`ю гро-з`у в на-ч`а-ле м`а-я… __ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ - 4 – х стопный ямб |
5.Закрепление.
Слайды 14, 15, 16.
Задание 4.
Прочитайте выразительно стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер». Вы, наверно, почувствовали и рифму, и ритм стихотворения. Благодаря этим составляющим, многие стихи легко ложатся на музыку. Послушайте романс на стихи Пушкина. Какие эмоции вызвал в вас этот романс?
Задание 5 .
Определите размер стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», способ рифмовки и вид рифмы.
Б`у-ря мгл`о-ю н`е-бо кр`о-ет…
_́_ __ / _́_ __ / _́_ __ / _́_ __ - 4 – х стопный хорей
Буря мглою небо кр`оет, Перекрёстная рифмовка, жен. и муж. рифмы.
Вихри снежные крут`я,
То, как зверь, она зав`оет,
То заплачет, как дит`я…
Задание 6 .
Определите размер, способ рифмовки и вид рифмы:
-
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз…
__ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / 5 – стопный ямб, кольцевая рифмовка, мужская и женская рифмы.
17 слайд.
-
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
_́_ _́_ / _́_ __ / _́_ __ / _́_ __ /
4 – стопный хорей, парная рифмовка, жен. и муж. рифмы.
- Спондей - это стопа с дополнительным ударением при сочетании нескольких ударных слогов.
-
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
__ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ 4 – стопный ямб, перекрёстная рифмовка, женская и мужская рифмы.
-
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
__ _́_ / __ _́_ / __ __ / __ _́_ / 4 – стопный ямб, перекрёстная рифмовка, муж. и жен. рифмы. – Пиррихий – это стопа с «пропущенным» ударением при сочетании двух или более безударных слогов.
-
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он
бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
_́_ __ / _́_ __ / __ __ / _́_ __ / 4 – стопный хорей, парная рифмовка, жен. и муж. рифмы.
6. Выводы.
У каждого искусства свои правила. Чтобы создать настоящее произведение искусства, музыканту надо до тонкостей постичь особенности своего инструмента, певцу – много трудиться, чтобы поставить голос, художнику тоже нужно пройти серьёзную школу, чтобы создать достойное творение.
Поэт должен научиться умело пользоваться свойствами языка. Одно из этих свойств – умение придать своей фразе поэтическое звучание. Для этого и нужно знание существующих в родной поэзии размеров.
7. Повторение в конце урока.
1. В чём отличие стихотворной и прозаической речи?
2.С какими двусложными стихотворными размерами вы сегодня познакомились?
3. Какие узнали способы рифмовки, виды рифм?
4. Какова роль тропов в стихотворении?
Вы можете спросить, зачем вам нужно изучать стихотворные размеры, ведь поэтами вы становиться не собираетесь. Как знать, а вдруг кто – то из вас в дальнейшем станет поэтом и прославит и школу, и город, кто – то выберет другой путь в жизни. Главное, что знания всегда необходимы и никому ещё не помешали.
8.Домашнее задание.
Сочините четверостишия по заданным рифмам, используя известные вам стихотворные размеры: |
|
………………………………….розы ……………………………..…… мой ………………………..….. морозы …………………………..…. .рукой |
……………………………
.темницу |
……………………………на скале ………………..….. над волнами …………………..…… с берегами …………………….………… мгле |
|
Использованная литература.
1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%DF%EC%E1
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B9
3. http://rifma.com.ru/AZ-TROP.htm
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%84%D0%BC%D0%B0
5. http://filatova11.blogspot.ru/2012/11/blog-post_25.html
6. http://svetagonch.blogspot.ru/2012/07/blog-post_5995.html
I. Определите вид тропа. |
|
1.Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. (А. С. Пушкин) |
|
2. Заводь спит. Молчит вода зеркальная. Только там, где дремлют камыши, Чья-то песня слышится печальная, Как последний вздох души. (К. Бальмонт) |
|
3.В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. (С.А. Есенин) |
|
III. Определите размер, способ рифмовки и вид рифмы: |
|
Друзья
мои, прекрасен наш союз! |
|
Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. |
|
Мой
дядя самых честных правил, |
|
Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в день печали был мне дан. |
|
II. «Зимний вечер» А. С. Пушкин |
|
||
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя: где же кружка? Сердцу будет веселей. 1825 |
|
Количество слайдов - 17
Среда (редактор), в которой выполнена презентация - PowerPoint 2007
Цель использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации: наглядное представление материала, позволяющее усвоить новый материал, закрепить теоретические знания и отработать практические умения и навыки...
Слайд |
Рекомендации по использованию |
|||||
3 слайд |
Задание 2. Уберите из стихотворения тропы, позволяющие создать яркий образ осеннего парка. Посмотрим, что получится:
Что получилось? (Скупой текст, никаких ярких образов. Читать неинтересно. Так может сочинить каждый). Стихи напоминают прогулку по лесу, ведь чтобы понять стихотворение, надо вдумываться, вчитываться, надо быть очень внимательным, как во время сбора грибов. Так мы и ищем тропы, словно заблудившиеся грибники тропинку в лесу. А найдя, радуемся, потому что это помогает нам приблизиться к замыслу автора, его видению, помогает нам представить нарисованную словами картину. Да, трудно представить себе стихи без тропов. |
|||||
4 слайд |
А без чего ещё, по-вашему, не могут существовать стихи? (Без рифмы.) Что такое рифма? (Рифма – это повтор звуков, связывающий окончания двух или более строк. Рифма – это созвучие на конце строк.) Концы
с концами я свожу путём рифмовки, |
|||||
5,6,7 слайды |
Рифма:
Выткался на озере алый свет зари, А На бору со звонами плачут глухари. А Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Б Только мне не плачется - на душе светло. Б С.А. Есенин
Унылая пора! Очей очарованье! А Приятна мне твоя прощальная краса- Б Люблю я пышное природы увяданье, А В багрец и в золото одетые леса… Б А. С. Пушкин
Глядел я, стоя над Невой, А Как Исаака-великана Б Во мгле морозного тумана Б Светился купол золотой. А Ф. И. Тютчев |
|||||
8 слайд |
Мужская рифма – с ударением на последнем слоге (окно – давно). Женская рифма – с ударением на предпоследнем слоге (даром – пожаром). В небе тают облак`а, (мужская) И, лучистая на зн`ое, (женская) В искрах катится рек`а, (мужская) Словно зеркало стальн`ое. (женская) |
|||||
9слайд |
Задание
3.
Смысл в обоих предложениях один и тот же? Однако где речь стихотворная, а где прозаическая? (1 – стих. речь, 2 – проза. Вывод: нет ритма – нет стихотворения!) Значит, чтобы получилась стихотворная строка, необходимо равномерное повторение ударных и безударных слогов.
А что, по-вашему, нужно сделать, чтобы это предложение вновь зазвучало как стихотворение? (Нужно переставить местами слова.) |
|||||
10 слайд |
|
|||||
11 слайд |
Размер – это порядок чередования ударных и безударных слогов. Стихотворные размеры. двусложные трёхсложные хорей дактиль ямб амфибрахий анапест
|
|||||
12 слайд |
ХОРЕЙ - двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге, то есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги. Мчатся тучи, вьются тучи… Мч`ат- ся т`у- чи, вь`ют-ся т`у- чи… _́_ __ / _́_ __ / _́_ __ / _́_ __ - 4 – х стопный хорей - стопа (это минимальное повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов в стихе). |
|||||
13 слайд |
ЯМБ - двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги. Люблю грозу в начале мая… Люб-л`ю гро-з`у в на-ч`а-ле м`а-я… __ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ - 4 – х стопный ямб |
|||||
14-16 слайды |
Задание 4. Прочитайте выразительно стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер». Вы, наверно, почувствовали и рифму, и ритм стихотворения. Благодаря этим составляющим, многие стихи легко ложатся на музыку. Послушайте романс на стихи Пушкина (аудио). Какие эмоции вызвал в вас этот романс? |
|||||
17 слайд |
Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. _́_ _́_ / _́_ __ / _́_ __ / _́_ __ / 4 – стопный хорей, парная рифмовка, жен. и муж. рифмы. - Спондей - это стопа с дополнительным ударением при сочетании нескольких ударных слогов. 4. Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в день печали был мне дан.
__ _́_ / __ _́_ / __ __ / __ _́_ / 4 – стопный ямб, перекрёстная рифмовка, муж. и жен. рифмы. – Пиррихий – это стопа с «пропущенным» ударением при сочетании двух или более безударных слогов.
|
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»