Конспект логопедического занятия «Обобщающий урок по теме «Зима»
2) Вспомнить признаки зимы, понять красоту природы.
3) Расширить словарный запас.
Цели: 1) Развитие речи, памяти, мышления, мелкой моторики.
2) Вспомнить признаки зимы, понять красоту природы.
3) Расширить словарный запас.
Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки, тетради, карточки.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Логопед: Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, всё ль в порядке-
Ручка, книжки и тетрадки.
Дети: Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
2. – Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
— Как вы думаете, какому времени года посвящено стихотворение А. С. Пушкина? Правильно, зиме. Докажите это.
— Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме. Урок наш необычный. Мы будем играть, но помните, что вы ученики 4 класса и сегодня должны многому научиться.
Логопед обращает внимание учащихся на запись на доске:
o Вспомнить признаки зимы как времени года;
o Выявить взаимосвязи в природе зимой;
o Определить своё отношение к зиме и понять красоту природы в зимнее время года;
o Научиться работать в группах- слушать и задавать вопросы.
-Сегодня наш класс — это телевизионный канал «Зимушка – зима», который в своих передачах рассказывает зрителям об этом времени года. К прямому эфиру сейчас будут готовиться четыре программы: «Прогноз погоды», «Клуб путешественников», «Диалоги о животных», «Здоровье», которые помогут нам поговорить о зиме. Наш канал работает в прямом эфире, поэтому зрители могут задавать вопросы.
I. Программа «Прогноз погоды».
Вы ведете наблюдения за погодой. Ваша задача – рассказать зрителям, какие изменения происходят зимой в природе.
1. Рассказ о зиме по схеме.
— Зимой часто идёт снег. Кто может мне сказать, чем пахнет снег? (свежестью, холодом, сыростью, зимой)
— Расскажите, какие вы снежинки видели? (Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие)
— Что же делают эти легкие снежинки? (Они летают, падают, кружатся, ложатся.)
-А можно ли сказать, что они шепчутся? Или танцуют, грустят, плачут? Когда мы так говорим? (В сказках).
2. — Итак, к нам прилетели снежинки. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую. Как нет одинаковых лиц, так нет и одинаковых снежинок. А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить себе одну единственную снежинку, не похожую ни на чью, потому что это – ваша снежинка, вы создали её в своём воображении. Представили? Теперь возьмите ручки и нарисуйте каждый свою снежинку, которую создала ваша фантазия.( Дети рисуют снежинки).
3. В студию поступили вопросы.
О каком месяце говорят?
1) Назовите –ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче. Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц тот пройдет, мы встречаем Новый год. (декабрь)
2) Щиплет уши. Щиплет нос. Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет не вода уже, а лед.
Даже птице не летится, от мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лете. Что, скажи за месяц это? (Январь)
3) Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега,-
То бураны и метели на деревню налетели.
По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.
День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Февраль)
-Есть вопросы к этой программе? А сейчас поиграем в игру «День – ночь».
Все закрывают глаза. Тот, до кого дотронется учитель, называет любое «снежное» слово. А класс угадывает, кто его сказал.
II. Программа «Клуб путешественников».
1. — Вы – путешественники. Расскажите нам о том, какими вы увидели землю. Водоемы и растения в зимнее время.
1) -Чем покрыта земля зимой?
— Чем покрыты водоемы?
— Какие меры безопасности надо соблюдать зимой на водоемах?
2) -Какие деревья зимой? Хвойные? Лиственные?
— Почему лиственные деревья на зиму сбрасывают листву?
2. Путешествие в зимний лес. Закройте глаза. Кто из вас что – нибудь увидит или услышит в лесу? Поделитесь с нами. (Звучит муз. пьеса И.- С. Баха «Шутка»)
— Что увидели в лесу?
— Что услышали?
— Каким увидели лес? (Лес неподвижный, белый, загадочный, прозрачный, сонный…)
— А кто хозяйка этого загадочного леса?
— Как её можно назвать? (Зима морозная, снежная, волшебница.)
Физминутка
Вот повеял ветерок,
Холодом пахнуло,
Словно бабушка – зима
Рукавом махнула.
Полетели с высоты
Белые пушинки,
На деревья и кусты
Падают снежинки.
III. Программа “Диалоги о животных»
— А сейчас вы – натуралисты и ведете наблюдения за жизнью животных. Задача программы – рассказать о переменах, которые происходят в жизни животных в зимнее время года.
1. Разделите картинки с изображениями птиц на 2 группы и назовите эти группы.
(Зимующие и перелетные)
— Как же птице перезимовать?
— Расскажите, чем питаются птицы, которые остаются зимовать?
2. Работа с серией сюжетных картин «Кормушка»
3. Ученики читают стихотворения:
«Как птице перезимовать?» К. Мухаммади и «Покормите птиц» А. Яшина.
4. Логическая задача.
— Давай устроим на балконе зимнюю птичью столовую,- попросила Таня маму,- пускай птички прилетают и подкармливаются.- Сначала Таня насыпала в кормушку различные семечки, крошки. Синички и воробьи быстро сновали около неё, подкармливаясь в короткий зимний день. Как – то девочка долго собиралась в школу и забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветреный. Голодные и замерзшие птички прилетели к кормушке, но ничего там не нашли.
На следующий день Таня насыпала корм, но прилетело уже меньше синичек, воробьёв. Почему?
Вывод: Птичка, которая зимой не поела хоть один день, может погибнуть от холода. Зимний день очень короткий, и те птички, которые уже привыкли находить себе еду в кормушке, не знали других мест, где можно было бы найти её. Поэтому, если устроена кормушка. Нужно обязательно класть туда корм ежедневно.
Физпауза. Пальчиковая гимнастика «Сколько птичек?».
5. Работа в тетрадях. Выполнить задания по карточкам: отгадай загадку, запиши отгадку, начерти схему слова.
IV. Программа «Здоровье».
— Как надо заботиться о своем здоровье зимой?
1. Помогите подобрать зимнюю одежду для девочки Даши.
— Поступил вопрос. Расскажите, почему зимой надо одеваться теплее.
2. – Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (Снеговик)
— Снеговик я не простой,
Любопытный, озорной.
Знать хочу я, чем ребята
Занимаются зимой?
(На горку забираются,
На саночках катаются.)
— Какие у ребят зимние забавы? (Беседа по картине).
3. Игра «Хорошо – плохо».
Зима это хорошо: можно кататься на санках, играть в снежки, зимой – Новый год……
Зима это плохо- можно замерзнуть, поскользнуться, много ненастных дней, раньше темнеет, нужно много одежды одевать…….
И тем не менее – зима – это замечательно.
4. Работа в тетрадях по карточкам: составь предложение и запиши его.
5. Вырежете по своему эскизу снежинку
-Какие вопросы к программе есть у других редакций?
На этом наш телеканал завершает свою работу. До новых встреч в эфире.
Подведение итогов.
— Ребята, чему мы научились сегодня на уроке?
Что нового узнали?
КС(К)ОУ «Ибресинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Конспект логопедического занятия
Тема: «Обобщающий урок по теме «Зима»
Составила: учитель логопед
высшей квалификационной категории
Светлана Николаевна Алексеева
П. Ибреси
Обобщающий урок по теме «Зима».
Цели: 1) Развитие речи, памяти, мышления, мелкой моторики.
2) Вспомнить признаки зимы, понять красоту природы.
3) Расширить словарный запас.
Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки, тетради, карточки.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Логопед: Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, всё ль в порядке-
Ручка, книжки и тетрадки.
Дети: Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
2. – Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- Как вы думаете, какому времени года посвящено стихотворение А. С. Пушкина? Правильно, зиме. Докажите это.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме. Урок наш необычный. Мы будем играть, но помните, что вы ученики 4 класса и сегодня должны многому научиться.
Логопед обращает внимание учащихся на запись на доске:
-
Вспомнить признаки зимы как времени года;
-
Выявить взаимосвязи в природе зимой;
-
Определить своё отношение к зиме и понять красоту природы в зимнее время года;
-
Научиться работать в группах- слушать и задавать вопросы.
-Сегодня наш класс - это телевизионный канал «Зимушка – зима», который в своих передачах рассказывает зрителям об этом времени года. К прямому эфиру сейчас будут готовиться четыре программы: «Прогноз погоды», «Клуб путешественников», «Диалоги о животных», «Здоровье», которые помогут нам поговорить о зиме. Наш канал работает в прямом эфире, поэтому зрители могут задавать вопросы.
I. Программа «Прогноз погоды».
Вы ведете наблюдения за погодой. Ваша задача – рассказать зрителям, какие изменения происходят зимой в природе.
1. Рассказ о зиме по схеме.
- Зимой часто идёт снег. Кто может мне сказать, чем пахнет снег? (свежестью, холодом, сыростью, зимой)
- Расскажите, какие вы снежинки видели? (Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие)
- Что же делают эти легкие снежинки? (Они летают, падают, кружатся, ложатся.)
-А можно ли сказать, что они шепчутся? Или танцуют, грустят, плачут? Когда мы так говорим? (В сказках).
2. - Итак, к нам прилетели снежинки. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую. Как нет одинаковых лиц, так нет и одинаковых снежинок. А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить себе одну единственную снежинку, не похожую ни на чью, потому что это – ваша снежинка, вы создали её в своём воображении. Представили? Теперь возьмите ручки и нарисуйте каждый свою снежинку, которую создала ваша фантазия.( Дети рисуют снежинки).
3. В студию поступили вопросы.
О каком месяце говорят?
-
Назовите –ка, ребятки , месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче. Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц тот пройдет, мы встречаем Новый год. (декабрь)
-
Щиплет уши. Щиплет нос. Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет не вода уже, а лед.
Даже птице не летится, от мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лете. Что, скажи за месяц это? (Январь)
-
Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега,-
То бураны и метели на деревню налетели.
По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.
День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Февраль)
-Есть вопросы к этой программе? А сейчас поиграем в игру «День – ночь».
Все закрывают глаза. Тот, до кого дотронется учитель, называет любое «снежное» слово. А класс угадывает, кто его сказал.
II. Программа «Клуб путешественников».
1. - Вы – путешественники. Расскажите нам о том, какими вы увидели землю. Водоемы и растения в зимнее время.
-
-Чем покрыта земля зимой?
- Чем покрыты водоемы?
- Какие меры безопасности надо соблюдать зимой на водоемах?
-
-Какие деревья зимой? Хвойные? Лиственные?
- Почему лиственные деревья на зиму сбрасывают листву?
2. Путешествие в зимний лес. Закройте глаза. Кто из вас что – нибудь увидит или услышит в лесу? Поделитесь с нами. (Звучит муз. пьеса И.- С. Баха «Шутка»)
- Что увидели в лесу?
- Что услышали?
- Каким увидели лес? (Лес неподвижный, белый, загадочный, прозрачный, сонный…)
- А кто хозяйка этого загадочного леса?
- Как её можно назвать? (Зима морозная, снежная, волшебница.)
Физминутка
Вот повеял ветерок,
Холодом пахнуло,
Словно бабушка – зима
Рукавом махнула.
Полетели с высоты
Белые пушинки,
На деревья и кусты
Падают снежинки.
III. Программа “Диалоги о животных»
- А сейчас вы – натуралисты и ведете наблюдения за жизнью животных. Задача программы – рассказать о переменах, которые происходят в жизни животных в зимнее время года.
1. Разделите картинки с изображениями птиц на 2 группы и назовите эти группы.
(Зимующие и перелетные)
- Как же птице перезимовать?
- Расскажите, чем питаются птицы, которые остаются зимовать?
2. Работа с серией сюжетных картин «Кормушка»
3. Ученики читают стихотворения:
«Как птице перезимовать?» К. Мухаммади и «Покормите птиц» А. Яшина.
4. Логическая задача.
- Давай устроим на балконе зимнюю птичью столовую,- попросила Таня маму,- пускай птички прилетают и подкармливаются.- Сначала Таня насыпала в кормушку различные семечки, крошки. Синички и воробьи быстро сновали около неё, подкармливаясь в короткий зимний день. Как – то девочка долго собиралась в школу и забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветреный . Голодные и замерзшие птички прилетели к кормушке, но ничего там не нашли.
На следующий день Таня насыпала корм, но прилетело уже меньше синичек, воробьёв. Почему?
Вывод: Птичка, которая зимой не поела хоть один день, может погибнуть от холода. Зимний день очень короткий, и те птички, которые уже привыкли находить себе еду в кормушке, не знали других мест, где можно было бы найти её. Поэтому, если устроена кормушка. Нужно обязательно класть туда корм ежедневно.
Физпауза. Пальчиковая гимнастика «Сколько птичек?».
5. Работа в тетрадях. Выполнить задания по карточкам: отгадай загадку, запиши отгадку, начерти схему слова.
IV. Программа «Здоровье».
- Как надо заботиться о своем здоровье зимой?
1. Помогите подобрать зимнюю одежду для девочки Даши.
- Поступил вопрос. Расскажите, почему зимой надо одеваться теплее.
2. – Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (Снеговик)
- Снеговик я не простой,
Любопытный, озорной.
Знать хочу я , чем ребята
Занимаются зимой?
(На горку забираются,
На саночках катаются.)
- Какие у ребят зимние забавы? (Беседа по картине).
3. Игра «Хорошо – плохо».
Зима это хорошо: можно кататься на санках, играть в снежки, зимой – Новый год……
Зима это плохо- можно замерзнуть, поскользнуться, много ненастных дней, раньше темнеет, нужно много одежды одевать…….
И тем не менее – зима – это замечательно.
4. Работа в тетрадях по карточкам: составь предложение и запиши его.
5. Вырежете по своему эскизу снежинку
-Какие вопросы к программе есть у других редакций?
На этом наш телеканал завершает свою работу . До новых встреч в эфире.
Подведение итогов.
- Ребята, чему мы научились сегодня на уроке?
Что нового узнали?
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»