Программа работы научного общества учащихся "Юный филолог"
Нерчинская Любовь Ивановна,
учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 76,
заслуженный учитель РФ
Программа работы научного общества учащихся «Юный филолог»
Пояснительная записка
Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой исследовательской
работе.
А.Н.Колмогоров
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Для этой цели в МБОУ гимназии № 76 создано научное общество учащихся «Юный филолог».
Основанием для создания НОУ явилось с одной стороны - насущная потребность гимназии в учащихся, умеющих самостоятельно добывать знания, владеющих навыками исследовательской деятельности, с другой стороны – недостаточная подготовка учащихся основной школы к исследовательской деятельности.
На занятиях НОУ ребята вместе с руководителем определяют тему исследования и этапы работы над темой. Руководитель проводят консультирование с учащимися по проводимым исследованиям согласно утвержденному плану работы, учебу членов научного общества по правилам ведения научно - исследовательской работы. Результаты своих исследований школьники представляют на ежегодной научно-практической конференции обучающихся в гимназии, на районной и городской краеведческой конференции, на осенней и весенней сессиях Донской академии наук юных исследователей (ДАНЮИ).
Какое значение для учащихся имеют занятия в научном обществе? Они дают возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомят с методами научной и творческой работы, развивают познавательный интерес, любознательность, учат общению со сверстниками и единомышленниками, дают возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Успешность в овладении исследовательскими умениями способствует развитию и совершенствованию аналитических умений учащихся, повышает вероятность самостоятельно осуществляемого, грамотного принятия решения. Умения подобного рода, как показывает практика, значимы и в дальнейшем вузовском обучении учащегося.
Программа НОУ «Юный филолог» нацелена на совместную работу разновозрастных групп обучающихся, желающих проявить и развить свои способности в сфере познания и творчества.
Цель НОУ «Юный филолог» — предоставить возможность школьникам развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей; способствовать овладению учащимися умениями и навыками написания учебного исследования.
Задачи программы:
Обучающие:
-
Познакомить учащихся с теоретическим обоснованием структуры исследования и видами исследовательских работ.
-
Способствовать овладению учащимися методами проведения исследования.
-
Сочетать теоретическую подготовку учащихся с практической деятельностью по отработке каждого элемента структуры исследовательской работы.
-
Стимулировать исследовательскую деятельность учащихся посредством различного рода презентаций.
-
Дать школьнику системные знания об окружающем мире в соответствии с его возрастом и способностями.
Развивающие:
-
Развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую).
-
Развить творческие и коммуникативные способности учащихся.
-
Научить правильно оформлять результаты работы, защищать ее.
-
Повышать общий интеллектуальный уровень подростков.
-
Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге
-
Формировать навыки дискуссии в процессе участия в научных экспериментах и исследованиях.
Воспитательные:
-
Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям.
-
Воспитывать потребность в общении с книгой, желание заниматься исследовательской работой.
-
Формировать общественную активность.
В ходе выполнения исследовательской работы школьники приобретают следующие навыки:
-
видеть проблему;
-
самостоятельно ставить задачи;
-
работать с литературными источниками;
-
планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу;
-
овладевать навыками конструктивного общения, что включает: умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли в процессе полемики, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления, с достоинством выходить из острых ситуаций.
Современное образование не может существовать без новых информационных технологий. Поэтому часть времени отводится знакомству обучающихся с программами Microsoft Office. В результате школьники не только овладевают навыками работы с текстовым редактором, но и учатся строить графики, таблицы, диаграммы и создавать слайдовые презентации, необходимые для защиты любой формы исследовательской работы. На занятиях НОУ гимназисты работают с компьютером и интерактивной доской.
Содержание и формы работы НОУ «Юный филолог»:
-
составление программ и разработка проектов и тем исследований;
-
удовлетворение персонального спроса участников НОУ на изучение интересующих их проблем;
-
участие в экспедициях, олимпиадах, конкурсах, турнирах, интеллектуальных играх, выставках;
-
проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций;
-
выступление с докладами, сообщениями, творческими отчетами;
-
встречи с учеными, изобретателями, сотрудниками музеев, архивов, библиотек;
-
подготовка исследовательских работ, публикаций в школьные научные сборники.
Каждая исследовательская работа школьников должна содержать обобщения и выводы с приложением списков использованной литературы, рисунков, чертежей, фотоснимков, карт, графиков и рецензий научного руководителя, соответствовать требованиям к оформлению научных работ.
Что же является исследовательской работой учащихся? Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются следующие этапы:
1. Изучение теоретического материала.
2. Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования.
3. Формулировка рабочей гипотезы.
4. Освоение методики исследования.
5. Сбор собственного экспериментального материала
6. Обработка материала.
7. Обобщение, анализ, выводы.
8. Представление исследовательской работы.
Формы работы:
-
индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух направлениях: 1) отдельные задания; 2) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в подготовке авторских сборников, рубрик гимназической газеты);
-
групповая: подборка материала для исследовательской работы, к дискуссиям, к тематическим вечерам;
-
массовая: встреча с известными людьми, с ветеранами, участие в конференциях, семинарах, посещение музеев, библиотек, театров, выставок.
Целесообразно большую часть занятий проводить в форме групповой работы, что способствует формированию навыков общения, дискуссии, воспитанию чувства коллективизма и взаимовыручки.
По итогам прохождения программы необходимо проведение защиты тех проектов и исследовательских работ, которые созданы обучающимися в течение года. Защита подразумевает не просто публичное выступление школьников в форме доклада или слайдовой презентации, но и активное обсуждение результатов с выявлением сильных и слабых сторон выполненной работы.
Ожидаемые результаты
В результате апробации программы научного общества «Юный филолог» и организации его работы предполагаются следующие результаты:
-
привлечение к занятиям в научном обществе заинтересованных в исследованиях ребят;
-
формирование у учащихся проблемной компетенции;
-
развитие информационной компетенции;
-
развитие коммуникативной компетенции;
-
развитие компетенции по работе в сотрудничестве (кооперативная компетенция);
-
формирование у ребят умения оформлять проделанную работу в форме мини-проектов, проектов, реферативных и исследовательских работ;
-
участие детей в различных конференциях и конкурсах.
Учащиеся должны знать:
-
основные понятия и термины, применяемые в процессе работы;
-
основные виды исследовательских работ;
-
методы исследовательской работы.
Учащиеся должны уметь:
-
составлять план научно-исследовательской работы;
-
составлять схему выполнения научного исследования;
-
проводить простейшие научные исследования;
-
представлять результаты научного исследования.
Подходы к занятиям в НОУ основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.
-
Принцип добровольности (зачисление ребёнка в НОУ возможно только по его желанию).
-
Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
-
Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
-
Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
-
Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
-
Принцип ориентации на успех.
-
Принцип взаимоуважения.
-
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
-
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
-
Принцип креативности (творчества) и коллективности в кружке.
Методы обучения:
-
Объяснительно-иллюстративный.
-
Репродуктивный.
-
Поисково-исследовательский.
-
Метод интерактивного обучения.
Обеспечение программы
Занятия НОУ проводятся в кабинете русского языка и литературы, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий, учебные, познавательные фильмы. Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Литература
-
Баринова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
-
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: «Вербум М», 2001.
-
Обухов А. «Развитие исследовательской деятельности учащихся'». – '»Народное образование» №2 2004 год, стр. 146-148
-
Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. – М., 1993.
-
Щуркова Н. Новые формы воспитательной работы. - // «Воспитание школьников», 1993.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Вид деятельности |
Планируемая презентация |
1-3
|
Цели и задачи НОУ «Юный филолог». Права и обязанности его членов. |
Основные направления работы. |
|
4-6
|
Что такое научное исследование? Подготовка к участию в конкурсе творческих работ о Ростове |
Общие требования к исследовательским работам. Этапы работы над научным исследованием. Исследовательские умения, необходимые школьнику для написания научно-исследовательской работы. |
Презентация, подготовленная руководителем НОУ |
7-8
|
Виды исследовательских работ.
|
Составление памятки «Виды исследовательских работ». |
|
10-12
|
Тема и вид исследования.
|
Выбор темы исследования и вида исследовательской работы. Выбор методов сбора и обработки фактического материала к конкретной теме, составление личного плана исследования. |
Обсуждение выбранных для исследования тем.
|
13-15
|
Структура исследовательской работы. Общее представление.
|
Знакомство с памяткой «Требования к содержанию научной работы». |
Сбор и представление информации по избранной теме |
16-18
|
Введение. Элементы введения.
|
Ознакомление с элементами введения по предложенным учителем образцам. Собеседование, написание введения по теме своего исследования. |
Анализ готовых работ (образцов). |
19-21
|
Введение. Элементы введения. Актуальность, цель, задачи.
|
||
22-24
|
Введение. Объект, предмет исследования. Подготовка к участию в международном конкурсе «Русский медвежонок» |
Выделение объекта и предмета применительно к теме своего исследования. |
|
25-27
|
Введение. Гипотеза исследования. Подготовка к участию в районной краеведческой конференции «Отечество-2013» |
Способ выдвижения гипотезы. Словесное оформление. |
|
28-30
|
Понятие о методах исследования. Подготовка к участию в городской краеведческой конференции «Отечество-2013» |
Выявление методов в теме индивидуального исследования. Составление библиографического списка по теме исследования. Составление личного каталога исследователя. Применение методов исследования на практике целесообразно выбранной теме. Посещение библиотеки и музея с целью выявления материалов по теме исследования. |
Представление написанного введения и его последующая коррекция.
Памятка «Работа с литературными источниками. Этапы работы». |
31-33
|
Понятие о методах исследования. |
||
34-36
|
Понятие о методах исследования. |
||
37-39
|
Введение. Анализ источников, используемых при написании исследовательской работы. |
Знакомство с видами литературных источников. Правильное оформление ссылок на источник в исследовательской работе. |
|
40-41
|
Основная часть исследовательской работы. |
Написание теоретического обоснования работы, использование теоретических выводов для проведения исследования. Написание исследовательской части работы. |
Представление основной части исследовательской работы членам кружка с последующей коррекцией. Индивидуальные консультации по содержанию исследования. |
43-45
|
Основная часть исследовательской работы. |
||
46-48
|
Основная часть исследовательской работы. |
||
49-51
|
Основная часть исследовательской работы. |
||
52-54
|
Основная часть исследовательской работы. |
||
55-57
|
Заключение. Правила написания. |
Ознакомление с написанными заключениями, написание заключения. Написание заключения по индивидуальной теме работы. Оформление результатов исследования общепринятым языком. Соответствие собранного материала теме и целям исследования. Научная речь. |
Представление написанного заключения к своей работе, анализ сделанных выводов с последующей коррекцией. |
58-60
|
Заключение. Правила написания. Подготовка к научно-практической конференции ДАНЮИ |
||
61-63
|
Оформление литературы и приложений. |
Соотнесение текста исследовательской работы с приложением, ссылки на литературный источник. |
Представление приложений к исследовательской работе. Анализ оформления ссылок на литературные источники. |
64-66
|
Оформление литературы и приложений |
||
67-69
|
Как подготовить компьютерную презентацию. |
Требования к компьютерной презентации. Правила оформления презентаций. |
Представление презентаций по теме исследовательской работы с последующей коррекцией. |
70-72
|
Как подготовить компьютерную презентацию. |
||
73-75
|
Защита исследовательской работы. |
Выделение ключевых элементов исследовательской работы при написании тезисов на защиту. Пробная защита исследовательской работы. Оппоненты. Правила дискуссии. Роль речевых умений в представлении научной работы. |
Выступление перед участниками кружка. Практическая часть: Защита своей исследовательской работы. |
76-77
|
Защита исследовательской работы. |
||
78-80
|
Защита исследовательской работы. |
||
81-83
|
Подготовка тезисов выступления |
Правила оформления тезисов. |
Представление тезисов работы. |
84-86
|
Основные требования к представляемым для участия в конференции работам. |
Формы представления проектов: научная статья, доклад, стендовый доклад, реферат проблемного характера, компьютерная программа, прибор с описанием его действия, видео- и аудиоматериалы. |
Выступление перед участниками НОУ. Защита работы на научно-практической конференции учащихся. Отбор исследовательских работ для участия в ДАНЮИ и краеведческой конференции «Отечество». Издание газеты «Слово». |
87-89
|
Основные требования к представляемым для участия в конференции работам. |
||
90-96
|
Подготовка к научно-практической конференции учащихся. |
Культура выступления. Критерии оценки работ. Анализ подготовленных исследовательских работ. Написание рецензий на работы. |
|
97- 102
|
Проведение научно-практической конференции школьников. Анализ итогов конференции. Подведение итогов работы НОУ «Юный филолог» за год. |
Результаты гимназической научно-практической конференции и подготовка к районной и городской конференции. |
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО