В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Программа работы научного общества учащихся "Юный филолог"

Программа работы научного общества учащихся "Юный филолог"

Любовь Нерчинская
Тип материала: Программа
просмотров: 4142
Краткое описание
Цель работы - помочь учителям в организации научного общества учащихся для 5-11 классов. Предлагается программа работы научного общества учащихся "Юный филолог", его цели, задачи, формы и содержание работы, тематический план.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Программа работы НОУ Юный филолог.doc Скачать

Нерчинская Любовь Ивановна,

учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 76,

заслуженный учитель РФ


Программа работы научного общества учащихся «Юный филолог»


Пояснительная записка

Не существует сколько-нибудь достоверных

тестов на одаренность, кроме тех, которые

проявляются в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой исследовательской

работе.

А.Н.Колмогоров

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Для этой цели в МБОУ гимназии № 76 создано научное общество учащихся «Юный филолог».

Основанием для создания НОУ явилось с одной стороны - насущная потребность гимназии в учащихся, умеющих самостоятельно добывать знания, владеющих навыками исследовательской деятельности, с другой стороны – недостаточная подготовка учащихся основной школы к исследовательской деятельности.

На занятиях НОУ ребята вместе с руководителем определяют тему исследования и этапы работы над темой. Руководитель проводят консультирование с учащимися по проводимым исследованиям согласно утвержденному плану работы, учебу членов научного общества по правилам ведения научно - исследовательской работы. Результаты своих исследований школьники представляют на ежегодной научно-практической конференции обучающихся в гимназии, на районной и городской краеведческой конференции, на осенней и весенней сессиях Донской академии наук юных исследователей (ДАНЮИ).

Какое значение для учащихся имеют занятия в научном обществе? Они дают возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомят с методами научной и творческой работы, развивают познавательный интерес, любознательность, учат общению со сверстниками и единомышленниками, дают возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Успешность в овладении исследовательскими умениями способствует развитию и совершенствованию аналитических умений учащихся, повышает вероятность самостоятельно осуществляемого, грамотного принятия решения. Умения подобного рода, как показывает практика, значимы и в дальнейшем вузовском обучении учащегося.

Программа НОУ «Юный филолог» нацелена на совместную работу разновозрастных групп обучающихся, желающих проявить и развить свои способности в сфере познания и творчества.

Цель НОУ «Юный филолог» — предоставить возможность школьникам развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей; способствовать овладению учащимися умениями и навыками написания учебного исследования.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Познакомить учащихся с теоретическим обоснованием структуры исследования и видами исследовательских работ.

  2. Способствовать овладению учащимися методами проведения исследования.

  3. Сочетать теоретическую подготовку учащихся с практической деятельностью по отработке каждого элемента структуры исследовательской работы.

  4. Стимулировать исследовательскую деятельность учащихся посредством различного рода презентаций.

  5. Дать школьнику системные знания об окружающем мире в соответствии с его возрастом и способностями.

Развивающие:

  1. Развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую).

  2. Развить творческие и коммуникативные способности учащихся.

  3. Научить правильно оформлять результаты работы, защищать ее.

  4. Повышать общий интеллектуальный уровень подростков.

  5. Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге

  6. Формировать навыки дискуссии в процессе участия в научных экспериментах и исследованиях.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям.

  2. Воспитывать потребность в общении с книгой, желание заниматься исследовательской работой.

  3. Формировать общественную активность.

В ходе выполнения исследовательской работы школьники приобретают следующие навыки:

  • видеть проблему;

  • самостоятельно ставить задачи;

  • работать с литературными источниками;

  • планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу;

  • овладевать навыками конструктивного общения, что включает: умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли в процессе полемики, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления, с достоинством выходить из острых ситуаций.

Современное образование не может существовать без новых информационных технологий. Поэтому часть времени отводится знакомству обучающихся с программами Microsoft Office. В результате школьники не только овладевают навыками работы с текстовым редактором, но и учатся строить графики, таблицы, диаграммы и создавать слайдовые презентации, необходимые для защиты любой формы исследовательской работы. На занятиях НОУ гимназисты работают с компьютером и интерактивной доской.

Содержание и формы работы НОУ «Юный филолог»:

  • составление программ и разработка проектов и тем исследований;

  • удовлетворение персонального спроса участников НОУ на изучение интересующих их проблем;

  • участие в экспедициях, олимпиадах, конкурсах, турнирах, интеллектуальных играх, выставках;

  • проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций;

  • выступление с докладами, сообщениями, творческими отчетами;

  • встречи с учеными, изобретателями, сотрудниками музеев, архивов, библиотек;

  • подготовка исследовательских работ, публикаций в школьные научные сборники.

Каждая исследовательская работа школьников должна содержать обобщения и выводы с приложением списков использованной литературы, рисунков, чертежей, фотоснимков, карт, графиков и рецензий научного руководителя, соответствовать требованиям к оформлению научных работ.


Что же является исследовательской работой учащихся? Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются следующие этапы:

1. Изучение теоретического материала.

2. Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования.

3. Формулировка рабочей гипотезы.

4. Освоение методики исследования.

5. Сбор собственного экспериментального материала

6. Обработка материала.

7. Обобщение, анализ, выводы.

8. Представление исследовательской работы.


Формы работы:

  • индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух направлениях: 1) отдельные задания; 2) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в подготовке авторских сборников, рубрик гимназической газеты);

  • групповая: подборка материала для исследовательской работы, к дискуссиям, к тематическим вечерам;

  • массовая: встреча с известными людьми, с ветеранами, участие в конференциях, семинарах, посещение музеев, библиотек, театров, выставок.

Целесообразно большую часть занятий проводить в форме групповой работы, что способствует формированию навыков общения, дискуссии, воспитанию чувства коллективизма и взаимовыручки.

По итогам прохождения программы необходимо проведение защиты тех проектов и исследовательских работ, которые созданы обучающимися в течение года. Защита подразумевает не просто публичное выступление школьников в форме доклада или слайдовой презентации, но и активное обсуждение результатов с выявлением сильных и слабых сторон выполненной работы.

Ожидаемые результаты

В результате апробации программы научного общества «Юный филолог» и организации его работы предполагаются следующие результаты:

    • привлечение к занятиям в научном обществе заинтересованных в исследованиях ребят;

    • формирование у учащихся проблемной компетенции;

    • развитие информационной компетенции;

    • развитие коммуникативной компетенции;

    • развитие компетенции по работе в сотрудничестве (кооперативная компетенция);

    • формирование у ребят умения оформлять проделанную работу в форме мини-проектов, проектов, реферативных и исследовательских работ;

    • участие детей в различных конференциях и конкурсах.


Учащиеся должны знать:

  • основные понятия и термины, применяемые в процессе работы;

  • основные виды исследовательских работ;

  • методы исследовательской работы.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять план научно-исследовательской работы;

  • составлять схему выполнения научного исследования;

  • проводить простейшие научные исследования;

  • представлять результаты научного исследования.

Подходы к занятиям в НОУ основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

  1. Принцип добровольности (зачисление ребёнка в НОУ возможно только по его желанию).

  2. Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).

  3. Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

  4. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).

  5. Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

  6. Принцип ориентации на успех.

  7. Принцип взаимоуважения.

  8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).

  9. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.

  10. Принцип креативности (творчества) и коллективности в кружке.

Методы обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный.

  2. Репродуктивный.

  3. Поисково-исследовательский.

  4. Метод интерактивного обучения.


Обеспечение программы

Занятия НОУ проводятся в кабинете русского языка и литературы, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий, учебные, познавательные фильмы. Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.


Литература

  1. Баринова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: «Вербум М», 2001.

  3. Обухов А. «Развитие исследовательской деятельности учащихся'». – '»Народное образование» №2 2004 год, стр. 146-148

  4. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. – М., 1993.

  5. Щуркова Н. Новые формы воспитательной работы. - // «Воспитание школьников», 1993.


Учебно-тематический план

Тема

Вид деятельности

Планируемая презентация

1-3


Цели и задачи НОУ «Юный филолог». Права и обязанности его членов.

Основные направления работы.


4-6


Что такое научное исследование?

Подготовка к участию в конкурсе творческих работ о Ростове

Общие требования к исследовательским работам. Этапы работы над научным исследованием.

Исследовательские умения, необходимые школьнику для написания научно-исследовательской работы.

Презентация, подготовленная руководителем НОУ

7-8


Виды исследовательских работ.


Составление памятки «Виды исследовательских работ».

10-12


Тема и вид исследования.


Выбор темы исследования и вида исследовательской работы.

Выбор методов сбора и обработки фактического материала к конкретной теме, составление личного плана исследования.

Обсуждение выбранных для исследования тем.


13-15


Структура исследовательской работы. Общее представление.


Знакомство с памяткой «Требования к содержанию научной работы».

Сбор и представление информации по избранной теме

16-18


Введение. Элементы введения.


Ознакомление с элементами введения по предложенным учителем образцам. Собеседование, написание введения по теме своего исследования.

Анализ готовых работ (образцов).

19-21


Введение. Элементы введения. Актуальность, цель, задачи.


22-24


Введение. Объект, предмет исследования.

Подготовка к участию в международном конкурсе «Русский медвежонок»

Выделение объекта и предмета применительно к теме своего исследования.


25-27


Введение. Гипотеза исследования.

Подготовка к участию в районной краеведческой конференции «Отечество-2013»

Способ выдвижения гипотезы. Словесное оформление.


28-30

Понятие о методах исследования.

Подготовка к участию в городской краеведческой конференции «Отечество-2013»

Выявление методов в теме индивидуального исследования.

Составление библиографического списка по теме исследования. Составление личного каталога исследователя.

Применение методов исследования на практике целесообразно выбранной теме.

Посещение библиотеки и музея с целью выявления материалов по теме исследования.

Представление написанного введения и его последующая коррекция.







Памятка «Работа с литературными источниками. Этапы работы».

31-33


Понятие о методах исследования.

34-36


Понятие о методах исследования.

37-39


Введение. Анализ источников, используемых при написании исследовательской работы.

Знакомство с видами литературных источников. Правильное оформление ссылок на источник в исследовательской работе.

40-41


Основная часть исследовательской работы.

Написание теоретического обоснования работы, использование теоретических выводов для проведения исследования.

Написание исследовательской части работы.

Представление основной части исследовательской работы членам кружка с последующей коррекцией.

Индивидуальные консультации по содержанию исследования.

43-45


Основная часть исследовательской работы.

46-48


Основная часть исследовательской работы.

49-51


Основная часть исследовательской работы.

52-54


Основная часть исследовательской работы.

55-57


Заключение. Правила написания.

Ознакомление с написанными заключениями, написание заключения. Написание заключения по индивидуальной теме работы. Оформление результатов исследования общепринятым языком. Соответствие собранного материала теме и целям исследования. Научная речь.

Представление написанного заключения к своей работе, анализ сделанных выводов с последующей коррекцией.

58-60


Заключение. Правила написания.

Подготовка к научно-практической конференции ДАНЮИ

61-63


Оформление литературы и приложений.

Соотнесение текста исследовательской работы с приложением, ссылки на литературный источник.

Представление приложений к исследовательской работе.

Анализ оформления ссылок на литературные источники.

64-66


Оформление литературы и приложений

67-69


Как подготовить компьютерную презентацию.

Требования к компьютерной презентации.

Правила оформления презентаций.

Представление презентаций по теме исследовательской работы с последующей коррекцией.

70-72


Как подготовить компьютерную презентацию.

73-75


Защита исследовательской работы.

Выделение ключевых элементов исследовательской работы при написании тезисов на защиту.

Пробная защита исследовательской работы. Оппоненты. Правила дискуссии. Роль речевых умений в представлении научной работы.

Выступление перед участниками кружка.

Практическая часть: Защита своей исследовательской работы.

76-77


Защита исследовательской работы.

78-80


Защита исследовательской работы.

81-83


Подготовка тезисов выступления

Правила оформления тезисов.

Представление тезисов работы.

84-86


Основные требования к представляемым для участия в конференции работам.

Формы представления проектов: научная статья, доклад, стендовый доклад, реферат проблемного характера, компьютерная программа, прибор с описанием его действия, видео- и аудиоматериалы.

Выступление перед участниками НОУ.

Защита работы на научно-практической конференции учащихся.

Отбор исследовательских работ для участия в ДАНЮИ и краеведческой конференции «Отечество».

Издание газеты «Слово».

87-89


Основные требования к представляемым для участия в конференции работам.

90-96


Подготовка к научно-практической конференции учащихся.

Культура выступления. Критерии оценки работ. Анализ подготовленных исследовательских работ. Написание рецензий на работы.

97-

102


Проведение научно-практической конференции школьников.

Анализ итогов конференции.

Подведение итогов работы НОУ «Юный филолог» за год.

Результаты гимназической научно-практической конференции и подготовка к районной и городской конференции.


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос