Конспект урока по обществознанию 8 класс
Краткое описание
закрепить знания учащихся, полученные на уроках; продолжить работу по формированию устойчивого понимания учащимися "что такое человек" в чем смысл его существования
Описание
Тема: Повторительно-обобщающий урок по главе: “Что такое человек”. Форма проведения:урок-игра (групповая работа).
Цель:закрепить знания учащихся, полученные на уроках; продолжить работу по формированию устойчивого понимания учащимися «что такое человек» и в чем смысл его существования.
Ход урока
I. Организационный момент II. Слово учителя. Сегодня мы проведем наш урок в форме игры, на котором закрепим и проверим знания, полученные на ранее проведенных уроках. III. Выполнение заданий: 1-е задание «Я — человек».
Каждая команда (а их 2 по 5-6 человек) должна записать как можно больше слов (существительных) — ассоциаций к слову «человек». За каждое записанное слово засчитывается 1 балл.
2-е задание «Лабиринт понятий».
Дать определения понятий.
1- я группа — человек, гениальность, ценности, умозаключение, индивид, игра.
2- я группа — общество, речь, государство, талант, норма, мораль.
3-е задание.
Для данного задания вызываются по одному человеку от каждой команды. Учитель по очереди задает вопросы, а учащиеся отвечают на них «да» или «нет».
1. О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным поступкам, а по повседневной жизни. (Нет.)
2. Люди достойны любви, несмотря на все их недостатки. (Да.)
3. Воля — стремление поступать по-своему во чтобы то ни стало. (Нет.)
4. Человек — существо биосоциальное. (Да.)
5. Добрый поступок, совершенный в расчете на вознаграждение, не может считаться нравственным. (Да.)
6. Характер человека лучше всего проявляется в его неуклонном следовании цели, которую он себе избирает. (Да.)
7. Способности — врожденные свойства человека, проявляющиеся в определенной деятельности. (Нет.)
8. Мораль — это внушения, которые делают вам учителя и родители, стремясь научить, что хорошо, а что дурно. (Да.)
9. Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
10. Счастье — это подарок судьбы, случайность, радостная неожиданность, а потому требует от человека не усилий, а терпения в ожидании его. (Да.)
11. Счастье — это не «иметь», а «быть», значит, оно требует борьбы с собственной ленью, слабостью духа. (Да.)
12. Все люди от природы обладают одинаковыми способностями. (Нет.)
13. Убеждение — это знания и потребность человека, позволяющие ему совершать поступки с пониманием необходимости и своей правоты. (Да.)
14. Убежденность — особенность поведения человека, выражающаяся в его стремлении во что бы то ни стало поступать по- своему, вопреки советам других. (Нет.)
15. Думать о смерти вредно, поскольку мысли о ней рождают ощущение обреченности и бессмысленности жизни. (Нет.)
16. Земная жизнь ценна именно тем, что она не бесконечна, а поэтому нужно спешить сделать как можно больше полезного людям. (Да.)
17. Человек становится хорошим больше от самосовершенствования, чем от природы. (Нет.)
18. Разбудить скрытые в каждом возможности: достичь необычного для себя. (Нет.)
19. Золотое правило нравственности гласит: «не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе». (Да.)
20. Нравственные качества человека проявляются в связи с его намерениями. (Да.) 21. Простые нормы нравственности — это никем специально не записанные, но широко используемые людьми правила поведения.
(Да.)
22. К человеку следует подходить, думая, что в нем больше хорошего, чем плохого. (Да.)
23. Человеком не рождаются, а становятся. (Нет.)
24. Убеждения — это особенность поведения человека, выражающаяся в его стремлении во что бы то ни стало поступать по- своему. 4-е задание «Мои мысли».
Учащиеся получают карточки с заданиями и отвечают на вопросы.
1- я группа. Можно ли в начале XXI века признать современным образ человека, созданный таджикским поэтом Фирдоуси, который жил тысячу лет назад?
В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее все воплощается в нем.
Как тополь, вознесся он гордой главой,
Умом одаренный и речью благой.
Вместилище духа и разума он,
И мир бессловесных ему подчинен.
Кого поэт имеет в виду под «бессловесными»? Какие качества, возвышающие человека над «бессловесными», выделяет поэт? Что еще можно включить в то «лучшее», что воплощается в человеке?
2- я группа. Как вы понимаете смысл следующего высказывания Л. Н. Толстого: «Человек подобен дроби, числитель ее то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь»?
Выскажите собственное суждение о том, как складывается мнение о человеке. Почему нередко то, что сам человек о себе думает, расходится с тем, чем он является на самом деле? Ответ аргументируйте. 5- е задание «Головоломки».
1- я группа. Начав движение по этому полю с правого верхнего квадрата, ходом шахматного коня пройдите по клеточкам, на которых написаны слоги. Если сделаете все правильно, то прочтете пословицу о добре.
Объясните ее смысл и приведите соответствующие аргументы.
(Ответ: Кто правдой живет, тот добро наживет.)
2- я группа. Вставьте вместо вопросительных знаков гласные буквы и вы прочтете высказывания китайского философа Чжуанцзы о добре.
Ч? л? в? чн? сть, к? т? р?? вс? гд? д? бр?, н? с? в? рш? т? д? бр?
(Ответ: Человечность, которая всегда добра, не совершит добра.) 6- е задание «Вставь слово».
Вставьте пропущенные слова в пословицы и поговорки.
7- е задание «Я — философ».
Учащиеся получают листы с вопросами и пытаются на них ответить самостоятельно. Только после того, как работа будет выполнена, учитель дает верные варианты ответов. Учащиеся сравнивают их со своими ответами и пытаются комментировать.
После игры подсчитываются баллы и подводятся итоги.
Домашнее задание: написать сочинение — эссе на тему: «Если бы я мог» .
Цель:закрепить знания учащихся, полученные на уроках; продолжить работу по формированию устойчивого понимания учащимися «что такое человек» и в чем смысл его существования.
Ход урока
I. Организационный момент II. Слово учителя. Сегодня мы проведем наш урок в форме игры, на котором закрепим и проверим знания, полученные на ранее проведенных уроках. III. Выполнение заданий: 1-е задание «Я — человек».
Каждая команда (а их 2 по 5-6 человек) должна записать как можно больше слов (существительных) — ассоциаций к слову «человек». За каждое записанное слово засчитывается 1 балл.
2-е задание «Лабиринт понятий».
Дать определения понятий.
1- я группа — человек, гениальность, ценности, умозаключение, индивид, игра.
2- я группа — общество, речь, государство, талант, норма, мораль.
3-е задание.
Для данного задания вызываются по одному человеку от каждой команды. Учитель по очереди задает вопросы, а учащиеся отвечают на них «да» или «нет».
1. О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным поступкам, а по повседневной жизни. (Нет.)
2. Люди достойны любви, несмотря на все их недостатки. (Да.)
3. Воля — стремление поступать по-своему во чтобы то ни стало. (Нет.)
4. Человек — существо биосоциальное. (Да.)
5. Добрый поступок, совершенный в расчете на вознаграждение, не может считаться нравственным. (Да.)
6. Характер человека лучше всего проявляется в его неуклонном следовании цели, которую он себе избирает. (Да.)
7. Способности — врожденные свойства человека, проявляющиеся в определенной деятельности. (Нет.)
8. Мораль — это внушения, которые делают вам учителя и родители, стремясь научить, что хорошо, а что дурно. (Да.)
9. Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
10. Счастье — это подарок судьбы, случайность, радостная неожиданность, а потому требует от человека не усилий, а терпения в ожидании его. (Да.)
11. Счастье — это не «иметь», а «быть», значит, оно требует борьбы с собственной ленью, слабостью духа. (Да.)
12. Все люди от природы обладают одинаковыми способностями. (Нет.)
13. Убеждение — это знания и потребность человека, позволяющие ему совершать поступки с пониманием необходимости и своей правоты. (Да.)
14. Убежденность — особенность поведения человека, выражающаяся в его стремлении во что бы то ни стало поступать по- своему, вопреки советам других. (Нет.)
15. Думать о смерти вредно, поскольку мысли о ней рождают ощущение обреченности и бессмысленности жизни. (Нет.)
16. Земная жизнь ценна именно тем, что она не бесконечна, а поэтому нужно спешить сделать как можно больше полезного людям. (Да.)
17. Человек становится хорошим больше от самосовершенствования, чем от природы. (Нет.)
18. Разбудить скрытые в каждом возможности: достичь необычного для себя. (Нет.)
19. Золотое правило нравственности гласит: «не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе». (Да.)
20. Нравственные качества человека проявляются в связи с его намерениями. (Да.) 21. Простые нормы нравственности — это никем специально не записанные, но широко используемые людьми правила поведения.
(Да.)
22. К человеку следует подходить, думая, что в нем больше хорошего, чем плохого. (Да.)
23. Человеком не рождаются, а становятся. (Нет.)
24. Убеждения — это особенность поведения человека, выражающаяся в его стремлении во что бы то ни стало поступать по- своему. 4-е задание «Мои мысли».
Учащиеся получают карточки с заданиями и отвечают на вопросы.
1- я группа. Можно ли в начале XXI века признать современным образ человека, созданный таджикским поэтом Фирдоуси, который жил тысячу лет назад?
В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее все воплощается в нем.
Как тополь, вознесся он гордой главой,
Умом одаренный и речью благой.
Вместилище духа и разума он,
И мир бессловесных ему подчинен.
Кого поэт имеет в виду под «бессловесными»? Какие качества, возвышающие человека над «бессловесными», выделяет поэт? Что еще можно включить в то «лучшее», что воплощается в человеке?
2- я группа. Как вы понимаете смысл следующего высказывания Л. Н. Толстого: «Человек подобен дроби, числитель ее то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь»?
Выскажите собственное суждение о том, как складывается мнение о человеке. Почему нередко то, что сам человек о себе думает, расходится с тем, чем он является на самом деле? Ответ аргументируйте. 5- е задание «Головоломки».
1- я группа. Начав движение по этому полю с правого верхнего квадрата, ходом шахматного коня пройдите по клеточкам, на которых написаны слоги. Если сделаете все правильно, то прочтете пословицу о добре.
Объясните ее смысл и приведите соответствующие аргументы.
ЖИ | ДОБ | ЖИ | КТО |
ВЕТ | ПРАВ | ВЕТ | РО |
. | НА | ТОТ | ДОЙ |
2- я группа. Вставьте вместо вопросительных знаков гласные буквы и вы прочтете высказывания китайского философа Чжуанцзы о добре.
Ч? л? в? чн? сть, к? т? р?? вс? гд? д? бр?, н? с? в? рш? т? д? бр?
(Ответ: Человечность, которая всегда добра, не совершит добра.) 6- е задание «Вставь слово».
Вставьте пропущенные слова в пословицы и поговорки.
№ п/п | Пословицы и поговорки | Ответ |
1 | …-это уголь: не обожжет, так замарает | клевета |
2 | Откладывай …, да не откладывай дела | безделье |
3 | … глаза колет | правда |
4 | … дружбой, а служба службой | дружба |
5 | За …, за честь хоть голову снесть | совесть |
6 | Где хотенье, там и …. | уменье |
7 | Старый … лучше новых двух | друг |
8 | Птице-крылья, человеку-…. | разум |
9 | … и труд все перетрут | терпенье |
10 | Не дорог подарок, дорога … | любовь |
11 | … не порок | бедность |
12 | …-дело наживное | знание |
13 | Труд человека кормит, а … портит | лень |
14 | … города берет | смелость |
Учащиеся получают листы с вопросами и пытаются на них ответить самостоятельно. Только после того, как работа будет выполнена, учитель дает верные варианты ответов. Учащиеся сравнивают их со своими ответами и пытаются комментировать.
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Что трудно? | Познать себя(Фалес) |
2 | Что самое приятное? | Достичь того, что желаешь(Фалес) |
3 | Что утомительно? | Праздность(Фалес) |
4 | Что вредно? | Невоздержанность(Фалес) |
5 | Что невыносимо? | Невоспитанность(Фалес) |
6 | Что легко? | Наставлять другого(Фалес) |
7 | Что слаще всего? | Успех(Фалес) |
8 | Что прекрасно? | Спокойствие (Периандр) |
9 | Что опасно? | Опрометчивость (Периандр) |
10 | Что страшно? | Будущее(Питтак) |
11 | Что безопасно? | Прошлое(Питтак) |
12 | Что надежно? | Земля(Питтак) |
13 | Что ненадежно? | Море(Питтак) |
14 | Что сладко? | Надежда(Биант) |
15 | Что в человеке хорошо и дурно сразу? | Язык(Анахарсис) |
16 | Что такое люди? | Смертные боги(Гераклит) |
17 | Что есть разум? | Здравый смысл(Эпихарм) |
18 | Что самое прекрасное? | Гармония(Пифагорейцы) |
19 | Что такое друг? | Второй Я(Зенон Китийский) |
20 | Что считать счастьем? | Свободу(Перикл) |
Домашнее задание: написать сочинение — эссе на тему: «Если бы я мог» .
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
17 ноября 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Чистоговорки со зрительной опорой для детей дошкольного возраста, или Учимся выговаривать все звуки»
- Вебинар «Нарушение обработки сенсорной интеграции (НОСИ) у детей: игровая терапия, направленная на улучшение адаптивного ответа на сенсорные раздражители и сокращение поведенческих трудностей»
- Международный вебинар «Избыточное употребление пищи (переедание): физиологические, психологические и социальные причины»
- Вебинар «Йога как инновационная оздоровительная технология для детей: польза и противопоказания»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»