Урок развития устной речи"Дикие птицы"
Цель: закрепление знаний обучающихся о диких птицах.
Задачи:
1) учить построению связного высказывания с опорой на план и без него; формировать творческое воображение игровыми и речевыми средствами.
2) корригировать внимание, память, мышление на основе упражнений в обобщении, сравнении, анализе, синтезе.
3) воспитывать познавательный интерес к уроку развития речи, любовь к природе.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цель:закрепление знаний обучающихся о диких птицах.
Задачи:
1) активизировать и обогатить запас представлений о диких птицах; учить построению связного высказывания с опорой на план и без него; формировать творческое воображение игровыми и речевыми средствами.
2) корригировать внимание, память, мышление на основе упражнений в обобщении, сравнении, анализе, синтезе.
3) воспитывать познавательный интерес к уроку развития речи, любовь к природе.
Методы обучения:словесный, наглядный, практический.
Оборудование:распечатка текста, карточки с заданиями, творческие работы детей, раздаточный материал (сигнальные карточки); компьютер, презентация.
Ход урока. I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. — «Здравствуйте», говорят при встрече, желая здоровья. Я приветствую вас, желаю вам здоровья и хорошего настроения, что необходимо нам для работы на занятии.Давайте поделимся друг с другом улыбкой и хорошим настроением. А теперь всё внимание на меня.
II. Артикуляционная гимнастика.
1. Дыхательная гимнастика.
Мы сегодня спокойны, добры и приветливы.
Руки за спину положим,
голову поднимем выше
и легко – легко подышим.
Глубоко вдохните и выдохните.( повторить 2 раза)
2. Артикуляционные упражнения.
«Качели»
«Настроение»
3. Речевая разминка:
Ри-ри-ри — на ветках снегири
Би-би-би – взлетели воробьи
Бу-бу-бу – сидит филин на суку
Ча-ча-ча – посмотрите на грача
4. Коррекционная игра «Волшебный квадрат» Слайд 2.
Задание: я буду говорить как передвигается синица по цветным клеткам квадрата. Вы скажите, в каком квадрате она остановится отдыхать. (Вправо, вниз)
III. Проверка домашнего задания. Слайд 3.
— Напомните мне, какое домашнее задание у вас было?
-Что сделал каждый из вас? Расскажите по плану.
Обсуждение ответов и поделок товарищей.
-Мне нравится…, потому что…
-Я думаю…
IV. Подведение к теме урока. Постановка цели. Слайд4. Слайд 5.
-Закройте глаза, послушайте звуки. (Запись пения птиц).
-О ком или о чём наш сегодняшний урок?
Цель урока: закрепить, обобщить знания о диких птицах, научиться составлять связный рассказ.
V. Актуализация знаний.
-Вспомните, на какие две группы делятся дикие птицы?
-Каких птиц называют зимующими?
-Каких птиц называют перелётными? Почему птицы улетают?
-Что нужно делать, чтобы птицы не погибли зимой? Слайд 6.
1. Задание «Поломанные слова».
Составить слова-названия птиц.
— Назови птицу и группу, к какой она относится.
(Кузнецов А. складывает осколочную картинку.)
2. Игра с мячом «Объясни слова».
Слушай длинные слова,
В каждом слове слова два.
Дважды ты рукой взмахни,
Слова эти объясни.
Длиннохвостая, сероглазая, красногрудая, остроклювая, пестроголовая, быстрокрылая, водоплавающая, громкоголосая, быстроногая.
(Произнося фразу, дети перекатывают мяч из руки в руку.)
-К какой птице подходит каждое слово?
VI. Основная часть.
1. Работа в микрогруппах.
Ориентир-цветная фишка с номером.
№1-читает выразительно загадку; №2-называет отгадку;
№3-читает текст; №4-пересказывает содержание.
Птицы: снегирь, воробей, синица, скворец.
1)Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
— Облетел я всю Сибирь.
— Как зовут тебя? ( Снегирь)
Чтение текста учеником.
Снегири держатся небольшими стайками(7-9). Чем
сильнее мороз, тем спокойней сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы
сорвать ягодку или почку.
2) Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
… (воробей).
Чтение текста детьми.
Воробьи очень прожорливые птицы. Часто они летают по садам
и по полям и истребляют не только вредных насекомых, но и вредят урожаю.
3) На кормушку возле нашей форточки
Села удивительная птица:
В чёрной шапочке и желтой кофточке.
Птица называется… (синица)
Этих птичек так назвали за их песенку: «Сии – сии».
Синицы за весну два раза высиживают птенцов по 10-12 яиц.
4) На шесте дворец, во дворце – певец,
А зовут его … (скворец)
Скворцы — милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. Гнездятся в дуплах. Как известно, охотно селятся и в специально устраиваемых для них «скворечниках». 2. Чтение загадки учителем. Слайд 7.
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться-
Два могучие крыла
У хозяина………(орла)
— Ребята, а вы знаете, что орёл – птица, которая летает выше всех. Орел – птица сильная, с острым клювом и острыми когтями, символ могущества и власти.
А вы знаете, какое государство поместило орла на свой герб? (Россия) Слайд 8.
— Смысл двуглавого орла на русском гербе очень символичен: сам орёл – символизирует русское государство, одна голова – символ власти правителя), другая – символ власти церкви.
3. Продолжение работы по теме урока. Слайд 9.
1) -О каких птицах вы рассказывали друг другу?
Посмотрите внимательно на картинки птиц.
-Ответьте, какая птица была первой?
-Какая птица была перед скворцом?
— Какая птица «лишняя»? Почему?
2) Показ картинки скворца. Рассказ учителя. Слайд 10.
Скворца узнать легко — это довольно большая, темная, со светлыми пестринками птица. Это дикая птица. Живет она в лесу или в саду, питается червями, гусеницами, ягодами. По голосу скворцов узнать нелегко, хотя поют они неплохо. Но… не своим голосом. Своей песни у скворцов нет, зато есть удивительная память и слух. И скворцы перенимают чужие песни. Даже человеческую речь перенимают скворцы. На зиму скворцы улетают в теплые края и возвращаются весной одними из первых.
Это — полезная птица. Уничтожает вредителей-гусениц. Поэтому надо помогать скворцам — вешать скворечники. (Показ иллюстраций). Скворцы — заботливые родители. Если птенцов донимают насекомые паразиты, они ищут и приносят в гнездо разные травы, чтобы их запах выгнал вредных насекомых.
Физминутка.
Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны, (Прыжки на одной ноге, на другой ноге.) Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.) Целый день они летали, (Бег на месте со взмахами рук в стороны.) Спать ребятам не давали, Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.) Только к ночи умолкают, Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте.) Ш-ш-ш-ш. (Присед с выдохом.) VII.Закрепление знаний.
1.Словесная игра «Верно-неверно».
Если высказывание верное, дети поднимают зелёную сигнальную карточку, а если неверное – красную.
Скворец — домашняя птица.
Скворец — очень маленькая птица.
Оперенье у него темное, со светлыми пестринками.
У скворца маленький толстый клюв.
У скворца есть своя песня.
Скворцы заботливые родители.
2) Лексические упражнения. Слайд 11.
Подберите слова к слову «скворец», отвечающие на вопросы:
какой? что делает?
Скворец – веселый, полезный, большой
Скворец — сидит, поёт, летит
3) Составление распространенных предложений по схеме (с использованием слов из предыдущего задания)
Будем составлять красивые предложения о скворце.
Возможные варианты:
Веселый скворец поет песню.
Полезный скворец уничтожает гусениц.
4) Самостоятельный рассказ ученика о скворце. Слайд 12.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. Слайд 13.
-О каких птицах мы говорили на уроке?
-Понравился ли вам урок?
-Что особенно запомнилось?
-Что было трудно?
-Что полезного для себя вы узнали?
Мотивированные оценки.
ГБОС(К)ОУ С(К)О школа-интернат для детей-сирот VIII вида №5
г.Ельца Липецкой обл.
Урок
развития устной речи
на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
Тема: «Дикие птицы»
4 класс.
Учитель начальных классов
Целыковская Светлана Анатольевна
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
Тема: Дикие птицы.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цель: закрепление знаний обучающихся о диких птицах.
Задачи:
1) активизировать и обогатить запас представлений о диких птицах; учить построению связного высказывания с опорой на план и без него; формировать творческое воображение игровыми и речевыми средствами.
2) корригировать внимание, память, мышление на основе упражнений в обобщении, сравнении, анализе, синтезе.
3) воспитывать познавательный интерес к уроку развития речи, любовь к природе.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: распечатка текста, карточки с заданиями, творческие работы детей, раздаточный материал (сигнальные карточки); компьютер, презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. - «Здравствуйте», говорят при встрече, желая здоровья. Я приветствую вас, желаю вам здоровья и хорошего настроения, что необходимо нам для работы на занятии. Давайте поделимся друг с другом улыбкой и хорошим настроением. А теперь всё внимание на меня.
II. Артикуляционная гимнастика.
1. Дыхательная гимнастика.
Мы сегодня спокойны, добры и приветливы.
Руки за спину положим,
голову поднимем выше
и легко – легко подышим.
Глубоко вдохните и выдохните.( повторить 2 раза)
2. Артикуляционные упражнения.
«Качели»
«Настроение»
3. Речевая разминка:
Ри-ри-ри - на ветках снегири
Би-би-би – взлетели воробьи
Бу-бу-бу – сидит филин на суку
Ча-ча-ча – посмотрите на грача
4. Коррекционная игра «Волшебный квадрат» Слайд 2.
Задание: я буду говорить как передвигается синица по цветным клеткам квадрата. Вы скажите, в каком квадрате она остановится отдыхать. (Вправо, вниз)
III. Проверка домашнего задания. Слайд 3.
- Напомните мне, какое домашнее задание у вас было?
-Что сделал каждый из вас? Расскажите по плану.
Обсуждение ответов и поделок товарищей.
-Мне нравится…, потому что…
-Я думаю…
IV. Подведение к теме урока. Постановка цели. Слайд4. Слайд 5.
-Закройте глаза, послушайте звуки. (Запись пения птиц).
-О ком или о чём наш сегодняшний урок?
Цель урока: закрепить, обобщить знания о диких птицах, научиться составлять связный рассказ.
V. Актуализация знаний.
-Вспомните, на какие две группы делятся дикие птицы?
-Каких птиц называют зимующими?
-Каких птиц называют перелётными? Почему птицы улетают?
-Что нужно делать, чтобы птицы не погибли зимой? Слайд 6.
1. Задание «Поломанные слова».
Составить слова-названия птиц.
- Назови птицу и группу, к какой она относится.
(Кузнецов А. складывает осколочную картинку.)
2. Игра с мячом «Объясни слова».
Слушай длинные слова,
В каждом слове слова два.
Дважды ты рукой взмахни,
Слова эти объясни.
Длиннохвостая, сероглазая, красногрудая, остроклювая, пестроголовая, быстрокрылая, водоплавающая, громкоголосая, быстроногая.
(Произнося фразу, дети перекатывают мяч из руки в руку.)
-К какой птице подходит каждое слово?
VI. Основная часть.
1. Работа в микрогруппах.
Ориентир-цветная фишка с номером.
№1-читает выразительно загадку; №2-называет отгадку;
№3-читает текст; №4-пересказывает содержание.
Птицы: снегирь, воробей, синица, скворец.
1) Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя? ( Снегирь)
Чтение текста учеником.
Снегири держатся небольшими стайками(7-9). Чем
сильнее мороз, тем спокойней сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы
сорвать ягодку или почку.
2) Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
… (воробей).
Чтение текста детьми.
Воробьи очень прожорливые птицы. Часто они летают по садам
и по полям и истребляют не только вредных насекомых, но и вредят урожаю.
3) На кормушку возле нашей форточки
Села удивительная птица:
В чёрной шапочке и желтой кофточке.
Птица называется... (синица)
Этих птичек так назвали за их песенку: «Сии – сии».
Синицы за весну два раза высиживают птенцов по 10-12 яиц.
4) На шесте дворец, во дворце – певец,
А зовут его … (скворец)
Скворцы - милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. Гнездятся в дуплах. Как известно, охотно селятся и в специально устраиваемых для них «скворечниках».
2. Чтение загадки учителем. Слайд 7.
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться-
Два могучие крыла
У хозяина………(орла)
- Ребята, а вы знаете, что орёл – птица, которая летает выше всех. Орел – птица сильная, с острым клювом и острыми когтями, символ могущества и власти.
А вы знаете, какое государство поместило орла на свой герб? (Россия) Слайд 8.
- Смысл двуглавого орла на русском гербе очень символичен: сам орёл – символизирует русское государство, одна голова – символ власти правителя), другая – символ власти церкви.
3. Продолжение работы по теме урока. Слайд 9.
1) -О каких птицах вы рассказывали друг другу?
Посмотрите внимательно на картинки птиц.
-Ответьте, какая птица была первой?
-Какая птица была перед скворцом?
- Какая птица «лишняя»? Почему?
2) Показ картинки скворца. Рассказ учителя. Слайд 10.
Скворца узнать легко - это довольно большая, темная, со светлыми пестринками птица. Это дикая птица. Живет она в лесу или в саду, питается червями, гусеницами, ягодами. По голосу скворцов узнать нелегко, хотя поют они неплохо. Но ... не своим голосом. Своей песни у скворцов нет, зато есть удивительная память и слух. И скворцы перенимают чужие песни. Даже человеческую речь перенимают скворцы. На зиму скворцы улетают в теплые края и возвращаются весной одними из первых.
Это - полезная птица. Уничтожает вредителей-гусениц. Поэтому надо помогать скворцам - вешать скворечники. (Показ иллюстраций). Скворцы - заботливые родители. Если птенцов донимают насекомые паразиты, они ищут и приносят в гнездо разные травы, чтобы их запах выгнал вредных насекомых.
Физминутка.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны,
(Прыжки на одной ноге, на другой ноге.)
Кар-кар-кар.
(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)
Целый день они летали,
(Бег на месте со взмахами рук в стороны.)
Спать ребятам не давали,
Кар-кар-кар.
(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)
Только к ночи умолкают,
Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте.)
Ш-ш-ш-ш. (Присед с выдохом.)
VII.Закрепление знаний.
1.Словесная игра «Верно-неверно».
Если высказывание верное, дети поднимают зелёную сигнальную карточку, а если неверное – красную.
Скворец - домашняя птица.
Скворец - очень маленькая птица.
Оперенье у него темное, со светлыми пестринками.
У скворца маленький толстый клюв.
У скворца есть своя песня.
Скворцы заботливые родители.
2) Лексические упражнения. Слайд 11.
Подберите слова к слову «скворец», отвечающие на вопросы:
какой? что делает?
Скворец – веселый, полезный, большой
Скворец - сидит, поёт, летит
3) Составление распространенных предложений по схеме (с использованием слов из предыдущего задания)
Будем составлять красивые предложения о скворце.
Возможные варианты:
Веселый скворец поет песню.
Полезный скворец уничтожает гусениц.
4) Самостоятельный рассказ ученика о скворце. Слайд 12.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. Слайд 13.
-О каких птицах мы говорили на уроке?
-Понравился ли вам урок?
-Что особенно запомнилось?
-Что было трудно?
-Что полезного для себя вы узнали?
Мотивированные оценки.
Литература.
1.Бианки В. Лесная газета. – Ленинград: Детская литература 1990
2.Шинкевич Н. Каждой птице по странице: Минск. Красная звезда. 1989.
3.Елизарова Е. М. Знакомые незнакомцы: Волгоград. Учитель, 2007.
4.Фатеева Г.А. Экологические сказки: Волгоград. Учитель, 2005.
5.Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе: Волгоград. Учитель 2007.
6. Анашкина Е.А.. 300 вопросов и ответов о животных.- Ярославль: Академия развития, 1998.
7.Виноградова Н.Ф. и др. «Окружающий мир». Метод. Беседы.- М.: Просвещение, 1999.
Сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете тех птиц, которые зимуют в России.
Отгадайте загадки:
1) Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя? ( Снегирь)
Чтение текста учащимися
Снегири держатся небольшими стайками(7-9). Чем
сильнее мороз, тем спокойней сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы
сорвать ягодку или почку.
2) Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
… (воробей).
Чтение текста учащимися
Воробьи очень прожорливые птицы. Часто они летают по садам
и по полям и истребляют не только вредных насекомых, но и вредят урожаю.
3) На кормушку возле нашей форточки
Села удивительная птица:
В чёрной шапочке и желтой кофточке.
Птица называется... (синица)
Этих птичек так назвали за их песенку: «Сии – сии».
Синицы за весну два раза высиживают птенцов по 10-12 яиц.
4) Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ... (Сорока).
Сороки обитают в небольших лесах, парках, садах, часто неподалёку от человеческого жилья. Сороки общительные птицы, редко встречаются поодиночке, часто их можно видеть стайками, перелетающими с дерева на дерева с громким стрекотаньем
5) Днём спит, ночью летает
И прохожих пугает. (сова)
Сова - ночная хищная птица. Совы могут обитать как в лесах, так и в садах и парках. Питание сов разнообразно, крупные совы охотятся за грызунами, мелкие кормятся насекомыми, некоторые - рыбой.
6) Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (дятел)
Дятел - охранитель и защитник леса. Это очень трудолюбивая и умная птица. В народе его называют "лесным доктором".
7) На шесте дворец, во дворце – певец,
А зовут его … (скворец)
Скворцы - милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. Гнездится в дуплах. Как известно, охотно селятся и в специально устраиваемых для них «скворечниках»
8) Кто без нот и без свирели
Лучше всех заводит трели? (соловей)
|
|
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»