В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Успей до повышения цен! 25 и 26 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Урок развития устной речи"Дикие птицы"

Урок развития устной речи"Дикие птицы"

Светлана Целыковская
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 4736
Краткое описание
Тема: Дикие птицы.
Цель: закрепление знаний обучающихся о диких птицах.
Задачи:
1) учить построению связного высказывания с опорой на план и без него; формировать творческое воображение игровыми и речевыми средствами.
2) корригировать внимание, память, мышление на основе упражнений в обобщении, сравнении, анализе, синтезе.
3) воспитывать познавательный интерес к уроку развития речи, любовь к природе.
Описание
Тема: Дикие птицы.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цель:закрепление знаний обучающихся о диких птицах.
Задачи:
1) активизировать и обогатить запас представлений о диких птицах; учить построению связного высказывания с опорой на план и без него; формировать творческое воображение игровыми и речевыми средствами.
2) корригировать внимание, память, мышление на основе упражнений в обобщении, сравнении, анализе, синтезе.
3) воспитывать познавательный интерес к уроку развития речи, любовь к природе.
Методы обучения:словесный, наглядный, практический.
Оборудование:распечатка текста, карточки с заданиями, творческие работы детей, раздаточный материал (сигнальные карточки); компьютер, презентация.

Ход урока. I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. — «Здравствуйте», говорят при встрече, желая здоровья. Я приветствую вас, желаю вам здоровья и хорошего настроения, что необходимо нам для работы на занятии.Давайте поделимся друг с другом улыбкой и хорошим настроением. А теперь всё внимание на меня.
II. Артикуляционная гимнастика.
1. Дыхательная гимнастика.
Мы сегодня спокойны, добры и приветливы.
Руки за спину положим,
голову поднимем выше
и легко – легко подышим.
Глубоко вдохните и выдохните.( повторить 2 раза)
2. Артикуляционные упражнения.
«Качели»
«Настроение»
3. Речевая разминка:
 Ри-ри-ри — на ветках снегири
Би-би-би – взлетели воробьи
Бу-бу-бу – сидит филин на суку
Ча-ча-ча – посмотрите на грача
4. Коррекционная игра «Волшебный квадрат» Слайд 2.
Задание: я буду говорить как передвигается синица по цветным клеткам квадрата. Вы скажите, в каком квадрате она остановится отдыхать. (Вправо, вниз)
III. Проверка домашнего задания. Слайд 3.
— Напомните мне, какое домашнее задание у вас было?
-Что сделал каждый из вас? Расскажите по плану.
Обсуждение ответов и поделок товарищей.
-Мне нравится…, потому что…
-Я думаю…
IV. Подведение к теме урока. Постановка цели. Слайд4. Слайд 5.
-Закройте глаза, послушайте звуки. (Запись пения птиц).
-О ком или о чём наш сегодняшний урок?
Цель урока: закрепить, обобщить знания о диких птицах, научиться составлять связный рассказ.
V. Актуализация знаний.
-Вспомните, на какие две группы делятся дикие птицы?
-Каких птиц называют зимующими?
-Каких птиц называют перелётными? Почему птицы улетают?
-Что нужно делать, чтобы птицы не погибли зимой? Слайд 6.
1. Задание «Поломанные слова».
Составить слова-названия птиц.
— Назови птицу и группу, к какой она относится.
(Кузнецов А. складывает осколочную картинку.)
2. Игра с мячом «Объясни слова».
Слушай длинные слова,
В каждом слове слова два.
Дважды ты рукой взмахни,
Слова эти объясни.

Длиннохвостая, сероглазая, красногрудая, остроклювая, пестроголовая, быстрокрылая, водоплавающая, громкоголосая, быстроногая.
(Произнося фразу, дети перекатывают мяч из руки в руку.)
-К какой птице подходит каждое слово?
VI. Основная часть.
1. Работа в микрогруппах.
Ориентир-цветная фишка с номером.
№1-читает выразительно загадку; №2-называет отгадку;
№3-читает текст; №4-пересказывает содержание.
Птицы: снегирь, воробей, синица, скворец.
1)Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
— Облетел я всю Сибирь.
— Как зовут тебя? ( Снегирь)

Чтение текста учеником.
Снегири держатся небольшими стайками(7-9). Чем
сильнее мороз, тем спокойней сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы
сорвать ягодку или почку.

2) Чик-чирик! К зернышкам прыг!
 Клюй, не робей! Кто это?
… (воробей).

Чтение текста детьми.

 Воробьи очень прожорливые птицы. Часто они летают по садам
и по полям и истребляют не только вредных насекомых, но и вредят урожаю.

3) На кормушку возле нашей форточки
Села удивительная птица:
В чёрной шапочке и желтой кофточке.
Птица называется… (синица)

Этих птичек так назвали за их песенку: «Сии – сии».
Синицы за весну два раза высиживают птенцов по 10-12 яиц.

4) На шесте дворец, во дворце – певец,
А зовут его … (скворец)
Скворцы — милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. Гнездятся в дуплах. Как известно, охотно селятся и в специально устраиваемых для них «скворечниках». 2. Чтение загадки учителем. Слайд 7.
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться-
Два могучие крыла
У хозяина………(орла)
— Ребята, а вы знаете, что орёл – птица, которая летает выше всех. Орел – птица сильная, с острым клювом и острыми когтями, символ могущества и власти.
А вы знаете, какое государство поместило орла на свой герб? (Россия) Слайд 8.
— Смысл двуглавого орла на русском гербе очень символичен: сам орёл – символизирует русское государство, одна голова – символ власти правителя), другая – символ власти церкви.
3. Продолжение работы по теме урока. Слайд 9.
1) -О каких птицах вы рассказывали друг другу?
Посмотрите внимательно на картинки птиц.
-Ответьте, какая птица была первой?
-Какая птица была перед скворцом?
— Какая птица «лишняя»? Почему?
2) Показ картинки скворца. Рассказ учителя. Слайд 10.
Скворца узнать легко — это довольно большая, темная, со светлыми пестринками птица. Это дикая птица. Живет она в лесу или в саду, питается червями, гусеницами, ягодами. По голосу скворцов уз­нать нелегко, хотя поют они неплохо. Но… не своим голосом. Своей песни у скворцов нет, зато есть удивительная память и слух. И скворцы перенимают чужие песни. Даже человеческую речь перенимают скворцы. На зиму скворцы улетают в теплые края и возвращаются весной одними из первых.
Это — полезная птица. Уничтожает вредителей-гусениц. Поэтому надо помогать скворцам — вешать скворечники. (Показ иллюстраций). Скворцы — заботливые родители. Если птенцов донимают насекомые паразиты, они ищут и приносят в гнездо разные травы, чтобы их запах выгнал вредных насекомых.
Физминутка.
Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны, (Прыжки на одной ноге, на другой ноге.) Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.) Целый день они летали, (Бег на месте со взмахами рук в стороны.) Спать ребятам не давали, Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.) Только к ночи умолкают, Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте.) Ш-ш-ш-ш. (Присед с выдохом.) VII.Закрепление знаний.
 1.Словесная игра «Верно-неверно».
Если высказывание верное, дети поднимают зелёную сигнальную карточку, а если неверное – красную.
Скворец — домашняя птица.
Скворец — очень маленькая птица.
Оперенье у него темное, со светлыми пестринками.
У скворца маленький толстый клюв.
У скворца есть своя песня.
Скворцы заботливые родители.
2) Лексические упражнения. Слайд 11.
Подберите слова к слову «скворец», отвечающие на вопросы:
какой? что делает?
Скворец – веселый, полезный, большой
Скворец — сидит, поёт, летит
3) Составление распространенных предложений по схеме (с использованием слов из предыдущего задания)
Будем составлять красивые предложения о скворце.
Возможные варианты:
Веселый скворец поет песню.
Полезный скворец уничтожает гусениц.
4) Самостоятельный рассказ ученика о скворце. Слайд 12.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. Слайд 13.
-О каких птицах мы говорили на уроке?
-Понравился ли вам урок?
-Что особенно запомнилось?
-Что было трудно?
-Что полезного для себя вы узнали?
Мотивированные оценки.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Дикие птицы.doc Скачать



ГБОС(К)ОУ С(К)О школа-интернат для детей-сирот VIII вида №5

г.Ельца Липецкой обл.













Урок

развития устной речи

на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.


Тема: «Дикие птицы»

4 класс.







Учитель начальных классов

Целыковская Светлана Анатольевна

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Тема: Дикие птицы.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цель: закрепление знаний обучающихся о диких птицах.

Задачи:

1) активизировать и обогатить запас представлений о диких птицах; учить построению связного высказывания с опорой на план и без него; формировать творческое воображение игровыми и речевыми средствами.

2) корригировать внимание, память, мышление на основе упражнений в обобщении, сравнении, анализе, синтезе.

3) воспитывать познавательный интерес к уроку развития речи, любовь к природе.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: распечатка текста, карточки с заданиями, творческие работы детей, раздаточный материал (сигнальные карточки); компьютер, презентация.


Ход урока.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. - «Здравствуйте», говорят при встрече, желая здоровья. Я приветствую вас, желаю вам здоровья и хорошего настроения, что необходимо нам для работы на занятии. Давайте поделимся друг с другом улыбкой и хорошим настроением. А теперь всё внимание на меня.

II. Артикуляционная гимнастика.

1. Дыхательная гимнастика.

Мы сегодня спокойны, добры и приветливы.

Руки за спину положим,

голову поднимем выше

и легко – легко подышим.

Глубоко вдохните и выдохните.( повторить 2 раза)

2. Артикуляционные упражнения.

«Качели»

«Настроение»

3. Речевая разминка:

Ри-ри-ри - на ветках снегири

Би-би-би – взлетели воробьи

Бу-бу-бу – сидит филин на суку

Ча-ча-ча – посмотрите на грача

4. Коррекционная игра «Волшебный квадрат» Слайд 2.

Задание: я буду говорить как передвигается синица по цветным клеткам квадрата. Вы скажите, в каком квадрате она остановится отдыхать. (Вправо, вниз)

III. Проверка домашнего задания. Слайд 3.

- Напомните мне, какое домашнее задание у вас было?

-Что сделал каждый из вас? Расскажите по плану.

Обсуждение ответов и поделок товарищей.

-Мне нравится…, потому что…

-Я думаю…

IV. Подведение к теме урока. Постановка цели. Слайд4. Слайд 5.

-Закройте глаза, послушайте звуки. (Запись пения птиц).

-О ком или о чём наш сегодняшний урок?

Цель урока: закрепить, обобщить знания о диких птицах, научиться составлять связный рассказ.

V. Актуализация знаний.

-Вспомните, на какие две группы делятся дикие птицы?

-Каких птиц называют зимующими?

-Каких птиц называют перелётными? Почему птицы улетают?

-Что нужно делать, чтобы птицы не погибли зимой? Слайд 6.

1. Задание «Поломанные слова».

Составить слова-названия птиц.

- Назови птицу и группу, к какой она относится.

(Кузнецов А. складывает осколочную картинку.)

2. Игра с мячом «Объясни слова».

Слушай длинные слова,

В каждом слове слова два.

Дважды ты рукой взмахни,

Слова эти объясни.


Длиннохвостая, сероглазая, красногрудая, остроклювая, пестроголовая, быстрокрылая, водоплавающая, громкоголосая, быстроногая.

(Произнося фразу, дети перекатывают мяч из руки в руку.)

-К какой птице подходит каждое слово?

VI. Основная часть.

1. Работа в микрогруппах.

Ориентир-цветная фишка с номером.

1-читает выразительно загадку; №2-называет отгадку;

3-читает текст; №4-пересказывает содержание.

Птицы: снегирь, воробей, синица, скворец.

1) Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

- Облетел я всю Сибирь.

- Как зовут тебя? ( Снегирь)


Чтение текста учеником.

Снегири держатся небольшими стайками(7-9). Чем

сильнее мороз, тем спокойней сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы

сорвать ягодку или почку.


2) Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

(воробей).


Чтение текста детьми.


Воробьи очень прожорливые птицы. Часто они летают по садам

и по полям и истребляют не только вредных насекомых, но и вредят урожаю.


3) На кормушку возле нашей форточки

Села удивительная птица:

В чёрной шапочке и желтой кофточке.

Птица называется... (синица)


Этих птичек так назвали за их песенку: «Сии – сии».

Синицы за весну два раза высиживают птенцов по 10-12 яиц.


4) На шесте дворец, во дворце – певец,

    А зовут его …     (скворец)    

Скворцы - милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. Гнездятся в дуплах. Как известно, охотно селятся и в специально устраиваемых для них «скворечниках».

2. Чтение загадки учителем. Слайд 7.

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться-

Два могучие крыла

У хозяина………(орла)

- Ребята, а вы знаете, что орёл – птица, которая летает выше всех. Орел – птица сильная, с острым клювом и острыми когтями, символ могущества и власти.

А вы знаете, какое государство поместило орла на свой герб? (Россия) Слайд 8.

- Смысл двуглавого орла на русском гербе очень символичен: сам орёл – символизирует русское государство, одна голова – символ власти правителя), другая – символ власти церкви.

3. Продолжение работы по теме урока. Слайд 9.

1) -О каких птицах вы рассказывали друг другу?

Посмотрите внимательно на картинки птиц.

-Ответьте, какая птица была первой?

-Какая птица была перед скворцом?

- Какая птица «лишняя»? Почему?

2) Показ картинки скворца. Рассказ учителя. Слайд 10.

Скворца узнать легко - это довольно большая, темная, со светлыми пестринками птица. Это дикая птица. Живет она в лесу или в саду, питается червями, гусеницами, ягодами. По голосу скворцов уз­нать нелегко, хотя поют они неплохо. Но ... не своим голосом. Своей песни у скворцов нет, зато есть удивительная память и слух. И скворцы перенимают чужие песни. Даже человеческую речь перенимают скворцы. На зиму скворцы улетают в теплые края и возвращаются весной одними из первых.

Это - полезная птица. Уничтожает вредителей-гусениц. Поэтому надо помогать скворцам - вешать скворечники. (Показ иллюстраций). Скворцы - заботливые родители. Если птенцов донимают насекомые паразиты, они ищут и приносят в гнездо разные травы, чтобы их запах выгнал вредных насекомых.

Физминутка.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны,

(Прыжки на одной ноге, на другой ноге.)

Кар-кар-кар.

(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Целый день они летали,

(Бег на месте со взмахами рук в стороны.)

Спать ребятам не давали,

Кар-кар-кар.

(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте.)

Ш-ш-ш-ш. (Присед с выдохом.)

VII.Закрепление знаний.

1.Словесная игра «Верно-неверно».

Если высказывание верное, дети поднимают зелёную сигнальную карточку, а если неверное – красную.

Скворец - домашняя птица.

Скворец - очень маленькая птица.

Оперенье у него темное, со светлыми пестринками.

У скворца маленький толстый клюв.

У скворца есть своя песня.

Скворцы заботливые родители.

2) Лексические упражнения. Слайд 11.

Подберите слова к слову «скворец», отвечающие на вопросы:

какой? что делает?

Скворец – веселый, полезный, большой

Скворец - сидит, поёт, летит

3) Составление распространенных предложений по схеме (с использованием слов из предыдущего задания)

Будем составлять красивые предложения о скворце.

Возможные варианты:

Веселый скворец поет песню.

Полезный скворец уничтожает гусениц.

4) Самостоятельный рассказ ученика о скворце. Слайд 12.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. Слайд 13.

-О каких птицах мы говорили на уроке?

-Понравился ли вам урок?

-Что особенно запомнилось?

-Что было трудно?

-Что полезного для себя вы узнали?

Мотивированные оценки.



Литература.

1.Бианки В. Лесная газета. – Ленинград: Детская литература 1990

2.Шинкевич Н. Каждой птице по странице: Минск. Красная звезда. 1989.

3.Елизарова Е. М. Знакомые незнакомцы: Волгоград. Учитель, 2007.

4.Фатеева Г.А. Экологические сказки: Волгоград. Учитель, 2005.

5.Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе: Волгоград. Учитель 2007.

6. Анашкина Е.А.. 300 вопросов и ответов о животных.- Ярославль: Академия развития, 1998.

7.Виноградова Н.Ф. и др. «Окружающий мир». Метод. Беседы.- М.: Просвещение, 1999.































































Сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете тех птиц, которые зимуют в России.

Отгадайте загадки:

1) Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

- Облетел я всю Сибирь.

- Как зовут тебя? ( Снегирь)


Чтение текста учащимися


Снегири держатся небольшими стайками(7-9). Чем

сильнее мороз, тем спокойней сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы

сорвать ягодку или почку.


2) Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

(воробей).


Чтение текста учащимися


Воробьи очень прожорливые птицы. Часто они летают по садам

и по полям и истребляют не только вредных насекомых, но и вредят урожаю.


3) На кормушку возле нашей форточки

Села удивительная птица:

В чёрной шапочке и желтой кофточке.

Птица называется... (синица)



Этих птичек так назвали за их песенку: «Сии – сии».

Синицы за весну два раза высиживают птенцов по 10-12 яиц.


4) Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут ее ... (Сорока).


Сороки обитают в небольших лесах, парках, садах, часто неподалёку от человеческого жилья. Сороки общительные птицы, редко встречаются поодиночке, часто их можно видеть стайками, перелетающими с дерева на дерева с громким стрекотаньем



5) Днём спит, ночью летает

    И прохожих пугает.       (сова) 

Сова - ночная хищная птица. Совы могут обитать как в лесах, так и в садах и парках. Питание сов разнообразно, крупные совы охотятся за грызунами, мелкие кормятся насекомыми, некоторые - рыбой.


6) Чёрный жилет, красный берет,

     Нос, как топор, хвост, как упор.       (дятел)   


 Дятел - охранитель и защитник леса. Это очень трудолюбивая и умная птица. В народе его называют "лесным доктором".



7) На шесте дворец, во дворце – певец,

            А зовут его …     (скворец)    

Скворцы - милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. Гнездится в дуплах. Как известно, охотно селятся и в специально устраиваемых для них «скворечниках»

 8) Кто без нот и без свирели

            Лучше всех заводит трели?       (соловей)  



Соловей - небольшая певчая птица. Большие, почти черные глаза. Название «соловей» птица получила благодаря своему оперению.







Дикие птицы.pptx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос