Система работы педагога с одарёнными и талантливыми детьми в начальной школе
Краткое описание
Создание благоприятных условий для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей
Описание
АКТУАЛЬНОСТЬ
Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми. Б. Блум В условиях происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети», «Национальной доктрине образования РФ», «Рабочей концепции одаренности»(2003), «Комплексе мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов» (2012), «Проекте Концепции общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов» (2012 ) и в президентской инициативе «Наша новая школа» (2010). Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных задач. Одарённые и талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В том, что Россия богата талантливыми детьми, отмечал ещё Михаил Ломоносов: «… может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов российская земля рождать!». А вот заметить росточек таланта в ребёнке, взрастить его и сохранить – трудная и первостепенная задача педагогов и родителей. По словам Галилея, «мы ничему не можем научить человека, мы можем только помочь ему открыть это в себе». Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так, исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Поэтому задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Актуальностьютемы исследования является то, что на этапе модернизации российского образования приоритетной государственной задачей является поддержка «талантливого ребенка».
Объектисследования – одарённость обучающихся 1 «Б» – 4 «Б» кл. МБОУ СОШ №9 г. Холмска 2008-2012гг. Предмет исследования — особенности педагогической работы с одаренными детьми. Гипотеза исследования: если раньше определить одарённость каждого ребёнка и выстроить работу в системе, то можно содействовать интеллектуальному развитию детей. Цельисследования — создание благоприятных условий для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей. Задачи исследования: ü Раскрыть понятие «одарённость». ü Показать сложности психического развития одаренных детей; ü Рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей. ü Разработать методику организации работы с одаренными детьми в начальной школе. ü Проанализировать полученные экспериментальные данные. Методика проведенияисследования: наблюдения, диагностика, сбор информации, анализ, изучение специальной литературы, практическое освоение новых методик и оценка их эффективности, мониторинг, систематизация и обобщение результатов практической деятельности. Прогнозируемые качественно новые результаты: Реализация творческого потенциала детей: ü занятия в кружках, секциях, ü призовые места в олимпиадах, ü положительная динамика продвижения учащихся. Методические результаты: ü создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости; ü разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся; ü использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости; ü обобщение и систематизация материалов педагогической практики. Прогноз возможных негативных последствий: ü Отсутствие методической базы; ü Низкая мотивация обучающихся к получению дополнительных знаний. Новизна и значимость работызаключается в том, что ожидаемые результаты содержат в своей совокупности решение проблемы педагогики сотрудничества при работе с одарёнными детьми. Таким образом, проблема одаренности как комплексная проблема состоит из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей. Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА Одарённые дети. Кто они? Непохожие на других, творческие, успешные в учёбе, а, может быть обычные дети. Как выявить одарённых детей, какого ребёнка считать одарённым — такие вопросы возникают у каждого учителя. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей обучающихся, включает такие понятия как способности, талант, одарённость, гениальность. Способностяминазывают индивидуальные особенности личности, помогающие успешно заниматься определённой деятельностью. Талантомназывают выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере. Гениальность — высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. У каждого человека интеллектуальные способности развиты в разной степени, любой человек способен развить в себе любой тип интеллекта, которые могут взаимодействовать между собой. Одарённость– это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребёнок– это ребёнок, который выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки таких достижений) в том или ином виде деятельности. (Приложение 1) На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют его собственная активность, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Черты, свойственные одаренным и талантливым детям в сфере психосоциального развития: ü Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки. ü Острое восприятие общественной несправедливости Они устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. ü Неспособность четко развести реальность и фантазию. ü Хорошо развитое чувство юмора. Талантливые дети обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми. ü Достаточно часто – преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. ü Одаренные дети постоянно пытаются решить проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога. Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К выделенным видам одаренности относятся следующие: Художественная одаренность Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников. Общая интеллектуальная и академическая одаренность Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. Творческая одаренность Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и в то же время вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях: ü Отсутствие внимания условностям и авторитетам; ü Большая независимость в суждениях; ü Тонкое чувство юмора; ü Отсутствие внимания к порядку и организации работы; ü Яркий темперамент. Социальная одаренность Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты: ü Интеллект выше среднего; ü Умение принимать решение; ü Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; ü Ощущение цели, направления движения; ü Гибкость; приспосабливаемость; ü Чувство ответственности; ü Уверенность в себе и знание себя; ü Настойчивость; ü Энтузиазм; ü Умение ясно выражать мысли. В практической деятельности можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка. Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем — к рисованию; вообще одаренность к искусству проявляется раньше, чем к наукам. В научной области раньше других (примерно в подростковом возрасте) проявляются способности к математике (почти все крупные ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками). Общеинтеллектуальная одаренность может выступать в необычно высоком уровне умственного развития (при прочих равных условиях) и в качественном своеобразии умственной деятельности. Если говорить о широте проявлений в различных видах деятельности, можно выделить общую одаренность и специальную одаренность. Общая одаренностьпроявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция. Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности. Специальная одаренностьобнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.). Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Одаренные дети: ü имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; ü имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; ü испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Категорииодаренных детей, которые можно условно выделить: ü Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями. ü Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями. ü Дети с высокими творческими (художественными) способностями ü Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада. В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ. 1. Ускорение.Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию. 2. Углубление.Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. Практика обучения одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и т.п. Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. В частности, программы, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, могут привести к перегрузкам и, как следствие, физическому и психическому истощению учащихся.. 3. Обогащение.Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов. 4. Проблематизация.Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ. Два последних подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей. Содержание учебного плана и программ учебных дисциплин могут оказывать существенное влияние на развитие личностных качеств всех обучающихся, в том числе и интеллектуально одаренных, при этом важны как естественнонаучные, так и гуманитарные дисциплины. Для реализации воспитательных целей обучения необходимо в содержании всех учебных предметов выделять элементы, способствующие развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, альтруизм, дружелюбие, сочувствие и сопереживание, позитивная самооценка и уверенность в себе, адекватный уровень притязаний и др. Методы и формыработы с одаренными детьми, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми обучающимися школы и в то же время отличаться определенным своеобразием. Наиболее эффективны следующие методы работы с одаренными учащимися, варьирование которых позволит педагогам поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию. Ø Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно-образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Ø Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта. Ø Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учеников, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д. Ø Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта — совместно сформулированного определения понятия. Ø Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования. Ø Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний. Ø Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий. Ø Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира. Ø Метод«Сотрудничество и кооперация» Даёт возможность научиться жить в группе. Учит взаимопониманию, развивает способности к лидерству, позволяет менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми. Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы: ü групповые формы работы, ü творческие задания, ü вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, ü дискуссии, ü диалоги. Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают: ü факультативы, кружки, ü конкурсы, ü интеллектуальный марафон, ü привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах ü система внеурочной исследовательской работы учащихся. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра. Условия успешной работы с одаренными обучающимися При организации работы учителя свою работу необходимо начать с планирования. В планировании педагог должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо: 1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. 2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. 3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы. 4. Включение в работу с одаренными обучающимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами. Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика. Учитель должен быть: ü увлечен своим делом; ü способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; ü профессионально грамотным; ü интеллектуальным, нравственным и эрудированным; ü проводником передовых педагогических технологий; ü психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; ü знатоком во всех областях человеческой жизни.
СУЩНОСТЬ
Перед учителем начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Выявление одаренных детей является одной из непростых задач учителя. Не каждый ребенок даже за время своего обучения в начальной школе способен продемонстрировать свои способности. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна, поэтому диагностика индивидуальных возможностей детей проводилась на протяжении четырёх лет обучения. В 1 классе шла только ознакомительная работа. Использовались методы исследования: наблюдение за детьми, анкетирование родителей по выявлению склонностей к способностям. В результате выявлены дети с опережающим развитием и склонностями к той или иной сфере деятельности. Таким образом, по данным исследований, проведённых в 1-ом классе, было выявлено 17 человек, относящихся к разным категориям одарённых детей (что составило 68% учащихся класса). В начале 2-го класса проводилась педагогическая диагностика, выполняющая информационную функцию практической деятельности учащихся. Также использовались методы: анкетирование родителей, а также собственные наблюдения по выявлению одарённых и талантливых детей. Создала банк данных по трём направлениям: спортивное, интеллектуальное, творческое. На протяжении трёх лет пополняла его. Следующий этап работы с одарёнными и способными детьми – создание мотивации и условий для их оптимального развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними. Для создания мотивации используются следующие приёмы: — рейтинг учащихся — «почётное место» в классе, в классном уголке — классные часы по самоопределению — создание портфолио с последующей презентацией На этом этапе урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Используются формы познавательной деятельности: конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности. Совершенствуются групповые формы работы, ученики начинают проявлять склонность к тому или иному учебному предмету, самостоятельность и творчество при выполнении заданий. В учебной работе используются словари, детские энциклопедии, справочники, Интернет. Именно в этот период дети активнее начинают посещать кружки, секции, художественную и музыкальную школы. Со 1-го класса участвуют в конкурсах чтецов, рисунков, поделок. Дети пробуют сочинять стихи, сказки, загадки, придумывают сценки, ставят танцевальные номера. Работа с одаренными детьми в учебном процессе осуществляется мною через обучение по УМК «Начальная школа ХХIвека», где приоритет отдаётся поисково-исследовательской деятельности, а также большое внимание уделяется творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося. Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников. Урок – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. На уроках литературного чтения использую форму диалогического общения. Диалог способствует пробуждению в ребёнке творческих сил, развивает дух исследования, способствует увеличению учебной активности, формирует умение слышать и слушать, сопоставлять разные точки зрения, анализировать, стимулирует критичность и потребность познавать истину, позволяет ребёнку выразить себя, самоутвердиться и осознать полученную информацию, даёт основу для саморазвития личности обучающегося. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. На уроке литературного чтения учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них не называю ошибочным. Все детские версии обсуждаются не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Обобщая все версии ответа на вопрос, выделяются и поддерживаются наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Каждый обучающийся класса ведёт читательский дневник, в который записывал дополнительно прочитанные произведения. С 3 класса в дневнике появляется запись в колонке «Что я думаю». В ней дети записывают свои впечатления о прочитанном произведении. Систематичность такой работы приносит свои результаты. Во-первых, дети учатся самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Во-вторых, просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы. Так некоторые ученики любят читать сказки, и я предлагаю им сочинить свою сказку. Кто читает больше стихов, пробует сочинять свои. Задача учителя в том, чтобы координировать их стремления в выборе хорошей литературы. Ученики делятся впечатлениями о прочитанных дома книгах, а учитель советует прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения. На уроках математики ведётся целенаправленная и систематическая работа по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами. На различных уроках использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала обучающихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться. На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее раскованы и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира, предоставляю детям возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют такие формы и методы организации познавательной деятельности: практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. Организуются формы работы: индивидуальные и групповые, творческие задания, дискуссии. По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, рисуют рисунки, создают презентации. Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы обучающиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций. (Приложение 5) Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность строится таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Используются активные формы познавательной деятельности: 1. Обсуждение сообщений, докладов, рефератов. 2. Конференция. 3. Защита (проекта, реферата). 4. Олимпиада. 5. Турнир. 6. Викторина. 7. Аукцион знаний. 8. Мозговая атака. 9. Брейн-ринг, КВН. 10. Устный журнал. 11. Познавательные игры. 12. Интеллектуальный марафон. Так, начиная с 1-го класса, дети принимают активное участие в ежегодном школьном фестивале начальной школы. Где показывают свои таланты и способности по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, искусству. По каждому году обучения мною создавался мониторинг участия и результативности в фестивале. Начиная со 2-ого класса, использовала проектную деятельность, как на уроках, так и во внеурочное время. В эту работу были подключены родители. Ребята создавали групповые и одиночные проекты, как исследовательские, так и творческие. С 3-го класса учащиеся принимают участие в школьном и городском туре научно-практической конференции, где имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения. В подготовку и проведение этих мероприятий активно включаются и родители. Совместными усилиями идёт поиск информации, готовятся выступления, составляются презентации. Так, в 3-ем классе были представлены 2 исследовательские работы, в 4-ом классе для участия в школьной конференции были предоставлены 6 работ, из них две групповые. В городском туре участвовали три проекта. Работу по развитию детской одаренности проводила на развивающих занятиях интегрированных курсов «Занимательная математика», «Занимательная грамматика», «Занимательная экология». Эти занятия не дублируют школьные уроки, а направлены в первую очередь на развитие интеллекта детей, оснащение его методами отбора и переработки информации, развитие вариативности мышления. Также в 4 классе мои ученики приняли участие в работе дистанционной математической школы Новосибирского центра продуктивного обучения. В 3-ем и 4-ом классах принимали активное участие в Международных конкурсах «Русский медвежонок» и «Кенгуру». Начиная со 2 класса и включительно по 4 класс, принимали участие в школьном туре предметных олимпиад. А в 4 классе 11 учеников класса были участниками муниципального уровня. В мае 2011 года прошел районный этап конкурса «Безопасное колесо», в котором приняли участие 9 команд района. После подсчетов и подведения результатов конкурса, подписания грамот и дипломов победителями районного этапа конкурса «Безопасное колесо» стали обучающиеся МОУ СОШ № 9 г., ученики моего класса (Алина Р., Дарья Ш., Алексей Б., Алексей О.) В сентябре 2011 г. эта же команда приняла участие в областном этапе конкурса «Безопасное колесо», где стала призёром. Во внеклассной работе используются КТД (коллективно-творческие дела), позволяющие развивать в детях организаторские способности. Многие ребята выступают в роли ассистента учителя на уроках, помогают в организации классных мероприятий. В конце учебного года подводятся итоги достижений учащихся, составляется рейтинг, в котором учитываются успехи детей не только в учебной деятельности, но и во всех соревнованиях и конкурсах, включая эстетические, художественные, спортивные, личностные. На последнем родительском собрании отмечаются успехи и достижения учащихся, вручаются грамоты и дипломы.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихся. Кроме того, повысилась познавательная активность детей, их участие в разного рода конкурсах, олимпиадах и соревнованиях. О результатах проведённой работы свидетельствуют следующие данные. В классе высокая успеваемость. Так, качество знаний во 2-ом классе составило 91%, в 3-ем классе – 92%, в 4- ом – 96%, в 1 четверти 5-го класса- 100%, что означает положительную динамику общей успеваемости со 2 по 4 класс. Итоги школьного этапа Всероссийских олимпиад:
Итоги II(муниципального) этапа Всероссийских олимпиад:
В 4 классе мои ученики приняли участие в работе дистанционной математической школы Новосибирского центра продуктивного обучения. По окончании которой, каждому обучающемуся был выслан сертификат, а победитель дистанционной олимпиады получил ценный подарок. Результатами работы этой внеурочной деятельности являются участие и победы моих учеников на школьном, муниципальном, всероссийском (дистанционные олимпиады) уровнях. Исследовательские работы, подготовленные в 3-ем классе: «О сложном по- простому (этот таинственный космос)» (Александра Б.), «Ель и человек» (Алина Р.) были признаны одними из лучших на школьной конференции, накраждены дипломами 1 и 2 степени соответственно и были направлены на районную конференцию. По результатам районной научно-исследовательской конференции обе работы были награждены дипломами 1 степени. В 4-ом классе на школьную научно-исследовательскую конференцию от моего класса были представлены 5 проектов: «Курить – себя губить» (Валерия Г.), «Ледяные узоры» (Екатерина М.), «Наши любимцы – кошки. Для чего кошки появились в жизни человека» (Алина Р.), «Школьная форма. Быть или не быть» (Ванесса Г., Виктория С.), «Эта удивительная вода…» (Александра Б,, Алексей О.), среди которых три работы были награждены дипломами 1 степени, они же приняли участие в районной научно-исследовательской работе, и одна работа «Курить – себя губить» — награждена дипломом 2- степени. По результатам районной научно-исследовательской конференции две работы «Ледяные узоры» и «Эта удивительная вода…» были награждены дипломами 1 степени, а работа «Наши любимцы – кошки. Для чего кошки появились в жизни человека» — дипломом 2 степени. По результатам районный этап конкурса «Безопасное колесо» команда обучающихся моего класса стала победителем. По итогам областного этапа конкурса «Безопасное колесо» команда заняла второе место. По итогам муниципального этапа конкурса рисунков «Люблю тебя мой край родной» в 2012 году моя ученица Екатерина М. заняла первое место в номинации «Живопись». Считаю, что работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Список использованной литературы Нормативные документы 1. Рабочая концепция одаренности. Разработка и издание Концепции осуществлены по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной целевой программы «Одаренные дети»/ под ред. Богоявленская Д.Б. (ответственный редактор), Шадриков В.Д. (научный редактор), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин A.M., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич B.C./2003
2. Комплекс мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов/2012 3. Проект Концепции общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов / 2012 Литература 1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. — М; 1998 2. Джумагулова Т.Н., Соловьёва И.В. Одарённый ребёнок. Дар или наказание, — Сфера; Санкт-Петербург, 2009 3. Дополнительное образование, № 10, 2001; №11, 2001г 4. Доровской А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. — М;1997 5. Дьяченко О.М. Одаренный ребенок — М; 1997 6. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. – Харьков, 1996. 7. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков – М; 2000 8. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. — Москва – Воронеж; 1997. 9. Попова Л.В. Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности. — М., 1993 10. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства — М; 1999 11. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе — М; 2000 12. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. — М., 1996. 13. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М, 1961 14. Терасье Ж.К. Сверходаренные дети. — М., 1999 15. Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике – М; 2000 16. Экземплярский В. М. Проблема школ для одаренных. — М., 1977
Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми. Б. Блум В условиях происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети», «Национальной доктрине образования РФ», «Рабочей концепции одаренности»(2003), «Комплексе мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов» (2012), «Проекте Концепции общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов» (2012 ) и в президентской инициативе «Наша новая школа» (2010). Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных задач. Одарённые и талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В том, что Россия богата талантливыми детьми, отмечал ещё Михаил Ломоносов: «… может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов российская земля рождать!». А вот заметить росточек таланта в ребёнке, взрастить его и сохранить – трудная и первостепенная задача педагогов и родителей. По словам Галилея, «мы ничему не можем научить человека, мы можем только помочь ему открыть это в себе». Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так, исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Поэтому задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Актуальностьютемы исследования является то, что на этапе модернизации российского образования приоритетной государственной задачей является поддержка «талантливого ребенка».
Объектисследования – одарённость обучающихся 1 «Б» – 4 «Б» кл. МБОУ СОШ №9 г. Холмска 2008-2012гг. Предмет исследования — особенности педагогической работы с одаренными детьми. Гипотеза исследования: если раньше определить одарённость каждого ребёнка и выстроить работу в системе, то можно содействовать интеллектуальному развитию детей. Цельисследования — создание благоприятных условий для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей. Задачи исследования: ü Раскрыть понятие «одарённость». ü Показать сложности психического развития одаренных детей; ü Рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей. ü Разработать методику организации работы с одаренными детьми в начальной школе. ü Проанализировать полученные экспериментальные данные. Методика проведенияисследования: наблюдения, диагностика, сбор информации, анализ, изучение специальной литературы, практическое освоение новых методик и оценка их эффективности, мониторинг, систематизация и обобщение результатов практической деятельности. Прогнозируемые качественно новые результаты: Реализация творческого потенциала детей: ü занятия в кружках, секциях, ü призовые места в олимпиадах, ü положительная динамика продвижения учащихся. Методические результаты: ü создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости; ü разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся; ü использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости; ü обобщение и систематизация материалов педагогической практики. Прогноз возможных негативных последствий: ü Отсутствие методической базы; ü Низкая мотивация обучающихся к получению дополнительных знаний. Новизна и значимость работызаключается в том, что ожидаемые результаты содержат в своей совокупности решение проблемы педагогики сотрудничества при работе с одарёнными детьми. Таким образом, проблема одаренности как комплексная проблема состоит из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей. Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА Одарённые дети. Кто они? Непохожие на других, творческие, успешные в учёбе, а, может быть обычные дети. Как выявить одарённых детей, какого ребёнка считать одарённым — такие вопросы возникают у каждого учителя. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей обучающихся, включает такие понятия как способности, талант, одарённость, гениальность. Способностяминазывают индивидуальные особенности личности, помогающие успешно заниматься определённой деятельностью. Талантомназывают выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере. Гениальность — высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. У каждого человека интеллектуальные способности развиты в разной степени, любой человек способен развить в себе любой тип интеллекта, которые могут взаимодействовать между собой. Одарённость– это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребёнок– это ребёнок, который выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки таких достижений) в том или ином виде деятельности. (Приложение 1) На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют его собственная активность, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Черты, свойственные одаренным и талантливым детям в сфере психосоциального развития: ü Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки. ü Острое восприятие общественной несправедливости Они устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. ü Неспособность четко развести реальность и фантазию. ü Хорошо развитое чувство юмора. Талантливые дети обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми. ü Достаточно часто – преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. ü Одаренные дети постоянно пытаются решить проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога. Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К выделенным видам одаренности относятся следующие: Художественная одаренность Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников. Общая интеллектуальная и академическая одаренность Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. Творческая одаренность Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и в то же время вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях: ü Отсутствие внимания условностям и авторитетам; ü Большая независимость в суждениях; ü Тонкое чувство юмора; ü Отсутствие внимания к порядку и организации работы; ü Яркий темперамент. Социальная одаренность Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты: ü Интеллект выше среднего; ü Умение принимать решение; ü Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; ü Ощущение цели, направления движения; ü Гибкость; приспосабливаемость; ü Чувство ответственности; ü Уверенность в себе и знание себя; ü Настойчивость; ü Энтузиазм; ü Умение ясно выражать мысли. В практической деятельности можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка. Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем — к рисованию; вообще одаренность к искусству проявляется раньше, чем к наукам. В научной области раньше других (примерно в подростковом возрасте) проявляются способности к математике (почти все крупные ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками). Общеинтеллектуальная одаренность может выступать в необычно высоком уровне умственного развития (при прочих равных условиях) и в качественном своеобразии умственной деятельности. Если говорить о широте проявлений в различных видах деятельности, можно выделить общую одаренность и специальную одаренность. Общая одаренностьпроявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция. Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности. Специальная одаренностьобнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.). Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Одаренные дети: ü имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; ü имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; ü испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Категорииодаренных детей, которые можно условно выделить: ü Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями. ü Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями. ü Дети с высокими творческими (художественными) способностями ü Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада. В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ. 1. Ускорение.Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию. 2. Углубление.Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. Практика обучения одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и т.п. Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. В частности, программы, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, могут привести к перегрузкам и, как следствие, физическому и психическому истощению учащихся.. 3. Обогащение.Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов. 4. Проблематизация.Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ. Два последних подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей. Содержание учебного плана и программ учебных дисциплин могут оказывать существенное влияние на развитие личностных качеств всех обучающихся, в том числе и интеллектуально одаренных, при этом важны как естественнонаучные, так и гуманитарные дисциплины. Для реализации воспитательных целей обучения необходимо в содержании всех учебных предметов выделять элементы, способствующие развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, альтруизм, дружелюбие, сочувствие и сопереживание, позитивная самооценка и уверенность в себе, адекватный уровень притязаний и др. Методы и формыработы с одаренными детьми, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми обучающимися школы и в то же время отличаться определенным своеобразием. Наиболее эффективны следующие методы работы с одаренными учащимися, варьирование которых позволит педагогам поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию. Ø Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно-образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Ø Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта. Ø Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учеников, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д. Ø Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта — совместно сформулированного определения понятия. Ø Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования. Ø Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний. Ø Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий. Ø Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира. Ø Метод«Сотрудничество и кооперация» Даёт возможность научиться жить в группе. Учит взаимопониманию, развивает способности к лидерству, позволяет менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми. Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы: ü групповые формы работы, ü творческие задания, ü вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, ü дискуссии, ü диалоги. Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают: ü факультативы, кружки, ü конкурсы, ü интеллектуальный марафон, ü привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах ü система внеурочной исследовательской работы учащихся. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра. Условия успешной работы с одаренными обучающимися При организации работы учителя свою работу необходимо начать с планирования. В планировании педагог должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо: 1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. 2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. 3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы. 4. Включение в работу с одаренными обучающимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами. Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика. Учитель должен быть: ü увлечен своим делом; ü способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; ü профессионально грамотным; ü интеллектуальным, нравственным и эрудированным; ü проводником передовых педагогических технологий; ü психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; ü знатоком во всех областях человеческой жизни.
СУЩНОСТЬ
Перед учителем начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Выявление одаренных детей является одной из непростых задач учителя. Не каждый ребенок даже за время своего обучения в начальной школе способен продемонстрировать свои способности. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна, поэтому диагностика индивидуальных возможностей детей проводилась на протяжении четырёх лет обучения. В 1 классе шла только ознакомительная работа. Использовались методы исследования: наблюдение за детьми, анкетирование родителей по выявлению склонностей к способностям. В результате выявлены дети с опережающим развитием и склонностями к той или иной сфере деятельности. Таким образом, по данным исследований, проведённых в 1-ом классе, было выявлено 17 человек, относящихся к разным категориям одарённых детей (что составило 68% учащихся класса). В начале 2-го класса проводилась педагогическая диагностика, выполняющая информационную функцию практической деятельности учащихся. Также использовались методы: анкетирование родителей, а также собственные наблюдения по выявлению одарённых и талантливых детей. Создала банк данных по трём направлениям: спортивное, интеллектуальное, творческое. На протяжении трёх лет пополняла его. Следующий этап работы с одарёнными и способными детьми – создание мотивации и условий для их оптимального развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними. Для создания мотивации используются следующие приёмы: — рейтинг учащихся — «почётное место» в классе, в классном уголке — классные часы по самоопределению — создание портфолио с последующей презентацией На этом этапе урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Используются формы познавательной деятельности: конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности. Совершенствуются групповые формы работы, ученики начинают проявлять склонность к тому или иному учебному предмету, самостоятельность и творчество при выполнении заданий. В учебной работе используются словари, детские энциклопедии, справочники, Интернет. Именно в этот период дети активнее начинают посещать кружки, секции, художественную и музыкальную школы. Со 1-го класса участвуют в конкурсах чтецов, рисунков, поделок. Дети пробуют сочинять стихи, сказки, загадки, придумывают сценки, ставят танцевальные номера. Работа с одаренными детьми в учебном процессе осуществляется мною через обучение по УМК «Начальная школа ХХIвека», где приоритет отдаётся поисково-исследовательской деятельности, а также большое внимание уделяется творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося. Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников. Урок – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. На уроках литературного чтения использую форму диалогического общения. Диалог способствует пробуждению в ребёнке творческих сил, развивает дух исследования, способствует увеличению учебной активности, формирует умение слышать и слушать, сопоставлять разные точки зрения, анализировать, стимулирует критичность и потребность познавать истину, позволяет ребёнку выразить себя, самоутвердиться и осознать полученную информацию, даёт основу для саморазвития личности обучающегося. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. На уроке литературного чтения учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них не называю ошибочным. Все детские версии обсуждаются не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Обобщая все версии ответа на вопрос, выделяются и поддерживаются наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Каждый обучающийся класса ведёт читательский дневник, в который записывал дополнительно прочитанные произведения. С 3 класса в дневнике появляется запись в колонке «Что я думаю». В ней дети записывают свои впечатления о прочитанном произведении. Систематичность такой работы приносит свои результаты. Во-первых, дети учатся самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Во-вторых, просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы. Так некоторые ученики любят читать сказки, и я предлагаю им сочинить свою сказку. Кто читает больше стихов, пробует сочинять свои. Задача учителя в том, чтобы координировать их стремления в выборе хорошей литературы. Ученики делятся впечатлениями о прочитанных дома книгах, а учитель советует прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения. На уроках математики ведётся целенаправленная и систематическая работа по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами. На различных уроках использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала обучающихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться. На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее раскованы и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира, предоставляю детям возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют такие формы и методы организации познавательной деятельности: практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. Организуются формы работы: индивидуальные и групповые, творческие задания, дискуссии. По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, рисуют рисунки, создают презентации. Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы обучающиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций. (Приложение 5) Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность строится таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Используются активные формы познавательной деятельности: 1. Обсуждение сообщений, докладов, рефератов. 2. Конференция. 3. Защита (проекта, реферата). 4. Олимпиада. 5. Турнир. 6. Викторина. 7. Аукцион знаний. 8. Мозговая атака. 9. Брейн-ринг, КВН. 10. Устный журнал. 11. Познавательные игры. 12. Интеллектуальный марафон. Так, начиная с 1-го класса, дети принимают активное участие в ежегодном школьном фестивале начальной школы. Где показывают свои таланты и способности по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, искусству. По каждому году обучения мною создавался мониторинг участия и результативности в фестивале. Начиная со 2-ого класса, использовала проектную деятельность, как на уроках, так и во внеурочное время. В эту работу были подключены родители. Ребята создавали групповые и одиночные проекты, как исследовательские, так и творческие. С 3-го класса учащиеся принимают участие в школьном и городском туре научно-практической конференции, где имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения. В подготовку и проведение этих мероприятий активно включаются и родители. Совместными усилиями идёт поиск информации, готовятся выступления, составляются презентации. Так, в 3-ем классе были представлены 2 исследовательские работы, в 4-ом классе для участия в школьной конференции были предоставлены 6 работ, из них две групповые. В городском туре участвовали три проекта. Работу по развитию детской одаренности проводила на развивающих занятиях интегрированных курсов «Занимательная математика», «Занимательная грамматика», «Занимательная экология». Эти занятия не дублируют школьные уроки, а направлены в первую очередь на развитие интеллекта детей, оснащение его методами отбора и переработки информации, развитие вариативности мышления. Также в 4 классе мои ученики приняли участие в работе дистанционной математической школы Новосибирского центра продуктивного обучения. В 3-ем и 4-ом классах принимали активное участие в Международных конкурсах «Русский медвежонок» и «Кенгуру». Начиная со 2 класса и включительно по 4 класс, принимали участие в школьном туре предметных олимпиад. А в 4 классе 11 учеников класса были участниками муниципального уровня. В мае 2011 года прошел районный этап конкурса «Безопасное колесо», в котором приняли участие 9 команд района. После подсчетов и подведения результатов конкурса, подписания грамот и дипломов победителями районного этапа конкурса «Безопасное колесо» стали обучающиеся МОУ СОШ № 9 г., ученики моего класса (Алина Р., Дарья Ш., Алексей Б., Алексей О.) В сентябре 2011 г. эта же команда приняла участие в областном этапе конкурса «Безопасное колесо», где стала призёром. Во внеклассной работе используются КТД (коллективно-творческие дела), позволяющие развивать в детях организаторские способности. Многие ребята выступают в роли ассистента учителя на уроках, помогают в организации классных мероприятий. В конце учебного года подводятся итоги достижений учащихся, составляется рейтинг, в котором учитываются успехи детей не только в учебной деятельности, но и во всех соревнованиях и конкурсах, включая эстетические, художественные, спортивные, личностные. На последнем родительском собрании отмечаются успехи и достижения учащихся, вручаются грамоты и дипломы.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихся. Кроме того, повысилась познавательная активность детей, их участие в разного рода конкурсах, олимпиадах и соревнованиях. О результатах проведённой работы свидетельствуют следующие данные. В классе высокая успеваемость. Так, качество знаний во 2-ом классе составило 91%, в 3-ем классе – 92%, в 4- ом – 96%, в 1 четверти 5-го класса- 100%, что означает положительную динамику общей успеваемости со 2 по 4 класс. Итоги школьного этапа Всероссийских олимпиад:
Русский язык | Математика | Окружающий мир | |
2 класс | |||
Алина Р. (победитель) Валерия К. (призёр) | Не проводились | Не проводились | |
3 класс | |||
Алина Р. (победитель) Дмитрий Е. (призёр) | Алексей Б. (победитель) | Александра Б. (победитель) | |
4 класс | |||
Дмитрий Е. (победитель) Алина Р.(призёр) Кристина. Ш(приз.) Ольга П.(призёр) |
Кристина Ш.(победит.) Алексей Б.(призёр) Илья М.(призёр) Алина Р. (призёр) | Александра Б.(победитель) Алексей О.(призёр) Светлана К.(призёр) | |
Русский язык | Кристина Ш.(призёр) Алина Р.(призёр) |
Математика | Кристина Ш.(призёр) Алина Р.(призёр) |
Экология | Александра Б.(победитель) Алексей О.(призёр) |
Англ. язык | Кристина Ш.(призёр) Ванесса Г.(призёр) Анастасия М.(призёр) |
Информатика | Кристина Ш.(призёр) Алексей Б.(призёр) |
Уч.год | Форма | уровень | реквизиты |
2010/ 2011 | Доклад: «Социально-педагогические условия личностного развития одаренных и талантливых детей в современной школе» | Школьное МО учителей начальных классов | Протокол №3 от 11.01 2011 г |
2010/ 2011 | Выступление: «Новые подходы в организации педагогической деятельности. Специфика проектного и исследовательского обучения в начальной школе. | Школьное МО учителей начальных классов | Протокол №4 от 23.03 2011 г |
2011/ 2012 |
Распространение опыта: «Педагогика сотрудничества при работе с одарёнными детьми» | Школьное МО учителей начальных классов | Протокол №5 от 26.05.2012 г. |
2012/ 2013 |
Распространение опыта: «Педагогика сотрудничества при работе с одарёнными детьми». | Районное МО учителей начальных классов | УО МО «Хго» Приказ № 452 от 31.08.2012 г. |
2012/ 2013 |
Обобщение педагогического опыта «Педагогика сотрудничества при работе с одарёнными детьми» | Управление образования МО «Холмский городской округ» |
УО МО «Хго» Приказ № 164 от 12.03.2013г. |
Список использованной литературы Нормативные документы 1. Рабочая концепция одаренности. Разработка и издание Концепции осуществлены по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной целевой программы «Одаренные дети»/ под ред. Богоявленская Д.Б. (ответственный редактор), Шадриков В.Д. (научный редактор), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин A.M., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич B.C./2003
2. Комплекс мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов/2012 3. Проект Концепции общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов / 2012 Литература 1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. — М; 1998 2. Джумагулова Т.Н., Соловьёва И.В. Одарённый ребёнок. Дар или наказание, — Сфера; Санкт-Петербург, 2009 3. Дополнительное образование, № 10, 2001; №11, 2001г 4. Доровской А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. — М;1997 5. Дьяченко О.М. Одаренный ребенок — М; 1997 6. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. – Харьков, 1996. 7. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков – М; 2000 8. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. — Москва – Воронеж; 1997. 9. Попова Л.В. Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности. — М., 1993 10. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства — М; 1999 11. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе — М; 2000 12. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. — М., 1996. 13. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М, 1961 14. Терасье Ж.К. Сверходаренные дети. — М., 1999 15. Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике – М; 2000 16. Экземплярский В. М. Проблема школ для одаренных. — М., 1977
14 ноября 2013
Файлы
ПРИЛОЖЕНИЕ опыт Кошева.docx
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»