рабочая программа по изобразительному искусству
ü развитие художественно — творческих способностей образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения;
Данная программа по изобразительному искусству построена в соответствии с :
-Закона Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);-Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. №1089);
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10» санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.»;
-Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);-Региональным базисным учебным планом, утверждённым приказом МО и Н РТ от 28.04.10 №1746/10.
-БУП РТ – 2013 г;
-Учебного плана МБОУ «Нижнемактаминская СОШ №1» на 2013-2014 учебный год, принятый педсоветом №1 от 27 августа и утвержденным Приказом №141 директором от 29 августа 2013г.
-Примерной программы основного общего образования. Искусство.5-9 классы – М.: Просвещение, 2010.;
-Программы «Изобразительное искусство», разработанной под редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского. 5-9 классы. – М. Просвещение, 2011.;
Для обязательного изучения в V классе отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Главным смысловым стержнем программы является— связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка.
Данная программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.
Формы и методы проведения уроков по ИЗО — изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение навыками бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла врисунке, аппликации, художественном изделии. Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования.Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе, небольшом сочинении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства).
Уроки изобразительного искусства ставят своей целью приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность. Вырастить из воспитанника Зрителя, Мастера, Художника.
Программа, кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе занятий, предусматривает также беседы об искусстве и их показ (репродукции, видеофильмы, слайды и т.д.), развивает у обучающихся эстетическое восприятие мира, художественный вкус, расширяет представления о культуре прошлого и настоящего.
Основные цели и задачи:
ü развитие у учащихся способности к восприятию и осмыслению «вечных» сюжетов, воплощенных в художественных произведениях;
ü развитие художественно — творческих способностей образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения;
ü воспитание и развитие художественного вкуса учащихся;
ü воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства;
ü освоение знаний о классическом и современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями искусства;
ü овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
ü умение анализировать произведения искусства, высказывать собственные суждения о них;
ü формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой художественной культуры.
В связи с поставленными целями и задачами, в результате изучения искусства учащиеся должны знать и понимать:
ü основные виды и жанры изобразительного искусства;
ü основы изобразительной грамоты;
ü выдающихся представителей русского и зарубежного искусства;
ü крупнейшие музеи мира и России;
ü значение изобразительного искусства в художественной культуре;
ü направления и стили мировой художественной культуры;
ü шедевры мировой художественной культуры;
ü особенности языка искусства.
Уметь:
ü применять различные художественные материалы;
ü анализировать содержание образного языка произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
ü определять средства выразительности;
ü ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
ü устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов изобразительного искусства;
ü выполнять учебные и творческие задания.
Ведущие методы: репродуктивный, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный, поисковый, исследовательский.
Формы обучения: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.
Типы уроков: комбинированный, изучение новой темы, урок-беседа, урок проверки знаний.
В программе применяются принципы:
ü целостная система введения в художественную культуру;
ü принцип «от жизни через искусство к жизни»;
ü принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы;
ü принцип единства восприятия и созидания;
ü проживание как форма освоения и форма освоения художественного опыта – условие постижения искусства;
ü развитие художественно-образного мышления.
Содержание программы:
Древние корни народного искусства – 8ч
Знать:
— особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
Уметь:
— выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.
Связь времен в народном искусстве — 8ч.
Знать:
— семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
Уметь:
— пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полохов-Майдан, Жостово и др.)
Декор – человек, общество, время — 12 ч.
Знать:
— истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
Уметь:
— различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);
Декоративное искусство в современном мире — 7ч.
Знать:
— несколько народных художественных промыслов России;
Уметь:
-различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.)
Формирование художественных знаний, умений и навыков.
По окончанию 5 класса обучающиеся должны знать:
ü истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
ü особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
ü семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
ü несколько народных художественных промыслов России.
Обучающиеся должны уметь:
ü пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
ü различать по стилистическим особенностям декоративноеискусство разных народов и времен (например, Древнего Египта,
Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы XVIIвека);
ü различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло,керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
ü выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видетьединство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
ü умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
ü уметь передавать единство формы и декора (на доступномдля данного возраста уровне);
ü умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
ü создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
ü владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
ü владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).
Оценка результатов учебной деятельности
Основными критериями обученности учащихся по изобразительному искусству являются не только степень достижения учебных целей, уровень сформированности знаний, умений, навыков, но и уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Сравнение текущих достижений ученика с его предыдущими успехами позволит диагностировать уровень его развития, стимулировать дальнейшую учебную и творческую деятельность.
Решающую роль играет отметка за выполнение творческого практического задания.
Критериями его оценивания являются: самостоятельный выбор сюжета, мотива, грамотное композиционное и колористическое решение темы в предложенном учителем или выбранном самим учеником материале. Также необходимо учитывать содержательность работы, художественную и эмоциональную выразительность, уровень владения учащимися разнообразными художественными техниками и материалами, “выставочность”, оригинальность, эстетический вкус автора.Этапы оценивания детского рисунка:
Øкак решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
Øхарактер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
Øкачество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
Øвладение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
Øобщее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» — поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены
Материально-техническое обеспечение:
Н.А. Горяева О.В.Островская «Изобразительное искусство 5 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2013
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011г.
Изобразительное искусство, 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М. Неменского /авт.-сост. Л.В.Шампарова.-Волгоград: Учитель, 2012,
Энциклопедия для детей, т.7 искусство, ч.1, Архитектура, изобразительно и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи возрождения, — 2-е изд. Испр./ Глав. Ред. М.Аксенова;-М.: Аванта +, 2004.
Изобразительное искусство: Учебник для 5-8 кл.: В4ч. 4,2. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996.
Декоративно-прикладное искусство Казанских татар. Г.Ф.Валеева-Сулейманова, Р.Т.Шагеева, Москва «Советский художник»- 1990.
Компьютер
Интерактивная доска
Презентации
Интернет ресурсы:
История искусства. Методическая поддержка on – linewww SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
Академия художеств «Бибигон»http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Искусство» (ИЗО) 5 класс
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Выполнение | |
По плану | По факту | |||||||
Древние корни народного искусства (8 асов) | ||||||||
1 |
Древние образы в народном искусстве |
1 |
Урок изучения новых знаний |
Традиционные образы народного прикладного искусства- солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни. |
Знать: солярные знаки Уметь: выполнять орнаменты по мотивам древнерусского искусства. |
Текущий индивидуальный |
||
2 |
Декор русской избы |
1 |
Урок изучения новых знаний |
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Структура и образный строй избы. |
Знать: украшения русской избы. Уметь: выполнять элементы украшений избы |
Текущий Индивидуальный Анализ работ, оценивание |
||
3 |
Внутренний мир русской избы |
1 |
Урок формирования новых знаний |
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно-важные центры: красный угол, печь. |
Знать: внутреннее пространство русского дома. Уметь: выполнять подмалёвок, украшать интерьер избы предметами быта и орнаментом. |
Текущий индивидуальный |
||
4 |
Конструкция, декор предметов народного быта и труда |
1 |
Комбинированный урок |
Органическое единство формы и красоты в предметах русского быта: деревянная фигурная посуда, предметы труда: прялки, вальки, рубеля. |
Знать: предметы народного быта и их украшение. Уметь: вырезать из бумаги предметы народного быта и украшать их орнаментом. |
Текущий Индивидуальный Анализ работ, оценивание |
||
5 |
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки |
1 |
Комбинированный урок |
Крестьянская вышивка-хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его сомволическое значение. |
Знать: основное о крестьянской вышивке. Уметь: эскиз узора вышивки на полотенце. |
Текущий индивидуальный |
||
6 7 |
Народный праздничный костюм |
2 |
Урок изучения новых знаний |
Народный праздничный костюм-целостный художественный образ. |
Знать: историю русского и татарского костюма. Уметь: эскизы народного праздничного костюма. |
Текущий индивидуальный |
||
8 |
Народные праздничные обряды |
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. |
Знать: обрядовые действия народного праздника. Уметь: разбираться в обрядовых праздниках. |
Текущий Индивидуальный Анализ работ, оценивание |
||
Связь времен в народном искусстве (8 часов). | ||||||||
9 |
Древние образы в современных народных игрушках |
1 |
комбинированный |
Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек. |
Знать: особенности игрушек и различных художественных промыслов. Уметь: создавать игрушку и украшать её росписью. |
Текущий Индивидуальный Анализ работ, оценивание |
||
10 11 |
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла |
2 |
комбинированный |
История развития промысла. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности Гжельской росписи. |
Знать: историю гжельской керамики. Уметь: вырезать из бумаги форм посуды и украшение росписью. |
Текущий Индивидуальный Анализ работ, оценивание |
||
12 13 |
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла |
2 |
комбинированный |
История развития промысла. Розаны и купавки-основные элементы декоративной композиции городецкой росписи. |
Знать: историю городецкой росписи. Уметь: выполнение фрагмента по мотивам городецкой росписи. |
Текущий Индивидуальный Анализ работ, оценивание |
||
14 15 |
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла |
2 |
комбинированный |
История развития промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Основные приемы жостовского письма. |
Знать: историю художественного промысла. Уметь: выполнять фрагмент жостовской росписи. |
Текущий Индивидуальный Анализ работ, оценивание |
||
16 |
Роль народных художественных промыслов в современной жизни |
1 |
Урок обобщения и систематизации |
Промыслы, как искусство художественного сувенира. Иесто произведений промыслов в современном быту и интерьере. |
Знать: Примеры декоративного искусства. Уметь: Разбираться в народных промыслах. |
Текущий индивидуальный |
||
Декор-человек, общество, время (12 часов) | ||||||||
17 |
Зачем людям украшения |
1 |
УОНМ Комбинированный |
Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. |
Знать: роль декоративного искусства в жизни людей. Уметь: видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора |
Текущий Индивидуальный Анализ работ, оценивание |
||
18-19 |
Декор и положение человека в обществе |
2 |
Урок изучения новых знаний |
Украшение, как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта. Орнаментальные мотивы. |
Знать: декоративное искусство Древнего Египта. Уметь: выполнять эскизы украшений. |
Текущий Индивидуальный Анализ работ, оценивание |
||
20-21 |
Одежда говорит о человеке |
2 |
Комбинированный |
Одежда как знак человека в обществе. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. |
Знать: основные особенности костюма народов Китая |
Текущий индивидуальный |
||
22-24 |
Одежда говорит о человеке |
3 |
комбинированный |
Одежда как знак человека в обществе. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы (эпоха барокко) |
Знать: основные особенности костюма народов Западной Европы, в том числе РТ Уметь: выполнять эскизы одежды. |
Текущий индивидуальный |
||
25-27 |
О чем рассказывают гербы и эмблемы |
3 |
комбинированный |
История возникновения герьа. Символика цвета и изображения в геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе. |
Знать: историю герба и эмблемы, в том числе РТ Уметь: выполнять проекты собственного герба и эмблемы. |
Текущий Индивидуальный Анализ работ, оценивание |
||
28 |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества |
1 |
УЗИМ обобщение |
Обобщение тематического блока «Декор-человек, общество, время». |
Знать: произведения декоративно-прикладного искусства разных времён. Уметь: разбираться в старинных костюмах. |
Текущий индивидуальный |
||
Декоративное искусство в современном мире (7 часов). | ||||||||
29 |
Современное выставочное искусство |
1 |
УИНЗ |
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Батик. Гобелен. Керамика. Стекло. |
Знать: многообразие материалов и техник декоративно-прикладного искусства. Уметь: разрабатывать эскизы панно и витражей для украшения школы. |
Фронтальный опрос индивидуальный |
||
30 |
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. |
1 |
УФНЗ |
Виды ДПИ. Русская тряпичная кукла. |
Знать особенности и традиции изготовления русской тряпичной куклы. |
Текущий |
||
31- 32 |
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. |
2 |
УФНЗ УП |
Русская тряпичная кукла. Татарская народная кукла. Кукла-закрутка. |
Знать особенности и традиции изготовления кукол. |
Творческое обсуждение |
||
33 34 |
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале |
2 |
УФНЗ УП |
Виды ДПИ. Выразительное использование материала. Способы и приемы работы с соленым тестом. |
Знать: правила работы с разнообразными материалами, выполнение картона. Уметь: выполнять работы из разного материала. |
Творческое обсуждение индивидуальный |
||
35 |
Обобщение знаний |
1 |
обобщение |
Обобщение материала по темам и раздела и года. |
Уметь осознанно использовать язык ДПИ |
Фронтальный опрос |
|
|
|
Итого: 35 ч. |
35 | |
|
|
|
Пояснительная записка
Данная программа по изобразительному искусству построена в соответствии с :
-Закона Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
-Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. №1089);
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10» санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.»;
-Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);
-Региональным базисным учебным планом, утверждённым приказом МО и Н РТ от 28.04.10 №1746/10.
-БУП РТ – 2013 г;
-Учебного плана МБОУ «Нижнемактаминская СОШ №1» на 2013-2014 учебный год, принятый педсоветом №1 от 27 августа и утвержденным Приказом №141 директором от 29 августа 2013г.
-Примерной программы основного общего образования. Искусство.5-9 классы – М.: Просвещение, 2010.;
-Программы «Изобразительное искусство», разработанной под редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского. 5-9 классы. – М. Просвещение, 2011.;
Для обязательного изучения в V классе отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Главным смысловым стержнем программы является — связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка.
Данная программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.
Формы и методы проведения уроков по ИЗО — изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение навыками бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе, небольшом сочинении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства).
Уроки изобразительного искусства ставят своей целью приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность. Вырастить из воспитанника Зрителя, Мастера, Художника.
Программа, кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе занятий, предусматривает также беседы об искусстве и их показ (репродукции, видеофильмы, слайды и т.д.), развивает у обучающихся эстетическое восприятие мира, художественный вкус, расширяет представления о культуре прошлого и настоящего.
Основные цели и задачи:
-
развитие у учащихся способности к восприятию и осмыслению «вечных» сюжетов, воплощенных в художественных произведениях;
-
развитие художественно — творческих способностей образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения;
-
воспитание и развитие художественного вкуса учащихся;
-
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства;
-
освоение знаний о классическом и современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями искусства;
-
овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
-
умение анализировать произведения искусства, высказывать собственные суждения о них;
-
формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой художественной культуры.
В связи с поставленными целями и задачами, в результате изучения искусства учащиеся должны знать и понимать:
-
основные виды и жанры изобразительного искусства;
-
основы изобразительной грамоты;
-
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства;
-
крупнейшие музеи мира и России;
-
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
-
направления и стили мировой художественной культуры;
-
шедевры мировой художественной культуры;
-
особенности языка искусства.
Уметь:
-
применять различные художественные материалы;
-
анализировать содержание образного языка произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
-
определять средства выразительности;
-
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
-
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов изобразительного искусства;
-
выполнять учебные и творческие задания.
Ведущие методы: репродуктивный, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный, поисковый, исследовательский.
Формы обучения: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.
Типы уроков: комбинированный, изучение новой темы, урок-беседа, урок проверки знаний.
В программе применяются принципы:
-
целостная система введения в художественную культуру;
-
принцип «от жизни через искусство к жизни»;
-
принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы;
-
принцип единства восприятия и созидания;
-
проживание как форма освоения и форма освоения художественного опыта – условие постижения искусства;
-
развитие художественно-образного мышления.
Содержание программы:
Древние корни народного искусства – 8ч
Знать:
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
Уметь:
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.
Связь времен в народном искусстве - 8ч.
Знать:
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
Уметь:
- пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полохов-Майдан, Жостово и др.)
Декор – человек, общество, время - 12 ч.
Знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
Уметь:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);
Декоративное искусство в современном мире - 7ч.
Знать:
- несколько народных художественных промыслов России;
Уметь:
-различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.)
Формирование художественных знаний, умений и навыков.
По окончанию 5 класса обучающиеся должны знать:
-
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
-
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
-
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
-
несколько народных художественных промыслов России.
Обучающиеся должны уметь:
-
пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
-
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта,
Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы XVII века); -
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
-
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видетьединство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
-
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
-
уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
-
умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
-
создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
-
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
-
владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).
Оценка результатов учебной деятельности
Основными критериями обученности учащихся по изобразительному искусству являются не только степень достижения учебных целей, уровень сформированности знаний, умений, навыков, но и уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Сравнение текущих достижений ученика с его предыдущими успехами позволит диагностировать уровень его развития, стимулировать дальнейшую учебную и творческую деятельность.
Решающую роль играет отметка за выполнение творческого практического задания.
Критериями его оценивания являются: самостоятельный выбор сюжета, мотива, грамотное композиционное и колористическое решение темы в предложенном учителем или выбранном самим учеником материале. Также необходимо учитывать содержательность работы, художественную и эмоциональную выразительность, уровень владения учащимися разнообразными художественными техниками и материалами, “выставочность”, оригинальность, эстетический вкус автора.
Этапы оценивания
детского рисунка:
как решена
композиция:
как организована
плоскость
листа, как
согласованы
между собой
все компоненты
изображения,
как выдержана
общая идея и
содержание;
характер формы
предметов:
степень сходства
изображения
с предметами
реальной
действительности
или умение
подметить и
передать в
изображении
наиболее
характерное;
качество
конструктивного
построения:
как выражена
конструктивная
основа формы,
как связаны
детали предмета
между собой
и с общей формой;
владение техникой:
как ученик
пользуется
карандашом,
кистью, как
использует
штрих, мазок
в построении
изображения,
какова выразительность
линии, штриха,
мазка;
общее
впечатление
от работы.
Возможности
ученика, его
успехи, его
вкус.
Критерии
оценивания
знаний и умений
Оценка
«5» - поставленные
задачи выполнены
быстро и хорошо,
без ошибок;
работа выразительна
интересна.
Оценка
«4»- поставленные
задачи выполнены
быстро, но работа
не выразительна,
хотя и не имеет
грубых ошибок.
Оценка
«3»- поставленные
задачи выполнены
частично, работа
не выразительна,
в ней можно
обнаружить
грубые ошибки.
Оценка
«2»- поставленные
задачи не выполнены
Материально-техническое обеспечение:
Н.А. Горяева О.В.Островская «Изобразительное искусство 5 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2013
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы:проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011г.
Изобразительное искусство, 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М. Неменского /авт.-сост. Л.В.Шампарова.-Волгоград: Учитель, 2012,
Энциклопедия для детей, т.7 искусство, ч.1, Архитектура, изобразительно и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи возрождения, - 2-е изд. Испр./ Глав. Ред. М.Аксенова;-М.: Аванта +, 2004.
Изобразительное искусство: Учебник для 5-8 кл.:В4ч. 4,2. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996.
Декоративно-прикладное искусство Казанских татар. Г.Ф.Валеева-Сулейманова, Р.Т.Шагеева, Москва «Советский художник»- 1990.
Компьютер
Интерактивная доска
Презентации
Интернет ресурсы:
История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
Художественная
галерея Собрание
работ всемирно
известных
художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный
музей искусств
http://www.museum-online.ru/
Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Искусство» (ИЗО) 5 класс
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля |
Выполнение |
|
По плану |
По факту |
|||||||
Древние корни народного искусства (8 асов) |
||||||||
1 |
Древние образы в народном искусстве |
1 |
Урок изучения новых знаний |
Традиционные образы народного прикладного искусства- солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни. |
Знать: солярные знаки Уметь: выполнять орнаменты по мотивам древнерусского искусства. |
Текущий индивидуальный |
5а-2.09 5б-4.09 |
|
2 |
Декор русской избы |
1 |
Урок изучения новых знаний |
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Структура и образный строй избы. |
Знать: украшения русской избы. Уметь: выполнять элементы украшений избы |
Текущий Индивидуальный Анализ работ, оценивание |
5а-9.09 5б-11.09 |
|
3 |
Внутренний мир русской избы |
1 |
Урок формирования новых знаний |
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно-важные центры: красный угол, печь. |
Знать: внутреннее пространство русского дома. Уметь: выполнять подмалёвок, украшать интерьер избы предметами быта и орнаментом. |
Текущий индивидуальный |
5а-16.09 5б-18.09 |
|
4 |
Конструкция, декор предметов народного быта и труда |
1 |
Комбинированный урок |
Органическое единство формы и красоты в предметах русского быта: деревянная фигурная посуда, предметы труда: прялки, вальки, рубеля. |
Знать: предметы народного быта и их украшение. Уметь: вырезать из бумаги предметы народного быта и украшать их орнаментом. |
Текущий Индивидуальный Анализ работ, оценивание |
5а-23.09 5б-25.09 |
|
5 |
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки |
1 |
Комбинированный урок |
Крестьянская вышивка-хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его сомволическое значение. |
Знать: основное о крестьянской вышивке. Уметь: эскиз узора вышивки на полотенце. |
Текущий индивидуальный |
5а-30.09 5б -2.10 |
|
6 7 |
Народный праздничный костюм |
2 |
Урок изучения новых знаний |
Народный праздничный костюм-целостный художественный образ. |
Знать: историю русского и татарского костюма. Уметь: эскизы народного праздничного костюма. |
Текущий индивидуальный |
5а-7.10 14.10 5б-9.10 16.10 |
|
8 |
Народные праздничные обряды |
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. |
Знать: обрядовые действия народного праздника. Уметь: разбираться в обрядовых праздниках. |
Текущий Индивидуальный Анализ работ, оценивание |
5а-21.10 5б-23.10 |
|
Связь времен в народном искусстве (8 часов). |
||||||||
9 |
Древние образы в современных народных игрушках |
1 |
комбинированный |
Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек. |
Знать: особенности игрушек и различных художественных промыслов. Уметь: создавать игрушку и украшать её росписью. |
Текущий Индивидуальный Анализ работ, оценивание |
5а-28.10 5б-30.10 |
|
10 11 |
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла |
2 |
комбинированный |
История развития промысла. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности Гжельской росписи. |
Знать: историю гжельской керамики. Уметь: вырезать из бумаги форм посуды и украшение росписью. |
Текущий Индивидуальный Анализ работ, оценивание |
5а-4.11 18.11 5б-13.11 20.11 |
|
12 13 |
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла |
2 |
комбинированный |
История развития промысла. Розаны и купавки-основные элементы декоративной композиции городецкой росписи. |
Знать: историю городецкой росписи. Уметь: выполнение фрагмента по мотивам городецкой росписи. |
Текущий Индивидуальный Анализ работ, оценивание |
5а-25.11 2.12 5б-27.11 4.12 |
|
14 15 |
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла |
2 |
комбинированный |
История развития промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Основные приемы жостовского письма. |
Знать: историю художественного промысла. Уметь: выполнять фрагмент жостовской росписи. |
Текущий Индивидуальный Анализ работ, оценивание |
5а-9.12 16.12 5б-11.12 18.12 |
|
16 |
Роль народных художественных промыслов в современной жизни |
1 |
Урок обобщения и систематизации |
Промыслы, как искусство художественного сувенира. Иесто произведений промыслов в современном быту и интерьере. |
Знать: Примеры декоративного искусства. Уметь: Разбираться в народных промыслах. |
Текущий индивидуальный |
5а-23.12 5б-25.12 |
|
Декор-человек, общество, время (12 часов) |
||||||||
17 |
Зачем людям украшения |
1 |
УОНМ Комбинированный |
Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. |
Знать: роль декоративного искусства в жизни людей. Уметь: видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора |
Текущий Индивидуальный Анализ работ, оценивание |
5а-13.01 5б-15.01 |
|
18-19 |
Декор и положение человека в обществе |
2 |
Урок изучения новых знаний |
Украшение, как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта. Орнаментальные мотивы. |
Знать: декоративное искусство Древнего Египта. Уметь: выполнять эскизы украшений. |
Текущий Индивидуальный Анализ работ, оценивание |
5а-20.01 27.01 5б-22.01 29.01 |
|
20-21 |
Одежда говорит о человеке |
2 |
Комбинированный |
Одежда как знак человека в обществе. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. |
Знать: основные особенности костюма народов Китая |
Текущий индивидуальный |
5а-3.02 10.02 5б-5.02 12.02 |
|
22-24 |
Одежда говорит о человеке |
3 |
комбинированный |
Одежда как знак человека в обществе. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы (эпоха барокко) |
Знать: основные особенности костюма народов Западной Европы, в том числе РТ Уметь: выполнять эскизы одежды. |
Текущий индивидуальный |
5а-17.02 24.02 3.03 5б-19.02 26.02 5.03 |
|
25-27 |
О чем рассказывают гербы и эмблемы |
3 |
комбинированный |
История возникновения герьа. Символика цвета и изображения в геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе. |
Знать: историю герба и эмблемы,в том числе РТ Уметь: выполнять проекты собственного герба и эмблемы. |
Текущий Индивидуальный Анализ работ, оценивание |
5а-10.03 17.03 31.03 5б-12.03 19.03 2.04 |
|
28 |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества |
1 |
УЗИМ обобщение |
Обобщение тематического блока «Декор-человек, общество, время». |
Знать: произведения декоративно-прикладного искусства разных времён. Уметь: разбираться в старинных костюмах. |
Текущий индивидуальный |
5а-7.04 5б-9.04 |
|
Декоративное искусство в современном мире (7 часов). |
||||||||
29 |
Современное выставочное искусство |
1 |
УИНЗ |
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Батик. Гобелен. Керамика. Стекло. |
Знать: многообразие материалов и техник декоративно-прикладного искусства. Уметь: разрабатывать эскизы панно и витражей для украшения школы. |
Фронтальный опрос индивидуальный |
5а-14.04 5б-16.04 |
|
30 |
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. |
1 |
УФНЗ |
Виды ДПИ. Русская тряпичная кукла. |
Знать особенности и традиции изготовления русской тряпичной куклы. |
Текущий |
5а-21.04 5б-23.04 |
|
31- 32 |
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. |
2 |
УФНЗ УП |
Русская тряпичная кукла. Татарская народная кукла. Кукла-закрутка. |
Знать особенности и традиции изготовления кукол. |
Творческое обсуждение |
5а-28.04 5.05 5б-30.04 7.05 |
|
33 34 |
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале |
2 |
УФНЗ УП |
Виды ДПИ. Выразительное использование материала. Способы и приемы работы с соленым тестом. |
Знать: правила работы с разнообразными материалами, выполнение картона. Уметь: выполнять работы из разного материала. |
Творческое обсуждение индивидуальный |
5а-12.05 19.05 5б-14.05 21.05 |
|
35 |
Обобщение знаний |
1 |
обобщение |
Обобщение материала по темам и раздела и года. |
Уметь осознанно использовать язык ДПИ |
Фронтальный опрос |
5а-26.05 |
|
|
Итого: 35 ч. |
35 |
|
|
|
|
|
|
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
Обратите внимание на размещение логотипа Портала на титульном листе документа, а также добавить:
1. Список рекомендуемой литературы для детей.
2. Список рекомендуемой литературы для педагога.
3. Список ссылок на использованную литературу и источники в сети Интернет.
С уважением, Т.Н.