Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с:
-Законом Российской Федерации «Об образовании»;
-Законом Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации»№126-Ф3 от 24.07.1998г.
-Типовым положением об образовательном учреждении, который утверждён Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196;
-Федеральным государственным образовательным стандартом начального школьного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г, №373, зарегистрированным в Минюсте России 22 декабря 2009г., регистрированный номер 17785;
-Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373;( зарегистрированным в Минюсте России4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707;
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09. 2011№2357 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от6 октября2009г.№373
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего общего образования.
-СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированным в Минюсте России 27 мая 2003г., регистрационный номер 4594
-Законом Республики Татарстан «О государственных языках в Республике Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №443 РТ от 18.07.2004г.
-Региональным базисным учебным планом, утверждённым приказом МО и Н РТ от 28.04.10 №1746/10.
Рабочая программа составлена на основании авторской программы Е.В.Бунеевой, Р.Н.Бунеева. и обеспечена учебником «Литературное чтение в 2 частях» для 3 класса, авторы Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев
программа составлена на основании авторской программы Е.В.Бунеевой, Р.Н.Бунеева. и обеспечена учебником «Литературное чтение в 2 частях» для 3 класса, авторы Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев
БУП РТ – 2013 г;
-Учебный план МБОУ «Нижнемактаминская СОШ № 1», 2013 г.
Основная цель курса литературное чтение в начальной школе – формирование читательской компетенции младшего школьника. Цель изучения курса литературного чтения в 3 классе — открыть для себя мир литературы во всем его многообразии и читать произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку.
Качественные и количественные изменения в данной программе по сравнению с авторской :- на основании БУП РТ – 2013 г. на изучение предмета отведено 2часа в неделю (68 часов в год), поэтому внесены следующие изменения: 1)совмещение небольших по объёму произведений в 1 урок;
2)часть произведений, легкодоступных для восприятия учащихся, вынесена на самостоятельное чтение
Содержание программы (68 часов) Раздел 1. Прощание с летом (4 ч).
Знать:
Стихи Б.Заходера, К.Бальмонта, рассказы Драгунского, Э.Успенского о лете Чему могут научиться.
-выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мыслиРаздел 2. Летние путешествия и приключения (10ч).
Знать:
Стихи Ю.Кима, рассказы и отрывки из повестей К.Паустовского, С.Голицина, И.Дика, Б.Емельянова, М.Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений Чему могут научиться.
-самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части, выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом-составлять простой план(варианты простого плана, пункты плана- повествовательные предложения, план из вопросов, план из предложений текста)
Раздел 3. Природа летом (5ч).
Знать:
Стихи С.Есенина, И.Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И.Тургенева, А.Чехова, А.Толстого, М.Пришвина,, В.Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Чему могут научиться.
-сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками
-самостоятельно составлять план рассказа о герое
-отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного Раздел 4. Уроки и переменки ( 9 ч).
Знать:
Стихи Б.Заходера, О.Григорьева, отрывки из повестей Л.Гераскиной, Г.Куликова, Э.Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
Чему могут научиться.
-самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения-использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданиюРаздел 5.«Глухая пора листопада…» (4ч).
Знать:
Стихи А.Пушкина, Ф.Тютчева, К.Бальмонта, Д.Самойлова, Г.Сапгира, рассказы К.Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок
Чему могут научиться.
-находить в тексте слова и выражения для описания или характеристики
-портрет
-детали биографии
-черты личности.Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах
-речь героя как средство его характеристики
-отношение автора к герою
-собственное отношение \к герою, его обоснование
Раздел 6.«И кот ученый свои мне сказки говорил…» (8ч).
Знать :
Русские народные сказки. Литературные сказки Ш.Перро, Г-Х Андерсена, А.Волкова, пьеса-сказка С.Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
Чему могут научиться.
-расширить и углубить понятие о рассказе, сказке
-соотносить понятий «герой»-«рассказчик»-«автор»
Раздел 7.«Поет зима, аукает…» (5 ч).
Знать:
Стихи К.Бальмонта, С.Есенина, Б.Пастернака, И.Бродского, Д.Самойлова, А.Башлачева, Ю.Мориц, А.Барто, рассказы В.Бианки, В.Драгунского о зимней природе, ее красках и звуках, о новогоднем празднике. Чему могут научиться.
-писать творческие работы (сочинения) по окончании чтения раздела
-обсуждать темы, формулировать главную мысль сочинения, самостоятельно составлять план)Раздел 8. Животные в нашем доме (5 ч).
Знать:
Стихи о животных, рассказы Д.Мамина-Сибиряка, Ю.Коваля, Ю.Коринца, В.Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных
Чему могут научиться.
-составлять устные и письменные описания-миниатюры
Раздел 9. Мы с мамой и папой (4ч).
Знать:
Стихи А.Барто, С.Маршака, Э.Успенского, Рассказы И Дика, В. Драгунского, Ю.Коринца о семье, детях и родителях, о серьезных проблемах и счастливых днях
Чему могут научиться.
-заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения небольших отрывков с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи, логического ударения.
Раздел 10.«Наполним музыкой сердца…» (5 ч).
Знать:
Стихи для детей О.Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И.Тургенева, В.Короленко, К.Паустовского, Маленькие сказки Г.Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства и человеческой жизни, о волшебном влиянии музыки на душу человека Чему могут научиться.
-составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания
Раздел 11. День смеха (3ч).
Знать:
Веселые юмористические стихи О.Григорьева, Ю.Владимирова, рассказ В.Драгунского, отрывок из повести Э.Успенского о веселых людях и событиях, о чувстве юмора
Чему могут научиться.
-подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану
Раздел 12.«Овесна, без конца и без краю…» (2 ч).
Знать:
Стихи Ф.Тютчева, А.Блока, В.Маяковского, О.Мандельштама, Саши Черного, Б.Окуджавы, А.Макаревича, отрывок из повести А.Толстого о весне, о весенней природе. Чему могут научиться.
-высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному.
Раздел 13.День Победы (2 ч).
Знать:
Стихи-размышления А.Ахматовой, А.Твардовского, Б.Окуджавы, В.Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война, рассказ В.Драгунского о военном детстве Чему могут научиться.
-видеть в художественном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения
Раздел 14.Родная земля (2ч).
Знать:
Отрывки из произведений К.Паустовского, Г.Цыферова и других о России, о любви к родной земле. Чему могут научиться.
-уметь самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу.
Программа предусматривает :
После чтения каждого из разделов учебника выполняются проверочные работы, которые проводятся после изучения разделов в течение урока (10-15 мин.).
Чтение и читательская деятельность. Проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения контролируется читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, ставятся конкретные задачи контролирующей деятельности:
— в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;
Требования к уровню подготовки на конец учебного года:
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать:
-отличия повести от рассказа (объем, количество героев, протяженность во времени, количество событий и др.);
отличия повести от рассказа (объем, количество героев, протяженность во времени, количество событий и др.);
-литературный жанр – пьеса;
литературный жанр – пьеса;
-понятие «ремарки»;
понятие «ремарки»;
-понятия: «волшебная», «анималистическая», «богатырская», «бытовая», «народная», «литературная» сказка.
понятия: «волшебная», «анималистическая», «богатырская», «бытовая», «народная», «литературная» сказка.
Уметь:
-правильно, сознательно, достаточно бегло и выразительно читать целыми словами вслух от 75—80 слов в минуту;
правильно, сознательно, достаточно бегло и выразительно читать целыми словами вслух от 75—80 слов в минуту;
-выбирать интонацию, соответствующую строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения;
выбирать интонацию, соответствующую строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения;
-работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью);
-прогнозировать содержание произведения по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам;
-самостоятельно придумывать заглавия;
-выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
-делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом;
-составлять простой план (из повествовательных предложений, вопросов, цитат);
-сопоставлять структуру текста произведения с планом, данным учителем или составленным обучающимися;
-самостоятельно составлять план рассказа о герое;
-отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
-формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание;
-использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию;
-самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики героя;
-работать над образом литературного героя по плану: портрет; детали биографии (что известно о его жизни); черты личности (какой он?); как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах; речь героя как средство его характеристики; отношение автора к герою; собственное отношение к герою, его обоснование;
-высказывать свое отношение к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано);
-подробно, кратко, выборочно пересказывать текст по плану;
подробно, кратко, выборочно пересказывать текст по плану;
-словесно рисовать картины к художественным текстам;
-составлять устные рассказы о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
-составлять устные рассказы от имени одного из героев;
-заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения и небольшие отрывки прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Уровень сформированности УУД на конец учебного года:
На основании результатов итоговой диагностики, проведенной в конце 2 класса и в соответствии с возрастными особенностями учащихся, продолжить работу над формированием следующих УУД
Регулятивные УУД:
— самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения
-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков)
— составлять план решения проблемы вместе с учителем .
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости и, исправлять ошибки с помощью учителя
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала
— в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценок и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД:
— ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи -делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. -добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы
Средством формирования этих действий этих действий служат учебный материал и задания к учебнику, нацеленную на 1-ю линию развития-умения объяснить мир
Коммуникативные УУД:
-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-слушать и понимать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий этих действий служит технология
проблемного диалога (побуждающий или подводящий диалог)
-договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы(задачи)
-учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Средством формирования этих действий этих действий служит работа в малых группах. Личностными результатами: -оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека
-объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством формирования этих действий этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития –умение определять свое отношение к миру.
Материально-техническое обеспечение:
1.Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н. Литературное чтение. В одном счастливом детстве. 3 класс. Книга для чтения. В 2 частях. – М.: «Баласс».2013г
2.Бунеев Р.Н., Е. В. Бунеева. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс.- М.: «Баласс».
3.Бунеева Е.В., Смирнова О.В, Яковлева М.А. Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве», 3 класс / Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс». 2011г
4.Писатели в учебной литературе: Начальная школа / Сост. Кутявина С.В. – М.: ВАКО, 2009.
7.Компьютер.
8. Интерактивная доска.
9. Интернер – ресурсы:
www.medabook.ru
www.RusEdu.ru
.RusEdu.ru
www.viki.rdf.ru
.viki.rdf.ru
Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы — небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Используются тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста задаются после чтения вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами. Для проверки заготавливаются индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Нормы оценивания техники чтения
В 3 классе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
Нормы техники чтения (слов/мин.) для 3 класса
Класс |
Входной контроль |
1 полугодие |
2 полугодие |
|
3 |
50(60) |
60 (70) |
70 (80) |
|
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
- слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
-
способ чтения – чтение целыми словами;
-
правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
-
скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
-
установка на постепенное увеличение скорости чтения.
В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.
3-й класс
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
Тематическое планирование
*ОНЗ – «открытие» новых знаний, К – контроль, С – самостоятельное чтение
№ |
Наименование раздела и тем урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Деятельность учащихся |
Планируемый результат |
Вид контроля |
Дата |
||
План |
факт |
|||||||||
1 |
Раздел 1. Прощание с летом (4 ч) Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю. Кима «Светлый день» |
1 |
ОНЗ |
Чтение стихотворений произведений наизусть (декламация) |
Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова, |
Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворение с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения |
Текущий |
4.09 |
||
2 |
Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля») |
1 |
ОНЗ |
Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения |
отвечать на вопросы по содержанию.оценивать свои эмоциональные |
Расширить понятие о жанре юмористического рассказа. Уметь соотносить понятия герой – персонаж – рассказ — автор |
Текущий. Чтение стиха наизусть |
7.09 |
||
3 |
Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот», |
1 |
ОНЗ |
Самостоятельное осознанное чтение текста художественного произведения |
реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. |
Уметь соотносить понятия герой – персонаж – рассказ — автор |
Текущий |
11.09 |
||
4 |
Лето волшебное и разное (стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?») |
1 |
ОНЗ |
Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); читать осознанно текст художественного произведения |
Текущий Выраз. Чт. Стих. |
14.09 |
||||
5 |
Раздел 2. Летние путешествия и приключения (10 ч) Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник» |
1 |
ОНЗ |
Определение темы и главной мысли произведения (Мультимедиа-сообщение «Моё летнее путешествие») |
определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать |
Уметь осознанно, правильно, выразительно читать подготовленный текст; читать текст вслух в равномерном темпе без учета скорости |
Текущий. Выр. чтение |
18.09 |
||
6-7 |
Приключения изыскателей. (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей») Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей») |
2 |
ОНЗ |
Деление текста на смысловые части, составление простого плана |
последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравниватьсвои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и |
Уметь делить текст на части, составлять простой план; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении |
Текущий. Составле-ние плана |
21.09 25.09 |
||
8 |
Повесть о летних путешествиях. (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы») |
1 |
ОНЗ |
Определение темы и главной мысли произведения |
чужие высказывания. Читатьвслух |
Уметь определять тему и главную мысль |
Текущий. Определе-ние темы |
28.09 |
||
9-10 |
Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера») |
2 |
ОНЗ |
Развитие умения по ходу чтения представлять картины, устно выражать то, что представлено |
осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламироватьстихотворение, отрывки прозы. |
Уметь выделять ключевые слова в тексте, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли |
Текущий. Высказыва-ние о герое. Выбор. пересказ |
2.10 5.10 |
||
11 1 |
Как слава пришла к А.Гайдару (Б. Емельянов «Игра») Внеклассное чтение по разделам 1–3. Игра становилась жизнью. (А. Гайдар «Тимур и его команда») |
1 |
ОНЗ |
Определение главной мысли произведения (Видеофрагмент) |
Читатьпро себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. |
Уметьвысказывать оценочное суждение о прочитанном |
Текущий. Ответы на вопросы |
9.10 |
||
12 2 |
Превращение кота Ворюги в кота Милиционера. (К. Паустовский «Кот-ворюга») |
1 |
ОНЗ |
Развитие умения соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений |
Уметь оценивать события, героев произведения. Знать понятия образ, автор |
Текущий. Ответы на вопросы, с.77 |
12.10 |
|||
13-14 |
Необычная жизнь обычных жильцов старого дома. (К. Паустовский «Жильцы старого дома») Обобщение по разделу |
2 |
ОНЗ |
Деление текста на смысловые части |
(антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль). |
Уметь пересказывать текстЗнать названия, содержание изученных произведений |
Текущий. Составле-ние плана |
16.10 |
||
19.10 |
||||||||||
15 |
Раздел 3. Природа летом (5 ч) Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака «За поворотом» |
1 |
ОНЗ |
Чтение произведения (проза) (Фото- и видеосюжеты) |
Уметь видеть в художественном произведении средства художественной выразительности |
Текущий |
23.10 |
|||
16 |
Краски и звуки лета. (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг») |
1 |
ОНЗ |
Чтение стихотворных произведений наизусть (Фото- и видеосюжеты) |
Объяснятьвыбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных. |
Уметь составлять простой план и |
Текущий |
26.10 |
||
17 |
Отчего так хорошо ранним летним утром? (глава «В купальне» из повести А.Толстого «Детство Никиты») Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты») |
1 |
ОНЗ |
Самостоятельное осознанное чтение текста художественного произведения |
Умение видеть в художественном произведении сравнения, эпитеты, олицетворенияУметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении |
Текущий Выр.чтение |
30.10 |
|||
18 |
Картины летнего дня И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы» |
1 |
Самостоятельное осознанное чтение текста художественного произведения |
вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. |
Формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание |
текущий |
2.11 |
|||
19 |
Урок-практикумпо развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка» Обобщение по разделу |
1 |
Урок практи-кум |
Развитие читательских умений |
Составлятьплан текста. Выделять |
Уметь работать с художественным текстом по вопросам |
Текущий. Практичес-кая работа |
13.11 |
||
20-21 |
Раздел 4. Уроки и переменки.(9ч) Введение в раздел. Необычная школа. (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов») |
2 |
ОНЗ |
Умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам |
главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно). |
Уметь высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному |
Текущий. Определе-ние темы |
16.11 |
||
20.11 |
||||||||||
22 |
Урок-практикумпо развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» |
1 |
Урок-практикум |
Развитие читательских умений |
героя. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, |
Уметь работать с художественным текстом по вопросам |
Текущий. Практичес-кая работа |
23.11 |
||
23-24 |
Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку») |
2 |
ОНЗ |
Осознанное чтение текста художественного произведения. (Электронная энциклопедия «Песталоцци») |
Уметь самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям и ключевым словам Высказывать свое отношение к прочитанному |
Текущий. Чтение стиха наизусть |
27.11 30.11 |
|||
25 |
Путь в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») |
1 |
ОНЗ |
Определение темы и главной мысли произведения (Видеофрагмент) |
иллюстрации, оглавление. Выбиратькниги в |
Уметь осознанно, правильно, выразительно читать подготовленные тексты |
Текущий. Определе-ние темы |
4.12 |
||
26-27 |
Испытания для Виктора Перестукина главы 5–12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков» |
2 |
ОНЗ |
Составление плана; озаглавливание частей произведения |
библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной |
Уметь делить текст на смысловые части; составлять вопросы к прочитанному |
Текущий. Составле-ние плана |
7.12 |
||
11.12 |
||||||||||
28 |
Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста Обобщение по разделу |
1 |
Комбинированный |
Осознанное чтение текста художественного произведения |
книге. Участвоватьв диалоге в |
Уметь пересказывать текст |
Текущий Обобщение |
14.12 |
||
29 |
Раздел №5 «Глухая пора листопада»(4ч) Такая разная осень (Стихотворения А.Пушкина «Осень», К.Бальмонта «Осень», Ф.Тютчева «Есть в осени первонаальной…» |
1 |
ОНЗ |
Пересказывание текста |
формулировать главную мысль, |
Уметь пересказывать текст |
Текущий. Пересказ |
18.12 |
||
30 |
Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом») |
1 |
ОНЗ |
Чтение стихотворных произведений наизусть (по выбору) (Фото- и видеосюжеты) |
|
Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); |
Текущий. Чтение стихов наизусть; |
21.12 |
||
31 |
Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом») |
1 |
ОНЗ |
Чтение стихотворных произведений наизусть (по выбору) (Фото- и видеосюжеты) |
отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка. Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание. Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или |
Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); читать осознанно текст художественного произведения |
Текущий. Чтение стихов наизусть; выр.чтение текста |
25.12 |
||
32 |
К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней» Обобщение по разделу Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами (С) |
1 |
Комби нирован ный |
Самостоятельное чтение художественного произведения Различие элементов книг, журналов (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрации, аннотация) (Презентация) |
читать осознанно текст художественного произведенияУметь высказывать оценочные суждения по прочитанным произведениям |
Тематичес-кий. Текущий |
28.12 |
|||
33 |
Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…» (8ч) Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка» |
1 |
ОНЗ |
Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона |
рассуждение), соответствующие языковые средства. Создавать письменный текст |
Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения |
Текущий. Выр.чтение |
15.01 |
||
34 |
Русская сказка «Кот и лиса», «НикитаКожемяка» и «Как мужик гусей делил» |
1 |
ОНЗ |
Самостоятельное чтение текста художественного произведения |
(описание, отзыв). |
Высказывать свое отношение к прочитанному свое отношение к прочитанному |
Текущий. Выр.чтение |
18.01 |
||
35 |
Мир волшебной сказки. (СтихотворениеДж.Р.Р. Толкина «Ещё не выстыл сонный дом...», арабская сказка «Синдбад-Мореход») |
1 |
ОНЗ |
Высказывать свое отношение к прочитанному |
Текущий. Пересказ |
22.01 |
||||
36 |
За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура») |
1 |
ОНЗ |
Выделение ключевых слов в тексте или частях текста |
впечатлениях после предварительной подготовки. |
Уметь находить в тексте ключевые слова |
Текущий. Определе-ние темы |
25.01 |
||
37 |
Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») |
1 |
ОНЗ |
Обучение пересказу текста |
Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание |
Уметь пересказывать текст |
Текущий. Пересказ |
29.01 |
||
38 |
Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города») |
1 |
ОНЗ |
Самостоятельное чтение художественного произведения |
Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное |
Высказывать свое отношение к прочитанному Уметь составлять план |
Текущий. |
1.02 |
||
39 |
Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла») |
1 |
ОНЗ |
Пьеса. Признаки драматического произведения (Словарь) |
||||||
Инсценирование пьесы |
Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения |
Текущий |
5.02 |
|||||||
40 |
Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Внеклассное чтение по разделу 6. Сказки – путешествия. В. Губарев «Королевство Кривых зеркал», (С) |
1 |
Урок закрепления знаний |
Различие жанров художественной литературы Формирование умения использовать выборочное чтение для подтверждения мысли (Видеофрагмент) |
Характеризоватьособенности прослушанного произведения: |
Знать названия, основное содержание изученных произведенийУметь высказывать оценочные суждения по прочитанному |
Тематичес-кий. Практиче-ская работа |
8.02 |
||
41 |
Раздел 7. «Поёт зима, аукает...» (5ч) Введение в раздел. Звуки и краски зимы. (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает...», «Пороша»). «Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером») |
1 |
ОНЗ |
Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении. Формирование умения понимать образные выражения, представлять картину, нарисованную автором Заучивать наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона и темпа |
последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравниватьсвои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания. |
Уметь высказывать оценочные суждения по прочитанномуУметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения |
ТекущийТекущий. Чтение наизусть |
12.02 |
||
42 |
В ожидании новогоднего чуда. Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза» |
1 |
ОНЗ |
Самостоятельное чтение художественного произведения |
Декламироватьстихотворение, отрывки прозы. |
Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения |
текущий |
15.02 |
||
43 |
Урок-практикумпо развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапогах» |
1 |
Урок – практи-кум |
Развитие читательских умений |
стихотворение, отрывки прозы. Читатьпро себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы |
Уметь работать с художественным текстом по вопросам |
Текущий. Практичес-кая работа |
19.02 |
||
44 |
Зимние впечатления. (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний») |
1 |
Урок развития УН |
Сравнение, олицетворение, эпитет. Формирование умения понимать образные выражения |
Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов |
Текущий. Чтение наизусть |
22.02 |
|||
45 |
В. Бианки «По следам» Обобщение по разделу Внеклассное чтение по разделу 7. Сказка-пьеса С.Маршака «Двенадцать месяцев» (С) |
1 |
Комби нирован ный |
Самостоятельное чтение художественного произведения Формирование умения писать на тему: обсуждение темы, формирование главной мысли, составление плана |
Уметь писать сочинение на |
текущий тематическийкий. |
26.02 |
|||
46 |
Раздел 8. Животные в нашем доме (5ч) Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака» |
1 |
ОНЗ |
Пересказ текста |
тему, вычитывать текстовую информацию: |
Уметь пересказывать текст |
Текущий. Пересказ |
1.03 |
||
47 |
У каждого свое время в природе. (Д. Мамин-Сибиряк«Медведко») |
1 |
ОНЗ |
Самостоятельное чтение художественного произведения |
фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль). |
Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов |
текущий |
5.03 |
||
48 |
Замеательные собаки. ( глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон») |
1 |
ОНЗ |
Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание частей, обучение краткому пересказу |
Уметь работать с художественным текстом по вопросам |
Текущий |
8.03 |
|||
49 |
Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин») |
1 |
ОНЗ |
Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание частей, обучение краткому пересказу |
Читатьпро себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, |
Уметь делить текст на части и озаглавливать частиУметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов |
Текущий. Пересказ |
12.03 |
||
50 |
Удивительные пони Ю.МорицСтихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони». Обобщение по разделу |
1 |
Урок закрепления знаний |
Заучивание наизусть стихотворений |
автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных. |
Уметь заучивать наизусть стихотворения и выразительно читать |
ТекущийЧтение наизусть |
15.03 |
||
51 |
Раздел 9. Мы с мамой и папой (4ч) Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой» В. Драгунский «… Бы») |
1 |
ОНЗ |
Заучивание наизусть стихотворений |
обсуждение темы, формирование главной мысли, составление плана |
Уметь заучивать наизусть стихотворения и выразительно читать |
Текущий. Чтение наизусть |
19.03 |
||
52 |
Подарки_это серьезное дело Ю.Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном». Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки») (С) |
1 |
ОНЗ |
Самостоятельное чтение художественного произведения |
Вестидиалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. |
Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов |
Текущий |
22.03 |
||
53 |
Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре») |
1 |
Урок закрепления знаний |
Умение составлять план из предложений текста |
Вестидиалог с автором по ходу чтения текста: Вестидиалог с автором чтения Создавать (устно) рассказ-характеристику героя, устное видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. |
Уметь составлять план |
Текущий. Составле-ние плана |
2.04 |
||
54 |
Хорошо, когда рядом-папа! С. Маршак «Хороший день» Когда мама сердится… (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным»). Обобщение по разделу |
1 |
ОНЗ Урок закрепления знаний |
Умение составлять план из предложений текста |
Уметь делить текст на части |
Текущий |
5.04 |
|||
55 |
Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...» (5ч) Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент) |
1 |
ОНЗ |
Обучение подробному пересказу |
Вестидиалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. |
Уметь пересказывать текст |
Текущий. Пересказ |
9.04 |
||
56 |
Как рождается музыка. (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») |
1 |
ОНЗ |
Обучение выборочному пересказу (Аудио-фрагмент) |
Вестидиалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. |
Уметь пересказывать текст |
Текущий. Выбороч-ный пересказ |
12.04 |
||
57 |
Волшебная сила бессмертной музыки. К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
1 |
ОНЗ |
Самостоятельное чтение художественного произведения |
Вестидиалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. |
Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов |
текущий |
16.04 |
||
58 |
Сказка о маленьком Моцарте. (Г. Цыферов.Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка») |
1 |
Урок закрепления знаний |
Обучение выразительному чтению с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и логического ударения (Аудио-фрагмент) |
Вестидиалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту |
Уметь выразительно читать |
Текущий. Выр.чтение |
19.04 |
||
59 |
В. Драгунский «Независимый Горбушка» Обобщение по разделу |
1 |
Комби нированный |
Самостоятельное чтение художественного произведения |
Вестидиалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, |
Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов |
Тематичес-кий. Текущий |
23.04 |
||
60 |
Раздел 11. День смеха (3ч) Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё или Всё наоборот» |
1 |
ОНЗ |
Составлятьплан текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента). |
Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов |
Текущий |
26.04 |
|||
61 |
Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора») |
1 |
ОНЗ |
Формирование внимательного отношения к языку художественных произведений |
Вестидиалог с автором по ходу чтения текста: |
Уметь выразительно читать произведения |
Текущий. Выр.чтение |
30.04 |
||
62 |
Веселые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка» |
1 |
ОНЗ |
Самостоятельное чтение художественного произведения |
Формулировать |
Уметь выразительно читать произведения |
Текущий |
3.05 |
||
63 |
Раздел 12. «О весна, без конца и без краю...» (2ч) Введение в раздел. Как приходит весна. (Стихотворения А. Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принёс издалёка...») Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», |
1 |
ОНЗ |
Заучивание наизусть стихотворного произведения |
Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: героя. |
Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения |
Текущий. Чтение наизусть |
7.05 |
||
64 |
Стихи Саши Чёрного «Зелёные стихи» Проверка уровня развития читательских умений (А. Толстой, глава 1«Весна» из повести «Детство Никиты») Картины весны. (Б. Окуджава «Весна») (Интернет-ресурс – фото «Весна») Обобщение по разделам 11–12. |
1 |
ОНЗ Урок закрепления и обобщения |
Самостоятельное чтение художественного произведения |
Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: |
Уметь работать с художественным текстом по вопросам |
Тематичес-кий Текущий |
10.05 |
||
65 |
Раздел 13. День Победы (2ч) Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга» Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок») |
1 |
ОНЗ |
Обучение выразительному чтению с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и логического ударения (Мультимедиа-сообщение «День Победы») Развитие умения находить в тексте ключевые слова |
библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной |
Уметь выразительно читать |
Текущий. Выр.чтение |
14.05 |
||
66 |
Стихи о войне. В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...» Внеклассное чтение «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» (С) |
1 |
ОНЗ |
Самостоятельное чтение художественного произведения |
формулировать главную мысль, |
Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения |
текущий |
17.05 |
||
67 |
Раздел 14. Родная земля (2ч) Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие» Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя», Матина Цветаева «Домики старой москвы» |
1 |
ОНЗ |
Правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение целыми словами |
Участвоватьв диалоге в диалоге в диалоге в диалоге |
Уметь выразительно читать |
Текущий. Выр. Чтение |
21.05 |
||
68 |
Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?» Заключительный урок внеклассного чтения «Любимые книги. Любимые писатели» |
1 |
Урок закрепления знаний Обобщение и система-тизация знаний |
Правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение целыми словами (Мультимедиа-сообщение «Родина») |
Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рассуждение), соответствующие языковые средства. Создавать письменный текст (описание, отзыв). впечатлениях после предварительной подготовки. |
Уметь выразительно читать, пересказывать текст |
Текущий. ПересказТематичес-кий |
24.05 |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с:
-Законом Российской Федерации «Об образовании»;
-Законом Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации»№126-Ф3 от 24.07.1998г.
-Типовым положением об образовательном учреждении, который утверждён Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196;
-Федеральным государственным образовательным стандартом начального школьного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г, №373, зарегистрированным в Минюсте России 22 декабря 2009г., регистрированный номер 17785;
-Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373;( зарегистрированным в Минюсте России4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707;
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09. 2011№2357 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от6 октября2009г.№373
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего общего образования.
-СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированным в Минюсте России 27 мая 2003г. , регистрационный номер 4594
-Законом Республики Татарстан «О государственных языках в Республике Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №443 РТ от 18.07.2004г.
-Региональным базисным учебным планом, утверждённым приказом МО и Н РТ от 28.04.10 №1746/10.
Рабочая программа составлена на основании авторской программы Е.В.Бунеевой, Р.Н.Бунеева. и обеспечена учебником «Литературное чтение в 2 частях» для 3 класса, авторы Е.В.Бунеева,Р.Н.Бунеев
БУП РТ – 2013 г;
-Учебный план МБОУ «Нижнемактаминская СОШ № 1», 2013 г.
Основная цель курса литературное чтение в начальной школе – формирование читательской компетенции младшего школьника. Цель изучения курса литературного чтения в 3 классе - открыть для себя мир литературы во всем его многообразии и читать произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку.
Качественные и количественные изменения в данной программе по сравнению с авторской : - на основании БУП РТ – 2013 г. на изучение предмета отведено 2часа в неделю (68 часов в год), поэтому внесены следующие изменения: 1)совмещение небольших по объёму произведений в 1 урок;
2)часть произведений, легкодоступных для восприятия учащихся, вынесена на самостоятельное чтение
Содержание программы (68 часов) Раздел 1. Прощание с летом (4 ч).
Знать:
Стихи Б.Заходера, К.Бальмонта, рассказы Драгунского , Э.Успенского о лете Чему могут научиться.
-выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли Раздел 2. Летние путешествия и приключения (10ч).
Знать:
Стихи Ю.Кима, рассказы и отрывки из повестей К.Паустовского, С.Голицина, И.Дика, Б.Емельянова, М.Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений Чему могут научиться.
-самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части, выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом -составлять простой план(варианты простого плана, пункты плана- повествовательные предложения, план из вопросов, план из предложений текста)
Раздел 3. Природа летом (5ч).
Знать:
Стихи С.Есенина, И.Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И.Тургенева, А.Чехова, А.Толстого, М.Пришвина, , В.Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Чему могут научиться.
-сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками
-самостоятельно составлять план рассказа о герое
-отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного Раздел 4. Уроки и переменки ( 9 ч).
Знать:
Стихи Б.Заходера, О.Григорьева, отрывки из повестей Л.Гераскиной, Г.Куликова, Э.Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
Чему могут научиться.
-самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения -использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию Раздел 5. «Глухая пора листопада…» (4ч).
Знать:
Стихи А.Пушкина, Ф.Тютчева, К.Бальмонта, Д.Самойлова, Г.Сапгира, рассказы К.Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок
Чему могут научиться.
-находить в тексте слова и выражения для описания или характеристики
-портрет
-детали биографии
-черты личности. Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах
-речь героя как средство его характеристики
-отношение автора к герою
-собственное отношение \к герою, его обоснование
Раздел 6. «И кот ученый свои мне сказки говорил…» (8ч).
Знать :
Русские народные сказки. Литературные сказки Ш.Перро, Г-Х Андерсена , А.Волкова, пьеса-сказка С.Маршака , стихи о сказках и волшебстве.
Чему могут научиться.
-расширить и углубить понятие о рассказе, сказке
-соотносить понятий «герой»-«рассказчик»-«автор»
Раздел 7. «Поет зима, аукает…» (5 ч).
Знать:
Стихи К.Бальмонта, С.Есенина, Б.Пастернака, И.Бродского, Д.Самойлова, А.Башлачева, Ю.Мориц, А.Барто, рассказы В.Бианки, В.Драгунского о зимней природе, ее красках и звуках , о новогоднем празднике. Чему могут научиться.
-писать творческие работы (сочинения) по окончании чтения раздела
-обсуждать темы, формулировать главную мысль сочинения, самостоятельно составлять план) Раздел 8. Животные в нашем доме (5 ч).
Знать:
Стихи о животных, рассказы Д.Мамина-Сибиряка, Ю.Коваля, Ю.Коринца, В.Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных
Чему могут научиться.
-составлять устные и письменные описания-миниатюры
Раздел 9. Мы с мамой и папой (4ч).
Знать:
Стихи А.Барто, С.Маршака, Э.Успенского, Рассказы И Дика, В. Драгунского, Ю.Коринца о семье, детях и родителях, о серьезных проблемах и счастливых днях
Чему могут научиться.
-заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения небольших отрывков с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи, логического ударения.
Раздел 10. «Наполним музыкой сердца…» (5 ч).
Знать:
Стихи для детей О.Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И.Тургенева, В.Короленко, К.Паустовского, Маленькие сказки Г.Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства и человеческой жизни, о волшебном влиянии музыки на душу человека Чему могут научиться.
-составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания
Раздел 11. День смеха (3ч).
Знать:
Веселые юмористические стихи О.Григорьева, Ю.Владимирова, рассказ В.Драгунского, отрывок из повести Э.Успенского о веселых людях и событиях, о чувстве юмора
Чему могут научиться.
-подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану
Раздел 12. «О весна, без конца и без краю…» (2 ч).
Знать:
Стихи Ф.Тютчева, А.Блока, В.Маяковского, О.Мандельштама, Саши Черного, Б.Окуджавы, А.Макаревича, отрывок из повести А.Толстого о весне, о весенней природе. Чему могут научиться.
-высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному.
Раздел 13. День Победы (2 ч).
Знать:
Стихи-размышления А.Ахматовой, А.Твардовского, Б.Окуджавы, В.Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война, рассказ В.Драгунского о военном детстве Чему могут научиться.
-видеть в художественном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения
Раздел 14. Родная земля (2ч).
Знать:
Отрывки из произведений К.Паустовского, Г.Цыферова и других о России, о любви к родной земле. Чему могут научиться.
-уметь самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу.
Программа предусматривает :
После чтения каждого из разделов учебника выполняются проверочные работы , которые проводятся после изучения разделов в течение урока (10-15 мин.).
Чтение
и читательская деятельность. Проверяются
следующие умения и навыки, связанные с
читательской деятельностью: навык
осознанного чтения в определенном темпе
(вслух и про себя); умения выразительно
читать и пересказывать текст, учить
наизусть стихотворение, прозаическое
произведение.
При проверке умения
пересказывать текст произведения особое
внимание уделяется правильности передачи
основного содержания текста,
последовательности и полноте развития
сюжета, выразительности при характеристике
образов.
Кроме техники чтения
контролируется читательская деятельность
школьника: умение ориентироваться в
книге, знание литературных произведений,
их жанров и особенностей, знание имен
детских писателей и поэтов и их жанровые
приоритеты (писал сказки, стихи о природе
и т.п.).
Учитывая особенности уровня
сформированности навыка чтения
школьников, ставятся конкретные задачи
контролирующей деятельности:
- в
третьем классе наряду с проверкой
сформированности умения читать целыми
словами основными задачами контроля
являются достижение осмысления
прочитанного текста при темпе чтения
не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90
слов в минуту (про себя);проверка
выразительности чтения подготовленного
текста прозаических произведений и
стихотворений, использование основных
средств выразительности: пауз, логических
ударений, интонационного рисунка;
Требования к уровню подготовки на конец учебного года:
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать:
-отличия повести от рассказа (объем, количество героев, протяженность во времени, количество событий и др.);
-литературный жанр – пьеса;
-понятие «ремарки»;
-понятия: «волшебная», «анималистическая», «богатырская», «бытовая», «народная», «литературная» сказка.
Уметь:
-правильно, сознательно, достаточно бегло и выразительно читать целыми словами вслух от 75—80 слов в минуту;
-выбирать интонацию, соответствующую строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения;
-работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью);
-прогнозировать содержание произведения по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам;
-самостоятельно придумывать заглавия;
-выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
-делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом;
-составлять простой план (из повествовательных предложений, вопросов, цитат);
-сопоставлять структуру текста произведения с планом, данным учителем или составленным обучающимися;
-самостоятельно составлять план рассказа о герое;
-отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
-формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание;
-использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию;
-самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики героя;
-работать над образом литературного героя по плану: портрет; детали биографии (что известно о его жизни); черты личности (какой он?); как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах; речь героя как средство его характеристики; отношение автора к герою; собственное отношение к герою, его обоснование;
-высказывать свое отношение к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано);
-подробно, кратко, выборочно пересказывать текст по плану;
-словесно рисовать картины к художественным текстам;
-составлять устные рассказы о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
-составлять устные рассказы от имени одного из героев;
-заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения и небольшие отрывки прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Уровень сформированности УУД на конец учебного года:
На основании результатов итоговой диагностики, проведенной в конце 2 класса и в соответствии с возрастными особенностями учащихся , продолжить работу над формированием следующих УУД
Регулятивные УУД:
- самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения
-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков)
- составлять план решения проблемы вместе с учителем .
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости и, исправлять ошибки с помощью учителя
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценок и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать , какая информация нужна для решения учебной задачи -делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. -добывать новые знания: извлекать информацию , представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую : составлять простой план учебно-научного текста, представлять информацию в виде текста, таблицы , схемы
Средством формирования этих действий этих действий служат учебный материал и задания к учебнику, нацеленную на 1-ю линию развития-умения объяснить мир
Коммуникативные УУД:
-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- слушать и понимать других , пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий этих действий служит технология
проблемного диалога (побуждающий или подводящий диалог)
-договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы(задачи)
-учиться уважительно относиться к позиции другого , пытаться договариваться
Средством формирования этих действий этих действий служит работа в малых группах. Личностными результатами: -оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека
-объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством формирования этих действий этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития –умение определять свое отношение к миру.
Материально-техническое обеспечение:
1.Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н. Литературное чтение. В одном счастливом детстве. 3 класс. Книга для чтения. В 2 частях. – М.: «Баласс».2013г
2.Бунеев Р.Н., Е. В. Бунеева. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс.- М.: «Баласс».
3.Бунеева Е.В., Смирнова О.В, Яковлева М.А. Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве», 3 класс / Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс». 2011г
4.Писатели в учебной литературе: Начальная школа / Сост. Кутявина С.В. – М.: ВАКО, 2009.
7.Компьютер.
8. Интерактивная доска.
9. Интернер – ресурсы:
www.RusEdu.ru
Особенности
организации контроля по чтению
Текущий
контроль по чтению проходит на каждом
уроке в виде индивидуального или
фронтального устного опроса: чтение
текста, пересказ содержания произведения
(полно, кратко, выборочно), выразительное
чтение наизусть или с листа. Осуществляется
на материале изучаемых программных
произведений в основном в устной форме.
Возможны и письменные работы - небольшие
по объему (ответы на вопросы, описание
героя или события), а также самостоятельные
работы с книгой, иллюстрациями и
оглавлением. Используются тестовые
задания типа "закончи предложение",
"найди правильный ответ", "найди
ошибку" и т.п.
Тематический контроль
проводится после изучения определенной
темы и может проходить как в устной, так
и в письменной форме. Письменная работа
также может быть проведена в виде
тестовых заданий, построенных с учетом
предмета чтения.
Итоговый контроль
по проверке чтения вслух проводится
индивидуально. Для проверки подбираются
доступные по лексике и содержанию
незнакомые тексты. При выборе текста
осуществляется подсчет количества слов
(слово "средней" длины равно 6
знакам, к знакам относят как букву, так
и пробел между словами). Для проверки
понимания текста задаются после чтения
вопросы. Проверка навыка чтения про
себя проводится фронтально или группами.
Для проверки заготавливаются
индивидуальные карточки, которые
получает каждый ученик. Задания на
карточках могут быть общими, а могут
быть дифференцированными. Для учета
результатов проверки навыка чтения
учитель пользуется соответствующей
схемой.
Нормы оценивания техники
чтения
В 3 классе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
Нормы техники чтения (слов/мин.) для 3 класса
-
Класс
Входной контроль
1 полугодие
2 полугодие
3
50(60)
60 (70)
70 (80)
Классификация
сшибок и недочетов, влияющих на снижение
оценки
Ошибки:
-
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
-
неправильная постановка ударений (более двух);
-
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
-
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
-
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
-
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
-
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
-
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
-
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
-
не более двух неправильных ударений;
-
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
-
слов при чтении вслух;
-
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
-
неточности при формулировке основной мысли произведения;
-
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
-
способ чтения – чтение целыми словами;
-
правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
-
скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
-
установка на постепенное увеличение скорости чтения.
О
чтении вслух говорится в разделе
«Общеучебные умения и навыки»: формируется
правильное и осознанное чтение вслух
с соблюдением необходимой интонации,
пауз, логического ударения для передачи
точного смысла высказывания.
В
«Требованиях к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу» указано,
что выпускник начальной школы должен
уметь читать осознанно текст про себя
без учета скорости.
3-й класс
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
Тематическое планирование
*ОНЗ – «открытие» новых знаний, К – контроль, С – самостоятельное чтение
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО