Цветочная поляна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 9
ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета протокол от «___»________20_ г. № ________ |
УТВЕРЖДЕНО директор МБОУ СОШ № 9 приказ от «___»______20_г. № ________ _____________/А.В. Уханов/ |
Летняя эколого-биологическая площадка
«Цветочная поляна»
Возраст детей: 12-13 лет
Срок реализации: 10 дней
Автор: Паршина Т.А.,
Учитель биологии
Соавтор: Шевчук Е.В.
Зам.директора по воспит.работе
г.Выкса, 2013г.
Пояснительная записка
Программа летней творческой площадки при МБОУ СОШ №9 имеет эколого-биологическую направленность. Программа составлена для детей 12-13 лет, является краткосрочной и рассчитана на 10 дней по два часа в период летних каникул.
Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению курса биологии, расширением знаний о применении и использовании представителей флоры в разных областях хозяйственной деятельности человека. Кроме того, на базе МБОУ СОШ № 9 существует достаточно большой по площади декоративный отдел учебно-опытного участка, представленный тремя клумбами вблизи здания школы, который является практической базой для проведения занятий по данной программе, многочисленной коллекции комнатных растений, коллекции гербарных экземпляров.
В программу введен цикл занятий по основам флористики, включающий современные тенденции в области фитодизайна, что является новизной данной программы. Кроме того, отличительной особенностью программы является усиление внимания к разнообразию растительного мира в целом и видового состава цветковых растений в частности и включение метапредметных связей на практических и теоретических занятиях.
Цель программы: формирование основ ботанических знаний, развитие практических умений и навыков при проведении лабораторных опытов и выполнении работ.
Задачи: - познакомить учащихся со строением, многообразием и жизнедеятельностью растений;
- расширить кругозор, развивать познавательную активность и мотивацию детей к изучению ботаники;
- воспитывать трудолюбие, внимательность, аккуратность при выполнении работ;
- способствовать формированию социально-гражданской ответственности за экологическое состояние окружающей среды;
- способствовать формированию эстетического вкуса учащихся в процессе оформления цветочных композиций;
- развивать биологическое мышление детей в процессе изучение основных ботанических понятий и явлений;
- развивать навыки самостоятельной работы, наблюдательность и творческие способности детей при выполнении практических работ.
Обучение по программе предполагает теоретические и практические занятия. Теоретические занятие включают в себя общее знакомство с цветковыми растениями как наиболее многочисленным отделом, знакомство с многообразием растительного мира и жизнедеятельностью растений, изучение основ флористики, знакомство с миром комнатных растений как основным элементом фитодизайна помещений, с использованием метапредметных связей.
В ходе изучения большинства разделов включены также практические работы, экскурсии, практические занятия на учебно-опытном участке, направленные на закрепление и расширение полученных знаний.
При подведении итогов изучения отдельных тем проводятся викторины, конкурсы, выставки работ учащихся, создание проектов.
Ожидаемые результаты:
- знакомство учащихся со строением, многообразием и жизнедеятельностью растений;
- расширение кругозора, развитие познавательной активности и мотивации детей к изучению ботаники;
- воспитание трудолюбия, внимательности, аккуратности при выполнении работ;
- формирование социально-гражданской ответственности за экологическое состояние окружающей среды;
- формирование эстетического вкуса учащихся в процессе оформления цветочных композиций;
- развитие биологического мышления детей в процессе изучение основных ботанических понятий и явлений;
- развитие навыков самостоятельной работы, наблюдательность и творческие способности детей при выполнении практических работ.
Содержание программы
«Цветочная поляна»
1 день - Организация труда. Техника безопасности; Экскурсия в природу «Изучение строения цветковых растений»
Растения и человек. Роль растений в жизни человека. Охрана растений.
2 день – Основы флористики. Господство цветковых растений. Многообразие цветковых растений.
Практическая работа. Гербаризация растений;
Изготовление картин из природных материалов
Экскурсия. Изучение строения цветковых растений
3 день – Виды мозаики. Зерновое искусство.
Семена - продолжатели жизни растений. Условия, необходимые для прорастание семян.
Создание картин из семян зерновых культур
Выступление в школьном лагере: мастер – классы «Волшебство в предметах»
4 день – Викторина «Самые, самые, самые…»
(растения рекордсмены)
Работа с детьми младшего школьного возраста в школьном лагере.
5 день - Основы аранжировки
Практическая работа «Уход за растениями. Выявление заболеваний у растений по морфологическим признакам. Оказание «медицинской помощи» «зеленым друзьям» человека».
6 день - Основные семейства комнатных растений. Растения национальные символы государств мира. Использование флористического материала в дизайне и быту. Фитодизайн. Пр. работа по изготовлению флористических открыток и декоративного мыла.
Викторина «Узнай растение» - работа с детьми младшего школьного возраста в школьном лагере.
Фитодизайн помещений
7 день - Фитодизайн помещений
Пр. работа «Составление дизайна своей комнаты»
8 день – Цветочная композиция
Пр. работа «Составление цветочных композиций»
Приемы декоративного оформления
9 день – Расчет проекта
Оформление чертежа
Подготовка презентаций с фотографиями комнат. Подсчет проекта.
10 день – Защита проектов
Выступление учащихся с проектами
Открытие выставки поделок и картин
Подведение итогов
Награждение участников
|
Количество часов |
|
---|---|---|
Название темы |
Теория (6 часов) |
Практика (14 часов) |
1. Введение |
1 |
1 |
2. Основы флористики |
|
2 |
3. Виды мозаики. Зерновое искусство |
1 |
1 |
4. Викторина |
|
2 |
5. Основы аранжировки |
1 |
1 |
6. Растения – символы государств |
1 |
1 |
7. Фитодизайн помещений |
1 |
1 |
8. Приемы декоративного оформления |
1 |
1 |
9. Расчет проекта |
|
2 |
10. Защита проекта |
|
2 |
Методическое обеспечение программы
Данная программа проводится в кабинете биологии, который оснащен техническим оборудованием, наглядным пособием (плакатами, видео – материалами), необходимые для проведения практических работ.
Первое занятие проводится в виде беседы с учащимися, для актуализации последующих работ.
На втором занятии проводится Практическая работа. Гербаризация растений. Изготовление картин из природных материалов. Экскурсия. Изучение строения цветковых растений.
Для проведения данных работ необходимо: гербарная папка, лопатки, бумага, линейки, карандаши, ручки, клей.
На третьем занятии учащиеся готовят доклад на тему «Семена – продолжители жизни». Учитель знакомит с историей составления мозаики и зернового искусства. Для практической работы необходимо: презентация, компьютер и мультимедиа, листы формата А3, клей, зерна и семена различных растений, краски.
На четвертом занятии дети проводят викторину «Самые, самые, самые…»
(растения рекордсмены). Работают с детьми младшего школьного возраста в школьном лагере. В своей работе используется наглядный материал и другие дидактические материалы.
На пятом занятии учитель знакомит учащихся с основами аранжировки.
Практическая работа «Уход за растениями. Выявление заболеваний у растений по морфологическим признакам. Оказание «медицинской помощи» «зеленым друзьям» человека»
Для работы необходимо: компьютер, мультимедиа, презентация, наглядный материал (таблица «Заболевания растений. Источник заболевания. Меры борьбы), комнатные растения (дети для работы используют все разнообразие растений кабинета биологии.
На шестом занятии используя таблицы «Семейства растений» и таблицу «Характеристика семейств растений», учащиеся определяют семейства комнатных растений. Для знакомства детей младшего школьного возраста с кабинетом биологии ребята приглашают детей и проводят с ними викторину «Узнай растение».
На седьмом занятии учащиеся знакомились с основами фитодизайна помещений, для данной работы использовалась презентация.
Пр. работа «Составление дизайна своей комнаты»: миллиметровая бумага для чертежа, карандаши, линейки, стирки, литература «Все о комнатных растениях».
На восьмом занятии дети используя ленты, бисер, декоративные веревочки украшают цветочные горшки и составляют цветочные композиции.
На девятом занятии дети в сопровождении с учителем идут в цветочный магазин для знакомства с ассортиментом, предлагаемым в нашем городе. По возвращению дети окончательно оформляют чертежи
Готовят презентаций с фотографиями комнат. Подсчитывают проект, учитывая каждый элемент композиции (горшки, растения, земля, дренаж, украшения).
На десятом занятии дети защищают свои проекты. В конце выдаются благодарственные грамоты, подводятся итоги проекта.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Педагогическая профессия
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар "Основы генетики и селекции. Законы Менделя"
- Международный вебинар «Приемы интеграции учебной и внеурочной деятельности учащихся в предметных областях “Химия”, “Биология” и “Экология”»
- Формирующее оценивание на уроках биологии