Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Краткое описание
Cистематизировать опыт и знания учеников по проблемам взаимоотношения человека с живой и неживой природой, взаимоотношений человека и общества, безопасности жизнедеятельности
Описание
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Окружающий мир (человек, природа, общество)» построена в соответствии с: -Законом РФ «Об образовании»; -Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004г.; -Типовым положением об образовательном учреждении; -СанПиН 2.4.2.2821-10; -Законом РТ «Об образовании»; Программа составлена на основании авторской программы Вахрушева А.А., Данилова Д.Д. Основная цель курса «Окружающий мир» в начальной школе– познакомить с целостной картиной мира, формировать оценочного, эмоционального отношения к миру. Цель изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе– систематизировать опыт и знания учеников по проблемам взаимоотношения человека с живой и неживой природой, взаимоотношений человека и общества, безопасности жизнедеятельности. Учебный предмет является интегрированным. Элементы основ безопасности жизнедеятельности, а также разделы социально-гуманитарной направленности преподаются в качестве модулей, включённых в содержание предмета «Окружающий мир». Количественные изменения в данной программе по сравнению с авторской: 1)в разделе «Человек и природа» резерв и часы, отведённые на повторение (9 ч.), распределены следующим образом: «Человек и его строение» — 4 ч, «Рукотворная природа» — 5 ч. 2)в разделе «Человек и человечество» резерв и часы, отведённые на повторение (7 ч.), распределены следующим образом: «Человек» — 2 ч, «Человечество» — 5 ч. Программой предусмотренопо курсу «Человек и природа»: контрольных работ -2, проверочных работ – 17, итоговая работа – 1; по курсу «Человек и человечество»: контрольных работ -2, проверочных работ – 3, итоговая работа – 1. Для проведения данных работ авторами предлагается тетрадь «Проверочные и контрольные работы по окружающему миру для 4 класса» в 2-х частях. «Проверочные работы разработаны на трех уровнях необходимы, программный и максимальный. Итоговая работа по курсу «Человек и природа» предлагается на необходимом и программном уровнях. Итоговая работа по курсу «Человек и человечество» — тест (программный уровень). Технология оценивания образовательных достижений прописана в комментариях для учителя. Содержание курса (68 часов) Курс «Человек и природа» (34 ч)
Раздел I«Как работает организм человека» (20ч) Раздел II«Рукотворная природа (14 ч.)
Предметными результатамиизучения курса является формирование следующих умений.
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
· объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
· применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
· называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
· объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
· объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
· находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
· оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам
Курс « Человек и человечество» (34 часов)
Раздел I«Человек» (10 ч.)Раздел II«Человечество» (24 ч.)
Предметными результатамиизучения курса является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
· по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
· отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
· объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
· объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
· замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений
Ценность человекакак разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчествакак естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободыкак свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма– одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностными результатамиизучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
· Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
· Объяснятьс позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
· Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
· В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатамиизучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
· Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
· Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
· Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
· В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
· Отбиратьнеобходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
· Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
· Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
· Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
· Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
· Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
· Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
· .
Учебно-тематический план (68 ч) *Прямым шрифтом обозначены разделы, полностью обеспечивающие требования ФГОС НОО кпредметным результатам образования по русскому языку, а курсивом – теразделы, которые учащиеся имеют возможность дополнительно освоить при обучении по данной программе (уроки для любознательных)
Требования к уровню подготовки на конец 4 класса Раздел I. Человек и природа Обучающийся должен знать: — об изготовлении орудий труда и возникновении речи – как об основном отличии человека от животных; — об основных органах и системах органов человека, их функциях; -о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры; -об основных этапах становления человека и его разума; — о важности воды для жизни живых организмов и человека; -основные свойства льда, воды и пара (как твердого тела, жидкости и газа); — применение важнейших полезных ископаемых; — об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека; — о единственной стратегии выживания человечества – хозяйство человека должно вписываться в круговорот веществ биосферы. Обучающийся должен уметь: -находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения; -объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме, и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.; -ухаживать за своим телом; -составлять правильный режим дня; -оценивать правильность поведения в жизни с точки зрения ведения здорового образа жизни; -объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе. Раздел II. Человек и человечество Обучающийся должен иметь первичные представления о следующих понятиях и явлениях: -личность, характер, эмоции, самооценка, общение; -общество, мораль, право, собственность; -эпохи всемирной истории: Первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время; -цивилизация и цивилизации, расы, национальность, монархия, республика, религии мира, атеизм, конфликты, мировые войны, ООН, общечеловеческие ценности, основные права человека, глобальные проблемы современности. Обучающийся должен уметь: осознавать проявления тех или иных черт характера; отличать черты характера от эмоций; -узнавать эмоции по их проявлениям; оценивать свои эмоциональные проявления; -соотносить свои поступки с нормами поведения; -различать социальные общности внутри современного человечества; -по отдельным признакам отличать разные эпохи всемирной истории человечества; -ориентироваться в историческом времени (соотносить год с веком, определять последовательность событий); -ориентироваться в основных проблемах современного мира; -освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.; получение информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытоминформационном пространстве. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения — Вахрушев А.А., Бурский О.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 4 класса в 2-х частях «Человек и природа» и «Человек и человечество». – М.: Баласс, 2008. — Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 4 класс («Человек и природа»), — М: Баласс, 2009.
— Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. «Окружающий мир» для 4 класса в 2-х частях: «Человек и природа» и «Человек и человечество». – М.: Баласс, 2008. — Данилов Д.Д. и др. «Окружающий мир» («Человек и человечество»). 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.
— Родыгина О.А., Вахрушев А.А. «Окружающий мир» («Человек и природа»). 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.
— Сизова Е.В., Стойка Е.Н.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 4 класс («Человек и человечество»), — М: Баласс, 2009.
— компьютер
— интерактивная доска
Список литературы -Тесты за курс начальной школы: русский язык, математика, окружающий мир./под ред. Ф.Ф.Лысенко. – Ростов –на-дону: Легион, 2011. -библиотечный фонд (справочники, энциклопедии и т.д.) -дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса (http://www.km.ru– портал компании «Кирилл и Мефодий», http://school– collekction.edu.ru– единая коллекция ЦОР и др.) Приложение Контрольно-измерительный материал Комплексная итоговая работа проводится в конце учебного года. Цель работы – выяснить уровень овладения учащимися основными знаниями и умениями по русскому языку, математике, окружающему миру и чтению: работа с информацией к концу 4 класса, а также сформированность некоторых общеучебных умений – правильное восприятие учебной задачи, контроль и корректировка собственных действий по ходу выполнения задания. Содержание работы должно соответствовать обязательному минимуму содержания начального общего образования и требованиям программ к знаниям, умениям и навыкам учащихся 4-го класса четырёхлетней начальной школы.
Раздел I«Как работает организм человека» (20ч) Раздел II«Рукотворная природа (14 ч.)
Предметными результатамиизучения курса является формирование следующих умений.
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
· объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
· применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
· называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
· объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
· объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
· находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
· оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам
Курс « Человек и человечество» (34 часов)
Раздел I«Человек» (10 ч.)Раздел II«Человечество» (24 ч.)
Предметными результатамиизучения курса является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
· по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
· отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
· объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
· объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
· замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предметов
Ценность истины– это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.Ценность человекакак разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчествакак естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободыкак свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма– одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностными результатамиизучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
· Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
· Объяснятьс позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
· Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
· В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатамиизучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
· Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
· Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
· Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
· В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
· Отбиратьнеобходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
· Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
· Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
· Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
· Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
· Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
· Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
· .
Учебно-тематический план (68 ч) *Прямым шрифтом обозначены разделы, полностью обеспечивающие требования ФГОС НОО кпредметным результатам образования по русскому языку, а курсивом – теразделы, которые учащиеся имеют возможность дополнительно освоить при обучении по данной программе (уроки для любознательных)
№ п/п | Наименование раздела и тем урока | Кол- во часов | Тип урока | Элементы содержания | Деятельность учащихся | Планируемый результат | Вид контроля | Дата по плану | Дата по факту | |||||||
1 |
КУРС «Человек и природа» Раздел 1. Как работает организм человека Как устроен организм человека |
1 | ОНЗ |
Общее представление о строении тела человека. |
Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека. Моделироватьв ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Участие в диспуте,посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья. Извлекать(по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений. Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела. Извлекать(по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений. Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела. Сравниватьстроение тела мужчины и женщины; называть отличия семьи человека и семьи животных;рассказать чем отличается роль женщины и роль мужчины в семье Измерятьтемпературу тела, вес и рост человека. Участвоватьв диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья. Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ(сколько времени, на что отведено). |
Знать,что каждая система органов играет в организме свою особую, необходимую для жизни роль. Уметьназывать системы органов у человека |
Текущий: п/р №1 | |||||||||
2 |
Кожа – «пограничник» организма. Первая помощь при несчастных случаях. | 1 | ОНЗ |
Кожа-орган осязания. Защитные функции кожи. Значение кожи для здоровья человека. |
Знать,что кожа защищает организм от трения, лёгких ударов и уколов, от проникновения вредных веществ и микробов, от перегрева и переохлаждения, от высыхания и размокания; что через кожу выделяются лишние соли и вода; что кожа-орган осязания. Уметь составлять правила ухода за кожей; рассказывать, как кожа помогает нам в жаркую погоду, во время купания, при работе с ядовитыми веществами, при шитье и вязании |
Текущий: задания по группам | ||||||||||
3 |
Как человек двигается. Номера телефонов экстренной помощи. | 1 | ОНЗ |
Опорно-двигательная система, её роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах. |
Знать, что сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединенных в суставах, позволяя человеку двигаться. Уметь находить на рисунке названия отдельных костей и частей скелета, выяснять их значение; составлять правила поведения, для того чтобы избежать переломов и вывихов |
Текущий: п/р №2 | ||||||||||
4 |
Путешествие бутерброда. Гигиена органов пищеварения. | 1 | ОНЗ |
Пищеварительная система, её роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. |
Знать, что органы пищеварения переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами. Уметьназывать органы пищеварения; определять роль органов пищеварения; рассказывать, как организм борется с отравлениями; объяснять, почему надо беречь зубы. |
Текущий: беседа по вопросам | ||||||||||
5 |
Как удаляются ненужные вещества | 1 | ОНЗ Р |
Органы выделения, ее роль в жизнедеятельности организма. |
Знать,что органы выделения очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды. Уметьназывать органы выделения; объяснять, почему почки — главный орган выделения |
Текущий: п/р №3 | ||||||||||
6 |
Для чего и как мы дышим. Гигиена органов дыхания. | 1 | ОНЗ |
Органы дыхания, её роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. |
Знать, что благодаря органам дыхания из воздуха в кровь непрерывно поступает кислород и удаляется углекислый газ; что кислород необходим для поддержания жизни и деятельности всех клеток тела. Уметьназывать органы дыхания; рассказывать, как происходят у человека вдох и выдох; объяснять, почему вредно вдыхать воздух ртом на морозе; объяснять, чем полезны чихание и кашель для защиты нашего организма; называть способы, с помощью которых можно не заразить друзей, навестивших тебя во время болезни |
Текущий: устный опрос | ||||||||||
7 |
Волшебная восьмерка | 1 | ОНЗ |
Кровеносная система, её роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов |
Знать, что органы кровообращения -главный «транспорт» в организме. Уметьназывать органы кровообращения; рассказывать о путешествии крови в организме, как работает сердце. |
Текущий: фронт.и инд. опрос | ||||||||||
8 |
Что такое кровь | 1 | ОНЗ |
Кровеносная система, её роль в жизнедеятельности организма. Рассматривание условий, необходимых для жизни и нормальной работы клеток тела. |
Знать,что кровь-это внутренняя среда организма, поддерживающая благоприятные для жизни клеток условия. Уметьназывать условия, которые нужны для жизни и нормальной работы клеток тела; рассказывать, из чего состоит кровь, какую работу выполняют клетки крови |
Текущий: п/р №4 | ||||||||||
9 |
Почему наш организм работает слаженно | 1 | ОНЗ |
Нервная система, её роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. |
Знать, что нервная система управляет работой каждого органа и всего организма; что большие полушария головного мозга позволяют нам совершать сознательные действия на основе своего опыта. Уметьназывать органы нервной системы; указывать, где расположены органы нервной системы; приводить примеры сознательных и бессознательных действий; определять роль больших полушарий в жизни человека; рассказывать о роли сна для человека |
Текущий: | ||||||||||
10 |
Гормоны – помощники нервной системы | 1 | ОНЗ |
Текущий: п/р №5 | ||||||||||||
11-12 |
«Окна» в окружающий мир. Гигиена органов зрения | 2 | ОНЗ Р |
Системы органов чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов |
Знать,что орган зрения — важнейший орган чувств человека; что он даёт наиболее полную информацию об окружающем мире на расстоянии. Уметь называть, из каких частей состоит глаз; рассказывать, как глаз защищён от повреждений; составлять правила сохранения зрения |
Текущий: инд. опрос | ||||||||||
13 |
Многогранный мир чувств Родители и дети | 1 1 |
ОНЗ |
Системы органов чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Связь «родители – дети» |
Знать, что мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает. Уметьназывать органы чувств; рассказывать как устроен орган слуха; объяснять, как мозг различает сигналы, идущие от разных органов чувств; составлять правила сохранения органов чувств Знать,что организм женщины приспособлен для вынашивания, рождения и выкармливания ребёнка своим молоком, а организм мужчины — для работы по обеспечению и защите семьи; что оба родителя и всё человеческое общество в целом заботятся о воспитании детей. |
Текущий: п/р №6 Текущий: работа в парах | ||||||||||
14 |
Отчего мы иногда болеем | 1 |
ОНЗ |
Ознакомление с понятиями: «болезнь», «микроб», «причины болезни», «симптомы». Обсуждение вопросов: что помогает человеку побеждать (избегать) болезни. |
Знать, что болезнь нас поражает, когда микробов вокруг слишком много или когда организм ослаблен; что знание причин болезни помогает побеждать или их избегать. Уметьрассказывать, как можно бороться с малоподвижным образом жизни; объяснять, как болезнь нарушает порядок в организме; объяснять. Для чего люди делают прививки |
Текущий: п/р №7 | ||||||||||
15-16 |
Наши предки – древесные жители | 2 |
ОНЗ |
Человек-часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Отличия человека от обезьян. Общение людей. Речь-помощница общению |
Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением. Приводитьдоводы в пользу естественного происхождения человека. |
Знать,что люди отличаются от обезьян хождением на двух ногах, развитием мышц ног и опорой на стопу; что люди могут предвидеть события, продумать свои действия; что общаются люди с помощью речи. Уметьназывать особенности строения тела, свойственные только человеку; сравнивать речь людей и звуковые сигналы животных; называть главное отличие человека от животных |
Текущий | |||||||||
17 |
На заре человечества | 1 |
ОНЗ |
Человек-часть природы. Зависимость жизни человека от природы. |
Знать, что с тех пор, как у предков человека появился разум, успешный опыт каждого становился достоянием всего общества; что общественный опыт стал главным условием развития человека. Уметь объяснять значение слов «орудия труда», «человек разумный»; называть отличия первых людей от своих предков; объяснять, что помогло человеку расселиться по нашей планете |
Текущий: п/р №8 | ||||||||||
18 |
Контрольная работа №1 «Как работает организм человека». | 1 | К |
Контрольная работа |
Применить полученныезнания и умения |
Знать изученный материал по теме: «Как работает организм человека». Уметьвыполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи |
Тематичес-кий: к/р | |||||||||
19 |
Учимся решать жизненные задачи. Обобщение «Как работает организм человека» | 1 | Обоб-щение знаний |
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль вжизнедеятельности организма |
Применить полученныезнания и умения |
Знатьизученный материал по теме: «Как работает организм человека». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи |
Текущий: работа в группах | |||||||||
20 |
Раздел 2. Рукотворная природа Рукотворная природа | 1 | ОНЗ |
Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным |
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Перечислятьосновные отрасли сельского хозяйства. Характеризовать способы повышения продукции в растениеводстве и животноводстве. |
Знать, что человек одомашнивал полезные ему растения и животных; что он ухаживает за ними, выращивает, использует для своих целей, выводит новые сорта и породы; понятия «культурные растения», «домашние животные». Уметьназывать отличия диких растений и животных от своих культурных собратьев; объяснять, почему так много разных сортов растений и пород животных; рассказывать о своём домашнем животном |
Текущий: беседа по вопросам | |||||||||
21 |
На службе у человека. Безопасное общение с животными. | 1 |
ОНЗ |
Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным |
Знать,что выращиванием культурных растений и домашних животных занимается сельское хозяйство; что разнообразные средства и методы позволяют увеличить продуктивность сельского хозяйства. Уметьрассказывать, как и почему менялось хозяйство человека; называть отрасли сельского хозяйства; описывать развитие сельского хозяйства в будущем; объяснять, какими способами можно добиться увеличения урожая и увеличения продукции животноводства |
Текущий: п/р №9 | ||||||||||
22 |
Покорение силы. Безопасность при применение простых механизмов в жизни. | 1 | ОНЗ |
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы |
Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека. |
Знать,что разум позволил человеку изобрести механизмы, увеличивающие силу и ловкость. Уметьобъяснять, как можно увеличить свою силу и ловкость; рассказывать, как можно вытащить тяжёлую лодку из воды на берег, как поднять бревно на стену строящегося дома. Иметь представлениеоб изобретении первых часов с маятником |
Текущий: п/р №10 | |||||||||
23 |
Как человек использует свойства воды. Безопасное поведение на воде. | 1 | ОНЗ |
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. |
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства водыХарактеризовать свойства воды, круговорот воды в природе.Практическая работа«Свойства воды» |
Знать,что люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства. Уметь называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворённых в ней веществ; рассказывать, как можно использовать силу водопада |
Текущий | |||||||||
24 |
Как человек использует свойства воздуха | 1 | ОНЗ |
Воздух-смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. |
Характеризовать свойства воздуха. Оцениватьчистоту воздуха, необходимую для здоровья человека, растений, животных в своём городе.Практическая работа«Свойства воздуха» |
Знать,что люди научились использовать воздушное пространство, силу ветра, свойства воздуха и его составных частей. Уметь называть свойства воздуха (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость); перечислять состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ). Иметь представлениеоб использовании водорода, кислорода, углекислого газа и азота |
Текущий: п/р №12 | |||||||||
25 |
Горные породы и минералы | 1 | ОНЗ |
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). |
Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). |
Знать,что люди научились изменять форму камня и широко используют его как строительный материал; что из горных пород извлекают разнообразные минеральные вещества и используют их свойства. Уметьназывать свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость); рассказывать о способах изготовления предметов нужной формы из горных пород и минералов; объяснять, чем твёрдость отличается от прочности и от хрупкости. Иметь представлениео драгоценных и поделочных камнях |
Текущий: п/р №13 | |||||||||
26 |
Металлы. Полезные ископаемые родного края. | 1 | ОНЗ |
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). |
Наблюдатьпростейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Описыватьих применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). |
Знать,что использование металлов позволило производить изделия любой формы и прочные материалы со специально заданными свойствами. Уметь перечислять, какими свойствами металлов не обладают камни; объяснять, почему металлы холодные на ощупь; называть свойства металлов (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество). Иметь представлениео том, как металлы обрабатывают; что у каждого металла есть особые свойства |
Текущий: п/р №14 | |||||||||
27 |
Приручение огня | 1 | ОНЗ |
Человек-часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе. |
Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывать важнейшие изученные события. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). |
Знать, что человечество прошло путь технического прогресса от костра до пламени ракеты, используя все новые виды топлива и способы его сжатия. Уметь рассказывать, какие преимущества получили древние люди, когда стали использовать огонь; объяснять, чем горючее напоминает джинна в бутылке; рассказывать, как тепло попадает в квартиру |
Текущий: п/р №15 | |||||||||
28 |
Невидимая сила. Чудо — волны | 1 | ОНЗ |
Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывать важнейшие изученные события. |
Знать, что электричество-универсальный вид энергии; что для получения электричества пригодны любые виды топлива или силы природы; что электричество позволило создать современную технику в быту и на производстве. Иметь представлениео создании ракетного двигателя; на что способна энергия электронов, стремящихся туда, где их не хватает; о явлениях «электричество» и «магнетизм» |
Текущий: устный опрос | ||||||||||
29 |
Человек проникает в тайны природы. Правила безопасного поведения на природе. | 1 | ОНЗ |
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе. |
Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывать важнейшие изученные события. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различатьизученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). |
Знать,что человек осваивает просторы Вселенной, проникает в глубины микромира, познаёт структуру вещества. Находит новые виды энергии, перерабатывает огромную информацию; что накопленные знания позволяют людям всё быстрее и глубже проникать в тайны природы и использовать её богатства на благо человека. Иметь представлениео том, для чего нужны знания о строении веществ; чем занимаются люди в космосе |
Текущий: п/р №16 | |||||||||
30 |
Как нам жить? | 1 | Комбиниро-ванный |
Экология, могущество человека. |
Приводить доводы в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Оценивать влияние современного человека на природу. Оценивать свою личную роль в охране природы. |
Знать, что бесконтрольное могущество человека -самая большая угроза в современном мире; чтобы избежать этой угрозы, необходимо перейти к экологическому типу хозяйства. Иметь представлениео трёх типах хозяйства (присваивающем, производящем, экологическом); рассказывать, как можно сохранить диких животных и растения |
Текущий: п/р №17 | |||||||||
31 |
Контрольная работа №2 «Рукотворная природа». | 1 | К |
Человек-часть природы. Зависимость жизни человека от природы |
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни. |
Знатьизученный материал по теме: «Рукотворная природа», по курсу «Окружающий мир». Уметьвыполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи |
Тематичес-кий: к/р | |||||||||
32 |
Итоговая за Iполугодие | 1 | К |
Промежуточный: к/р | ||||||||||||
33 |
Курс «Человек и человечество» Раздел 1. Человек Кого можно назвать человеком? | 1 | ОНЗ |
Человек – член общества | Задумыватьсянад своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, улице, школе, городе/селе, о своей стране. Находить и извлекатьнеобходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). |
Знать,что человек отличается от всех живых существ тем. Что в нем соединяются признаки врождённые и признаки, приобретаемые в обществе; что только в обществе ребёнок может вырасти человеком, научиться думать, разговаривать, понимать других людей. Уметьназывать отличия между врождёнными и приобретёнными признаками человека; рассказывать, как жизнь в обществе помогает ребёнку вырасти человеком |
Текущий: инд. опрос | |||||||||
34 |
Посмотри в свое «зеркало» | 1 | ОНЗ |
Человек – член общества |
Знать, что каждый человек, живущий в обществе, становится личностью с неповторимыми особенностями внутреннего мира. Уметьобъяснять, как сознание может помочь человеку стать личностью; указывать, зачем человеку сила воли |
Текущий: фронт.опрос | ||||||||||
35-36 |
Как понять, что творится у друга на душе? | 2 | ОНЗ |
Человек – член общества. Эмоции. |
Знать,что внутренний мир каждого человека наполнен эмоциями-переживаниями того, что происходит в данный момент с человеком и в окружающем его мире. Уметьсравнивать положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций; определять положительные и отрицательные эмоции; рассказывать, как эмоции помогают человеку в жизни |
Текущий: работа в парах | ||||||||||
37 |
Переживания, испытанные временем | 1 | ОНЗ |
Человек – член общества. Устойчивые чувства. |
Знать, что кроме кратковременных эмоций человек испытывает устойчивые чувства; что чувств-это не зависящие от места и времени отношения человека к конкретным людям или предметам окружающего мира. Уметь называть отличия чувства от эмоций; рассказывать, как можно улучшить настроение и избавиться от тревоги |
Текущий: беседа по вопросам | ||||||||||
38-39 |
Как узнать человека? | 2 | ОНЗ |
Человек – член общества. Внешний вид. Внутренний мир. |
Обмениваться с одноклассниками сведениями(полученными из разных источников) о качествах внутреннего мира человека. |
Знать,что нельзя оценивать человека по внешности; что только в общении мы можем узнать внутренний мир другого человека, познакомиться с чертами его характера. Уметьперечислять положительные черты характера; рассказывать, как узнать личность, характер другого человека; объяснять пословицу «Посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку-пожнёшь характер» |
Тематический: п/р №1 | |||||||||
40 |
Что такое общество | 1 | ОНЗ |
Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек-член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения |
Извлекать необходимую информацию из учебника, дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием. Приводить примеры и демонстрировать образцы культуры общения во взаимоотношениях людей. Оценивать лучшие черты характера, представленные в образе идеального человека в культуре народов своего края. Моделироватьситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности. Оцениватьреальные и игровые ситуации общения. |
Знать, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы. Уметьобъяснять, что такое общество; рассказывать, почему возникают конфликты; называть способы разрешения конфликтов |
Текущий: инд. опрос | |||||||||
41-42 |
Как жить в мире людей | 2 | ОНЗ |
Уважение к чужому мнению. Человек-создатель и носитель культуры. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах |
Знать,что для того, чтобы оценивать свои поступки, у человека есть совесть, а общество создаёт свои правила поведения. Уметьрассказывать, с помощью каких «инструментов» общество и человек могут оценивать свои поступки; объяснять, что такое совесть; сравнивать право и мораль; понимать выражения и объяснять их значения («сделано на совесть», «без зазрения совести», «будет на моей совести», «жить по закону», «закон природы») |
Текущий: инд.опрос | ||||||||||
43-44 |
Мое общество | 2 | ОНЗ |
Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек-член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения |
Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. Предлагать,каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу; предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций. |
Знать, что для каждого человека общество состоит из многих общественных групп и круга его общения. Уметьобъяснять, что называют общественной группой; называть общественные группы, в которых ты знаком с каждым человеком; называть общественные группы. В которых ты знаешь не всех, но можешь объяснить, что тебя объединяет с этими людьми; объяснять, что такое человечество; перечислять людей из своего круга общения |
Текущий: устный опрос | |||||||||
45 |
Права человека в обществе | 1 | ОНЗ |
Знать,что в современном обществе каждому человеку принадлежат равные права. Уметьобъяснять выражение «права человеческой личности; перечислять известные права человека в современном обществе; называть свои обязанности перед близкими людьми |
Текущий: беседа по вопросам | |||||||||||
46 |
Контрольная работа №1 «Человек» | 1 | Обоб-щение знаний |
Учимся решать жизненные задачи |
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни. |
Знатьизученный материал по теме «Человек». Уметьвыполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи |
Тематичес-кий: к/р | |||||||||
47-48 |
Раздел 2 Человечество Эпохи всемирной истории. История РТ на ленте времени. | 2 | ОНЗ |
Лента времени, эпоха | Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам исторические события; а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры. Отличатьдруг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях. Оцениватьнекоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие». |
Уметьработать по ленте времени | ||||||||||
49-50 |
Первобытный мир — первые шаги человечества |
2 |
ОНЗ Р |
Человек – член общества |
Иметь представлениео том, что всемирная история началась с эпохи Первобытного мира; что это было время (более 2 млн лет назад-5 тысяч лет назад) появления людей, которые постепенно овладевали самыми главными человеческими умениями |
Текущий: устный опрос | ||||||||||
51-52 |
Древний мир – рождение первых цивилизаций | 2 | ОНЗ |
Человек – член общества |
Иметь представлениео том, что Древний мир (5 тыс. лет назад — Vвек новой эры) – время возникновения первых городов и государств, которые передали нам достижения своей культуры |
Текущий: инд. опрос | ||||||||||
53-54 |
Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем | 2 | ОНЗ |
Человек – член общества |
Иметь представлениео том, что Средние века (V– XVвека) – время между древностью и Новым временем, когда одни цивилизации сменялись другими |
Текущий: работа в парах | ||||||||||
55-56 |
Новое время- торжество Европы | 2 | ОНЗ |
Человек – член общества |
Иметь представлениео том, что Новое время (XV–начало XXвека) – эпоха стремительного развития европейских стран. Множества открытий и изобретений |
Текущий: инд. опрос | ||||||||||
57-58 |
Новейшее время — трудный шаг к единому человечеству | 2 | ОНЗ |
Человек – член общества |
Иметь представлениео том, что Новейшее время (XX–XXIвека) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжёлых испытаний |
Тематический: п/р №2 | ||||||||||
59 |
Короли, президенты и граждане. Республика Татарстан. | 1 | ОНЗ |
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле | Участвоватьв обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Высказывать и вежливоотстаиватьв споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом. |
Знать,что единое человечество состоит из граждан разных государств. Уметьобъяснять слова «я – гражданин России»; сравнивать монархические государства и республики; сравнивать демократические государства и диктатуру; приводить примеры. Как может быть нарушено право человека на участие в управлении своим государством; рассказывать. Как организована власть в России; доказывать, что Россия является демократической республикой |
Текущий: беседа по вопросам | |||||||||
60 |
Расы и народы | 1 | ОНЗ |
Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. |
Знать, что человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Уметьобъяснять, что такое раса; называть большие расы, которые выделяют в современном обществе. Разыгрывать воображаемые ситуации общения с носителями других языков |
Текущий: устный опрос | ||||||||||
61 |
Кто во что верит. Толерантный Татарстан. | 1 | ОНЗ |
Религия, вероисповедание |
Проявлятьуважение к праздникам, связанным с религиозными верованиями. Знакомиться с прошлым и настоящим родного края, с народными промыслами и культурой родного региона. Подготавливать небольшие сообщения о прошлом родного края, известных людях, о святынях, обычаях, праздниках. Находитьипоказывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Обсуждатьособенности 2-3 стран мира. |
Знать,что человечество многолико и складывается из разных рас, народов, граждан отдельных государств, верующих разных религий и атеистов. Уметьобъяснять, что называют религиозными обрядами; называть отличия между верующими людьми и атеистами |
Текущий: устный опрос | |||||||||
62 |
Пути духовных исканий | 1 | ОНЗ |
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле |
Иметь представлениео мировых религиях. Практическая работа с дополнительными источниками информации для освоения правил их использования |
Тематический: п/р №3 | ||||||||||
63 |
Мировое хозяйство | 1 | ОНЗ |
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. |
Извлекатьнеобходимую информацию из учебника, дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернета) и обсуждать полученные сведения. Находитьи показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Обсуждатьособенности 2-3 стран мира. Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывать важнейшие изученные события. |
Знать, что мировое хозяйство, в котором все страны обмениваются между собой природными богатствами, продуктами, вещами, объединяет человечество. Уметьобъяснять, для чего были придуманы деньги |
Текущий: устный опрос | |||||||||
64 |
Мировое сообщество государств | 1 | ОНЗ |
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. |
Иметь представлениео том, что Организация Объединённых наций, в которую входят почти все государства планеты, объединяет под своим флагом всё человечество. Уметьрассказывать для чего была создана ООН |
Текущий: работа в парах | ||||||||||
65 |
Что человечество ценит больше всего? Культурные ценности РТ. | 1 | ОНЗ |
Знать,что общечеловеческие ценности – всё то, что одинаково важно для всех людей, живущих на Земле. Что объединяет человечество. Уметьназывать памятники культуры родного края; называть общечеловеческие ценности |
Текущий: беседа по вопросам | |||||||||||
66 |
Итоговая работа | 1 | К |
Учимся решать жизненные задачи |
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни. |
Знатьизученный материал по теме. Уметьвыполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи |
Итоговый комплекс-ная работа (см. приложение) | |||||||||
67 |
Как нам жить? | 1 | Р |
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носителькультуры. |
Обсуждатьполученные сведения. |
Знать, что существованию современного человечества угрожают глобальные проблемы. Уметьперечислять известные глобальные проблемы человечества; объяснять, с какими проблемами человечества связана пословица «Сытый голодного не разумеет» |
Текущий: беседа по вопросам | |||||||||
68 |
Контрольная работа №2 «Человечест-во» | 1 | К |
Учимся решать жизненные задачи |
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни. |
Знатьизученный материал по теме. Уметьвыполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи |
Итоговый: к/р | |||||||||
Требования к уровню подготовки на конец 4 класса Раздел I. Человек и природа Обучающийся должен знать: — об изготовлении орудий труда и возникновении речи – как об основном отличии человека от животных; — об основных органах и системах органов человека, их функциях; -о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры; -об основных этапах становления человека и его разума; — о важности воды для жизни живых организмов и человека; -основные свойства льда, воды и пара (как твердого тела, жидкости и газа); — применение важнейших полезных ископаемых; — об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека; — о единственной стратегии выживания человечества – хозяйство человека должно вписываться в круговорот веществ биосферы. Обучающийся должен уметь: -находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения; -объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме, и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.; -ухаживать за своим телом; -составлять правильный режим дня; -оценивать правильность поведения в жизни с точки зрения ведения здорового образа жизни; -объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе. Раздел II. Человек и человечество Обучающийся должен иметь первичные представления о следующих понятиях и явлениях: -личность, характер, эмоции, самооценка, общение; -общество, мораль, право, собственность; -эпохи всемирной истории: Первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время; -цивилизация и цивилизации, расы, национальность, монархия, республика, религии мира, атеизм, конфликты, мировые войны, ООН, общечеловеческие ценности, основные права человека, глобальные проблемы современности. Обучающийся должен уметь: осознавать проявления тех или иных черт характера; отличать черты характера от эмоций; -узнавать эмоции по их проявлениям; оценивать свои эмоциональные проявления; -соотносить свои поступки с нормами поведения; -различать социальные общности внутри современного человечества; -по отдельным признакам отличать разные эпохи всемирной истории человечества; -ориентироваться в историческом времени (соотносить год с веком, определять последовательность событий); -ориентироваться в основных проблемах современного мира; -освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.; получение информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытоминформационном пространстве. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения — Вахрушев А.А., Бурский О.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 4 класса в 2-х частях «Человек и природа» и «Человек и человечество». – М.: Баласс, 2008. — Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 4 класс («Человек и природа»), — М: Баласс, 2009.
— Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. «Окружающий мир» для 4 класса в 2-х частях: «Человек и природа» и «Человек и человечество». – М.: Баласс, 2008. — Данилов Д.Д. и др. «Окружающий мир» («Человек и человечество»). 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.
— Родыгина О.А., Вахрушев А.А. «Окружающий мир» («Человек и природа»). 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.
— Сизова Е.В., Стойка Е.Н.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 4 класс («Человек и человечество»), — М: Баласс, 2009.
— компьютер
— интерактивная доска
Список литературы -Тесты за курс начальной школы: русский язык, математика, окружающий мир./под ред. Ф.Ф.Лысенко. – Ростов –на-дону: Легион, 2011. -библиотечный фонд (справочники, энциклопедии и т.д.) -дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса (http://www.km.ru– портал компании «Кирилл и Мефодий», http://school– collekction.edu.ru– единая коллекция ЦОР и др.) Приложение Контрольно-измерительный материал Комплексная итоговая работа проводится в конце учебного года. Цель работы – выяснить уровень овладения учащимися основными знаниями и умениями по русскому языку, математике, окружающему миру и чтению: работа с информацией к концу 4 класса, а также сформированность некоторых общеучебных умений – правильное восприятие учебной задачи, контроль и корректировка собственных действий по ходу выполнения задания. Содержание работы должно соответствовать обязательному минимуму содержания начального общего образования и требованиям программ к знаниям, умениям и навыкам учащихся 4-го класса четырёхлетней начальной школы.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
Окружающий мир
4 класс
12 ноября 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО