"Повышение мотивации младших школьников в приобщении к национальной музыкальной культуре"
Тема моего выступления – «Повышение мотивации младших школьников в приобщении к национальной музыкальной культуре». Более десяти лет я руковожу ансамблем народной песни «Ладушки», и в последние годы всё чаще встаёт вопрос: как сформировать у детей устойчивый интерес к изучению народной культуры? Не секрет, что фольклорная среда современного человека, особенно городского, практически отсутствует, поэтому всё актуальнее становится проблема, связанная с вопросом: каким образом ввести ребенка в мир народной культуры, как сделать это вхождение занимательным и личностно окрашенным? Гармонично развитая личность стояла в основе и дворянского и крестьянского воспитания в России. Революция разрушила эти устои. На смену им пришли новые, в которых не было места старым традициям. Не одно поколение русских людей выросло, не зная своих корней. На современном этапе развития педагогика ставит перед собой много актуальных задач, одна из которых – проблема эффективности художественного воспитания детей. Действенным средством ее решения может стать фольклор, «который осознается современным обществом как самобытный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальной культуре, к истории народа». Современные психологические и педагогические исследования говорят о том, что способность понимать прекрасное не только умом, но и чувством наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребёнок не является пассивным объектом эстетических воздействий, а активно воссоздаёт художественные образы, участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. Наиболее интересной и доступной детям формой я считаю народный театр, инсценирование народных сказок, создание музыкально-театральных постановок. Анализируя весь свой опыт работы с детским коллективом, я пришла к выводу, что самым удачным воплощением подобной формы работы стал фольклорный сценарий музыкальной сказки «Новоселье в теремке». Именно он позволяет незаметно и занимательно ввести ребёнка в мир народной культуры, решить задачи развития у детей творческого воображения, мышления, памяти, мелкой моторики, эмоциональности и артистичности, одновременно позволив им быть активными участниками творческого процесса. Несомненным достоинством неоднократно поставленной нами музыкальной сказки «Новоселье в теремке» является насыщенность её малыми жанрами фольклора (скороговорок, потешек, прибауток, считалок, побасенок и др.). Они органично вплетены в драматургию театрализованного представления, наряду с народными песнями, танцами и играми. Все прекрасно знают, что игра – самый желанный и незаменимый вид деятельности детей младшего возраста. Именно в игре ребенок может наиболее полно выразить себя, проявить свою индивидуальность и творческое начало. Л.С. Выготский считал, что «именно игра становится формой сохранения живого фольклора и имеет огромные преимущества по сравнению с другими видами деятельности, поскольку никогда не утомляет и естественно включает детей в орбиту познаваемого». Использование народных игр добавляет фольклорной постановке характер интерактивности, позволяет включать зрителей и слушателей в сценическое действие, что также соответствует «круговому» характеру фольклорных действ. Сценарий фольклорной сказки «Новоселье в теремке» невероятно демократичен, он позволяет ставить её с детьми очень разного возраста, начиная с 5-6 лет. Не менее интересен он и детям младшего школьного возраста. Всё зависит от репертуара, которым сценарий насыщается. Дети дошкольного возраста исполняют песни более простые, дети постарше – более сложный репертуар. Постановка позволяет многим детям попробовать свои силы в качестве индивидуальных артистов. Ведь в теремок, следуя законам сказки, приходит Мышка. Она играет с детьми в народную игру «Воевода». Лягушка вместе со всеми поёт закличку «Дождик». Ёжик приходит вместе с дудочками, которые иллюстрируют песню «Савка и Гришка». Зайчик, Лисичка, Волк, Медведь – ролей хватает всем, причём доступный текст постановки позволяет детям без труда заменять заболевших артистов, пробовать свои силы в новых ролях. Работая с данным сценарием на протяжении нескольких лет, анализируя его, совершенствуя, я пришла к выводу, что «Новоселье в теремке» — яркий пример применения проектного метода в дополнительном образовании. Это подтверждают основные признаки проектной деятельности: инновационность, наличие экспериментально-исследовательской работы на протяжении полугода и представление результата проекта в форме музыкально-фольклорного спектакля. Работа по проектному методу дает ребенку возможность экспериментировать, самостоятельно находить и синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Метод проектов позволяет формировать те личностные качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив, и в процессе его деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, соподчинять собственные интересы интересам общего дела. Проектная работа «Новоселье в теремке» в 2011 году стала своеобразной творческой презентацией ансамбля народной песни «Ладушки», когда коллектив подтверждал звание Образцовый. Анализируя выступление ансамбля, эксперты приняли положительное решение, отметив оптимальное сочетание сценической дисциплины и творческой свободы участников, атмосферу совместного творчества, высокий уровень исполнительской культуры, а также соответствие возрастным особенностям участников коллектива.
«Повышение мотивации младших школьников в приобщении к национальной музыкальной культуре».
Ковалева Светлана Владимировна
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ДЮЦ гор. Гвардейска
Тема моего выступления – «Повышение мотивации младших школьников в приобщении к национальной музыкальной культуре». Более десяти лет я руковожу ансамблем народной песни «Ладушки», и в последние годы всё чаще встаёт вопрос: как сформировать у детей устойчивый интерес к изучению народной культуры?
Не секрет, что фольклорная среда современного человека, особенно городского, практически отсутствует, поэтому всё актуальнее становится проблема, связанная с вопросом: каким образом ввести ребенка в мир народной культуры, как сделать это вхождение занимательным и личностно окрашенным?
Гармонично развитая личность стояла в основе и дворянского и крестьянского воспитания в России. Революция разрушила эти устои. На смену им пришли новые, в которых не было места старым традициям. Не одно поколение русских людей выросло, не зная своих корней. На современном этапе развития педагогика ставит перед собой много актуальных задач, одна из которых – проблема эффективности художественного воспитания детей. Действенным средством ее решения может стать фольклор, «который осознается современным обществом как самобытный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальной культуре, к истории народа».
Современные психологические и педагогические исследования говорят о том, что способность понимать прекрасное не только умом, но и чувством наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребёнок не является пассивным объектом эстетических воздействий, а активно воссоздаёт художественные образы, участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности.
Наиболее интересной и доступной детям формой я считаю народный театр, инсценирование народных сказок, создание музыкально-театральных постановок.
Анализируя весь свой опыт работы с детским коллективом, я пришла к выводу, что самым удачным воплощением подобной формы работы стал фольклорный сценарий музыкальной сказки «Новоселье в теремке». Именно он позволяет незаметно и занимательно ввести ребёнка в мир народной культуры, решить задачи развития у детей творческого воображения, мышления, памяти, мелкой моторики, эмоциональности и артистичности, одновременно позволив им быть активными участниками творческого процесса.
Несомненным достоинством неоднократно поставленной нами музыкальной сказки «Новоселье в теремке» является насыщенность её малыми жанрами фольклора (скороговорок, потешек, прибауток, считалок, побасенок и др.). Они органично вплетены в драматургию театрализованного представления, наряду с народными песнями, танцами и играми.
Все прекрасно знают, что игра – самый желанный и незаменимый вид деятельности детей младшего возраста. Именно в игре ребенок может наиболее полно выразить себя, проявить свою индивидуальность и творческое начало. Л.С. Выготский считал, что «именно игра становится формой сохранения живого фольклора и имеет огромные преимущества по сравнению с другими видами деятельности, поскольку никогда не утомляет и естественно включает детей в орбиту познаваемого».
Использование народных игр добавляет фольклорной постановке характер интерактивности, позволяет включать зрителей и слушателей в сценическое действие, что также соответствует «круговому» характеру фольклорных действ.
Сценарий фольклорной сказки «Новоселье в теремке» невероятно демократичен, он позволяет ставить её с детьми очень разного возраста, начиная с 5-6 лет. Не менее интересен он и детям младшего школьного возраста. Всё зависит от репертуара, которым сценарий насыщается. Дети дошкольного возраста исполняют песни более простые, дети постарше – более сложный репертуар.
Постановка позволяет многим детям попробовать свои силы в качестве индивидуальных артистов. Ведь в теремок, следуя законам сказки, приходит Мышка. Она играет с детьми в народную игру «Воевода». Лягушка вместе со всеми поёт закличку «Дождик». Ёжик приходит вместе с дудочками, которые иллюстрируют песню «Савка и Гришка». Зайчик, Лисичка, Волк, Медведь – ролей хватает всем, причём доступный текст постановки позволяет детям без труда заменять заболевших артистов, пробовать свои силы в новых ролях.
Работая с данным сценарием на протяжении нескольких лет, анализируя его, совершенствуя, я пришла к выводу, что «Новоселье в теремке» - яркий пример применения проектного метода в дополнительном образовании. Это подтверждают основные признаки проектной деятельности: инновационность, наличие экспериментально-исследовательской работы на протяжении полугода и представление результата проекта в форме музыкально-фольклорного спектакля.
Работа по проектному методу дает ребенку возможность экспериментировать, самостоятельно находить и синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Метод проектов позволяет формировать те личностные качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив, и в процессе его деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, соподчинять собственные интересы интересам общего дела.
Проектная работа «Новоселье в теремке» в 2011 году стала своеобразной творческой презентацией ансамбля народной песни «Ладушки», когда коллектив подтверждал звание Образцовый. Анализируя выступление ансамбля, эксперты приняли положительное решение, отметив оптимальное сочетание сценической дисциплины и творческой свободы участников, атмосферу совместного творчества, высокий уровень исполнительской культуры, а также соответствие возрастным особенностям участников коллектива.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
Рекомендую Вам внимательно прочитать требования к загружаемым в библиотеку Портала материалам (см. раздел «Справка»).
Обратите внимание на размещение логотипа Портала на титульных листах документа. Расширьте, пожалуйста, его методическую часть, добавьте фотографии с выступлениями ваших воспитанников (слишком мало материала, его надо дополнить).
Надеюсь в ближайшее время увидеть Ваш материал в библиотеке нашей группы! О повторной загрузке файла сообщите, пожалуйста, в письме. С наилучшими пожеланиями, Татьяна Николаевна Остапцова.