Бинарный урок по теме «Климат и человек» Тема «Природа и человек»
• Показать взаимосвязь природы, человека и общества.
Бинарный урок
по теме «Климат и человек»
Тема «Природа и человек»
Цели и учебно-воспитательные задачи:
-
Создать условия для расширения знаний учащихся о влиянии климата на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность человека.
-
Показать взаимосвязь природы, человека и общества.
-
Познакомить с критериями оценки степени благоприятности природных условий для жизни и хозяйственной деятельности.
-
Показать влияние хозяйственной деятельности человека на природу и здоровье людей.
-
Сформировать знания об агроклиматических ресурсах.
-
Выявить н6еблагоприятные климатические явления и важность прогноза погоды.
-
Развивать умения ориентироваться в океане информации, отборе материалов, правильной оценки событий и явлений, умения исследовательской деятельности, коллективной работы.
-
Продолжать нравственно-эстетическое воспитание личности, воспитывать любовь к своей стране, к малой родине, толерантность, коллективизм, самостоятельность и уверенность в своих силах.
Используемый материал:
фрагмент песни «У природы нет плохой погоды», понятие логической цепочки, климатические термины, электронный диск «Климат России», диаграмма социологического опроса, электронные презентации, ноутбук, сообщения «Искусственный климат», «Влияние климата на исторические события», «Региональные болезни в России», «Результат исследования заболеваний учащихся нашей школы».
Ход урока:
-
Организационный момент: взаимное приветствие.
Учитель географии: Добрый день, ребята. Я рада вас видеть и хочу начать с вами работу.
У нас сегодня необычный урок – бинарный урок, урок межпредметных связей географии – истории – обществознания. Урок подготовили учитель географии Давыдова Т.И. и учитель обществознания Наумчик С.Г.
Вводно-мотивационная часть:
-
фрагмент песни «У природы нет плохой погоды».
-
а какая погода у нас в Пугачеве? (интернет-сообшение)
наш урок состоится при любой погоде.
-
а микроклимат в классе? (отобразите свое эмоциональное и физическое состояние цветовой гаммой).
Учитель географии: закончите мое предложение: мы изучаем тему …..(Климат России)
Составьте логическую цепочку из понятий: атмосфера, погода, природа, климат, человек.
II. Подготовка к изучению нового материала
Сегодня на уроке мы рассмотрим одно звено логической цепочки климат и человек, и помогут нам в этом обществоведы.
Учитель обществознания:
Учебная задача: давайте рассмотрим два звена в этой цепочке природа --- человек и покажем взаимосвязь природы человека и общества.
Презентация 1
Атмосфера – природа -- погода --- климат --- человек --- общество
(слайд 1)
Человек всегда был частью природы. Окружающая человека природа – это среда его жизни и деятельности. И человеку не безразлично, какой будет окружающая его среда. Существует единая система – «природа – человек – общество». Все составные части этой системы взаимосвязаны, взаимозависимы.
Что такое природа?
Природа – естественная среда обитания человека.
Природа - это огромная кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку для производственной деятельности и повседневной жизни. Лес. Металл, уголь – все это активно используется людьми. Откажись человек от использования полезных ископаемых и цивилизация рухнет.
(Слайд 2 -3)
Природа – биосфера нашей планеты, т.е. земная оболочка охваченная жизнью. Жизнь на земле есть в лесах, степях пустынях, океанах.
Согласно библейской притче о сотворении мира, Бог создал растения, животных, птиц, человека. И все живое на земле связано узами природного родства, тесным взаимодействием друг с другом.
Допустим, что мы случайно убили зайца – это значит, что всех будущих потомков этого зайца уже не будет. Не хватит 10 зайцев – умрет лиса. Десятью лисами меньше погибнут стервятники, сгинет неисчислимое количество форм жизни. И вот итог пещерный человек выходит на охоту за за тигром, но увы убив одну лису, тем самым убиваем всех тигров в этих местах. И пещерный человек умирает от голода. А этот человек не просто один человек – это целый будущий народ.
В результате такого отношения человека к природе происходит истребление многих видов животных и птиц, растений, загрязняется почва, воздух, вода отходами промышленности, транспорта, Я приведу несколько цифр, выписанных из газет о влиянии человека на природу. Леса на планете исчезают со скоростью 10 га/в минуту. 630 тысяч га леса выгорает от пожаров, больше 200 тысяч га гибнет от воздействия промышленных выбросов в атмосферу. Сокращается число животных и растений, а некоторые исчезают совсем.
(Слайд 4)
Русский ученый Вернадский считал, что придет время, когда развитие планеты будет направляться разумом. Биосфера превратится в неосферу(разум). На этом этапе произойдет гармония развития природы и общества.
Учитель географии: В наши дни средства массовой информации: газеты, радио, телевидение, часто говорят о погоде, климате, о возможном его изменении под влиянием хозяйственной деятельности людей, о влиянии климата на человека, вызывая тем самым большой интерес к данной теме.
Мы решили проверить, так ли это на самом деле, и провели социологический опрос среди учащихся 7-8 классов нашей школы и части населения нашего города. О его результатах расскажут Аболымова Дарья и Бирюкова Юлия.
Учащиеся: Мы опросили 110 человек. Взрослым и подросткам были заданы вопросы:
- комфортен ли климат для вашего проживания?
- как влияет климат на ваше здоровье?
-
Анализ социологического опроса (работа с диаграммами).
Учитель географии: проблема климата важна и актуальна.
Актуализация знаний.
Учитель географии: А сейчас мы посмотрим, как вы понимаете актуальность данной темы.
-
Какие климатические особенности определяют влияние климата на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность человека? (климатические пояса, факторы, определяющие климат, типы климатов).
Мозговой штурм:
-
работа с понятиями данной темы;
-
какие факторы определяют разнообразие климата;
-
какие климатические пояса выделяются на территории России;
-
покажите климатический пояс, в котором мы живем;
-
определить соответствие «тип климата-территория»
-
континентальный а) Русская равнина
-
умеренный б) Западно-Сибирская низменность
-
муссонный в) Юг Дальнего Востока
Учитель истории: Влияние климата на исторические события.
Сообщение ученика (Пронин И.) Приложение 1.
Учитель истории:
Подводя итоги, отметим, что из 70 событий, которые мы рассмотрели, в холодный период произошло 41 событие, только 9 произошли при улучшении климатических условий и 19 в засушливый период времени. Таким образом, именно в годину жестоких и долгих голодных лет, когда люди, по словам летописца, приходили в состояние “совершенного изнеможения”, наши предки раз за разом находили в себе силы и мужество для преодоления невзгод, укрепления государства, духовных и культурных свершений.
На менталитете русского народа сильно отразилась и суровость нашего климата. Прожив на территории, где зима длится около полугода, русские выработали в себе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата.
Учитель географии: В наше время в эпоху технического прогресса уменьшается или возрастает зависимость человека, его бытовых условий, здоровья и хозяйственной деятельности от климата.
На какие сферы деятельности особенно влияет климат (схема «Влияние климата»).
Учитель географии: Россия, в силу своего географического положения несет огромные материальные затраты для поддержания жизнедеятельности населения. В районах с суровым климатом увеличиваются расходы на строительство и отопление зданий, производство теплой одежды и продуктов питания. Все это сказывается на качестве нашей жизни, на состояние нашего здоровья.
Сегодня мы пригласили специалистов, которые исследовали «Влияние климата на здоровье человека», «Влияние климата на сельское хозяйство», «Комфортность климата России», «Царь ли природы человек?».
Работа творческих групп (выступления с презентациями).
Учитель географии:
Мы живем в эпоху новых технологий, новационные процессы все упорнее входят в нашу жизнь.
Неужели нельзя управлять климатом? (сообщение «Искусственный климат», Приложение 2)
Вследствие вмешательства человека в природу, возникают неблагоприятные климатические явления такие, как засуха, суховеи, заморозки, наводнения и т.д.)
Определите районы их размещения (работа с раздаточным материалом «Неблагоприятные климатические явления»)
Учитель обществознания:
Хозяйственная деятельность человека оказывает неблагоприятное воздействие на состав воздуха. В течение 20 века уровень содержания в воздухе углекислого газа, угарного и сернистых газов, запыленности воздуха во многих районах радиоактивность загрязнения превышает ПДК. При работе тепловой станции, работе автомобилей в воздух попадает огромное количество угарного газа, сернистого газа и твердых частиц. Наибольшее загрязнение воздуха характерно в крупных городах: Москве, Братске, Новокузнецке и Норильске.
(Приложение 3)
В Москве основной источник загрязнений – выхлопные6 газы автомобилей, в Братске – алюминиевый завод, в Норильске – медноникелевый, в Новокузнецке – металлургический завод.
Мероприятия, которые позволяют снизить уровень загрязненности состоят из:
- строительства очистных сооружений на предприятиях (фильтры, которые улавливают пыль, дым, сажу);
- использование более чистого топлива;
- перевод транспорта на использование газа, электричества (электромобили);
- создание в городах объездные дороги;
- в промышленных городах строят очень высокие заводские трубы.
Человек проявляет свое отношение к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено, бесконтрольно хозяйничать. За такое отношение уже сегодня приходиться расплачиваться
Учитель обществознания
К нам на урок пришло живое письмо Земли. (Приложение 4)
Вывод: Тема письма осталась открытой…. Эта тема – ваши размышления.
Чем больше меняем мы окружающий мир, тем больше оказываемся в зависимости от природы.
IV. Выявление уровня знаний.
-
В 2014 г. в Сочи будет проходить спортивная олимпиада. Представим, вы окончили школу, и желаете поехать на стройку века. Что вы возьмете из одежды?
-
На всероссийской конференции по неблагоприятным природным явлениям присутствовали представители Мурманска, Нальчика, Оренбурга, Санкт-Петербурга и Пугачева. Каждый из них сделал по одному из следующих докладов: «Наводнение сгонно-нагонного характера», «Пыльные бури», «Туманы как неблагоприятный фактор навигации», «Снежные лавины», «Засуха как результат нестабильности климата».
Как вы думаете, какой именно доклад был сделан каждым из участников конференции. (Приложение 5)
3. А будет ли Россия выращивать цитрусовые (прогноз)
4. Возможно ли существование природы и человека в гармонии?
V. Рефлексия по методу неоконченных предложений.
-
Сегодня на уроке я повторил…
-
Сегодня на уроке я узнал…
-
Сегодня на уроке я научился…
VI. Оценки по номинациям:
-
За глубокие знания и эрудицию
-
За оригинальность мышления
-
За добросовестный учебный труд
VII. Задание на дом:
Подготовиться к обобщающему повторению по вопросам данной темы.
Творческое задание: составить кроссворд на тему «Климат».
Приложение 1.
Влияние климата на исторические события
Определить справедливость суждений о климате и человеке на историю цивилизации, помогает нам историческая климатология. На основе анализа исторических документов, она находит доказательство и опровержение на крупные исторические потрясения.(войны, бунты, революции), которые в свою очередь порождались климатическими катаклизмами.(Засуха, наводнения, сильные морозы). Климат сыграл существенную роль в исторических судьбах Древней Руси, и Руси Московской и в годы великих войн.
На основе анализа исторических документов касающихся Руси 9 -15 вв мы пришли к выводу, что возникновение государств и усиление централизованной власти - из 28 событий подобного рода 21 приходится на периоды похолодания, 3 — на периоды интенсивного иссушения и только 4 произошли во времена благоприятных климатических условий. Безусловно также, что все главные периоды укрепления российской государственности, сопровождавшиеся усилением централизованной власти и значительными территориальными приобретениями, а именно:
образование Киевской Руси в середине IX в.,
возвышение Москвы в первой половине XIV в.,
окончательное объединение всех русских земель и достижение формальной независимости при Иване III,
юго–восточная экспансия при последних Рюриковичах,
точно совпадают с эпохами наиболее значительных похолоданий.
Главная историческая территория Российского государства, расположенная в зоне малоплодородных земель, недостатка тепла в течение короткого вегетационного сезона и дефицита осадков, страдала не только от жестоких зим, но и от летних засух, часто сопровождавшихся нашествиями вредителей и эпидемиями. В этом смысле показательным является период конца XIV в., который ознаменовался многими бедствиями, обрушившимися на территорию Русской равнины. Если обратиться к летописям, то можно увидеть, что, начиная с 1350 г., Русь вместе со всей Европой была поражена невиданной эпидемией чумы, унесшей в течение первых двух лет не менее трети населения. Эпидемии, в отличие от голода, поражали все слои общества вплоть до самого высшего — так, в 1353 г. жертвой чумы пал великий князь московский Симеон Гордый, сын Ивана Калиты. В 60–х и 70–х гг. на Руси был период невыносимых засух, сопровождавшихся массовым голодом и сильными городскими пожарами — неоднократно горели Москва, Новгород, Смоленск, Торжок и другие русские города. Однако, именно в это время произошло несколько крупных сражений, увенчавшихся победой русских войск, в том числе и эпохальная Куликовская битва, а также значительные события в культурной и технологической жизни Руси (построение церкви Спаса в Новгороде, написание Лаврентьевской летописи, создание фресковой росписи храма в Новгороде, начало чеканки монет в Москве, появление огнестрельного оружия на Руси).
Таким образом, ответом на вызов ухудшающихся климатических условий, приводивших экономику страны буквально на грань катастрофы, в российской истории почти всегда являлась суперкомпенсация, выражавшаяся прежде всего в поиске объединительных начал государственности, необычайном обострении интеллекта, интенсивных духовных исканиями.
Приложение 2.
«Искусственный климат»
В нашей стране есть уникальная технология организации хорошей погоды в заданном месте, в заданное время. Москвичи уже познакомились с таким природопользованием во время столичных праздников, распылял спецвещество с с самолетов ,метеорологи добивались рассасывания облаков, предотвращения дождя.
Сегодня мы обладаем несравненно большими возможностями для преодоления последствий климатических аномалий, чем несколько лет назад. Однако полной независимости не существует. Даже новейшая техника не в состоянии оградить экономику России от больших потерь или потрясений, обусловленных крупными экстремальными климатическими явлениями: примеры засуха в Поволжье в 2010г,урожай -0.
Уроганные ветра прошли в Москве летом 1999 – 2001гг; в С-Петербурге летом 2001г; Иваново летом 2005г. С ним связаны не только разнообразные разрушения, но и гибель людей.
Возгарание торфяников в Подмосковье летом 2001г, лесные пожары в Иркутске и Читинской обл. летом 2001г – следствие сильной жары и засухи; 2011г – в Братске ливневые новоднения; летом 2001г – в Краснодарском крае
Приложение 4
«Письмо Земли своим детям»
Дорогие дети Земли!
Я пишу Вам это письмо, обращаясь за помощью. Знаете кто я? Я планета Земля. Но я не просто планета. Я ваш дом. Я – ваша мать – Земля. И как вы единственные и неповторимые, так же единственно и неповторимая я. Так же как и вы, я нуждаюсь в любви, заботе, внимании.
Я – это скалы и деревья, по которым вы любите лазить. Я – реки, озера и моря в которых вы купаетесь, я прохладные зеленые леса, горячие пустыни, холодные белые ледники.
Я люблю обнимать Вас теплым солнечным светом, щекотать ветром и целовать каплями дождя.
Хотите знать, что я вижу?
Многое из того что вижу, доставляет мне боль и страдание.
Я вижу, что выпадают кислотные дожди, которые влияют на здоровье и наследственность.
Я вижу озоновые дыры, лучи солнца, из которых наносит вред мне, а значит и вашему здоровью.
Я вижу пожары торфяников и лесных массивов, которые я создавала миллионы лет.
Я вижу засуху и наводнения, которые приводят к гибели человека.
Когда я представляю такую картину, мне становится грустно и одиноко. Мне страшно от того, что вы не хотите понимать, от чего это все происходит, от незнания или нежелание знать.
Я предвижу, что может произойти со мной, а значит и с Вами.
Дети мои мне нужна ваша помощь, ваша любовь. Помогите мне, а значит и себе.
Подумайте, что вы можете сделать для меня сейчас, что в ваших силах, что самое важное?
- Конструирование современного урока по ФГОС ООО. Технологическая карта урока географии
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Методика подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по географии
- Международный вебинар "Работа учителя географии по повышению качества школьного образования и развитию компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями ФГОС"
- Методика работы с текстами на уроках географии (ФГОС)