Как учителю подготовиться к ГИА по математике
Иркутская обл. | |
Количество зарегистрированных участников | 23562 |
Количество участников экзамена | 23258 |
% участников экзамена (от общего числа зарегистрированных) | 98,7 |
Успеваемость (% участников ГИА-9, подтвердивших освоение основных общеобразовательных программ основного общего образования) | 91 |
Качество обученности (% участников ГИА-9, получивших отметку «4» или «5») | 70,03 |
Количество участников ГИА-9, получивших максимальный балл | 77 |
Количество участников ГИА-9, получивших минимальный балл | 38 |
Средний балл | 18,6 |
Средняя оценка | 3,9 |
Кроме анализа результатов экзамена автор предлагает и анализ выполненных заданий с демонстрацией типичных ошибок, высказанными замечаниями и рекомендациями по каждой части ГИА по математике. Для меня, как учителя математики, очень важно ознакомится с ними, так как после экзамена работы обучающихся запечатываются и отправляются, а мне нужно знать какие ошибки могли допустить мои ученики. Например, типичные ошибки, которые допускают ребята при заполнении бланка №1:
Автор предлагает рассмотреть различные варианты заполнения бланка ответов №1, при этом он указывает на различные типичные ошибки, допускаемые выпускниками Анализ выполнения заданий второй части. При внимательном прочтении данных материалов обнаруживается, что некоторые задания автор рассматривает несколько раз. Он обязательно предлагает правильный способ решения задачи, но это не означает, что он единственный, затем комментирует решения ребят, указывая на неточности и, наоборот, на верные подходы к задаче. Из этих рисунков видно, что одно и то же задание может рассматриваться и комментироваться не один раз. После проведенного анализа автор предлагает выводы и рекомендации: Обратите внимание на пункт 7, в котором дано указание на то, что для учащихся необходимо проводить тренировочное тестирование, в котором бы отрабатывались определенные навыки. В нашей школе тестирование учеников 9-х классов, проводится 2-3 раза в год, для всех выпускников. В марте-апреле каждого мы участвуем в областном мониторинге для девятиклассников. Но обычно этого недостаточно, поэтому в ноябре-декабре, а иногда и в январе-феврале мы проводим школьный мониторинг (мы его называем «пробный экзамен»). Весь мониторинг организуется по типу ГИА: организаторы, аудитории, рассадка участников, инструктаж. То есть мы стараемся создать атмосферу экзамена, чтобы ребята привыкали заранее к формату экзамена, чтобы были готовы к возможным трудностям, а во время настоящего экзамена испытывали наименьший стресс. Проверка работ проводится очень серьезно и строго, даже, наверное, строже, чем на настоящем экзамене, помните как у Суворова «Тяжело в учении, легко в бою». После проведения мониторингов, как школьного, так и городского, проводится анализ проведенной работы. Надо сказать, что первые результаты всегда очень низкие. Но мы не считаем, что это плохо. Это просто результаты, над повышением которых мы работаем дальше -вплоть до самого дня экзамена. Порой плохие результаты заставляют задуматься и начать усерднее заниматься сильных учеников, а слабых они заставляют мобилизоваться, для лучшей подготовки к экзамену. На одном из форумов, посвященных ГИА, я прочла такое высказывание одной участницы, с которым полностью согласилась: « ГИА — замечательная форма аттестации выпускников, требующая определенных знаний, навыков и умений. Считаю, что такая форма проверки знаний обучающихся дает возможность практически каждому получить аттестат, показать свои знания в области того или иного предмета. Безусловно, только положительных показателей достигнут не все, но «порог» ГИА предполагает минимальное количество верных ответов, поэтому ребятам следует внушить, что предлагаемый экзамен — это доступная форма успешной сдачи экзамена… Считаю, что к сдаче такой формы экзамена надо готовить учащихся с 5 класса. Учитель должен «видеть» проблемы выполнения учениками заданий и постепенно их разрешать с целью достижения главной цели-получения аттестата!» В начале каждого учебного года на сайте ФИПИ появляются демонстрационные материалы КИМ, но для успешной подготовки к ГИА учителю недостаточно ознакомится только с демоверсией экзамена, обязательно нужно изучить спецификацию КИМ и кодификаторы элементов содержания и требования к уровню подготовки выпускников. В спецификации раскрывается назначение экзаменационной работы, ее структура и содержание, распределение заданий по частям и модулям, условия проведения экзамена, говорится о дополнительных материалах и оборудовании, системе оценивания, даются рекомендации по подготовке к экзамену. Кодификаторы составлены на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования). Кодификатор элементов содержания включает в себя элементы содержания по всем разделам курса основной школы. Как я уже говорила выше, я начинаю подготовку к ГИА с 7 класса. По окончании 8 класса мы заказали по два методических пособия каждому ученику для подготовки к ГИА (на слайде), так как заказ обошелся нам дешевле за счет скидки, то на освободившие средства я заказала ребятам справочник по математике со всеми основными формулами за курс 5-11 класса. Учителям математики хорошо известно, как трудно заставить детей приобрести подобный справочник самостоятельно, а так весь класс был обеспечен нужной и полезной книгой. Во время проведения уроков я учила ребят пользоваться справочником, учила искать необходимые формулы, сведения, так что через некоторое время они уже не могли обходиться без этой книги на уроке. Таким образом, я была уверена, что на начало учебного года у нас будет материал для подготовки к ГИА. Но тут ФИПИ объявила об изменениях в КИМ ГИА для выпускников 9кл. 2013, были внесены принципиальные изменения в структуре КИМ по математике: «Основное отличие экзаменационной работы от модели, действовавшей в последние годы, заключается в том, что в ней отражены предложения по раздельному оцениванию алгебраической и геометрической подготовки учащихся с целью выставления отметок по курсу алгебры и курсу геометрии, а также усилен блок заданий по использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Работа включает три модуля – «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». Получилось, что книг, которые мы с ребятами приобрели для подготовки к экзамену, оказалось недостаточно. Пришлось в срочном порядке искать материал, который был бы изложен с учетом всех модулей. К счастью мы достаточно быстро нашли и выписали книгу (на слайде), задания в которой были расположены по всем указанным модулям, по темам в модуле и по уровню сложности (часть 1 и часть 2). Материалы этой книги и тех, что были куплены ранее, я использовала как на уроке в классе, для домашних заданий так и для проведения самостоятельных работ. Для себя я приобрела еще несколько книг разного содержания, но особенно мне понравилась книга Лаппо «Тематические тесты». Мне приходилось сканировать и распечатывать задания из нее. Порой к заданиям мы возвращались не один раз, так как иногда ребята слабо справлялись с ними. Мне приходилось еще и еще раз рассказывать о способах решения заданий, рассказывать о разных подходах к решению одной и той же задачи. и, со временем, ребята перестали бояться выполнения этих заданий. Для сильных ребят у меня всегда были заготовлены дополнительные задания, которые мы иногда выполняли вместе, пока остальные ребята решали основную часть. Кроме школьных мониторингов и тематических тестов (о них я рассказывала выше) на спаренных уроках я проводила тестирование в форме ГИА, где ставила задачей для ребят выполнение I части работы за 1,5 часа в обязательном порядке, при этом разработала критерии оценивания таких работ. Надо сказать, что сильные ребята за это время справлялись не только с первой частью, но и успевали сделать ряд заданий из второй части. Самые слабые ребята успевали за это время выполнить необходимый минимум для получения удовлетворительной отметки. Иногда я подбирала варианты так, чтобы ребята работали над ними в паре, советуясь друг с другом и помогая друг другу. Иногда это были 4 варианта на класс (как на экзамене), а при проведении последней работы я подобрала 24 варианта работы (для каждого ученика отдельно), причем уровень сложности для сильных учеников был очень высоким. И постепенно я стала замечать, что подготовка моих ребят становится выше, результаты становятся лучше. При подготовке к экзамену нельзя не сказать и о роли родителей. Если правильно построить работу с родителями и, то в их лице можно найти хороших помощников и единомышленников. Родители ребят моего класса всегда поддерживали меня и помогали. Я провела разъяснительную работу с ними еще в 8 классе, в результате чего летом перед 9 классом мы все купили экзаменационные сборники. Второй раз мне пришлось встретиться с ними на родительском собрании в 9 классе, когда стало известно о готовящихся изменениях, и опять я получила от них помощь и поддержку, родители не отказали в приобретении дополнительной литературы. Я не верю, когда говорят, что родители не идут на контакт с учителем, не хотят тратить деньги на дополнительные книги. Каждый из них заинтересован в успешной сдаче экзамена его ребенком, поэтому при правильной постановке проблемы родители идут навстречу учителю и школе. Описанная выше система подготовки обучающихся к ГИА это не только мой личный опыт, это опыт учителей нашей школы, мы всегда советуемся друг с другом, помогаем. Поэтому в конце своей работы я хочу представить результаты экзамена по математике в 9 классе школы №3 г. Свирска. ГИА -2013 МАТЕМАТИКА
Ирк.об | СОШ№3 | 9в | |
Количество зарегистрированных участников | 23562 | 65 | 24 |
Количество участников экзамена | 23258 | 65 | 24 |
% участников экзамена (от общего числа зарегистрированных) | 98,7 | 100 | 100 |
Успеваемость (% участников ГИА-9, подтвердивших освоение основных общеобразовательных программ основного общего образования) | 91 | 95,3 | 95,8 |
Качество обученности (% участников ГИА-9, получивших отметку «4» или «5») | 70,03 | 69,20 | 75,0 |
Количество участников ГИА-9, получивших максимальный балл | 77 | ||
Количество участников ГИА-9, получивших минимальный балл | 38 | ||
Средний балл | 18,6 | 18,4 | 18,7 |
Средняя оценка | 3,9 | 3,8 | 4,0 |
МОУ «СОШ №3 г.Свирск», Иркутская область |
Как учителю подготовиться к ГИА по математике |
Обобщение опыта |
|
Черниговская Татьяна Анатольевна, учитель математики |
29.08.2013 |
Государственная (итоговая) аттестация – это серьезный этап в жизни совсем еще юных выпускников основной школы.
Она представляет собой новую форму организации экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования.
Результаты ГИА в новой форме могут быть использованы как для аттестации выпускников за курс основной школы, так и для выявления учащих, наиболее подготовленных к обучению в профильных классах старшей школы.
Государственная (итоговая) аттестация – это серьезное испытание не только для школьников, но и для их родителей, и, конечно, же нас, учителей.
С чего, когда, как начинать подготовку к экзамену в новой форме? Эти вопросы встают перед каждым учителем выпускного класса задолго до того, как класс становится выпускным.
Я начинаю подготовку обучающихся к экзамену с 7 класса, продолжаю в 8 и 9 классе. Со второй половины 8 класса я провожу тренировочные тесты в форме ГИА, приучая ребят к такому типу работ.
Самая большая и серьезная работа по подготовке к ГИА начинается, когда ребята приходят в 9 класс, с самого первого дня.
Чтобы успешно сдать экзамен в новой форме недостаточно готовить к нему только выпускников, конечно же, первоначальная подготовка – это подготовка самого учителя к итоговой аттестации, это и работа с родителями, которые могут оказать серьезную помощь своему ребенку.
Расскажу, как это делаю я.
Во время проведения экзаменационной кампании на сайте iro38.ru Института развития образования Иркутской области после каждого экзамена появляются «Статистические данные по результатам проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся общеобразовательных учреждений Иркутской области, освоивших образовательные программы основного общего образования, в новой форме в 2013 году в Иркутской области».
Меня, как учителя математики, конечно же, особенно интересуют данные по своему предмету.
Просматривая результаты экзамена в Иркутской области, я обращаю внимание на то, какое качество и успеваемость были достигнуты выпускниками Иркутской области, чтобы при подготовке ребят ориентироваться на эти результаты.
Статистические данные по результатам
проведения ГИА обучающихся общеобразовательных учреждений Иркутской области, в новой форме в 2013 году
МАТЕМАТИКА
дата проведения экзамена 28 мая 2013 год
|
Иркутская обл. |
Количество зарегистрированных участников |
23562 |
Количество участников экзамена |
23258 |
% участников экзамена (от общего числа зарегистрированных) |
98,7 |
Успеваемость (% участников ГИА-9, подтвердивших освоение основных общеобразовательных программ основного общего образования) |
91 |
Качество обученности (% участников ГИА-9, получивших отметку «4» или «5») |
70,03 |
Количество участников ГИА-9, получивших максимальный балл |
77 |
Количество участников ГИА-9, получивших минимальный балл |
38 |
Средний балл |
18,6 |
Средняя оценка |
3,9 |
На этапе подготовки к ГИА я обязательно изучаю «Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в Иркутской области» - это методические рекомендации, которые также опубликованы на сайте ИРО38.ру
Эти материалы необходимо рассматривать и обсуждать на заседаниях школьных и городских методических объединений, потому что это полный отчет председателя территориальной экзаменационной комиссии по математике Маркова Сергея Николаевича по итогам проведения экзамена.
Данный отчет состоит из 4 глав, в которых отображены общие результаты ГИА, организация работы предметной комиссии, характеристика КИМов, анализ результатов освоения элементов содержания стандартов.
В главе I, пункт 1.3, сообщена средняя отметка по Иркутской области, из того же пункта я узнала, что в 2012 году при средней отметке по области 3,35, средняя отметка в Свирске составила 2,76 (это наименьший показатель).
Из главы 4, пункт 4.1, следует, что процент качества выполнения работ в области 37,22%, в Свирске он самый низкий – 19,72%. Процент работ, получивших «неудовлетворительно» на экзамене в области – 16,7%, в Свирске – 50,7%.
Кроме анализа
результатов экзамена автор предлагает
и анализ выполненных заданий с
демонстрацией типичных ошибок,
высказанными замечаниями и рекомендациями
по каждой части ГИА по математике. Для
меня, как учителя математики, очень
важно ознакомится с ними, так как после
экзамена работы обучающихся запечатываются
и отправляются, а мне нужно знать какие
ошибки могли допустить мои ученики.
Например, типичные ошибки, которые
допускают ребята при заполнении бланка
№1:
Автор предлагает рассмотреть различные варианты заполнения бланка ответов №1, при этом он указывает на различные типичные ошибки, допускаемые выпускниками
Анализ выполнения заданий второй части.
При внимательном прочтении данных материалов обнаруживается, что некоторые задания автор рассматривает несколько раз. Он обязательно предлагает правильный способ решения задачи, но это не означает, что он единственный, затем комментирует решения ребят, указывая на неточности и, наоборот, на верные подходы к задаче.
Из этих рисунков видно, что одно и то же задание может рассматриваться и комментироваться не один раз.
После проведенного анализа автор предлагает выводы и рекомендации:
Обратите внимание на пункт 7, в котором дано указание на то, что для учащихся необходимо проводить тренировочное тестирование, в котором бы отрабатывались определенные навыки.
В нашей школе тестирование учеников 9-х классов, проводится 2-3 раза в год, для всех выпускников. В марте-апреле каждого мы участвуем в областном мониторинге для девятиклассников. Но обычно этого недостаточно, поэтому в ноябре-декабре, а иногда и в январе-феврале мы проводим школьный мониторинг (мы его называем «пробный экзамен»).
Весь мониторинг организуется по типу ГИА: организаторы, аудитории, рассадка участников, инструктаж. То есть мы стараемся создать атмосферу экзамена, чтобы ребята привыкали заранее к формату экзамена, чтобы были готовы к возможным трудностям, а во время настоящего экзамена испытывали наименьший стресс.
Проверка работ проводится очень серьезно и строго, даже, наверное, строже, чем на настоящем экзамене, помните как у Суворова «Тяжело в учении, легко в бою». После проведения мониторингов, как школьного, так и городского, проводится анализ проведенной работы. Надо сказать, что первые результаты всегда очень низкие. Но мы не считаем, что это плохо. Это просто результаты, над повышением которых мы работаем дальше -вплоть до самого дня экзамена. Порой плохие результаты заставляют задуматься и начать усерднее заниматься сильных учеников, а слабых они заставляют мобилизоваться, для лучшей подготовки к экзамену.
На одном из форумов, посвященных ГИА, я прочла такое высказывание одной участницы, с которым полностью согласилась: « ГИА - замечательная форма аттестации выпускников, требующая определенных знаний, навыков и умений. Считаю, что такая форма проверки знаний обучающихся дает возможность практически каждому получить аттестат, показать свои знания в области того или иного предмета. Безусловно, только положительных показателей достигнут не все, но "порог" ГИА предполагает минимальное количество верных ответов, поэтому ребятам следует внушить, что предлагаемый экзамен - это доступная форма успешной сдачи экзамена… Считаю, что к сдаче такой формы экзамена надо готовить учащихся с 5 класса. Учитель должен "видеть" проблемы выполнения учениками заданий и постепенно их разрешать с целью достижения главной цели-получения аттестата!»
В начале каждого учебного года на сайте ФИПИ появляются демонстрационные материалы КИМ, но для успешной подготовки к ГИА учителю недостаточно ознакомится только с демоверсией экзамена, обязательно нужно изучить спецификацию КИМ и кодификаторы элементов содержания и требования к уровню подготовки выпускников.
В спецификации раскрывается назначение экзаменационной работы, ее структура и содержание, распределение заданий по частям и модулям, условия проведения экзамена, говорится о дополнительных материалах и оборудовании, системе оценивания, даются рекомендации по подготовке к экзамену.
Кодификаторы составлены на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования).
Кодификатор элементов содержания включает в себя элементы содержания по всем разделам курса основной школы.
Как я уже говорила выше, я начинаю подготовку к ГИА с 7 класса. По окончании 8 класса мы заказали по два методических пособия каждому ученику для подготовки к ГИА (на слайде), так как заказ обошелся нам дешевле за счет скидки, то на освободившие средства я заказала ребятам справочник по математике со всеми основными формулами за курс 5-11 класса. Учителям математики хорошо известно, как трудно заставить детей приобрести подобный справочник самостоятельно, а так весь класс был обеспечен нужной и полезной книгой. Во время проведения уроков я учила ребят пользоваться справочником, учила искать необходимые формулы, сведения, так что через некоторое время они уже не могли обходиться без этой книги на уроке. Таким образом, я была уверена, что на начало учебного года у нас будет материал для подготовки к ГИА. Но тут ФИПИ объявила об изменениях в КИМ ГИА для выпускников 9кл. 2013, были внесены принципиальные изменения в структуре КИМ по математике: «Основное отличие экзаменационной работы от модели, действовавшей в последние годы, заключается в том, что в ней отражены предложения по раздельному оцениванию алгебраической и геометрической подготовки учащихся с целью выставления отметок по курсу алгебры и курсу геометрии, а также усилен блок заданий по использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Работа включает три модуля – «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика».
Получилось, что книг, которые мы с ребятами приобрели для подготовки к экзамену, оказалось недостаточно. Пришлось в срочном порядке искать материал, который был бы изложен с учетом всех модулей. К счастью мы достаточно быстро нашли и выписали книгу (на слайде), задания в которой были расположены по всем указанным модулям, по темам в модуле и по уровню сложности (часть 1 и часть 2). Материалы этой книги и тех, что были куплены ранее, я использовала как на уроке в классе, для домашних заданий так и для проведения самостоятельных работ.
Для себя я приобрела еще несколько книг разного содержания, но особенно мне понравилась книга Лаппо «Тематические тесты». Мне приходилось сканировать и распечатывать задания из нее. Порой к заданиям мы возвращались не один раз, так как иногда ребята слабо справлялись с ними. Мне приходилось еще и еще раз рассказывать о способах решения заданий, рассказывать о разных подходах к решению одной и той же задачи. и, со временем, ребята перестали бояться выполнения этих заданий. Для сильных ребят у меня всегда были заготовлены дополнительные задания, которые мы иногда выполняли вместе, пока остальные ребята решали основную часть.
Кроме школьных мониторингов и тематических тестов (о них я рассказывала выше) на спаренных уроках я проводила тестирование в форме ГИА, где ставила задачей для ребят выполнение I части работы за 1,5 часа в обязательном порядке, при этом разработала критерии оценивания таких работ. Надо сказать, что сильные ребята за это время справлялись не только с первой частью, но и успевали сделать ряд заданий из второй части. Самые слабые ребята успевали за это время выполнить необходимый минимум для получения удовлетворительной отметки. Иногда я подбирала варианты так, чтобы ребята работали над ними в паре, советуясь друг с другом и помогая друг другу. Иногда это были 4 варианта на класс (как на экзамене), а при проведении последней работы я подобрала 24 варианта работы (для каждого ученика отдельно), причем уровень сложности для сильных учеников был очень высоким.
И постепенно я стала замечать, что подготовка моих ребят становится выше, результаты становятся лучше.
При подготовке к экзамену нельзя не сказать и о роли родителей. Если правильно построить работу с родителями и , то в их лице можно найти хороших помощников и единомышленников. Родители ребят моего класса всегда поддерживали меня и помогали. Я провела разъяснительную работу с ними еще в 8 классе, в результате чего летом перед 9 классом мы все купили экзаменационные сборники. Второй раз мне пришлось встретиться с ними на родительском собрании в 9 классе, когда стало известно о готовящихся изменениях, и опять я получила от них помощь и поддержку, родители не отказали в приобретении дополнительной литературы. Я не верю, когда говорят, что родители не идут на контакт с учителем, не хотят тратить деньги на дополнительные книги. Каждый из них заинтересован в успешной сдаче экзамена его ребенком, поэтому при правильной постановке проблемы родители идут навстречу учителю и школе.
Описанная выше система подготовки обучающихся к ГИА это не только мой личный опыт, это опыт учителей нашей школы, мы всегда советуемся друг с другом, помогаем. Поэтому в конце своей работы я хочу представить результаты экзамена по математике в 9 классе школы №3 г. Свирска.
ГИА -2013 МАТЕМАТИКА
|
Ирк.об |
СОШ№3 |
9в |
Количество зарегистрированных участников |
23562 |
65 |
24 |
Количество участников экзамена |
23258 |
65 |
24 |
% участников экзамена (от общего числа зарегистрированных) |
98,7 |
100 |
100 |
Успеваемость (% участников ГИА-9, подтвердивших освоение основных общеобразовательных программ основного общего образования) |
91 |
95,3 |
95,8 |
Качество обученности (% участников ГИА-9, получивших отметку «4» или «5») |
70,03 |
69,20 |
75,0 |
Количество участников ГИА-9, получивших максимальный балл |
77 |
0 |
0 |
Количество участников ГИА-9, получивших минимальный балл |
38 |
0 |
0 |
Средний балл |
18,6 |
18,4 |
18,7 |
Средняя оценка |
3,9 |
3,8 |
4,0 |
В нашей школе результаты экзаменов ГИА по математике в 9 классе оказались несколько выше средних результатов по Иркутской области. Значит, данную систему подготовки к экзамены можно считать удачной и в дальнейшем применять при подготовке к ГИА.
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»