Музыкально-литературная композиция памяти Марины Цветаевой
-приобщение школьников к поэзии Марины Ивановны Цветаевой, знакомство с её биографией;
- воспитание художественного вкуса на примере поэзии Цветаевой;
- воспитание музыкального вкуса;
- вовлечение детей в творческий процесс, приобщение их к поэзии, музыке и сценической культуре;
- стимулирование творческой активности детей.
Разработала Пивненко Людмила Ивановна концертмейстер, педагог дополнительного образования ГБОУ ЦО №1619 им.М.И. Цветаевой города Москвы 2013 г. Вы услышите рассказ о непростой судьбе великого поэта 20 века. Звучат стихи Марины Цветаевой, написанные в разные периоды её жизни, исполняются произведения композиторов-классиков, которые играла мать Марины и любила вся семья Цветаевых. Цель: приобщение школьников к поэзии Марины Ивановны Цветаевой, знакомство с её биографией. Задачи: — воспитание художественного вкуса на примере поэзии Цветаевой; — воспитание музыкального вкуса; — вовлечение детей в творческий процесс, приобщение их к поэзии, музыке и сценической культуре; — стимулирование творческой активности детей. Место проведения: актовый зал. Форма организации: музыкально-литературная композиция. Ресурс: сценарий внеклассного мероприятия Возраст: данное мероприятие проводится для старшеклассников силами учащихся 10-11 классов. Музыкальное сопровождение сценария: Шопен «Этюд Еs-dur» «Ноктюрн B-dur»
«Ноктюрн H-dur» «НоктюрнFis-dur» «НоктюрнDes-dur» «Прелюдия c-moll» Рахманинов – фрагмент «Вариации на тему Паганини» (16-я минута звучания) Моцарт – Реквием» (№7-«Лакримоза») Бетховен— «Лунная соната»(1 часть) Романс А.Петрова «Под лаской плюшевого пледа» (сл.М.Цветаевой) Романс А.Петрова «Генералам 1812 года» (сл.М.Цветаевой) Программа мероприятия состоит из 4-х разделов: 1. Семья Цветаевых, ранние годы жизни (Ведущие 2-3) 2. Начало творческого пути (Ведущие 4-5) 3. Годы эмиграции (Ведущие 7-8)
4. Последние годы жизни.
Вед 1(Марина): Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве. Вед.2:Отец её, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, был основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина). Мать, Мария Александровна Мейн, страстно любила стихи. Она была замечательной пианисткой; дом наполняли звуки Бетховена, Гайдна, Шумана, Шопена. (Звучит «Этюд Еs-dur» Шопена) Вед3: Марина Цветаева чувствовала, знала, что ее мать – существо необыкновенное, ни на кого не похожее. Это она создала в семье атмосферу напряженно-возвышенную и бескомпромиссную. В ее безмерном увлечении музыкой, литературой, живописью чувствовалась какая-то неудовлетворенность. В «разливах» материнского рояля, под звуки которого они ежевечернее засыпали, слышалась тоска по какой-то другой, несостоявшейся жизни… (Звучит «Ноктюрн B-dur» Шопена) Вед.2: Мария Александровна вкладывала в дочерей все, что знала и любила сама: музыку, поэзию, романтику. Все это было не просто, нелегко – высокий лад требовал напряжения. Но материнская строгость и требовательность воспринималась как должное – другой матери Цветаева не могла бы себе представить. Вед.3:Материальное, внешнее считалось низким и недостойным, Мария Александровна хотела внушить презрение к нему. «Деньги – грязь» — это материнское отношение Марина унаследовала. Раз и навсегда было определено, что важно лишь духовное: искусство, природа, честь и честность. Марии Александровне важно было внушить детям свои представления о мире. Вед.1(Марина): «О, как мать торопилась с нотами, с буквами, с Ундинами, с Джейн Эйрами, с презрением к физической боли, со святой Еленой, с одним против всех, с одним – без всех, точно знала, что не успеет.… Так вот – хотя бы это. И хотя бы еще это, и это еще… Чтобы было чем помянуть! Чтобы сразу накормить – на всю жизнь!» Вед 2:Материнские правила жизни оставили глубокий след в душе Марины. Спартанство, привитое матерью, помогало потом Марине и Асе переносить выпавшие на их долю лишения. (Звучит «Ноктюрн H-dur» Шопена) Вед.3:Мария Александровна мечтала, что Марина станет пианисткой, она обладала незаурядными способностями. Она стала заниматься с Мариной с 4х лет, тогда же Марина научилась читать, тогда же принялась рифмовать. Мать писала в дневнике: Вед. 2: «Моя 4х-летняя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы. Может быть, будет – поэт». (Стихотворение «Молитва») Вед 3:Так шло до 1902 г., когда в доме в Трехпрудном переулке поселилось горе: Мария Александровна заболела чахоткой…6 июля 1906 г. Марии Александровны не стало. (Звучит «Прелюдия c-moll» Шопена) Вед.2: Детство, оставив по себе воспоминание счастья, оборвалось, но жизнь не остановилась. Надо было привыкать к жизни без матери. Много позже Цветаева признавалась: Вед.1(Марина):«Главное – росла без матери, т.е. расшибалась обо все углы. Угловатость всех росших без матери во мне осталась. Но скорей внутренняя. И сиротство». Вед.3:Чувство сиротства усугублялось с годами. Первый год после смерти мамы она жила и училась в пансионе фон Дервиз на Cтарой Басманной. Постепенно «свела на нет» занятия музыкой: больше не для кого было стараться, некого радовать или огорчать игрой. (Звучит «Ноктюрн Fis-dur» Шопена) Вед.4:Именно в 16 лет Марина начала серьезно писать стихи. Она увлекалась французской литературой, погрузилась в эпоху Наполеона, который стал ее любимым героем. Летом 1909 года шестнадцатилетняя Марина с разрешения отца едет в Париж. В Сорбонне она прослушала курс старинной французской литературы. Вед.5: В 1910 г. М.Цветаева собирает стихи своих 15-16 лет и издает сборник «Вечерний альбом». Книга имела успех. Одним из первых на «Вечерний альбом» откликнулся поэт Валерий Брюсов; в Петербурге – Николай Гумилев. Обоих поразила непосредственность и интимность стихов Цветаевой. Вед.4:В жизни Марины Цветаевой наступила эпоха Максимилиана Волошина. Он очень решительно приветствовал появление цветаевской книги и даже счел необходимым посетить юную Цветаеву у нее дома. Непринужденная беседа о поэзии положила начало их дружбе. Макс Волошин пригласил Марину и Асю провести лето 1911 года на даче в Коктебеле, в Крыму. Одним из первых, кого Марина здесь встретила, был Сережа Эфрон. Ему шел 18-тый год. Высокий, худой, чуть сутулый. С прекрасным, тонким и одухотворенным лицом… Марина и Сережа нашли друг друга мгновенно и навсегда. Вед.1:«Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный, глубокий юноша. Мы никогда не расстанемся. Наша встреча – чудо», — писала Цветаева в письме подруге. (Звучит романс «Под лаской плюшевого пледа») Вед.1:«1911 год,- вспоминает Марина.- Я после кори, стриженная, лежу в Коктебеле на берегу, рою, рядом роет Волошин. — Макс, я выйду замуж только за того, кто из всего побережья угадает, какой мой самый любимый камень. Вед.5:— Марина,- вкрадчивый голос Макса,- влюбленные, как тебе, может быть, уже известно, глупеют, и когда тот, кого ты полюбишь, принесет тебе булыжник, ты совершенно искренне поверишь, что это твой самый любимый камень. Вед.1:— Макс, я от всего умнею, даже от любви… А с камешком сбылось, ибо Сергей Яковлевич Эфрон, за которого я, дождавшись его 18-летия, через полгода вышла замуж, чуть ли не в первый день знакомства отрыл и вручил мне величайшую радость: генуэзскую сердоликовую бусу…» (Стихотворение « Я с вызовом ношу…») Вед.4:В 1912 году у Марины и Сережи родилась дочь Ариадна, Аля. (Стихотворение « Але» — «Ты будешь невинной, тонкой…») (Звучит «Ноктюрн Des-dur» Шопена) Вед.5:В 1920 году Валерий Брюсов пригласил Цветаеву на вечер поэтесс в Политехнический музей. Не без иронии вспоминала она о своем появлении среди разряженных и манерных представительниц богемного стихотворчества. Вед.4:Нарочно облачилась в темное мешковатое платье, похожее на монашеское одеяние, перепоясанное кожаным ремнем. Военная сумка через плечо, коротко остриженные разлетающиеся волосы. Вышла на эстраду в валенках и всем своим видом и манерой держаться выказывала презрение и к поэтессам, и к заполнившей зал жаждущей литературных скандалов публике… Вед.5:А стихи читала такие, что первоначальные усмешки скоро перешли в шумную овацию. Звучал голос настоящего поэта. (Стихотворение «Я знаю правду») Я знаю правду! Все прежние правды — прочь! Не надо людям с людьми на земле бороться. Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь. О чём — поэты, любовники, полководцы? Уж ветер стелется, уже земля в росе, Уж скоро звездная в небе застынет вьюга, И под землёю скоро уснём мы все, Кто на земле не давали уснуть друг другу. (Стихотворение «Бабушке») (Стихотворение «Вот опять окно…») (Стихотворение «В огромном городе…») (Стихотворение «Вы столь забывчивы…») Вед.6(Борис Пастернак): «Весной 1922 года я в Москве купил маленькую книжечку ее стихов «Вёрсты». Меня сразу же покорило лирическое могущество цветаевской формы… В нее надо было вчитаться, и когда я это сделал, я ахнул от открывшейся мне бездны чистоты и силы. Ничего подобного нигде кругом и существовало… (Звучит романс «Генералам 1812 года») Вед.7:В мае 1922 года Цветаевой было разрешено вместе с дочерью выехать за границу к мужу, Сергею Эфрону, оказавшемуся в рядах белой эмиграции. Бывший белый офицер, после разгрома Деникина и Врангеля разочаровавшийся в «белом движении», стал к этому времени студентом университета в Праге. Вед.8:При приезде Марины Цветаевой семья недолго жила в Берлине, затем поселилась в окрестностях Праги, а в ноябре 1925 года переехала в Париж. Скоро Цветаева убедилась в том, что эмиграция, поначалу встретившая её как единомышленницу, резко изменила свое отношение к ней, почувствовав, что она стала в оппозицию эмигрантскому окружению. Вед.7:Марина Цветаева не изменила своему призванию, писала много и вдохновенно. В первую пору пребывания за рубежом ей удалось издать несколько сборников, а через 6 лет и последнюю прижизненную книгу – «После России». С этого времени её поэтические произведения почти исчезают со страниц печати. Через 12 лет полунищенского существования она скажет в одном из частных писем: Вед.1:«Надо мной здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моём бесправии (защиты нет)… Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете… Муж болен и работать не может. Дочь вязкой шапочек зарабатывает 5 франков в день, на них вчетвером (у меня сын 8-ми лет) живем, т.е. просто медленно подыхаем с голоду». «Не знаю, сколько мне еще осталось жить, не знаю, буду ли когда-нибудь в России, но знаю, что до последней строки буду писать сильно, что слабых стихов не дам». (Стихотворение «Если душа родилась…») (Стихотворение «Ты, меня любивший…») Ты, меня любивший фальшью Истины – и правдой лжи, Ты, меня любивший – дальше Некуда! — За рубежи! Ты, меня любивший дольше Времени. — Десницы взмах! Ты меня не любишь больше: Истина в пяти словах Вед.8:Уезжая к мужу за границу, Цветаева не представляла себе, не могла предположить, что покидает Москву почти на два десятилетия. Вед.1:«Мой читатель,- напишет она, — остается в России, куда мои стихи не доходят. В эмиграции меня сначала сгоряча печатают, потом, опомнившись, изымают из обращения, почуяв во мне врага…» (Стихотворение «Горечь, горечь…») (Стихотворение «Что же мне делать…») Вед.6 (Борис Пастернак):« Летом 1935 года я попал в Париж на антифашистский конгресс. Там я познакомился с сыном, дочерью и мужем Цветаевой… Члены семьи Цветаевой настаивали на ее возвращении в Россию. Частью в них говорила тоска по России, частью же соображение, что Цветаевой не житье в Париже, и она там пропадет без отклика читателей… Я не знал, что ей посоветовать, и слишком боялся, что ей и ее семейству будет у нас трудно и неспокойно. Общая трагедия семьи неизмеримо превзошла мои опасения». (Звучит «Лунная соната» Бетховена) Вед.2:В 1939 году Цветаева с сыном возвращается в Москву. Но, увы, места ей (после ареста дочери и мужа) для проживания в столице не оказалось. Цветаеву не арестовали – её казнили незамечанием, непечатанием, нищетой. Вед.6:Пастернак пытался помочь, но прежние отношения их так и не восстановились. Вед.1:Цветаева горько признавалась в дневнике: «Не за кого держаться». Вед.3:А потом…, а потом началась война, бомбежки, паника, эвакуация из Москвы, ставшая для нее роковой… Вед.4: В июле 1941 года Цветаева вместе с сыном и тысячами других эвакуированных из столицы женщин и детей попадает в лесное Прикамье – сначала в Чистополь, а потом в Елабугу. (Стихотворение «Знаю, умру…») (Звучит фонограмма – Моцарт «Лакримоза» тихо, фоном) Вед.1:«Меня хватит на 150 миллионов жизней»,- говорила Цветаева. Вед.5: К сожалению, и на одну, свою, не хватило. В Елабуге, в этом маленьком городке, под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, она кончает с собой 31 августа 1941 года. (Звучит фонограмма – Моцарт «Лакримоза» громко) Вед.6:Марина Цветаева — неоплатная наша вина, но и любовь наша навечная. Иосиф Бродский писал, что Цветаева – лучший поэт 20 столетия. (Стихотворение «Кто создан из глины…») (Звучит фонограмма: Рахманинов – фрагмент «Вариации на тему Паганини») Все ведущие и чтецы выходят на авансцену. Список использованной литературы 1. «Марина Цветаева. Личные и творческие встречи» (8-я цветаевская международная конференция). Сборник докладов – М., Дом-музей М.Цветаевой, 2001 2. «На путях к постижению Марины Цветаевой» (9-я цветаевская международная конференция). Сборник докладов – М., Дом-музей М.Цветаевой, 2002 3. «Добро и зло в мире Марины Цветаевой (14-я цветаевская международная конференция). Сборник докладов – М., Дом-музей М.Цветаевой, 2007 4. «Спасибо за долгую память любви»…(Письма к Анне Тесковой) – М., Русский путь, 2009 5. Марина Цветаева «Стихотворения» — М., Детская литература, 2004 6. Марина Цветаева «Стихотворения. Поэмы» — М., Художественная литература, 1990
Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования №1619 им. М.И. Цветаевой города Москвы |
|
Музыкально-литературная композиция «Памяти Марины Цветаевой»
(Внеклассное мероприятие; возраст участников –9-11 класс, 14-17 лет)
Разработала Пивненко Людмила Ивановна
концертмейстер, педагог дополнительного образования
ГБОУ ЦО №1619 им.М.И. Цветаевой города Москвы
2013 г.
Вы услышите рассказ о непростой судьбе великого поэта 20 века. Звучат стихи Марины Цветаевой, написанные в разные периоды её жизни, исполняются произведения композиторов-классиков, которые играла мать Марины и любила вся семья Цветаевых.
Цель: приобщение школьников к поэзии Марины Ивановны Цветаевой, знакомство с её биографией.
Задачи:
- воспитание художественного вкуса на примере поэзии Цветаевой;
- воспитание музыкального вкуса;
- вовлечение детей в творческий процесс, приобщение их к поэзии, музыке и сценической культуре;
- стимулирование творческой активности детей.
Место проведения: актовый зал.
Форма организации: музыкально-литературная композиция.
Ресурс: сценарий внеклассного мероприятия
Возраст: данное мероприятие проводится для старшеклассников силами учащихся 10-11 классов.
Музыкальное сопровождение сценария:
Шопен «Этюд Еs-dur»
«Ноктюрн B-dur»
«Ноктюрн H-dur»
«Ноктюрн Fis-dur»
«Ноктюрн Des-dur»
«Прелюдия c-moll»
Рахманинов – фрагмент «Вариации на тему Паганини» (16-я минута звучания)
Моцарт – Реквием» (№7-«Лакримоза»)
Бетховен - «Лунная соната» (1 часть)
Романс А.Петрова «Под лаской плюшевого пледа» (сл.М.Цветаевой)
Романс А.Петрова «Генералам 1812 года» (сл.М.Цветаевой)
Программа мероприятия состоит из 4-х разделов:
-
Семья Цветаевых, ранние годы жизни (Ведущие 2-3)
-
Начало творческого пути (Ведущие 4-5)
-
Годы эмиграции (Ведущие 7-8)
-
Последние годы жизни.
Вед 1(Марина): Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве.
Вед.2: Отец её, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, был основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина).
Мать, Мария Александровна Мейн, страстно любила стихи. Она была замечательной пианисткой; дом наполняли звуки Бетховена, Гайдна, Шумана, Шопена.
(Звучит «Этюд Еs-dur» Шопена)
Вед3: Марина Цветаева чувствовала, знала, что ее мать – существо необыкновенное, ни на кого не похожее. Это она создала в семье атмосферу напряженно-возвышенную и бескомпромиссную.
В ее безмерном увлечении музыкой, литературой, живописью чувствовалась какая-то неудовлетворенность.
В «разливах» материнского рояля, под звуки которого они ежевечернее засыпали, слышалась тоска по какой-то другой, несостоявшейся жизни…
(Звучит «Ноктюрн B-dur» Шопена)
Вед.2: Мария Александровна вкладывала в дочерей все, что знала и любила сама: музыку, поэзию, романтику. Все это было не просто, нелегко – высокий лад требовал напряжения. Но материнская строгость и требовательность воспринималась как должное – другой матери Цветаева не могла бы себе представить.
Вед.3: Материальное, внешнее считалось низким и недостойным, Мария Александровна хотела внушить презрение к нему. «Деньги – грязь» - это материнское отношение Марина унаследовала. Раз и навсегда было определено, что важно лишь духовное: искусство, природа, честь и честность. Марии Александровне важно было внушить детям свои представления о мире.
Вед.1(Марина): «О, как мать торопилась с нотами, с буквами, с Ундинами, с Джейн Эйрами, с презрением к физической боли, со святой Еленой, с одним против всех, с одним – без всех, точно знала, что не успеет.… Так вот – хотя бы это. И хотя бы еще это, и это еще…
Чтобы было чем помянуть! Чтобы сразу накормить – на всю жизнь!»
Вед 2:Материнские правила жизни оставили глубокий след в душе Марины.
Спартанство, привитое матерью, помогало потом Марине и Асе переносить выпавшие на их долю лишения.
(Звучит «Ноктюрн H-dur» Шопена)
Вед.3:Мария Александровна мечтала, что Марина станет пианисткой, она обладала незаурядными способностями. Она стала заниматься с Мариной с 4х лет, тогда же Марина научилась читать, тогда же принялась рифмовать.
Мать писала в дневнике:
Вед. 2: «Моя 4х-летняя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы. Может быть, будет – поэт».
(Стихотворение «Молитва»)
Вед 3:Так шло до 1902 г., когда в доме в Трехпрудном переулке поселилось горе: Мария Александровна заболела чахоткой…6 июля 1906 г. Марии Александровны не стало.
(Звучит «Прелюдия c-moll» Шопена)
Вед.2: Детство, оставив по себе воспоминание счастья, оборвалось, но жизнь не остановилась. Надо было привыкать к жизни без матери.
Много позже Цветаева признавалась:
Вед.1(Марина): «Главное – росла без матери, т.е. расшибалась обо все углы. Угловатость всех росших без матери во мне осталась. Но скорей внутренняя. И сиротство».
Вед.3: Чувство сиротства усугублялось с годами. Первый год после смерти мамы она жила и училась в пансионе фон Дервиз на Cтарой Басманной.
Постепенно «свела на нет» занятия музыкой: больше не для кого было стараться, некого радовать или огорчать игрой.
(Звучит «Ноктюрн Fis-dur» Шопена)
Вед.4: Именно в 16 лет Марина начала серьезно писать стихи.
Она увлекалась французской литературой, погрузилась в эпоху Наполеона, который стал ее любимым героем.
Летом 1909 года шестнадцатилетняя Марина с разрешения отца едет в Париж. В Сорбонне она прослушала курс старинной французской литературы.
Вед.5: В 1910 г. М.Цветаева собирает стихи своих 15-16 лет и издает сборник «Вечерний альбом». Книга имела успех.
Одним из первых на «Вечерний альбом» откликнулся поэт Валерий Брюсов; в Петербурге – Николай Гумилев. Обоих поразила непосредственность и интимность стихов Цветаевой.
Вед.4: В жизни Марины Цветаевой наступила эпоха Максимилиана Волошина. Он очень решительно приветствовал появление цветаевской книги и даже счел необходимым посетить юную Цветаеву у нее дома. Непринужденная беседа о поэзии положила начало их дружбе. Макс Волошин пригласил Марину и Асю провести лето 1911 года на даче в Коктебеле, в Крыму.
Одним из первых, кого Марина здесь встретила, был Сережа Эфрон. Ему шел 18-тый год. Высокий, худой, чуть сутулый. С прекрасным, тонким и одухотворенным лицом…
Марина и Сережа нашли друг друга мгновенно и навсегда.
Вед.1: «Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный, глубокий юноша. Мы никогда не расстанемся. Наша встреча – чудо», - писала Цветаева в письме подруге.
(Звучит романс «Под лаской плюшевого пледа»)
Вед.1: «1911 год,- вспоминает Марина.- Я после кори, стриженная, лежу в Коктебеле на берегу, рою, рядом роет Волошин.
- Макс, я выйду замуж только за того, кто из всего побережья угадает, какой мой самый любимый камень.
Вед.5: - Марина,- вкрадчивый голос Макса,- влюбленные, как тебе, может быть, уже известно, глупеют, и когда тот, кого ты полюбишь, принесет тебе булыжник, ты совершенно искренне поверишь, что это твой самый любимый камень.
Вед.1: - Макс, я от всего умнею, даже от любви… А с камешком сбылось, ибо Сергей Яковлевич Эфрон, за которого я, дождавшись его 18-летия, через полгода вышла замуж, чуть ли не в первый день знакомства отрыл и вручил мне величайшую радость: генуэзскую сердоликовую бусу…»
(Стихотворение « Я с вызовом ношу…»)
Вед.4: В 1912 году у Марины и Сережи родилась дочь Ариадна, Аля.
(Стихотворение « Але» - «Ты будешь невинной, тонкой…»)
(Звучит «Ноктюрн Des-dur» Шопена)
Вед.5: В 1920 году Валерий Брюсов пригласил Цветаеву на вечер поэтесс в Политехнический музей.
Не без иронии вспоминала она о своем появлении среди разряженных и манерных представительниц богемного стихотворчества.
Вед.4: Нарочно облачилась в темное мешковатое платье, похожее на монашеское одеяние, перепоясанное кожаным ремнем. Военная сумка через плечо, коротко остриженные разлетающиеся волосы. Вышла на эстраду в валенках и всем своим видом и манерой держаться выказывала презрение и к поэтессам, и к заполнившей зал жаждущей литературных скандалов публике…
Вед.5: А стихи читала такие, что первоначальные усмешки скоро перешли в шумную овацию. Звучал голос настоящего поэта.
(Стихотворение «Я знаю правду»)
Я знаю правду! Все прежние правды - прочь!
Не надо людям с людьми на земле бороться.
Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь.
О чём - поэты, любовники, полководцы?
Уж ветер стелется, уже земля в росе,
Уж скоро звездная в небе застынет вьюга,
И под землёю скоро уснём мы все,
Кто на земле не давали уснуть друг другу.
(Стихотворение «Бабушке»)
(Стихотворение «Вот опять окно…»)
(Стихотворение «В огромном городе…»)
(Стихотворение «Вы столь забывчивы…»)
Вед.6 (Борис Пастернак): «Весной 1922 года я в Москве купил маленькую книжечку ее стихов «Вёрсты». Меня сразу же покорило лирическое могущество цветаевской формы…
В нее надо было вчитаться, и когда я это сделал, я ахнул от открывшейся мне бездны чистоты и силы. Ничего подобного нигде кругом и существовало…
(Звучит романс «Генералам 1812 года»)
Вед.7: В мае 1922 года Цветаевой было разрешено вместе с дочерью выехать за границу к мужу, Сергею Эфрону, оказавшемуся в рядах белой эмиграции.
Бывший белый офицер, после разгрома Деникина и Врангеля разочаровавшийся в «белом движении», стал к этому времени студентом университета в Праге.
Вед.8: При приезде Марины Цветаевой семья недолго жила в Берлине, затем поселилась в окрестностях Праги, а в ноябре 1925 года переехала в Париж.
Скоро Цветаева убедилась в том, что эмиграция, поначалу встретившая её как единомышленницу, резко изменила свое отношение к ней, почувствовав, что она стала в оппозицию эмигрантскому окружению.
Вед.7: Марина Цветаева не изменила своему призванию, писала много и вдохновенно.
В первую пору пребывания за рубежом ей удалось издать несколько сборников, а через 6 лет и последнюю прижизненную книгу – «После России».
С этого времени её поэтические произведения почти исчезают со страниц печати. Через 12 лет полунищенского существования она скажет в одном из частных писем:
Вед.1: «Надо мной здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моём бесправии (защиты нет)…
Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете… Муж болен и работать не может. Дочь вязкой шапочек зарабатывает 5 франков в день, на них вчетвером (у меня сын 8-ми лет) живем, т.е. просто медленно подыхаем с голоду».
«Не знаю, сколько мне еще осталось жить, не знаю, буду ли когда-нибудь в России, но знаю, что до последней строки буду писать сильно, что слабых стихов не дам».
(Стихотворение «Если душа родилась…»)
(Стихотворение «Ты, меня любивший…»)
Ты, меня любивший фальшью
Истины – и правдой лжи,
Ты, меня любивший – дальше
Некуда! - За рубежи!
Ты, меня любивший дольше
Времени. - Десницы взмах!
Ты меня не любишь больше:
Истина в пяти словах
Вед.8: Уезжая к мужу за границу, Цветаева не представляла себе, не могла предположить, что покидает Москву почти на два десятилетия.
Вед.1: «Мой читатель,- напишет она, - остается в России, куда мои стихи не доходят. В эмиграции меня сначала сгоряча печатают, потом, опомнившись, изымают из обращения, почуяв во мне врага…»
(Стихотворение «Горечь, горечь…»)
(Стихотворение «Что же мне делать…»)
Вед.6 (Борис Пастернак): « Летом 1935 года я попал в Париж на антифашистский конгресс. Там я познакомился с сыном, дочерью и мужем Цветаевой… Члены семьи Цветаевой настаивали на ее возвращении в Россию. Частью в них говорила тоска по России, частью же соображение, что Цветаевой не житье в Париже, и она там пропадет без отклика читателей… Я не знал, что ей посоветовать, и слишком боялся, что ей и ее семейству будет у нас трудно и неспокойно. Общая трагедия семьи неизмеримо превзошла мои опасения».
(Звучит «Лунная соната» Бетховена)
Вед.2: В 1939 году Цветаева с сыном возвращается в Москву. Но, увы, места ей (после ареста дочери и мужа) для проживания в столице не оказалось. Цветаеву не арестовали – её казнили незамечанием, непечатанием, нищетой.
Вед.6: Пастернак пытался помочь, но прежние отношения их так и не восстановились.
Вед.1: Цветаева горько признавалась в дневнике: «Не за кого держаться».
Вед.3: А потом…, а потом началась война, бомбежки, паника, эвакуация из Москвы, ставшая для нее роковой…
Вед.4: В июле 1941 года Цветаева вместе с сыном и тысячами других эвакуированных из столицы женщин и детей попадает в лесное Прикамье – сначала в Чистополь, а потом в Елабугу.
(Стихотворение «Знаю, умру…»)
(Звучит фонограмма – Моцарт «Лакримоза» тихо, фоном)
Вед.1: «Меня хватит на 150 миллионов жизней»,- говорила Цветаева.
Вед.5: К сожалению, и на одну, свою, не хватило. В Елабуге, в этом маленьком городке, под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, она кончает с собой 31 августа 1941 года.
(Звучит фонограмма – Моцарт «Лакримоза» громко)
Вед.6: Марина Цветаева - неоплатная наша вина, но и любовь наша навечная. Иосиф Бродский писал, что Цветаева – лучший поэт 20 столетия.
(Стихотворение «Кто создан из глины…»)
(Звучит фонограмма: Рахманинов – фрагмент «Вариации на тему Паганини»)
Все ведущие и чтецы выходят на авансцену.
Список использованной литературы
-
«Марина Цветаева. Личные и творческие встречи» (8-я цветаевская международная конференция). Сборник докладов – М., Дом-музей М.Цветаевой, 2001
-
«На путях к постижению Марины Цветаевой» (9-я цветаевская международная конференция). Сборник докладов – М., Дом-музей М.Цветаевой, 2002
-
«Добро и зло в мире Марины Цветаевой (14-я цветаевская международная конференция). Сборник докладов – М., Дом-музей М.Цветаевой, 2007
-
«Спасибо за долгую память любви»…(Письма к Анне Тесковой) – М., Русский путь, 2009
-
Марина Цветаева «Стихотворения» - М., Детская литература, 2004
-
Марина Цветаева «Стихотворения. Поэмы» - М., Художественная литература, 1990
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие «Памяти Марины Цветаевой»
(Литературно–музыкальная композиция) для учащихся 9-11 классов.
Рассказ о непростой судьбе великого поэта 20 века. Звучат стихи Марины Цветаевой, написанные в разные периоды её жизни, исполняются произведения композиторов-классиков, которые играла мать Марины и любила вся семья Цветаевых.
Цель: приобщение школьников к поэзии Марины Ивановны Цветаевой, знакомство с её биографией.
Задачи:
- воспитание художественного вкуса на примере поэзии Цветаевой;
- воспитание музыкального вкуса;
- вовлечение детей в творческий процесс, приобщение их к поэзии, музыке и сценической культуре;
- стимулирование творческой активности детей.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар "Музыка как вид искусства. Три кита в музыке. Вокальная музыка"
- Технология проектирования современного урока русского языка и литературы (ФГОС ООО)
- Опорные конспекты как инструмент формирования языковой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
- Современные образовательные технологии на уроках музыки, ИЗО и МХК (ФГОС ООО)