Соревнование Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Краткое описание
Развивать познавательный интерес учащихся к предмету химии.Обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о химических элементах, химических формулах, строении атома. Развивать умения и навыки при работе с периодической системой, умение работать в группе.
Описание
Учитель химии Арасланова Альфия Магсумовна Место проживания: Удмуртия, Юкаменский район д. Тат-Ключи, ул. Центральная д.16
Название учебного заведения: Муниципальное автономное образовательное учреждение Ежевская средняя общеобразовательная школа
Дисциплина: химия Учебник: химия 8 класс О.С. Габриелян Тема: Соревнование Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Класс: 8. Продолжительность мероприятия: 1 час.
Использованная литература и источники в сети Интернет:
Соревнование.Знаки (символы) химических элементов.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Пояснительная записка.
Периодическая система – основа современной химии. В химии используют химическую символику, облегчающую изучение состава и свойств веществ. Учащиеся должны знать знаки (символы) химических элементов. Ведь на уроках химии говорят особым, химическим языком. В нем, как и в нашем родном, русском, есть буквы — химические символы, на основе которых пишут слова – формулы и далее, с помощью последних, — предложения – уравнения химических реакций. Периодическая система химических элементов – это графическое отображение Периодического закона. И каждое принятое в таблице обозначение отражает какую-либо особенность в строении атома.
План проведения.
Цель:
— Развивать познавательный интерес учащихся к предмету химии.
Задачи:
— Обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся, полученных ими на уроках химии по теме «Знаки (символы) химических элементов. Таблица Д. И. Менделеева».
— Развивать умения и навыки при работе с Периодической системой химических элементов (ПСХЭ) Д.И. Менделеева, умение работать в команде.
— Активизировать мышление учащихся.
— Воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование и реактивы: ПСХЭ Д.И. Менделеева, концентрированная серная кислота, перманганат калия, раствор аммиака, соляная кислота, дихромат аммония (NH4)2Cr2O7, магний порошок, спирт, спиртовка, спички, стеклянная палочка, 2 стаканчика, фарфоровая чашка, жестяной поднос, деревянные стружки, ватный тампон, тигель, лучинка.
Ход мероприятия:
Вводное слово учителя.
Химия – это интересная, сложная и необходимая наука в жизни каждого человека. Все сведения по химии пригодятся вам в трудовой деятельности, в вашей повседневной жизни. Проникнемся же духом химии!
Проникнемся «духом химии» — демонстрация опытов.
Наука, из которой выросла химия, — алхимия. Алхимики верили в силу философского камня, который, по их убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. Они также занимались поисками эликсира долголетия, проводили различные опыты. Вот некоторые из них:
(Учитель демонстрирует опыты.)
Опыт №1.
Я могу зажечь спиртовку без спичек!
(Приготовить смесь: к 0,5 мл концентрированной серной кислоты добавить немного порошка перманганата калия, стеклянной палочкой перемешать и прикоснуться ею к фитилю спиртовки. Происходит самовозгорание спирта.)
Опыт №2.
Вы не раз слышали, что дыма без огня не бывает. А я могу доказать, что это не так! Дым бывает и без огня!
( В один стаканчик налить на донышко раствор аммиака, а в другой – соляной кислоты. Стаканчики отверстиями поднести друг к другу, пойдет «белый дым».)
Опыт №3. Костер без спичек.
(Фарфоровая чашка 0, 3 перманганата калия, к которому добавлены несколько капель концентрированной серной кислоты, помещаем на поднос. Вокруг чашки кладем деревянные стружки. Незаметно для зрителей берем в руки ватный тампон, пропитанный этиловым спиртом, и выжимаем на смесь. Стружки вспыхивают).
Открытие соревнования.
Парад химических элементов объявляется открытым! Сегодня на соревновании сражаются команды «Водород» и «Кислород». (Представление капитанов обеих команд). Данные команды во главе со своими капитанами должны успешно преодолеть все состязания и набрать наибольшее количество очков. Очки за каждый конкурс суммируются. Команда, набравшая наибольшее количество очков является победителем.
Учитель представляет жюри соревнования, куда могут входить как учителя, так и учащиеся.
Состязания.
Состязание 1. Цепочка – чайнворд.
В каждой команде ученик записывает название химического элемента на листке бумаги. Затем передает следующему ученику, который должен написать название другого элемента, началом которого служит последняя буква, предыдущего слова и т. д. Побеждает команда, которая составит наиболее длинную цепочку-чайнворд.
( Например, цинк-кобальт-тантал-лантан- неодим-мышьяк-кислород-диспрозий. Здесь необходимо напомнить что, к химическому элементу, оканчивающемуся на мягкий знак можно подобрать название другого элемента. Началом названия, которого будет предпоследняя буква в слове с Ь, например, никель-лантан. А также необходимо знать, что химических элементов, оканчивающихся на букву Й много, но есть только один элемент, начинающийся на букву Й (йод). Поэтому надо быть внимательным.
(За каждое слово 1 балл).
Состязание 2. Загадки.
Учитель загадывает загадки командам.
(За каждую загадку 2 балла).
1 Команда:
Ты меня услышать можешь
В небе летнею порой
«Г» на «Х» смени – и что же?
Элемент перед тобой. (Гром – Хром)
Я – металл серебристый и легкий.
Я зовусь «самолетный металл».
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. (Алюминий).
2 Команда:
С буквой «З» меня ты ценишь
Я известный элемент
Лишь на «Д» ее заменишь
Я столярный инструмент. (Золото – Долото)
Этому металлу хвала и честь,
С ним получается «белая жесть»
Покрывают им сталь слегка,
Тогда для консервов посуда годна. (Олово)
Состязание 3. Химическая фраза.
Найти элементы в ПСХЭ Д. И. Менделеева с указанными номерами в таблице и записать в пустые клеточки под цифрами первые буквы их названий. (Задание оценивается в 1 балл).
1 Команда:
Правильный ответ:
2 Команда:
Правильный ответ:
После расшифровки учитель объединяет два отрывка, и получается фраза: «Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!»
Состязание 4. Раздели нас.
Команды по сигналу должны в строке химических знаков элементов-металлов определить и вычеркнуть знаки элементов-неметаллов, а среди химических знаков элементов-неметаллов соответственно — знаки элементов-металлов. Победителем является команда, которая за самый короткий срок и безошибочно справится с заданием. (За каждый верный ответ по 1 баллу).
1 команда:
Правильный ответ:
2 команда:
Правильный ответ:
Состязание 5. Химическая математика.
Каждая команда получает задание. Необходимо выполнить химический расчет. Число, полученное в ходе вычисления в квадратике, совпадает с порядковым номером буквы в алфавите (см. Приложение 1). В пустые квадратики необходимо записывать полученные числа и соответствующие им буквы в алфавите. Прочитав загадку, ее надо отгадать. Чья команда быстрее справится с этим заданием. (Задание оценивается в 1 балл).
Правильный ответ: (Металл с водой, придающий целебные свойства. (Серебро)
Подведение итогов и награждение.
Жюри подводит итоги состязаний и называет команду — победителя.
Фейерверк в честь химиков!
Учитель демонстрирует извержение вулкана.
(Дихромат аммония (NH4)2Cr2O7 с Mg насыпают конусом в тигель. В центр смеси добавить немного спирта. Зажечь смесь горящей лучинкой. Создается впечатление извержения вулкана, из кратера которого вырывается раскаленная лава.)
Закрытие соревнования.
Поздравление победителей.
Спасибо всем за участие!
Учитель химии Арасланова Альфия Магсумовна Место проживания: Удмуртия, Юкаменский район д. Тат-Ключи, ул. Центральная д.16
Название учебного заведения: Муниципальное автономное образовательное учреждение Ежевская средняя общеобразовательная школа
Дисциплина: химия Учебник: химия 8 класс О.С. Габриелян Тема: Соревнование Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Класс: 8. Продолжительность мероприятия: 1 час.
Использованная литература и источники в сети Интернет:
- Габриелян О.С. Химия. Настольная книга для учителя. 8 класс: методическое пособие/О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. -3-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2007.
- Штремплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии/Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина. – М.: дрофа. 2003.
- www.tineydgers.ru
Соревнование.Знаки (символы) химических элементов.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Пояснительная записка.
Периодическая система – основа современной химии. В химии используют химическую символику, облегчающую изучение состава и свойств веществ. Учащиеся должны знать знаки (символы) химических элементов. Ведь на уроках химии говорят особым, химическим языком. В нем, как и в нашем родном, русском, есть буквы — химические символы, на основе которых пишут слова – формулы и далее, с помощью последних, — предложения – уравнения химических реакций. Периодическая система химических элементов – это графическое отображение Периодического закона. И каждое принятое в таблице обозначение отражает какую-либо особенность в строении атома.
План проведения.
- Организационный момент.
- Вводное слово учителя.
- Проникнемся «духом химии» — демонстрация учителем опытов.
- Открытие соревнования.
- Состязания.
- Подведение итогов и награждение.
- Фейерверк в честь химиков!
- Закрытие соревнования.
Цель:
— Развивать познавательный интерес учащихся к предмету химии.
Задачи:
— Обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся, полученных ими на уроках химии по теме «Знаки (символы) химических элементов. Таблица Д. И. Менделеева».
— Развивать умения и навыки при работе с Периодической системой химических элементов (ПСХЭ) Д.И. Менделеева, умение работать в команде.
— Активизировать мышление учащихся.
— Воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование и реактивы: ПСХЭ Д.И. Менделеева, концентрированная серная кислота, перманганат калия, раствор аммиака, соляная кислота, дихромат аммония (NH4)2Cr2O7, магний порошок, спирт, спиртовка, спички, стеклянная палочка, 2 стаканчика, фарфоровая чашка, жестяной поднос, деревянные стружки, ватный тампон, тигель, лучинка.
Ход мероприятия:
Вводное слово учителя.
Химия – это интересная, сложная и необходимая наука в жизни каждого человека. Все сведения по химии пригодятся вам в трудовой деятельности, в вашей повседневной жизни. Проникнемся же духом химии!
Проникнемся «духом химии» — демонстрация опытов.
Наука, из которой выросла химия, — алхимия. Алхимики верили в силу философского камня, который, по их убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. Они также занимались поисками эликсира долголетия, проводили различные опыты. Вот некоторые из них:
(Учитель демонстрирует опыты.)
Опыт №1.
Я могу зажечь спиртовку без спичек!
(Приготовить смесь: к 0,5 мл концентрированной серной кислоты добавить немного порошка перманганата калия, стеклянной палочкой перемешать и прикоснуться ею к фитилю спиртовки. Происходит самовозгорание спирта.)
Опыт №2.
Вы не раз слышали, что дыма без огня не бывает. А я могу доказать, что это не так! Дым бывает и без огня!
( В один стаканчик налить на донышко раствор аммиака, а в другой – соляной кислоты. Стаканчики отверстиями поднести друг к другу, пойдет «белый дым».)
Опыт №3. Костер без спичек.
(Фарфоровая чашка 0, 3 перманганата калия, к которому добавлены несколько капель концентрированной серной кислоты, помещаем на поднос. Вокруг чашки кладем деревянные стружки. Незаметно для зрителей берем в руки ватный тампон, пропитанный этиловым спиртом, и выжимаем на смесь. Стружки вспыхивают).
Открытие соревнования.
Парад химических элементов объявляется открытым! Сегодня на соревновании сражаются команды «Водород» и «Кислород». (Представление капитанов обеих команд). Данные команды во главе со своими капитанами должны успешно преодолеть все состязания и набрать наибольшее количество очков. Очки за каждый конкурс суммируются. Команда, набравшая наибольшее количество очков является победителем.
Учитель представляет жюри соревнования, куда могут входить как учителя, так и учащиеся.
Состязания.
Состязание 1. Цепочка – чайнворд.
В каждой команде ученик записывает название химического элемента на листке бумаги. Затем передает следующему ученику, который должен написать название другого элемента, началом которого служит последняя буква, предыдущего слова и т. д. Побеждает команда, которая составит наиболее длинную цепочку-чайнворд.
( Например, цинк-кобальт-тантал-лантан- неодим-мышьяк-кислород-диспрозий. Здесь необходимо напомнить что, к химическому элементу, оканчивающемуся на мягкий знак можно подобрать название другого элемента. Началом названия, которого будет предпоследняя буква в слове с Ь, например, никель-лантан. А также необходимо знать, что химических элементов, оканчивающихся на букву Й много, но есть только один элемент, начинающийся на букву Й (йод). Поэтому надо быть внимательным.
(За каждое слово 1 балл).
Состязание 2. Загадки.
Учитель загадывает загадки командам.
(За каждую загадку 2 балла).
1 Команда:
Ты меня услышать можешь
В небе летнею порой
«Г» на «Х» смени – и что же?
Элемент перед тобой. (Гром – Хром)
Я – металл серебристый и легкий.
Я зовусь «самолетный металл».
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. (Алюминий).
2 Команда:
С буквой «З» меня ты ценишь
Я известный элемент
Лишь на «Д» ее заменишь
Я столярный инструмент. (Золото – Долото)
Этому металлу хвала и честь,
С ним получается «белая жесть»
Покрывают им сталь слегка,
Тогда для консервов посуда годна. (Олово)
Состязание 3. Химическая фраза.
Найти элементы в ПСХЭ Д. И. Менделеева с указанными номерами в таблице и записать в пустые клеточки под цифрами первые буквы их названий. (Задание оценивается в 1 балл).
1 Команда:
24 | 49 | 12 | 49 | 63 | 16 | 19 | 49 | |||
ч | е |
88 | 63 | 18 | 52 | 49 | 74 | 18 | ||||
к | ы | н |
Правильный ответ:
24 | 49 | 12 | 49 | 63 | 16 | 19 | 49 | |||
х | и | м | и | ч | е | с | к | и | е |
88 | 63 | 18 | 52 | 49 | 74 | 18 | ||||
р | е | а | к | т | и | в | ы | н | а |
2 Команда:
74 | 19 | 16 | 84 | 88 | 76 | 5 | 76 | 74 | ||
у |
18 | 52 | 11 | 63 | 3 | 79 | |||||
ь | ь | я | ! |
74 | 19 | 16 | 84 | 88 | 76 | 5 | 76 | 74 | ||
в | к | у | с | п | р | о | б | о | в |
18 | 52 | 11 | 63 | 3 | 79 | |||||
а | т | ь | н | е | л | ь | з | я | ! |
После расшифровки учитель объединяет два отрывка, и получается фраза: «Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!»
Состязание 4. Раздели нас.
Команды по сигналу должны в строке химических знаков элементов-металлов определить и вычеркнуть знаки элементов-неметаллов, а среди химических знаков элементов-неметаллов соответственно — знаки элементов-металлов. Победителем является команда, которая за самый короткий срок и безошибочно справится с заданием. (За каждый верный ответ по 1 баллу).
1 команда:
Металлы |
Na |
K |
Mg |
O |
Ba |
Au |
P |
Cu |
Неметаллы |
Cl |
N |
C |
Ag |
O |
F |
H |
Si |
Металлы |
Fe |
Ca |
Cu |
Ba |
Br |
Si |
Pt |
Hg |
Неметаллы |
Se |
Si |
N |
F |
Na |
Ag |
Mg |
Li |
Металлы |
Cs |
Cl |
Mn |
Cr |
K |
Cu |
Br |
F |
Неметаллы |
P |
Sn |
N |
O |
H |
C |
Ca |
Mn |
Металлы |
H |
Hg |
Zn |
S |
Mg |
Cu |
P |
Br |
Неметаллы |
Zn |
Ba |
He |
Fe |
I |
Pb |
Mg |
C |
Правильный ответ:
Металлы |
Na |
K |
P |
O |
Ba |
Au |
P |
Cu |
Неметаллы |
Cl |
N |
C |
Ag |
O |
F |
H |
Si |
Металлы |
Fe |
C |
Cu |
Ba |
Br |
Si |
Pt |
H |
Неметаллы |
Se |
Si |
N |
F |
Na |
Ag |
Mg |
Li |
Металлы |
Cs |
Cl |
Mn |
Cr |
K |
Cu |
Br |
F |
Неметаллы |
P |
Sn |
N |
O |
H |
C |
Ca |
Mn |
Металлы |
H |
Hg |
Zn |
S |
Mg |
Cu |
P |
Br |
Неметаллы |
Zn |
Ba |
He |
Fe |
I |
Pb |
Mg |
C |
2 команда:
Металлы |
H |
Ag |
Hg |
Mg |
Cu |
P |
Br |
S |
Неметаллы |
Zn |
Ba |
H |
Fe |
I |
Hg |
Ne |
Mn |
Металлы |
Na |
Cl |
Pb |
Cr |
K |
Cu |
Ar |
O |
Неметаллы |
F |
Ca |
Na |
Si |
Ba |
B |
Mg |
S |
Металлы |
Cl |
N |
Na |
Cu |
Ca |
P |
Br |
Ba |
Неметаллы |
I |
F |
Fe |
F |
Au |
Ag |
He |
H |
Металлы |
Ba |
Cu |
C |
Na |
N |
S |
Si |
Li |
Неметаллы |
S |
O |
H |
He |
Na |
Fe |
F |
Cr |
Правильный ответ:
Металлы |
H |
Ag |
Hg |
Mg |
Cu |
P |
Br |
S |
Неметаллы |
Zn |
B |
H |
Fe |
I |
Hg |
Ne |
Mn |
Металлы |
Na |
Cl |
Pb |
Cr |
K |
Cu |
Ar |
O |
Неметаллы |
F |
Ca |
Na |
Si |
Ba |
B |
Mg |
S |
Металлы |
Cl |
N |
Na |
Cu |
Ca |
P |
Br |
Ba |
Неметаллы |
I |
F |
Fe |
Ne |
Hg |
Ag |
He |
H |
Металлы |
Ba |
Cu |
C |
Na |
N |
S |
Mn |
Li |
Неметаллы |
S |
O |
H |
He |
Na |
Cl |
F |
Cr |
Состязание 5. Химическая математика.
Каждая команда получает задание. Необходимо выполнить химический расчет. Число, полученное в ходе вычисления в квадратике, совпадает с порядковым номером буквы в алфавите (см. Приложение 1). В пустые квадратики необходимо записывать полученные числа и соответствующие им буквы в алфавите. Прочитав загадку, ее надо отгадать. Чья команда быстрее справится с этим заданием. (Задание оценивается в 1 балл).
Si n = ? | C p =? | K n = ? | Ar ( H2 ) | Al e = ? | Al e = ? | K e = ? | |
Li p =? | Mr (CH4) | B p =? | Mr (CH4) | Ar ( B ) | Cl e = ? | Mr (H2O) | |
Ne n = ? | B p =? | Ar( H2 ) | Ar ( S ) | Ar (Al ) | Ne n = ? | Ar ( B ) | |
Ar(Mg ) | C p =? | Al e = ? | C p =? | Mr ( H2 ) | P e = ? | Cu e = ? | C p =? |
K e = ? | Li p =? | Mr (CH4) | Ar ( B ) | K e = ? | K p = ? | Li p =? | Ar (H2 ) |
Правильный ответ: (Металл с водой, придающий целебные свойства. (Серебро)
14-м | 6-е | 20-т | 1-а | 13-л | 13-л | 19-с | |
Si n = ? |
C p =? | K n = ? | Ar (H2 ) | Al e = ? | Al e = ? | K e = ? | |
3-в | 16-о | 5-д | 16-о | 11-й | , | 17-п | 18-р |
Li p =? | Mr (CH4) | B p =? | Mr (CH4) | Ar ( B ) | Cl e = ? | Mr (H2O) | |
10-и | 5-д | 1-а | 32-ю | 27-щ | 10-и | 11-й | |
Ne n = ? | B p =? | Ar(H2 ) | Ar ( S ) | Ar ( Al ) | Ne n = ? | Ar ( B ) | |
24-ц | 6-е | 13-л | 6-е | 2-б | 15-н | 29-ы | 6-е |
Ar (Mg ) | C p =? | Al e = ? | C p =? | Mr ( H2 ) | P e = ? | Cu e = ? | C p =? |
19-с | 3-в | 16-о | 11-й | 19-с | 20-т | 3-в | 1-а |
K e = ? | Li p =? | Mr (CH4) | Ar ( B ) | K e = ? | K p = ? | Li p =? | Ar (H2 ) |
Подведение итогов и награждение.
Жюри подводит итоги состязаний и называет команду — победителя.
Фейерверк в честь химиков!
Учитель демонстрирует извержение вулкана.
(Дихромат аммония (NH4)2Cr2O7 с Mg насыпают конусом в тигель. В центр смеси добавить немного спирта. Зажечь смесь горящей лучинкой. Создается впечатление извержения вулкана, из кратера которого вырывается раскаленная лава.)
Закрытие соревнования.
Поздравление победителей.
Спасибо всем за участие!
09 ноября 2013
Файлы
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»