Подборка игр по теме «Правила дорожного движения» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Краткое описание
Подобрать игровой материал по основному виду деятельности детей дошкольного возраста - игре, по теме "Правила дорожного движения" для средней группы. Разнообразить игровую деятельность детей. Представить возможность воспитателям использовать данный практический материал по теме.
Описание
Подборка игр по теме «Правила дорожного движения» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Автор: Фуртуна Екатерина Сергеевна
Воспитатель
ГБОУ школа № 569 Невского района г.Санкт-Петербурга структурное подразделение отделение дошкольного образования детей. Г. Санкт-Петербург
В повседневной жизни детей дошкольного возраста центральное место занимает игровая деятельность. Любые знания они получают через игру, непосредственно участвуя в них. Так, казалось бы, практические знания по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в качестве пешехода и пассажира общественного транспорта даются детям посредством наблюдений, объяснений, личным примером взрослых, но это не совсем так – эти сведения и опыт дети тоже приобретают, главным образом, через игровую деятельность.
Подвижные игры:
«Найди свой цвет»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, учить действовать по сигналу, развивать внимание.
Детям раздаются флажки красного и зеленого цвета.
1 вариант:В разных местах группы кладутся кубики тех же цветов. Дети расходятся по группе. По сигналу воспитателя «Найди свой цвет» дети должны найти кубик такого же цвета, какого у них в руках флажок и подойти к нему.
2 вариант:У воспитателя круги тех же цветов. Дети гуляют по группе, когда воспитатель поднимает вверх тот или иной круг, детям надо сопоставить его цвет с цветом флажка в руке и к воспитателю подбегают только те дети, у которых флажки совпадают по цвету с кругом в поднятой руке воспитателя.
«Найди свою машину»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, учить действовать по сигналу, развивать внимание.
В разных местах группы стоят стулья с прикрепленными на них красной, зеленой и жёлтой машинами. У детей кружочки тех же цветов. Дети гуляют по группе – «городу», а по сигналу (любой – голос, хлопок) бегут к своей машине (такого же цвета, что и кружок).
«Воробушки и автомобиль»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, двигаться в разных направлениях, учить реагировать на сигнал своевременно, развивать внимание.
Дети находятся в одной стороне группы или площадке на улице – это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель (в дальнейшем можно предложить эту роль ребенку) – «автомобиль». По сигналу воспитателя «Воробушки полетели» дети бегают по всему пространству, размахивая руками (крыльями). По сигналу «Автомобиль» воробушки убегают на свои места.
«Действуй по сигналу!»
Цель: развивать внимание, умения детей правильно и быстро реагировать на сигналы светофора.
Дети стоят в ряд с одной стороны группы или площадки. У воспитателя (изображает «светофор», в дальнейшем роль может быть у ребенка) два круга – красного и зеленого цвета. Детям предлагается бежать на противоположную сторону и обратно, но при этом, обращая внимание на сигналы «светофора»: на зеленый – бежать, на красный – останавливаться.
«Сигналы светофора» («Светофорчик»)
Цель: развивать умения детей правильно реагировать на сигналы светофора и сопоставлять свои действия, соответствующие каждому из сигналов.
У воспитателя круги красного, желтого и зеленого цветов. Дети сидят на стульчиках. В зависимости от того, какой круг (сигнал светофора) показывает воспитатель дети делают соответствующие действия: на зеленый – шагают на месте, на желтый – хлопают в ладоши, на красный – сидят.
«Цветные автомобили»
Цель: закреплять знание основных цветов, продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, двигаться в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом, учить действовать по сигналу, развивать внимание.
Детям раздаются цветные макеты (шаблоны) автомобилей. У воспитателя круги тех же цветов (затем роль передается ребенку). Дети стоят в одной стороне группы или площадки (в гараже) и ждут соответствующего сигнала. В зависимости от того какой круг поднимется, те автомобили (такого же цвета) и двигаются по группе. Когда круг опускается (или прячется за спину) – эти машины едут обратно в гараж, а выезжают автомобили такого цвета, какой поднят круг.
Варианты: вместо кругов можно использовать словесные сигналы.
Дидактические игры:
«Собери светофор»
Цель: развивать внимание, память; тренировать навыки выкладывания объекта из бумаги на плоскости.
По команде дети должны быстро и правильно собрать модель светофора из предложенных деталей (прямоугольник, круги соответствующих цветов).
разрезные картинки «Сложи транспорт из частей»
Цель: закрепить знания детей о видах транспорта и его частях, развивать помять, координацию движений, мышление.
Каждый ребенок получает карту с рисунками частей транспорта и самостоятельно складывает из частей тот или иной вид транспорта, называет го, говорит, для чего он нужен. Побеждает тот, кто быстрее сложит картинку и назовет ее.
«Найди такой же знак»
Цель: тренировать знания детей о названии и назначении знакомых им дорожных знаков, развивать сообразительность.
Воспитатель раздает детям карточки с изображением знаков, себе оставляет второй комплект таких же карточек. Далее воспитатель показывает одну из карточек, ребенок, найдя такой же знак, должен поднять карточку и сказать: «У меня такой же знак _____ (название знака)».
«Какой спрятан знак»
Цель: развивать зрительную память, закреплять знание дорожных знаков.
Воспитатель выкладывает (выставляет) вряд несколько дорожных знаков, известных детям, вместе с ними повторяет их названия. Дети закрывают глаза или отворачиваются, а воспитатель в это время убирает один знак. Дети должны угадать, какой спрятан знак.
«Чудесный мешочек — виды городского транспорта»
Цель: Продолжать формировать умения детей описывать предметы и объекты начиная с их названий, формируя умения согласовывать слова в предложении по роду, числу, падежу, правильно используя предлоги.
У воспитателя в руках непрозрачный мешочек («чудесный») с разными моделями видов городского транспорта. Дети сидят полукругом и в кругу, так чтобы все видели друг друга. Воспитатель подносит мешочек по очереди каждому ребенку, который запускает туда руку и достает одну из моделей. Достав модель ребенок должен назвать модель и рассказать для чего предназначен данный транспорт.
Сюжетно-ролевые игры:
«Автобус» («Трамвай»)
Цель: Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора. Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитывать уважение к профессиям водителя и кондуктора.
Составляются стулья так, как они располагаются сиденья в автобусе (трамвае), сзади – место кондуктора, спереди – место водителя. Водителям можно выбрать из детей считалкой и дать ему руль. Детям раздаются воображаемые деньги для покупки билетов, у кондуктора – билеты. Кондуктор предлагает пассажирам пройти в автобус и разместиться на свободных местах. Затем кондуктор раздает билеты и объявляет следующую остановку (это могут быть игровые уголки и зоны группы).
«Поездка на автобусе»
Цель: знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, воспитывать дружелюбные взаимоотношения со сверстниками, развивать умения распределять роли.
Воспитатель предлагает детям построить в группе автобус из стульев, выбрать водителя (можно с помощью считалки), который будет находиться в кабине. Остальные дети будут пассажирами. Автобус будет делать остановки на станциях «Строительная», «Книжная», «Зоопарк» — соответствующие игровым зонам в группе. Дети входить в автобус должны будут через заднюю дверь, и садиться на стульчики (сиденья в автобусе), не забывая покупать билет у кондуктора, а выходить на остановках через переднюю дверь.
Подвижные упражнения:
«Строим дом»
Раз, два, три, четыре, пять. (стоя, руки на поясе, повороты влево-вправо)
Будем строить и играть. (ритмично выполняются приседания)
Дом большой, высокий строим. (встать на носочки и тянуться руками
вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (прыжки на месте)
Вот какой красивый дом! (указательным жестом вытянуть руки вперед)
Будет жить в нем старый гном. (присесть). (Н.Нищева)
«Грузовик»
Грузовик песок везет. (идти по кругу, изображая кручение руля)
Удивляется народ: (остановиться лицом в круг, развести руками,
сделать удивленное лица)
«Вот так чудо-чудеса, (два раза наклонить голову вправо-влево)
В нем песок под небеса!» (потянуться на носочках. Подняв руки вверх). (Н.Нищева)
«Поливальная машина»
Эта «тучка» на колесах (идти по кругу друг за другом, изображая
Дождь по городу везет. кручение руля)
Станут чистыми дороги, (идти по кругу друг за другом, изображая
Если тучка их польет. подметание дороги метлой)
(Н.Нищева)
«Шофёр»
Качу, лечу во весь опор. (бежать по кругу и крутить воображаемый
Я сам – шофёр и сам – мотор. руль)
Нажимаю на педаль – (остановиться, нажать правой ногой на
воображаемую педаль)
И машина мчится вдаль. (и бежать в противоположную сторону) (Н.Нищева)
Литература:
— От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.В.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2010.
— Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В.Краснощекова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
— Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991.
— Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: Детство-пресс, 2009. – (Кабинет логопеда).
Автор: Фуртуна Екатерина Сергеевна
Воспитатель
ГБОУ школа № 569 Невского района г.Санкт-Петербурга структурное подразделение отделение дошкольного образования детей. Г. Санкт-Петербург
В повседневной жизни детей дошкольного возраста центральное место занимает игровая деятельность. Любые знания они получают через игру, непосредственно участвуя в них. Так, казалось бы, практические знания по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в качестве пешехода и пассажира общественного транспорта даются детям посредством наблюдений, объяснений, личным примером взрослых, но это не совсем так – эти сведения и опыт дети тоже приобретают, главным образом, через игровую деятельность.
Подвижные игры:
«Найди свой цвет»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, учить действовать по сигналу, развивать внимание.
Детям раздаются флажки красного и зеленого цвета.
1 вариант:В разных местах группы кладутся кубики тех же цветов. Дети расходятся по группе. По сигналу воспитателя «Найди свой цвет» дети должны найти кубик такого же цвета, какого у них в руках флажок и подойти к нему.
2 вариант:У воспитателя круги тех же цветов. Дети гуляют по группе, когда воспитатель поднимает вверх тот или иной круг, детям надо сопоставить его цвет с цветом флажка в руке и к воспитателю подбегают только те дети, у которых флажки совпадают по цвету с кругом в поднятой руке воспитателя.
«Найди свою машину»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, учить действовать по сигналу, развивать внимание.
В разных местах группы стоят стулья с прикрепленными на них красной, зеленой и жёлтой машинами. У детей кружочки тех же цветов. Дети гуляют по группе – «городу», а по сигналу (любой – голос, хлопок) бегут к своей машине (такого же цвета, что и кружок).
«Воробушки и автомобиль»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, двигаться в разных направлениях, учить реагировать на сигнал своевременно, развивать внимание.
Дети находятся в одной стороне группы или площадке на улице – это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель (в дальнейшем можно предложить эту роль ребенку) – «автомобиль». По сигналу воспитателя «Воробушки полетели» дети бегают по всему пространству, размахивая руками (крыльями). По сигналу «Автомобиль» воробушки убегают на свои места.
«Действуй по сигналу!»
Цель: развивать внимание, умения детей правильно и быстро реагировать на сигналы светофора.
Дети стоят в ряд с одной стороны группы или площадки. У воспитателя (изображает «светофор», в дальнейшем роль может быть у ребенка) два круга – красного и зеленого цвета. Детям предлагается бежать на противоположную сторону и обратно, но при этом, обращая внимание на сигналы «светофора»: на зеленый – бежать, на красный – останавливаться.
«Сигналы светофора» («Светофорчик»)
Цель: развивать умения детей правильно реагировать на сигналы светофора и сопоставлять свои действия, соответствующие каждому из сигналов.
У воспитателя круги красного, желтого и зеленого цветов. Дети сидят на стульчиках. В зависимости от того, какой круг (сигнал светофора) показывает воспитатель дети делают соответствующие действия: на зеленый – шагают на месте, на желтый – хлопают в ладоши, на красный – сидят.
«Цветные автомобили»
Цель: закреплять знание основных цветов, продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, двигаться в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом, учить действовать по сигналу, развивать внимание.
Детям раздаются цветные макеты (шаблоны) автомобилей. У воспитателя круги тех же цветов (затем роль передается ребенку). Дети стоят в одной стороне группы или площадки (в гараже) и ждут соответствующего сигнала. В зависимости от того какой круг поднимется, те автомобили (такого же цвета) и двигаются по группе. Когда круг опускается (или прячется за спину) – эти машины едут обратно в гараж, а выезжают автомобили такого цвета, какой поднят круг.
Варианты: вместо кругов можно использовать словесные сигналы.
Дидактические игры:
«Собери светофор»
Цель: развивать внимание, память; тренировать навыки выкладывания объекта из бумаги на плоскости.
По команде дети должны быстро и правильно собрать модель светофора из предложенных деталей (прямоугольник, круги соответствующих цветов).
разрезные картинки «Сложи транспорт из частей»
Цель: закрепить знания детей о видах транспорта и его частях, развивать помять, координацию движений, мышление.
Каждый ребенок получает карту с рисунками частей транспорта и самостоятельно складывает из частей тот или иной вид транспорта, называет го, говорит, для чего он нужен. Побеждает тот, кто быстрее сложит картинку и назовет ее.
«Найди такой же знак»
Цель: тренировать знания детей о названии и назначении знакомых им дорожных знаков, развивать сообразительность.
Воспитатель раздает детям карточки с изображением знаков, себе оставляет второй комплект таких же карточек. Далее воспитатель показывает одну из карточек, ребенок, найдя такой же знак, должен поднять карточку и сказать: «У меня такой же знак _____ (название знака)».
«Какой спрятан знак»
Цель: развивать зрительную память, закреплять знание дорожных знаков.
Воспитатель выкладывает (выставляет) вряд несколько дорожных знаков, известных детям, вместе с ними повторяет их названия. Дети закрывают глаза или отворачиваются, а воспитатель в это время убирает один знак. Дети должны угадать, какой спрятан знак.
«Чудесный мешочек — виды городского транспорта»
Цель: Продолжать формировать умения детей описывать предметы и объекты начиная с их названий, формируя умения согласовывать слова в предложении по роду, числу, падежу, правильно используя предлоги.
У воспитателя в руках непрозрачный мешочек («чудесный») с разными моделями видов городского транспорта. Дети сидят полукругом и в кругу, так чтобы все видели друг друга. Воспитатель подносит мешочек по очереди каждому ребенку, который запускает туда руку и достает одну из моделей. Достав модель ребенок должен назвать модель и рассказать для чего предназначен данный транспорт.
Сюжетно-ролевые игры:
«Автобус» («Трамвай»)
Цель: Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора. Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитывать уважение к профессиям водителя и кондуктора.
Составляются стулья так, как они располагаются сиденья в автобусе (трамвае), сзади – место кондуктора, спереди – место водителя. Водителям можно выбрать из детей считалкой и дать ему руль. Детям раздаются воображаемые деньги для покупки билетов, у кондуктора – билеты. Кондуктор предлагает пассажирам пройти в автобус и разместиться на свободных местах. Затем кондуктор раздает билеты и объявляет следующую остановку (это могут быть игровые уголки и зоны группы).
«Поездка на автобусе»
Цель: знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, воспитывать дружелюбные взаимоотношения со сверстниками, развивать умения распределять роли.
Воспитатель предлагает детям построить в группе автобус из стульев, выбрать водителя (можно с помощью считалки), который будет находиться в кабине. Остальные дети будут пассажирами. Автобус будет делать остановки на станциях «Строительная», «Книжная», «Зоопарк» — соответствующие игровым зонам в группе. Дети входить в автобус должны будут через заднюю дверь, и садиться на стульчики (сиденья в автобусе), не забывая покупать билет у кондуктора, а выходить на остановках через переднюю дверь.
Подвижные упражнения:
«Строим дом»
Раз, два, три, четыре, пять. (стоя, руки на поясе, повороты влево-вправо)
Будем строить и играть. (ритмично выполняются приседания)
Дом большой, высокий строим. (встать на носочки и тянуться руками
вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (прыжки на месте)
Вот какой красивый дом! (указательным жестом вытянуть руки вперед)
Будет жить в нем старый гном. (присесть). (Н.Нищева)
«Грузовик»
Грузовик песок везет. (идти по кругу, изображая кручение руля)
Удивляется народ: (остановиться лицом в круг, развести руками,
сделать удивленное лица)
«Вот так чудо-чудеса, (два раза наклонить голову вправо-влево)
В нем песок под небеса!» (потянуться на носочках. Подняв руки вверх). (Н.Нищева)
«Поливальная машина»
Эта «тучка» на колесах (идти по кругу друг за другом, изображая
Дождь по городу везет. кручение руля)
Станут чистыми дороги, (идти по кругу друг за другом, изображая
Если тучка их польет. подметание дороги метлой)
(Н.Нищева)
«Шофёр»
Качу, лечу во весь опор. (бежать по кругу и крутить воображаемый
Я сам – шофёр и сам – мотор. руль)
Нажимаю на педаль – (остановиться, нажать правой ногой на
воображаемую педаль)
И машина мчится вдаль. (и бежать в противоположную сторону) (Н.Нищева)
Литература:
— От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.В.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2010.
— Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В.Краснощекова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
— Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991.
— Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: Детство-пресс, 2009. – (Кабинет логопеда).
Размещено в
разделах:
07 ноября 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»