Непосредствено обоазовательная деятельность , познание, напитаем душу красотой
Краткое описание
Знакомство воспитанников с праздниками, обычаями, традициями своей малой Родины.
Описание
«Напитаем душу красотой!» Непосредственно-образовательная деятельность с воспитанниками подготовительной группы
Интеграция образовательных областей:«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество»,»Музыка», «Художественная литература».
Задачи :Познакомить воспитанников с народно-прикладным искусством Кубани – вышивкой, кубанской росписью. Дать представление о традициях кубанского быта. Воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани.
Материал:птички из теста, рушники, трафареты с народными орнаментами, кисть, тампоны, салфетки.
Словарная работа:Рождество, крестины, сходница, светёлка, рушник, настольник, «птушки», подкова, передник.
Предварительная работа:Экскурсия в мини-музей детского сада «Кубанская горница», рассматривание изделий кубанских рукодельниц, чтение песенок, потешек.
Содержание деятельности.
Пальчиковая гимнастика «Дом»
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружок)
Чтоб у домика дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой).
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальчики «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения.)
И тюльпан в саду расцвёл!..
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»).
Дети, я вам много рассказывала о том, как люди жили в старину у нас на Кубани, об их быте, обычаях, праздниках. Давайте вспомним, какие праздники отмечают на Кубани.
Дети: на Кубани празднуют – Рождество, рождение ребёнка, крестины, свадьбы, проводы на службу.
Воспитатель: Умницы. А скажите ещё, чем занимались люди зимой.
Дети: Женщины зимой вышивали, шили, вязали, пряли, а мужчины делали деревянные игрушки.
Воспитатель: Правильно ребята. Зимними холодными днями и вечерами люди занимались рукоделием, украшением своих домов. Иногда это делали в одиночку, а чаще всего собирались вместе на сходницу. Есть даже такая пословица. А может, кто вспомнит.
Дети: «Собирай всю родницу на весёлую сходницу».
Воспитатель: Правильно, а ещё задушевная песня помогала людям в работе. Вот я и приглашаю вас в светёлку на весёлую сходницу. Вместе дружно поработаем, а потом повеселимся. Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну, тогда милости прошу! (воспитатель надевает фартук украшенный народными кубанскими орнаментами).
— Хозяйка в дому, что оладушек в меду.
— Она убирает, она подаёт.
— Она одна, за всё отвечает.
— Ведь какова пряха, такова и рубаха.
Проходите гости дорогие, ко мне в светёлку на сходницу. Посмотрите сколько красивых вещей тут у меня. Их сделали руки взрослых людей с большой любовью и желанием. Поэтому они так украшают светёлку. Что вам больше всего нравится? Что вы видите?
Дети: Нам нравится скатерти.
Воспитатель: Дети рассмотрите внимательно скатерти, какие они?
Дети: Они красивые, украшены ажурными кружевами.
Воспитатель: Умницы! А скажите мне, пожалуйста, как называлась в старину скатерть.
Дети: В старину скатерть называли – настольник.
Воспитатель: Почему её так называли?
Дети: Так как клали её на стол.
Воспитатель: Хорошо. Что ещё вы видите в моей светёлке?
Дети: Мы ещё видим здесь салфетки, полотенца.
Воспитатель. Молодцы. А как вы думаете, как на Кубани называли полотенца?..
Дети: Полотенца на Кубани называли – рушниками.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что вышивали умелые руки на этих рушниках, какие узоры подбирали.
Дети: на рушниках вышивали цветы, птиц.
Воспитатель: Правильно, узоры для своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Ой, ребята посмотрите на мой передник. Что вышито на нём?
Дети: На переднике вышиты цветы.
Воспитатель: А вы знаете, что означает эта вышивка?
Дети: Мы, не знаем.
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно и запоминайте. Цветок с корнями и бутонами – символ крепкой семьи. Корни = это дедушка и бабушка. Цветы – это родители, а бутоны – это дети. В крепкой семье уважают стариков, берегут родителей, любят детей. Прямая чёрная линия – символ земли.
Дети, а вы знаете, для чего рушники нужны в доме?
Дети: Ими украшали свои дома, самый красивый вешали в красный угол, то есть в красивый, видный угол, где обычно весела икона.
Воспитатель: Молодцы, всё правильно. А ещё ребята, с наступлением весны девушки выходили со своими рушниками встречать весну.
Физкультминутка «Рябинка».
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
(Потягивание – руки вверх)
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер
(Вращение туловищем вправо, влево)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится – смеётся
(Наклоны в стороны)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую
(Дети машут руками, изображая ветер).
Ребята, а вы знаете, есть ещё один обычай, вешать подкову на двери, чтобы в доме было всё хорошо, это оберег. И я вам предлагаю поиграть в игру.
Игра «Подкова».
Воспитатель: Какие вы молодцы. Ребята, а вы знаете какие цвета, использовали мастерицы, чтобы например, вышить рушник.
Дети: Для вышивки рушника, мастерицы использовали красный и чёрный цвет.
Воспитатель: А почему именно эти цвета, что они обозначают?..
Дети: Красный – это, солнца цвет, чёрный – это земля.
Воспитатель: Вы у меня умницы, много знаете, правильно отвечаете.
А теперь я вам предлагаю заняться рукоделием. Чтобы моя светёлка стала ещё краше.
Мальчики разукрашивать будут «птушек», девочки тампонами «вышивать» рушники. И как в старину мы будем работать, и петь песни «Ой на горе калина».
Ребята только работу надо выполнять, с любовью, доброй душой, желанием. Только с таким настроением, у вас получатся замечательные работы.
Дети выполняют работы.
Воспитатель: Вот какие вы молодцы, вышиты рушники, раскрашены «птушки». А давайте узнаем, друг у друга, чем мы с вами занимались зимой?
Мальчики: Ой вы девки, белые, что зимой вы делали?
Девочки: А мы время не теряли, рушники вам вышивали.
А вы, хлопцы казачата, сложа руки, не сидели?
Мальчики: Мы же время не сводили, мы гончарный круг крутили.
Ну, девки белые, что ещё вы делали?
Девочки: Спицы да крючки мы взяли и настольнички вязали.
Ну же хлопцы, казачата, что ещё вы делали?
Мальчики: Молоточками стучали, и подковы мы ковали.
Ай да, девки белые, что ещё вы делали?
Девочки: Мы лепёшки катали, пирожочки выпекали, всех ребяток угощали.
Воспитатель: Ай да молодцы. Вижу я, что вы не сидели, сложа руки. Вот вам за ваши золотые руки, я угощение приготовила.
«Напитаем душу красотой!» Непосредственно-образовательная деятельность с воспитанниками подготовительной группы
Интеграция образовательных областей:«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество»,»Музыка», «Художественная литература».
Задачи :Познакомить воспитанников с народно-прикладным искусством Кубани – вышивкой, кубанской росписью. Дать представление о традициях кубанского быта. Воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани.
Материал:птички из теста, рушники, трафареты с народными орнаментами, кисть, тампоны, салфетки.
Словарная работа:Рождество, крестины, сходница, светёлка, рушник, настольник, «птушки», подкова, передник.
Предварительная работа:Экскурсия в мини-музей детского сада «Кубанская горница», рассматривание изделий кубанских рукодельниц, чтение песенок, потешек.
Содержание деятельности.
Пальчиковая гимнастика «Дом»
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружок)
Чтоб у домика дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой).
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальчики «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения.)
И тюльпан в саду расцвёл!..
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»).
Дети, я вам много рассказывала о том, как люди жили в старину у нас на Кубани, об их быте, обычаях, праздниках. Давайте вспомним, какие праздники отмечают на Кубани.
Дети: на Кубани празднуют – Рождество, рождение ребёнка, крестины, свадьбы, проводы на службу.
Воспитатель: Умницы. А скажите ещё, чем занимались люди зимой.
Дети: Женщины зимой вышивали, шили, вязали, пряли, а мужчины делали деревянные игрушки.
Воспитатель: Правильно ребята. Зимними холодными днями и вечерами люди занимались рукоделием, украшением своих домов. Иногда это делали в одиночку, а чаще всего собирались вместе на сходницу. Есть даже такая пословица. А может, кто вспомнит.
Дети: «Собирай всю родницу на весёлую сходницу».
Воспитатель: Правильно, а ещё задушевная песня помогала людям в работе. Вот я и приглашаю вас в светёлку на весёлую сходницу. Вместе дружно поработаем, а потом повеселимся. Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну, тогда милости прошу! (воспитатель надевает фартук украшенный народными кубанскими орнаментами).
— Хозяйка в дому, что оладушек в меду.
— Она убирает, она подаёт.
— Она одна, за всё отвечает.
— Ведь какова пряха, такова и рубаха.
Проходите гости дорогие, ко мне в светёлку на сходницу. Посмотрите сколько красивых вещей тут у меня. Их сделали руки взрослых людей с большой любовью и желанием. Поэтому они так украшают светёлку. Что вам больше всего нравится? Что вы видите?
Дети: Нам нравится скатерти.
Воспитатель: Дети рассмотрите внимательно скатерти, какие они?
Дети: Они красивые, украшены ажурными кружевами.
Воспитатель: Умницы! А скажите мне, пожалуйста, как называлась в старину скатерть.
Дети: В старину скатерть называли – настольник.
Воспитатель: Почему её так называли?
Дети: Так как клали её на стол.
Воспитатель: Хорошо. Что ещё вы видите в моей светёлке?
Дети: Мы ещё видим здесь салфетки, полотенца.
Воспитатель. Молодцы. А как вы думаете, как на Кубани называли полотенца?..
Дети: Полотенца на Кубани называли – рушниками.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что вышивали умелые руки на этих рушниках, какие узоры подбирали.
Дети: на рушниках вышивали цветы, птиц.
Воспитатель: Правильно, узоры для своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Ой, ребята посмотрите на мой передник. Что вышито на нём?
Дети: На переднике вышиты цветы.
Воспитатель: А вы знаете, что означает эта вышивка?
Дети: Мы, не знаем.
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно и запоминайте. Цветок с корнями и бутонами – символ крепкой семьи. Корни = это дедушка и бабушка. Цветы – это родители, а бутоны – это дети. В крепкой семье уважают стариков, берегут родителей, любят детей. Прямая чёрная линия – символ земли.
Дети, а вы знаете, для чего рушники нужны в доме?
Дети: Ими украшали свои дома, самый красивый вешали в красный угол, то есть в красивый, видный угол, где обычно весела икона.
Воспитатель: Молодцы, всё правильно. А ещё ребята, с наступлением весны девушки выходили со своими рушниками встречать весну.
Физкультминутка «Рябинка».
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
(Потягивание – руки вверх)
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер
(Вращение туловищем вправо, влево)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится – смеётся
(Наклоны в стороны)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую
(Дети машут руками, изображая ветер).
Ребята, а вы знаете, есть ещё один обычай, вешать подкову на двери, чтобы в доме было всё хорошо, это оберег. И я вам предлагаю поиграть в игру.
Игра «Подкова».
Воспитатель: Какие вы молодцы. Ребята, а вы знаете какие цвета, использовали мастерицы, чтобы например, вышить рушник.
Дети: Для вышивки рушника, мастерицы использовали красный и чёрный цвет.
Воспитатель: А почему именно эти цвета, что они обозначают?..
Дети: Красный – это, солнца цвет, чёрный – это земля.
Воспитатель: Вы у меня умницы, много знаете, правильно отвечаете.
А теперь я вам предлагаю заняться рукоделием. Чтобы моя светёлка стала ещё краше.
Мальчики разукрашивать будут «птушек», девочки тампонами «вышивать» рушники. И как в старину мы будем работать, и петь песни «Ой на горе калина».
Ребята только работу надо выполнять, с любовью, доброй душой, желанием. Только с таким настроением, у вас получатся замечательные работы.
Дети выполняют работы.
Воспитатель: Вот какие вы молодцы, вышиты рушники, раскрашены «птушки». А давайте узнаем, друг у друга, чем мы с вами занимались зимой?
Мальчики: Ой вы девки, белые, что зимой вы делали?
Девочки: А мы время не теряли, рушники вам вышивали.
А вы, хлопцы казачата, сложа руки, не сидели?
Мальчики: Мы же время не сводили, мы гончарный круг крутили.
Ну, девки белые, что ещё вы делали?
Девочки: Спицы да крючки мы взяли и настольнички вязали.
Ну же хлопцы, казачата, что ещё вы делали?
Мальчики: Молоточками стучали, и подковы мы ковали.
Ай да, девки белые, что ещё вы делали?
Девочки: Мы лепёшки катали, пирожочки выпекали, всех ребяток угощали.
Воспитатель: Ай да молодцы. Вижу я, что вы не сидели, сложа руки. Вот вам за ваши золотые руки, я угощение приготовила.
Размещено в
разделе:
Дошкольное образование
Воспитатель
Конспекты занятий, сценарии мероприятий
Программа под. ред. М.А. Васильевой
Подготовительная группа
07 ноября 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»