Изложение от третьего лица. Хитрый заяц.
Краткое описание
Данный урок позволяет подготовить учащихся к написанию изложения от третьего лица; приложение содержит текст изложения с пропусками, на месте которых в ходе коллективной работы записываются местоимения 3-го лица и подбираются синонимы.
Описание
Климовских Светлана Викторовна
I квалификационная категория
п. Октябрьский Пермский край
МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»
Русский язык и литература
Русский язык, 5 класс. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.
Изложение от третьего лица.
Хитрый заяц.
5 класс
45 минут
Изложение от третьего лица. Хитрый заяц.
Цель:
1) 1) подготовить учащихся к написанию изложения от 3-го лица; 2) 2) совершенствовать умение составлять план к тексту, графически обозначать орфограммы; 3) 3) развивать речь, мышление, фантазию.
Оборудование: карточки текста с пропущенными словами; портрет Г.А.Скребицкого, рисунок зайца на пеньке, игрушка-заяц, корзинка из бумаги;, морковки из бумаги, карточка со словом «уму-разуму», карточка с местоимениями 3-го лица; учебник русского языка, 5 класс, авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба. I.Организационный момент. — Доброе утро. Урок развития речи. Откройте тетради, запишите дату и тему занятия. II. Сообщение темы и цели урока. — Внимательно перечитайте тему урока и поставьте перед собой цель. Итак, мы должны подготовиться к написанию изложения от 3-го лица.
III. Вступительное слово учителя.
-Рассказ, отрывок из которого вы сегодня услышите, написал Георгий Алексеевич Скребицкий (портрет писателя на доске). Всё, о чём писатель рассказывает, произошло с ним самим. Как и многие из вас, он очень любил слушать и читать книги о жизни зверей и птиц, о природе. Он любил ходить в лес, на речку, воображать себя путешественником, ему нравилось наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синицы, сороки, ежи, зайцы, белки, но среди обитателей дома самыми любимыми были собака Джек и кот Иваныч. А ещё Скребицкий — автор рассказа «Воришка», в котором повествуется о белке, прятавшей конфеты в шляпе, надевавшей грибы на рога, а зимой она даже устроила себе гнездо в печке. Георгий Алексеевич с большой теплотой вспоминал своих любимцев и хотел, чтобы все ребята были добры к братьям нашим меньшим.
IY. Чтение текста учителем. Беседа по прочитанному.
-Послушайте предложения (учитель читает текст предстоящего изложения).
— Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
-О чём этот текст?
-Почему собаки не смогли выгнать зайца? (Рисунок зайца на пеньке к этому отрывку на доске.)
-Какой этот заяц?
-Вспомните сказки, которые совсем недавно читали к внеклассному чтению. А в них каким показан заяц?
-Как можно озаглавить текст? (Хитрый заяц.)
-Запишем в тетрадь название изложения.
Y. Составление плана изложения.
-Перечитайте текст про себя и разделите его на части (учебник, с. 26, № 66).
-На сколько частей можно разделить текст?
-Запишем план в тетрадь.
-Прочитайте 1-ую часть и озаглавьте её…
-Итак, у нас получился
План.
YI. Орфографическая работа. (Игровой момент.)
-Вот и зайчик к нам пришёл вот с такой большой корзинкой! (Игрушка и корзинка.)
Он очень любит морковку. Поможем ему собрать урожай с грядки. Чтобы морковка оказалась в его корзинке, необходимо объяснить написание слова и графически обозначить орфограмму.
Слова: доро…ка, л…сной, выру…ка, случ…йно, в…рхушка, гл…зёнки, зайч…т. (Слова записаны на морковках из бумаги.)
— А ещё запишем слово УМУ-РАЗУМУ. (Карточка с этим словом появляется на доске.) Оно пишется через дефис. Это наречие.
-Молодцы! Помогли зайцу! А он побежал дальше. Некогда ему!
YII. Физминутка.
-Физминутка! Отдохнём! Вновь потом писать начнём!
Заяц в лес бежал по лугу,
Я из лесу шёл домой.
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной.
Так и обмер бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой весёлый крик!
YIII. Синтаксическая работа.
-Зачитайте из текста предложение с прямой речью.
-Запишем это предложение в тетрадь. (А глазенки так и впились в меня, будто просят: »Не выдавай меня собакам!»)
IX. Работа с текстом ( от 3-го лица).
-От какого лица идёт повествование в тексте?
-Но нам нужно написать изложение от 3-го лица. Какие это местоимения?
-Возьмите текст изложения с пропущенными словами. Вам необходимо заменить местоимения 1-го лица на 3-ье лицо, а в некоторых случаях изменятся и слова.
-Будем работать все вместе с простым карандашом.
-Как лучше начать изложение, чтобы было понятно, кто ходил на охоту?
(С фамилии писателя.)
-А как по-другому его ещё можно назвать, если он ходил на охоту? (Охотник.)
-Итак, читаем 1-ое предложение…
-А теперь прочитайте весь текст.
-Какой текст получился? (От 3-го лица.)
X. Чтение и пересказ текста по частям.
XI. Пересказ текста учащимися от 3-го лица.
XII. Вывод по уроку.
-Итак, от какого лица будем излагать текст?
-Сколько раз будем писать с красной строки?
-Значит, сколько будет абзацев?
-Чему учились на уроке? (Излагать текст от 3-го лица.)
XIII. Домашнее задание.
-Подготовить пересказ текста от 3-го лица.
Спасибо за урок! ПРИЛОЖЕНИЕ
Раз X на охоте произошёл такой случай. Отправился… на охоту за зайцами. Через час нашли… собаки в лесу зайца и погнали. X на дорожке и ………….. Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал ……… и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. ………………: носятся ……… собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел ……… на серединку полянки и сам ничего не……………… Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от………, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в……….., будто просят: «Не выдавай меня собакам!» Стыдно………… стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от………... Опустил………. ружьё, отозвал гончих. Пошли…………. других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.
I квалификационная категория
п. Октябрьский Пермский край
МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»
Русский язык и литература
Русский язык, 5 класс. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.
Изложение от третьего лица.
Хитрый заяц.
5 класс
45 минут
Изложение от третьего лица. Хитрый заяц.
Цель:
1) 1) подготовить учащихся к написанию изложения от 3-го лица; 2) 2) совершенствовать умение составлять план к тексту, графически обозначать орфограммы; 3) 3) развивать речь, мышление, фантазию.
Оборудование: карточки текста с пропущенными словами; портрет Г.А.Скребицкого, рисунок зайца на пеньке, игрушка-заяц, корзинка из бумаги;, морковки из бумаги, карточка со словом «уму-разуму», карточка с местоимениями 3-го лица; учебник русского языка, 5 класс, авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба. I.Организационный момент. — Доброе утро. Урок развития речи. Откройте тетради, запишите дату и тему занятия. II. Сообщение темы и цели урока. — Внимательно перечитайте тему урока и поставьте перед собой цель. Итак, мы должны подготовиться к написанию изложения от 3-го лица.
III. Вступительное слово учителя.
-Рассказ, отрывок из которого вы сегодня услышите, написал Георгий Алексеевич Скребицкий (портрет писателя на доске). Всё, о чём писатель рассказывает, произошло с ним самим. Как и многие из вас, он очень любил слушать и читать книги о жизни зверей и птиц, о природе. Он любил ходить в лес, на речку, воображать себя путешественником, ему нравилось наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синицы, сороки, ежи, зайцы, белки, но среди обитателей дома самыми любимыми были собака Джек и кот Иваныч. А ещё Скребицкий — автор рассказа «Воришка», в котором повествуется о белке, прятавшей конфеты в шляпе, надевавшей грибы на рога, а зимой она даже устроила себе гнездо в печке. Георгий Алексеевич с большой теплотой вспоминал своих любимцев и хотел, чтобы все ребята были добры к братьям нашим меньшим.
IY. Чтение текста учителем. Беседа по прочитанному.
-Послушайте предложения (учитель читает текст предстоящего изложения).
— Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
-О чём этот текст?
-Почему собаки не смогли выгнать зайца? (Рисунок зайца на пеньке к этому отрывку на доске.)
-Какой этот заяц?
-Вспомните сказки, которые совсем недавно читали к внеклассному чтению. А в них каким показан заяц?
-Как можно озаглавить текст? (Хитрый заяц.)
-Запишем в тетрадь название изложения.
Y. Составление плана изложения.
-Перечитайте текст про себя и разделите его на части (учебник, с. 26, № 66).
-На сколько частей можно разделить текст?
-Запишем план в тетрадь.
-Прочитайте 1-ую часть и озаглавьте её…
-Итак, у нас получился
План.
- Собаки выследили зайца.
- Куда же девался заяц?
- «Не выдавай меня!»
- Экзамен на хитрость.
YI. Орфографическая работа. (Игровой момент.)
-Вот и зайчик к нам пришёл вот с такой большой корзинкой! (Игрушка и корзинка.)
Он очень любит морковку. Поможем ему собрать урожай с грядки. Чтобы морковка оказалась в его корзинке, необходимо объяснить написание слова и графически обозначить орфограмму.
Слова: доро…ка, л…сной, выру…ка, случ…йно, в…рхушка, гл…зёнки, зайч…т. (Слова записаны на морковках из бумаги.)
— А ещё запишем слово УМУ-РАЗУМУ. (Карточка с этим словом появляется на доске.) Оно пишется через дефис. Это наречие.
-Молодцы! Помогли зайцу! А он побежал дальше. Некогда ему!
YII. Физминутка.
-Физминутка! Отдохнём! Вновь потом писать начнём!
Заяц в лес бежал по лугу,
Я из лесу шёл домой.
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной.
Так и обмер бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой весёлый крик!
YIII. Синтаксическая работа.
-Зачитайте из текста предложение с прямой речью.
-Запишем это предложение в тетрадь. (А глазенки так и впились в меня, будто просят: »Не выдавай меня собакам!»)
IX. Работа с текстом ( от 3-го лица).
-От какого лица идёт повествование в тексте?
-Но нам нужно написать изложение от 3-го лица. Какие это местоимения?
-Возьмите текст изложения с пропущенными словами. Вам необходимо заменить местоимения 1-го лица на 3-ье лицо, а в некоторых случаях изменятся и слова.
-Будем работать все вместе с простым карандашом.
-Как лучше начать изложение, чтобы было понятно, кто ходил на охоту?
(С фамилии писателя.)
-А как по-другому его ещё можно назвать, если он ходил на охоту? (Охотник.)
-Итак, читаем 1-ое предложение…
-А теперь прочитайте весь текст.
-Какой текст получился? (От 3-го лица.)
X. Чтение и пересказ текста по частям.
XI. Пересказ текста учащимися от 3-го лица.
XII. Вывод по уроку.
-Итак, от какого лица будем излагать текст?
-Сколько раз будем писать с красной строки?
-Значит, сколько будет абзацев?
-Чему учились на уроке? (Излагать текст от 3-го лица.)
XIII. Домашнее задание.
-Подготовить пересказ текста от 3-го лица.
Спасибо за урок! ПРИЛОЖЕНИЕ
Раз X на охоте произошёл такой случай. Отправился… на охоту за зайцами. Через час нашли… собаки в лесу зайца и погнали. X на дорожке и ………….. Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал ……… и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. ………………: носятся ……… собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел ……… на серединку полянки и сам ничего не……………… Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от………, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в……….., будто просят: «Не выдавай меня собакам!» Стыдно………… стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от………... Опустил………. ружьё, отозвал гончих. Пошли…………. других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
07 ноября 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»