Повторение по теме "Союз".
Краткое описание
Данный урок проводится в 7 классе с целью систематизации и обобщения знаний учащихся о союзе как служебной части речи. Приложение содержит лист с заданиями (раздаётся каждому учащемуся) и тест.
Описание
Климовских Светлана Викторовна
I квалификационная категория
п. Октябрьский Пермский край
МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»
Русский язык и литература
Русский язык, 7 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, И.И.Кулибаба.
Повторение по теме «Союз».
7 класс
45 минут
Повторение по теме «Союз». Цель:
1) систематизировать и обобщить знания учащихся о союзе как служебной части речи;
2) совершенствовать навык правописания союзов и умение отличать союзы от омонимичных им частей речи;
3) развивать навык грамотной устной и письменной связной речи.
Ход урока. 1. Орг. момент.
— Добрый день, ребята!
— Урок русского языка.
2. Объявление темы урока и цели.
— Откройте тетради и запишите дату.
13 апреля. — Итак, сегодня уже 13 апреля.
— А какой праздник вчера отмечала вся страна?
(День космонавтики)
— 2011 год объявлен годом Российской космонавтики в честь 50-летия первого полёта человека в космос.
— Кто же был этим первым космонавтом?
( Юрий Алексеевич Гагарин)
— На каком корабле он совершил всего один оборот вокруг земли? (на «Востоке»)
— За 50 лет космонавтика шагнула далеко вперёд.
Сегодня на орбите работает МКС, и Российских космонавтов на эту станцию доставляет космический корабль «СОЮЗ».
— А что в русском языке является СОЮЗОМ? (Часть речи)
— Итак, урок посвящаем части речи СОЮЗ.
— Запишите ТЕМУ урока. ( Повторение темы «Союз».)
— На следующем занятии мы будем писать контрольный диктант.
— Поэтому, чем будем заниматься сегодня на уроке?
Итак, цель занятия – обобщить изученный материал по теме «Союз».
3. Повторение.
1.Теория.
— Какую часть речи мы называем союзом?
( Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.)
— На какие 2 группы делятся все союзы?
(сочинительные и подчинительные)
— Какими бывают сочинительные союзы?
( Соединительные, разделительные, противительные)
— Перечислите разряды подчинительных союзов.
( Временные, причинные, целевые, условные, сравнительные, изъяснительные)
Вывод:
1 задание:
— Запишите предложение из поэмы Пушкина «Полтава», расставьте знаки препинания, определите вид предложения и начертите схему.
И молча он коня седлает, И скачет с беглым королём, И страшно взор его сверкает, С родным прощаясь рубежом. — А у доски с этим предложением будет работать…….
СХЕМА: ………………..
Вывод:
— Какова роль союза И в этом предложении?
( Соединяет однородные сказуемые )
— Какой это союз?
( Простой, сочинительный, соединительный)
2 задание:
— Рассмотрите внимательно схемы.
1. [ ], a [ ].
2. [ ], (потому что ). (Схемы на доске на магнитах)
— Какой союз употреблён в каждом из этих предложений и что он соединяет?
— А теперь придумайте и запишите предложения к этим схемам, обозначьте грамматическую основу, укажите вид предложений.
— Работаем у доски.
— Кто уже придумал 1-ое предложение?
— Кто желает поработать у доски?
Вывод:
-Чем отличается СПП от ССП?
3 задание:
— Хотелось бы ещё раз обратит внимание на правописание союзов тоже, также, чтобы, зато.
— Пользуясь опорной схемой, расскажите о правописании этих союзов и омонимичных частей речи.
— Спишите, объясняя написание слов в скобках; союзы заключите в овал.
1.Белочка спряталась за то дерево.
2. Я тоже собираюсь летом на юг.
3. Нам также пришлось собирать ягоды.
4.Что бы сегодня мне почитать?
— У доски работает 1 уч-ся:……………………….
Вывод:
— Союзы следует отличать от омонимичных частей речи.
4 задание:
— Работаем с текстом.
Трудна и опасна профессия космонавта, но она (по)прежнему привл…кает людей мужестве(н, нн)ых и стойких. Когда придёт день, и посланец Земли прол… жит курс к Венере, ступит на Марс, увидит в и(л, лл)юминатор космического к…рабля другие планеты. Но в нашей памяти веч(?)но будет жить великий пример первого звёз… ного пилота человечества – Юрия Алексеевича Гагарина. — Прочитаем выразительно. — Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? — О чём говорится в тексте? — Какова тема текста? ( О покорении человеком космоса) — Как можно озаглавить текст? — Запишите заглавие в тетрадь! ( Покорители космоса. Человек в космосе.) — Какие союзы встретились в тексте? К какому разряду они относятся? ( И- сочинит., соединит.; НО –сочинит., разделительн., КОГДА – подчин., временной.) Задание: — Спишите, расставляя пропущенные запятые, объясняя написание слов на месте пропусков и скобок. — Работаем самостоятельно! — А у доски будет трудиться………….. ТЕСТ 4.Домашнее задание. * с.163 № 356 (3,4,5) (* для сильных уч-ся.) с.163 № 355. 5. Итог урока. — Всё ли понятно в теме «Союз»? — Какие есть вопросы? Спасибо за урок! Приложение.
1. Лист заданий (у каждого учащегося на парте).
1. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, определите вид предложения и начертите схему.
И молча он коня седлает И скачет с беглым королём И страшно взор его сверкает С родным прощаясь рубежом. 2.Запишите предложения к схемам, обозначьте грамматическую основу, укажите вид предложений.
1. [ ], a [ ].
2. [ ], (потому что ).
3. Спишите, объясняя написание слов в скобках; союзы заключите в овал.
1.Белочка спряталась за(то) дерево.
2. Я то(же) собираюсь летом на юг.
3. Нам так(же) пришлось собирать ягоды.
4.Что(бы) сегодня мне почитать?
4. Спишите, расставляя пропущенные запятые, объясняя написание слов на месте пропусков и скобок. Трудна и опасна профессия космонавта но она (по)прежнему привл…кает людей мужестве(н, нн)ых и стойких. Когда придёт день посланец Земли прол… жит курс к Венере ступит на Марс увидит в и(л, лл)юминатор космического к…рабля другие планеты. Но в нашей памяти веч(?)но будет жить великий пример первого звёз… ного пилота человечества – Юрия Алексеевича Гагарина. 2. Тест.
1. Укажи ряд, в котором перечислены только союзы. 1) вряд ли, же, потому что, зато 2) хотя, если, пусть, раз 3) но, либо, с тех пор как, ради того чтобы 4) зато, вследствие того что, несмотря на, из-за 2. Определите и отметьте союз со значением сравнения. 1) если 2) будто 3) пока 4) хотя 3. Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом. 1) Он исчез за поворотом так/же/ внезапно, как и появился. 2) Я то/же/ собираюсь летом на юг. 3) Промелькнувшая в воздухе белочка спряталась за/то/ дерево. 4) Что/бы/ я делал без помощи своих друзей. 4. Укажите, в каком предложении слово точно является союзом? 1) Откуда-то тянуло затхлой сыростью, точно из погреба. 2) Он говорил резко и точно. 3) Все три раза Сейфула проводил поезда точно по расписанию. 4) Сообщите точно, каким судам нужен ремонт. 5. Укажите сложносочинённое предложение. 1) Судя по тому, что ты говоришь, дела плохи. 2) Тучи, словно горы, возвышались над горизонтом. 3) Он бы отдал эти вещи, да мать не разрешала. 4) В степи было пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось. 6. Укажите предложение, в котором перед союзом запятая не ставится (знаки препинания не расставлены.) 1) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега. 2) Сердито бился дождь в окно и ветер дул, печально воя. 3) Было еще влажно хотя дождь закончился больше двух часов назад. 4) Горячее лицо с тоской искало ветра да ветра-то не было. 7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) О людях не нужно судить по первому впечатлению, потому что оно бывает ошибочным. 2) Несмотря на то, что был болен, он проводил меня до станции. 3) По мере того как я рассказывал, он приходил в себя. 4) Для того чтобы присоединиться к ним, следовало переправиться на правый берег реки.
Климовских Светлана Викторовна
I квалификационная категория
п. Октябрьский Пермский край
МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»
Русский язык и литература
Русский язык, 7 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, И.И.Кулибаба.
Повторение по теме «Союз».
7 класс
45 минут
Повторение по теме «Союз». Цель:
1) систематизировать и обобщить знания учащихся о союзе как служебной части речи;
2) совершенствовать навык правописания союзов и умение отличать союзы от омонимичных им частей речи;
3) развивать навык грамотной устной и письменной связной речи.
Ход урока. 1. Орг. момент.
— Добрый день, ребята!
— Урок русского языка.
2. Объявление темы урока и цели.
— Откройте тетради и запишите дату.
13 апреля. — Итак, сегодня уже 13 апреля.
— А какой праздник вчера отмечала вся страна?
(День космонавтики)
— 2011 год объявлен годом Российской космонавтики в честь 50-летия первого полёта человека в космос.
— Кто же был этим первым космонавтом?
( Юрий Алексеевич Гагарин)
— На каком корабле он совершил всего один оборот вокруг земли? (на «Востоке»)
— За 50 лет космонавтика шагнула далеко вперёд.
Сегодня на орбите работает МКС, и Российских космонавтов на эту станцию доставляет космический корабль «СОЮЗ».
— А что в русском языке является СОЮЗОМ? (Часть речи)
— Итак, урок посвящаем части речи СОЮЗ.
— Запишите ТЕМУ урока. ( Повторение темы «Союз».)
— На следующем занятии мы будем писать контрольный диктант.
— Поэтому, чем будем заниматься сегодня на уроке?
Итак, цель занятия – обобщить изученный материал по теме «Союз».
3. Повторение.
1.Теория.
— Какую часть речи мы называем союзом?
( Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.)
— На какие 2 группы делятся все союзы?
(сочинительные и подчинительные)
— Какими бывают сочинительные союзы?
( Соединительные, разделительные, противительные)
— Перечислите разряды подчинительных союзов.
( Временные, причинные, целевые, условные, сравнительные, изъяснительные)
Вывод:
- не многие знают, что союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим.
- По частоте употребления союз занимает 7 место.
- Чаще остальных союзов употребляется союз И.
- Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин.
1 задание:
— Запишите предложение из поэмы Пушкина «Полтава», расставьте знаки препинания, определите вид предложения и начертите схему.
И молча он коня седлает, И скачет с беглым королём, И страшно взор его сверкает, С родным прощаясь рубежом. — А у доски с этим предложением будет работать…….
СХЕМА: ………………..
Вывод:
— Какова роль союза И в этом предложении?
( Соединяет однородные сказуемые )
— Какой это союз?
( Простой, сочинительный, соединительный)
2 задание:
— Рассмотрите внимательно схемы.
1. [ ], a [ ].
2. [ ], (потому что ). (Схемы на доске на магнитах)
— Какой союз употреблён в каждом из этих предложений и что он соединяет?
— А теперь придумайте и запишите предложения к этим схемам, обозначьте грамматическую основу, укажите вид предложений.
— Работаем у доски.
— Кто уже придумал 1-ое предложение?
— Кто желает поработать у доски?
Вывод:
-Чем отличается СПП от ССП?
3 задание:
— Хотелось бы ещё раз обратит внимание на правописание союзов тоже, также, чтобы, зато.
— Пользуясь опорной схемой, расскажите о правописании этих союзов и омонимичных частей речи.
— Спишите, объясняя написание слов в скобках; союзы заключите в овал.
1.Белочка спряталась за то дерево.
2. Я тоже собираюсь летом на юг.
3. Нам также пришлось собирать ягоды.
4.Что бы сегодня мне почитать?
— У доски работает 1 уч-ся:……………………….
Вывод:
— Союзы следует отличать от омонимичных частей речи.
4 задание:
— Работаем с текстом.
Трудна и опасна профессия космонавта, но она (по)прежнему привл…кает людей мужестве(н, нн)ых и стойких. Когда придёт день, и посланец Земли прол… жит курс к Венере, ступит на Марс, увидит в и(л, лл)юминатор космического к…рабля другие планеты. Но в нашей памяти веч(?)но будет жить великий пример первого звёз… ного пилота человечества – Юрия Алексеевича Гагарина. — Прочитаем выразительно. — Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? — О чём говорится в тексте? — Какова тема текста? ( О покорении человеком космоса) — Как можно озаглавить текст? — Запишите заглавие в тетрадь! ( Покорители космоса. Человек в космосе.) — Какие союзы встретились в тексте? К какому разряду они относятся? ( И- сочинит., соединит.; НО –сочинит., разделительн., КОГДА – подчин., временной.) Задание: — Спишите, расставляя пропущенные запятые, объясняя написание слов на месте пропусков и скобок. — Работаем самостоятельно! — А у доски будет трудиться………….. ТЕСТ 4.Домашнее задание. * с.163 № 356 (3,4,5) (* для сильных уч-ся.) с.163 № 355. 5. Итог урока. — Всё ли понятно в теме «Союз»? — Какие есть вопросы? Спасибо за урок! Приложение.
1. Лист заданий (у каждого учащегося на парте).
1. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, определите вид предложения и начертите схему.
И молча он коня седлает И скачет с беглым королём И страшно взор его сверкает С родным прощаясь рубежом. 2.Запишите предложения к схемам, обозначьте грамматическую основу, укажите вид предложений.
1. [ ], a [ ].
2. [ ], (потому что ).
3. Спишите, объясняя написание слов в скобках; союзы заключите в овал.
1.Белочка спряталась за(то) дерево.
2. Я то(же) собираюсь летом на юг.
3. Нам так(же) пришлось собирать ягоды.
4.Что(бы) сегодня мне почитать?
4. Спишите, расставляя пропущенные запятые, объясняя написание слов на месте пропусков и скобок. Трудна и опасна профессия космонавта но она (по)прежнему привл…кает людей мужестве(н, нн)ых и стойких. Когда придёт день посланец Земли прол… жит курс к Венере ступит на Марс увидит в и(л, лл)юминатор космического к…рабля другие планеты. Но в нашей памяти веч(?)но будет жить великий пример первого звёз… ного пилота человечества – Юрия Алексеевича Гагарина. 2. Тест.
1. Укажи ряд, в котором перечислены только союзы. 1) вряд ли, же, потому что, зато 2) хотя, если, пусть, раз 3) но, либо, с тех пор как, ради того чтобы 4) зато, вследствие того что, несмотря на, из-за 2. Определите и отметьте союз со значением сравнения. 1) если 2) будто 3) пока 4) хотя 3. Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом. 1) Он исчез за поворотом так/же/ внезапно, как и появился. 2) Я то/же/ собираюсь летом на юг. 3) Промелькнувшая в воздухе белочка спряталась за/то/ дерево. 4) Что/бы/ я делал без помощи своих друзей. 4. Укажите, в каком предложении слово точно является союзом? 1) Откуда-то тянуло затхлой сыростью, точно из погреба. 2) Он говорил резко и точно. 3) Все три раза Сейфула проводил поезда точно по расписанию. 4) Сообщите точно, каким судам нужен ремонт. 5. Укажите сложносочинённое предложение. 1) Судя по тому, что ты говоришь, дела плохи. 2) Тучи, словно горы, возвышались над горизонтом. 3) Он бы отдал эти вещи, да мать не разрешала. 4) В степи было пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось. 6. Укажите предложение, в котором перед союзом запятая не ставится (знаки препинания не расставлены.) 1) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега. 2) Сердито бился дождь в окно и ветер дул, печально воя. 3) Было еще влажно хотя дождь закончился больше двух часов назад. 4) Горячее лицо с тоской искало ветра да ветра-то не было. 7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) О людях не нужно судить по первому впечатлению, потому что оно бывает ошибочным. 2) Несмотря на то, что был болен, он проводил меня до станции. 3) По мере того как я рассказывал, он приходил в себя. 4) Для того чтобы присоединиться к ним, следовало переправиться на правый берег реки.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
07 ноября 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»