Отражение эпохи в форме и содержании поэмы "Двенадцать " А.Блока
Краткое описание
Цель работы- показать пример урока литературы, формирующего основные компетенции на примере анализа литературного произведения.
Описание
Урок Леонтьевой Ольги Генриховны
Тема: Отражение эпохи в форме и содержании поэмы А. Блока «Двенадцать».
Цели:
1.Образовательные:
Закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; формировать понятия «форма» и «содержание» произведения; развивать умения трактовать художественный текст в связи с исторической эпохой; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история, музыка, лингвистика, изобразительное искусство.
2.Развивающие:
Развивать образное мышление, речь, логику; умение сопоставлять термины и текст.
3.Воспитательные:
Воспитывать патриотизм, любовь к родному языку, литературе, развивать чувство прекрасного.
Оборудование:компьютер, компьютерная презентация, магнитофон, музыка к балету Прокофьева «Ромео и Джульетта», Вивальди «Времена года. Лето», таблица антонимов, раздаточный материал (см. приложение).
Новое в уроке:выбор темы мотивирован необходимостью расширить представление о шедевре русской литературы на широком фоне исторической эпохи, неоднозначность, в оценке которой очевидна. Урок призван показать, что настоящее классическое произведение не исчерпывается его содержанием и, возможно, является лучшей иллюстрацией своей эпохи и позволяет ученикам глубже ощутить трагизм переломных исторических моментов.
Приложения
Дифференцированный опросник (вопросы к уроку).
Работа с эпиграфом
1.Какие революции вы изучали на уроках истории?
2.Докажите, что изменения в обществе во время революции имеют отрицательные последствия.
Первая глава
1.Место действия поэмы?
2.Время года?
3.Какие ключевые слова в описании времени года?
4.Что могут символизировать эти слова?
5.Время суток?
6.в чем его символика?
7.Кто появляется в первой главе?
8.Как обрисовал образы автор?
9.В чем символика такого изображения?
Вторая глава
1.Кто главный герой поэмы?
2.Найдите коллективный портрет главного героя. Какие выводы можно сделать?
3.Почему главный герой не один человек, а коллектив?
4.В чем символика числа красноармейцев?
Главы 4,5,6.
1.Назовите имена героев, составляющих любовный треугольник.
2.Кто такая Катька?
3.Найдите и зачитайте портрет Катьки в 4 главе.
4.Проанализируйте портрет, данный Блоком.
5.Свяжите образ Катьки с предыдущими женскими образами в творчестве Блока.(Воспользуйтесь таблицей антонимов)
6.Символом чего является женский образ в литературе?
7.Что символизирует в этом аспекте убийство Катьки?
Лирический герой
1.Чьими глазами мы видим события поэмы?
2.Где находится автор?
3.Прочитайте те строки из стихотворения «Арион», в которых говорится о назначении поэта.
4.Совпадают ли они с блоковской позицией?
5.Есть ли в поэме личная оценка событий автором?
Формы
1.Соотнесите отрывки из поэмы с жанрами.
2.Эти жанры литературные или музыкальные?
3.Есть ли порядок в чередовании жанров?
4.Почему строки разной длины и так много многоточий?
Загадка последней строфы
1.Какие персонажи олицетворяют в поэме добро и зло?
2.Какие эпитеты подбирает Блок к слову «пес»?
3.В чем особенность строк, описывающих Христа?
4.Где находится Христос?
5.Видит ли патруль Христа? Почему?
6.Видит ли Христос патруль? Почему?
Экспресс – диагностика
Таблица антонимов(демонстрируется учителем)
.
Свет – тьма
Добро — зло
Жизнь — смерть
Порядок — хаос
Прекрасное — безобразное
Белое — черное
Текст — подтекст
Холод — пожар
Радость- горе
Город – вселенная
Раньше – теперь.
Раздаточный материал.
Урок Леонтьевой Ольги Генриховны
Тема: Отражение эпохи в форме и содержании поэмы А. Блока «Двенадцать».
Цели:
1.Образовательные:
Закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; формировать понятия «форма» и «содержание» произведения; развивать умения трактовать художественный текст в связи с исторической эпохой; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история, музыка, лингвистика, изобразительное искусство.
2.Развивающие:
Развивать образное мышление, речь, логику; умение сопоставлять термины и текст.
3.Воспитательные:
Воспитывать патриотизм, любовь к родному языку, литературе, развивать чувство прекрасного.
Оборудование:компьютер, компьютерная презентация, магнитофон, музыка к балету Прокофьева «Ромео и Джульетта», Вивальди «Времена года. Лето», таблица антонимов, раздаточный материал (см. приложение).
Новое в уроке:выбор темы мотивирован необходимостью расширить представление о шедевре русской литературы на широком фоне исторической эпохи, неоднозначность, в оценке которой очевидна. Урок призван показать, что настоящее классическое произведение не исчерпывается его содержанием и, возможно, является лучшей иллюстрацией своей эпохи и позволяет ученикам глубже ощутить трагизм переломных исторических моментов.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оборудование |
1.Оргмомент | Приветствие, знакомство с классом. | ||
2.Объявление темы, постановка целей -Мотивация учащихся | Читает под музыку Вивальди стихи Ф. Тютчева: Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие, Как собеседника на пир. Он их высоких зрелищ зритель. Он в их совет допущен был- И заживо, как небожитель, Из чаши их бессмертья пил! Фронтальная беседа: -Какие минуты в жизни мира можно назвать роковыми? -Как вы понимаете слово «всеблагие»? -Какой эпитет Тютчев подбирает к слову зрелища? -Почему? -Кем является поэт в минуты, роковые для мира? Тютчев – поэт-философ 19 века, первый русский поэт-символист. А поэт-символист 20 века А. Блок после революции 1917 года напишет, обращаясь к интеллигенции: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию.» -Кем является поэт у Блока? Значит, в минуты роковые для мира, поэт должен слушать, внимать и видеть, избранный небожителями, наделенный властью над людьми. -Какие строки из программного стихотворения великого русского поэта о его поэтическом назначении подсказывает вам память? Как мы видим, Пушкин, Тютчев, Блок родились в разное время, но свое поэтическое назначение понимали одинаково. Тема нашего урока «…». Сегодня на уроке мы откроем для себя, что увидел и услышал Блок в роковой революции 1917 года и как с помощью языковых средств воплотил это в поэме «Двенадцать». | Слушают учителя Война, революция Небожители, ангелы, боги Высокие Несмотря на трагичность многих исторических событий, они являются неотъемлемой частью мирового процесса Зрителем Слушателем А. С. Пушкин «Пророк» Восстань, пророк, И виждь, и внемли… | Магнитофон , диск Первый слайд на доске |
3.Объяснение нового материала -Работа с текстом поэмы -Лирический герой -Жанры -Последняя строфа | Глубоко понимая свое пророческое назначение поэта, Блок создает поэму, которая действительно обожгла сердца людей. Революция – время парадоксальное, сочетающее в себе несочетаемое, время гротеска и оксюморона. -Какие революции вы изучали на уроках истории ? -Подберите синонимы к слову «революция». Слово «переворот», вероятно, наиболее точно отражает внутреннюю сущность революции. Противоречивость революции я выразила в антонимических парах. -Какие из этих пар являются контекстуальными антонимами? Эта таблица поможет нам глубже понять поэму, посвященную революции. Учитель читает первую и вторую строфу из поэмы. -Каково место действия поэмы? -В какое время года происходит действия? — Какова его символика? — Какая стихия действует в первой главе и какова ее символика? Блок говорит: «Революции приходят, опоясанные бурями.» А Флоренский назвал поэму «Бесновидением в метель». Метель перед нами, а где же бесы? -Кто появляется в первой главе? -Какую форму выбирает Блок для выражения их содержания? -Почему Блоку понравились иллюстрации Анненкова к поэме? Два художника, два современника, они слышали и видели революцию. В данном случае живопись является еще одним доказательством объективности Блока. Поэма – жанр лиро-эпический. -Что является в содержании поэмы воплощением эпоса? -Что является воплощением лирики? -Кто главный герой? -Найдите их коллективный портрет во второй главе -На что намекает Блок? Верно, на полях поэмы Блок поместил некрасовскую строчку: «Жило двенадцать разбойников» -В чем символика количества человек в патруле? Воспользуйтесь таблицей и проанализируйте содержательную и символическую стороны этого образа. -Найдите портрет Катьки в 4 главе -Кто такая Катька? -Какую форму выбрал Блок для рассказа о ней? -Найдите слова, которые описывают любовные отношения в поэме -Сравните, используя таблицу антонимов, любовь до революции и после. -Каков подтекст, символика женского образа в поэме? -Чьими глазами видит революцию читатель? -Где он находится? Хочется показать вам перекличку времен. Недаром, стихотворение о назначении поэта «Арион» Пушкина Блок упоминает в статье «Интеллигенция и революция» -Что до шторма делал поэт? -Какова символика шторма? Спроецируйте содержание стихотворения на эпоху революции 1917 года. -Чем сходно поведение лирических героев? Если революция-это музыка, то и жанры(формы) для рассказа о ней Блок выбирает музыкальные. -Соотнесите отрывки из поэмы с жанрами. -Сравните свою работу с тем, что видите на доске -Есть ли порядок в чередовании жанров? Почему? Каждый из вас услышит свою музыку в поэме Блока. Я услышала такую музыку… Под вой ветра и выстрелы автор подводит читателя к заключительной строфе. Ее загадку разгадывают по сей день. Не претендуя на конечную истину, попробуем дать строфе свою оценку. -Кто олицетворяет в ней добро и зло? -Какие эпитеты подбирает поэт к слову пес? — Зачитайте строки, вводящие в образ Христа. В чем их особенность? -Видит ли патруль Христа? Почему? Блок назвал своих героев «дети в железном веке». Почему? -Почему Христос с кровавым флагом? -Где место патруля в завершающей процессии поэмы? |
Французская буржуазная революция, революция 1905 и 1917 годов Бунт, путч, переворот Текст-подтекст, холод-пожар Петроград, весь мир Зима Холод, бездорожье Ветер, буря сметает все на своем пути Поп, старуха и др. Обрисовал героев схематично, нет глаз, лица похожи на маски, страшный карнавал Форма и содержание иллюстраций совпадают с блоковским текстом Революционные события Любовный треугольник Патруль Зачитывают портрет На уголовное прошлое патруля. Двенадцать апостолов, традиционный для античной драматургии хор- вестник судьбы Ученики зачитывают портрет Падшая женщина Разбойничью песню «Поблуди, спать с собою положи» Женщина – символ возрождения. Убивая Катьку, патруль убивает будущее. Глазами автора –поэта Где-то высоко Пел пловцам Некая трагедия, переворот Как и прежде автор беспристрастен, он на стороне искусства, он слушает революцию, рассказывает о ней будущим поколениям Порядка нет. Какова форма таково и содержание: все смешалось в страшной и прекрасной симфонии революции Христос и пес Находят в тексте Другой ритм, другие звуки Не видит, так как не верит в Бога. Они не ведают, что творят Возможно, берет ответственность за кровь, пролитую патрулем Патруль между добром и злом, но процессия движется за Христом, то есть в сторону добра и это закономерно, так как выражает объективный закон существования мира: единства и борьбы противоположностей |
Таблица антонимов Второй слайд Третий слайд Четвертый слайд Работа с раздаточным материалом Пятый слайд Звучит отрывок из балета Прокофьева Шестой слайд Седьмой слайд |
4. Подведение итогов урока -Рефлексия -Творческое задание | Работа с «кругом»(см. Презентацию) -Символом чего является круг? Ефим Эткинд сказал: «В поэме все оказывается содержанием, каждый, даже самый ничтожный элемент формы строит смысл. По-настоящему понимать поэзию- значит понимать форму, ставшую содержанием.» Создав гениальную поэму, Блок выполнил свое пророческое назначение в роковые для России времена. -Заполните анкеты экспресс -диагностики -Запишите домашнее задание: Напишите сочинение на тему «Отражение эпохи в форме и содержании стихотворения О.Мандельштама «Мой век»» Выставление оценок с опорой на дифференцированный опросник(см. Приложение). «Красные» вопросы-5 «зеленые»-4 «черные»-3 |
Символом единства, начала и конца |
Приложения
Дифференцированный опросник (вопросы к уроку).
Работа с эпиграфом
- Какие периоды в мировой истории можно назвать роковыми?
- Как вы понимаете слово «всеблагие»?
- Какой эпитет подбирает Тютчев к слову «зрелище»? Почему?
- Кем является поэт в «роковые» для мира минуты?
1.Какие революции вы изучали на уроках истории?
2.Докажите, что изменения в обществе во время революции имеют отрицательные последствия.
Первая глава
1.Место действия поэмы?
2.Время года?
3.Какие ключевые слова в описании времени года?
4.Что могут символизировать эти слова?
5.Время суток?
6.в чем его символика?
7.Кто появляется в первой главе?
8.Как обрисовал образы автор?
9.В чем символика такого изображения?
Вторая глава
1.Кто главный герой поэмы?
2.Найдите коллективный портрет главного героя. Какие выводы можно сделать?
3.Почему главный герой не один человек, а коллектив?
4.В чем символика числа красноармейцев?
Главы 4,5,6.
1.Назовите имена героев, составляющих любовный треугольник.
2.Кто такая Катька?
3.Найдите и зачитайте портрет Катьки в 4 главе.
4.Проанализируйте портрет, данный Блоком.
5.Свяжите образ Катьки с предыдущими женскими образами в творчестве Блока.(Воспользуйтесь таблицей антонимов)
6.Символом чего является женский образ в литературе?
7.Что символизирует в этом аспекте убийство Катьки?
Лирический герой
1.Чьими глазами мы видим события поэмы?
2.Где находится автор?
3.Прочитайте те строки из стихотворения «Арион», в которых говорится о назначении поэта.
4.Совпадают ли они с блоковской позицией?
5.Есть ли в поэме личная оценка событий автором?
Формы
1.Соотнесите отрывки из поэмы с жанрами.
2.Эти жанры литературные или музыкальные?
3.Есть ли порядок в чередовании жанров?
4.Почему строки разной длины и так много многоточий?
Загадка последней строфы
1.Какие персонажи олицетворяют в поэме добро и зло?
2.Какие эпитеты подбирает Блок к слову «пес»?
3.В чем особенность строк, описывающих Христа?
4.Где находится Христос?
5.Видит ли патруль Христа? Почему?
6.Видит ли Христос патруль? Почему?
Экспресс – диагностика
Вопросы |
Да |
Нет |
1.Эта тема для меня новая? | ||
2.Мысли рассказа противоречат моим прежним представлениям? | ||
3.Все это я знал? | ||
4.Хочу узнать подробнее о творчестве Блока? | ||
5.Узнал много нового и интересного? | ||
6.Это меня заинтересовало? | ||
7.Знакомство с этой поэмой может повлиять на мое мировоззрение? |
Таблица антонимов(демонстрируется учителем)
.
Свет – тьма
Добро — зло
Жизнь — смерть
Порядок — хаос
Прекрасное — безобразное
Белое — черное
Текст — подтекст
Холод — пожар
Радость- горе
Город – вселенная
Раньше – теперь.
Раздаточный материал.
Цитаты |
Жанр |
1. “Товарищ! Гляди в оба!” 2. “Тра-та-та!” 3. “Холодно, товарищи, холодно!” 4. “Как пошли наши ребята В красной гвардии служить- В красной гвардии служить- Буйну голову сложить!” 5. “Шрам не зажил от ножа, У тебя под грудью, Катя, Та царапина свежа! Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши!” 6. “Не слышно шуму городского, Над Невской башней тишина, И больше нет городового- Гуляй, ребята, без вина!” |
-частушки; -разбойничьи песни; -звукоподражание; -отдельные выкрики; -призыв; -городской романс; |
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Технологии, методики, формы работы
Литература
11 класс
07 ноября 2013
Файлы
Леонтьева Ольга Генриховна Презентация.ppt
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»