Многоголосная фактура русской народной и духовной музыки
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ | |
Автор |
Яндринская Ольга Сергеевна |
Должность |
Учитель музыки, искусства, МХК |
Место работы |
МБОУ «Зеленовская СОШ» |
Название материала |
Многоголосная фактура русской народной и духовной музыки |
Предмет |
Музыка |
Целевая аудитория |
6 класс |
Вид ресурса |
Интерактивная презентация (24 слайда), методическое сопровождение |
Цель и задачи ресурса |
Сформировать представление о многоголосной фактуре народной песни; сформировать представление о многоголосной фактуре духовной музыки; закрепить знания по теме; способствовать развитию мышления, памяти, концентрации внимания, расширению кругозора; способствовать формированию коммуникативных и познавательных компетенций учащихся через применение информационно – компьютерных технологий на уроках музыки; создать условия для повышения познавательной и творческо-поисковой активности учащихся, развития их личностно-мотивационной сферы. |
Минимальные требования к аппаратным ресурсам |
персональный компьютер; звуковые колонки; мультимедийный проектор; экран |
Среда, редактор, в котором выполнен продукт |
ПрограммаMicrosoft Office 2007 (Microsoft Word, Microsoft PowerPoint) |
Многоголосная фактура русской народной и духовной музыки. Цель: сформировать представление о многоголосной фактуре народной и духовной музыки. Задачи: 1. в процессе последовательно развернутого материала познакомить с термином «многоголосие»; 2. научить различать «на слух» русские народные песни и церковные песнопения; 3. закрепить отличие с помощью анализа нотных примеров и музыкальных фрагментов. Тип урока:закрепление нового материала. Вид урока:урок-исследование. Музыкальный материал: р.н.п: «Не одна во поле дороженька», «Выйду ночью в поле с конем», «На горушке, на горе…»; духовные песнопения: «Хвали душе моя Господа», «Трисвятое». Дополнительный материал: презентация к уроку, цветные ленточки, партитура русской народной песни и отрывка церковного песнопения; толковые словари; карточки с описанием строения р.н.п. и особенностями духовного песнопения. Ход урока: 1.Организация начала урока. Подготовка к основному этапу урока. (Звучит русская народная песня: «Не одна в поле дороженька» слайд 2-3) — Сегодня, ребята мы отправимся в путешествие по реке времени. Поплывем мы с вами назад, в те времена, когда еще не было ни магнитофонов, ни телевизоров, а самым быстрым транспортом была скаковая лошадь. Долгими зимними вечерами собирались ребятишки около бабушки, и заводила она сказку. Часто сказки пели нараспев, а у многих героев были и свои песенки(слайд 4-5) В те далекие времена песни звучали везде: на праздниках, на посиделках и во время работы. А так как собиралось много людей, то и песни пели все вместе (слайд 6-8) — Обратите внимание на тему нашего урока (слайд 9) Я начала ее писать, но не завершила. Прошу вас в конце урока придумать окончание темы нашего сегодняшнего урока. А теперь мы продолжим наше путешествие. 2.Усвоение новых знаний и способов действий. (слайд 10) — Посмотрите на эти разноцветные ленточки. Вот эта, красная – наша основная мелодия. К ней мы прибавим синюю, желтую, потом еще несколько. Получилось много ленточек, но все они заплетены в одну красивую косу. Так и в песне, из множества голосов складывается одна красивая мелодия. Такое исполнение называется многоголосие. Найдите в словаре, что обозначает слово многоголосие. — (Одновременное звучание нескольких, многих голосов)(слайд 11) — Совершенно верно. Как вы думаете, можно ли сейчас, в классе изобразить многоголосие? — (Можно.) — Почему? — (Потому что нас много.) -Давайте попробуем. 3. Первичная проверка понимания. Игра «Щи да каша – пища наша» (слайд 12) Класс делится пополам, одна группа проговаривает слова в неторопливом темпе, а вторая – В два раза быстрее. Повторить 2-3 раза подряд. Дети должны услышать своеобразную перекличку двух групп. — Молодцы! Как вы думаете, сколько голосов может быть в многоголосии? — (Четыре, три, семь.) — А два может быть? — (Да.) — Конечно, ведь два голоса это тоже много. Давайте вернемся к песне, которая звучала в самом начале урока. Сколько голосов ее исполняли? — (Начинал один, потом много.) 4.Закрепление знаний и способов действий. — Мельгунов Юлий Николаевич родился в 1846 году и занимался исследованием русских народных песен. Он первый выяснил основы и свойства народного многоголосного пения. Сейчас мы постараемся, опираясь на его исследования, узнать строение русской народной многоголосной песни. Индивидуальная работа по карточкам: Текст карточки: — народ поет с помощью системы подголосков, все голоса самостоятельны, все принимают одинаковое участие в целом и каждая мелодия, отдельно взятая, красива сама по себе. Большинство хоровых народных песен начинаются с запева, к которому присоединяется хор. Запев или бывает один раз для всей песни, или все время чередуется с хором. Существенную особенность хорового пения составляют подголоски. Запевало, начав песню, ведет в хоре обыкновенно главную мелодию, занимающую по высоте среднее место. Остальные певцы уклоняются от главной мелодии вверх или вниз, смотря по роду голоса, видоизменяют ее, украшают, или же поют ее же лишь с небольшими уклонениями — одним словом образуют, говоря обычным музыкальным языком, сопровождение мелодии, но своеобразное. Народные певцы обнаруживают иногда замечательную способность сочинять сопровождающие мелодии. Эти-то сопровождающие или украшающие главную мелодию голоса и называются подголосками. После индивидуальной работы с карточками дети рассказывают о строении русской народной многоголосной песни.(слайд 12) — А сейчас откройте партитуру русской народной песни «Зашел козёл в угород». (слайд 13 — 14) Как вы думаете это многоголосная песня или нет? — (Да, многоголосная.) — По каким признакам вы определили? — (Песня написана для двух голосов.) — А мы сможем спеть ее на два голоса? — (Да, но нам надо разделиться. Мальчики будут петь нижний голос, а девочки – верхний.) Исполнение песни на два голоса. — Отвлечемся от народной песни. Было еще одно многоголосие, которое никогда не звучало на улицах. И услышать эту музыку можно только в одном месте – в церкви. Давайте перенесемся с деревенской площади в храм и постараемся осмотреться вокруг.(виртуальное путешествие в церковь Покрова Пресвятой Богородицы слайд 15) Службы проходили в сопровождении специальных песнопений, которые исполнялись без всякого инструментального сопровождения. -Отличается ли эта музыка от народных песен? -(Да. Все голоса звучат стройно, неторопливо.) — Совершенно верно. Это музыка – духовная. Давайте посмотрим в словаре, что значит духовная музыка. — (Это музыка, содержащая текст религиозного характера и предназначенная для исполнения во время церковной службы или в быту) (слайд 16)— У этой музыки совсем другие задачи – она призывает подумать, прислушаться к себе и оценить свои поступки. Большинство духовных музыкальных произведений представляют собой молитвенное обращение человека к Богу. Неслучайно великое множество духовных произведений созданы на псалмы царя Давида (из библейской книги «Псалтирь»), которые для православного человека, являются образцом молитвы. В руководстве по исполнению этих песнопений можно встретить такие строки:(слайд 17) «Исполнять, подобно пению ангелов, дабы не смущать души верующих делами земными». У хора в церкви специальное место – клирос. Оттуда не видно поющих, но голоса разносятся по всему храму, создавая ощущение действительно неземного звучания. — Послушайте отрывок еще раз и попробуйте сосчитать, сколько голосов звучат («Хвали душе моя Господа» — (Три, пять, семь.) — Действительно, сосчитать трудно, потому что в таких произведениях может звучать от 4 до 12 голосов, и у каждого будет своя партия. — Давайте узнаем особенности духовного песнопения: Индивидуальная работа по карточкам: Текст карточки: Для близких обиходу хоровых песнопений характерны бережное отношение к «духу» напева, которое сказывается в дифференциации гармонических приемов, диатоничности, согласованности гармонического и мелодического планов. Характерным становится и сопровождение в виде трезвучной вертикали. Основополагающими чертами этого направления, воспроизведенными и в ХХ веке, следует считать господство текста над музыкой, подчинение музыкального ритма словесной просодии, неповторяемость и одновременное произношение всеми певцами слов текста, отсутствие неестественного растяжения слогов по требованию музыки, исключение сольного пения, умеренный темп музыкального движения, употребление естественных голосовых регистров.
После индивидуальной работы с карточками дети рассказывают об особенностях духовных песнопений (слайд 18) 5. Контроль и самопроверка знаний: — Посмотрите на партитуры, которые лежат у вас на столе. Одна с записью русской народной песни, а другая – отрывок духовного песнопения. Попробуйте разобраться где написано народное многоголосие, а где духовное, и объясните, почему вы так думаете.
— (Разделить детей на 2 группы, одни будут объяснять написание русской народной песни, другие – церковного песнопения. Рисунок нотной записи р.н.п. – вьющаяся линия нот, много подголосков, в церковной музыке «стройные ряды» нотной записи, ритм во всех голосах одинаковый.) (слайд 19)
— Обратите внимание: в нотной записи очень отчетливо видно многоголосие. И, посмотрев на партитуру, вы сможете определить, где написана русская народная песня, а где духовное песнопение.
— А теперь попробуйте на слух отличить народное многоголосие от духовного. Музыкальная викторина:
1. «Выйду ночью в поле с конем» — русская народная песня (слайд 20)
2. «Хвали душе моя Господа» — духовное многоголосие (слайд 20)
3. «Трисвятое» — духовное многоголосие (слайд 21)
4. «На горушке, на горе» — русская народная песня (слайд 21)
6. Подведение итога урока:
-Сегодня мы с вами побывали в прошлом. Скажите, что вам больше всего запомнилось? Какие мелодии запомнились?
Давайте вернемся к теме нашего урока (слайд 22). Предложите свой вариант ее окончания.
— (Многоголосие народное и духовное)
— Я надеюсь, что вам еще не раз захочется побывать в разных временах и послушать, какая музыка тогда звучала.
7. Информация о домашнем задании:
— Сделать подборку многоголосных песнопений народного и духовного содержания. Записать на диск для последующего обмена с товарищами.
Список литературы и интернет ресурсы:
1.Т.А.Затямина Современный урок музыки — М.: Глобус, 2007г.
2.Л.В.Золина Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. –М.: Глобус, 2008.
3.Виртуальное путешествие в церковь Покрова Пресвятой Богородицы http://www.pokrovskaya.bogoslovka.ru
4.Краткий музыкальный словарь http://slovari.yandex.ru
5.Пейзажи деревни http://www.rulez-t.info
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ |
|
Автор |
Яндринская Ольга Сергеевна |
Должность |
Учитель музыки, искусства, МХК |
Место работы |
МБОУ «Зеленовская СОШ» |
Название материала |
Многоголосная фактура русской народной и духовной музыки |
Предмет |
Музыка |
Целевая аудитория |
6 класс |
Вид ресурса |
Интерактивная презентация (24 слайда), методическое сопровождение |
Цель и задачи ресурса |
|
Минимальные требования к аппаратным ресурсам |
|
Среда, редактор, в котором выполнен продукт |
Программа Microsoft Office 2007 (Microsoft Word, Microsoft PowerPoint) |
Многоголосная фактура русской народной и духовной музыки.
Цель: сформировать представление о многоголосной фактуре народной и духовной музыки.
Задачи:
-
в процессе последовательно развернутого материала познакомить с термином «многоголосие»;
-
научить различать «на слух» русские народные песни и церковные песнопения;
-
закрепить отличие с помощью анализа нотных примеров и музыкальных фрагментов.
Тип урока: закрепление нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Музыкальный материал: р.н.п: «Не одна во поле дороженька», «Выйду ночью в поле с конем», «На горушке, на горе…»; духовные песнопения: «Хвали душе моя Господа», «Трисвятое».
Дополнительный материал: презентация к уроку, цветные ленточки, партитура русской народной песни и отрывка церковного песнопения; толковые словари; карточки с описанием строения р.н.п. и особенностями духовного песнопения.
Ход урока:
1.Организация начала урока. Подготовка к основному этапу урока.
(Звучит русская народная песня: «Не одна в поле дороженька» слайд 2-3)
- Сегодня, ребята мы отправимся в путешествие по реке времени. Поплывем мы с вами назад, в те времена, когда еще не было ни магнитофонов, ни телевизоров, а самым быстрым транспортом была скаковая лошадь. Долгими зимними вечерами собирались ребятишки около бабушки, и заводила она сказку. Часто сказки пели нараспев, а у многих героев были и свои песенки (слайд 4-5)
В те далекие времена песни звучали везде: на праздниках, на посиделках и во время работы. А так как собиралось много людей, то и песни пели все вместе (слайд 6-8)
- Обратите внимание на тему нашего урока (слайд 9) Я начала ее писать, но не завершила. Прошу вас в конце урока придумать окончание темы нашего сегодняшнего урока. А теперь мы продолжим наше путешествие.
2.Усвоение новых знаний и способов действий.
(слайд 10)
- Посмотрите на эти разноцветные ленточки. Вот эта, красная – наша основная мелодия. К ней мы прибавим синюю, желтую, потом еще несколько. Получилось много ленточек, но все они заплетены в одну красивую косу. Так и в песне, из множества голосов складывается одна красивая мелодия. Такое исполнение называется многоголосие. Найдите в словаре, что обозначает слово многоголосие.
- (Одновременное звучание нескольких, многих голосов)(слайд 11)
- Совершенно верно. Как вы думаете, можно ли сейчас, в классе изобразить многоголосие?
- (Можно.)
- Почему?
- (Потому что нас много.)
-Давайте попробуем.
3. Первичная проверка понимания.
Игра «Щи да каша – пища наша» (слайд 12)
Класс делится пополам, одна группа проговаривает слова в неторопливом темпе, а вторая – В два раза быстрее. Повторить 2-3 раза подряд. Дети должны услышать своеобразную перекличку двух групп.
- Молодцы! Как вы думаете, сколько голосов может быть в многоголосии?
- (Четыре, три, семь.)
- А два может быть?
- (Да.)
- Конечно, ведь два голоса это тоже много. Давайте вернемся к песне, которая звучала в самом начале урока. Сколько голосов ее исполняли?
- (Начинал один, потом много.)
4.Закрепление знаний и способов действий.
- Мельгунов Юлий Николаевич родился в 1846 году и занимался исследованием русских народных песен. Он первый выяснил основы и свойства народного многоголосного пения. Сейчас мы постараемся, опираясь на его исследования, узнать строение русской народной многоголосной песни.
Индивидуальная работа по карточкам:
Текст карточки:
- народ поет с помощью системы подголосков, все голоса самостоятельны, все принимают одинаковое участие в целом и каждая мелодия, отдельно взятая, красива сама по себе. Большинство хоровых народных песен начинаются с запева, к которому присоединяется хор. Запев или бывает один раз для всей песни, или все время чередуется с хором. Существенную особенность хорового пения составляют подголоски. Запевало, начав песню, ведет в хоре обыкновенно главную мелодию, занимающую по высоте среднее место. Остальные певцы уклоняются от главной мелодии вверх или вниз, смотря по роду голоса, видоизменяют ее, украшают, или же поют ее же лишь с небольшими уклонениями — одним словом образуют, говоря обычным музыкальным языком, сопровождение мелодии, но своеобразное. Народные певцы обнаруживают иногда замечательную способность сочинять сопровождающие мелодии. Эти-то сопровождающие или украшающие главную мелодию голоса и называются подголосками.
После индивидуальной работы с карточками дети рассказывают о строении русской народной многоголосной песни.(слайд 12)
- А сейчас откройте партитуру русской народной песни «Зашел козёл в угород». (слайд 13 - 14) Как вы думаете это многоголосная песня или нет?
- (Да, многоголосная.)
- По каким признакам вы определили?
- (Песня написана для двух голосов.)
- А мы сможем спеть ее на два голоса?
- (Да, но нам надо разделиться. Мальчики будут петь нижний голос, а девочки – верхний.)
Исполнение песни на два голоса.
- Отвлечемся от народной песни. Было еще одно многоголосие, которое никогда не звучало на улицах. И услышать эту музыку можно только в одном месте – в церкви. Давайте перенесемся с деревенской площади в храм и постараемся осмотреться вокруг.(виртуальное путешествие в церковь Покрова Пресвятой Богородицы слайд 15)
Службы проходили в сопровождении специальных песнопений, которые исполнялись без всякого инструментального сопровождения.
- Отличается ли эта музыка от народных песен?
- (Да. Все голоса звучат стройно, неторопливо.)
- Совершенно верно. Это музыка – духовная. Давайте посмотрим в словаре, что значит духовная музыка.
- (Это музыка, содержащая текст религиозного характера и предназначенная для исполнения во время церковной службы или в быту) (слайд 16)
- У этой музыки совсем другие задачи – она призывает подумать, прислушаться к себе и оценить свои поступки. Большинство духовных музыкальных произведений представляют собой молитвенное обращение человека к Богу. Неслучайно великое множество духовных произведений созданы на псалмы царя Давида (из библейской книги «Псалтирь»), которые для православного человека, являются образцом молитвы.
В руководстве по исполнению этих песнопений можно встретить такие строки:
(слайд 17)
«Исполнять, подобно пению ангелов, дабы не смущать души верующих делами земными».
У хора в церкви специальное место – клирос. Оттуда не видно поющих, но голоса разносятся по всему храму, создавая ощущение действительно неземного звучания.
- Послушайте отрывок еще раз и попробуйте сосчитать, сколько голосов звучат («Хвали душе моя Господа»
- (Три, пять, семь.)
- Действительно, сосчитать трудно, потому что в таких произведениях может звучать от 4 до 12 голосов, и у каждого будет своя партия.
- Давайте узнаем особенности духовного песнопения:
Индивидуальная работа по карточкам:
Текст карточки:
Для близких обиходу хоровых песнопений характерны бережное отношение к «духу» напева, которое сказывается в дифференциации гармонических приемов, диатоничности, согласованности гармонического и мелодического планов. Характерным становится и сопровождение в виде трезвучной вертикали. Основополагающими чертами этого направления, воспроизведенными и в ХХ веке, следует считать господство текста над музыкой, подчинение музыкального ритма словесной просодии, неповторяемость и одновременное произношение всеми певцами слов текста, отсутствие неестественного растяжения слогов по требованию музыки, исключение сольного пения, умеренный темп музыкального движения, употребление естественных голосовых регистров.
После индивидуальной работы с карточками дети рассказывают об особенностях духовных песнопений (слайд 18)
5. Контроль и самопроверка знаний:
- Посмотрите на партитуры, которые лежат у вас на столе. Одна с записью русской народной песни, а другая – отрывок духовного песнопения. Попробуйте разобраться где написано народное многоголосие, а где духовное, и объясните, почему вы так думаете.
- (Разделить детей на 2 группы, одни будут объяснять написание русской народной песни, другие – церковного песнопения. Рисунок нотной записи р.н.п. – вьющаяся линия нот, много подголосков, в церковной музыке «стройные ряды» нотной записи, ритм во всех голосах одинаковый.) (слайд 19)
- Обратите внимание: в нотной записи очень отчетливо видно многоголосие. И, посмотрев на партитуру, вы сможете определить, где написана русская народная песня, а где духовное песнопение.
- А теперь попробуйте на слух отличить народное многоголосие от духовного. Музыкальная викторина:
1. «Выйду ночью в поле с конем» - русская народная песня (слайд 20)
2. «Хвали душе моя Господа» - духовное многоголосие (слайд 20)
3. «Трисвятое» - духовное многоголосие (слайд 21)
4. «На горушке, на горе» - русская народная песня (слайд 21)
6. Подведение итога урока:
-Сегодня мы с вами побывали в прошлом. Скажите, что вам больше всего запомнилось? Какие мелодии запомнились?
Давайте вернемся к теме нашего урока (слайд 22). Предложите свой вариант ее окончания.
- (Многоголосие народное и духовное)
- Я надеюсь, что вам еще не раз захочется побывать в разных временах и послушать, какая музыка тогда звучала.
7. Информация о домашнем задании:
- Сделать подборку многоголосных песнопений народного и духовного содержания. Записать на диск для последующего обмена с товарищами.
Список литературы и интернет ресурсы:
1.Т.А.Затямина Современный урок музыки - М.: Глобус, 2007г.
2.Л.В.Золина Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. –М.: Глобус, 2008.
3.Виртуальное путешествие в церковь Покрова Пресвятой Богородицы http://www.pokrovskaya.bogoslovka.ru
4.Краткий музыкальный словарь http://slovari.yandex.ru
5.Пейзажи деревни http://www.rulez-t.info
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»