В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Творческий проект "Толерантность спасет мир"

Творческий проект "Толерантность спасет мир"

Ольга Шомшина
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 15326
Краткое описание
Цель:  Привлечь учащихся к изучению проблемы толерантности;
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Усть-Элегестинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва
Творческий проект «Толерантность спасет мир» Подготовил: Маадыр Айдысмаа ученица 6 класса Руководитель: педагог-психолог МБОУ Усть-Элегестинской СОШ Шомшина О.Р. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта «Толерантность спасет мир»
Руководитель проекта Педагог-психолог МБОУ Усть-Элегестинской СОШ Шомшина Ольга Руслановна
Участники реализации проекта Учащиеся МБОУ Усть-Элегестинской СОШ;
Исполнители проекта Инициативная группа из учащихся МБОУ Усть-Элегестинской СОШ;
База реализации проекта Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Усть-Элегестинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Кызылский кожуун» РТ
Цели и задачи Цель:Привлечь учащихся к изучению проблемы толерантности; Задачи: · Формирование интереса у участников проекта к изучению и осознанию важности проблемы толерантности; · Воспитание толерантности, чувства уважения, сопереживания, гуманности; · Развитие творческих способностей обучающихся; организация просветительской работы.· Организация межличностного взаимодействия в духе толерантности в ходе работы над презентацией проекта. · Рассказать о таком качестве, как «толерантность» в интересной и доступной форме для учащихся МБОУ Усть-Элегестинской СОШ; · Создать агитбригаду для ведения просветительской работы среди школьников.
Характеристика основных мероприятий проекта Организационный 1 этап
Март-апрель 2013 года
  1. Аналитико-диагностическая деятельность:
· проведение мониторинга уровня воспитанности и толерантности обучающихся.
  1. Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения.
  2. Изучение литературы, публикаций по толерантности, методических рекомендаций.
  3. Формирование проектной группы.
  4. Создание материальной и методической базы для реализации проекта.
Реализационный 2 этап Сентябрь 2013год.1. Реализация основных целей и задач, осуществление задуманных идей. 2. Распределение обязанностей между участниками творческой группы.3. Проведение Дня толерантности в рамках проекта «Толерантность спасет мир» Аналитический 3этап
Октябрь 2013 года
  1. Определение перспектив дальнейшей работы по программе.
  2. Презентация результатов реализации краткосрочного проекта на НПК «Толерантность – это касается каждого» среди ОУ муниципального района «Кызылский кожуун» РТ
Сроки реализации Проект реализуется с марта по октябрь 2013 года.
Область изменения · Построение толерантной среды в образовательном пространстве начальной школы; · применение качественно новых подходов воспитания с использованием методов активной педагогики, рекомендаций ФГОСа; · введение базовых ценностей толерантности в содержание обучения.
· формирование в сознании школьника представления о толерантности как о ценности.
· усвоение обучающимися базовых ценностей толерантности, культуры и
навыков общения;
· рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности;
· повышение уровней воспитанности, развития коммуникативных навыков;
· знание и уважение культурных традиций народов
Продукт проектной деятельности Агитбригада «Толерантность спасет мир»

Введение Актуальность. Я, ты, он, она — вместе дружная страна, вместе — дружная семья, в слове «мы» — сто тысяч «я»!» — так оптимистично и жизнеутверждающе начинается неко­гда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс».

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия. В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров, социальных слоёв…, поэтому надо уметь уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.
Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь. Руководитель проекта: Шомшина Ольга Руслановна – педагог-психолог МБОУ Усть-Элегестинской СОШУчастники проекта: Учащиеся МБОУ Усть-Элегестинской СОШ; База реализации проекта:МБОУ Усть-Элегестинская СОШ;Цель:Привлечь учащихся к изучению проблемы толерантности; Рассказать о таком качестве, как «толерантность» в интересной и доступной форме для учащихся МБОУ Усть-Элегестинской СОШ; Создать агитбригаду для ведения просветительской работы среди школьников. Задачи: 1. Формировать интерес у участников проекта к изучению и осознанию важности проблемы толерантности; 2. Воспитание толерантности, чувства уважения, сопереживания, гуманности; 3. Развитие творческих способностей обучающихся; организация просветительской работы.4. организация межличностного взаимодействия в духе толерантности в ходе работы над презентацией проекта.Тип проекта:информационный, творческий, краткосрочный.Этапы реализации проекта: I. Организационный: 1. Подбор материала. 2. Создание творческой группы учащихся. 3. Сообщение целей и задач проекта. II. Основной: 1. Создание творческой работы по теме ««Мы интересны друг другу, потому что мы разные» 4. Мозговой штурм. Разработка идей по защите творческой работы. 5. Принятие решения. Написание сценария. 6. Распределение ролей и обязанностей. III. Заключительный: 1. Презентация творческой работы (по сценарию). 2. Участие в НПК 3. Рефлексия. 3. Анализ результатов. Смета расходов
Наименование Количество Стоимость Источник финансирования
1 Распечатка буклетов 50 шт. 1000 Спонсорская помощь
2 Распечатка листовок 100 шт. 1000 Спонсорская помощь
3 Распечатка флайеров 100 шт. 1000 Спонсорская помощь

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы толерантности 1.1 Толерантность: сущность, роль и значимость для личности и общества.
Для того чтобы понять сущность, уровень и особенности проявления толерантности современного российского общества необходимо, прежде всего, четко определить значение самого термина «толерантность». В различных словарях, энциклопедиях, соответствующих научных работах даются практически одинаковые по сущности определения этого понятия, которые различаются в основном по полноте описания его конкретных составляющих и проявлений. Так в «Новой философской энциклопедии» (Москва. «Мысль».2001 г.) толерантность трактуется как «…качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равно достойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванное всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его прав на отличие». В « Социологическом энциклопедическом словаре» (Москва, ИНФРА М-НОРМА, 1998 г.) даётся следующее определение: «Толерантность-терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям». В «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО. 1995 г.) она определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися между собой по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям». По определению автора, «толерантность — определённая мировоззренческая и нравственно-психологическая установка личности на то, в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые ей идеи, обычаи, нормы поведения, ситуации и т.д.» Таким образом, основной смысл толерантности – терпимость к «чуждому», «иному». Это качество присуще как отдельной личности, так и конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом. Необходимо чётко различать понятия «терпимость» и «терпение» (в их социальном понимании). Терпение – уровень, психологический порог восприятия личностью (общественными слоями, группами) неблагоприятных для неё социальных, духовных и других воздействий, выше которого она теряет психологическую и волевую стабильность и способна к непредсказуемым действиям. Рассматривая проблему толерантности, следует сразу же сделать два важных замечания. Во-первых, под «чуждыми», «иными» не подразумеваются идеи, поведение, поступки, обряды, которые неминуемо ведут к деградации, к разрушению социального, духовного. Безусловной проблемой в данном случае является то, что на практике не всегда сразу же и однозначно выявляется их катастрофическая, негативная ценность. Отсюда и трудности в оценках этих идей, и соответственно личностные общественные сложности в формирования определённого к ним отношения. С другой стороны, не следует забывать, что именно толерантное отношение, лишённое желания сразу же запретить, заклеймить и позволяет выявить подлинную сущность «иного». Из этого вытекает и другое замечание. Толерантность не предполагает обязательного отказа от критики, от дискуссии, и тем более от собственных убеждений. Для любого, а особенно для социологического анализа данного явления важно не только вывести её общую дефиницию, но и выделить конкретные уровни толерантности «чуждому», «иному» и к его носителям. В исследованиях следующим образом определяются эти уровни: активное осуждение, требование применения к «иному» репрессивных мер; Осуждение, требование непримиримой идейной борьбы, разоблачений, общественного запрета «чуждого», но без применения репрессивных мер: Безразличное отношение к «чуждому», «иному»; Неприятие «чуждого», но уважительное отношение к нему и его носителям; Действенное уважение к «чуждому», «иному», борьба за то, чтобы оно не отторгалось в обществе и имело полное право быть достойно в нём представленным. Первые два уровня характеризуют личность (общество) с отрицательными мировоззренческими и нравственно-психологическими установками на терпимость. Третий – с незрелыми установками. Четвёртый-пятый – с разной степенью развитой толерантностью. Можно сформулировать несколько иные уровни толерантности, но в любом случае для исследования, анализа важно достаточно чётко представить себе, в каком случае необходимо характеризовать её как достаточно низкую, в каком – среднюю, в каком высокую. Роль и значение толерантности в обществе вытекает из самой её сущности. Именно направленность, уровень отношения основной массы людей к различным идеологическим теориям, религиозным взглядам, к людям разных национальностей, к различным культурным явлениям в первую определяют общественную стабильность, являются непременным условием социального и духовно-нравственного прогресса. Толерантность является ключевым духовно нравственным принципом гражданского общества. Уровень толерантности отдельного человека во многом характеризует его личные качества, обусловливает его отношения с другими людьми. Исходя из этого, во многих социологических и политологических теориях уровень, степень толерантности общества рассматривается как один из ведущих, иногда главных критериев духовного, социального, политико-государственного развития общества. Именно поэтому в практике реального политического процесса, государственного управления его формированию всегда уделялось особое внимание. Можно вспомнить в связи с этим и борьбу за свободу совести сторонников Реформации (М.Лютер) и призыв к уважению инакомыслящих Ф.Вольтера, П.Бейля, и трактовку толерантности с точки зрения политического утилитаризма М.Монтеня и Ж.-Ж.Руссо и борьба за практическое воплощение идей толерантности в жизнь общества в эпоху Просвещения, и, конечно, усилия философов и практиков либерализма. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванное локальными войнами; проблемами беженцев. Не случайно в 1995 году ЮНЕСКО приняла специальную «Декларацию принципов толерантности». Непременным условием для эффективного осуществления этих и других программ является, прежде всего, чёткое понимание сегодняшнего состояния толерантности в российском обществе: её уровень в целом, по отдельным направлениям, тенденции изменений и другие параметры.
Глава 2. Практические пути воспитания толерантности на примере МБОУ Усть-Элегестинской СОШ Вот уже несколько лет мы живем в 21 веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Мероприятия, в которых принимают участие учащиеся, служат хорошим средством воспитания различных сторон личности, в том числе и толерантности. 1.1.Описание реализации проекта Для того что бы создать творческую группу был проведен среди учащихся школы отбор, где им предстояло показать свою креативность, рассказать почему проблема толерантности является актуальной на сегодняшний день. Отбор прошли 15 учащихся (Ооржак Алиса, Маадыр Айдысмаа, Белокопытова Диана, Кужугет Света, Даржа Байсклана, Кадырмышева Диана, Лопсан Чочагай, Чорбаа Аялга, Кужугет Юля, Калинкина Катя, Уремчи Айдын, Псарев Даниил, Тюлюш Долаана, Макпан-оол Диана, Ларионова Зоя) – из них была создана инициативная группа по реализации проекта.После отбора учащихся, был проведен сбор участников и ознакомление с целью и задачами проекта. Проведена вводная беседа руководителем проекта, о том, что такое «Толерантность», выслушаны точки зрения учащихся на проблему толерантности в Республике Тыва и в нашей школе. Проводились дебаты на тему «В современном мире лучше быть толерантным или интолерантным». На основном этапе реализации проекта был проведен мозговой штурм, где учащиеся предлагали в какой форме можно достичь цели проекта. Из множества предложенных вариантов были выбраны: · Создание агитбригады «Толерантность спасет мир»; · Раздача буклетов, листовок, флайеров; Следующим, было написание сценария выступления агитбригады «Толерантность спасет мир» (Приложение 1), составление макетов листовок, флайеров и буклетов(Приложение 2). Учащимся по желанию нужно было разделиться на группы: 1 группа – создание макетов флайеров, буклетов, листовок. (Калинкина Катя, Макпан-оол Диана); 2 группа – подготовка сценария для агитбригады (Кужугет Юля, Псарев Даниил); 3 группа – подготовка реквизитов (Уремчи Айдын, Ларионова Зоя); 4 группа – участники агитбригады «Толерантность спасет мир». Подбор и обработка материала осуществлялась 1 и 2 группами. Для этого, учащиеся посетили сельскую библиотеку, выбирая интересную информацию по проблеме, для создания листовок, флайеров и буклетов, подобран материал из сети Интернет.  3 группа работала по созданию реквизита (смайлы), а так же фотографировали творческий процесс и делали видео.  4 группа заучивали текст выступления агитбригады, проводили репетиции. 11 октября на базе МБОУ Усть-Элегестинской СОШ на вечере посвященном вхождению Тувы в состав России, была показана Агитбригада. В течении дня на переменах была организована раздача памяток, буклетов и флайеров. На большой перемене было организовано выступление агитбригады «Толерантность спасет мир». 16 ноября 2013 года с данным проектом планируется выступить на Научно-практической конференции общеобразовательных учреждений Кызылского кожууна «Толерантность – это касается каждого».
Вывод Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма” 
Данным проектом мы попытались понять, почему эта проблема особенно актуальна для современной России? Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты. 16 ноября 1995 года ООН утверждена Международная декларация принципов толерантности, в которой дается определение данного понятия: Толерантность — это уважение, принятие и правильное понимание богато­го многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов прояв­ления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность — это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. 
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жиз­ни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает суще­ствовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Толерантность — глобальная проблема всего общества. На слуху проявления национализма (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав); дискриминация по признаку пола, сексуальной ориен­тации и других различий (лишение социальных благ, от­рицание прав человека, изоляция в обществе); расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосхо­дят другие); фашизм; осквернение религиозных или культурных символов
Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты. 


Список использованной литературы 1. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002. 2. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность. Взгляд – поиск — решение., М., 2002. 3. Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Росто–на–Дону, 2002. 4. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002. 5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть I, М., 2000. 6. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, М., 2002. 7. Фопель К. Энергия паузы, М., 2002.ний (теория и практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002.
При ложение 1. Сценарий выступления Агитбригады «Толерантность спасет мир»

Все вместе:
Я, ты, он, она —
Вместе — целая страна!
Вместе — дружная семья,
В слове мы — сто тысяч Я!
Большеглазых, озорных
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых —
В городах и селах!
1-й: Родина моя – Россия – дружная семья народов, людей разных культур! Что нас объединяет? Стремление к миру! Толерантность – путь к миру! 2-й: Я живу в 21 веке. Мне хотелось бы жить в мире и дружбе со всеми народами мира, чтобы никогда не было войны. 3-й: Мир – это уважение друг к другу. 4-й: Мы должны помнить, что на свете нет ни одного человека, лишенного чувств. И мы должны быть осторожны в своих словах и поступках, чтобы не причинять боли и обиды. 5-й: Люди всех наций и расс должны жить дружно. Потому что они живут на одной планете. 6-й: Сегодня некоторые ученые утверждают, что катастрофы, происходящие сейчас на Земле, как техногенные, так и климатические — это плата за то, что люди враждуют, ненавидят друг друга. 7 –й: Происходит огромный выброс энергии отрицательных эмоций человечества. 8 –й: Психологи отмечают увеличение случаев агрессивности и раздражительности у большинства людей. 9-й: А на почве расизма, национализма, религиозного фанатизма происходят злодеяния. Ежедневно мы видим немало примеров насилия и нетерпимости.Или слышим о них с экрана телевизора, читаем в газетах и журналах, на сайтах Интернета. 10-й: Обычным делом стал захват заложников. Обычными событиями новостей стали терроризм, взрывы бомб в кафе, на дискотеках, на рынках, в метро, в аэровокзале. Меняется только география мест, где снова и снова погибают люди.
1-й: Проходит время, а боль в сердцах не утихает…
Нам суждено дышать всем воздухом одним.
Давайте-ка мы все навек объединимся!
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся!
И мы можем и должны учиться быть толерантными!
Жить в согласии друг с другом!
Ценить друг друга!
Принимать окружающих такими, какие они есть!
Просмотр видео презентации (Приложение 3).
2-й: Мы на свет родились, чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружит.
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.
3-й: Мы хотим кувыркаться в зеленой траве
И смотреть, как плывут облака в синеве,
И в прохладную речку нырять в летний зной,
И в ладоши ловить теплый дождик грибной.
4-й: Как здорово, что мы с тобой друзья.
Друзья, а значит, не чужие.
А значит то, что мы: и ты, и я –
Хоть что-то значим друг для друга в этом мире.
5-й: И иногда мы думаем о нас,
И даже мысли наши рядом где-то,
А иногда, да впрочем, всякий раз
Мы никому не говорим об этом.
6-й: Как будто это маленький секрет
Лишь только двух друзей.
Лишь только твой и мой.
Нам до других секретов дела нет.
Как здорово, что мы друзья с тобой!
7-й: Друзья! Мы были рады
Прибыть сегодня в этот зал,
И для нас уже награда
Вниманье ваших добрых глаз.
8-й: Мы знаем: каждый в зале гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений —
Мы провели агитурок!
9-й: Урока время истекло!
И мы вам благодарны
За то, что встретили тепло.
Все хором: ТАК БУДЬТЕ Ж ТОЛЕРАНТНЫ!
Исполнение песни:
Мир, в котором я живу
Не делится на части, пока в нём есть любовь
Знать не в снах, а наяву
Каким бывает счастье, делить его с тобой.
Жила-была девочка — золотистые косы
Мирила огонь и лёд, небо, солнце и грозы
Припев:
Я знаю пароль, я вижу ориентир
Я верю, толерантность всегда спасёт мир
Я знаю пароль, я вижу ориентир
Я верю, толерантность всегда спасёт мир

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Проект Шомшина О.Р..docx Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Усть-Элегестинская средняя общеобразовательная школа

муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва









Творческий проект

«Толерантность спасет мир»

C:\Users\Ольга\Desktop\моя\агитбригада по толерантности\Новая папка (4)\плакат-толерантность.jpg

Подготовил:

Маадыр Айдысмаа ученица 6 класса

Руководитель:

педагог-психолог

МБОУ Усть-Элегестинской СОШ

Шомшина О.Р.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА



Наименование проекта

«Толерантность спасет мир»

Руководитель проекта

Педагог-психолог МБОУ Усть-Элегестинской СОШ Шомшина Ольга Руслановна

Участники реализации проекта

Учащиеся МБОУ Усть-Элегестинской СОШ;

Исполнители проекта

Инициативная группа из учащихся МБОУ Усть-Элегестинской СОШ;

База реализации проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Усть-Элегестинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Кызылский кожуун» РТ

Цели и задачи

Цель: Привлечь учащихся к изучению проблемы толерантности;

Задачи:

  • Формирование интереса у участников проекта к изучению и осознанию важности проблемы толерантности;

  • Воспитание толерантности, чувства уважения, сопереживания, гуманности;

  • Развитие творческих способностей обучающихся; организация просветительской работы.

  • Организация межличностного взаимодействия в духе толерантности в ходе работы над презентацией проекта.

  • Рассказать о таком качестве, как «толерантность» в интересной и доступной форме для учащихся МБОУ Усть-Элегестинской СОШ;

  • Создать агитбригаду для ведения просветительской работы среди школьников.


Характеристика основных мероприятий проекта

Организационный 1 этап

Март-апрель 2013 года

  1. Аналитико-диагностическая деятельность:

  • проведение мониторинга уровня воспитанности и толерантности обучающихся.

  1. Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения.

  2. Изучение литературы, публикаций по толерантности, методических рекомендаций.

  3. Формирование проектной группы.

  4. Создание материальной и методической базы для реализации проекта.

Реализационный 2 этап

Сентябрь 2013год.

  1. Реализация основных целей и задач, осуществление задуманных идей.

  2. Распределение обязанностей между участниками творческой группы.

  3. Проведение Дня толерантности в рамках проекта «Толерантность спасет мир»

Аналитический 3этап

Октябрь 2013 года

  1. Определение перспектив дальнейшей работы по программе.

  2. Презентация результатов реализации краткосрочного проекта на НПК «Толерантность – это касается каждого» среди ОУ муниципального района «Кызылский кожуун» РТ

Сроки реализации

Проект реализуется с марта по октябрь 2013 года.

Область изменения

  • Построение толерантной среды в образовательном пространстве начальной школы;

  • применение качественно новых подходов воспитания с использованием методов активной педагогики, рекомендаций ФГОСа;

  • введение базовых ценностей толерантности в содержание обучения.

  • формирование в сознании школьника представления о толерантности как о ценности.

  • усвоение обучающимися базовых ценностей толерантности, культуры и

навыков общения;

  • рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности;

  • повышение уровней воспитанности, развития коммуникативных навыков;

  • знание и уважение культурных традиций народов

Продукт проектной деятельности


Агитбригада «Толерантность спасет мир»


Введение

Актуальность. Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч "я"!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс». 
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия. В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров, социальных слоёв…, поэтому надо уметь уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.

Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Руководитель проекта: Шомшина Ольга Руслановна – педагог-психолог МБОУ Усть-Элегестинской СОШ

Участники проекта: Учащиеся МБОУ Усть-Элегестинской СОШ;

База реализации проекта: МБОУ Усть-Элегестинская СОШ;

Цель: Привлечь учащихся к изучению проблемы толерантности; Рассказать о таком качестве, как «толерантность» в интересной и доступной форме для учащихся МБОУ Усть-Элегестинской СОШ; Создать агитбригаду для ведения просветительской работы среди школьников.

Задачи:

  1. Формировать интерес у участников проекта к изучению и осознанию важности проблемы толерантности;

  2. Воспитание толерантности, чувства уважения, сопереживания, гуманности;

  3. Развитие творческих способностей обучающихся; организация просветительской работы.

  4. организация межличностного взаимодействия в духе толерантности в ходе работы над презентацией проекта.

Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.

Этапы реализации проекта:

I. Организационный:

1. Подбор материала.

2. Создание творческой группы учащихся.

3. Сообщение целей и задач проекта.

II. Основной:

1. Создание творческой работы по теме ««Мы интересны друг другу, потому что мы разные»

4. Мозговой штурм. Разработка идей по защите творческой работы.

5. Принятие решения. Написание сценария.

6. Распределение ролей и обязанностей.

III. Заключительный:

1. Презентация творческой работы (по сценарию).

2. Участие в НПК

3. Рефлексия.

3. Анализ результатов.

Смета расходов


Наименование

Количество

Стоимость

Источник финансирования

1

Распечатка буклетов

50 шт.

1000

Спонсорская помощь

2

Распечатка листовок

100 шт.

1000

Спонсорская помощь

3

Распечатка флайеров

100 шт.

1000

Спонсорская помощь

































Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы толерантности

1.1 Толерантность: сущность, роль и значимость для личности и общества.


Для того чтобы понять сущность, уровень и особенности проявления толерантности современного российского общества необходимо, прежде всего, четко определить значение самого термина «толерантность».

В различных словарях, энциклопедиях, соответствующих научных работах даются практически одинаковые по сущности определения этого понятия, которые различаются в основном по полноте описания его конкретных составляющих и проявлений.

Так в «Новой философской энциклопедии» (Москва. «Мысль».2001 г.) толерантность трактуется как «…качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равно достойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванное всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его прав на отличие».

В « Социологическом энциклопедическом словаре» (Москва, ИНФРА М-НОРМА, 1998 г.) даётся следующее определение: «Толерантность-терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям».

В «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО. 1995 г.) она определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися между собой по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».

По определению автора, «толерантность - определённая мировоззренческая и нравственно-психологическая установка личности на то, в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые ей идеи, обычаи, нормы поведения, ситуации и т.д.»

Таким образом, основной смысл толерантности – терпимость к «чуждому», «иному». Это качество присуще как отдельной личности, так и конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом.

Необходимо чётко различать понятия «терпимость» и «терпение» (в их социальном понимании). Терпение – уровень, психологический порог восприятия личностью (общественными слоями, группами) неблагоприятных для неё социальных, духовных и других воздействий, выше которого она теряет психологическую и волевую стабильность и способна к непредсказуемым действиям.

Рассматривая проблему толерантности, следует сразу же сделать два важных замечания. Во-первых, под «чуждыми», «иными» не подразумеваются идеи, поведение, поступки, обряды, которые неминуемо ведут к деградации, к разрушению социального, духовного. Безусловной проблемой в данном случае является то, что на практике не всегда сразу же и однозначно выявляется их катастрофическая, негативная ценность. Отсюда и трудности в оценках этих идей, и соответственно личностные общественные сложности в формирования определённого к ним отношения. С другой стороны, не следует забывать, что именно толерантное отношение, лишённое желания сразу же запретить, заклеймить и позволяет выявить подлинную сущность «иного». Из этого вытекает и другое замечание. Толерантность не предполагает обязательного отказа от критики, от дискуссии, и тем более от собственных убеждений.

Для любого, а особенно для социологического анализа данного явления важно не только вывести её общую дефиницию, но и выделить конкретные уровни толерантности «чуждому», «иному» и к его носителям.

В исследованиях следующим образом определяются эти уровни: активное осуждение, требование применения к «иному» репрессивных мер; Осуждение, требование непримиримой идейной борьбы, разоблачений, общественного запрета «чуждого», но без применения репрессивных мер: Безразличное отношение к «чуждому», «иному»; Неприятие «чуждого», но уважительное отношение к нему и его носителям; Действенное уважение к «чуждому», «иному», борьба за то, чтобы оно не отторгалось в обществе и имело полное право быть достойно в нём представленным.

Первые два уровня характеризуют личность (общество) с отрицательными мировоззренческими и нравственно-психологическими установками на терпимость. Третий – с незрелыми установками. Четвёртый-пятый – с разной степенью развитой толерантностью.

Можно сформулировать несколько иные уровни толерантности, но в любом случае для исследования, анализа важно достаточно чётко представить себе, в каком случае необходимо характеризовать её как достаточно низкую, в каком – среднюю, в каком высокую.

Роль и значение толерантности в обществе вытекает из самой её сущности. Именно направленность, уровень отношения основной массы людей к различным идеологическим теориям, религиозным взглядам, к людям разных национальностей, к различным культурным явлениям в первую определяют общественную стабильность, являются непременным условием социального и духовно-нравственного прогресса.

Толерантность является ключевым духовно нравственным принципом гражданского общества. Уровень толерантности отдельного человека во многом характеризует его личные качества, обусловливает его отношения с другими людьми.

Исходя из этого, во многих социологических и политологических теориях уровень, степень толерантности общества рассматривается как один из ведущих, иногда главных критериев духовного, социального, политико-государственного развития общества. Именно поэтому в практике реального политического процесса, государственного управления его формированию всегда уделялось особое внимание.

Можно вспомнить в связи с этим и борьбу за свободу совести сторонников Реформации (М.Лютер) и призыв к уважению инакомыслящих Ф.Вольтера, П.Бейля, и трактовку толерантности с точки зрения политического утилитаризма М.Монтеня и Ж.-Ж.Руссо и борьба за практическое воплощение идей толерантности в жизнь общества в эпоху Просвещения, и, конечно, усилия философов и практиков либерализма.

В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванное локальными войнами; проблемами беженцев. Не случайно в 1995 году ЮНЕСКО приняла специальную «Декларацию принципов толерантности».

Непременным условием для эффективного осуществления этих и других программ является, прежде всего, чёткое понимание сегодняшнего состояния толерантности в российском обществе: её уровень в целом, по отдельным направлениям, тенденции изменений и другие параметры.



















Глава 2. Практические пути воспитания толерантности на примере МБОУ Усть-Элегестинской СОШ

Вот уже несколько лет мы живем в 21 веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов.

Мероприятия, в которых принимают участие учащиеся, служат хорошим средством воспитания различных сторон личности, в том числе и толерантности.

1.1.Описание реализации проекта

Для того что бы создать творческую группу был проведен среди учащихся школы отбор, где им предстояло показать свою креативность, рассказать почему проблема толерантности является актуальной на сегодняшний день. Отбор прошли 15 учащихся (Ооржак Алиса, Маадыр Айдысмаа, Белокопытова Диана, Кужугет Света, Даржа Байсклана, Кадырмышева Диана, Лопсан Чочагай, Чорбаа Аялга, Кужугет Юля, Калинкина Катя, Уремчи Айдын, Псарев Даниил, Тюлюш Долаана, Макпан-оол Диана, Ларионова Зоя) – из них была создана инициативная группа по реализации проекта.

После отбора учащихся, был проведен сбор участников и ознакомление с целью и задачами проекта.

Проведена вводная беседа руководителем проекта, о том, что такое «Толерантность», выслушаны точки зрения учащихся на проблему толерантности в Республике Тыва и в нашей школе.

Проводились дебаты на тему «В современном мире лучше быть толерантным или интолерантным».

На основном этапе реализации проекта был проведен мозговой штурм, где учащиеся предлагали в какой форме можно достичь цели проекта. Из множества предложенных вариантов были выбраны:

  • Создание агитбригады «Толерантность спасет мир»;

  • Раздача буклетов, листовок, флайеров;

Следующим, было написание сценария выступления агитбригады «Толерантность спасет мир» (Приложение 1), составление макетов листовок, флайеров и буклетов(Приложение 2).

Учащимся по желанию нужно было разделиться на группы:

1 группа – создание макетов флайеров, буклетов, листовок. (Калинкина Катя, Макпан-оол Диана);

2 группа – подготовка сценария для агитбригады (Кужугет Юля, Псарев Даниил);

3 группа – подготовка реквизитов (Уремчи Айдын, Ларионова Зоя);

4 группа – участники агитбригады «Толерантность спасет мир».

Подбор и обработка материала осуществлялась 1 и 2 группами. Для этого, учащиеся посетили сельскую библиотеку, выбирая интересную информацию по проблеме, для создания листовок, флайеров и буклетов, подобран материал из сети Интернет.

C:\Users\ольга\Desktop\фотки\мои рабочие\Фото0512.jpg

3 группа работала по созданию реквизита (смайлы), а так же фотографировали творческий процесс и делали видео.

C:\Users\ольга\Desktop\фотки\мои рабочие\Фото0975.jpgC:\Users\ольга\Desktop\фотки\мои рабочие\Фото0972.jpg

4 группа заучивали текст выступления агитбригады, проводили репетиции.

11 октября на базе МБОУ Усть-Элегестинской СОШ на вечере посвященном вхождению Тувы в состав России, была показана Агитбригада.

В течении дня на переменах была организована раздача памяток, буклетов и флайеров. На большой перемене было организовано выступление агитбригады «Толерантность спасет мир».

16 ноября 2013 года с данным проектом планируется выступить на Научно-практической конференции общеобразовательных учреждений Кызылского кожууна «Толерантность – это касается каждого».















Вывод

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма” 
Данным проектом мы попытались понять, почему эта проблема особенно актуальна для современной России? Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты. 16 ноября 1995 года ООН утверждена Международная декларация принципов толерантности, в которой дается определение данного понятия: Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. 
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Толерантность - глобальная проблема всего общества. На слуху проявления национализма (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав); дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе); расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе  предпосылки, что одни расы превосходят другие); фашизм; осквернение религиозных или культурных символов
Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты. 












































Список использованной литературы

1. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002.

2.     Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность. Взгляд – поиск - решение., М., 2002.

3.      Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Росто–на–Дону, 2002.

4.      Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002.

5.      Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть I, М., 2000.

6.      Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, М., 2002.

7.      Фопель К. Энергия паузы, М., 2002.ний (теория и практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002.























При ложение 1.

Сценарий выступления

Агитбригады «Толерантность спасет мир»


Все вместе:

Я, ты, он, она -

Вместе - целая страна!

Вместе - дружная семья,

В слове мы - сто тысяч Я!

Большеглазых, озорных

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых -

В городах и селах!


1-й: Родина моя – Россия – дружная семья народов, людей разных культур! Что нас объединяет? Стремление к миру! Толерантность – путь к миру!

2-й: Я живу в 21 веке. Мне хотелось бы жить в мире и дружбе со всеми народами мира, чтобы никогда не было войны.

3-й: Мир – это уважение друг к другу.

4-й: Мы должны помнить, что на свете нет ни одного человека, лишенного чувств. И мы должны быть осторожны в своих словах и поступках, чтобы не причинять боли и обиды.

5-й: Люди всех наций и расс должны жить дружно. Потому что они живут на одной планете.

6-й: Сегодня некоторые ученые утверждают, что катастрофы, происходящие сейчас на Земле, как техногенные, так и климатические - это плата за то, что люди враждуют, ненавидят друг друга.

7 –й: Происходит огромный выброс энергии отрицательных эмоций человечества.

8 –й: Психологи отмечают увеличение случаев агрессивности и раздражительности у большинства людей.

9-й: А на почве расизма, национализма, религиозного фанатизма происходят злодеяния. Ежедневно мы видим немало примеров насилия и нетерпимости.Или слышим о них с экрана телевизора, читаем в газетах и журналах, на сайтах Интернета.

10-й: Обычным делом стал захват заложников.

Обычными событиями новостей стали терроризм, взрывы бомб в кафе, на дискотеках, на рынках, в метро, в аэровокзале.

Меняется только география мест, где снова и снова погибают люди.

1-й:Проходит время, а боль в сердцах не утихает...

Нам суждено дышать всем воздухом одним.

Давайте-ка мы все навек объединимся!

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!

И мы можем и должны учиться быть толерантными!

Жить в согласии друг с другом!

Ценить друг друга!

Принимать окружающих такими, какие они есть!


Просмотр видео презентации (Приложение 3).


2-й:Мы на свет родились, чтобы радостно жить.

Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружит.

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.


3-й:Мы хотим кувыркаться в зеленой траве

И смотреть, как плывут облака в синеве,

И в прохладную речку нырять в летний зной,

И в ладоши ловить теплый дождик грибной.


4-й:Как здорово, что мы с тобой друзья.

Друзья, а значит, не чужие.

А значит то, что мы: и ты, и я –

Хоть что-то значим друг для друга в этом мире.


5-й:И иногда мы думаем о нас,

И даже мысли наши рядом где-то,

А иногда, да впрочем, всякий раз

Мы никому не говорим об этом.


6-й:Как будто это маленький секрет

Лишь только двух друзей.

Лишь только твой и мой.

Нам до других секретов дела нет.

Как здорово, что мы друзья с тобой!


7-й:Друзья! Мы были рады

Прибыть сегодня в этот зал,

И для нас уже награда

Вниманье ваших добрых глаз.


8-й:Мы знаем: каждый в зале гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений -

Мы провели агитурок!


9-й:Урока время истекло!

И мы вам благодарны

За то, что встретили тепло.

Все хором: ТАК БУДЬТЕ Ж ТОЛЕРАНТНЫ!

Исполнение песни:


Мир, в котором я живу

Не делится на части, пока в нём есть любовь

Знать не в снах, а наяву

Каким бывает счастье, делить его с тобой.

Жила-была девочка - золотистые косы

Мирила огонь и лёд, небо, солнце и грозы

Припев:

Я знаю пароль, я вижу ориентир

Я верю, толерантность всегда спасёт мир

Я знаю пароль, я вижу ориентир

Я верю, толерантность всегда спасёт мир













20


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос