синтаксические синонимы сложносочиненных предложений
Краткое описание
Урок и презентация на тему «Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль» разработаны на основе учебника русского языка для 9 класса Тростенцовой Л.А., Ладыженской Т.А. и др.
Главной задачей данного урока является обеспечение творческой учебной деятельности при введении и воспроизведении знаний. Разработку урока могут использовать учителя, работающие в 9 классе.
Главной задачей данного урока является обеспечение творческой учебной деятельности при введении и воспроизведении знаний. Разработку урока могут использовать учителя, работающие в 9 классе.
Описание
Тема урока: Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Цели урока:
— формировать знания о синтаксических синонимах сложносочиненных предложений, их роли в тексте;
— формировать умения находить в тексте и самостоятельно подбирать синтаксические синонимы;
— формировать навыки редактирования текста;
— формировать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
— развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;
— развивать умение обобщать и синтезировать знания, выдвигать гипотезы и предположения, искать аналоги и другие варианты решения;
— воспитывать исполнительность, добросовестность, внимательность, ответственность, наблюдательность, сообразительность, активность, целеустремленность, умение работать в коллективе.
Задача урока:
Обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.
Оборудование урока:
— Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений
/Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., ДейкинаА.Д… Александрова О.М., научный редактор Шанский Н.М./ 5-е издание М… Просвещение, 2008.
— карточки с заданиями;
— презентация.
План этапов урока.
1.Организационный этап.
2.Этап проверки домашнего задания. Актуализация знаний обучающихся.
Индивидуальное задание.
На доске записано предложение: «Заря сияла на востоке, и золотились облака, и загадочным очарованием наполнялся сад».
Ученик у доски выполняет следующее задание:
расставить знаки препинания, начертить схему предложения, сделать (устно) его пунктуационный разбор.
Фронтальная беседа…
Какие предложения называются сложносочиненными?
На какие группы по смысловым отношениям простых предложений они делятся и почему?
Какие знаки препинания ставятся в сложносочиненном предложении?
Проверка индивидуального задания.
3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.
Подводящий к теме диалог и определение темы урока.
Оправдано ли повторение союза и в предложении, записанном на доске? Почему?
Как можно избежать повторения? Предложите свои варианты.
Можно ли считать, что эти предложения синонимичными? Докажите свою точку зрения.
Что такое, на ваш взгляд, синтаксические синонимы? Определите тему сегодняшнего урока, его цели.
Подведение учителем итогов диалога.
4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Объяснение учителя.
Синтаксические синонимы — это параллельные синтаксические конструкции, соотносимые по построению и близкие по значению. Русский язык располагает огромным запасом синтаксических синонимов, которые отличаются оттенками в значениях и могут в некоторых случаях заменять друг друга Синтаксическая синонимия, весьма разветвлённая в современном русском языке, по сути дела охватывает всю синтаксическую картину русского речевого употребления, являясь одной из наиболее важных составляющих с точки зрения важнейших коммуникативных смыслов, которые определяют общение. У различных синтаксических единиц существуют свои синонимы. А какие, по-вашему, синтаксические синонимы существуют у сложносочиненных предложений? Какие гипотезы вы предлагаете? Чтобы проверить ваши гипотезы, проведем небольшую самостоятельную исследовательскую работу. Работа в группах. Группа № 1.
Сравните предложения из первого и второго столбика. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы употреблены здесь? Сделайте вывод о том, какие синонимы могут быть у сложносочиненного предложения. Отличаются ли по своему значению предложения первого и второго столбика. Обсудите свои выводы в группе. Подготовьте рассказ о синтаксических синонимах сложносочиненных предложений.
Группа № 2.
Сравните предложения из первого и второго столбика. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы употреблены здесь? Сделайте вывод о том, какие синонимы могут быть у сложносочиненного предложения. Отличаются ли по своему значению предложения первого и второго столбика. Обсудите свои выводы в группе. Подготовьте рассказ о синтаксических синонимах сложносочиненных предложений.
Выступление спикеров групп. Подведение итогов исследовательской работы. Запись выводов.
Синонимы сложносочиненных предложений:
— сложные бессоюзные предложения;
— сложноподчиненные предложения;
— сложносочиненные предложения с синонимичными союзами.
5.Этап закрепления изученного.
Самостоятельная работа.
Работа с раздаточным материалом.
1. Подберите синонимичные предложения к следующим сложносочиненным предложениям. Запишите получившиеся предложения.
Часто хожу я на рыбалку и со своим другом Лёшкой, учеником 6 класса, ловить окуней под железнодорожным мостом. И солнце греет, и птицы поют, и белые чайки рядками сидят по отмелям. Какое приволье! Шустрые моторные лодки рассекают воду, и волны с шумом набегают на берег. Наступил полдень, и пора перекусить. Мы разламываем хлеб и чистим яйца, и Лёшка начинает мечтать о походе к дальнему озеру и новой удачной рыбалке.
7.Этап обобщения и систематизации
Что такое синтаксические синонимы?
Какие синонимы могут быть у сложносочиненных предложений?
Какую роль они играют в тексте.
8.Этап информации о домашнем задании.
1. Подготовить рассказ о синонимах сложносочиненных предложений.
2.Выполнить упр. №64.
9.Этап подведения итогов занятия. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Что не смогли выполнить?
Что интересное было на уроке?
Что сложное было на уроке?
Список литературы.
1. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений
/Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., ДейкинаА.Д… Александрова О.М., научный редактор Шанский Н.М./ 5-е издание М… Просвещение, 2008.
2.Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку.9 класс. М., Дрофа, 2007.
3.Кулюкина Л.А., Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку. М, Экзамен, 2004.
4.Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. М., Дрофа, 2007
5.Д.Эю Розенталь, Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985
Адреса использованных сайтов.
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&img_url=http%3A%2F%2Fborisovna.rusedu.net%2Fgallery%2F4998%2FRaspisanie_zvonkov.png&uinfo=sw-1349-sh-645-fw-1107-fh-448-pd-1&p=1&text=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=42&rpt=simage&lr=213
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&img_url=http%3A%2F%2Fpointofviewministories.webs.com%2Fms.png&uinfo=sw-1349-sh-645-fw-1107-fh-448-pd-1&p=3&text=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=103&rpt=simage&lr=213
http://allforchildren.ru/pictures/school25.php
Цели урока:
— формировать знания о синтаксических синонимах сложносочиненных предложений, их роли в тексте;
— формировать умения находить в тексте и самостоятельно подбирать синтаксические синонимы;
— формировать навыки редактирования текста;
— формировать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
— развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;
— развивать умение обобщать и синтезировать знания, выдвигать гипотезы и предположения, искать аналоги и другие варианты решения;
— воспитывать исполнительность, добросовестность, внимательность, ответственность, наблюдательность, сообразительность, активность, целеустремленность, умение работать в коллективе.
Задача урока:
Обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.
Оборудование урока:
— Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений
/Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., ДейкинаА.Д… Александрова О.М., научный редактор Шанский Н.М./ 5-е издание М… Просвещение, 2008.
— карточки с заданиями;
— презентация.
План этапов урока.
1.Организационный этап.
2.Этап проверки домашнего задания. Актуализация знаний обучающихся.
Индивидуальное задание.
На доске записано предложение: «Заря сияла на востоке, и золотились облака, и загадочным очарованием наполнялся сад».
Ученик у доски выполняет следующее задание:
расставить знаки препинания, начертить схему предложения, сделать (устно) его пунктуационный разбор.
Фронтальная беседа…
Какие предложения называются сложносочиненными?
На какие группы по смысловым отношениям простых предложений они делятся и почему?
Какие знаки препинания ставятся в сложносочиненном предложении?
Проверка индивидуального задания.
3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.
Подводящий к теме диалог и определение темы урока.
Оправдано ли повторение союза и в предложении, записанном на доске? Почему?
Как можно избежать повторения? Предложите свои варианты.
Можно ли считать, что эти предложения синонимичными? Докажите свою точку зрения.
Что такое, на ваш взгляд, синтаксические синонимы? Определите тему сегодняшнего урока, его цели.
Подведение учителем итогов диалога.
4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Объяснение учителя.
Синтаксические синонимы — это параллельные синтаксические конструкции, соотносимые по построению и близкие по значению. Русский язык располагает огромным запасом синтаксических синонимов, которые отличаются оттенками в значениях и могут в некоторых случаях заменять друг друга Синтаксическая синонимия, весьма разветвлённая в современном русском языке, по сути дела охватывает всю синтаксическую картину русского речевого употребления, являясь одной из наиболее важных составляющих с точки зрения важнейших коммуникативных смыслов, которые определяют общение. У различных синтаксических единиц существуют свои синонимы. А какие, по-вашему, синтаксические синонимы существуют у сложносочиненных предложений? Какие гипотезы вы предлагаете? Чтобы проверить ваши гипотезы, проведем небольшую самостоятельную исследовательскую работу. Работа в группах. Группа № 1.
Сравните предложения из первого и второго столбика. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы употреблены здесь? Сделайте вывод о том, какие синонимы могут быть у сложносочиненного предложения. Отличаются ли по своему значению предложения первого и второго столбика. Обсудите свои выводы в группе. Подготовьте рассказ о синтаксических синонимах сложносочиненных предложений.
Шиповник раскрывает лепестки, и к солнцу тянутся нежнейшие ростки | Шиповник раскрывает лепестки, к солнцу тянутся нежнейшие ростки |
Взошло солнце, и всё вокруг засияло. | Когда взошло солнце, всё вокруг засияло. |
Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её осмысленно и красиво. | Жизнь даётся один раз, поэтому хочется прожить её осмысленно и красиво. |
Пришел бы ты пораньше, и вы бы обо всём договорились. | Если бы пришел ты пораньше, вы бы обо всём договорились. |
Группа № 2.
Сравните предложения из первого и второго столбика. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы употреблены здесь? Сделайте вывод о том, какие синонимы могут быть у сложносочиненного предложения. Отличаются ли по своему значению предложения первого и второго столбика. Обсудите свои выводы в группе. Подготовьте рассказ о синтаксических синонимах сложносочиненных предложений.
Лишь сердце стучит, и песня звучит, и тихо рокочет струна. | Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна. | |
Брат уделяет много времени физическим упражнениям, и сестра занимается спортом. | Брат уделяет много времени физическим упражнениям, сестра тоже занимается спортом. | |
Мал золотник, да дорог. | Мал золотник, но дорог. Мал золотник, зато дорог. | |
Река в эту ночь встала, но лёд был ненадёжным. | Река в эту ночь встала, однако лёд был ненадёжным. | |
То ли чай сеном пахнет, то ли сено пахнет мёдом. | Не то чай сеном пахнет, не то сено пахнет мёдом. |
Выступление спикеров групп. Подведение итогов исследовательской работы. Запись выводов.
Синонимы сложносочиненных предложений:
— сложные бессоюзные предложения;
— сложноподчиненные предложения;
— сложносочиненные предложения с синонимичными союзами.
5.Этап закрепления изученного.
Самостоятельная работа.
Работа с раздаточным материалом.
1. Подберите синонимичные предложения к следующим сложносочиненным предложениям. Запишите получившиеся предложения.
- Конец мая, но на улице холодно. 2.Мы пришли, а она не развеселилась. 3. Зашумели кусты, и на поляну вышли два охотника. 4.Либо снег идёт, либо дождь поливает. 5. Автобус пришёл по расписанию, и мы успели на самолёт. 6. Скажешь другу несколько слов, и он тебе поможет.
6.Этап применения изученного.
Часто хожу я на рыбалку и со своим другом Лёшкой, учеником 6 класса, ловить окуней под железнодорожным мостом. И солнце греет, и птицы поют, и белые чайки рядками сидят по отмелям. Какое приволье! Шустрые моторные лодки рассекают воду, и волны с шумом набегают на берег. Наступил полдень, и пора перекусить. Мы разламываем хлеб и чистим яйца, и Лёшка начинает мечтать о походе к дальнему озеру и новой удачной рыбалке.
- Написать сочинение на тему «Синонимы сложносочиненных предложений, их роль в тексте».
7.Этап обобщения и систематизации
Что такое синтаксические синонимы?
Какие синонимы могут быть у сложносочиненных предложений?
Какую роль они играют в тексте.
8.Этап информации о домашнем задании.
1. Подготовить рассказ о синонимах сложносочиненных предложений.
2.Выполнить упр. №64.
9.Этап подведения итогов занятия. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Что не смогли выполнить?
Что интересное было на уроке?
Что сложное было на уроке?
Список литературы.
1. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений
/Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., ДейкинаА.Д… Александрова О.М., научный редактор Шанский Н.М./ 5-е издание М… Просвещение, 2008.
2.Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку.9 класс. М., Дрофа, 2007.
3.Кулюкина Л.А., Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку. М, Экзамен, 2004.
4.Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. М., Дрофа, 2007
5.Д.Эю Розенталь, Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985
Адреса использованных сайтов.
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&img_url=http%3A%2F%2Fborisovna.rusedu.net%2Fgallery%2F4998%2FRaspisanie_zvonkov.png&uinfo=sw-1349-sh-645-fw-1107-fh-448-pd-1&p=1&text=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=42&rpt=simage&lr=213
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&img_url=http%3A%2F%2Fpointofviewministories.webs.com%2Fms.png&uinfo=sw-1349-sh-645-fw-1107-fh-448-pd-1&p=3&text=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=103&rpt=simage&lr=213
http://allforchildren.ru/pictures/school25.php
06 ноября 2013
Файлы
Синонимия сложносочиненных предложений.pptx
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов»
- Вебинар «Нейродинамическая гимнастика для детей дошкольного возраста: повышаем согласованность полушарий, улучшаем речевые навыки, развиваем мелкую и крупную моторику, корректируем эмоционально-волевую сферу»
- Вебинар «Пальчиковая живопись как нетрадиционная изобразительная техника в работе с дошкольниками и младшими школьниками»
- Вебинар «Использование игрового массажа и самомассажа как оздоровительного мероприятия для укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
- Вебинар «Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре