Автоматизация звука "Л"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Бокситогорский центр диагностики и консультирования»
Тема: Автоматизация звука «Л»
Учитель-логопед: Федотова Екатерина Борисовна
г.Бокситогорск2013г.
Конспект группового занятия . Возраст-5 лет Цель:
Закрепление навыков чёткого произношения звука «Л» в слогах, словах. и предложениях.
Задачи:
— Развитие слухового внимания-
— Обучение навыкам согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода
— Совершенствование навыков связной речи.
Оборудование: предметные картинки, дидактическая кукла, наборы кружков, полосок, две картины для сравнения, ёлка( пластмассовая), шапочки и варежки для зайчиков, бубен, коробка с предметами белого цвета, конверты с картинками.
Ход занятия: 1.Организационный момент
Приветствие гостей. Дети называют свои имена.
2.Постановка цели занятия и сообщение его темы.
· Знакомство с куклой Аллой. Описание её внешнего вида.
( голубые глаза, голубой бант, голубое платье, белые носки, туфли)
· Кукла загадывает детям загадки:
-Поздним вечером видна в небе жёлтая…… ( какой звук в начале слова )
— По реке плывёт она, у неё есть два весла.( Лодка-картинка)
Выделяем первый звук.- С какого звука начинается слово «лодка»?
— Кукла Алла хочет, чтобы вы хорошо поучились говорить звук «Л» в словах, предложениях.
-Покажите, как вы умение произносить этот звук «Л». Какой это звук?
— Как работает язычок при звуке «Л»? ( Поднимается вверх и стучит за верхними зубами, как молоточек). Язычок делает преграду. Индивидуальный показ детьми.
Логопед: Какой это звук?( согласный, твёрдый- есть во рту преграда). Алла дарит детям по цветку в конверте.
2. Развитие слухового восприятия.
Логопед: Мы сейчас поиграем в игру, которая называется «Кто лучше слышит?»
-Дети поднимают голубой цветок, если услышат слово со звуком «Л».
Лук, лак, мак, дом, кит, лыжи, лодка, коньки, санки.
Лопата, лошадка, горка, марка, кошка, палка.
Вилка, кубик, дом, булка, ёлка, шишка.- подвожу итог .
3. Автоматизация звука»Л» в словах:
-выбор картинок со звуком «Л»
-Единственное и множественное число — образовать по картинкам.
-Как ласково сказать про белку?, ёлку, стол, стул.
— Игра на закрепление навыков звукового анализа и синтеза открытого и закрытого слогов:
Логопед: -дети, согласный звук «Л» хочет поиграть с гласными звуками в игру «Найди друга».
-Какие вы знаете гласные звуки?- а, у, и, о, ы
-Дети кладут столбиком красные кружки. Логопед показывает на наборном полотне, последовательность).
— Прибегают звуки «Л»(белые кружки)
-Звук «Л» подружился со звуком «А», «У», «О», «Ы».
-Получились песенки: АЛ, УЛ, ОЛ, ЫЛ, ИЛ., поменялись местами звуки: «Л»-первый.
-Что получилось? (ЛА, ЛУ, ЛО, ЛЫ).
4. Оздоровительная физкультминутка на тему:
«Зайчики в лесу»- а теперь вы повернулись и в зайчишек превратились. Дети надевают шапочки зайчиков. Выходят и встают вокруг ёлочки.
Идут вокруг ёлочки со словами:
«Всё бело, бело, бело.
Много снега намело!
Зайки бегают в лесу,
Обмануть хотят лису.»( показываю картинку с лисёнком.)
Логопед: У ну-ка зайчишки скажите, какое сейчас время года? Каких диких животных можно встретить в лесу? Каких зимующих птиц можно увидеть?
-Дети встают у ёлочки и рассказывают стишок ( речь с движениями )
Зайки белые сидят и ушами шевелят.
Зайкам холодно сидеть, надо лапки им погреть.
Зайкам холодно стоять, надо зайкам поплясать.( прыгают на месте.)
5. Закрепление навыков по согласованию прилагательных «белый», « голубой» существительными мужского, женского и среднего рода. Игровая ситуация с коробкой. ( сюрприз)
-Логопед показывает детям коробку и достаёт из неё предметы белого цвета. Дети отвечают на вопросы: «Кто это?» Что это?»( белого зайца, белого медвежонка. Белый платок, белую ленту, белая ложка и т.д.
Раскладываем на столе.
Логопед: Про какие предметы можно сказать «белый»? «белая»?, «белое»?
Дети называют существительные, согласуя их с прилагательными.
6. Игра с картинками с изображениями предметов голубого цвета.
Картинки в конвертах. ( по 2 ). Выкладываем на столах, рассматриваем, согласовываем.
-О каких предметах можно сказать «голубой»? голубая»? голубое»?
7.Автоматизация звука «Л» во фразовой речи при сравнении двух картин с изображением ёлок, украшенных игрушками.
Логопед:
-Сейчас я приглашаю вас сесть поближе к доске и посмотреть на эти две картины.
— Что вы видите на картинках?
— Назовите игрушки, в названиях которых есть звук «Л»
— Место звука в некоторых словах.
— Какие они. ( нарядные, с игрушками.)
— Чем эти ёлки отличаются друг от друга?( дети рассказывают, используя фразовую речь.)
( на этой ёлке две белки, а на этой -одна белка, два яблока- одно яблоко, две куклы-одна кукла)
-Место звука в словах: лошадка, белка, дятел, голубь.
8. Подведение итога занятия.
Какой звук мы учились хорошо говорить на занятии? Что вам понравилось? Что кому запомнилось на занятии?
Используемая литература
1. Каше Г.А. Подготовка детей к обучению в школе. Москва, 1985.
2. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. Санкт-Петербург, 1999.
3. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. Санкт-Петербург, 1997.
4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. Москва, 1993.
5.Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи ( подготовительная группа детского сада) Г.А.Каше, Т.Б.Филичева .
Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи
«Бокситогорский
центр диагностики и консультирования»
Тема:
Автоматизация звука «Л»
Учитель-логопед:
Федотова Екатерина Борисовна
г.Бокситогорск
2013г.
Конспект группового занятия .Возраст-5 лет
Цель:
Закрепление
навыков чёткого произношения звука «Л»
в слогах, словах. и предложениях.
Задачи:
— Развитие
слухового внимания-
— Обучение
навыкам согласования прилагательных
с существительными мужского, женского
и среднего рода
— Совершенствование
навыков связной речи.
Оборудование:
предметные картинки, дидактическая
кукла, наборы кружков, полосок, две
картины для сравнения, ёлка( пластмассовая),
шапочки и варежки для зайчиков, бубен,
коробка с предметами белого цвета,
конверты с картинками.
Ход занятия:
1.Организационный
момент
Приветствие
гостей. Дети называют свои имена.
2.Постановка
цели занятия и сообщение его
темы.
· Знакомство
с куклой Аллой. Описание её внешнего
вида.
( голубые глаза, голубой бант,
голубое платье, белые носки, туфли)
· Кукла
загадывает детям загадки:
-Поздним
вечером видна в небе жёлтая…… ( какой
звук в начале слова )
— По реке плывёт
она, у неё есть два весла.(
Лодка-картинка)
Выделяем первый звук.-
С какого звука начинается слово «лодка»?
—
Кукла Алла хочет, чтобы вы хорошо
поучились говорить звук «Л» в словах,
предложениях.
-Покажите, как вы умение
произносить этот звук «Л». Какой это
звук?
— Как работает язычок при звуке
«Л»? ( Поднимается вверх и стучит за
верхними зубами, как молоточек). Язычок
делает преграду. Индивидуальный показ
детьми.
Логопед: Какой это звук?(
согласный, твёрдый- есть во рту преграда).
Алла дарит детям по цветку в
конверте.
3. Развитие
слухового восприятия.
Логопед: Мы
сейчас поиграем в игру, которая называется
«Кто лучше слышит?»
-Дети
поднимают голубой цветок, если услышат
слово со звуком «Л».
Лук, лак, мак, дом,
кит, лыжи, лодка, коньки, санки.
Лопата,
лошадка, горка, марка, кошка, палка.
Вилка,
кубик, дом, булка, ёлка, шишка.- подвожу
итог .
4. Автоматизация
звука»Л» в словах:
-выбор
картинок со звуком «Л»
-Единственное
и множественное число — образовать по
картинкам.
-Как ласково сказать про
белку?, ёлку, стол, стул.
— Игра
на закрепление навыков звукового анализа
и синтеза открытого и закрытого
слогов:
Логопед: -дети, согласный звук
«Л» хочет поиграть с гласными звуками
в игру «Найди друга».
-Какие вы знаете
гласные звуки?- а, у, и, о, ы
-Дети
кладут столбиком красные кружки. Логопед
показывает на наборном полотне,
последовательность).
— Прибегают
звуки «Л»(белые кружки)
-Звук «Л»
подружился со звуком «А», «У», «О»,
«Ы».
-Получились песенки: АЛ, УЛ, ОЛ,
ЫЛ, ИЛ., поменялись местами звуки:
«Л»-первый.
-Что получилось? (ЛА, ЛУ,
ЛО, ЛЫ).
5. Оздоровительная
физкультминутка на тему:
«Зайчики
в лесу»- а теперь вы повернулись и в
зайчишек превратились. Дети надевают
шапочки зайчиков. Выходят и встают
вокруг ёлочки.
Идут вокруг ёлочки со
словами:
«Всё бело, бело, бело.
Много
снега намело!
Зайки
бегают в лесу,
Обмануть хотят лису.»(
показываю картинку с лисёнком.)
Логопед:
У ну-ка зайчишки скажите, какое сейчас
время года? Каких диких животных можно
встретить в лесу? Каких зимующих птиц
можно увидеть?
-Дети встают у ёлочки
и рассказывают стишок ( речь с движениями
)
Зайки белые сидят и ушами шевелят.
Зайкам
холодно сидеть, надо лапки им погреть.
Зайкам
холодно стоять, надо зайкам поплясать.(
прыгают на месте.)
6. Закрепление
навыков по согласованию прилагательных
«белый», « голубой»существительными
мужского, женского и среднего рода.
Игровая ситуация с коробкой. (
сюрприз)
-Логопед
показывает детям коробку и достаёт из
неё предметы белого цвета. Дети отвечают
на вопросы: «Кто это?» Что это?»( белого
зайца, белого медвежонка. Белый платок,
белую ленту, белая ложка и т.д.
Раскладываем
на столе.
Логопед: Про какие предметы
можно сказать «белый»? «белая»?,
«белое»?
Дети называют существительные,
согласуя их с прилагательными.
7. Игра
с картинками с изображениями предметов
голубого цвета.
Картинки
в конвертах. ( по 2 ). Выкладываем на
столах, рассматриваем, согласовываем.
-О
каких предметах можно сказать «голубой»?
голубая»? голубое»?
8.Автоматизация
звука «Л» во фразовой речи при сравнении
двух картин с изображением ёлок,
украшенных игрушками.
Логопед:
-Сейчас
я приглашаю вас сесть поближе к доске
и посмотреть на эти две картины.
— Что
вы видите на картинках?
— Назовите
игрушки, в названиях которых есть звук
«Л»
— Место звука в некоторых словах.
—
Какие они. ( нарядные, с игрушками.)
—
Чем эти ёлки отличаются друг от друга?(
дети рассказывают, используя фразовую
речь.)
( на этой ёлке две белки, а на
этой -одна белка, два яблока- одно яблоко,
две куклы-одна кукла)
-Место звука в
словах: лошадка, белка, дятел,
голубь.
9. Подведение
итога занятия.
Какой
звук мы учились хорошо говорить на
занятии? Что вам понравилось? Что кому
запомнилось на занятии?
Используемая
литература
1.
Каше Г.А. Подготовка детей к обучению в
школе. Москва, 1985.
2.
Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов
речи. Санкт-Петербург, 1999.
3.
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо
говорит. Санкт-Петербург, 1997.
4.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.
Нарушения речи у детей. Москва,
1993.
5.Программа
обучения детей с недоразвитием
фонетического строя речи ( подготовительная
группа детского сада) Г.А.Каше, Т.Б.Филичева
.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»