Лесная и деревообрабатывающая промышленность России
• продолжить формирование умения работать с различными источниками географии ческой информации
• воспитание бережного отношения к лесу, как богатству России
Тема урока: Лесная и деревообрабатывающая промышленность России»
Цель:
· познакомить учащихся с лесной промышленностью России, ее ролью и значением для экономики страны· продолжить формирование умения работать с различными источниками географии ческой информации
· воспитание бережного отношения к лесу, как богатству России
Задачи:
· проанализировать отраслевой состав лесной промышленности, особенности, значение, уровень развития, размещение· объяснить сложившуюся географию отрасли, учитывая важнейшие факторы ее размещения
· сформировать представление о лесопромышленном комплексе
· выявить проблемы лесной промышленности, предложив пути их решения
Ожидаемые результаты:
Личностные: · Ответственно относятся к выполнению учебных задач; · Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека. · Метапредметные:
· Ставят учебную задачу и работают в соответствии с ней; · анализируют и сравнивают изучаемые объекты; · реконструируют текст · Оценивают свою работу и работу своих одноклассников. · Предметные:определяют состав лесной промышленности, факторы размещения ее предприятий, особенности географии заготовки леса, лесопиления, деревообработки, целлюлозно-бумажного производства
Тип урока:
· По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала; · По способу организации деятельности: индивидуально-групповой; · По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый. · Методы:
· Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач); · Дополнительные: · словесные (беседа, диалог); · наглядные (работа с рисунками, схемами); · практические (составление схем, поиск информации, дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение). · Актуализация знаний учащихся.
( диагностический тест по теме «Химическая промышленность» (приложение1)
(самопроверка и самооценка) слайд№2-3
Определение темы урока (демонстрация слайдов№2-12)
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЛЕСА РОССИИ
Лиственницапримерно ¾ запасов спелого леса составляют лиственничники. Лиственница – быстрорастущее дерево. Древесина пропитана смолой. Она сохраняет дерево от гниения даже подводой. Например, фундамент многих домов Венеции простоял в воде 150 лет, и недавно вновь лиственница России была привезена в Венецию для замены фундамента
СоснаЕе древесина тоже пропитана смолой, благодаря смоле постройки из смолы долговечны, Смола сосны – живица – используется в книгопечатании (ее добавляют в типографскую краску, чтобы буквы не опадали со страниц). Добавляют живицу и в пасту наших ручек. Из древесины сосны делают шпалы, мебель, используют в кораблестроении.
КедрЭто дерево имеет красивую розово-желтого цвета древесину и приятный запах. Древесина кедра очень прочная и мягкая, ее легко обрабатывать. В шкафах из кедра не заводится моль, а в посуде кедровой не скисает молоко.Ее используют для изготовления музыкальных инструментов, так как она усиливает звук.
ЕльСырье для производства бумаги, искусственного шелка (вискозы). Ее также используют для изготовления музыкальных инструментов. Из нее делают пианино, рояли, струнные инструменты.
Пихтадревесина пихты очень быстро гниет, поэтому не используется в строительстве, а идет только на производство бумаги. В парфюмерной промышленности используют в качестве сырья хвою, которая содержит ароматические вещества.
Береза Используется для производства мебели, фанеры, льна. Особенно ценится древесина карельской березы – плотная с мраморным рисунком на срезе
Осинаиз древесины мягкой и легкой осины производят спички, тару. Осиновыми дощечками (лемех) покрывали купола церквей.
Липадревесина очень красива: белая, с розовым оттенком, к тому же не коробится при сушке и не трескается. Изготовляют из нее посуду, фанеру и чертежные доски.
Дубтвердая древесина дуба идет на производство дорогой мебели, паркета, бочек
Назовите тему урока и определите наши задачи (слайд№15-16)
( ученики называют тему урока и используя наработанный алгоритм характеристики отраслей определяют задачи урока) слайд
Лесная индустрия является одной из старейших отраслей народного хозяйства. Значение ее определяется огромными запасами древесины в России. 45% земель в России покрыто лесом. 25% мировых запасов древесины находится в России. 2 место по запасам лесных ресурсов занимает Бразилия, но она уступает России в 2 раза.
Лесная промышленность является отраслью специализации нашего района
1. Размещение лесных ресурсов (работа в парах)(слайд№17)
(исследовательская работа с картами и статистическими данными)
(работают с табл.27. стр.113 и картами в атласе «лесные ресурсы»)
Задание: На основе анализа таблицы и карт сформулируйте главную проблему, связанную с размещением лесных ресурсов России (после согласования выявленной проблемы, ее фиксируют в тетради)
2. Структура лесного комплекса (работа в группе)(слайд№18-19)
Задание: используя текст учебникастр.114-115, ваши знания, полученные во время экскурсии на наше лесоперерабатывающее предприятие «Норд», составьте схему производств лесной промышленности (изначально работают в парах, затем объединяются в микрогруппы по 4 человека, нарабатывают оптимальный вариант схемы, защищают ее перед классом и сверяют с предложенной учителем схемой) слайд
3. Факторы размещения(работа в парах)(слайд№20-21)
Задание: используя наработанную схему производств лесной промышленности, карту в атласе «Лесной комплекс»стр.15 и картосхему в учебнике стр.114 назовите факторы и принципы размещения стадий производства.
4. Лесопромышленные комплексы (слайд№22-23)
(индивидуальная работа)
Работая с картой «Лесной комплекс» вы обратили внимание, что помимо отдельных отраслей лесной промышленности, на карте обозначены лесопромышленные комплексы.
Задание:прокомментируйте схему на рис.52 учебника стр.116. Каковы преимущества лесопромышленных комплексов по сравнению с обособленными предприятиями лесной промышленности?
Какие факторы способствовали созданию здесь данных производств?
(По итогам работы организуется дискуссия, направленная на выявление преимуществ и недостатков ЛПК)
Задание:В рабочей тетради на контурной карте (стр.50) обозначьте крупные ЛПК
5. Проблемы лесной промышленности(слайд№24)
Мы вначале урока отмечали, что лесная промышленность является одной из старейших отраслей.
Это отрасль специализации нашего района, многие из ваших родителей работают в данной отрасли. Вы, очевидно, слышали, с какими трудностями сталкиваются они.
Задание: проанализируйте текст учебника под рубрикой «Внимание! Проблема» (стр.117), определите проблемы и зафиксируйте их в тетради.
(организуется обсуждение выявленных проблем)
А характерны ли они для нашего района? Обсудите этот вопрос с родителями или вашими знакомыми, работающими в этой отрасли.
6. Лесопромышленный комплекс Новгородской области (слайд№25)
(выступление ведущего специалиста экономического отдела администрации района.)
7. Закрепление, «Проверь себя» самооценка (работа с тестом)
(слайды№26-44)
8. Рефлексия "А напоследок я скажу". (слайд№45)
Ученикам предлагается последовательно ответить на три вопроса:
1."Выполнили мы свои задачи и кому за это спасибо? (исключая учителя)
2.Что не получилось и почему?
3. Что делать???
9. Домашнее задание (слайд№46)
параграф27, задание 1-2 в рабочей тетради стр.50,
обсудить проблемы лесной промышленности в семье и предложить возможные способы их решения.
По желанию: составить кроссворд «Лесные ресурсы Новгородской области и Хвойнинского района
Используемые источники информации:
1. В.П.Дронов, В.Я.Ром География России. Население и хозяйство. 9класс; изд. – М.Дрофа, 2013г.
2. География. 9класс: поурочные планы по учебнику В.П.Дронова и др. (авторс –составитель О.В.Антушева, — Волгоград: Учитель, 2007г
3. Рабочая тетрадь «География России. Население и хозяйство»; составитель В.И.Сиротин
4. География Новгородской области в вопросах и ответах.Учебно-методическое пособие. Автор-составитель З.Е.Антонова, Н.В.Васильева. –Великий Новгород: НРЦРО, 2009г.
Мультимедийные средства обучения:
1. Уроки географии «Кирилла м Мефодия» 9 класс
2. География России. 9 класс: Хозяйство и регионы. – Образовательная коллекция CD.
Название |
Урок географии в 9 классе на тему: «Лесная и деревообрабатывающая промышленность России» |
ФИО, населенный пункт, должность, преподаваемый предмет, ОУ |
Коноплева Екатерина Степановна, учитель географии МОУ СОШ № 1 п. Хвойная |
Дидактическая направленность |
Будет использоваться:
|
Формат и порядок чтения документа (документов), составляющего выпускную работу. |
Лесная промышленность.ppt annotation.doc Урок.doc |
Какие технологии и программы использовал слушатель при создании выпускной работы |
Презентация PowerPoint MS Word ЦОР «Экономическая география, 9-11 кл.» Adobe PhotoShop 8.0 CS |
Имеются ли методические рекомендации по использованию данного продукта в учебном процессе |
методические рекомендации по использованию данного продукта в учебном процессе имеются в виде документа method.doc |
Для какой аудитории предназначена выпускная работа |
Для учащихся 9 класса, изучающих экономическую и социальную географию России |
Объем работы |
47 слайдов |
Тема урока: Лесная и деревообрабатывающая промышленность России»
Цель:
-
познакомить учащихся с лесной промышленностью России, ее ролью и значением для экономики страны
-
продолжить формирование умения работать с различными источниками географии ческой информации
-
воспитание бережного отношения к лесу, как богатству России
Задачи:
-
проанализировать отраслевой состав лесной промышленности, особенности, значение ,уровень развития, размещение
-
объяснить сложившуюся географию отрасли, учитывая важнейшие факторы ее размещения
-
сформировать представление о лесопромышленном комплексе
-
выявить проблемы лесной промышленности , предложив пути их решения
Ожидаемые результаты:
Личностные:
-
Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
-
Метапредметные:
-
Ставят учебную задачу и работают в соответствии с ней;
-
анализируют и сравнивают изучаемые объекты;
-
реконструируют текст
-
Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
-
Предметные: определяют состав лесной промышленности, факторы размещения ее предприятий, особенности географии заготовки леса, лесопиления ,деревообработки , целлюлозно-бумажного производства
Тип урока:
-
По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
-
По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
-
По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
-
Методы:
-
Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
-
Дополнительные:
-
словесные (беседа, диалог);
-
наглядные (работа с рисунками, схемами);
-
практические (составление схем, поиск информации, дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
-
Актуализация знаний учащихся.
( диагностический тест по теме «Химическая промышленность» (приложение1)
(самопроверка и самооценка) слайд№2-3
Определение темы урока (демонстрация слайдов№2-12)
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЛЕСА РОССИИ
Лиственница примерно ¾ запасов спелого леса составляют лиственничники. Лиственница – быстрорастущее дерево. Древесина пропитана смолой. Она сохраняет дерево от гниения даже подводой. Например, фундамент многих домов Венеции простоял в воде 150 лет, и недавно вновь лиственница России была привезена в Венецию для замены фундамента
Сосна Ее древесина тоже пропитана смолой, благодаря смоле постройки из смолы долговечны, Смола сосны – живица – используется в книгопечатании (ее добавляют в типографскую краску, чтобы буквы не опадали со страниц). Добавляют живицу и в пасту наших ручек. Из древесины сосны делают шпалы, мебель, используют в кораблестроении.
Кедр Это дерево имеет красивую розово-желтого цвета древесину и приятный запах. Древесина кедра очень прочная и мягкая, ее легко обрабатывать. В шкафах из кедра не заводится моль, а в посуде кедровой не скисает молоко .Ее используют для изготовления музыкальных инструментов, так как она усиливает звук.
Ель Сырье для производства бумаги, искусственного шелка (вискозы). Ее также используют для изготовления музыкальных инструментов. Из нее делают пианино, рояли, струнные инструменты.
Пихта древесина пихты очень быстро гниет, поэтому не используется в строительстве, а идет только на производство бумаги. В парфюмерной промышленности используют в качестве сырья хвою, которая содержит ароматические вещества.
Береза Используется для производства мебели, фанеры, льна. Особенно ценится древесина карельской березы – плотная с мраморным рисунком на срезе
Осина из древесины мягкой и легкой осины производят спички, тару. Осиновыми дощечками (лемех) покрывали купола церквей.
Липа древесина очень красива: белая, с розовым оттенком, к тому же не коробится при сушке и не трескается. Изготовляют из нее посуду, фанеру и чертежные доски.
Дуб твердая древесина дуба идет на производство дорогой мебели, паркета, бочек
Назовите тему урока и определите наши задачи (слайд№15-16)
( ученики называют тему урока и используя наработанный алгоритм характеристики отраслей определяют задачи урока) слайд
Лесная индустрия является одной из старейших отраслей народного хозяйства. Значение ее определяется огромными запасами древесины в России. 45% земель в России покрыто лесом. 25% мировых запасов древесины находится в России. 2 место по запасам лесных ресурсов занимает Бразилия, но она уступает России в 2 раза.
Лесная промышленность является отраслью специализации нашего района
-
Размещение лесных ресурсов (работа в парах) (слайд№17)
(исследовательская работа с картами и статистическими данными)
(работают с табл.27. стр.113 и картами в атласе «лесные ресурсы»)
Задание: На основе анализа таблицы и карт сформулируйте главную проблему, связанную с размещением лесных ресурсов России (после согласования выявленной проблемы, ее фиксируют в тетради)
-
Структура лесного комплекса (работа в группе) (слайд№18-19)
Задание: используя текст учебникастр.114-115,ваши знания, полученные во время экскурсии на наше лесоперерабатывающее предприятие «Норд», составьте схему производств лесной промышленности (изначально работают в парах, затем объединяются в микрогруппы по 4 человека, нарабатывают оптимальный вариант схемы, защищают ее перед классом и сверяют с предложенной учителем схемой) слайд
-
Факторы размещения (работа в парах) (слайд№20-21)
Задание: используя наработанную схему производств лесной промышленности, карту в атласе «Лесной комплекс»стр.15 и картосхему в учебнике стр.114 назовите факторы и принципы размещения стадий производства.
-
Лесопромышленные комплексы (слайд№22-23)
(индивидуальная работа)
Работая с картой «Лесной комплекс» вы обратили внимание, что помимо отдельных отраслей лесной промышленности, на карте обозначены лесопромышленные комплексы.
Задание: прокомментируйте схему на рис.52 учебника стр.116. Каковы преимущества лесопромышленных комплексов по сравнению с обособленными предприятиями лесной промышленности?
Какие факторы способствовали созданию здесь данных производств?
(По итогам работы организуется дискуссия ,направленная на выявление преимуществ и недостатков ЛПК)
Задание:В рабочей тетради на контурной карте (стр.50) обозначьте крупные ЛПК
5. Проблемы лесной промышленности (слайд№24)
Мы вначале урока отмечали, что лесная промышленность является одной из старейших отраслей.
Это отрасль специализации нашего района, многие из ваших родителей работают в данной отрасли. Вы, очевидно, слышали ,с какими трудностями сталкиваются они.
Задание: проанализируйте текст учебника под рубрикой «Внимание! Проблема» (стр.117), определите проблемы и зафиксируйте их в тетради.
(организуется обсуждение выявленных проблем)
А характерны ли они для нашего района? Обсудите этот вопрос с родителями или вашими знакомыми, работающими в этой отрасли.
6. Лесопромышленный комплекс Новгородской области (слайд№25)
(выступление ведущего специалиста экономического отдела администрации района.)
7. Закрепление , «Проверь себя» самооценка (работа с тестом)
(слайды№26-44)
8. Рефлексия "А напоследок я скажу". (слайд№45)
Ученикам предлагается последовательно ответить на три вопроса:
1."Выполнили мы свои задачи и кому за это спасибо? (исключая учителя)
2.Что не получилось и почему?
3. Что делать???
9. Домашнее задание (слайд№46)
параграф27, задание 1-2 в рабочей тетради стр.50,
обсудить проблемы лесной промышленности в семье и предложить возможные способы их решения.
По желанию: составить кроссворд «Лесные ресурсы Новгородской области и Хвойнинского района
Используемые источники информации:
-
В.П.Дронов, В.Я.Ром География России. Население и хозяйство. 9класс ; изд. – М.Дрофа, 2013г.
-
География. 9класс: поурочные планы по учебнику В.П.Дронова и др. (авторс –составитель О.В.Антушева, - Волгоград:Учитель, 2007г
-
Рабочая тетрадь «География России. Население и хозяйство»; составитель В.И.Сиротин
-
География Новгородской области в вопросах и ответах.Учебно-методическое пособие. Автор-составитель З.Е.Антонова, Н.В.Васильева. –Великий Новгород:НРЦРО, 2009г.
Мультимедийные средства обучения:
1. Уроки географии «Кирилла м Мефодия» 9 класс
2. География России. 9 класс: Хозяйство и регионы. – Образовательная коллекция CD.
Приложение№1
А1.Основные запасы горно-химического сырья сосредоточены:
1. на Урале и Кольском полуострове
2. на Кольском полуострове и Северном Кавказе
3.на Северном Кавказе и Урале
А2. Сырьевой фактор является определяющим при производстве:
1. калийных удобрений
2.серной кислоты
3. пластмасс
4.щелочей
А3.Повсеместное строительство предприятий химической промышленности возможно благодаря:
1. низким затратам труда
2.комбинированию производств
3.водоемкости
4. энергоемкости
В4Установи соответствие:
Продукция химической промышленности Потребители:
А.Топливо, смазочные масла 1. Машиностроение
Б.Шины, резина , пластмассы 2.транспорт
3.легкая промышленность
С5.При выборе места строительства химического комбината в конце 50-х годов рассматривались «кандидатуры» г. Великого Новгорода и г. Кириши, сходных по ЭГП. Почему, по-вашему, выбор пал на Новгород.? Приведите ваши аргументы
А1-А3 - по 1 баллу
В4 - 2 балла
С5 -3 балла
Рекомендуемая норма оценки:
8-7 б. – 5
6-5б. -4
4-3 б. -3
Ответы:
1.-1
2.-1
3.-2
4.-А-2;Б-3
5.1. потребитель
2. выгодное транспортно-географическое положение
3. близость крупного газохранилища (Крестецкий район)
4. В Киришах уже действовал крупнейший нефтеперерабатывающий завод
5. наличие квалифицированных трудовых ресурсов
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»