В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок развития речи в 5 классе по картине А.А.Пластова «Летом».

Урок развития речи в 5 классе по картине А.А.Пластова «Летом».

Тамара Шурхаева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 7467
Краткое описание
Целеполагание для ученика : (особенности работы с репродукций картины, умение работы с  нею, работа под составлением плана, словарная работа, организация её по тематическому принципу.
Целеполагание для учителя:  ( в управленческих формах: организовать, научить, помочь, осознать.)
Описание
Целеполагание для ученика: (особенности работы с репродукций картины, умение работы с нею, работа под составлением плана, словарная работа, организация её по тематическому принципу.
Целеполагание для учителя: ( в управленческих формах: организовать, научить, помочь, осознать.)
1. Предметные цели: научить работе с картиной, выделить основные планы картины, активизировать лексику по цветовой гамме и описанию картины элементы композиции.
2. Цели, отражающие развитие ОУУН научить учащихся: организовать собственную учебную деятельность, исходя из способов её достижения, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, использовать информационно – коммуникативные технологии в учебной деятельности.
3. Цели воспитательные: развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели: формирование умение работать в паре, сотрудничать, нести ответственность за результат своей работы, развитие самостоятельного и творческого мышления.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
урок покартине.doc Скачать

Урок развития речи в 5 классе

по картине А.А.Пластова «Летом».




















Учитель: Шурхаева Тамара Афанасьевна,

СОШ №15.









г. Нерюнгри 2013год.



Целеполагание для ученика : (особенности работы с репродукций картины, умение работы с нею, работа под составлением плана, словарная работа, организация её по тематическому принципу.

Целеполагание для учителя: ( в управленческих формах: организовать, научить, помочь, осознать.)

  1. Предметные цели: научить работе с картиной, выделить основные планы картины, активизировать лексику по цветовой гамме и описанию картины элементы композиции.

  2. Цели, отражающие развитие ОУУН научить учащихся: организовать собственную учебную деятельность, исходя из способов её достижения, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, использовать информационно – коммуникативные технологии в учебной деятельности.

  3. Цели воспитательные: развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели: формирование умение работать в паре, сотрудничать, нести ответственность за результат своей работы, развитие самостоятельного и творческого мышления.

Оборудование: репродукции картин А.А.Пластова « Первый снег»,

« Витя – подпасок.»

Ход урока.

Этап урока

Деятельность

УУД

Учителя

Учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

























2. Постановка цели и темы урока.





















3.Изучение повторного материала с картиной.



































































































































































































































































4.Первичное заключение.







5.Рефлексия.









6.Написание сочинения по картине.



7.Что мы узнали на уроке нового?







8.Дом. задание






Проверка готовности учащихся к уроку. Посмотрите на доску, что вы на ней видите? Как, вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Знакомо ли вам имя этого художника? Работа с картиной. Знакома ли вам картина художника, с которой мы будем работать?



























Какое время года изобразил художник. А вы любите лето? Чтение четверостишие, написанного одним из учащихся. Лето – это солнце! Лето – это смех! Лето –это будущее нашего успех! Созвучно ли это четверостишие нашему уроку ? Да:

- Хотите ли вы в лес?

Собираете ли грибы?

- Что привлекает ваше внимание на картине ?

Рассматриваем картину более внимательно. Кто изображен на картине, опишите каждого подробно.







Почему художник, по -вашему, так отчетливо изобразил руки женщины? Какие они?

Давайте опишем девочку. ( Ей можно дать имя).























Что можем сказать о собаке?







Опишите женщину.









Почему, по- вашему, художник так отчетливо изобразил руки женщины ? Какие они?





Где расположились грибники?











Какие цветы использует художник, для изображения летнего дня? Какие краски преобладают на картине?

Говорю учащимся, что с помощью цвета художник передает свое отношение к герою. Вызывает определенное настроение.





Какие тона преобладают на картине? Почему?





Какое впечатление произвела на вас картина?





Учитель может дополнить ответ детей.



Каких тонов на картине больше?







Проводим лексическую работу.















Можно записать предложения, которые составили учащиеся.



Работа под составлением плана.



















Попробуем устно описать картину.

Учитель говорит, что описывать изображение на картине можно и в другой последователь - ности.



Ставлю перед детьми задачу составление устного сочинения по картине.



Обеспечиваю положительную реакцию на художественное восприятия творчества автора.









Познакомились с творчеством великого художника, пишущего картины о своей земле.



Написание сочинения. Черновой вариант работы.

Учащиеся комментируют картину, висящую на доске, выступают с подготовленным кратким сообщением о жизни и творчестве А.А.Пластова.

Выполняют словарную работу.















Рассматривают репродукцию картины « Летом» в учебнике, начинают работу по описанию картины.

















Рассматривают

репродукцию

картины, отмечают передний и задний планы картины, устно начинают описывать её.

Коллективная работа с репродукцией учебника. Да, она посвящена лету.



















Рассматривают картину. Я вижу на картине маму и её дочь. Женщина в синем платье, очень устала, собирая грибы и ягоды. Она лежит на траве. Закрыв лицо натруженной рукой.





Руки у женщины загорелые, сильные, натруженные, видно, что она много работает. Художник показать хочет нам труженицу.

Сидит девочка на траве, о чем - то думает , обрывая ягодки с ветки, бросает их в кружечку, ноги она вытянула, так как устала от долгой ходьбы по лесу ,девочка босая, на ней белое платье красная косыночка. Лицо девочки спокойное, загорелое, глаза опущены, а темные волосы выбиваются из- под косынки.





Собака дремлет, положив голову на лапы: она тоже очень устала.





Женщина в синем платье, наверное ,она очень устала, собирая грибы и ягоды. Она лежит на траве, закрыв лицо натруженной рукой.



Руки у женщины загорелые, сильные натруженные, видно, что она много работает. А художник, я думаю, хочет показать нам труженицу.



Грибники расположились на красивой полянке в тени берёз. Полянка очень красивая, среди сочной изумрудной травы виднеются цветы.



Зеленый, светло – зеленый, белый, светло- коричневый.



Использует светлые краски и теплые тона.























Теплые, потому что автор хотел показать красивую русскую природу и передать хорошее и радостное настроение.



Создается впечатление, что я нахожусь там, вдыхаю запах ягод и цветов.







Теплых.

Картина художника использует и теплые и холодные тона, но теплых больше.



Составляют словосочетание, которые можно использовать в работе. ( слова – синонимы) зеленый, изумрудный, яркий – ослепительный. Зеленая полянка, изумрудная трава, яркие краски, ослепительный луг.













План.

  1. Слово о художнике.

  2. Описание картины.

а) люди и собака;

б) корзина, ведро, кувшин;

в) поляна.

4. Мое впечатление от картины.



Можно пункты плана переставить.



Устная работа.









Редактирование работ учащихся.



Выполняют

поставленную задачу.























Познакомились с творчеством Пластова.

Регулятивные: формирование своего рабочего места. Коммуникативные: умение вступать в диалог, уточнять непонятное, добавлять свои мысли к сказанному, выражать своё несогласие. Познавательные: Уметь осознано строить речевое высказывание в устной форме.











Коммуникативные: Умение выражать свои мысли, полно и точно

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: понимать поставленный вопрос и строить ответ в соответствии с ним, осуществлять поиск нужной информации.







































Регулятивное:

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, используя диалог.

Познавательное:

- находить и выбирать способ решения.



Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли полно и точно.









































Коммуникативные:

умение составлять правильно предложения, выражать свои мысли вслух полно и точно.













































































































































Познавательные:

находить и выбирать способ решения, осуществлять поиск нужной информации.























Коммуникативные: умение выражать свои мысли.











Коммуникативные: умение выражать свои мысли.








Приведу в пример одного из таких сочинений.

«Аркадий Александрович Пластов - великий художник. У него много замечательных картин, а одна из них: «Летом». Любимые герои художника -дети. Они присутствуют почти на каждом полотне, например, «Витя – подпасок», «Первый снег», «Летом» и другие.

На полотне мастер изобразил знойный летний день. Под березкой расположились грибники и их собака. На переднем плане картины изображена девочка в белом платье и красной косынке. Она сидит на траве, вытянув босые ноги, обрывает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружечку. Я внимательно вглядываюсь в лицо девочки. Оно загорелое, на смуглых щеках играет румянец. Глаза девочки опущены. Из – под косынки выбиваются темные волосы, падая на грудь. Рядом с девочкой лежит собака, положив голову на лапы. Она очень устала, ей жарко.

На втором плане изображена уставшая женщина в синем платье и синем платке. Женщина дремлет. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла от солнца лицо. Очень ясно нарисована рука женщины, поднятая вверх. Рука у нее загорелая, сильная, можно сказать, что эта женщина – крестьянка – труженица.

На траве стоит корзина и ведро, наполненное грибами. Рядом – кувшин со спелыми ягодами, хочется положить их себе в рот и ощутить кисловатый вкус лесной ягоды.

Грибники расположились под березой на красивой полянке. Среди изумрудной травы виднеются какие -то желтые цветочки. Яркие лучи солнца падают на листочки, и они кажутся золотистыми.

Мне очень нравится эта картина. Яркие краски поднимают настроение, глядя на нее, вспоминаю жаркое лето, вдыхая запах ягод и цветов. Создается такое впечатление, что я нахожусь на этой прекрасной поляне, где расположились уставшие грибники и опять радуюсь яркому солнышку, зеленой траве, цветам и всему тому, чего так мало у нас на Крайнем Севере, а все это живет на картине Пластова.»











Аннотация: Подготовку к сочинению на конкретную тему организую таким образом, чтобы сам процесс этой работы оказал влияние на речевое восприятие таким образом, что бы развитие учащихся и формирование их умений стали необходимы для того, что бы каждый учащийся смог высказать свои мысли на тему, заданную ему учителем, глядя на картину художника.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос