В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Программа интегрированного спецкурса "Математика - астрономия"

Программа интегрированного спецкурса "Математика - астрономия"

Елена Кормачева
Тип материала: Планирование
просмотров: 3181 комментариев: 1
Краткое описание
Расширение и углубление математических знаний и на их основе формирование элементарных астрономических понятий, а также формирование прикладной математической культуры, т.е. показ, где и как используются математические знания и какова их роль, а также знакомство с историей развития математики и необходимости ее применения, в частности, в астрономии – в далеком прошлом при решении жизненно важных практических проблем для человека, и в космонавтике на современном этапе.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Математика-астрономия.doc Скачать











ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО СПЕЦКУРСА

«Математика - астрономия»


для 5 класса








учитель математики

МБОУ-гимназии №11 г.Тулы

Кормачёва Елена Владимировна






2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Наука всегда усваивается полнее, когда она рассматривается в состоянии рождения.

Джеймс К. Максвелл


Отличительной особенностью школы на современном этапе ее развития является возможность выбора учебных предметов, а также различных форм работы по всем предметам. Но есть еще одна важная особенность современной школы – идея интеграции учебных предметов, которая может быть реализована в системе факультативной работы. Подобного рода факультативы, назовем их интегративными, могут содержать вопросы, которые имеют «выход» в другие учебные предметы – физику, астрономию, историю, географию и т.п.

Учитывая тот факт, что некоторые учителя математики преподают астрономию в школе, интересуются астрономией и имеют элементарную астрономическую подготовку, логически оправдано, что они имеют большие возможности в создании интегративных факультативов, связывающих математику с астрономией. В результате работы по созданию факультативного курса на основе межпредметных связей математики и астрономии появился пропедевтический курс астрономии для 5 класса «Твой космос».

Цель, которая ставилась перед данным курсом, предусматривала расширение и углубление математических знаний и на их основе формирование элементарных астрономических понятий, а также формирование прикладной математической культуры, т.е. показ, где и как используются математические знания и какова их роль, а также знакомство с историей развития математики и необходимости ее применения, в частности, в астрономии – в далеком прошлом при решении жизненно важных практических проблем для человека, и в космонавтике на современном этапе.

Программа курса рассчитана на 1 час в неделю во 2 – 4 четвертях.

Введение: изучение тайн природы и чисел – историческая взаимосвязь астрономии и математики, пути становления наук; что такое астрономия и как она связана с математикой. (2 часа )


1 блок: “Человек, обожествляющий вселенную”. (4 часа )


Мифы, сказки, легенды мира о Солнце, Луне, других планетах, звездах и созвездиях, смене времен года. Мировоззрение Кеплера, Коперника, Галилея, Бруно, Ньютона, Декарта. Современные представления.

Демонстрации: Схема построения вселенной. Музыка, живопись, литература.

Знать: Различные схемы построения мира (гео- и гелиоцентризм). Легенды, сказки, мифы, предания.

Уметь: Схематично изображать гео- и гелиоцентрическую модели мира.


2 блок: “Что мы можем увидеть на небе”. ( 6 часов )


Луна. Солнце. Звезды. Созвездия (в том числе зодиакальные). Планеты. Звездные карты (подвижная и неподвижная) и атласы. Обобщение и систематизация знаний из курсов “Естествознание”, “Природоведение”.

Демонстрации: Фотографии, слайды, схемы. Купол неба. Звездное небо. Теллурий. Изображение звезд и созвездий. Живопись, литература, музыка. Игры.

Знать: Отличительные особенности и характеристики Луны, Солнца, других звезд и планет. Карту звездного неба.

Уметь: Находить на небе Большую Медведицу и Малую Медведицу, Полярную звезду. Находить на небе звездный треугольник, свое зодиакальное созвездие. Схематично отображать движение планет, обозначать значения планет, Солнца, Земли, фазы Луны.


3 блок: “Ты – небожитель”. (4 часа)


Место Земли в Солнечной системе, в нашей галактике и вселенной в целом. Космос. Наша планета (размеры, форма, обращение вокруг оси, вращение вокруг Солнца). Сравнение нашей планеты с другими “блуждающими” планетами.

Демонстрации: Фотографии, слайды, схемы нашей планеты, нашей галактики, космоса. “Космическая” живопись, музыка. Литература о космосе.

Знать: Что такое космос? Какое место в нем занимает Солнечная система, наша галактика, Земля?

Уметь: Рисовать нашу галактику, Солнечную систему и в них – Землю. Схематично отображать систему Солнце – Земля – Луна.


4 блок: “Твой космос”. (4 часа)


Актуальность изучения Космоса. Успехи космонавтики и перспективы на будущее. Космические аппараты. Спутники на службе человека.

Демонстрации: Фотографии, плакаты, слайды, схемы космических установок, спутников.

Знать: Зачем мы осваиваем космос. Год запуска первого искусственного спутника Земли и первой ракеты с человеком на борту. Первый космонавт. Человек на Луне.

Уметь: Схематично изображать ракету.




Итоговые занятия (4 часа)


Завершение занятий по изучению факультативного курса может быть проведено в форме игры – соревнования.

Занятия, проведенные с учащимися по данной программе, показали, что учебный материал факультатива усвоен достаточно хорошо. Интерес учащихся к проходившим занятиям, вероятно, оправдан тем фактором, что в этом курсе присутствует элемент новизны, заключенный в историческом подходе и возможности использования языка математики для описания астрономического материала , в космонавтике и физике. Так как любой факультативный курс предусматривает самостоятельную работу учащихся , то был проведен семинар, на котором учащиеся выступали с сообщениями и обобщающими докладами, приготовленными самостоятельно по рекомендованной литературе.


Примерные темы докладов:

  • И.Кеплер и геометрические фигуры;

  • Леонард – математик и астроном;

  • Карл Гаусс – король математиков и астроном;

  • Лик Луны, ее движение и исследование космическими аппаратами;

  • Возможен ли полет человека на Марс и современные проблемы космонавтики;

  • Структура Вселенной и математика.

Литература для детей


  1. Волков А. Земля и небо. М., 1974.

  2. Гурштейн А.А. Человек и вселенная: Атлас для детей. М., 1994.

  3. Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. М., 1987.

  4. Кащенко В. Найди созвездие. М.,1978.

  5. Константиновский М. О том, как устроен атом. М., 1994.

  6. Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. М., 1988.

  7. Левитан Е.П. Малышам о заездах и планетах. М., 1993.

  8. Левитан Е.П. Сказочные приключения маленького астронома. М., 2011.

  9. Миттон С. Астология. М., 1995; Найди созвездие. М., 1984.

  10. Тамемонова Л. Сказки о созвездиях. М., 1993.

  11. Я познаю мир: Космос. М., 1995.


Литература для учителей и родителей


  1. Воронцов-Вельяминов Б.А. Очерки о вселенной. М., 1976.

  2. Гурштейн А.А. Извечные тайны неба. М., 1991.

  3. Дагаев М.М. Наблюдения звездного неба. М., 1988.

  4. Левитан Е.П. Астрофизика школьникам. М., 1997.

  5. Левитан Е.П. Физика Вселенной. М., 2011.

  6. Томилин А.Н. Небо Земли. М., 1974.



Обсуждение материала
Марина Гилярова
4.11.2013 08:31
Затронута интересная тема - связь математики и астрономии, эта интеграция очень актуальна в настоящее время, поскольку не всегда в школах преподается астрономия. Прослеживается тщательная проработка имеющейся информации, так как используемая литература, в основном, раритетная. Взято интересное направление работы преподавателя, но в программе не раскрыто содержание отдельных учебных занятий. Из-за этого снижается значимость представленного документа.
По данной программе сложно вести занятия, поскольку придется выполнять дополнительное планирование каждого отдельного урока.
Материал можно использовать в образовательном школьном процессе, как общее направление деятельности, а для непосредственного применения требуется более подробное изложение.
При размещении материала на странице портала необходимо добавить логотип портала на титульный лист (информация содержится в разделе Справка Главного меню).
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос