Программа интегрированного спецкурса "Математика - астрономия"
ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО СПЕЦКУРСА
«Математика - астрономия»
для 5 класса
учитель математики
МБОУ-гимназии №11 г.Тулы
Кормачёва Елена Владимировна
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наука всегда усваивается полнее, когда она рассматривается в состоянии рождения.
Джеймс К. Максвелл
Отличительной особенностью школы на современном этапе ее развития является возможность выбора учебных предметов, а также различных форм работы по всем предметам. Но есть еще одна важная особенность современной школы – идея интеграции учебных предметов, которая может быть реализована в системе факультативной работы. Подобного рода факультативы, назовем их интегративными, могут содержать вопросы, которые имеют «выход» в другие учебные предметы – физику, астрономию, историю, географию и т.п.
Учитывая тот факт, что некоторые учителя математики преподают астрономию в школе, интересуются астрономией и имеют элементарную астрономическую подготовку, логически оправдано, что они имеют большие возможности в создании интегративных факультативов, связывающих математику с астрономией. В результате работы по созданию факультативного курса на основе межпредметных связей математики и астрономии появился пропедевтический курс астрономии для 5 класса «Твой космос».
Цель, которая ставилась перед данным курсом, предусматривала расширение и углубление математических знаний и на их основе формирование элементарных астрономических понятий, а также формирование прикладной математической культуры, т.е. показ, где и как используются математические знания и какова их роль, а также знакомство с историей развития математики и необходимости ее применения, в частности, в астрономии – в далеком прошлом при решении жизненно важных практических проблем для человека, и в космонавтике на современном этапе.
Программа курса рассчитана на 1 час в неделю во 2 – 4 четвертях.
Введение: изучение тайн природы и чисел – историческая взаимосвязь астрономии и математики, пути становления наук; что такое астрономия и как она связана с математикой. (2 часа )
1 блок: “Человек, обожествляющий вселенную”. (4 часа )
Мифы, сказки, легенды мира о Солнце, Луне, других планетах, звездах и созвездиях, смене времен года. Мировоззрение Кеплера, Коперника, Галилея, Бруно, Ньютона, Декарта. Современные представления.
Демонстрации: Схема построения вселенной. Музыка, живопись, литература.
Знать: Различные схемы построения мира (гео- и гелиоцентризм). Легенды, сказки, мифы, предания.
Уметь: Схематично изображать гео- и гелиоцентрическую модели мира.
2 блок: “Что мы можем увидеть на небе”. ( 6 часов )
Луна. Солнце. Звезды. Созвездия (в том числе зодиакальные). Планеты. Звездные карты (подвижная и неподвижная) и атласы. Обобщение и систематизация знаний из курсов “Естествознание”, “Природоведение”.
Демонстрации: Фотографии, слайды, схемы. Купол неба. Звездное небо. Теллурий. Изображение звезд и созвездий. Живопись, литература, музыка. Игры.
Знать: Отличительные особенности и характеристики Луны, Солнца, других звезд и планет. Карту звездного неба.
Уметь: Находить на небе Большую Медведицу и Малую Медведицу, Полярную звезду. Находить на небе звездный треугольник, свое зодиакальное созвездие. Схематично отображать движение планет, обозначать значения планет, Солнца, Земли, фазы Луны.
3 блок: “Ты – небожитель”. (4 часа)
Место Земли в Солнечной системе, в нашей галактике и вселенной в целом. Космос. Наша планета (размеры, форма, обращение вокруг оси, вращение вокруг Солнца). Сравнение нашей планеты с другими “блуждающими” планетами.
Демонстрации: Фотографии, слайды, схемы нашей планеты, нашей галактики, космоса. “Космическая” живопись, музыка. Литература о космосе.
Знать: Что такое космос? Какое место в нем занимает Солнечная система, наша галактика, Земля?
Уметь: Рисовать нашу галактику, Солнечную систему и в них – Землю. Схематично отображать систему Солнце – Земля – Луна.
4 блок: “Твой космос”. (4 часа)
Актуальность изучения Космоса. Успехи космонавтики и перспективы на будущее. Космические аппараты. Спутники на службе человека.
Демонстрации: Фотографии, плакаты, слайды, схемы космических установок, спутников.
Знать: Зачем мы осваиваем космос. Год запуска первого искусственного спутника Земли и первой ракеты с человеком на борту. Первый космонавт. Человек на Луне.
Уметь: Схематично изображать ракету.
Итоговые занятия (4 часа)
Завершение занятий по изучению факультативного курса может быть проведено в форме игры – соревнования.
Занятия, проведенные с учащимися по данной программе, показали, что учебный материал факультатива усвоен достаточно хорошо. Интерес учащихся к проходившим занятиям, вероятно, оправдан тем фактором, что в этом курсе присутствует элемент новизны, заключенный в историческом подходе и возможности использования языка математики для описания астрономического материала , в космонавтике и физике. Так как любой факультативный курс предусматривает самостоятельную работу учащихся , то был проведен семинар, на котором учащиеся выступали с сообщениями и обобщающими докладами, приготовленными самостоятельно по рекомендованной литературе.
Примерные темы докладов:
-
И.Кеплер и геометрические фигуры;
-
Леонард – математик и астроном;
-
Карл Гаусс – король математиков и астроном;
-
Лик Луны, ее движение и исследование космическими аппаратами;
-
Возможен ли полет человека на Марс и современные проблемы космонавтики;
-
Структура Вселенной и математика.
Литература для детей
-
Волков А. Земля и небо. М., 1974.
-
Гурштейн А.А. Человек и вселенная: Атлас для детей. М., 1994.
-
Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. М., 1987.
-
Кащенко В. Найди созвездие. М.,1978.
-
Константиновский М. О том, как устроен атом. М., 1994.
-
Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. М., 1988.
-
Левитан Е.П. Малышам о заездах и планетах. М., 1993.
-
Левитан Е.П. Сказочные приключения маленького астронома. М., 2011.
-
Миттон С. Астология. М., 1995; Найди созвездие. М., 1984.
-
Тамемонова Л. Сказки о созвездиях. М., 1993.
-
Я познаю мир: Космос. М., 1995.
Литература для учителей и родителей
-
Воронцов-Вельяминов Б.А. Очерки о вселенной. М., 1976.
-
Гурштейн А.А. Извечные тайны неба. М., 1991.
-
Дагаев М.М. Наблюдения звездного неба. М., 1988.
-
Левитан Е.П. Астрофизика школьникам. М., 1997.
-
Левитан Е.П. Физика Вселенной. М., 2011.
-
Томилин А.Н. Небо Земли. М., 1974.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
По данной программе сложно вести занятия, поскольку придется выполнять дополнительное планирование каждого отдельного урока.
Материал можно использовать в образовательном школьном процессе, как общее направление деятельности, а для непосредственного применения требуется более подробное изложение.
При размещении материала на странице портала необходимо добавить логотип портала на титульный лист (информация содержится в разделе Справка Главного меню).