В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Совершенствование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи у детей 6-7 лет.

Совершенствование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи у детей 6-7 лет.

Екатерина Федотова
Тип материала: Планирование
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 3382
Краткое описание
Формирование грамматически правильной  и связной речи.
Описание

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Бокситогорский центр диагностики и консультирования» /
«Совершенствование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи у детей 6-7 лет » (планирование) Составитель : учитель-логопед Федотова Екатерина Борисовна г. Бокситогорск 2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Планирование рассчитано на 66 часов в учебный год. 2 раза в неделю –групповые занятия по 30 минут каждое. Программа разбита по темам: · Формирование произношения и подготовка к обучению грамоте. · Формирование грамматически правильной речи. · Развитие фонематического анализа и синтеза. · Развитие связной речи · Обучение грамоте Планирование рассчитано на детей 6-7 лет с лексико-грамматическим недоразвитием речи.
Планирование составлено на основе программы «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи в подготовительной группе детского сада» Г.А.Каше, Т.Б.Филичева .
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития детской речи.
Развитие связной речи формируется при составлении описательного рассказа, рассказа по картине, пересказ литературно — художественных произведений, рассказа по серии сюжетных картин… Особенностью курса является направленность на реализацию коррекционного компонента
Тематические планы составлены в форме таблицы с выделением разделов: тема занятия; задачи; коррекционный компонент; словарная работа; планируемый результат.
Актуальность В настоящее время проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста становиться особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставания в развитии. Детям с лексико-грамматическим недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, к началу обучения в школе, так как у детей недостаточно сформированы основные компоненты речи: её звуковая сторона, лексико-грамматический строй, связная речь. Отмечается ограниченность словарного запаса, её качественная неполноценность и наличие аграмматизмов. Связная речь характеризуется несформированностью умений и навыков связно излагать свои мысли. Имеют место подмены связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространёнными предложениями.
Логопед поддерживает активный интерес детей к художественно — литературным произведениям; помогает детям научиться осознавать поступки героев, проявлять внимание к литературному языку, понимать средства речевой выразительности.

ЗАДАЧИ

-развивать умение пользоваться простым предложением, отработка сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с союзами -подбор однородных подлежащих, сказуемых, дополнений -обучение детей работе с вопросами, самостоятельно задавать вопросы и ответы

— отрабатывать самостоятельное составление и описание рассказа и пересказа литературных произведений
— обучение детей связному последовательному составлению рассказа на наглядной основе; формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль за составлением самостоятельного высказывания;
— обучение детей приемам планирования собственного рассказа из опыта;
— развитие диалогической формы речи,
— совершенствование усвоение норм языка, развитие лексико-грамматических категорий, активизация и обогащение словарного запаса детей.

-подготовка к обучению грамоте: знакомство со звуком и буквой, обучение чтению слогов, слов и предложений из двух слов, печатание букв, слогов, односложных слов, звуковой анализ и синтез трёхзвуковых, четырёхзвуковых слов; усвоение практическим путём правил правописания (раздельное печатание одного слова от другого, заглавная буква употребляется в собственных именах и начале предложений, постановка точки в конце предложений, ЖИ и ШИ пиши через И, знакомство с печатными буква.


Перспективный тематический план занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи у дошкольников 6-7 лет
1 период обучения(сентябрь-ноябрь),2 занятия в неделю, всего 22 занятия.
Темы занятий Цели часы
1.
  • Гласные звуки и звук У.
  • Буква У

Понимание и уточнение и активизация словарного запаса, развитие
фонематического слуха, слухового внимания. Формирование представления о звуке У
2 часа
2.
  • Лексическая тема: Слово,
Звук А
  • Звуки и буквы А и У
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического слуха.
Лексическая тема «Золотая осень.»
Падежные конструкции
(им. п. мн.ч.)
2 часа
3.
  • Согласные звуки. Звук М,.
  • Буква М.
Учить определять первый звук в слове, познакомить с согласными звуками.
Лексическая тема «Овощи»
Работа над фразой: составление предложений с введением одного определения.
2 часа
4.
  • Дифференциация звуков
П-Т-К
· Звуки П-ПЬ
· Буква П
· Буква Т
Чёткое произнесение звуков в слогах, словах, анализ и синтез прямых слогов с пройденными гласными. Звуковой анализ слов.
Лексическая тема «Фрукты»
Приставочные глаголы.
4 часа
5.
  • Звук О
  • Буква О.

Уточнение произношения звука О, выделение звука с середины слова из ряда гласных.
Пересказ короткого рассказа.
2 часа
6
  • Буква К
  • Предлоги в, на, под.
Уточнение произношения согласных звуков, определение места звука в слове.
Лексическая тема «Квартира»
Глаголы совершенного и несовершенного вида.
2 часа
7
  • Звуки С-СЬ
  • Знакомство с буквой С
  • Звук и буква Н
  • Дифференциация Ы-И
  • Буква Ы
Определение слов со звуками, гласного в середине слова,
выделение звуков из состава слова, деление слов на слоги.
Лексическая тема «Электроприборы». Падежные конструкции( дат. пад. мн. ч. сущ)
5 часов
8.
  • Звуки З-ЗЬ
  • Буква З

Выделение звуков из состава слова, деление слов на слоги,
подбор прилагательных к существительным.
3 часа
2 период обучения
( декабрь-март)
21занятие-2 занятия в неделю
9.
  • Звуки Х-ХЬ
  • Буква Х
  • Звук и буква Б
  • Звук Д
  • Звук и буква Д
  • Дифференциация звуков
ть- дь
  • Звук и буква В
  • Звук и буква Э

Повторение звуков. Работа над формированием грамматического строя речи, образованием слов с помощью суффиксов, работа над деформированным текстом.
Лексическая тема «Транспорт» Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок.
8 часов
10.
  • Закрепление правильного произношения звука Ш
  • Звук и буква- Ш
  • Звук и буква Л
  • Звук и буква Р
  • Закрепление правильного произношения звука Ч.
  • Закрепление правильного произношения звука Ж
  • Звук и буква- Ж
  • Развитие речи, повторение буквы Ж
Закрепление и практическое употребление слов в творительном падеже, работа над деформированным текстом, закрепление правильного произношения звуков, практическое знакомство с относительными прилагательными. Лексическая тема «Начало зимы. Зимняя одежда.» Предлоги –в, из.
8 часов
11.
  • Звуки и буквы с-ш
  • Звуки и буквы з-ж
  • Дифференциация звуков и букв- с-ш-з-ж
  • Звуки и буквы- л-р

Развитие слухового внимания. Анализ предложений.
Лексическая тема « Зимние забавы». Падежные конструкции: творительный падеж множ.числа
Предлоги к, от
5 часов
3 период обучения
( апрель-май)
23 занятия, 2 занятия в неделю
12.
  • Звук и буква Ч
  • Звук и буква Ц
  • Дифференциация звуков и букв Ч-Ц
  • Звук и буква Г
  • Звук и буква Ф
  • Звук и буква Щ

Развитие слухового внимания, навыков слитного чтения.
Лексические темы: домашние животные, дикие животные наших лесов. Пересказ рассказа с использованием сюжетной картинки. Согласование числительных и существительных в род. падеже.
6 часов
13.
  • Звуки и буквы К-Г
  • Звуки и буквы В-Ф
  • Звонкие и глухие согласные.
  • Гласные и согласные звуки
Лексическая тема: « Весна»
Составление рассказа по сюжетной картинке. Предлоги: с, со. Составление схем односложных слов ( сок, суп.). Подбор слов к заданному количеству слогов.
5 часов
14.
  • Йотированные звуки.
  • Звук и буква Я
  • Звук и буква Е
  • Звук и буква Ё
  • Звук и буква Й
  • Звук и буква Ю

Повторение о буквах и звуках, чтение текстов с пройденными буквами. Лексическая тема « Труд людей весной».
Согласование числительного, прилагательного и существительного. Предлоги из-за, из-под.
6 часов
15.
  • Звуковой анализ и синтез слов типа: о-сы, у-сы
  • Звуковой анализ и синтез слов типа: ры-бак, ды-мок
  • Звуковой анализ и синтез слов типа: кры-ша, гро-за.
  • Звуковой анализ и синтез слов типа: стол, мост
Повторение о буквах и звуках, чтение текстов с пройденными буквами.
Лексическая тема: «Возвращение птиц и насекомых.»
Предлоги над, под, между, через.
Образование сложных слов. Словообразование существительных муж.рода
6 часов

Список литературы:
1. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Рекомендована к печати кафедрой логопедии РГПУ им. А.И.Герцена» — СПб «Детство-Пресс, 2005.
2. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.,Туманова Т.В.и др. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»-М.: Просвещение, 2008.

3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей» — М.: Альфа, 1993

3.Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей»-М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
Теги: оу, логопед

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Планирование.docx Скачать

УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Бокситогорский центр диагностики и консультирования» 















«Совершенствование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи у детей 6-7 лет »

(планирование)






















Составитель : учитель-логопед Федотова Екатерина Борисовна


Бокситогорск2013 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование рассчитано на 66 часов в учебный год. 2 раза в неделю –групповые занятия по 30 минут каждое. Программа разбита по темам:

 · Формирование произношения и подготовка к обучению грамоте. 

· Формирование грамматически правильной речи. 

· Развитие фонематического анализа и синтеза. 

· Развитие связной речи 

· Обучение грамоте.

Планирование рассчитано на детей 6-7 лет с лексико-грамматическим недоразвитием речи. 
Планирование составлено на основе программы «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи в подготовительной группе детского сада» Г.А.Каше, Т.Б.Филичева .
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития детской речи. 
Развитие связной речи формируется при составлении описательного рассказа, рассказа по картине, пересказ литературно — художественных произведений, рассказа по серии сюжетных картин… Особенностью курса является направленность на реализацию коррекционного компонента
Тематические планы составлены в форме таблицы с выделением разделов: тема занятия; задачи; коррекционный компонент; словарная работа; планируемый результат.
Актуальность

В настоящее время проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста становиться особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставания в развитии. Детям с лексико-грамматическим недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, к началу обучения в школе, так как у детей недостаточно сформированы основные компоненты речи: её звуковая сторона, лексико-грамматический строй, связная речь. Отмечается ограниченность словарного запаса, её качественная неполноценность и наличие аграмматизмов. Связная речь характеризуется несформированностью умений и навыков связно излагать свои мысли. Имеют место подмены связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространёнными предложениями.
Логопед поддерживает активный интерес детей к художественно — литературным произведениям; помогает детям научиться осознавать поступки героев, проявлять внимание к литературному языку, понимать средства речевой выразительности.

ЗАДАЧИ

-развивать умение пользоваться простым предложением, отработка сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с союзами -подбор однородных подлежащих, сказуемых, дополнений -обучение детей работе с вопросами, самостоятельно задавать вопросы и ответы

отрабатывать самостоятельное составление и описание рассказа и пересказа литературных произведений
— обучение детей связному последовательному составлению рассказа на наглядной основе; формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль за составлением самостоятельного высказывания; 
— обучение детей приемам планирования собственного рассказа из опыта;
— развитие диалогической формы речи, 
— совершенствование усвоение норм языка, развитие лексико-грамматических категорий, активизация и обогащение словарного запаса детей.

-подготовка к обучению грамоте: знакомство со звуком и буквой, обучение чтению слогов, слов и предложений из двух слов, печатание букв, слогов, односложных слов, звуковой анализ и синтез трёхзвуковых, четырёхзвуковых слов; усвоение практическим путём правил правописания (раздельное печатание одного слова от другого, заглавная буква употребляется в собственных именах и начале предложений, постановка точки в конце предложений, ЖИ и ШИ пиши через И, знакомство с печатными буква.


Перспективный тематический план занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи у дошкольников 6-7 лет
1 период обучения(сентябрь-ноябрь),2 занятия в неделю, всего 22 занятия.

Темы занятий

Цели

часы

1.

  • Гласные звуки и звук У.

  • Буква У


Понимание и уточнение и активизация словарного запаса, развитие
фонематического слуха, слухового внимания. Формирование представления о звуке У

2 часа

2.

  • Лексическая тема: Слово,

Звук А 

  • Звуки и буквы А и У

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического слуха.
Лексическая тема «Золотая осень.»
Падежные конструкции
(им. п. мн.ч.)

2 часа

3.

  • Согласные звуки. Звук М,.

  • Буква М.

Учить определять первый звук в слове, познакомить с согласными звуками.
Лексическая тема «Овощи»
Работа над фразой: составление предложений с введением одного определения.

2 часа

4.

  • Дифференциация звуков

П-Т-К
· Звуки П-ПЬ
· Буква П
· Буква Т

Чёткое произнесение звуков в слогах, словах, анализ и синтез прямых слогов с пройденными гласными. Звуковой анализ слов.
Лексическая тема «Фрукты»
Приставочные глаголы.

4 часа

5.

  • Звук О

  • Буква О.


Уточнение произношения звука О, выделение звука с середины слова из ряда гласных.
Пересказ короткого рассказа.

2 часа

6

  • Буква К

  • Предлоги в, на, под.

Уточнение произношения согласных звуков, определение места звука в слове.
Лексическая тема «Квартира»
Глаголы совершенного и несовершенного вида.

2 часа

7

  • Звуки С-СЬ

  • Знакомство с буквой С

  • Звук и буква Н

  • Дифференциация Ы-И

  • Буква Ы

Определение слов со звуками, гласного в середине слова,
выделение звуков из состава слова, деление слов на слоги.
Лексическая тема «Электроприборы». Падежные конструкции( дат. пад. мн. ч. сущ)

5 часов

8.


  • Звуки З-ЗЬ

  • Буква З


Выделение звуков из состава слова, деление слов на слоги,
подбор прилагательных к существительным.

3 часа


2 период обучения
( декабрь-март)

21занятие-2 занятия в неделю


9.

  • Звуки Х-ХЬ

  • Буква Х

  • Звук и буква Б

  • Звук Д

  • Звук и буква Д

  • Дифференциация звуков -ть- дь

  • Звук и буква В

  • Звук и буква Э


Повторение звуков. Работа над формированием грамматического строя речи, образованием слов с помощью суффиксов, работа над деформированным текстом.
Лексическая тема «Транспорт» Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок.

8 часов

10.

  • Закрепление правильного произношения звука Ш

  • Звук и буква- Ш

  • Звук и буква Л

  • Звук и буква Р

  • Закрепление правильного произношения звука Ч.

  • Закрепление правильного произношения звука Ж

  • Звук и буква- Ж

  • Развитие речи, повторение буквы Ж

Закрепление и практическое употребление слов в творительном падеже, работа над деформированным текстом, закрепление правильного произношения звуков, практическое знакомство с относительными прилагательными. Лексическая тема «Начало зимы. Зимняя одежда.» Предлоги –в, из.

8 часов

11.

  • Звуки и буквы с-ш

  • Звуки и буквы з-ж

  • Дифференциация звуков и букв- с-ш-з-ж

  • Звуки и буквы- л-р


Развитие слухового внимания. Анализ предложений.
Лексическая тема « Зимние забавы». Падежные конструкции: творительный падеж множ.числа
Предлоги к, от

5 часов


3 период обучения
( апрель-май)

23 занятия, 2 занятия в неделю


12.

  • Звук и буква Ч

  • Звук и буква Ц

  • Дифференциация звуков и букв Ч-Ц

  • Звук и буква Г

  • Звук и буква Ф

  • Звук и буква Щ


Развитие слухового внимания, навыков слитного чтения.
Лексические темы: домашние животные, дикие животные наших лесов. Пересказ рассказа с использованием сюжетной картинки. Согласование числительных и существительных в род. падеже.

6 часов

13.

  • Звуки и буквы К-Г

  • Звуки и буквы В-Ф

  • Звонкие и глухие согласные.

  • Гласные и согласные звуки

Лексическая тема: « Весна»
Составление рассказа по сюжетной картинке. Предлоги: с, со. Составление схем односложных слов ( сок, суп.). Подбор слов к заданному количеству слогов.

5 часов

14.

  • Йотированные звуки.

  • Звук и буква Я

  • Звук и буква Е

  • Звук и буква Ё

  • Звук и буква Й

  • Звук и буква Ю


Повторение о буквах и звуках, чтение текстов с пройденными буквами. Лексическая тема « Труд людей весной».
Согласование числительного, прилагательного и существительного. Предлоги из-за, из-под.

6 часов

15.

  • Звуковой анализ и синтез слов типа: о-сы, у-сы

  • Звуковой анализ и синтез слов типа: ры-бак, ды-мок

  • Звуковой анализ и синтез слов типа: кры-ша, гро-за.

  • Звуковой анализ и синтез слов типа: стол, мост

Повторение о буквах и звуках, чтение текстов с пройденными буквами.
Лексическая тема: «Возвращение птиц и насекомых.»
Предлоги над, под, между, через.
Образование сложных слов. Словообразование существительных муж. рода 

6 часов


Список литературы:
1. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Рекомендована к печати кафедрой логопедии РГПУ им. А.И.Герцена» — СПб «Детство-Пресс, 2005.
2. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.,Туманова Т.В.и др. «Программы дошкольных образовательных учрежденийкомпенсирующего вида для детей с нарушениями речи»-М.: Просвещение, 2008.

3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей» — М.: Альфа, 1993

3.Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей»-М.: «Мозаика-Синтез», 2005.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос