Совершенствование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи у детей 6-7 лет.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Бокситогорский центр диагностики и консультирования» /
«Совершенствование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи у детей 6-7 лет » (планирование) Составитель : учитель-логопед Федотова Екатерина Борисовна г. Бокситогорск 2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Планирование рассчитано на 66 часов в учебный год. 2 раза в неделю –групповые занятия по 30 минут каждое. Программа разбита по темам: · Формирование произношения и подготовка к обучению грамоте. · Формирование грамматически правильной речи. · Развитие фонематического анализа и синтеза. · Развитие связной речи · Обучение грамоте Планирование рассчитано на детей 6-7 лет с лексико-грамматическим недоразвитием речи.
Планирование составлено на основе программы «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи в подготовительной группе детского сада» Г.А.Каше, Т.Б.Филичева .
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития детской речи.
Развитие связной речи формируется при составлении описательного рассказа, рассказа по картине, пересказ литературно — художественных произведений, рассказа по серии сюжетных картин… Особенностью курса является направленность на реализацию коррекционного компонента
Тематические планы составлены в форме таблицы с выделением разделов: тема занятия; задачи; коррекционный компонент; словарная работа; планируемый результат.
Актуальность В настоящее время проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста становиться особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставания в развитии. Детям с лексико-грамматическим недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, к началу обучения в школе, так как у детей недостаточно сформированы основные компоненты речи: её звуковая сторона, лексико-грамматический строй, связная речь. Отмечается ограниченность словарного запаса, её качественная неполноценность и наличие аграмматизмов. Связная речь характеризуется несформированностью умений и навыков связно излагать свои мысли. Имеют место подмены связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространёнными предложениями.
Логопед поддерживает активный интерес детей к художественно — литературным произведениям; помогает детям научиться осознавать поступки героев, проявлять внимание к литературному языку, понимать средства речевой выразительности.
ЗАДАЧИ
-развивать умение пользоваться простым предложением, отработка сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с союзами -подбор однородных подлежащих, сказуемых, дополнений -обучение детей работе с вопросами, самостоятельно задавать вопросы и ответы
— отрабатывать самостоятельное составление и описание рассказа и пересказа литературных произведений
— обучение детей связному последовательному составлению рассказа на наглядной основе; формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль за составлением самостоятельного высказывания;
— обучение детей приемам планирования собственного рассказа из опыта;
— развитие диалогической формы речи,
— совершенствование усвоение норм языка, развитие лексико-грамматических категорий, активизация и обогащение словарного запаса детей.
-подготовка к обучению грамоте: знакомство со звуком и буквой, обучение чтению слогов, слов и предложений из двух слов, печатание букв, слогов, односложных слов, звуковой анализ и синтез трёхзвуковых, четырёхзвуковых слов; усвоение практическим путём правил правописания (раздельное печатание одного слова от другого, заглавная буква употребляется в собственных именах и начале предложений, постановка точки в конце предложений, ЖИ и ШИ пиши через И, знакомство с печатными буква.
Перспективный тематический план занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи у дошкольников 6-7 лет
1 период обучения(сентябрь-ноябрь),2 занятия в неделю, всего 22 занятия.
№ | Темы занятий | Цели | часы |
1. |
| Понимание и уточнение и активизация словарного запаса, развитие фонематического слуха, слухового внимания. Формирование представления о звуке У | 2 часа |
2. |
| Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического слуха. Лексическая тема «Золотая осень.» Падежные конструкции (им. п. мн.ч.) | 2 часа |
3. |
| Учить определять первый звук в слове, познакомить с согласными звуками. Лексическая тема «Овощи» Работа над фразой: составление предложений с введением одного определения. | 2 часа |
4. |
· Звуки П-ПЬ · Буква П · Буква Т | Чёткое произнесение звуков в слогах, словах, анализ и синтез прямых слогов с пройденными гласными. Звуковой анализ слов. Лексическая тема «Фрукты» Приставочные глаголы. | 4 часа |
5. |
| Уточнение произношения звука О, выделение звука с середины слова из ряда гласных. Пересказ короткого рассказа. | 2 часа |
6 |
| Уточнение произношения согласных звуков, определение места звука в слове. Лексическая тема «Квартира» Глаголы совершенного и несовершенного вида. | 2 часа |
7 |
| Определение слов со звуками, гласного в середине слова, выделение звуков из состава слова, деление слов на слоги. Лексическая тема «Электроприборы». Падежные конструкции( дат. пад. мн. ч. сущ) | 5 часов |
8. |
| Выделение звуков из состава слова, деление слов на слоги, подбор прилагательных к существительным. | 3 часа |
2 период обучения ( декабрь-март) |
21занятие-2 занятия в неделю | ||
9. |
|
Повторение звуков. Работа над формированием грамматического строя речи, образованием слов с помощью суффиксов, работа над деформированным текстом. Лексическая тема «Транспорт» Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. | 8 часов |
10. |
| Закрепление и практическое употребление слов в творительном падеже, работа над деформированным текстом, закрепление правильного произношения звуков, практическое знакомство с относительными прилагательными. Лексическая тема «Начало зимы. Зимняя одежда.» Предлоги –в, из. | 8 часов |
11. |
| Развитие слухового внимания. Анализ предложений. Лексическая тема « Зимние забавы». Падежные конструкции: творительный падеж множ.числа Предлоги к, от | 5 часов |
3 период обучения ( апрель-май) |
23 занятия, 2 занятия в неделю | ||
12. |
| Развитие слухового внимания, навыков слитного чтения. Лексические темы: домашние животные, дикие животные наших лесов. Пересказ рассказа с использованием сюжетной картинки. Согласование числительных и существительных в род. падеже. | 6 часов |
13. |
| Лексическая тема: « Весна» Составление рассказа по сюжетной картинке. Предлоги: с, со. Составление схем односложных слов ( сок, суп.). Подбор слов к заданному количеству слогов. | 5 часов |
14. |
| Повторение о буквах и звуках, чтение текстов с пройденными буквами. Лексическая тема « Труд людей весной». Согласование числительного, прилагательного и существительного. Предлоги из-за, из-под. | 6 часов |
15. |
| Повторение о буквах и звуках, чтение текстов с пройденными буквами. Лексическая тема: «Возвращение птиц и насекомых.» Предлоги над, под, между, через. Образование сложных слов. Словообразование существительных муж.рода | 6 часов |
Список литературы:
1. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Рекомендована к печати кафедрой логопедии РГПУ им. А.И.Герцена» — СПб «Детство-Пресс, 2005.
2. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.,Туманова Т.В.и др. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»-М.: Просвещение, 2008.
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей» — М.: Альфа, 1993
3.Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей»-М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи
«Бокситогорский
центр диагностики и консультирования»
«Совершенствование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи у детей 6-7 лет »
(планирование)
Составитель : учитель-логопед Федотова Екатерина Борисовна
Бокситогорск2013
г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование рассчитано на 66 часов в учебный год. 2 раза в неделю –групповые занятия по 30 минут каждое. Программа разбита по темам:
· Формирование произношения и подготовка к обучению грамоте.
· Формирование грамматически правильной речи.
· Развитие фонематического анализа и синтеза.
· Развитие связной речи
· Обучение грамоте.
Планирование
рассчитано на детей 6-7 лет
с лексико-грамматическим
недоразвитием речи.
Планирование
составлено на основе программы
«Программа обучения детей с недоразвитием
фонетического строя речи в подготовительной
группе детского сада» Г.А.Каше, Т.Б.Филичева
.
Успешность
обучения детей в школе во многом зависит
от уровня овладения связной речью.
Восприятие и воспроизведение текстовых
учебных материалов, умение давать
развернутые ответы на вопросы,
самостоятельно излагать суждения —
все эти и другие учебные действия требуют
достаточного уровня развития детской
речи.
Развитие
связной речи формируется при составлении
описательного рассказа, рассказа по
картине, пересказ литературно —
художественных произведений, рассказа
по серии сюжетных картин… Особенностью
курса является направленность на
реализацию коррекционного
компонента
Тематические
планы составлены в форме таблицы с
выделением разделов: тема занятия;
задачи; коррекционный компонент;
словарная работа; планируемый
результат.
Актуальность
В
настоящее время проблема обучения и
воспитания детей дошкольного возраста
становиться особенно значимой. По
статистическим данным, только 10 %
новорожденных появляются на свет
абсолютно здоровыми. Остальные дети
имеют микроорганические поражения или
выраженную патологию. Отдельную категорию
составляют аномалии развития,
сопровождающиеся нарушением речи, что
влечет и отставания в развитии. Детям
с лексико-грамматическим недоразвитием
речи следует вовремя оказать помощь, к
началу обучения в школе, так как у детей
недостаточно сформированы основные
компоненты речи: её звуковая сторона,
лексико-грамматический строй, связная
речь. Отмечается ограниченность
словарного запаса, её качественная
неполноценность и наличие аграмматизмов.
Связная речь характеризуется
несформированностью умений и навыков
связно излагать свои мысли. Имеют место
подмены связного высказывания односложными
ответами на вопросы или разрозненными
нераспространёнными предложениями.
Логопед
поддерживает активный интерес детей к
художественно — литературным
произведениям; помогает детям научиться
осознавать поступки героев, проявлять
внимание к литературному языку, понимать
средства речевой выразительности.
ЗАДАЧИ
-развивать умение пользоваться простым предложением, отработка сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с союзами -подбор однородных подлежащих, сказуемых, дополнений -обучение детей работе с вопросами, самостоятельно задавать вопросы и ответы
— отрабатывать
самостоятельное составление и описание
рассказа и пересказа литературных
произведений
— обучение детей связному
последовательному составлению рассказа
на наглядной основе; формировать у детей
активный зрительный и слуховой контроль
за составлением самостоятельного
высказывания;
— обучение детей
приемам планирования собственного
рассказа из опыта;
— развитие
диалогической формы речи,
—
совершенствование усвоение норм языка,
развитие лексико-грамматических
категорий, активизация и обогащение
словарного запаса детей.
-подготовка к обучению грамоте: знакомство со звуком и буквой, обучение чтению слогов, слов и предложений из двух слов, печатание букв, слогов, односложных слов, звуковой анализ и синтез трёхзвуковых, четырёхзвуковых слов; усвоение практическим путём правил правописания (раздельное печатание одного слова от другого, заглавная буква употребляется в собственных именах и начале предложений, постановка точки в конце предложений, ЖИ и ШИ пиши через И, знакомство с печатными буква.
Перспективный
тематический план занятий по
совершенствованию лексико-грамматических
представлений, развитию связной речи
у дошкольников 6-7 лет
1
период обучения(сентябрь-ноябрь),2
занятия в неделю, всего 22 занятия.
№ |
Темы занятий |
Цели |
часы |
1. |
|
Понимание
и уточнение и активизация словарного
запаса, развитие |
2 часа |
2. |
Звук А
|
Способствовать
развитию звуко-буквенного анализа,
фонематического слуха. |
2 часа |
3. |
|
Учить
определять первый звук в слове,
познакомить с согласными
звуками. |
2 часа |
4. |
П-Т-К |
Чёткое
произнесение звуков в слогах, словах,
анализ и синтез прямых слогов с
пройденными гласными. Звуковой анализ
слов. |
4 часа |
5. |
|
Уточнение
произношения звука О, выделение звука
с середины слова из ряда гласных. |
2 часа |
6 |
|
Уточнение
произношения согласных звуков,
определение места звука в слове. |
2 часа |
7 |
|
Определение
слов со звуками, гласного в середине
слова, |
5 часов |
8. |
|
Выделение
звуков из состава слова, деление слов
на слоги, |
3 часа |
|
2
период обучения |
21занятие-2 занятия в неделю |
|
9. |
|
|
8 часов |
10. |
|
Закрепление и практическое употребление слов в творительном падеже, работа над деформированным текстом, закрепление правильного произношения звуков, практическое знакомство с относительными прилагательными. Лексическая тема «Начало зимы. Зимняя одежда.» Предлоги –в, из. |
8 часов |
11. |
|
Развитие
слухового внимания. Анализ
предложений. |
5 часов |
|
3
период обучения |
23 занятия, 2 занятия в неделю |
|
12. |
|
Развитие
слухового внимания, навыков слитного
чтения. |
6 часов |
13. |
|
Лексическая
тема: « Весна» |
5 часов |
14. |
|
Повторение
о буквах и звуках, чтение текстов с
пройденными буквами. Лексическая тема
« Труд людей весной». |
6 часов |
15. |
|
Повторение
о буквах и звуках, чтение текстов с
пройденными буквами. |
6 часов |
Список
литературы:
1.
Нищева Н.В. «Система коррекционной
работы в логопедической группе для
детей с общим недоразвитием речи.
Рекомендована к печати кафедрой логопедии
РГПУ им. А.И.Герцена» — СПб «Детство-Пресс,
2005.
2. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.,Туманова
Т.В.и др. «Программы
дошкольных образовательных
учрежденийкомпенсирующего вида для
детей с нарушениями речи»-М.: Просвещение,
2008.
3. Филичева
Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе
детей с общим недоразвитием речи в
условиях специального детского сада:
Пособие для студентов дефектологических
факультетов, практических работников
специальных учреждений, воспитателей
детских садов, родителей» — М.: Альфа,
1993
3.Смирнова
Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия
с детьми с общим недоразвитием речи:
пособие для логопедов, дефектологов и
воспитателей»-М.: «Мозаика-Синтез»,
2005.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»