"Наш любимый русский язык".
«Наш любимый русский язык».
Цель:
Научить детей применять полученные знания по русскому языку в различных видах практических заданий.
Задачи:
I. Коррекционные:
1. Дифференциация понятий о грамматических категориях языка.
2. Развивать мыслительную деятельность и умение замечать слова и ориентироваться в их значениях.
II. Образовательная:
Обогащение словаря через овладение учащимися лексическими и морфологическими нормами родного языка, путём сравнения, противопоставления и выяснения значения слов и словосочетаний.
III. Воспитательная:
1. Воспитывать заинтересованное отношение к значению и употреблению слов в родном языке.
Оборудование:
Стенд со словами, относящимися к разным частям речи, опорные карточки, сюжетные картинки к многозначным словам, картинки с изображением домашних животных и птиц.
Ход праздника.
1 ведущий:
— Здравствуйте, ребята!
2 ведущий:
— Добрый день, взрослые!
Логопед:
— Здравствуйте все. Начинаем речевой праздник «Наш любимый русский язык».
1 ведущий:
— Сегодня мы вспомним всё, что знаем о словах.
2 ведущий:
— В жизни и труде люди общаются с помощью речи.
1 ведущий:
— Все, что сделано, построено и посажено человеком — завод, дом, школа, сад — это всё сначала было задумано.
2 ведущий:
— Потом выражено в словах и только после этого построено и посажено.
1 ведущий:
— С помощью слова люди объединяются и дружат.
2 ведущий:
— В школе мы тоже общаемся словами.
1 ведущий:
— Все мы любим и изучаем родной язык.
Логопед:
— Сегодня на утреннике мы вспомним: правила речи, пословицы о языке, будем стараться чётко и правильно говорить, вдумываться в значения слов и покажем, что мы знаем, что слова разные, каждое имеет свой смысл и значение. Мы будем играть в речевые игры со словами. А комиссия будет оценивать ваши ответы. В конце утренника активные получат призы.
Появляется заяц с книгой.
Заяц:
— Ребята! Я зайка-незнайка из вот этой книжки.
Вы любите заниматься по ней? (Да).
Помогите мне вспомнить пословицы о языке.
3 класс:
— Язык мой — друг мой.
— Человек без речи, что птица без крыльев.
— Кто читает, тот много знает.
— Хорошее слово согревает, плохое — морозит.
— Хорошую речь хорошо слушать.
Заяц:
— Спасибо, ребята!
Ученица:
— Зайка-незнайка, а правила речи ты знаешь?
Заяц:
— Знал, но забыл.
Ученица:
— Какой ты зайка-незнайка забывчивый. Ладно, мы тебе поможем.
4 класс:
— Все звуки и слова надо говорить правильно.
— Следует ясно произносить окончания слов.
— Необходимо соблюдать ударения в словах
. — Речь должна быть понятна. — Говорить надо нормально не быстро и не медленно.
— Каждый должен помочь товарищу говорить правильно.
Заяц:
— Спасибо, ребята!
Логопед:
— А ребята первого класса расскажут нам стихотворение о правилах речи.
— Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Ученица:
— Зайка, а ты знаешь, что обозначают слова?
Заяц: — Знаю.
Ученица:
— Точно знаешь?
Заяц:
— Это знает каждый ученик и я тоже. Слова обозначают предметы, действия, признаки.
Ученица:
— Зайка, да ты хороший ученик.
Логопед (показывает на стенд):
— Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы
Кто? Что?
— Слова, которые обозначают действия, отвечают на вопросы
Что делать? Что сделать?
— Слова, обозначающие признак предмета, отвечают на вопросы
Какой? Какая? Какое?
— А чтобы употреблять эти слова правильно в речи, нужно знать их значения. Среди слов обозначающих предметы, действия, признаки есть слова-друзья, которые имеют одинаковое значение, слова-враги, которые имеют противоположное значение, слова — родственники, слова-многозначные, имеющие много значений, и добрые слова, от которых становится тепло и радостно на душе у человека.
Заяц:
— А играть мы сегодня будем? Я очень люблю играть в разные игры!
Ученица:
— Да, Зайка, сейчас мы будем играть в речевые игры со словами.
Ведущий логопед:
l) — Даже животные и птицы умеют произносить слова. Ребята 0 (нулевого) класса нам расскажут об этом. Поочередно с места поднимается ребёнок, показывает картинку с изображением домашних животных и птиц. Ответ: — Корова умеет говорить слово My… и т.д.
Логопед:
– 2) А ребята первого класса назовут нам добрые слова и найдут им место на стенде. Ребята зачитывают слова парами спасибо-благодарю и т.д. и располагают эти слова на стенде.
Логопед:
3)- Ребята 2 класса найдут нам слова-родственники:
слову сад (садовод, садовник, посадки);
слову свет (светить, светлый, светло);
слову час (часы, часовщик, часовой); слову цветок (цветы, цветник, цветной).
На стенде предметные картинки с подписью слова, обозначающего её (сад, свет — свет от фонарика, цветок, часы), учащийся находит родственное слово и размещает его на стенде. Ребёнок читает слово и говорит: «Слово садовник родня слову сад».
Логопед:
4) Ребята 3, 4 класс. Для вас игра «Разложи слова и объясни, что они обозначают». На стендах таблички слов, обозначающих предметы, признаки, действия с вопросами; на столиках слова парами с антонимами и синонимами.
Задание: взять по 6 пар слов и расположить их на стенде соответственно части речи.
Ответы участников: Кто? Врач. Кто? Доктор. Эти слова обозначают предметы. Имеют одинаковое значение. Поэтому эти слова-друзья и т.д. (За правильные ответы даются фишки).
5) Сценка:
Зайчиха: — Зайка, где ключ?
Зайка: — В лесу. Зайчиха: — Как в лесу? Он же на гвоздике висел.
Зайка:
— Как родник может висеть на гвоздике?
Зайчиха:
— Да не родник, а дверной ключ. Где он?
Зайка:
— Я его в ключе потерял, т.е. утопил.
Ведущий логопед:
— Мама зайчиха и зайчик не могут понять друг друга, потому что слово ключ многозначное. Мама спрашивала зайку о металлическом ключе, а зайка говорил о ключе (роднике), бьющем из-под земли. В русском языке много многозначных слов, вот некоторые из них.
На стенде под табличкой «Многозначные слова» слова:
ключ, овсянка, ручка, лисичка, лук, коса, кран, плитка, каток, норка, язык.
Ведущий логопед:
— Игра «Объясни значение слова». Ребята, на столике предложения с многозначными словами. Найдите предложения со словом овсянка. О какой овсянке, ручке и т.д. говорится в предложениях? На стенде многозначное слово, а рядом несколько предметов, обозначающихся им: каша в тарелке (овсянка), крупа (овсянка), птица овсянка и т.д. На столике расположены полоски с предложениями. Задание: найти предложение об этом предмете (показ птицы овсянки) и т.д.
Ответы:
(зачитывает предложение ученикам)
— В этом предложении говорится о птице овсянке (и показывает на предмет)…
Ведущий логопед:
— Молодцы ребята! Вы хорошо играли в речевые игры. Следили за своей речью, были внимательны, различали слова и правильно называли их значения. И наш утренник заканчивается. Помогали вести праздник (каждый участник называет свою роль Ф.И.)
Итог:
— Все участники и ведущие праздника потрудились на славу. Показали, что они знают, что обозначают слова и какое они имеют значение. И надеемся, что эти знания помогут вам правильно понимать слова при чтении и употреблении их в речи.
Удачи вам в изучении родного языка!
Конспект логопедического речевого праздника для учащихся начальной школы VIII вида.
«Наш любимый русский язык».
Цели:
I. Коррекционные:
1. Дифференциация понятий о грамматических категориях языка.
2. Развивать мыслительную деятельность и умение замечать слова и ориентироваться в их значениях.
II. Образовательная:
Обогащение словаря через овладение учащимися лексическими и морфологическими нормами родного языка, путём сравнения, противопоставления и выяснения значения слов и словосочетаний.
III. Воспитательная:
-
Воспитывать заинтересованное отношение к значению и употреблению слов в родном языке.
Оборудование:
Стенд со словами, относящимися к разным частям речи, опорные карточки, сюжетные картинки к многозначным словам, картинки с изображением домашних животных и птиц.
Ход праздника.
1 ведущий:
— Здравствуйте, ребята!
2 ведущий:
— Добрый день, взрослые!
Логопед:
— Здравствуйте все. Начинаем речевой праздник «Наш любимый русский язык».
1 ведущий:
— Сегодня мы вспомним всё, что знаем о словах.
2 ведущий:
— В жизни и труде люди общаются с помощью речи.
1 ведущий:
— Все, что сделано, построено и посажено человеком — завод, дом, школа, сад — это всё сначала было задумано.
2 ведущий:
— Потом выражено в словах и только после этого построено и посажено.
1 ведущий:
— С помощью слова люди объединяются и дружат.
2 ведущий:
— В школе мы тоже общаемся словами.
1 ведущий:
— Все мы любим и изучаем родной язык.
Логопед:
— Сегодня на утреннике мы вспомним: правила речи, пословицы о языке, будем стараться чётко и правильно говорить, вдумываться в значения слов и покажем, что мы знаем, что слова разные, каждое имеет свой смысл и значение. Мы будем играть в речевые игры со словами. А комиссия будет оценивать ваши ответы. В конце утренника активные получат призы.
Появляется заяц с книгой.
Заяц:
— Ребята! Я зайка-незнайка из вот этой книжки.
Вы любите заниматься по ней? (Да).
Помогите мне вспомнить пословицы о языке.
3 класс:
— Язык мой — друг мой.
- Человек без речи, что птица без крыльев.
- Кто читает, тот много знает.
- Хорошее слово согревает, плохое — морозит.
- Хорошую речь хорошо слушать.
Заяц:
— Спасибо, ребята!
Ученица:
— Зайка-незнайка, а правила речи ты знаешь?
Заяц:
— Знал, но забыл.
Ученица:
— Какой ты зайка-незнайка забывчивый. Ладно, мы тебе поможем.
4 класс:
— Все звуки и слова надо говорить правильно.
- Следует ясно произносить окончания слов.
- Необходимо соблюдать ударения в словах
. - Речь должна быть понятна. - Говорить надо нормально не быстро и не медленно.
- Каждый должен помочь товарищу говорить правильно.
Заяц:
— Спасибо, ребята!
Логопед:
— А ребята первого класса расскажут нам стихотворение о правилах речи.
- Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Ученица:
— Зайка, а ты знаешь, что обозначают слова?
Заяц: — Знаю.
Ученица:
— Точно знаешь?
Заяц:
— Это знает каждый ученик и я тоже. Слова обозначают предметы, действия, признаки.
Ученица:
— Зайка, да ты хороший ученик.
Логопед (показывает на стенд):
— Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы
Кто? Что?
- Слова, которые обозначают действия, отвечают на вопросы
Что делать? Что сделать?
- Слова, обозначающие признак предмета, отвечают на вопросы
Какой? Какая? Какое?
- А чтобы употреблять эти слова правильно в речи, нужно знать их значения. Среди слов обозначающих предметы, действия, признаки есть слова-друзья, которые имеют одинаковое значение, слова-враги, которые имеют противоположное значение, слова - родственники, слова-многозначные, имеющие много значений, и добрые слова, от которых становится тепло и радостно на душе у человека.
Заяц:
— А играть мы сегодня будем? Я очень люблю играть в разные игры!
Ученица:
— Да, Зайка, сейчас мы будем играть в речевые игры со словами.
Ведущий логопед:
l) — Даже животные и птицы умеют произносить слова. Ребята 0 (нулевого) класса нам расскажут об этом. Поочередно с места поднимается ребёнок, показывает картинку с изображением домашних животных и птиц. Ответ: — Корова умеет говорить слово My… и т.д.
Логопед:
– 2) А ребята первого класса назовут нам добрые слова и найдут им место на стенде. Ребята зачитывают слова парами спасибо-благодарю и т.д. и располагают эти слова на стенде.
Логопед :
3)- Ребята 2 класса найдут нам слова-родственники:
слову сад (садовод, садовник, посадки);
слову свет (светить, светлый, светло);
слову час (часы, часовщик, часовой); слову цветок (цветы, цветник, цветной).
На стенде предметные картинки с подписью слова, обозначающего её (сад, свет — свет от фонарика, цветок, часы), учащийся находит родственное слово и размещает его на стенде. Ребёнок читает слово и говорит: «Слово садовник родня слову сад».
Логопед:
4) Ребята 3, 4 класс. Для вас игра «Разложи слова и объясни, что они обозначают». На стендах таблички слов, обозначающих предметы, признаки, действия с вопросами; на столиках слова парами с антонимами и синонимами.
Задание: взять по 6 пар слов и расположить их на стенде соответственно части речи.
Ответы участников: Кто? Врач. Кто? Доктор. Эти слова обозначают предметы. Имеют одинаковое значение. Поэтому эти слова-друзья и т.д. (За правильные ответы даются фишки).
5) Сценка:
Зайчиха: — Зайка, где ключ?
Зайка: — В лесу. Зайчиха: — Как в лесу? Он же на гвоздике висел.
Зайка:
— Как родник может висеть на гвоздике?
Зайчиха:
— Да не родник, а дверной ключ. Где он?
Зайка:
— Я его в ключе потерял, т.е. утопил.
Ведущий логопед:
— Мама зайчиха и зайчик не могут понять друг друга, потому что слово ключ многозначное. Мама спрашивала зайку о металлическом ключе, а зайка говорил о ключе (роднике), бьющем из-под земли. В русском языке много многозначных слов, вот некоторые из них.
На стенде под табличкой «Многозначные слова» слова:
ключ, овсянка, ручка, лисичка, лук, коса, кран, плитка, каток, норка, язык.
Ведущий логопед:
— Игра «Объясни значение слова». Ребята, на столике предложения с многозначными словами. Найдите предложения со словом овсянка. О какой овсянке, ручке и т.д. говорится в предложениях? На стенде многозначное слово, а рядом несколько предметов, обозначающихся им: каша в тарелке (овсянка), крупа (овсянка), птица овсянка и т.д. На столике расположены полоски с предложениями. Задание: найти предложение об этом предмете (показ птицы овсянки) и т.д.
Ответы:
(зачитывает предложение ученикам)
— В этом предложении говорится о птице овсянке (и показывает на предмет)…
Ведущий логопед:
— Молодцы ребята! Вы хорошо играли в речевые игры. Следили за своей речью, были внимательны, различали слова и правильно называли их значения. И наш утренник заканчивается. Помогали вести праздник (каждый участник называет свою роль Ф.И.)
Итог:
— Все участники и ведущие праздника потрудились на славу. Показали, что они знают, что обозначают слова и какое они имеют значение. И надеемся, что эти знания помогут вам правильно понимать слова при чтении и употреблении их в речи.
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»