Рабочая программа по физической культуре 2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» ст.32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.67);
- Концепции модернизации Российского образования;
- Концепции содержания непрерывного образования;
- Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И.
Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2012);
- Примерной программы по физической культуре в рамках проекта «Разработка,
апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования
второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказуМинистерства образованияинаукиРоссийскойФедерациииФедеральногоагентствапообразованию (руководители проекта А.М.Кондаков, Л.П.Кезина. -М.:Просвещение, 2010).
Программа пофизической культуре дляучащихся 1-4классов адаптирована в соответствии с условиями ГБОУ СОШ «Центр образования» г.о.Чапаевск, Самарской области(составительПавлова Т.В., учительфизическойкультуры ГБОУ СОШ «Центр образования, 2012г)
В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребенка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой формы – урока физической культуры. Необходимо усилить акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению школьников умениям самостоятельно заниматься, воспитанию убеждения в значимости занятий физкультурой, удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности.
В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего (II стандарт) образования по физической культуре предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования(II).
Уровень изучения учебного материала базисный. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
В соответствии с базисным учебным планом на курс физической культуры отводится 405 ч. по 3 часа в неделю, всего 99 часов в 1 классе, из расчета 33 учебные недели; в 2-4 классе - 102 часа в каждом классе, из расчета 34 учебные недели.
Предлагаемая программа по физической культуре ориентируется на решение следующих целей и задач:
Цель программы - формированиеуучащихсяначальнойшколыосновздоровогообразажизни,развитиетворческойсамостоятельностипосредствомосвоениядвигательной
деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа направлена на:
— реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально- технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
— реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
— соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
— расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
— усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
—умениядоноситьинформациюв доступной, эмоционально-яркойформевпроцессеобщенияивзаимодействиясосверстникамиивзрослымилюдьми.
Личностными результатамиосвоенияучащимисясодержанияпрограммы пофизическойкультуреявляютсяследующиеумения:
— активновключатьсяв общениеивзаимодействиесосверстникаминапринципахуваженияидоброжелательности,взаимопомощиисопереживания;
— проявлятьположительныекачестваличностииуправлятьсвоимиэмоциямивразличных(нестандартных)ситуацияхиусловиях;
— проявлятьдисциплинированность,трудолюбиеиупорствовдостижениипоставленныхцелей;
— оказыватьбескорыстнуюпомощьсвоимсверстникам,находитьснимиобщийязыкиобщиеинтересы.
Метапредметными результатамиосвоенияучащимисясодержанияпрограммыпофизическойкультуреявляютсяследующиеумения:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- определять общую цель и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- быть готовым конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— характеризоватьявления(действияи поступки),даватьимобъективнуюоценкунаосновеосвоенныхзнанийиимеющегосяопыта;
— находитьошибки привыполненииучебных заданий,отбиратьспособыихисправления;
— общатьсяивзаимодействоватьсосверстникаминапринципахвзаимоуваженияивзаимопомощи,дружбыитолерантности;
— обеспечиватьзащитуисохранностьприродывовремяактивногоотдыхаизанятийфизическойкультурой;
— организовыватьсамостоятельнуюдеятельностьсучетомтребованийеебезопасности,сохранностиинвентаряиоборудования,организацииместазанятий;
— планироватьсобственнуюдеятельность,распределятьнагрузкуиотдыхвпроцессееевыполнения;
— анализироватьиобъективнооцениватьрезультатысобственноготруда,находитьвозможностииспособыихулучшения;
— видетькрасотудвижений,выделятьиобосновывать эстетическиепризнакивдвиженияхипередвиженияхчеловека;
— оцениватькрасотутелосложения иосанки,сравниватьихсэталоннымиобразцами;
—управлять эмоциямиприобщениисосверстникамиивзрослыми,сохранятьхладнокровие,сдержанность,рассудительность;
— техническиправильновыполнятьдвигательныедействияиз базовыхвидовспорта,использоватьихв игровойисоревновательнойдеятельности.
Предметными результатамиосвоенияучащимисясодержанияпрограммы пофизическойкультуреявляютсяследующиеумения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; — оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
—характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Структура и содержание рабочей программы
Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическоесовершенствование».
Содержаниераздела«Знанияофизическойкультуре»отработанов соответствиисосновныминаправлениямиразвитияпознавательнойактивностичеловека:знанияоприроде(медико-биологические основыдеятельности); знанияочеловеке(психолого-педагогическиеосновыдеятельности);знанияобобществе(историко-социологическиеосновыдеятельности).
Раздел«Способыдвигательнойдеятельности»содержитпредставленияоструктурнойорганизациипредметнойдеятельности,отражающейсяв соответствующихспособах организации,исполненияиконтроля.
Содержаниераздела«Физическое совершенствование» ориентированонагармоничноефизическоеразвитие школьников,ихвсестороннююфизическуюподготовленностьиукреплениездоровья.Данныйразделвключаетжизненноважные
навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием
базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и народные игры, игры с элементами спортивных игр», «Лыжные гонки». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.
В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
При планировании учебного материала программы в соответствии с САНПИН (температурный режим), разрешается заменять тему «Лыжные гонки» на углубленное освоение содержания тем «Подвижные, народные игры». В то же время, в отсутствие реальных возможностей для освоения, содержание раздела «Плавание» заменяется на «Народные и подвижные игры с элементами спортивных игр», «Легкая атлетика».
Учитель физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы, сокращать или упрощать предлагаемый в программах учебный материал, при этом учителю необходимо избегать учебных перегрузок учащихся, не нарушая логику распределения программного содержания, не выходить за рамки Требований Государственного стандарта.
В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
В разделе «Календарно - тематическое планирование» излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности учащихся. Данные характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания учебного курса.
В программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.
К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Формы организации
Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно- предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-предметной направленностью используютсяв основномдляобученияпрактическомуматериалу разделовгимнастики,легкойатлетики,подвижныхигр,лыжныхгоноки плавания.Наэтихурокахучащиесятакжеосваиваютновыезнания,нотолькоте,которыекасаютсяпредметаобучения(например, названиеупражненийилиописаниетехникиихвыполненияит.п.).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественноиспользуютсядляразвитияфизическихкачеств ирешения соответствующихзадачврамкахотносительножесткойрегламентациидинамикифизическойнагрузкиотначалаурокадоокончанияегоосновнойчасти.Помимоцеленаправленногоразвитияфизическихкачеств,наурокахс образовательно-тренировочнойнаправленностьюнеобходимоформироватьушкольниковпредставленияофизическойподготовке ифизическихкачествах, физической нагрузкеиеевлияниинаразвитиесистеморганизма.Такженаэтихурокахобучаютспособамрегулирования физическойнагрузкииспособамконтролянадеевеличиной(в начальнойшколепопоказателямчастотысердечныхсокращений).
Вцеломкаждыйизэтихтиповуроковфизическойкультурыносит образовательнуюнаправленностьи повозможностивключаетшкольниковввыполнениесамостоятельныхзаданий.
Приобретаемыезнания,уменияинавыкивпоследующемзакрепляютсяв системесамостоятельных занятийфизическимиупражнениями:утреннейзарядкеигигиеническойгимнастикедоуроков,физкультминуткахиподвижныхиграхнапеременахивовремяпрогулок,дополнительныхзанятиях.Приэтом,развиваясамостоятельность,необходимоориентироватьучащихсянаиспользованиеучебногоматериала,нетолькоосвоенного иминаурокахфизическойкультурыилинаурокахподругимучебным предметам,ноиизложенноговучебникахпофизическойкультуре.Путемповышениясамостоятельностиипознавательнойактивностиучащихсядостигаетсяусилениенаправленностипедагогического процессанаформированиеинтересакрегулярнымзанятиямфизическимиупражнениями,приучениексистематическойзаботеосвоемтелеиздоровье.
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует
организацияспортивныхсоревнованийиспортивныхпраздников.Ониособенноэффективны,есливосновеихсодержанияиспользуютсяупражнения,подвижныеигры,способыдеятельностиизнания,освоенныешкольникаминаурокахфизическойкультуры.
Для полной реализации программы необходимо постоянно укреплять материально-
техническуюиучебно-спортивную базу,регулярнопроводитьспортивныесоревнованияипоказательныевыступлениядлякаждойвозрастнойгруппыучащихся.
Поокончании курса«Физическаякультура»проводитсяаттестацияучащихся,содержаниекоторойвключаетв себяучебныезадания,разрабатываемыев соответствиистребованиямифедеральногогосударственного образовательногостандартаобщегообразованияинастоящейпримернойпрограммой.
Учебный план
различных видов программного материала
№ |
Разделы и темы |
Количество часов (уроков) |
|||
Класс |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1 |
Знания о физической культуре (в ходе уроков) |
2 |
4 |
4 |
4 |
2 |
Способы физкультурной деятельности |
2 |
4 |
4 |
4 |
3 |
Физическое совершенствование: Гимнастика с элементами акробатики Легкая атлетика Лыжная подготовка Народные и подвижные игры с элементами спортивных игр |
97 18 24 20 35 |
98 18 24 20 36 |
98 18 24 20 36 |
98 18 24 20 36 |
4 |
Всего часов |
99 |
102 |
102 |
102 |
Содержание курса
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения.Организацияипроведениеподвижныхигр(наспортивныхплощадкахив спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы. Строевыедействияв шеренгеиколонне;выполнениестроевыхкоманд.
Акробатические упражнения. Упоры;седы;упражненияв группировке;перекаты;стойканалопатках;кувыркивперединазад;гимнастическиймост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мостизположениялежанаспине,опуститьсяв исходноеположение,переворотв положениележанаживоте,прыжоксопорой нарукивупорприсев;2)кувыроквпередвупорприсев,кувырокназадвупорприсев,изупора присевкувырокназаддоупоранаколеняхсопоройнаруки,прыжкомпереходвупорприсев,кувыроквперед.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например,извисастояприсевтолчкомдвумяногамиперемах,согнувноги,в виссзадисогнувшись,опусканиеназадв висстоя иобратноедвижениечерезвиссзадисогнувшисьсосходомвпередноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки.
Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение.
Подвижные и спортивные игры.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Баскетбол: специальныепередвижениябезмяча;ведениемяча;броскимячавкорзину;подвижныеигрынаматериалебаскетбола.
Волейбол: подбрасываниемяча;подачамяча;приемипередачамяча;подвижныеигрынаматериалеволейбола.
Общеразвивающие упражнения
Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала.
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища(в положенияхстояилежа,сидя);жонглированиемалымипредметами;преодолениеполоспрепятствий,включающихв себявисы,упоры,простые прыжки,перелезаниечерезгоркуматов;комплексыупражненийнакоординацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» наширокойопоресфиксациейравновесия; упражнениянапереключениевниманияиконтролясоднихзвеньевтеланадругие;упражнениянарасслаблениеотдельныхмышечныхгрупп;передвижениешагом,бегом,прыжкамив разныхнаправлениях понамеченным ориентирамипосигналу.
Формирование осанки:ходьбана носках,спредметамина голове,сзаданнойосанкой;видыстилизованнойходьбыпод музыку;комплексыкорригирующихупражненийнаконтрольощущений(в постановкеголовы,плеч,позвоночногостолба),наконтрольосанкив движении,положенийтелаиегозвеньевстоя,сидя,лежа;комплексыупражненийдляукреплениямышечногокорсета
Развитие силовых способностей: динамическиеупражненияспеременойопорынарукииноги,налокальноеразвитиемышцтуловищасиспользованиемвесателаидополнительныхотягощений(набивныемячидо1 кг,гантелидо100г,гимнастическиепалкиибулавы),комплексыупражненийспостепеннымвключениемв работуосновныхмышечныхгруппиувеличивающимсяотягощением;лазаньесдополнительнымотягощениемнапоясе(погимнастическойстенкеинаклоннойгимнастическойскамейкев
упоре наколеняхивупоре присев);перелезаниеиперепрыгиваниечерезпрепятствиясопоройнаруки;подтягиваниеввисестоя илежа;отжиманиележасопоройнагимнастическуюскамейку;прыжковыеупражненияспредметомв руках(спродвижениемвпередпоочереднонаправойилевойноге,наместевверхивверхс поворотамивправоивлево),прыжкивверх-вперед толчкомоднойногойидвумяногамиогимнастическиймостик;переноскапартнерав парах.
На материале легкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутныйбег.
Развитие силовых способностей: повторноевыполнениемногоскоков;повторноепреодолениепрепятствий(15–20 см);передачанабивногомяча(1 кг)в максимальномтемпе,по кругу,из разныхисходных положений; метаниенабивных мячей(1—2 кг)однойрукойидвумярукамиизразныхисходных положенийиразличнымиспособами(сверху,сбоку,снизу,отгруди);повторноевыполнениебеговыхнагрузоквгорку;прыжкив высотунаместескасаниемрукойподвешенных ориентиров;прыжкиспродвижениемвперед(правымилевымбоком),сдоставаниемориентиров,расположенныхнаразнойвысоте; прыжкипоразметкамв полуприседеиприседе;запрыгиваниеспоследующимспрыгиванием.
На материале лыжных гонок
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по физической культуре
Раздел «Знания о физической культуре»
Выпускник научится:
• ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья;
• раскрывать на примерах (из истории или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие;
• ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
• организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и военной деятельностью;
• планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
Выпускник научится:
• выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
• организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
• измерять показатели физического развития (рост и массу тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести наблюдения за их динамикой.
Выпускник получит возможность научиться:
• вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности; целенаправленно выбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
• выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Раздел «Физическое совершенствование»
Выпускник научится:
• выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая);
• выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств;
• выполнять организующие строевые команды и приемы;
• выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
• выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, напольноегимнастическое бревно);
• выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса);
• выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
• сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
• выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические связки;
• играть в баскетбол и волейбол по упрощенным правилам;
• выполнять передвижения на лыжах;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке
Содержание курса
2 класс
Знания о физической культуре
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельности
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: повороты кругом сразделением покоманде«Кругом!Раз-два»; перестроениеподвоевшеренгеиколонне;передвижениевколоннесразнойдистанциейитемпом,по«диагонали»и«противоходом»;размыкание и смыкание приставными шагами.
Акробатические упражнения: изположения лежанаспине,стойканалопатках(согнув и выпрямив ноги);кувыроквпередв группировке; изстойкина лопаткахполупереворотназадвстойкунаколенях, кувырок в сторону.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения,упражнениянанизкойперекладине —виснасогнутыхруках,висстояспереди,сзади,зависомодной,двумяногами; упражнения в упоре лежа и стоя на коленях и в упоре на бревне, гимнастической скамейке; лазание по наклонной скамейке в упоре на коленях и лежа на животе, подтягиваясь руками, перелезание через гимнастическое бревно(высота 60 см); повороты кругом стоя и при ходьбе на носках и на рейке гимнастической скамейке.
Легкая атлетика
Бег: равномерный бег до 4 мин, с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов, с преодолением препятствий; эстафеты. Броски большогомяча двумя руками от груди вперед-вверх и снизу вперед-вверхизположениястояисидяиз-заголовы на дальность. Метание малогомячанадальностьиз-заголовы, в цель с 4-5 м. Прыжки: наместеисповоротомна90°и100°,поразметкам,черезпрепятствия;ввысотуспрямогоразбега;соскакалкой, с высоты до 40 см, с доставанием подвешенных предметов.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: скользящий шаг; попеременныйдвухшажныйход. Спуски в основнойстойке. Подъем «лесенкой». Торможение «плугом».
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чейголос»,«Чтоизменилось»,«Посадкакартофеля»,«Прокатибыстреемяч»,эстафетытипа:«Веревочка подногами»,«Эстафетысобручами».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точновмишень»,«Вызовномеров»,«Шишки–желуди–орехи», «Невод», «Заяцбездома»,«Пустоеместо»,«Мячсоседу»,«Космонавты»,«Мышеловка».
На материале раздела «Лыжные гонки»: «Проехать черезворота,«Спусксповоротом»,«Поднимипредмет»,«Ктобыстреевзойдетнагорку»,«Ктодальшескатитсясгорки», «Охота на лис».
На материале раздела «Спортивные игры»:
Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне», «Гонка мячей по кругу», «Метко в цель».
Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Перестрелка», «Охотники и утки".
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Тематическое планирование
2 класс: 102 часа ФГОС 2
Содержание курса |
Тематическое планирование |
Характеристика видов деятельности учащихся |
Знания о физической культуре - 4 часа ( в ходе уроков) |
||
Возникновение первых спортивных соревнований. Физические упражнения. Основные физические качества. Закаливание организма Профилактика травматизма |
Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание водой и правила проведения закаливающих процедур. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. |
Пересказывать тексты из истории физической культуры Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость). Характеризовать показатели физического развития. Оценивать свое состояние (ощущения) после закаливающих процедур. Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма. Определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий |
Способы физкультурной деятельности- 4 часа |
||
Самостоятельная деятельность |
||
Комплексы для утренней гимнастики, физкультминуток, правильной осанки, развития двигательных качеств, дыхательных упражнений. |
Выполнение утренней гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, точность броска малого мяча. |
Подбирать комплексы упражнений для утренней гимнастики и физкультминуток. Оценивать свое состояние (ощущения) после закаливающих процедур. Знать упражнения для формирования правильной осанки. |
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью |
||
Измерение длины и массы тела. Измерение показателей развития физических качеств |
Измерение показателей физического развития: роста, веса, и др. Измерение показателей прыжка в длину с места, подтягиваний и наклона вперед. |
Измерять индивидуальные показатели длины и массы тела, сравнивать их со стандартами Измерять показатели развития физических качеств. |
Самостоятельные игры и развлечения |
||
Организация и проведение подвижных игр ( на спортивных площадках и в спортивных залах) |
Игры и развлечения в зимнее время года. Игры и развлечения в летнее время года. Подвижные игры с элементами спортивных игр |
Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. Организовывать и проводить подвижные игры с элементами соревновательной деятельности |
Физическое совершенствование – 98 часов |
||
Физкультурно- оздоровительная деятельность (в ходе уроков) |
||
Оздоровительные формы занятий. Развитие физических качеств. |
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. |
Осваивать умения по самостоятельному выполнению упражнений в оздоровительных формах занятий. Осваивать умения при выполнении упражнений на развитие физических качеств. |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
||
Гимнастика с основами акробатики – 18 часов |
||
Организующие команды и приемы Акробатические упражнения Гимнастические упражнения прикладного характера |
повороты кругом сразделением покоманде«Кругом!Раз-два»; перестроениеподвоевшеренгеиколонне;передвижениевколоннесразнойдистанциейитемпом,по«диагонали»и«противоходом»; размыкание и смыкание приставными шагами. изположения лежанаспине,стойканалопатках(согнув и выпрямив ноги);кувыроквпередв группировке; изстойкина лопаткахполупереворотназадвстойкунаколенях, кувырок в сторону. танцевальные упражнения,упражнениянанизкойперекладине —виснасогнутыхруках,висстояспереди,сзади,зависомодной,двумяногами; упражнения в упоре лежа и стоя на коленях и в упоре на бревне, гимнастической скамейке; лазание по наклонной скамейке в упоре на коленях и лежа на животе, подтягиваясь руками, перелезание через гимнастическое бревно(высота 60 см); повороты кругом стоя и при ходьбе на носках и на рейке гимнастической скамейке. |
Осваивать умения, связанные с выполнением организующих упражнений. Различать и выполнять строевые команды. Описывать технику разучиваемых упражнений. Осваивать технику гимнастических и акробатических упражнений индивидуально, в парах и группах. Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений. Осваивать умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании, выполнении гимнастических упражнений. Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении упражнений |
Легкая атлетика – 24 часа |
||
Беговые упражнения Бросковые упражнения Метание малого мяча Прыжки |
Равномерный бег до 4 мин, с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов, с преодолением препятствий; эстафеты. Броски большого мяча двумя руками от груди вперед-вверх и снизу вперед-вверх из положения стоя и сидя из-за головы на дальность. Метание малого мяча на дальность из-за головы, в цель с 4-5 м Прыжки наместеисповоротомна90°и100°,поразметкам,черезпрепятствия;ввысотуспрямогоразбега;соскакалкой, с высоты до 40 см, с доставанием подвешенных предметов. |
Описывать технику беговых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений. Осваивать технику бега различными способами. Осваивать умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении легкоатлетических упражнений. Проявлять качества силы,быстроты, выносливости и координации при выполнении легкоатлетических упражнений. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении легкоатлетических упражнений. Описывать и осваивать технику прыжковых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений. Описывать и осваивать технику бросков большого набивного мяча. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении бросков набивного мяча. Описывать и осваивать технику метания малого мяча. Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча. |
Лыжные гонки – 20 часов |
||
Передвижения на лыжах Спуски Подъем Торможение |
Скользящий шаг; попеременныйдвухшажныйход. Спуски с пологих горок в основной стойке. Подъёмы в пологую горку «лесенкой».
Торможение «плугом». |
Осваивать умения контролировать скорость передвижения на лыжах. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения лыжных ходов. Проявлять выносливость при прохождении тренировочных дистанций разученными способами передвижения. Применять правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой. Объяснять технику выполнения поворотов, спусков и подъемов. Осваивать технику поворотов, спусков и подъёмов Проявлять координацию при выполнении поворотов, спусков и подъемов |
Народные и подвижныеигры с элементами спортивных игр -36 часов |
||
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: На материале раздела «Легкая атлетика» На материале раздела «Лыжные гонки» На материале раздела «Спортивные игры» Баскетбол Волейбол Народные игры |
«Волна», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чейголос»,«Чтоизменилось»,«Посадкакартофеля»,«Прокатибыстреемяч»,эстафетытипа:«Веревочка подногами»,«Эстафетысобручами» и др. «Точновмишень»,«Вызовномеров»,«Шишки–желуди–орехи», «Невод», «Заяцбездома»,«Пустоеместо»,«Мячсоседу»,«Космонавты»,«Мышеловка» и др. Проехать черезворота,«Спусксповоротом»,«Поднимипредмет»,«Ктобыстреевзойдетнагорку»,«Ктодальшескатитсясгорки», «Охота на лис» и др. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне», «Гонка мячей по кругу», «Метко в цель» и др.
Подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Перестрелка», «Охотники и утки" и др. «Русская лапта», «Круговая лапта», «12 палочек» и др. игры народов России. |
Осваивать умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр. Излагать правила и условия проведения подвижных игр. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач. Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности. Осваивать умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр. Соблюдать дисциплину и технику безопасности во время подвижных игр. Описывать разучиваемые технические действия из спортивных игр. Осваивать технические действия из спортивных игр. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр. Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр. Знать значение игры в жизни человека. Описывать и организовывать одну из изученных игр. |
Общеразвивающие упражнения на развитие основных физических качеств(в ходе уроков) |
||
Общефизическая подготовка |
Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта |
Осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения, направленные на развитие двигательных качеств. |
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Рабочая папка руководителя районного методического объединения учителей начальных классов