Урок развития речи. Ягоды: малина, земляника.
Кукуева Татьяна Владимировна Урок развития речи 3 класс продолжительность урока 45 мин
Е. Д. Худенко, И. А. Терехова. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида «Знакомство с окружающим миром» 3 класс. – М.: АРКТИ, 2004.
Интерактивная доскаTriumphBoardс программным обеспечением TBComeniys,
Тип урока: комбинированный.
Цель: формирование познавательной деятельности обучающихся, исправление общего речевого развития: уточнение, расширение представлений о ягодах: малине и землянике.
ТЕМА: Ягоды. Малина. Земляника
Задачи: 1.Обучающие: 1. Расширить представления об основных свойствах, назначении и способах выращивания ягод на примере ознакомления с малиной, земляникой. 2. Побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям, 2.Коррекционно-развивающая:
· развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; коррекция речи и обогащение словарного запаса.
Воспитывающая:
· воспитывать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе.
Оборудование: У обучающихся: · конверт с предметными картинками (у каждого обучающегося); · карточки с рядом слов (у каждого обучающегося); · схемы-опоры для составления связного высказывания; · натуральные ягоды(малина, земляника), лист малины, клубники; салфетки;
· простой карандаш
У учителя:
· лист малины, клубники,
· интерактивная доскаTriumphBoardс программным обеспечением TBComeniys,
Ход урока I. Организационный момент. 1. Взаимное приветствие. 2.Психологический настрой. Цель: привлечение слухового и зрительного внимания у обучающихся.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
II.Актуализация опорных знаний и представлений. 1) Упражнение «Торопись, да не ошибись».(слайд 2) Цель: развитие зрительного восприятия
– Сколько на картинке овощей? (6) – Сколько фруктов? (2) – Сколько ягод?(4) –Назовите ягоды. 2) Работа по карточкам «Исключение повторяющихся слов, картинок». Цель:развитие внимания. 1 вариант -Посмотрите на ряд слов и определите, какие встречаются чаще всех и сколько раз: земляника, капуста, хлеб, земляника, ноги, мак, земляника, ручка, кот, земляника, рука, солнце, земляника, собака. (Земляника, 5 раз.) 2 вариант. -Выбери повторяющиеся рисунки на карточках. (малина) 3) Вводная беседа. – Сегодня на урок я принесла для вас вот такие корзинки.(Слайд 3) – Как вы думаете, зачем нужны корзинки? – Что можно в них положить? – Из чего делают корзинки? (из прутьев, лозы, бумаги, проволоки, жгута) – С ними мы сегодня отправимся собирать ягоды, а вот какие, вы узнаете чуть позже. 4 «Отгадай загадку». Цель: учить находить предмет по заданным признакам. У обучающихся в конвертах по 3–4 картинки с изображением ягод. – Найдите картинку с нарисованной ягодой, о которой загадка. Бусы красные висят, На лесной полянке Из кустов на нас глядят. Красуется Татьянка – Очень любят бусы эти Алый сарафан, Дети, птицы и медведи. Белые крапинки. (Малина.) (Земляника.) – Кто догадался, о чем будем говорить на уроке? -Тема нашего урока: «Ягоды: малина, земляника». (запись на доске). III.Сообщение темы урока. -Для того, чтобы побольше узнать об этих ягодах мы с вами отправимся в лес. (Слайд 4) Но прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним правила поведения в лесу. А мудрая Тетушка Сова проверит, насколько мы хорошо их знаем. Находясь в лесу, помните:
— не разоряйте птичьи гнёзда;
— не разоряйте муравейники;
-не забирайте из леса животных домой;
-не рвите бессмысленно цветы;
-не шумите в лесу;
-не разжигайте костер в лесу без присмотра взрослых;
-не оставляйте мусор в лесу;
-не вырезайте надписи на деревьях;
-не вырывай с корнем цветы, ягоды, грибы.
IV. Изучение нового материала. 1) Выявление признаков малины. ( у обучающихся на партах лежат натуральные ягоды.) Ягода малина, куст с малиной.(слайд5) На поляну мы заходим, Много ягод здесь находим. Ha нашей ягодной полянке Птички пели спозаранку, Солнышко пригрело – Ягодка поспела! Берите скорее лукошко, Да не жалейте ножки: Ягодки собирайте, К зиме припасайте, -Возьмите контейнер, который находится справа. Откройте его.
– Какие ягоды нашли? (Нашли малину.) – Какого цвета эти ягоды? (Красные, темно-красные, малиновые.)
– Какие по форме? (Круглые, вытянутые.) – По размеру? (Небольшие по размеру.) – Аккуратно потрогайте ягоды пальчиками. Какие ягоды? (Мягкие, нежные, выпуклые.) – Понюхайте ягоды. Что вы можете сказать? (Ароматные.) – Попробуйте на вкус. Малина какая? (Очень сладкая. Вкусная.) – Для чего собирают ягоды? Что можно приготовить из ягод? (Варенье. Компот. Повидло. Сок. Пирог. Отвар. Настой. Крем. Мороженое. Сироп. Джем.) – Как ещё можно заготовить ягоды на зиму? (Заморозить в холодильнике. Засушить.) 2) Рассказ учителя. По ходу рассказа учитель прикрепляет на доску карточки-слова(сборная костяника, ползучее корневище, многолетний кустарник, садовая малина, лесная малина). Слова прочитываются хором и по одному. – Я расскажу вам о малине. Ягоду малину называют сборной костянкой. Она состоит из маленьких ягодок, плотно прижатых друг к другу. Внутри каждой крошечной ягодки прячется зёрнышко. По цвету ягодки красные, или тёмно-бордовые, а по форме круглые или вытянутые. Созревают они не все сразу, а постепенно: сначала на верхних веточках, где много солнышка, потом и на нижних. – Как же выглядит куст малины? – Куст малины ветвистый, колючий, с длинным ползучим корневищем.(слайд 6) – Листья малины сверху гладкие, ярко-зелёные, а снизу серебристо-белые, словно войлочные. (Живой лист) Малина – многолетний кустарник, который растёт и в саду (садовая малина), и в лесу (лесная малина). Лесная малина влаги получает меньше, чем садовая, потому и родится более мелкой. Зато растёт она на открытых лесных полянах, и солнца ей достаётся больше, поэтому она слаще, ароматнее и полезнее. Любит лакомиться лесной малиной медведь. Малина – целебная ягода и является ценным продуктом питания, так как содержит много витаминов. Чаем, настоянным на сушёных ягодах и листьях малины, душистым малиновым вареньем лечат простуду. Отвары цветков помогают при болезнях глаз, а малиновый сироп применяют при болях в желудке. Из ягод, цветов и листьев делают отвары, мази, настойки для лечения. – Из сочных ягод малины готовят немало вкусных вещей: муссы, желе, мармелад, пастилу, сок, варенье, повидло, компот. – Как будет называться компот из малины? (Малиновый компот.) – Сок? Варенье? Пастила? (Малиновый. Малиновое. Малиновая.) – О какой ягоде мы с вами говорили? Составьте рассказ о малине по схеме.(слайд7) 1.Что это (овощ, фрукт, ягода)?
2.Где она растет?
3. Вкус.
4. Форма.
5. Цвет.
6.Какая на ощупь?
7. Что можно приготовить?
-Почему малину называют целебной ягодой? – Чем лесная малина отличается от садовой? Физминутка (слайд 8)
– Сейчас отдохнём и споём песенку про малинку. ЯГОДКА-МАЛИНКА
За малиной в лес пойдём,
в лес пойдём. Спелых ягод наберём, наберём. Солнышко высоко, А в лесу тропинка. Сладкая ты моя, Ягодка-малинка. | ИИдут в хороводе, взявшись за руки.
ИИдут по кругу, обеими руками собирая визображаемые ягоды. Ввстают лицом в круг, тянутся руками вввверх. ППальчиками достают «тропинку», сделав ннаклон. БИдут по кругу, взявшись за руки. |
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица. (Земляника)
– Верно! О землянике. Возьмите контейнер, который находится слева от вас. Учитель вызывает сильного в учебе ученика и просит его задать те же вопросы, что были заданы при описании малины. (Цвет, форма, размер, вкус, запах).(слад 9) -Что это (овощ, фрукт, ягода)?
-Где она растет?
-Какого цвета эти ягоды? (Красные.)
– Какие по форме? (Кругло-вытянутая форма.) – По размеру? 2) Рассказ учителя о землянике.(слайд10)По ходу рассказа учитель крепит на доску карточки-слова(травянистое, трилистники, стебель укороченный, усы, завязь). Слова прочитываются хором и по одному. – Земляника – травянистое растение. Оно растёт в лесу и саду. Ягода земляники небольшая, ярко-красная, похожая на капельку – сверху пошире, а снизу поуже. В мякоти видны маленькие светло-коричневые удлинённые семена. Листья земляники называют трилистниками(слайд), потому что на одной веточке растут сразу три листочка. Стебель невысокий, такие стебельки называют укороченными, а листья – довольно крупные. У земляники есть усы, при помощи которых она размножается. Весной на веточках земляники появляются цветы. – Пять белых лепестков окружают небольшое зеленовато-жёлтое сердечко. Насекомые опыляют цветы земляники. Скоро на месте цветков появляется твёрдая зелёная завязь, из которой образуется сочная ароматная ягодка. Под её тяжестью тонкий стебелёк наклоняется до самой земли, поэтому и называют это ягодное растение земляникой. Земляника – самая ранняя ягода. Она созревает в лесу раньше других ягод – малины, черники, голубики, брусники и клюквы. В конце июня – начале июля бродят ягодники по лесным опушкам, полянам с лукошками и собирают сладкую нежную землянику. «Кто землянику в рот кладёт, тот здоров круглый год», – давно заметили люди. В ароматных кисло-сладких ягодах земляники много полезных витаминов. Издавна люди знают о целебных свойствах «царицы ягод» – земляники. Из сушёных ягод и листьев земляники готовят лечебные чаи и отвары. Пьют их при простудах, болезнях горла, печени и жёлчного пузыря. Из земляники варят варенье и компоты, готовят джемы, мармелад и другие лакомства. – Что нового узнали о землянике? – Как выглядит ягода земляники? – Как выглядит растение земляники? – Почему это растение так называется? VI. Закрепление. – Для чего мы брали корзинки? – Какие ягоды «собирали»? (слайд 11) – Что вы узнали о ягодах? – Что это? (Малина. Земляника.) – В огороде нет чего? (Малины. Земляники.) – Мы рады чему? (Малине. Землянике.) – Собирали что? (Малину. Землянику.) – Лечимся при простудах чем?(Малиной. Земляникой.) – Говорили о чем? (О малине. О землянике.) Игра«Угадай ягоду». Цель:формировать умение описывать предмет. Один учащийся описывает ягоду, остальные – угадывают, какую ягоду загадал ученик. 2) Узнавание и определение растений по листьям, стеблям, ягодам.( У обучающихся на партах лежат картинки с изображением частей растений: листья, стебли, ягоды.) -– Угадайте, к какой ягоде относятся части растений? Проверка (слайд12) 3) Упражнение «Составь предложение». Составление фраз по опорам: 2 вариант Из лечебные настои. Из вкусное варенье. 1 вариант – это ярко-красная ягода.
– это тёмно-красная ягода.
– это травянистое растение.
– это кустарник. VII. Итог урока. Выставление оценок. Д/З. (слайд13) -Дома составьте рассказ о ягодах, пользуясь карточками. Выберите подходящее слово в скобках. Подчеркните его. Перечитайте полученные предложения и перескажите полученный рассказ о ягоде. Прощание. Задание на дом Вариант 1 Выберите подходящее слово в скобках. Подчеркните его. Перечитайте полученные предложения и перескажите полученный рассказ о ягоде.
Малина-это (овощ, фрукт, ягода). Малина растет (в саду на дереве, в саду на кусте, в лесу на кусте, на бахче). Малина (ярко-красная ягода, тёмно-красная ягода, оранжевая) ягода. Это (травянистое растение, кустарник). Ягода малина (круглая, овальная, треугольная). Малина, которая растет в саду — ?, в лесу —? Из малины готовят???..
Вариант 2 Выберите подходящее слово в скобках. Подчеркните его. Перечитайте полученные предложения и перескажите полученный рассказ о ягоде. Земляника-это (овощ, фрукт, ягода). Земляника растет (на полянке на кустике, в саду на кустике, в огороде на кустике, в лесу на полянке). Земляника (ярко-красная ягода, тёмно-красная ягода, оранжевая) ягода. Это (травянистое растение, кустарник). Лист земляники (трилистник, четырехлистник). Землянику называют так потому, что…? Из земляники готовят???.. Литература: 1.Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. – М., 1977. 2. Худенко, Е. Д. Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии) / под ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа, 1992. 3. Киселёва, Г. А. Книжка-учишка. – Вып. 1, 2 / Г. А. Киселёва. – М.: Книголюб, 2003. 4.Уроки развития речи. Поурочное планирование. МатвееваЕ. М. Издательство «Учитель» СИ- 452
5. Е. Д. Худенко, И. А. Терехова. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида «Знакомство с окружающим миром» 3 класс. – М.: АРКТИ, 2004.
Методические рекомендации по использованию презентации.
Слайдов 13. Презентация выполнена в Microsoft Office PowerPoint 2007
Цель: формирование познавательной деятельности обучающихся, исправление общего речевого развития: уточнение, расширение представлений о ягодах: малине и землянике.
Задачи:
1.Обучающие:
1. Расширить представления об основных свойствах, назначении и способах выращивания ягод на примере ознакомления с малиной, земляникой.
2. Побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям,
2. Коррекционно-развивающая:
-
развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; коррекция речи и обогащение словарного запаса.
Воспитывающая:
-
воспитывать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе.
Методические рекомендации по использованию презентации.
Слайдов 13. Презентация выполнена в Microsoft Office PowerPoint 2007
Цель: формирование познавательной деятельности обучающихся, исправление общего речевого развития: уточнение, расширение представлений о ягодах: малине и землянике.
Задачи:
1.Обучающие:
1. Расширить представления об основных свойствах, назначении и способах выращивания ягод на примере ознакомления с малиной, земляникой.
2. Побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям,
2. Коррекционно-развивающая:
-
развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; коррекция речи и обогащение словарного запаса.
Воспитывающая:
-
воспитывать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе.
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Формирование и отслеживание метапредметных результатов обучающихся в начальных классах
- Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО