Урок по окружающему миру в 3 классе: "Распространение плодов и семян"
Урок по окружающему миру в 3 классе Распространение плодов и семян Учитель: Головчак Ирина Ивановна
Тема урока: Распространение плодов и семян Цель урока: Создать условия для самостоятельного выделения детьми способов распространения семян и плодов. Задачи: — способствовать выяснению отличительных признаков плодов и семян, распространяемых ветром и разными животными; - содействовать развитию наблюдательности, умения сравнивать, анализировать; — создать условия для воспитания бережного отношения к окружающему миру, культуры учебного труда, расширения кругозора. Планируемые результаты: Предметные:понимают, что распространение семян — способ расселения растений на другие территории; приводят примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных. Личностные:предвидят результат своей деятельности; проявляют интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; выражают свои чувства, вызванные состоянием природы. Метапредметные УУД: Познавательные:осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о растениях; осуществляют поиск существенной информации (из собственного жизненного опыта); осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, осуществляют целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Коммуникативные:владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации; умеют работать в группе. Тип урока: решение учебной задачи / формирование новых знаний Формы работы: групповая, фронтальная. Образовательные ресурсы и оборудование: Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. 3 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. – М.: Вентана-Граф, 2013. Окружающий мир. 3-4 классы. Методическое пособие для учителя / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012. Семена. Презентация. Проектор, ноутбук, интерактивная доска. Ход урока: 1. Организационный момент. Приветствие. Учитель определяет готовность обучающихся к работе. — Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений. 2. Проверка домашнего задания. — Но сначала давайте вспомним… — О чем говорили на прошлом уроке? Презентация. Ч. 1. Слайд 1 — Что такое плод? — Какие плоды вам известны? — Какие сказки связаны с растениями и их плодами? Плод боб— «Принцесса на горошине» Г.Х. Андерсен, «Боб, соломина и уголек» братьев Грим, «Петушок и бобовое зернышко» русская народная сказка. Плод зерновка– «Мужик и медведь» русская народная сказка (рожь), «Конек — Горбунок», П. Ершов (пшеница). Плод стручок– «Мужик и медведь» русская народная сказка (репа) Плод тыквина– «Золушка» Ш. Перро (тыква) Плод костянка– «Приключения Чиполлино» Дж. Родарри (вишня) — Молодцы, ребята. Я была уверена, что вы знаете очень много сказок. Вы справились с заданием. 3. Целеполагание и мотивация. Ч. 1. Слайд 2 Учитель из слогов предлагает собрать слово «путешественники». — Кто такие путешественники? — Как и на чём можно путешествовать? — Сегодня мы с вами познакомимся с необычными путешественниками. — Подумайте, кто бы это мог быть? (выставляет на стол каждой группы коробочки). — Давайте откроем коробочки и посмотрим, что там лежит. Достаньте из коробочки семена и положите их перед собой. Рассмотрите и опишите несколькими словами этих необычных путешественников: одинаковы ли они по форме, размеру, по весу, по цвету. — Действительно, все семена различны. Значит, и путешествуют они по-разному. Давайте попробуем определить, как именно. — Возникли ли у вас вопросы? Какие? — Запишите по одному вопросу, используя слова подсказки: (Как…. Куда…. На чём… Зачем… Все ли…) Учитель предлагает каждой группе составить по одному вопросу. 4. Изучение новой темы 1) Введение. — Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке, сформулируйте тему. Ч. 1. Слайд 3 Объявляется тема урока: «Распространение плодов и семян». — Как вы думаете, за счет чего может переселяться растение, если оно лишено возможности передвигаться? Ч. 1. Слайд 4 — Какую цель поставим себе на урок? — Выяснить, какими способами могут распространяться плоды и семена, какие у них есть для этого приспособления. Ч. 1. Слайд 5 — Старинная пословица гласит, что яблоко от яблони недалеко катится. На самом деле плоды и семена нередко оказываются далеко от материнского растения благодаря различным приспособлениям. Кто же им помогает? — Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем работать в группах. 2) Работа в группах. Ч. 1. Слайд 6 — Существуют различные способы распространения семян: ветром, животными, человеком, водой, самораспространением (саморазбрасыванием). Задание:Каждая группа получает информационный лист, который поможет вам исследовать вопрос об определённом способе распространения семян. Ч. 1. Слайд 7 Постановка проблемы: Выяснить, как приспособились растения к определённому способу распространения семян? Заполнение таблицы:
Способ распространения |
Названия растений |
Приспособления |
Ветром |
Одуванчик, береза, клён, сосна, ясень, перекати – поле |
Парашютики, крылатки лёгкие |
Водой |
Осока, ива, ольха, кокосовая пальма |
Имеют воздушные полости лёгкие, плавучие |
Животными и человеком |
Дуб |
Белки, мыши |
Череда, лопух, чертополох |
Имеют крючки и прицепки, цепляются за шерсть животных, одежду человека, прилипают к колёсам автомашин | |
Самораспространение (саморазбрасывание) |
Горох, фасоль, бобы, «бешенный огурец» |
Воздушные полости, яркая окраска. Растрескивание плодов, слизистая масса |
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Кумылженская средняя общеобразовательная
школа № 1 имени Знаменского А. Д.
Кумылженского района Волгоградской области
Урок по окружающему миру в 3 классе
Распространение плодов и семян
Учитель: Головчак Ирина Ивановна
ст. Кумылженская 2013год
Тема урока: Распространение плодов и семян
Цель урока: Создать условия для самостоятельного выделения детьми способов распространения семян и плодов.
Задачи:
- способствовать выяснению отличительных признаков плодов и семян, распространяемых ветром и разными животными;
- содействовать развитию наблюдательности, умения сравнивать, анализировать;
- создать условия для воспитания бережного отношения к окружающему миру, культуры учебного труда, расширения кругозора.
Планируемые результаты:
Предметные: понимают, что распространение семян - способ расселения растений на другие территории; приводят примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.
Личностные: предвидят результат своей деятельности; проявляют интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; выражают свои чувства, вызванные состоянием природы.
Метапредметные УУД:
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о растениях; осуществляют поиск существенной информации (из собственного жизненного опыта); осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, осуществляют целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации; умеют работать в группе.
Тип урока: решение учебной задачи / формирование новых знаний
Формы работы: групповая, фронтальная.
Образовательные ресурсы и оборудование:
Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. 3 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. – М. : Вентана-Граф, 2013.
Окружающий мир. 3-4 классы. Методическое пособие для учителя / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012.
Семена.
Презентация.
Проектор, ноутбук, интерактивная доска.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие. Учитель определяет готовность обучающихся к работе.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений.
2. Проверка домашнего задания.
- Но сначала давайте вспомним…
- О чем говорили на прошлом уроке?
Презентация. Ч. 1. Слайд 1
- Что такое плод?
- Какие плоды вам известны?
- Какие сказки связаны с растениями и их плодами?
Плод боб - «Принцесса на горошине» Г.Х. Андерсен, «Боб, соломина и уголек» братьев Грим, «Петушок и бобовое зернышко» русская народная сказка.
Плод зерновка – «Мужик и медведь» русская народная сказка (рожь), «Конек - Горбунок», П. Ершов (пшеница).
Плод стручок – «Мужик и медведь» русская народная сказка (репа)
Плод тыквина – «Золушка» Ш. Перро (тыква)
Плод костянка – «Приключения Чиполлино» Дж. Родарри (вишня)
- Молодцы, ребята. Я была уверена, что вы знаете очень много сказок. Вы справились с заданием.
3. Целеполагание и мотивация.
Ч. 1. Слайд 2
Учитель из слогов предлагает собрать слово «путешественники».
- Кто такие путешественники?
- Как и на чём можно путешествовать?
- Сегодня мы с вами познакомимся с необычными путешественниками.
- Подумайте, кто бы это мог быть? (выставляет на стол каждой группы коробочки).
- Давайте откроем коробочки и посмотрим, что там лежит. Достаньте из коробочки семена и положите их перед собой. Рассмотрите и опишите несколькими словами этих необычных путешественников: одинаковы ли они по форме, размеру, по весу, по цвету.
- Действительно, все семена различны. Значит, и путешествуют они по-разному. Давайте попробуем определить, как именно.
- Возникли ли у вас вопросы? Какие?
- Запишите по одному вопросу, используя слова подсказки:
(Как….
Куда….
На чём…
Зачем…
Все ли…)
Учитель предлагает каждой группе составить по одному вопросу.
4. Изучение новой темы
1) Введение.
- Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке, сформулируйте тему.
Ч. 1. Слайд 3
Объявляется тема урока: «Распространение плодов и семян».
- Как вы думаете, за счет чего может переселяться растение, если оно лишено возможности передвигаться?
Ч. 1. Слайд 4
- Какую цель поставим себе на урок?
- Выяснить, какими способами могут распространяться плоды и семена, какие у них есть для этого приспособления.
Ч. 1. Слайд 5
- Старинная пословица гласит, что яблоко от яблони недалеко катится. На самом деле плоды и семена нередко оказываются далеко от материнского растения благодаря различным приспособлениям. Кто же им помогает?
- Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем работать в группах.
2) Работа в группах.
Ч. 1. Слайд 6
- Существуют различные способы распространения семян: ветром, животными, человеком, водой, самораспространением (саморазбрасыванием).
Задание: Каждая группа получает информационный лист, который поможет вам исследовать вопрос об определённом способе распространения семян.
Ч. 1. Слайд 7
Постановка проблемы: Выяснить, как приспособились растения к определённому способу распространения семян?
Заполнение таблицы
Способ распространения |
Названия растений |
Приспособления |
Ветром |
Одуванчик, береза, клён, сосна, ясень, перекати – поле |
Парашютики, крылатки лёгкие |
Водой |
Осока, ива, ольха, кокосовая пальма |
Имеют воздушные полости лёгкие, плавучие |
Животными и человеком |
Дуб |
Белки, мыши |
Череда, лопух, чертополох |
Имеют крючки и прицепки, цепляются за шерсть животных, одежду человека, прилипают к колёсам автомашин |
|
Самораспространение (саморазбрасывание) |
Горох, фасоль, бобы, «бешенный огурец» |
Воздушные полости, яркая окраска. Растрескивание плодов, слизистая масса |
Ч. 1. Слайд 8
1 группа: Распространение семян ветром.
Больше всего среди семян любителей полетов. Самый выгодный удобный способ попасть в далекие края. Семена растений, распространяемых ветрам, имеют парашютики или крылышки. Они медленно кружатся в воздухе и размещаются на большие расстояния. Дунет ветер, и полетят созревшие семена, чтобы прорасти далеко от своего «родного» растения.
Исследование семян: ели, сосны, липы, клена, березы.
Учитель: Подбросьте крылышки и понаблюдайте, как они кружатся в воздухе.
Дети делают вывод: кружатся, как вертолётики.
- Как вы думаете, о каком растении пойдет речь?
Ч. 1. Слайд 9
1 ученик:
Пока тихо, он – молчит,
Но лишь ветер налетит,
Шлёт в воздушный океан
Парашютный свой десант.
Одуванчик растёт везде: на лесной опушке и в огороде, на поляне и городском газоне. Его можно встретить на севере и на юге, на равнине и в горах. Он растёт на всех материках!
В жизни одуванчика несколько страниц. Первая - зелёная, когда растение ещё не успело зацвести. В это время оно в глаза не очень – то бросается. Затем открывается замечательная – жёлтая страница. Но вот одуванчику как будто надоедает быть жёлтым. Цветки отцвели – корзинка закрылась. В ней, как в куколке бабочки, происходит чудесное превращение. Пройдёт какое – то время – и она развернётся белым шаром. Он более хрупкий, чем самая тонкая ёлочная игрушка. Так открывается белая страница жизни одуванчика.
Ч. 2. Слайд 1
2 ученик: У клёна и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клёна опадают с дерева очень интересно – они быстро-быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветер. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной дадут жизнь новому дереву.
Ч. 2. Слайд 2.
3 ученик: Семена тополя, покрытые белыми пушистыми волосками, распространяются ветром на большие расстояния. Семена снабжены парашютом из волосков (тополиный «пух»). Тополиный «пух» гонимый ветром, кружится, как снег. А затем медленно опускается на землю, устилает улицы.
Ч. 2. Слайд 3.
4 ученик: Перекати – поле – неустанные странники. Осенью растение отмирает, стебель высыхает, ветер его легко отламывает. Они принимают шарообразную форму и могут перекатываться ветром на десятки и сотни километров. А если прибавить те километры, которые перекатывается из стороны в сторону, то ещё добавится, возможно, тысяча. Катаясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы и бугры, перекати – поле рассеивает семена. Под именем перекати – поле объединяют большую группу степных растений: рогачку, кичим, катран и другие растения.
Ч. 2. Слайд 4.
5 ученик: Мак. Плод — коробочка. Созревшие семена могут высыпаться на ветру из отверстий коробочки, как соль из солонки. Также они могут выбрасываться на большое расстояние в результате резкого лопанья коробочки.
Ч. 2. Слайд 5.
6 ученик: Крылатые семена сосновых шишек тоже разносятся ветром.
Ч. 2. Слайд 6
У хлопчатника, тополя семя прикреплено к легкому пуху.
- Приведите свои примеры, распространения семян ветром?
- Какие приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром?
2 группа: Распространение семян водой.
Ч. 2. Слайд 7
1 ученик: Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи. Плоды этих растений часто осыпаются в воду. И тогда течение уносит их далеко от материнских растений.
Ч. 2. Слайд 8
2 ученик: Плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи. Они являются рекордсменами по дальнему плаванию. Эта пальма растет на побережьях тропических морей, на островах. Плоды – волокнистые костянки массой до 2 кг, падают в море, подхватываются волнами и течениями, могут удаляться на 5 тысяч км от места их создания. Они не теряют всхожести даже после 100 дней плавания. Благодаря большому запасу питательных веществ проросток образует 3-4 крупных листа.
Ч. 3. Слайд 1
3 ученик: Водные растения приспособились: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоёма на водоём.
Ч. 3. Слайд 2
3 группа: Распространение семян при помощи животных.
1 ученик: Семена некоторых растений имеют цепкие усики. Например, лопух. А знаете ли вы то, что плоды лопуха послужили прообразом создания новой застежки «липучки»? В 1950 году француз Жорж де Мистраль, вернувшись с прогулки со своим псом, обнаружил, что уши собаки облеплены плодами лопуха. В течение 8 лет он разрабатывал конструкцию новой застежки, которой мы с удовольствием пользуемся и сегодня.
Ч. 3. Слайд 3
2 ученик: Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Семена череды имеют шипы, которые прицепляются к одежде человека и животных. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды.
Ч. 3. Слайд 4
3 ученик: Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды черемухи, малины, калины привлекают многих птиц. Поедая плод вместе с мякотью они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений.
Ч. 3. Слайд 5
4 ученик: Птицы, питающиеся семенами и плодами растений, тоже вносят свой вклад. Вот сойка и клёст. Неся к себе в гнездо лакомство, птицы роняют отдельные семена, которые затем и прорастают.
Ч. 3. Слайд 6
5 ученик: Белки, бурундуки и многие другие животные питаются плодами и семенами растений, делают запасы на зиму. Но не все семена съедаются, некоторые теряются, а про некоторые «кладовые» животные и вовсе забывают.
Ч. 3. Слайд 7
6 ученик: Семена многих растений разносят насекомые. Например, муравьёв привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки.
Ч. 3. Слайд 8
7 ученик: Гуляя по лесу, люди и животные цепляют на себя семена этих хитрых растений и переносят их в другие места.
Ч. 3. Слайд 9
8 ученик: Люди любят ходить в лес за грибами, за ягодами или просто на прогулку. Собирая цветы, шишки и другие дары леса, люди, сами того не замечая, разносят семена растений.
Ч. 4. Слайд 1
9 ученик: Косточки и семечки, оставшиеся после поедания овощей и фруктов, тоже могут прорасти в том месте, где их оставил человек.
- Какие приспособления имеют плоды или семена, распространяемые человеком и животными?
Ч. 4. Слайд 2
4 группа: Самораспространение
1 ученик: В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян недотроги, акации.
Ч. 4. Слайд 3
2 ученик: Семена и плоды гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этих растений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет. В жаркую погоду разбрасывает свои семена и жёлтая акация.
Ч. 4. Слайд 4
3 ученик: Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Он встречается на Кавказе и в Крыму. Плод у него – небольшой огурец. Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров.
- Какие растения разбрасывают свои семена?
5. Итог урока:
- Что было для вас новым?
- Что особенно удивило?
- На все ли вопросы нам удалось ответить?
- Какие способы распространения семян вы запомнили?
- Каково значение распространения плодов и семян?
-Как приспособились растения к определённому способу распространения семян?
- Какие приспособления к распространению плодов и семян у мака ,череды, вишни, бешенного огурца и клена?
Ч. 4. Слайд 5
- Как видим, способов распространения плодов и семян по земной поверхности множество. Какие-то семена приживутся на новом месте. Другие не смогут. Но этот непрерывный процесс распространения и способствует тому, что растительный мир нашей планеты удивительно богат и разнообразен.
6. Рефлексия
Ч. 4. Слайд 6
Продолжите предложения:
-
Я смог …
-
Я узнал …
-
Мне понравилось…
- Оцените свою работу на уроке.
- Какую цель поставим себе на следующий урок?
7. Домашнее задание
Ч. 4. Слайд 7
- Сегодня мы узнали, что жизнь растений удивительна и полна приключений. Представьте, что вы маленькое семечко. Составьте дома рассказ о его путешествии.
Ч. 4. Слайд 8
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей