Рабочая программа по факультативноому курсу "Познай себя" для 9-ого класса
«Средняя общеобразовательная школа №266
Закрытого административно-территориального образования
Александровск Мурманской области»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ №266
__________/З.А.Румянцева/
Приказ № _____о.д. от «____»__________2013г.
Рабочая программа
по факультативному курсу
«Познай себя»
(наименование курса)
____________________________
9А
_________________________________________________ ______
(класс)
2013/2014__учебный год
(сроки реализации)
Разработчик:
Васильев Владислав Валерьевич
(ФИО)
учитель физической культуры
(должность)
Обсуждена и согласована на Методическом объединении учителей Протокол №__1_____ от «______» августа____2013 г. Руководитель ШМО ____________/______________/ |
«СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УР _______________/______________/ «____»___________________2013г. |
Программа факультативного курса «Познай себя» ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы, и предназначена для формирования компетенций учащихся в области здорового образа жизни, оценки функционального состояния органов и систем организма, комплексной оценки уровня здоровья.
Актуальность предлагаемого факультативного курса обусловлена тем, что здоровье является основным составляющим элементом благополучной жизни человека. Без знаний о закономерностях здоровья, особенностях его диагностики нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и достичь наивысшей ступени развития.
Факультативный курс «Познай себя» позволяет обучающимся получить необходимые знания расширения кругозора в области физической культуры и спорта.
Данный курс будет интересен обучающимся, которые интересуются вопросами здоровья, ведут активный образ жизни, занимаются различными видами спорта.
В процессе изучения данного курса обучающиеся широко вовлекаются в исследовательскую и аналитическую деятельность.
Программа рассчитана на 30 часов (1 час в неделю) и предусматривается прохождение курса на 2013-2014 учебный год, возрастная группа – обучающиеся 9 класса.
Преобладающими формами организации деятельности учащихся выступают теоретические и практические занятия
В программе рассматриваются вопросы углубленного исследования физического развития и оценки функциональной деятельности состояния человека.
Цель курса:
Формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, формирование физической культуры личности посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
Задачи курса:
1. Воспитание у школьников потребностей заботиться о своем здоровье, привитие основ здорового образа жизни.
2. Освоение знаний по вопросам здорового образа жизни и его составляющих.
3. Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой специальных физкультурно-спортивных знаний и умений.
4. Развитие навыков самоконтроля и самоорганизации в процессе исследовательской деятельности.
5. Интеграция базового и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.
Формы контроля:
ü Анкетирование.
ü Тестирование.
Программа составлена на основе примерной программы по физической культуре и методических разработок А.А. Никифорова, заведующего кабинетом физической культуры и технологии Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (БелРИПКППС).
Ожидаемые результаты:
ü формирование потребностей заботиться о своем здоровье;
ü освоение знаний об основных критериях и особенностях индивидуального здоровья, о методах самоконтроля, о критериях оценки уровня своего здоровья;
ü развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе изучения теоретического материала и практических занятий, а также творческих способностей в организации здорового образа жизни;
ü воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих;
ü формирование способности и готовности к повышении функциональных возможностей организма и укреплении здоровья в целом.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения элективного курса «Познай себя»учащиеся должны:
знать/понимать
ü основные понятия: здоровье, развитие, норма, болезнь;
ü о влиянии неблагоприятных факторов на состояние здоровья человека;
ü содержание и методику проведения простых функциональных проб;
ü методы самоконтроля и критерии оценки уровня своего здоровья.
уметь
ü оценивать состояние своего здоровья;
ü осуществлять контроль за изменениями в организме, корректировать свой образ жизни;
ü использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
§ укрепления своего здоровья и здоровья окружающих;
§ осуществления самоконтроля за состоянием организма;
§ проведения самостоятельных занятий физической культурой;
§ поиска информации по вопросам развития современных оздоровительных систем и укрепления здоровья.
Личностные результаты:
• осознаниеличной ответственности за состояние своего здоровья и здоровья окружающих;
• осмысление накопленного опыта в области медицины и здоровья, планирование личной траектории укрепления здоровья.
Метапредметные результаты:
• способность рационально планировать свою деятельность, поддерживать оптимальный уровень работоспособности;
• способность вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных занятий спортом;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности.
Предметные результаты:
• освоение знаний о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек;
• овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья.
Содержание курса «Познай себя»
1. Введение. Здоровье и физиологические критерии здоровья.
Здоровье как важнейшее условие гармоничного и всестороннего развития личности. Основные понятия: здоровье, норма, переходные состояния, болезнь. Критерии здоровья.
2. Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки.
Комплексная оценка уровня здоровья.
3.Методы исследования и оценки функционального состояния человека.
Влияние физических упражнений на человека. Показатели функционального состояния человека.
4. Методы исследования физического развития человека.
Способы измерения показателей физического развития. Методы наружного обследования человека.
5. Оценка индивидуального уровня физической подготовленности и определение двигательного возраста школьников.
Тестирование. Способы выполнения тестов. Физическая подготовленность. Уровень физической подготовленности. Двигательная активность. Двигательный возраст. Показатели физической подготовленности. Возрастные оценочные нормативы. Протокол тестирования двигательной подготовленности.
Тематический план
№ |
Содержание раздела |
Тематическое планирование |
Характеристика деятельности учащегося |
1. |
Теоретический занятия |
Понятие о здоровье и физиологических критериях здоровья |
Кратко характеризовать понятие здоровье. Знать и понимать роль здоровья |
1.1 |
Здоровье и физиологические критерии здоровья. |
||
1.2 |
Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки. |
Понятие о самоконтроле |
Знать методы самоконтроля и критерии оценки |
2. |
Практические занятия |
||
2.1 |
Вводное занятие |
Инструктаж по технике безопасности ан уроках физической культуры |
Знать и понимать технику безопасности |
2.2 |
Баскетбол |
Спортивные игры |
Описывать и осваивать разучиваемые технические действия из спортивных игр Моделировать технические действия из спортивных игр Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности Проявлять быстроту и ловкость во время игр Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр |
2.3 |
Волейбол |
||
2.4 |
Футбол |
||
2.5 |
Практическое занятие |
Оформление и заполнение «Протокол тестирования двигательной активности школьника» |
Уметь составлять «Протокол тестирования двигательной активности школьника» |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Название разделов и тем |
Количество часов |
Дата (план) |
Дата (факт) |
Форма |
Образовательный продукт |
Теоретические занятия Здоровье и физиологические критерии здоровья. | ||||||
1 |
Что такое здоровье. Понятие «здоровье», «норма», «переходные состояния», «болезнь». |
1 |
09.10.2013 |
лекция, беседа |
Составление частушек, слоганов о вредных привычках |
|
2 |
Факторы, способствующие развитию болезни. |
1 |
16.10.2013 |
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
|
3 |
Критерии здоровья. |
1 |
23.10.2013 |
лекция анкетирование |
Анкетирование «Взгляд со стороны» |
|
4 |
Физиологические критерии здоровья. |
1 |
30.10.2013 |
Систематизация и сбор информации |
||
5 |
Методы исследования физического развития человека. |
1 |
13.11.2013 |
беседа практикум |
Систематизация и сбор информации |
|
6 |
Способы измерения показателей физического развития |
1 |
20.11.2013 |
Лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
|
7 |
Методы наружного обследования человека. |
1 |
27.11.2013 |
лекция тестирование |
Тест «Валеологичсекий опрос» |
|
Теоретические занятия Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки. | ||||||
8 |
Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки. |
1 |
04.12.2013 |
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
|
9 |
Комплексная оценка уровня здоровья |
1 |
11.12.2013 |
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
|
10 |
Методы исследования и оценки функционального состояния человека. |
1 |
18.12.2013 |
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
|
11 |
Влияние физических упражнений на человека. |
1 |
25.12.2013 |
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
|
12 |
Показатели функционального состояния человека. |
1 |
08.01.2014 |
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
|
13 |
Тестирование. Способы выполнения тестов Комплексная оценка уровня здоровья. |
1 |
15.01.2014 |
практикум |
Систематизация и сбор информации |
|
14 |
Уровень физической подготовленности. Двигательная активность. Двигательный возраст. |
1 |
22.01.2014 |
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
|
15 |
Показатели физической подготовленности. Возрастные оценочные нормативы |
1 |
29.01.2014 |
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
|
Практические занятия | ||||||
16 |
Инструктаж по технике безопасности на уроках физкультуры |
1 |
05.02.2014 |
практическое занятие |
Систематизация и сбор информации |
|
17 |
Игра в баскетбол |
1 |
12.02.2014 |
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
|
18 |
Игра в баскетбол |
1 |
26.02.2014 |
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
|
19 |
Игра в баскетбол |
1 |
05.03.2014 |
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
|
20 |
Игра в баскетбол |
1 |
12.03.2014 |
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
|
21 |
Игра в волейбол |
1 |
19.03.2014 |
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
|
22 |
Игра в волейбол |
1 |
02.04.2014 |
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
|
23 |
Игра в волейбол |
1 |
09.04.2014 |
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
|
24 |
Игра в волейбол |
1 |
16.04.2014 |
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
|
25 |
Игра в футбол |
1 |
23.04.2014 |
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
|
26 |
Игра в футбол |
1 |
30.04.2014 |
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
|
27 |
Игра в футбол |
1 |
07.05.2014 |
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
|
28 |
Игра в футбол |
1 |
14.052014 |
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
|
29 |
«Протокол тестирования двигательной активности школьника» |
1 |
21.05.2014 |
практикум |
Оформление и заполнение «Протокол тестирования двигательной активности школьника» |
|
30 |
Итоговое занятие |
1 |
28.05.2014 |
Круглый стол |
Учебно-методические средства
1. Вайнер Э. Н., Волынская Е. В. Валеология. Учебный практикум. М., 2002.
2. Егорова С. А. Оценка уровня здоровья: Элективный курс для учащихся общеобразовательных школ. Ставрополь, 2010
3. Киселев П.А, Киселева С.Б. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам. – М.: Глобус, 2009.
4. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основа знаний. – М.: Советский спорт, 2003.
5. Николайчук Л. В. Остеохондроз Сколиоз Плоскостопие. – Минск. Книжный дом. 2004.
6. Петровская Е.К. Что такое ЗОЖ. Начало разговора о важном // «Физическая культура и спорт» №5 2006
7. Пономарева В.В. Физическая культура и здоровье / Учебник. – Издательство: ГОУ ВУНМЦ, 2008.
8. Примерные программы по учебным предметам: Физическая культура. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
9. Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. М., 2008.
10. Соколова Н.Г. Практическое руководство по детской лечебной физкультуре. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
11. Сократов Н. В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности. Оренбург, 2006.
Приложение №1
Анкета для учащихся
«Взгляд со стороны»
Цель: Выявить отношение школьников к своему здоровью.
Поставьте соответствующий балл: 2 — да, 1 — нет.
1. Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?
2. Делаешь ли утром зарядку?
3. Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры?
4. Занимаешься на уроке физкультуры с полной отдачей?
5. Соблюдаешь ли ты режим дня?
6. Занимаешься закаливанием организма: воздушные ванны, обливания, обтирания и т.д.?
7. Имеешь вредные привычки?
8. Если на столе много вкусного будешь есть пока «не лопнешь»?
9. Ведешь активный образ жизни?
10. Ешь много сладкого?
11. Ложишься спать не позднее 22 часов?
12. Занимаешься ли в какой-нибудь спортивной секции?
13. В твоем рационе питания преобладают бутерброды, консервы, «быстрая еда»?
14. Имеешь хронические заболевания?
Если Вы набрали от 19 до 22 баллов:
О Вас можно сказать, что вы достаточно серьезно относитесь к своему здоровью, ведете здоровый образ жизни, следите за состоянием своего организма, активно работаете над сохранением и укреплением здоровья.
Если Вы набрали от 14 до 17 баллов:
Возможно у Вас имеются проблемы со здоровьем. Вам необходимо пересмотреть свой образ жизни: побольше находиться на свежем воздухе, избавиться от вредных привычек (если таковые имеются). Обратите внимание на рацион своего питание, ешься больше свежих овощей и фруктов. Соблюдайте режим дня: старайтесь вовремя ложиться спать, чередуйте работу с отдыхом – помните: усталость и переутомление ведут к болезням!
Приложение №2.
Тест «Валеологический опрос»
Внимательно прочитайте задание, выберете, по вашему мнению, правильный ответ:
1. Здоровье - это …
А) отсутствие болезни;
Б) состояние радости;
В) состояние полного душевного, физического и социального благополучия;
Г) устойчивость к дестабилизирующим факторам.
2. Не относятся к признакам здоровья:
А) устойчивость к действиям повреждающих факторов;
Б) функционирование в пределах нормы;
В) наличие резервных возможностей организма;
Г) регулярная заболеваемость.
3.Каким фактором в большей степени определяется здоровье человека?
А) наследственностью;
Б) условиями внешней среды;
В) образом жизни;
Г) системой здравоохранения.
4. Здоровье человека на 50% зависит от:
А) наследственности;
Б) образа жизни;
В) медицины;
Г) внешней среды.
5.. Выберите признак нездорового образа жизни:
А) активная жизненная позиция;
Б) несбалансированное питание;
В) полноценный отдых;
Г) регулярная двигательная активность.
6. Функциональная проба – это …
А) выполнение контрольных испытаний и последующий анализрезультатов;
Б) достижение определенной формы фигуры за счет специальных комплексов физических упражнений;
В) способность человека преодолеть внешнее сопротивление;
Г) увеличение мышечной массы.
7. Ожирение – это …
А) повышение отложение жировой ткани в организме;
Б) временная прибавка в весе;
В) потеря веса;
Г) косметический дефект.
8. Плоскостопие – это…
А) нарушение осанки;
Б) нарушение обмена веществ;
В) нарушение зрения;
Г) изменение формы стопы.
9. Жизненную емкость легких измеряют с помощью …
А) секундомера;
Б) ростомера;
В) спирометра;
Г) тонометра.
10. ЧСС в покое должна составлять:
А) 60-80 уд/мин;
Б) 90-110 уд/мин;
В) 40-50 уд/мин;
Г) более 110 уд/мин.
Ключ ответов:
1-В; 2-Г; 3-В; 4- Б; 5- Б; 6- А; 7 – А; 8- Г; 9 – В; 10- А.
Приложение №3
Протокол №1
индивидуального тестирования уровня физического развития и
двигательной подготовленности учащихся (СУФП)
Класс_____9____
Количество учащихся в классе_____12___
Из них прошли тестирование (кол-во / %) _________/_________
№ |
Фамилия, имя ребенка |
Бег на <metricconverter w:st=«on» productid=«30 метров»>30 метров |
Бег на <metricconverter w:st=«on» productid=«1000 метров»>1000 метров |
Прыжок в длину с места |
Подтягивание |
Наклон вперед |
Средний уровень ученика (СУФП), определяемый по формуле 1 |
СУФП
(балл)
СУФП
(балл)
СУФП
(балл)
СУФП
(балл)
СУФП
(балл)
по видам тестовых
заданий (формула 2)
Формула 1: сумма баллов всех видов тестирования = СУФП участника
5
Формула 2: сумма баллов по виду тестовых заданий = СУФП по виду тестового задания
количество учеников в классе
Формула 3: сумма СУФП учащегося = СУФП класса
количество участников мониторинга
МАТРИЦА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
Распределение времени на 9-ом классе при одноразовых занятиях в неделю
Предмет физическая культура
Уровень ______________________________________
УМК
_________________________________________________ _______________________________________
_________________________________________________ ________________________________________________
_________________________________________________ ________________________________________________
№ п/п |
Дидактические единицы |
Минимальное количество часов |
||
Всего |
9 класс |
|||
по примерной программе |
по УМК |
|||
1 |
Теоретические занятия |
15 |
15 |
15 |
1.1 |
Здоровье и физиологические критерии здоровья |
7 |
||
1.2 |
Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки. |
8 |
||
2. |
Практические занятия |
15 |
15 |
15 |
2.1 |
Вводное занятие |
1 |
||
2.2 |
Баскетбол |
4 |
||
2.3 |
Волейбол |
4 |
||
2.4 |
Футбол |
4 |
||
2.5 |
Практическое занятие |
2 |
||
Итого |
30 |
30 |
30 |
Список литературы
1. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студентов вузов. – Изд. 2-е, исправленное и доп. – М., 2001.
2. Матвеев А.П. Экзамен по физической культуре: вопросы и ответы. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
3. Никифоров А.А., Середа Н.С., Сборник элективных курсов в профильном обучении, БелРИПКППС, 2003.
4. Физическая кудьтура: Учебное пособие для подготовки к экзаменам. – СПб.: Питер, 2004.
5. Физическая культура. 9-е и 11-е выпускные классы / Авт.-сост. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №266
Закрытого административно-территориального образования
Александровск Мурманской области»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ №266
__________/З.А.Румянцева/
Приказ № _____о.д. от «____»__________2013г.
Рабочая программа
по факультативному курсу
«Познай себя»
(наименование курса)
____________________________
9А
_______________________________________________________
(класс)
2013/2014__учебный год
(сроки реализации)
Разработчик:
Васильев Владислав Валерьевич
(ФИО)
учитель физической культуры
(должность)
Обсуждена и согласована на Методическом объединении учителей Протокол №__1_____ от «______» августа____2013 г. Руководитель ШМО ____________/______________/ |
«СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УР _______________/______________/ «____»___________________2013г. |
Пояснительная записка.
Программа факультативного курса «Познай себя» ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы, и предназначена для формирования компетенций учащихся в области здорового образа жизни, оценки функционального состояния органов и систем организма, комплексной оценки уровня здоровья.
Актуальность предлагаемого факультативного курса обусловлена тем, что здоровье является основным составляющим элементом благополучной жизни человека. Без знаний о закономерностях здоровья, особенностях его диагностики нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и достичь наивысшей ступени развития.
Факультативный курс «Познай себя» позволяет обучающимся получить необходимые знания расширения кругозора в области физической культуры и спорта.
Данный курс будет интересен обучающимся, которые интересуются вопросами здоровья, ведут активный образ жизни, занимаются различными видами спорта.
В процессе изучения данного курса обучающиеся широко вовлекаются в исследовательскую и аналитическую деятельность.
Программа рассчитана на 30 часов (1 час в неделю) и предусматривается прохождение курса на 2013-2014 учебный год, возрастная группа – обучающиеся 9 класса.
Преобладающими формами организации деятельности учащихся выступают теоретические и практические занятия
В программе рассматриваются вопросы углубленного исследования физического развития и оценки функциональной деятельности состояния человека.
Цель курса:
Формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, формирование физической культуры личности посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
Задачи курса:
-
Воспитание у школьников потребностей заботиться о своем здоровье, привитие основ здорового образа жизни.
-
Освоение знаний по вопросам здорового образа жизни и его составляющих.
-
Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой специальных физкультурно-спортивных знаний и умений.
-
Развитие навыков самоконтроля и самоорганизации в процессе исследовательской деятельности.
-
Интеграция базового и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.
Формы контроля:
-
Анкетирование.
-
Тестирование.
Программа составлена на основе примерной программы по физической культуре и методических разработок А.А. Никифорова, заведующего кабинетом физической культуры и технологии Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (БелРИПКППС).
Ожидаемые результаты:
-
формирование потребностей заботиться о своем здоровье;
-
освоение знаний об основных критериях и особенностях индивидуального здоровья, о методах самоконтроля, о критериях оценки уровня своего здоровья;
-
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе изучения теоретического материала и практических занятий, а также творческих способностей в организации здорового образа жизни;
-
воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих;
-
формирование способности и готовности к повышении функциональных возможностей организма и укреплении здоровья в целом.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения элективного курса «Познай себя» учащиеся должны:
знать/понимать
-
основные понятия: здоровье, развитие, норма, болезнь;
-
о влиянии неблагоприятных факторов на состояние здоровья человека;
-
содержание и методику проведения простых функциональных проб;
-
методы самоконтроля и критерии оценки уровня своего здоровья.
уметь
-
оценивать состояние своего здоровья;
-
осуществлять контроль за изменениями в организме, корректировать свой образ жизни;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
укрепления своего здоровья и здоровья окружающих;
-
осуществления самоконтроля за состоянием организма;
-
проведения самостоятельных занятий физической культурой;
-
поиска информации по вопросам развития современных оздоровительных систем и укрепления здоровья.
Личностные результаты:
-
осознание личной ответственности за состояние своего здоровья и здоровья окружающих;
-
осмысление накопленного опыта в области медицины и здоровья, планирование личной траектории укрепления здоровья.
Метапредметные результаты:
-
способность рационально планировать свою деятельность, поддерживать оптимальный уровень работоспособности;
-
способность вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
-
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных занятий спортом;
-
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности.
Предметные результаты:
-
освоение знаний о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек;
-
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;
-
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья.
Содержание курса «Познай себя»
1. Введение. Здоровье и физиологические критерии здоровья.
Здоровье как важнейшее условие гармоничного и всестороннего развития личности. Основные понятия: здоровье, норма, переходные состояния, болезнь. Критерии здоровья.
2. Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки.
Комплексная оценка уровня здоровья.
3.Методы исследования и оценки функционального состояния человека.
Влияние физических упражнений на человека. Показатели функционального состояния человека.
4. Методы исследования физического развития человека.
Способы измерения показателей физического развития. Методы наружного обследования человека.
-
Оценка индивидуального уровня физической подготовленности и определение двигательного возраста школьников.
Тестирование. Способы выполнения тестов. Физическая подготовленность. Уровень физической подготовленности. Двигательная активность. Двигательный возраст. Показатели физической подготовленности. Возрастные оценочные нормативы. Протокол тестирования двигательной подготовленности.
Тематический план
№ |
Содержание раздела |
Тематическое планирование |
Характеристика деятельности учащегося |
1. |
Теоретический занятия |
Понятие о здоровье и физиологических критериях здоровья |
Кратко характеризовать понятие здоровье. Знать и понимать роль здоровья |
1.1 |
Здоровье и физиологические критерии здоровья. |
||
1.2 |
Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки. |
Понятие о самоконтроле |
Знать методы самоконтроля и критерии оценки |
2. |
Практические занятия |
|
|
2.1 |
Вводное занятие |
Инструктаж по технике безопасности ан уроках физической культуры |
Знать и понимать технику безопасности |
2.2 |
Баскетбол |
Спортивные игры |
Описывать и осваивать разучиваемые технические действия из спортивных игр Моделировать технические действия из спортивных игр Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности Проявлять быстроту и ловкость во время игр Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр |
2.3 |
Волейбол |
||
2.4 |
Футбол |
||
2.5 |
Практическое занятие |
Оформление и заполнение «Протокол тестирования двигательной активности школьника» |
Уметь составлять «Протокол тестирования двигательной активности школьника» |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Название разделов и тем |
Количество часов |
Дата (план) |
Дата (факт) |
Форма |
Образовательный продукт |
Теоретические занятия Здоровье и физиологические критерии здоровья. |
||||||
1 |
Что такое здоровье. Понятие «здоровье», «норма», «переходные состояния», «болезнь». |
1 |
09.10.2013 |
|
лекция, беседа |
Составление частушек, слоганов о вредных привычках |
2 |
Факторы, способствующие развитию болезни. |
1 |
16.10.2013 |
|
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
3 |
Критерии здоровья. |
1 |
23.10.2013 |
|
лекция анкетирование |
Анкетирование «Взгляд со стороны» |
4 |
Физиологические критерии здоровья. |
1 |
30.10.2013 |
|
|
Систематизация и сбор информации |
5 |
Методы исследования физического развития человека. |
1 |
13.11.2013 |
|
беседа практикум |
Систематизация и сбор информации |
6 |
Способы измерения показателей физического развития |
1 |
20.11.2013 |
|
Лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
7 |
Методы наружного обследования человека. |
1 |
27.11.2013 |
|
лекция тестирование |
Тест «Валеологичсекий опрос» |
Теоретические занятия Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки. |
||||||
8 |
Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки. |
1 |
04.12.2013 |
|
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
9 |
Комплексная оценка уровня здоровья |
1 |
11.12.2013 |
|
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
10 |
Методы исследования и оценки функционального состояния человека. |
1 |
18.12.2013 |
|
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
11 |
Влияние физических упражнений на человека. |
1 |
25.12.2013 |
|
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
12 |
Показатели функционального состояния человека. |
1 |
08.01.2014 |
|
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
13 |
Тестирование. Способы выполнения тестов Комплексная оценка уровня здоровья. |
1 |
15.01.2014 |
|
практикум |
Систематизация и сбор информации |
14 |
Уровень физической подготовленности. Двигательная активность. Двигательный возраст. |
1 |
22.01.2014 |
|
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
15 |
Показатели физической подготовленности. Возрастные оценочные нормативы |
1 |
29.01.2014 |
|
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
Практические занятия |
||||||
16 |
Инструктаж по технике безопасности на уроках физкультуры |
1 |
05.02.2014 |
|
практическое занятие |
Систематизация и сбор информации |
17 |
Игра в баскетбол |
1 |
12.02.2014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
18 |
Игра в баскетбол |
1 |
26.02.2014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
19 |
Игра в баскетбол |
1 |
05.03.2014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
20 |
Игра в баскетбол |
1 |
12.03.2014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
21 |
Игра в волейбол |
1 |
19.03.2014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
22 |
Игра в волейбол |
1 |
02.04.2014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
23 |
Игра в волейбол |
1 |
09.04.2014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
24 |
Игра в волейбол |
1 |
16.04.2014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
25 |
Игра в футбол |
1 |
23.04.2014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
26 |
Игра в футбол |
1 |
30.04.2014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
27 |
Игра в футбол |
1 |
07.05.2014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
28 |
Игра в футбол |
1 |
14.052014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
29 |
«Протокол тестирования двигательной активности школьника» |
1 |
21.05.2014 |
|
практикум |
Оформление и заполнение «Протокол тестирования двигательной активности школьника» |
30 |
Итоговое занятие |
1 |
28.05.2014 |
|
Круглый стол |
|
Учебно-методические средства
-
Вайнер Э. Н., Волынская Е. В. Валеология. Учебный практикум. М., 2002.
-
Егорова С. А. Оценка уровня здоровья: Элективный курс для учащихся общеобразовательных школ. Ставрополь, 2010
-
Киселев П.А, Киселева С.Б. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам. – М.: Глобус, 2009.
-
Лукьяненко В.П. Физическая культура: основа знаний. – М.: Советский спорт, 2003.
-
Николайчук Л. В. Остеохондроз Сколиоз Плоскостопие. – Минск. Книжный дом. 2004.
-
Петровская Е.К. Что такое ЗОЖ. Начало разговора о важном // «Физическая культура и спорт» №5 2006
-
Пономарева В.В. Физическая культура и здоровье / Учебник. – Издательство: ГОУ ВУНМЦ, 2008.
-
Примерные программы по учебным предметам: Физическая культура. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
-
Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. М., 2008.
-
Соколова Н.Г. Практическое руководство по детской лечебной физкультуре. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
-
Сократов Н. В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности. Оренбург, 2006.
Приложение №1
Анкета для учащихся
«Взгляд со стороны»
Цель: Выявить отношение школьников к своему здоровью.
Поставьте соответствующий балл: 2 — да, 1 — нет.
-
Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?
-
Делаешь ли утром зарядку?
-
Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры?
-
Занимаешься на уроке физкультуры с полной отдачей?
-
Соблюдаешь ли ты режим дня?
-
Занимаешься закаливанием организма: воздушные ванны, обливания,обтирания и т.д.?
-
Имеешь вредные привычки?
-
Если на столе много вкусного будешь есть пока «не лопнешь»?
-
Ведешь активный образ жизни?
-
Ешь много сладкого?
-
Ложишься спать не позднее 22 часов?
-
Занимаешься ли в какой-нибудь спортивной секции?
-
В твоем рационе питания преобладают бутерброды, консервы, «быстрая еда»?
-
Имеешь хронические заболевания?
Если Вы набрали от 19 до 22 баллов:
О Вас можно сказать, что вы достаточно серьезно относитесь к своему здоровью, ведете здоровый образ жизни, следите за состоянием своего организма, активно работаете над сохранением и укреплением здоровья.
Если Вы набрали от 14 до 17 баллов:
Возможно у Вас имеются проблемы со здоровьем. Вам необходимо пересмотреть свой образ жизни: побольше находиться на свежем воздухе, избавиться от вредных привычек (если таковые имеются). Обратите внимание на рацион своего питание, ешься больше свежих овощей и фруктов. Соблюдайте режим дня: старайтесь вовремя ложиться спать, чередуйте работу с отдыхом – помните: усталость и переутомление ведут к болезням!
Приложение №2.
Тест «Валеологический опрос»
Внимательно прочитайте задание, выберете, по вашему мнению, правильный ответ:
1. Здоровье - это …
А) отсутствие болезни;
Б) состояние радости;
В) состояние полного душевного, физического и социального благополучия;
Г) устойчивость к дестабилизирующим факторам.
2. Не относятся к признакам здоровья:
А) устойчивость к действиям повреждающих факторов;
Б) функционирование в пределах нормы;
В) наличие резервных возможностей организма;
Г) регулярная заболеваемость.
3. Каким фактором в большей степени определяется здоровье человека?
А) наследственностью;
Б) условиями внешней среды;
В) образом жизни;
Г) системой здравоохранения.
4. Здоровье человека на 50% зависит от:
А) наследственности;
Б) образа жизни;
В) медицины;
Г) внешней среды.
5. . Выберите признак нездорового образа жизни:
А) активная жизненная позиция;
Б) несбалансированное питание;
В) полноценный отдых;
Г) регулярная двигательная активность.
6. Функциональная проба – это …
А) выполнение контрольных испытаний и последующий анализ результатов;
Б) достижение определенной формы фигуры за счет специальных комплексов физических упражнений;
В) способность человека преодолеть внешнее сопротивление;
Г) увеличение мышечной массы.
-
Ожирение – это …
А) повышение отложение жировой ткани в организме;
Б) временная прибавка в весе;
В) потеря веса;
Г) косметический дефект.
-
Плоскостопие – это…
А) нарушение осанки;
Б) нарушение обмена веществ;
В) нарушение зрения;
Г) изменение формы стопы.
9. Жизненную емкость легких измеряют с помощью …
А) секундомера;
Б) ростомера;
В) спирометра;
Г) тонометра.
10. ЧСС в покое должна составлять:
А) 60-80 уд/мин;
Б) 90-110 уд/мин;
В) 40-50 уд/мин;
Г) более 110 уд/мин.
Ключ ответов:
1-В; 2-Г; 3-В; 4- Б; 5- Б; 6- А; 7 – А; 8- Г; 9 – В; 10- А.
Приложение №3
Протокол №1
индивидуального тестирования уровня физического развития и
двигательной подготовленности учащихся (СУФП)
Класс_____9____
Количество учащихся в классе_____12___
Из них прошли тестирование (кол-во / %) _________/_________
№ |
Фамилия, имя ребенка |
Бег на 30 метров |
Бег на 1000 метров |
Прыжок в длину с места |
Подтягивание |
Наклон вперед |
Средний уровень ученика (СУФП), определяемый по формуле 1 |
|||||
Результат |
Уровень СУФП (балл) |
Результат |
Уровень СУФП (балл) |
Результат |
Уровень СУФП (балл) |
Результат |
Уровень СУФП (балл) |
Результат |
Уровень СУФП (балл) |
|||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СУФП класса по по видам тестовых заданий (формула 2) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СУФП класса (формула 3) |
Формула 1: сумма баллов всех видов тестирования = СУФП участника
5
Формула 2: сумма баллов по виду тестовых заданий = СУФП по виду тестового задания
количество учеников в классе
Формула 3: сумма СУФП учащегося = СУФП класса
количество участников мониторинга
МАТРИЦА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
Распределение времени на 9-ом классе при одноразовых занятиях в неделю
Предмет физическая культура
Уровень ______________________________________
УМК ________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
№ п/п |
Дидактические единицы |
Минимальное количество часов |
||
Всего |
9 класс |
|||
по примерной программе |
по УМК |
|||
1 |
Теоретические занятия |
15 |
15 |
15 |
1.1 |
Здоровье и физиологические критерии здоровья |
|
|
7 |
1.2 |
Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки. |
|
|
8 |
2. |
Практические занятия |
15 |
15 |
15 |
2.1 |
Вводное занятие |
|
|
1 |
2.2 |
Баскетбол |
|
|
4 |
2.3 |
Волейбол |
|
|
4 |
2.4 |
Футбол |
|
|
4 |
2.5 |
Практическое занятие |
|
|
2 |
Итого |
30 |
30 |
30 |
Список литературы
-
Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студентов вузов. – Изд. 2-е, исправленное и доп. – М., 2001.
-
Матвеев А.П. Экзамен по физической культуре: вопросы и ответы. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
-
Никифоров А.А., Середа Н.С., Сборник элективных курсов в профильном обучении, БелРИПКППС, 2003.
-
Физическая кудьтура: Учебное пособие для подготовки к экзаменам. – СПб.: Питер, 2004.
-
Физическая культура. 9-е и 11-е выпускные классы / Авт.-сост. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»