Мероприятие "Детям о П. И. Чайковском"
Задачи:
— приобщать детей к слушанию классической музыки;
— способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных произведений П. И. Чайковского;
— вовлекать дошкольников в разные виды художественно эстетической деятельности;
— воспитывать эстетический вкус, любовь к музыке П.И Чайковского.
Словарная работа: Фортепианный цикл «Детский альбом», пьеса, балет, опера, композитор.
Музыкальный репертуар:
«Сентиментальный вальс», «Вальс» из балета «Спящая красавица»,
пьесы из цикла «Детский альбом»:
«Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Вальс»,
«Неаполитанская песенка», «Баба Яга», «Игра в лошадки»,
«Песня жаворонка» «Немецкая песенка» П. И. Чайковского
Предварительная работа:
Разучивание музыкального репертуара, слушание музыки пьес из
цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского
Атрибуты и материалы: экран, ноутбук, проектор мультимедиа, музыкальный центр, музыкальная шкатулка, цветы, метла, барабаны, детские музыкальные инструменты, костюмы солдатиков, Гномика, Бабы Яги.
Действующие лица:Баба Яга, Гномик – взрослые.
Звучит «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского.
Дети заходят в зал и рассаживаются на стулья.
Ведущая: Тихо, тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде- разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены, вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной, чутко дремлют лес и луг,
Вдаль бегут степные тропки, тают в дымке голубой…
Это музыка торопит и ведет нас за собой. Музыка, которая сейчас звучала, и к которой мы пришли в гости, написана великим русским композитором П.И. Чайковским. Ребята, посмотрите на портрет Петра Ильича, каким вы представляете его характер? Несомненно, прежде всего, доброта, такова и его музыка. В ней, как и в сказках побеждает добро, красота, именно поэтому его музыка так любима и взрослыми и детьми во всем мире. *** *** Видео презентация «П.И. Чайковский» Слайд 1 Ведущая ведет рассказ на фоне презентации: Есть на Урале небольшой городок — Воткинск. Много лет назад в этом городе родился мальчик, и назвали его Петей. В семье было много детей, Петя был младшим. Слайд 2 Он рос очень добрым, боялся кого – нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, потому что он постоянно придумывал забавные истории и разные веселые игры. Была у маленького Пети и еще одна особенность: он любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда эти звуки и как из них может сложиться мелодия, однако очень любил слушать музыку, и она заставляла его то радоваться, то плакать. Мелодии, звучавшие в нем, порой мешали ему, и он не знал, куда от них деться. Описывается такой случай: в доме Чайковских был организован праздник, на котором звучала музыка и все танцевали. Вечером, после праздника, когда в комнату вошла няня, Петя лежал на кровати и плакал. Няня спросила, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!». Слайд 3 Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Петр Ильич в 1866 году окончил Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции. Слайд 4,5,6,7 «Времена года» Чайковского — это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу картины природы. Эта музыка написана для фортепиано. Каждому месяцу посвящена своя музыкальная картинка, наполненная любовью к жизни и восхищением ею. Слайд 8 Петр Ильич написал 3 балета: «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро». Слайд 9 10 опер, в том числе на произведения А.С. Пушкина. Музыку к спектаклю по сказке А.Н. Островского «Снегурочка». Слайд 10 А так же много прекрасных произведений для детей, объединив некоторые из них в специальный «Детский альбом». Композитор очень любил путешествовать: он бывал во Франции, Италии, Германии. Слушал там народные песни, запоминал, обрабатывал их, а затем записывал в свой альбом. Свои впечатления он передал в музыке («Старинная французская песенка», «Неаполитанская песенка», «Немецкая песенка», «Итальянская песенка»). Слайд 11 Чайковский был не только композитором, но и дирижером оркестра, а так же преподавал в Московской консерватории – учил будущих пианистов и композиторов. Сейчас консерватории присвоено его имя. Перед зданием консерватории стоит памятник Чайковскому, где он изображен сидящим с дирижерской палочкой в руке. Раз в четыре года в Москве проводится Международный конкурс и все музыканты мира стремятся принять в нем участие. Имя этого доброго и умного человека известно всем. Его зовут Петр Ильич Чайковский. Конец презентации Голос из-за кулис:Петр Ильич Чайковский? Ведущая: ой, кто это говорит? Кажется, звук доносится из этой музыкальной шкатулки, Голос из-за кулис: да, да, я в шкатулке, откройте, пожалуйста, мне так интересно… Ведущая:конечно, откроем, (открывает) да это же маленький гномик, здравствуй, гномик. доносится чиханье, появляется гномик. Гномик: здравствуйте, и никакой я не маленький, я же немного волшебник. Мне очень интересно узнать про Петра Ильича Чайковского, а что было дальше? Ведущая: а вам ребята, интересно? Тогда слушайте дальше. У Петра Ильича Чайковского был любимый племянник, Володя Давыдов, по прозвищу Боб. Ему композитор посвятил «Детский альбом», в котором были необычайно забавные и занятные пьесы. Это и знакомый «Марш деревянных солдатиков», печальная страница «Болезнь куклы» и вовсе трагическая «Похороны куклы». Потом «Новая кукла», танцы, песни… Боб мог играть на фортепиано, и поэтому сам исполнял эти пьесы. Но вы ребята, уже слушали многие пьесы, сможете их узнать? *** *** Проводится музыкальная викторина, звучат отрывки из пьес: 1. «Болезнь куклы», 2. «Игра в лошадки», 3. «Камаринская», 4. «Песня жаворонка». Ведущая: я вижу, вы хорошо знаете музыку Петра Ильича Чайковского. Гномик: молодцы, а хотите, чтобы герои «Детского альбома» пришли к нам в гости? Ведущая: разве это возможно? Гномик: конечно, ведь я же немного волшебник, итак берет ноты «детского альбома», открывает… Бом, бом, бом, бом! Открывается альбом. Не простой, а музыкальный, Сочиненный, для ребятмного, много лет назад. *** *** Звучит волшебная музыка. Гномик: Они в коробочке лежат, Но если их достать — Построятся за рядом ряд, Пойдут маршировать. И каждый с новеньким ружьем, Похожи, словно братики. Кто скажет, как мы их зовем? Дети: Оловянные солдатики. *** *** Мальчики, исполняют марш-перестроение с барабанами. «Марш оловянных солдатиков» П.И. Чайковского. Гномик: а ну-ка руку дай, дружок, Начнем мы танец, новый, детский, И встанем дружно мы в кружок, Под звуки музыки немецкой. *** *** Дети исполняют «Немецкий танец» «Немецкая песенка» П.И. Чайковского. Гномик: Неаполь, город итальянский, всех удивляет красотой, Там звуки песен, ритмы танцев покорили шар земной. *** *** Дети оркеструют пьесу «Неаполитанская песенка» П.И. Чайковского Гномик: бал в разгаре, шутки, смех, Музыка зовет нас всех. Вальс Чайковского, друзья, Пропустить никак нельзя. *** *** Дети выполняют танцевальную импровизацию на музыку П.И. Чайковского «Вальс». Гномик: Бом, бом, бом, бом! закрыва… *** *** Звучит «Баба Яга» П.И. Чайковского, «вылетает» на метле Баба Яга, «летает» по кругу. Баба Яга: как это закрывается? А я? А моя музыка? Мне Петр Ильич Чайковский посвятил самую лучшую пьесу и назвал моим именем «Баба Яга»! Ведущая: конечно, как мы могли забыть? Такую забавную стремительную музыку, так и хочется полетать на метле. Баба Яга: вот именно! Пока альбом не закрылся, давайте я вас прокачу на метелке. *** *** Катанье на метле. «Баба Яга» П.И. Чайковского. Баба Яга: ну мне пора, а следующий раз, будете музыку П.И. Чайковского слушать, не забудьте меня пригласить («улетает»). Гномик: Бом, бом, бом, бом! закрывается альбом… Ведущая: Прошло много лет, с тех пор как был написан «Детский альбом». Но и сейчас музыка из «Детского альбома» кажется нам удивительной и неповторимой. Посмотрите еще раз на портрет П.И. Чайковского и давайте навсегда сохраним чудесные звуки его произведений в памяти и в сердце. Литература 1. С. Романовский Детство П.И. Чайковского, М. 1983 2. Г.А. Прибегина Петр Ильич Чайковский, М.1986 3. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А.: Чудеса для малышей, Ярославль: Академия развития, 2007 4. Щербакова Н.: Музыкальный сундучок, М.: Обруч, 2012
Методическое сопровождение |
|
Автор |
Ушакова Надежда Викторовна |
Должность |
Музыкальный руководитель |
Место работы |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 6» Энгельсского муниципального района Саратовской области |
«Детям о П.И. Чайковском» (ЦОР к мероприятию для детей старшего дошкольного возраста) |
|
Предмет |
Образовательная область Художественно – эстетическое развитие. Музыка. |
Целевая аудитория |
Дети старшего дошкольного возраста |
Вид ресурса |
Презентация (13 слайдов), методическое сопровождение |
Цель и задачи ресурса |
|
Минимальные требования к аппаратным ресурсам |
|
Среда, редактор, в котором выполнен продукт |
Программа Microsoft Office 2007 (Microsoft Word, Microsoft PowerPoint) |
Краткое описание по работе с ресурсом |
Данный ресурс расширяет представления дошкольников о русском композиторе П.И. Чайковском, его жизни и творчестве. Данный ресурс может быть использован в непосредственно образовательной деятельности (образовательная область Музыка) и в совместной деятельности взрослых и детей. |
Инструкция по применению |
В данной презентации все переходы между слайдами осуществляются по щелчку мыши. |
Список использованной литературы; ссылки на Интернет-источники |
Литература: С. Романовский Детство П.И. Чайковского, М. 1983 Г.А. Прибегина Петр Ильич Чайковский, М.1986 Иллюстрации: http://triinochka.ru/post151093584/ http://www.mdk-arbat.ru/bookcard?book_id=186857 http://www.liveinternet.ru/users/alla_sumeny/post224139952/ http://theatre.vzh.ru/index.php?screen=shelk http://www.liveinternet.ru/users/valya6827/post237452842 http://www.gal.oi-music.ru/ob/full/52844-ob http://troyan95.org.ua/post265981688/ http://www.dasmanagement.info/index.php?nmp=02new09adm09 http://megalyrics.ru/photo/%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/195819.htm http://propianino.ru/shhelkunchik-chajkovskij http://www.biletexpress.ru/teatr/113/1043.html http://www.liveinternet.ru/users/3485865/post163068253/ |
Методическое сопровождение |
|
Автор |
Ушакова Надежда Викторовна |
Должность |
Музыкальный руководитель |
Место работы |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 6» Энгельсского муниципального района Саратовской области |
«Детям о П.И. Чайковском» (ЦОР к мероприятию для детей старшего дошкольного возраста) |
|
Предмет |
Образовательная область Художественно – эстетическое развитие. Музыка. |
Целевая аудитория |
Дети старшего дошкольного возраста |
Вид ресурса |
Презентация (13 слайдов), методическое сопровождение |
Цель и задачи ресурса |
|
Минимальные требования к аппаратным ресурсам |
|
Среда, редактор, в котором выполнен продукт |
Программа Microsoft Office 2007 (Microsoft Word, Microsoft PowerPoint) |
Краткое описание по работе с ресурсом |
Данный ресурс расширяет представления дошкольников о русском композиторе П.И. Чайковском, его жизни и творчестве. Данный ресурс может быть использован в непосредственно образовательной деятельности (образовательная область Музыка) и в совместной деятельности взрослых и детей. |
Инструкция по применению |
В данной презентации все переходы между слайдами осуществляются по щелчку мыши. |
Список использованной литературы; ссылки на Интернет-источники |
Литература: С. Романовский Детство П.И. Чайковского, М. 1983 Г.А. Прибегина Петр Ильич Чайковский, М.1986 Иллюстрации: http://triinochka.ru/post151093584/ http://www.mdk-arbat.ru/bookcard?book_id=186857 http://www.liveinternet.ru/users/alla_sumeny/post224139952/ http://theatre.vzh.ru/index.php?screen=shelk http://www.liveinternet.ru/users/valya6827/post237452842 http://www.gal.oi-music.ru/ob/full/52844-ob http://troyan95.org.ua/post265981688/ http://www.dasmanagement.info/index.php?nmp=02new09adm09 http://megalyrics.ru/photo/%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/195819.htm http://propianino.ru/shhelkunchik-chajkovskij http://www.biletexpress.ru/teatr/113/1043.html http://www.liveinternet.ru/users/3485865/post163068253/ |
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
Рекомендую Вам внимательно прочитать требования к загружаемым в библиотеку Портала материалам (см. раздел «Справка»).
Обратите внимание на размещение логотипа Портала на титульных листах документа (методическое сопровождение - у Вас оно отсутствует; можете посмотреть образец в одном из моих материалов) и презентации. Оба документа следует поместить в один архив.
Надеюсь в ближайшее время увидеть Ваш материал в библиотеке нашей группы! О повторной загрузке файла сообщите, пожалуйста, в письме. С наилучшими пожеланиями, Татьяна Николаевна Остапцова.