«Зимующие птицы Кубани»
Выявить взаимосвязь между внешним видом птиц, их питанием и образом жизни;
Обогатить словарный запас детей: красногрудый, черноголовая.
Воспитывать у детей гуманные чувства, умение сопереживать и помогать зимующим птицам.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад № 216 «Кораблик детства» Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Зимующие птицы Кубани»
Составители: Воспитатель высшей категории Крапивкина Оксана Анатольевна Воспитатель первой категории Чернецкая Светлана Викторовна г. Краснодар Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Зимующие птицы Кубани» Задачи:
Образовательные:
ü Закрепить и расширить знания детей о зимующих птицах Кубани;
ü Выявить взаимосвязь между внешним видом птиц, их питанием и образом жизни;
ü Обогатить словарный запас детей: красногрудый, черноголовая,
Развивающие:
ü Развить любознательность, внимание, память, связную речь;
ü упражнять детей в образовании имен прилагательных от имен существительных;
ü закреплять употребление предлогов и существительных в различных падежах;
Воспитательные:
Воспитывать у детей гуманные чувства, умение сопереживать и помогать зимующим птицам.
Предварительная работа:
ü Наблюдение за птицами на прогулке;
ü Просмотр иллюстраций, презентации «Зимующие птицы Краснодарского края»;
ü Чтение.В. Берестов «Птицы»,
Оборудование: мультимедийная доска, презентация «Зимующие птицы Краснодарского края», предметные картинки с изображением зимующих птиц, мольберт, плоскостная кормушка.
Ход занятия 1. Организационный момент. Воспитатель вывешивает на доске плоскостную кормушку, а затем предлагает детям отгадать, какие птицы летят в их зимнюю столовую. Для этого загадывает детям загадки о зимующих птицах:
В серой шубке перьевой, И в мороз он герой. Назови его скорей! То там скачет?...(Воробей) Эти птицы рядом с нами- Мы зовем их сизарями, И зимой в мороз и голод Не покинет город…(Голубь) Сама вся сероватая, Походка мешковатая, Важная персона- Зовут ее …(Ворона) Черная шапочка И полоска шарфика У желтогрудой птички По имени …(Синичка) Эта птица так болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья, белобока, А зовут ее …(Сорока) Странный доктор есть на свете, Он деревья лечит, дети. — Где болит? Тук-тук! А, нашел. Тут, тут…(Дятел)
По мере того как дети отгадывают загадки, в прорези на пособии «Кормушка» дети вставляют фигурки названных птиц. Воспитатель предлагает детям посмотреть на птичек прилетевших в зимнюю столовую и назвать их одним словом (Зимующие) Воспитатель: Скажите, а почему они называются зимующими птицами? Действительно, эти птицы на зиму не улетают в тёплые края, а зимуют у нас в Краснодарском крае. Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью. Но есть ещё много других птиц, которые остаются на зимовку в нашем крае.Воспитатель: Хочу познакомить вас ещё с одной птицей. Это поползень. -Какого цвета у него оперенье? -Что можно сказать о форме клюва? -О размере лапок? Поползень умеет передвигаться по стволу деревьев вниз головой. Это небольшая короткохвостая птичка нежно-пепельного цвета с голубоватым оттенком верхней части тела и белым оперением брюшка. Необыкновенно длинные пальцы коротких ног поползня имеют длинные, изогнутые и очень острые когти. Это позволяют ему отлично держаться на стволе дерева держаться на стволе дерева вниз головой. Поползень очень подвижный, весёлый и неутомимый. Питаются поползни, как и синицы, в основном, насекомыми, которых они разыскивают на поверхности, в трещинах и щелях коры различных деревьев. Кроме того они собирают и семена многих лесных растений, а также те, которые высыпаются из шишек хвойных деревьев. В местах, где растут кедры, поползни очень любят кедровые орешки. Круглый год, но особенно осенью поползни любят делать индивидуальные запасы. Они прячут отдельные семена, семечки, орешки, устраивая маленькие тайнички в щелях ствола, в трещинах коры, прикрывая их иногда пучком лишайника или кусочками той же коры. Зимуют поползни, никуда не улетая, в своём родном лесу. Посещают в этот период ближайшие деревни и сёла, залетают в города. Очень часто в поисках корма поползни присоединяются к синицам. Презентация «Зимующие птицы Краснодарского края»
Физ. минутка «ВОРОБЕЙ»
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей.
(Дети идут по кругу, изображая голубей; в центре один ребёнок – он скачет, как воробей.)
Воробушек – пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей.
(Дети встают лицом к кругу, идут приставным шагом. “Воробей” пытается “вылететь” из круга; “голуби”, взявшись за руки, не пускают его.)
Воспитатель:
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
Воробей:
— Киньте крошек воробью –
Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень –
Буду петь вам целый день,
Чик-чирик!
Воспитатель: Когда кормить птиц зимой
-Птиц следует кормить в течение всего года, так как при этом пищу получат помимо обычных зимующих видов и пролетные.
Воспитатель: Чем кормить птиц зимой?
-Кормом для птиц могут быть крошки белого хлеба, зерно, семечки, остатки овощей, фруктов.
Воспитатель:Чем нельзя кормить?
Птиц нельзя кормить ржаным (черным) хлебом, мокрыми продуктами (превратятся в лед на морозе), жареными семечками.
Игра «Найди зимующих птиц».
Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах, развить памяти, внимание.
Воспитатель делит группу на команды и предлагает выбрать из набора картинок только зимующих птиц (набор картинок у каждой команды свой). Задача участников команд путем обсуждения вспомнить всех зимующих птиц, выбрать соответствующие картинки и перенести на стол своей команды. Выигрывает, тот, кто выполнит задание быстро и правильно.
· — Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).
· — Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.
· — Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).
· — Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.
· Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?
· — Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
· — Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?
· (Голубь большой, сизый, воркующий.)
· — Какие это птицы?
· — Почему их так называют?
Воспитатель: Дети, попробуйте вспомнить, как и о ком народе говорят, используя названия птиц. Итак, продолжите:
· Мудрый, как… ворон.
· Вороватый, как… сорока.
· Вольный, как … птица.
· Желторотый, как… птенец.
· Зоркий, как… орел.
· Трещать, как… сорока.
Игра-упражнение «Скажи наоборот»
У синички туловище мелкое, а у сороки-(купное)
У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый)
Ворона большая, а воробей (маленький)
Ворона малоподвижная, а синица (шустрая)
Сойка нарядная, а воробей (невзрачный)
У сороки клюв большой, а у синички- …
У синички хвост короткий, а у сороки-…
У синички лапки тонкие, а у сороки-…
Игра «Какой птички не стало?»На доске — четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц. Воспитатель незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: — Какой птички не стало?
Упражнение «Какая птица?»
У сороки белые бока- сорока белобока,
У воробья короткие лапки-…
У синицы желтая грудь-…
У вороны толстый клюв-…
У сороки громкий голос-…
У дятла красная голова-…
Ворона мало двигается, то она какая?..
У синицы чёрная голова, то она какая?..
У сороки чёрный хвост, то она какая?
Подкормите птиц.А. Яшин
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Итог занятия
Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
Что мы делали на занятии?
Что понравилось?
О чём расскажите дома?
А сейчас пойдемте покормим птиц прилетевших на наш участок.
(Дети собираются на прогулку)
Список используемой литературы 1. Большая книга сказок. — М.: Махаон, 2006. — 416 с.
2. Кислинская, Т. Как восстановить и сохранить зрение у ребенка. — СПб.: Питер, 2010. — 128 с…
4.Шорыгина Т.А. Птицы, какие они? М.: 2008-93 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
4. http://www.litera.ru
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад № 216 «Кораблик детства»
Конспект НОД в подготовительной группе по теме
«Зимующие птицы Кубани»
Составители: воспитатель высшей категории Крапивкина Оксана Анатольевна
Воспитатель первой категории Чернецкая Светлана Викторовна
г. Краснодар
Конспект НОД в подготовительной группе по теме
«Зимующие птицы Кубани»
Задачи:
Образовательные:
-
Закрепить и расширить знания детей о зимующих птицах Кубани;
-
Выявить взаимосвязь между внешним видом птиц, их питанием и образом жизни;
-
Обогатить словарный запас детей: красногрудый, черноголовая,
Развивающие:
-
Развить любознательность, внимание, память, связную речь;
-
упражнять детей в образовании имен прилагательных от имен существительных;
-
закреплять употребление предлогов и существительных в различных падежах;
Воспитательные:
Воспитывать у детей гуманные чувства, умение сопереживать и помогать зимующим птицам.
Предварительная работа:
-
Наблюдение за птицами на прогулке;
-
Просмотр иллюстраций, презентации «Зимующие птицы Краснодарского края»;
-
Чтение. В. Берестов «Птицы»,
Оборудование: мультимедийная доска, презентация «Зимующие птицы Краснодарского края», предметные картинки с изображением зимующих птиц, мольберт, плоскостная кормушка.
Ход занятия
-
Организационный момент.
Воспитатель вывешивает на доске плоскостную кормушку, а затем предлагает детям отгадать, какие птицы летят в их зимнюю столовую. Для этого загадывает детям загадки о зимующих птицах:
В серой шубке перьевой,
И в мороз он герой.
Назови его скорей!
То там скачет?...(Воробей)
Эти птицы рядом с нами-
Мы зовем их сизарями,
И зимой в мороз и голод
Не покинет город…(Голубь)
Сама вся сероватая,
Походка мешковатая,
Важная персона-
Зовут ее …(Ворона)
Черная шапочка
И полоска шарфика
У желтогрудой птички
По имени …(Синичка)
Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее …(Сорока)
Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
— Где болит? Тук-тук!
А, нашел. Тут, тут…(Дятел)
По мере того как дети отгадывают загадки, в прорези на пособии «Кормушка» дети вставляют фигурки названных птиц.
Воспитатель предлагает детям посмотреть на птичек прилетевших в зимнюю столовую и назвать их одним словом (Зимующие)
Воспитатель: Скажите, а почему они называются зимующими птицами?
Действительно, эти птицы на зиму не улетают в тёплые края, а зимуют у нас в Краснодарском крае. Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью. Но есть ещё много других птиц, которые остаются на зимовку в нашем крае.
Воспитатель: Хочу познакомить вас ещё с одной птицей. Это поползень.
-Какого цвета у него оперенье?
-Что можно сказать о форме клюва?
-О размере лапок?
Поползень умеет передвигаться по стволу деревьев вниз головой. Это небольшая короткохвостая птичка нежно-пепельного цвета с голубоватым оттенком верхней части тела и белым оперением брюшка. Необыкновенно длинные пальцы коротких ног поползня имеют длинные, изогнутые и очень острые когти. Это позволяют ему отлично держаться на стволе дерева держаться на стволе дерева вниз головой.
Поползень очень подвижный, весёлый и неутомимый. Питаются поползни, как и синицы, в основном, насекомыми, которых они разыскивают на поверхности, в трещинах и щелях коры различных деревьев. Кроме того они собирают и семена многих лесных растений, а также те, которые высыпаются из шишек хвойных деревьев. В местах, где растут кедры, поползни очень любят кедровые орешки.
Круглый год, но особенно осенью поползни любят делать индивидуальные запасы. Они прячут отдельные семена, семечки, орешки, устраивая маленькие тайнички в щелях ствола, в трещинах коры, прикрывая их иногда пучком лишайника или кусочками той же коры.
Зимуют поползни, никуда не улетая, в своём родном лесу. Посещают в этот период ближайшие деревни и сёла, залетают в города. Очень часто в поисках корма поползни присоединяются к синицам.
Презентация «Зимующие птицы Краснодарского края»
Физ. минутка «ВОРОБЕЙ»
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей.
(Дети идут по кругу, изображая голубей; в центре один ребёнок – он скачет, как воробей.)
Воробушек – пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей.
(Дети встают лицом к кругу, идут приставным шагом. “Воробей” пытается “вылететь” из круга; “голуби”, взявшись за руки, не пускают его.)
Воспитатель:
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
Воробей:
- Киньте крошек воробью –
Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень –
Буду петь вам целый день,
Чик-чирик!
Воспитатель: Когда кормить птиц зимой
-Птиц следует кормить в течение всего года, так как при этом пищу получат помимо обычных зимующих видов и пролетные.
Воспитатель: Чем кормить птиц зимой?
-Кормом для птиц могут быть крошки белого хлеба, зерно, семечки, остатки овощей, фруктов.
Воспитатель: Чем нельзя кормить?
Птиц нельзя кормить ржаным (черным) хлебом, мокрыми продуктами (превратятся в лед на морозе), жареными семечками.
Игра «Найди зимующих птиц».
Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах, развить памяти, внимание.
Воспитатель делит группу на команды и предлагает выбрать из набора картинок только зимующих птиц (набор картинок у каждой команды свой). Задача участников команд путем обсуждения вспомнить всех зимующих птиц, выбрать соответствующие картинки и перенести на стол своей команды. Выигрывает, тот, кто выполнит задание быстро и правильно.
-
- Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).
-
- Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.
-
- Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).
-
- Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.
-
Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?
-
- Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
-
- Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?
-
(Голубь большой, сизый, воркующий.)
-
- Какие это птицы?
-
- Почему их так называют?
Воспитатель: Дети, попробуйте вспомнить, как и о ком народе говорят, используя названия птиц. Итак, продолжите:
-
Мудрый, как… ворон.
-
Вороватый, как… сорока.
-
Вольный, как … птица.
-
Желторотый, как… птенец.
-
Зоркий, как… орел.
-
Трещать, как… сорока.
Игра-упражнение «Скажи наоборот»
У синички туловище мелкое, а у сороки-(купное)
У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый)
Ворона большая, а воробей (маленький)
Ворона малоподвижная, а синица (шустрая)
Сойка нарядная, а воробей (невзрачный)
У сороки клюв большой, а у синички- …
У синички хвост короткий, а у сороки-…
У синички лапки тонкие, а у сороки-…
Игра «Какой птички не стало?»
На доске — четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц. Воспитатель незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: - Какой птички не стало?
Упражнение «Какая птица?»
У сороки белые бока- сорока белобока,
У воробья короткие лапки-…
У синицы желтая грудь-…
У вороны толстый клюв-…
У сороки громкий голос-…
У дятла красная голова-…
Ворона мало двигается, то она какая?.......
У синицы чёрная голова, то она какая?.....
У сороки чёрный хвост, то она какая?
Подкормите птиц. А. Яшин
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Итог занятия
Вспомните, о чём мы говорили на занятии? Что мы делали на занятии? Что понравилось? О чём расскажите дома?
А сейчас пойдемте покормим птиц прилетевших на наш участок.
(Дети собираются на прогулку)
Список используемой литературы
1. Большая книга сказок. - М.: Махаон, 2006. - 416 с.
2. Кислинская, Т. Как восстановить и сохранить зрение у ребенка. - СПб.: Питер, 2010. - 128 с..
4.Шорыгина Т.А. Птицы, какие они? М.: 2008-93 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей