Технологическая карта урока по географии 6 класс "Глобус - модель Земли"
градусной сетке, её значении для решения практических задач;
о свойствах меридианов и параллелей.
Составила — учитель высшей квалификационной категории Копылова Ольга Юрьевна
УМК | География. Начальный курс 6 класс к учебнику А.А.Летягина. Предметная линия учебников «Вентана-Граф» |
Класс | 6 класс |
Тема урока | «Глобус – модель Земли» |
Тип урока | Открытие нового знания. |
Цель | Создать условия для формирования представленийо глобусе как модели Земли, градусной сетке, её значении для решения практических задач; о свойствах меридианов и параллелей. |
Задачи | |
1. Предметные |
1. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки глобуса. 2. Развивать умения называть и показывать линии параллелей и меридианов на глобусе, определять полушария по глобусу. 3. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. |
2. Метапредметные |
1. Ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. Планировать пути достижения целей под руководством учителя 3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, 4. Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5. Определять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; 6. Создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач 7. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе |
3. Личностные |
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению 2. Формирование целостного мировоззрения |
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Предметные результаты | Ресурсы урока |
1. Мотивация к учебной деятельности | 5 мин. |
Предлагает учащимся – 1. Ответить на вопросы Какова форма нашей и других планет? Всегда ли мы знали о шарообразности Земли? Кто первым это предположил?С какими географическими методами исследования Земли вы знакомы? 2. Отгадать загадку На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (глобус) Подводит под понятие глобус. Предлагает учащимся ответить на вопрос Для чего существует уменьшенная модель Земли – глобус? |
Отвечают на вопросы: Какова форма нашей и других планет? Всегда ли мы знали о шарообразности Земли? Кто первым это предположил? С какими географическими методами исследования Земли вы знакомы? Отгадывают загадку и формулируют тему урока «Глобус – модель Земли» Формулируют цель урока и ставят задачи к уроку, по изучению глобуса как источника географической информации. Знакомятся с новым методом исследования Земли моделированием. Высказывают предположения – для чего существует уменьшенная модель Земли — глобус. |
Л, Р, П, К | Глобус — модель Земли, моделирование | Презентация, глобус, учебник, тетрадь |
2. Осмысление учебных задач | 10 мин. | Предлагает учащимся -1.Прослушать сообщение по теме «Земное яблоко» (о первом глобусе созданном М. Бехаймом. 2. Предлагает рассмотреть глобусы имеющиеся в школьном кабинете географии и определить цифры. 3. Предлагает проблемную ситуацию «На каждом глобусе есть цифры, которые говорят нам о том, как точно данная модель передаёт размеры Земли, но почему же глобус это идеальный шар, а Земля нет?» | Слушают подготовленное сообщение по теме «Земное яблоко», о первом глобусе созданном немецким географом и путешественником Мартином Бехаймом. Рассматривают рисунок 61 стр. 56 учебника. Записывают в тетрадь – когда появились первые глобусы. Рассматривают глобусы. Выписывают в тетрадь масштаб школьных глобусов. 1:50000000, 1:83000000 Делают вывод о том, что глобус это уменьшенная модель Земли. Решают проблемную ситуацию и высказывают свои предположения: Земля – огромный шар, сплюснутый у полюсов. Поэтому радиус Земли от центра к экватору отличается от радиуса полярного. Разница составляет примерно 21 км. R экваториальный = 6371 км, R полярный = 6350 км. Передать данную форму на глобусах уменьшенных более чем в 50000000 раз просто невозможно. Анализируют, рассуждают. | Р, П, К | Первые глобусы Земли. | Презентация, глобус, учебник, тетрадь |
3. Открытие нового знания | 23 мин. |
Организует работу в группах с заданием Земля — «мяч в сетке «авоське». Предлагает выполнить задание (по группам): 1 группа — определить расстояние (в километрах) от Муромадо Северного полюса; 2 группа — определить расстояние от Муромадо экватора; 3 группа — определить расстояние от Муром до Южного полюса. Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. Инструктирует по заполнению таблицы «Линии градусной сетки» Консультирует. Предлагает решить задачу «Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли. Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли? Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли» Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли» Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли» Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)» |
Работаютв парах с глобусом и тетрадью. Обсуждают, вычисляют. Знакомятся слиниями географической сетки. Читают текст параграфа стр. 56 – 57. Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют задания, заполняют таблицу «Особенности линий градусной сетки». Слушают сообщение «Гринвич» Решают задачу. | Р, П, К | Градусная сетка. Параллели и меридианы. Определение направлений на глобусе. Свойства глобуса. | Презентация, глобус, учебник, тетрадь, дидактический материал |
4. Рефлексия | 5 мин. |
Предлагает обучающимся ответить на вопросы: Ребята, что нового сегодня мы узнали о глобусе Земли? Какие линии на нём мы рассмотрели? Организует рефлексию в технике «Светофор». Предлагает выбрать обучающимся тот цвет, который соответствует ощущениям, и предлагает объяснить, как работалось в группе, и как усвоили новый материал. |
Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя. | Л, Р, П, К |
Рекомендации по домашнему заданию — 2 мин. Учитель предлагает домашнее задание на выбор:
1. §15 стр. 55-57 ?1?3 стр.57
2. §15 стр. 55-57 Сколько можно провести меридианов и параллелей через наш город? Покажите на глобусе и укажите, в каких полушариях находятся:(остров Гренландия, Северный Ледовитый океан, острова Новая Зеландия,
полуостров Индостан) Обучающиеся Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник. Литертаура:
1. География. Начальный курс 6 класс к учебнику А.А.Летягина. Предметная линия учебников «Вентана-Граф»
2.Атлас География — 6 класс
3. Газета «География» http://geo. 1 september.ru
4. Gismeteo.ruhttp://www.gismeteo.ru/maps.htm
5. Журнал«National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/ 6. Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml
Технологическая карта урока по географии
Составила - учитель высшей квалификационной категории Копылова Ольга Юрьевна
УМК |
География. Начальный курс 6 класс к учебнику А.А.Летягина. Предметная линия учебников «Вентана-Граф» |
Класс |
6 класс |
Тема урока |
«Глобус – модель Земли» |
Тип урока |
Открытие нового знания. |
Цель |
Создать
условия для формирования
представлений
о глобусе как модели Земли, |
Задачи |
|
1. Предметные |
1. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки глобуса. 2. Развивать умения называть и показывать линии параллелей и меридианов на глобусе, определять полушария по глобусу. 3. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.
|
2. Метапредметные |
1. Ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. Планировать пути достижения целей под руководством учителя 3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, 4. Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5. Определять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; 6. Создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач 7. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе |
3. Личностные |
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению 2. Формирование целостного мировоззрения |
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Предметные результаты |
Ресурсы урока |
1. Мотивация к учебной деятельности |
5 мин. |
Предлагает учащимся – 1. Ответить на вопросы Какова форма нашей и других планет? Всегда ли мы знали о шарообразности Земли? Кто первым это предположил?С какими географическими методами исследования Земли вы знакомы? 2. Отгадать загадку На ноге
стоит одной, (глобус) Подводит под понятие глобус. Предлагает учащимся ответить на вопрос Для чего существует уменьшенная модель Земли – глобус? |
Отвечают на вопросы: Какова форма нашей и других планет? Всегда ли мы знали о шарообразности Земли? Кто первым это предположил? С какими географическими методами исследования Земли вы знакомы? Отгадывают загадку и формулируют тему урока «Глобус – модель Земли» Формулируют цель урока и ставят задачи к уроку, по изучению глобуса как источника географической информации. Знакомятся с новым методом исследования Земли моделированием. Высказывают предположения – для чего существует уменьшенная модель Земли - глобус. |
Л,Р,П,К |
Глобус - модель Земли, моделирование |
Презентация, глобус, учебник, тетрадь |
2. Осмысление учебных задач |
10 мин. |
Предлагает учащимся -1.Прослушать сообщение по теме «Земное яблоко» (о первом глобусе созданном М. Бехаймом. 2. Предлагает рассмотреть глобусы имеющиеся в школьном кабинете географии и определить цифры. 3. Предлагает проблемную ситуацию «На каждом глобусе есть цифры, которые говорят нам о том, как точно данная модель передаёт размеры Земли, но почему же глобус это идеальный шар, а Земля нет?» |
Слушают подготовленное сообщение по теме «Земное яблоко», о первом глобусе созданном немецким географом и путешественником Мартином Бехаймом. Рассматривают рисунок 61 стр. 56 учебника. Записывают в тетрадь – когда появились первые глобусы. Рассматривают глобусы. Выписывают в тетрадь масштаб школьных глобусов. 1:50000000, 1:83000000 Делают вывод о том, что глобус это уменьшенная модель Земли. Решают проблемную ситуацию и высказывают свои предположения: Земля – огромный шар, сплюснутый у полюсов. Поэтому радиус Земли от центра к экватору отличается от радиуса полярного. Разница составляет примерно 21 км. R экваториальный = 6371 км, R полярный = 6350 км. Передать данную форму на глобусах уменьшенных более чем в 50000000 раз просто невозможно. Анализируют, рассуждают. |
Р,П,К |
Первые глобусы Земли. |
Презентация, глобус, учебник, тетрадь |
3. Открытие нового знания |
23 мин. |
Организует работу в группах с заданием Земля — «мяч в сетке «авоське». Предлагает выполнить задание (по группам): 1 группа - определить расстояние (в километрах) от Мурома до Северного полюса; 2 группа - определить расстояние от Мурома до экватора; 3 группа - определить расстояние от Муром до Южного полюса. Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. Инструктирует по заполнению таблицы «Линии градусной сетки» Консультирует. Предлагает решить задачу «Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.
Поспорили
бурильщик-нефтяник, аквалангист,
полярник и пингвин – кто ближе к центру
Земли? |
Работают в парах с глобусом и тетрадью. Обсуждают, вычисляют. Знакомятся с линиями географической сетки. Читают текст параграфа стр. 56 – 57. Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют задания, заполняют таблицу «Особенности линий градусной сетки». Слушают сообщение «Гринвич» Решают задачу. |
Р,П,К |
Градусная сетка. Параллели и меридианы. Определение направлений на глобусе. Свойства глобуса. |
Презентация, глобус, учебник, тетрадь, дидактический материал |
4. Рефлексия |
5 мин. |
Предлагает обучающимся ответить на вопросы: Ребята, что нового сегодня мы узнали о глобусе Земли? Какие линии на нём мы рассмотрели? Организует рефлексию в технике «Светофор». Предлагает выбрать обучающимся тот цвет, который соответствует ощущениям, и предлагает объяснить, как работалось в группе, и как усвоили новый материал. |
Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя. |
Л,Р,П,К |
|
|
Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.
Рекомендации по домашнему заданию — 2 мин.
Учитель предлагает домашнее задание на выбор:
-
§15 стр. 55-57 ?1?3 стр.57
-
§15 стр. 55-57 Сколько можно провести меридианов и параллелей через наш город? Покажите на глобусе и укажите, в каких полушариях находятся: (остров Гренландия, Северный Ледовитый океан, острова Новая Зеландия,
полуостров Индостан)
Обучающиеся Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.
Литертаура:
1. География. Начальный
курс 6 класс к учебнику А.А.Летягина.
Предметная линия учебников «Вентана-Граф»
2.Атлас География - 6 класс
3. Газета «География» http://geo. 1 september.ru
4. Gismeteo.ruhttp://www.gismeteo.ru/maps.htm
5. Журнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/ 6. Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml
Приложение к технологической карте урока по географии
Сообщение
обучающегося «Земное
яблоко»
Так
называют старейший (1492г.) сохранившийся
глобус. Его создатель Мартин Бехайм,
считается первым выдающимся немецким
путешественником мирового значения.
Он родился в Нюрнберге, вероятно, 6
октября 1459 года, о годах его молодости
известно не много. Очевидно, Бехайм
получил неплохое образование, так как,
попав в 1484 году в Португалию, был принят
в высшее мореходное ведомство — «совет
математиков». Назначенный картографом,
он и сопровождал Диего Кана во втором
путешествии португальца вдоль западного
побережья Африки.
Глобус
задумывался как образец для изготовления
последующих типографским способом, а
также для побуждения купцов финансировать
экспедиции. Нюрбергский учитель
математики Рупрехт Кольбергер обтянул
глиняный шар тканью и покрыл его клеем.
Затем художник и резчик Георг Глоккендон
разрисовал его, разделив на 24 сегмента
и обозначив два полюса, взяв за основу
карту Птолемея, купленную Бехаймом в
Португалии.
Глобус
Бехайма представляет собой металлический
шар 507 мм в
диаметре, на нём обозначены Европа, Азия
и Африка, но нет Нового Света. На нём
много географических неточностей и
ошибок: Евразия представлена слишком
вытянутой, расположение Африки неточно,
нет указания широты и долготы по
современному методу, но
есть экватор, меридианы, тропики и
изображения знаков зодиака. Глобус
отражает знания европейцев об окружающем
мире на конец XV века.
«Земное яблоко» — уникальное достижение картографии позднего Средневековья, как по точности карт, так и по наглядности изображения. Глобус быстро стал одной из городских достопримечательностей и до XVI века выставлялся в приёмном зале Нюрнбергской ратуши. Затем он перешёл во владение семьи Бехаймов, а с 1907 года экспонируется в Германском национальном музее Нюрнберга.
В 18 веке
в Ленинграде появился Большой академический
глобус, который явился первым в мире
планетарием. Диаметр глобуса 3 метра,
снаружи него выполнена земная поверхность,
а внутри – звёздное небо. Планетарий
вмещает 12 человек, которые могут
осматривать вращающуюся композицию
(В Кунсткамере
экспонируется Большой Готторпский
глобус. Один из первых в мире планетариев,
он уникален по размерам и конструкции,
позволяющей внешнему глобусу с картой
земной поверхности и внутреннему
планетарию с картой звездного неба
вращаться одновременно)
Задание «Земля — «мяч в сетке «авоське».
Параллели
Рассмотрите
тонкие продольные и поперечные линии
на глобусе.
Выясните,
как они называются и для чего они
нужны.
Вы
уже знаете,
как называется линия, которая равноудалена
от полюсов и
условно
делит земной шар пополам (экватор)
Найдите
её на глобусе. Она проведена более
жирно.
Какова длина экватора? (40
тысяч км).
Экватор
делит Землю на два полушария.
Назовите
и покажите их на глобусе. (Северное
и Южное полушария)
На
глобусе есть и другие линии, которые
тоже направлены на запад .
восток.
Все они параллельны друг другу и экватору,
но меньше его по
длине
(параллели).
Покажите самую короткую параллель.
Запишите
в тетрадь «параллели
– это окружности, проведённые на глобусе
и карте параллельно экватору“
Меридианы
Эти
линии соединяют полюса Земли. Вспомним,
какие есть полюса у нашей планеты?
(Северный и Южный) Покажите их на
глобусе.
Меридианы
соединяют полюса, поэтому по форме они
– дуги
(в
отличие от параллелей, которые по форме
– окружности).
Можно ли говорить, что
все меридианы одинаковы по длине? (Да,
все меридианы одинаковы и по форме, и
по длине)
Как
выразить их длину в градусах? (180
градусов) А
в километрах? (20 000
км). Найдите
на глобусе особенный меридиан, выделенный
жирной
линией.
Прочитайте
его
название.
Сообщение обучающегося «Гринвич»
Главной
проблемой морской навигации в ХVII веке
было определение долготы в открытом
океане. Корабли терялись из-за неточностей
карт, ведь в те времена их рисовали по
звёздам. Перед учёными стояла задача
обозначения точного месторасположения
звёзд. Король Великобритании Карл II
поручил первому королевскому астроному
решить проблему наблюдений за Луной,
чтобы находить долготу местности. Было
выбрано место для новой Королевской
обсерватории и в 1675 году её организовали
в Гринвичском парке, в предместье
Лондона. В 19 веке в обсерватории стали
изучать звёзды, благодаря огромному
телескопу Гринвича учёные впервые
увидели Венеру. Вашингтонская конференция
1884 года решила принять меридиан,
проходящий через Гринвич, за точку
отсчета географической долготы. Здесь
был установлен специальный знак, к
которому ежедневно приходят толпы
туристов. Очередь здесь - с раннего утра
до позднего вечера. Ведь получается,
что ты одной ногой в прошлом - другой
уже в будущем. Такого места на планете
больше нет. Фотографируются в точке
нулевой долготы и на нулевом часовом
поясе представители всех стран мира. В
обсерватории Гринвича уже полвека не
делают научных открытий. Теперь это
только музей. Из-за смога над Лондоном
звезд почти не видно. Ученые переехали
в новую обсерваторию, а вот телескопы
оставили. Зимой морозными вечерами
туристам в Гринвиче показывают звезды
и рассказывают о Вселенной.
Через
предместье какого города проходит этот
меридиан? (Лондон)
Поэтому
у Гринвичского меридиана есть другое
название - лондонский. Его принято также
называть самым начальным, нулевым.
Нулевой
меридиан делит Землю ещё на два
полушария.
Покажите их на глобусе и
назовите, вспомнив стороны горизонта.(Западное
и Восточное полушария)
Итак,
меридианы
– это дуги, проведённые на глобусе и
карте от Северного до Южного полюса
Земли – запись
в тетради.
Ответьте,
какое понятие объединяет все параллели
и меридианы?
(градусная
сеть)
Задания
-
Какой материк Земли пересекается всеми
меридианами?
(Антарктида)
-
Какие материки расположены и в северном,
и в южном полушариях? (Африка
и Южная Америка)
-
А океаны? (Атлантический,
Тихий и Индийский)
-
Какой меридиан, являясь продолжением
нулевого, вместе с ним
делит
Землю на два равных полушария? (меридиан
1800)
-
Что такое градусная сеть? (Это
все параллели и меридианы на глобусе
или карте)
Таблица «Особенности параллелей и меридианов»
Признаки для сравнения
|
Параллели
|
Меридианы |
Направление |
С запада на восток параллельно экватору |
С севера на юг, пересекают экватор под прямым углом |
Форма |
окружности |
полуокружности |
Размеры в км. |
Различны, самая < - полюс, самая > - экватор. |
Все равны, длина дуги 1° приблизительно =111 км. |
Размеры в градусах |
Все равны - 360 ° |
Все равны-180° |
Количество |
Можно провести бесчисленное множество |
Литертаура:
1. География. Начальный
курс 6 класс к учебнику А.А.Летягина.
Предметная линия учебников «Вентана-Граф»
2.Атлас География - 6 класс
3. Газета «География» http://geo. 1 september.ru
4. Gismeteo.ruhttp://www.gismeteo.ru/maps.htm
5. Журнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/
6. Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»