Тема: Экскурсия в зимний лес
Коррекционно-развивающие: устранение дефектного произношения звука [л], автоматизация звука в речи, развитие умения выполнять звукобуквенный анализ слова, анализ предложения.
Коррекционно-воспитательные: воспитание любви к родной природе.
Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса, имеющими
фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Семенихина Людмила Владимировна, учитель-логопед МБОУ «Головчинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов», Белгородская область, Грайворонский район, с. Головчино
Тема: Экскурсия в зимний лес
Цели и задачи:
Образовательные: формирование практических умений и навыков пользоваться фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью; формирование кинестетического образа звука [л], уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные».
Коррекционно-развивающие: устранение дефектного произношения звука [л], автоматизация звука в словах, предложениях, чистоговорках, стихах; развитие дыхания, фонематического слуха, восприятия, развитие умения выполнять звукобуквенный анализ слова, анализ предложения; развитие грамматического строя речи; улучшение мелкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные: воспитание любви к родной природе; заботливости к окружающим.
Оборудование: сюжетная картина-панно «Зимний лес», предметные картинки по теме «Дикие животные нашего леса», раздаточные карточки на каждого ребенка согласно этапам занятия, игрушка-макет «Белка», корзинка с орешками, книжки-малышки, простые карандаши.
Ход:
-
Орг. момент.
- Каких животных можно встретить в зимнем лесу?
- Отгадайте загадку:
Не мышь, не птица
В лесу резвиться.
На деревьях живет
И орешки грызет?
- Догадались, кто у нас в гостях? (Появляется игрушка-белка)
-
Введение в тему:
- В слове белка, какой звук стоит третий по счету? Сколько всего звуков в слове) Давайте проверим как пишется слово. (Раздаются карточки)
-
Е
А
-
Артикуляция звука [л] по схеме-карточке:
- согласный, твердый, звонкий, язычок упирается в верхние зубы, губы сближены, воздушная струя теплая.
-
Автоматизация звука [л] в словах:
- Белка приглашает нас в зимний лес. Кто живет зимой в зимнем лесу? Кого мы можем встретить? Назовите животных, в названии которых есть звук [л] (На панно появляются картинки) – лось, волк, дятел, белка. Кто лишний? Дятел – птица.
-
Автоматизация звука [л] в чистоговорках:
- Что мы знаем о белочке? (Раздаются для чтения карточки-чистоговорки)
ЛА – ЛА – ЛА, в лесу белочка жила.
ЛО – ЛО – ЛО, на дереве дупло.
ИЛ– ИЛ – ИЛ, дятел дерево долбил.
ЛО– ЛО – ЛО, дятел выдолбил дупло.
-
Автоматизация звука [л] в словах, предложениях:
-
Что «бывает-не бывает» в лесу, узнаем, когда прочитаем. Нужно вычеркнуть лишнее слово.
ВОР-ЧИТ, СТУ-ЧИТ, ХО-ДИТ.
ПРЫ-ГА-ЕТ, ПЛА-ВА-ЕТ, СКА-ЧЕТ.
-
Исправь предложение «Так ли это?»
ЖИВЁТ В НОРЕ.
УМЕЕТ ПЛАВАТЬ.
СИЛЬНЕЕ СЛОНА.
ЖИВЁТ В РЕЧКЕ.
-
Пальчиковая гимнастика. - Кто это выглядывает из-за кустов?
Жил-был зайчик длинные ушки,
отморозил зайчик ушки на макушке.
Отморозил носик, отморозил хвостик
И попрыгал греться к ребятишкам в гости.
-
Автоматизация звука [л] в словах, предложениях: (по картинкам)
- Чьи следы это мы видим? Что можем узнать по следам? (Где живут, что делали, куда бегали?)
Лосиные следы, беличьи следы, заячьи следы …
- Чей хвост у кого? (на картинке хвосты перепутались)
У лося – заячий хвост. ( и т.д)
-
Физминутка.
Выскочил зайчик:
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Вот-так, вот-так и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Вот-так, вот-так, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать,
Вот-так, вот-так надо зайке поскакать.
Зайку кто-то испугал,зайка прыг и убежал.
-
Автоматизация звука [л] в предложениях:
- Кто еще, что делает в лесу? Работа по карточкам «Прочитай, закончи предложение». Дети делают анализ предложения: сколько слов в предложение? Записать цифру в конце предложения. Назвать слова со звуком [л].
За лисой бежал
Володя смотрел на .
долбит кору.
- Кто где живет? (раздаются сюжетные картинки) Помогите животному найти свой домик. Соедините линией домик и животное? (Медведь-берлога, волк-логово, белка-дупло, лиса-нора).
- Где живет белочка? Какое вы знаете стихотворение? (Рассказывают стихотворение сопровождая бесшумными хлопками – по слогам)
Белочка - умелочка
Хлопочет у дупла.
Белочка - умелочка
Орехов припасла.
-
Рефлексия. Как вы считаете, как вы справились со всеми заданиями? Все у вас получилось? Что не получилось?
-
Итог. Царская беличья награда – орешки из корзинки и раскраски книжки-малышки «Животные в зимнем лесу» (с картинками занятия).
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей