Среднее арифметическое нескольких чисел
Учитель математики БОУ СМР «СОШ № 5» Елесина Елена Валерьевна.
Предмет: математика Уровень образования: базовый Тема:Среднее арифметическое нескольких чисел. Базовыйучебник: И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний Участники:обучающиеся 5 класса. Цель урока:
· изучение понятие среднего арифметического чисел;
· примение его при решении задач.
Задачи:
1.1. сформировать понятие среднего арифметического нескольких чисел;
2.1. изучить правило нахождения среднего арифметического нескольких чисел;
2.2. научиться решать задачи на нахождение среднего арифметического нескольких чисел.
Ожидаемый результат:
— формирование познавательных УУД :
самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи, выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— формирование коммуникативных и личностных УУД:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
— формирование регулятивных УУД
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
3.Необходимоетехническое оборудование:Доска, мел, учебники по математике, раздаточный материал (карточки), кружочки трех цветов, смайлики.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Организационный этап
, а на следующем уроке мы выясним, где выгоднее покупать картофелю…
.
Этап урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Развиваемые (формируемые) учебные действия. |
<place w:st=«on»>I. | |||
Приветствует обучающихся, отметка присутствующих, озвучивание темы урока (презентация) |
Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест, записывают тему урока |
КоммуникативныеУмение слушать и вступать в диалог. Познавательные осознанное и произвольное построение речевого высказывания | |
IIВводная беседа. Актуализация знаний |
Обозначает место урока в изучаемом разделе. Создает эмоциональный настрой на работу. |
Устный счет Вспоминают действия с десятичными дробями. |
Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог |
IIIПостановка цели урока |
Организует работу обучающихся по решению задач. 1.Ученик получил в течение четверти следующие отметки по математике 5, 5,5,5,5… Какую четвертную отметку поставит ему учитель? 2. В течении четверти ученик получил 4,4,4,5,5, то тогда какую отметку он получить за четверть? 3. В течении четверти у ученика были отметки 5,3,4,4,3,5. какую отметку он получить за четверть? Задает наводящие вопросы: — Что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний». — Что «среднее» в математике можно найти? Предлагает озвучить тему урока. — Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Запишите тему урока Предлагает обучающимся по названию темы сформулировать вопросы к теме и озвучить цели урока (слова-помощники) |
Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в обсуждении -«Средняя температура, среднее образование, средняя цена, среднее ухо, средняя заработная плата и т.д.» -«Среднее чисел» -«Среднее чисел» Записывают тему урока в тетради. -«Что это такое?» «Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?» «Для чего применяется среднее арифметическое?» Формулируют цели урока Составляют план урока. Работа в парах. |
Познавательные Поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Регулятивные Выделение и осознание того, что уже пройдено. Формулировка темы. Постановка цели урока. |
IV.Изучение нового материала |
1. Работа над определением «среднего арифметического» Предлагает подробно обсудить решение одной из задач. Выслушивает ответы учащихся, все варианты фиксирует на доске. Подводит учащихся к формулировке определения (наводящие вопросы), составлению алгоритма нахождения среднего арифметического. Контролирует процесс работы Подводит учащихся к выводу формулы 2. Работа над определением «среднего арифметического» Организует повторение ключевых вопросов (фронтальная работа) |
Предлагают варианты решения Самостоятельно выводят определение среднего арифметического чисел. Предлагают алгоритмы. Составляют алгоритм в тетради. Выводят формулу нахождения среднего арифметического Отвечают на вопросы учителя |
Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог Регулятивные Целеполагание, выдвижение гипотез |
V. Первичное осмысление и закрепление знаний. |
Организует решение задач. Обеспечивает положительную реакцию учеников на преодоление трудностей. Задача: Давайте представим себя в роли жюри и оценим результаты во время соревнований по художественной гимнастике, если судьи выставили следующие баллы: 5,3; 4,8; 5,4 ;5,2 ;5,7. Организует проверку решения на доске |
Отрабатывают алгоритм и формулу нахождения среднего арифметического при решении задачи Осуществляют самопроверку. |
Познавательные Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости). Регулятивные Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
VI. Физпауза |
Организует физпаузу. Я предлагаю вам немного отдохнуть, Давайте выполним несколько упражнений. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Встаньте, поднимите руки вверх, в стороны, вниз. Повторите 3 раза. но не забывать о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают. -Велосипеда и мотоцикла Апельсина и лимона. -Пианино и баяна. -Холодильника и вентилятора. -Носка и чулка |
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. (Мопед.) (Грейпфрут.) (Аккордеон.) (Кондиционер.) (Гольф.) | |
VII. Закрепление изученного на решении задач |
Организует выполнение заданий из учебника: № 804; №806 Организует проверку Ребята, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки карандаши. Посмотрите внимательно, на доске представлены ответы. Проверьте соседа и отвечающих, выставите оценку карандашом в тетрадь. Предлагает рисунки с изображением людей разных профессий (врач, метеоролог, учитель, статист) Предлагает вычислить свою отметку за четверть (на листочках у каждого выписаны отметки) |
Выполняют самостоятельно упражнения. Осуществляют взаимопроверку в парах. Определяют, как люди этой профессии используют умение находит среднее арифметическое. Выполняют задание. Пробуют применять выведенный алгоритм. |
Регулятивные Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. |
VIII Подведение итогов . |
Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности обучающихся. Вспомните, какие вопросы вы задали в начале урока. |
Отвечают на вопросы |
Регулятивные Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности Коммуникативные Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна |
IXДомашнее задание, XРефлексия. |
Дает комментарий к домашнему заданию Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. Давайте откроем учебник и выберем себе то задание, которое по силам вам решить. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте п.45 на стр.211. А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую информацию: определить стоимость <metricconverter productid=«1 кг» w:st=«on»>1 кг картофеля в 3-х магазинах и вычислить среднюю стоимость | ||
Выбирают домашнее задание, записывают Всем:п.45, с 211, выучить определение По желанию: определить стоимость <metricconverter productid=«1 кг» w:st=«on»>1 кг картофеля в 3-х магазинах и вычислить среднюю стоимость |
Познавательные: рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха.
Учитель математики БОУ СМР «СОШ № 5» Елесина Елена Валерьевна.
Предмет: математика
Уровень образования: базовый
Тема: Среднее арифметическое нескольких чисел.
Базовый учебник: И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
Участники: обучающиеся 5 класса.
Цель урока:
-
изучение понятие среднего арифметического чисел;
-
примение его при решении задач.
Задачи:
-
сформировать понятие среднего арифметического нескольких чисел;
-
изучить правило нахождения среднего арифметического нескольких чисел;
-
научиться решать задачи на нахождение среднего арифметического нескольких чисел.
Ожидаемый результат:
- формирование познавательных УУД :
самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи, выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- формирование коммуникативных и личностных УУД:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- формирование регулятивных УУД
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
3.Необходимое техническое оборудование: Доска, мел, учебники по математике, раздаточный материал (карточки), кружочки трех цветов, смайлики.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) |
Деятельность учителя |
Планируемая деятельность учащихся |
Развиваемые (формируемые) учебные действия. |
I. Организационный этап |
Приветствует обучающихся, отметка присутствующих, озвучивание темы урока (презентация) |
Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест, записывают тему урока |
Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог. Познавательные осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
II Вводная беседа. Актуализация знаний |
Обозначает место урока в изучаемом разделе. Создает эмоциональный настрой на работу. |
Устный счет Вспоминают действия с десятичными дробями. |
Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог |
III Постановка цели урока |
Организует работу обучающихся по решению задач. 1.Ученик получил в течение четверти следующие отметки по математике 5, 5,5,5,5.. Какую четвертную отметку поставит ему учитель? 2. В течении четверти ученик получил 4,4,4,5,5,то тогда какую отметку он получить за четверть? 3. В течении четверти у ученика были отметки 5,3,4,4,3,5. какую отметку он получить за четверть? Задает наводящие вопросы: - Что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний». - Что «среднее» в математике можно найти? Предлагает озвучить тему урока. - Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Запишите тему урока Предлагает обучающимся по названию темы сформулировать вопросы к теме и озвучить цели урока (слова-помощники) |
Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в обсуждении -«Средняя температура, среднее образование, средняя цена, среднее ухо, средняя заработная плата и т.д.» -«Среднее чисел» -«Среднее чисел» Записывают тему урока в тетради. -«Что это такое?» «Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?» «Для чего применяется среднее арифметическое?» Формулируют цели урока Составляют план урока. Работа в парах. |
Познавательные Поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Регулятивные Выделение и осознание того, что уже пройдено. Формулировка темы. Постановка цели урока. |
IV. Изучение нового материала |
1. Работа над определением «среднего арифметического» Предлагает подробно обсудить решение одной из задач. Выслушивает ответы учащихся, все варианты фиксирует на доске. Подводит учащихся к формулировке определения (наводящие вопросы), составлению алгоритма нахождения среднего арифметического. Контролирует процесс работы Подводит учащихся к выводу формулы 2. Работа над определением «среднего арифметического»
Организует повторение ключевых вопросов (фронтальная работа) |
Предлагают варианты решения Самостоятельно выводят определение среднего арифметического чисел. Предлагают алгоритмы. Составляют алгоритм в тетради. Выводят формулу нахождения среднего арифметического Отвечают на вопросы учителя |
Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог Регулятивные Целеполагание, выдвижение гипотез |
V. Первичное осмысление и закрепление знаний. |
Организует решение задач. Обеспечивает положительную реакцию учеников на преодоление трудностей. Задача: Давайте представим себя в роли жюри и оценим результаты во время соревнований по художественной гимнастике, если судьи выставили следующие баллы: 5,3; 4,8 ; 5,4 ;5,2 ;5,7. Организует проверку решения на доске |
Отрабатывают алгоритм и формулу нахождения среднего арифметического при решении задачи Осуществляют самопроверку. |
Познавательные Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости). Регулятивные Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
VI. Физпауза |
Организует физпаузу. Я предлагаю вам немного отдохнуть, Давайте выполним несколько упражнений. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Встаньте, поднимите руки вверх, в стороны, вниз. Повторите 3 раза. но не забывать о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают. -Велосипеда и мотоцикла Апельсина и лимона. -Пианино и баяна. -Холодильника и вентилятора. -Носка и чулка |
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. (Мопед.) (Грейпфрут.) (Аккордеон.) (Кондиционер.) (Гольф.) |
|
VII. Закрепление изученного на решении задач |
Организует выполнение заданий из учебника: № 804; №806 Организует проверку Ребята, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки карандаши. Посмотрите внимательно, на доске представлены ответы. Проверьте соседа и отвечающих, выставите оценку карандашом в тетрадь. Предлагает рисунки с изображением людей разных профессий (врач, метеоролог, учитель, статист) Предлагает вычислить свою отметку за четверть (на листочках у каждого выписаны отметки) |
Выполняют самостоятельно упражнения. Осуществляют взаимопроверку в парах. Определяют, как люди этой профессии используют умение находит среднее арифметическое. Выполняют задание. Пробуют применять выведенный алгоритм. |
Регулятивные Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. |
VIII Подведение итогов . |
Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности обучающихся. Вспомните, какие вопросы вы задали в начале урока. |
Отвечают на вопросы |
Регулятивные Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности Коммуникативные Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна |
IX Домашнее задание, X Рефлексия. |
Дает комментарий к домашнему заданию Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. Давайте откроем учебник и выберем себе то задание, которое по силам вам решить. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте п.45 на стр.211. А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую информацию: определить стоимость 1 кг картофеля в 3-х магазинах и вычислить среднюю стоимость, а на следующем уроке мы выясним, где выгоднее покупать картофелю.. |
Выбирают домашнее задание, записывают Всем: п.45, с 211, выучить определение По желанию: определить стоимость 1 кг картофеля в 3-х магазинах и вычислить среднюю стоимость . |
Коммуникативные: аргументация своего мнения. Познавательные: рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха. |
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»