Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода
Краткое описание
Обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное».
Описание
Урок – соревнование по теме «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода».
Класс: 6 «б», коррекционная школа VIII вида.
Учитель: Мартынова Наталья Анатольевна
Цель: обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное».
Задачи: совершенствовать умение учащихся писать безударные окончания
прилагательных мужского и среднего рода;
развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
воспитывать положительную мотивацию к уроку.
Подготовка к уроку: класс делится на две команды; из цветной бумаги лепестки
цветика-семицветика, карточки с заданиями.
Ход урока I.Организационный момент.
II. Основная часть.
Конкурс 1. «Цветик – семицветик» (конкурс капитанов)
(на доске в виде цветка прикреплены лепестки разного цвета, с обратной стороны записаны вопросы).
— К доске выйдут капитаны команд, будут выбирать лепесток, снимая его, читать вопрос, отвечать на него. Команда имеет право помочь, но только в том случае, если капитан не смог ответить сам. Но тогда зарабатывается только 0,5 балла вместо одного.
1. Имя прилагательное обозначает …… и отвечает на вопросы …, …, … .
2. Имя прилагательное изменяется по … и по … .
3. В предложениях оно связано с … .
4. Прилагательные мужского рода в И.п. имеют окончания … .
5. Прилагательные женского рода в И.п. имеют окончания … .
6. Прилагательные среднего рода в И.п. имеют окончания … .
7. Прилагательные во множественном числе в И.п. имеют окончания … .
Дополнительно вопрос для капитана, которому досталось только 3 лепестка:
8. Прилагательные мужского и среднего рода в Р.п. имеют окончания …. .
Конкурс 2. «Предмет – признак».
— Этот конкурс проведем в виде эстафеты. Каждая команда получает карточку с именами существительными (по количеству игроков). Каждый игрок образует от существительного однокоренные прилагательные и записывает его справа, после чего передает карточку следующему игроку.
Закончив работу, передаете свою карточку мне.
Каждый правильный ответ – 1 балл.
Карточка 1.
Длина — …. Картон — ….
Туман — … Вкус — ….
Скука — … Место — …
Капуста — … Осень — ….
Грусть — … Старина — …
Карточка 2.
Удача — …. Река — …
Сенокос — …. Огурец — …
Известие — … Молоко — …
Радость — … Пламя — …
Ясность — … Век — ….
Конкурс 3. «Знатоки имен прилагательных».
— По два человека от каждой команды садятся отдельно и письменно склоняют словосочетания: зимний вечер и дальнее озеро.
Остальные выполняют упражнение 6 страница 205 (в команде можно совещаться во время работы). Затем учитель выбирает по две работы и проверяет их.
Конкурс 4. Объяснялки.
— Прочитайте словосочетания, объясните их значение, подберите к ним противоположные.
Карточка 1.
Свежий хлеб, свежий ветер, свежая рубашка, свежая газета
(Свежий хлеб – черствый,
свежий ветер – теплый,
свежая рубашка – грязная,
свежая газета – старая).
Карточка 2.
Глухой лес, глухой звук, глухой человек, глухой ворот (у рубашки)
(Глухой лес – редкий,
глухой звук – четкий, звонкий,
глухой человек – слышащий,
глухой ворот – свободный).
Конкурс 5. «Узнай падеж прилагательного».
Словосочетания написаны на доске, участники команд выходят по очереди и указывают падеж прилагательного.
По летнему солнцу на высоком кургане
к младшему брату в синем море
на высоком дереве за дальним озером
из дальнего города к крайнему окну
с верным другом с маленьким щенком
под ореховым кустом до позднего часа
с ясного неба под голубым небом
о гусином пере с высокого здания
Конкурс 6. «Составь предложение».
— Сейчас я вам дам 5 минут на выполнение этого задания. Вы должны составить и записать предложения с данными словосочетаниями. Затем выбрать самые удачные и представить классу:
От быстр… бега
К высок… дубу
После коротк… отдыха
Легк… шагом
Под зимн… солнцем.
Конкурс 7. «Смотр знаний».
— Откройте упражнение 289 страница 174. Спишите текст, вставив пропущенные окончания прилагательных. Укажите род и падеж имен прилагательных. Выделите окончания в них.
(Условие: все работают самостоятельно, без подсказок).
Учитель собирает тетради с выполненным заданием, проверяет его, делает выводы о том, как усвоена тема учащимися. Пока ученики выполняют упражнение, учитель подсчитывает баллы за предыдущие шесть конкурсов. В конце урока объявляет итоги урока – конкурса).
Класс: 6 «б», коррекционная школа VIII вида.
Учитель: Мартынова Наталья Анатольевна
Цель: обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное».
Задачи: совершенствовать умение учащихся писать безударные окончания
прилагательных мужского и среднего рода;
развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
воспитывать положительную мотивацию к уроку.
Подготовка к уроку: класс делится на две команды; из цветной бумаги лепестки
цветика-семицветика, карточки с заданиями.
Ход урока I.Организационный момент.
II. Основная часть.
Конкурс 1. «Цветик – семицветик» (конкурс капитанов)
(на доске в виде цветка прикреплены лепестки разного цвета, с обратной стороны записаны вопросы).
— К доске выйдут капитаны команд, будут выбирать лепесток, снимая его, читать вопрос, отвечать на него. Команда имеет право помочь, но только в том случае, если капитан не смог ответить сам. Но тогда зарабатывается только 0,5 балла вместо одного.
1. Имя прилагательное обозначает …… и отвечает на вопросы …, …, … .
2. Имя прилагательное изменяется по … и по … .
3. В предложениях оно связано с … .
4. Прилагательные мужского рода в И.п. имеют окончания … .
5. Прилагательные женского рода в И.п. имеют окончания … .
6. Прилагательные среднего рода в И.п. имеют окончания … .
7. Прилагательные во множественном числе в И.п. имеют окончания … .
Дополнительно вопрос для капитана, которому досталось только 3 лепестка:
8. Прилагательные мужского и среднего рода в Р.п. имеют окончания …. .
Конкурс 2. «Предмет – признак».
— Этот конкурс проведем в виде эстафеты. Каждая команда получает карточку с именами существительными (по количеству игроков). Каждый игрок образует от существительного однокоренные прилагательные и записывает его справа, после чего передает карточку следующему игроку.
Закончив работу, передаете свою карточку мне.
Каждый правильный ответ – 1 балл.
Карточка 1.
Длина — …. Картон — ….
Туман — … Вкус — ….
Скука — … Место — …
Капуста — … Осень — ….
Грусть — … Старина — …
Карточка 2.
Удача — …. Река — …
Сенокос — …. Огурец — …
Известие — … Молоко — …
Радость — … Пламя — …
Ясность — … Век — ….
Конкурс 3. «Знатоки имен прилагательных».
— По два человека от каждой команды садятся отдельно и письменно склоняют словосочетания: зимний вечер и дальнее озеро.
Остальные выполняют упражнение 6 страница 205 (в команде можно совещаться во время работы). Затем учитель выбирает по две работы и проверяет их.
Конкурс 4. Объяснялки.
— Прочитайте словосочетания, объясните их значение, подберите к ним противоположные.
Карточка 1.
Свежий хлеб, свежий ветер, свежая рубашка, свежая газета
(Свежий хлеб – черствый,
свежий ветер – теплый,
свежая рубашка – грязная,
свежая газета – старая).
Карточка 2.
Глухой лес, глухой звук, глухой человек, глухой ворот (у рубашки)
(Глухой лес – редкий,
глухой звук – четкий, звонкий,
глухой человек – слышащий,
глухой ворот – свободный).
Конкурс 5. «Узнай падеж прилагательного».
Словосочетания написаны на доске, участники команд выходят по очереди и указывают падеж прилагательного.
По летнему солнцу на высоком кургане
к младшему брату в синем море
на высоком дереве за дальним озером
из дальнего города к крайнему окну
с верным другом с маленьким щенком
под ореховым кустом до позднего часа
с ясного неба под голубым небом
о гусином пере с высокого здания
Конкурс 6. «Составь предложение».
— Сейчас я вам дам 5 минут на выполнение этого задания. Вы должны составить и записать предложения с данными словосочетаниями. Затем выбрать самые удачные и представить классу:
От быстр… бега
К высок… дубу
После коротк… отдыха
Легк… шагом
Под зимн… солнцем.
Конкурс 7. «Смотр знаний».
— Откройте упражнение 289 страница 174. Спишите текст, вставив пропущенные окончания прилагательных. Укажите род и падеж имен прилагательных. Выделите окончания в них.
(Условие: все работают самостоятельно, без подсказок).
Учитель собирает тетради с выполненным заданием, проверяет его, делает выводы о том, как усвоена тема учащимися. Пока ученики выполняют упражнение, учитель подсчитывает баллы за предыдущие шесть конкурсов. В конце урока объявляет итоги урока – конкурса).
Размещено в
разделе:
Специальное ОУ VII-VIII видов
Учитель
Дидактические материалы
Русский язык
6 класс
18 октября 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»