Вопросы развития и коррекции речи дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий
Бубнова А.А., учитель-логопед Кондрашова Н.Г., заместитель заведующегоХалаим Е.В., воспитатель
пгт.Фёдоровский ХМАО -Югра, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Белочка» В последние годы отмечается стабильно высокий уровень заболеваемости детей и увеличение количества дошкольников с нарушениями речевого развития. Решение данной проблемы видится во внедрении здоровьесберегающих технологий, использование которых в образовательном и коррекционно – развивающем процессе идёт на пользу здоровья детей [2, стр.32]. Целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение дошкольнику возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых представлений, умений и навыков в области здорового образа жизни, обучение использованию полученных представлений в повседневной жизни. Поэтому в образовательном учреждении получила широкое применение здоровьесберегающая практика: элементы психогимнастики; закаливающие процедуры; точечный самомассаж; релаксационные упражнения; ритмическая гимнастика и логоритмика; двигательные упражнения статического и динамического характера; игры малой подвижности с речью, подвижные игры; дыхательные упражнения, пальчиковые игры; артикуляционные игровые упражнения. Познавательно — речевое развитие дошкольников является приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения. Работа по данному направлению осуществляется комплексно, ежедневно, с участием медицинских и педагогических работников: воспитателей, учителей – логопедов, педагога — психолога, инструктора по физической культуре, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей. Так как дыхание входит в сложную речевую систему, особое внимание уделяется нами развитию физиологического и речевого дыхания. Роль речевого дыхания важна в начале работы по преодолению несовершенств детской речи, на этапе постановки звуков, голосоподачи и голосоведения. Нарушением функции речевого дыхания считается подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе или укороченность выдоха, большой вдох, учащенность дыхания, неумение делать незаметный для окружающих вдох. Существуют общепринятые методики тренировки дыхательных мышц и регулирования работы дыхательного центра (А.Г.Ипполитова, Е.Л.Пеллингер, А.Н.Стрельникова). Стабильный уровень заболеваемости и речевых нарушений обусловили необходимость упростить существующие методики для дошкольного возраста. Для решения данных задач в дошкольном учреждении используется стандартное и нетрадиционное оборудование, пособия, изготовленные руками педагогов и родителей воспитанников. Это разноцветные султанчики, подвесные конструкции сюжетных игрушек из мягкого конструктора, мобили, массажные коврики, сухие бассейны, пособия из бумаги, ткани, бросового материала. Данные виды пособий и оборудования входят в предметно-развивающую среду логопедического пункта, групповых комнат, кабинета педагога-психолога, музыкального зала и кабинета музыкального руководителя, физкультурного зала и применяются в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Отдельные виды игровых пособий для развития речевого дыхания используются воспитателями и учителями – логопедами, педагогами дополнительного образования познавательно-речевого центра и Центра детского экспериментирования, при проведении непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Коммуникация», «Познание», «Чтение детям художественной литературы», в совместной с воспитателем и самостоятельной игровой деятельности детей. С целью формирования правильного неречевого дыхания, в процессе игр «Футболисты», «Султанчик», «Послушный ветерок», «Буря», «Бабочка, лети!» проводится работа по формированию длительного плавного и целенаправленного ротового выдоха. С целью развития диафрагмально-релаксационного типа дыхания используются специальные игровые упражнения, укрепляющие мышцы и позвоночник, способствующие улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания: в упражнениях «Мы – медузы», «Шарик», «Куколка моя» дети учатся выполнению движений напряжения и расслабления. Используя игровые обучающие ситуации «Повтори», «Не ошибись!», «Отгадай, кто позвал?», «Называй, не отставай!», проводится работа по развитию речевого дыхания. Начиная с произношения гласного звука на выдохе, шепотом, постепенно дети переходят к произношению на одном выдохе одного свистящего или шипящего звука, позже – одного, двух, трёх слогов. Так дошкольники подводятся к упражнениям по произношению на одном выдохе одного слова, двух – трёх слов, к рассказыванию чистоговорок, поговорок, стихотворений, с соблюдением логических пауз. Вводя в практику работы педагогов элементы здоровьесберегающих технологий, физиологическое дыхание рассматривается нами как один из факторов здоровьесбережения, а речевое дыхание выступает основой для формирования устной речи [3, стр.16]. Организуя работу по преодолению недостатков речевого развития, а в частности, нарушений звукопроизношения, педагогами детского сада используются в работе логоритмические упражнения, артикуляционная и зрительная гимнастика, упражнения на релаксацию. Так, в физкультминутки включаются профилактические упражнения для глаз «Пчёлка», «Муха» — следить за воображаемым насекомым глазами, «Раскрашивание», «Буратино» — с закрытыми глазами представить перед собой большой белый экран, мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом, закончить раскрашивание самым любимым цветом. В структуру непосредственно образовательной деятельности, проводимой с детьми, включены физкультурные минутки с речью и элементами зрительной гимнастики: вертикальные движения глаз вверх-вниз, горизонтальные вправо-влево; вращение глазами по часовой стрелке и против; представление всех цветов радуги с закрытыми глазами; мысленное рисование с движением глаз по окружности, ломаной, спирали. Творческое использование опыта З.А. Репиной, А.В. Доросинской по формированию артикуляционного праксиса звуков в играх способствует овладению детьми правильными артикуляторными позами, координации речи с движениями, правильному положению тела. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки, игровые обучающие ситуации «Внимательные дети», «Вверх рука и вниз рука», «Будь внимателен!», «Повторяй, не зевай» [1, стр.18]. Анализируя научно-методическую литературу, можно констатировать, что в настоящее время известно около тысячи биологически активных точек на ухе, поэтому, выполняя его точечный самомассаж, можно благотворно воздействовать на весь организм ребёнка. Упражнения с детьми выполняются до или после непосредственно образовательной деятельности, включаются игровые упражнения с элементами точечного самомассажа в комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна (лёгкое потягивание за мочку уха сверху вниз; потягивание ушной раковины вверх; круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против). Осуществление идеи организации здоровьесберегающего образовательного процесса приводит к необходимости ежедневного использования динамических пауз. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением психофизического здоровья детей и педагогов [2, стр.32]. Общеизвестно, что здоровье дошкольника определяется его исходным состоянием на момент поступления в образовательное учреждение, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: дозировка нагрузки, сочетание видов деятельности с учётом работоспособности детей, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещённость, чистота), благоприятный эмоциональный настрой, проведение физкультминуток и динамических пауз, игр малой подвижности, пальчиковой и зрительной гимнастики на всех формах организации непосредственно образовательной деятельности. Таким образом, цель здоровьесберегающих технологий в процессе развития и коррекции речи современных дошкольников видится в обеспечении детям возможности сохранения здоровья, в формировании представлений о здоровом образе жизни, использовании полученных представлений. Список используемой литературы 1. Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н., Шинкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. — М.: Знание, 2008.-114с. 2. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии рече-вой деятельности дошкольников. — М.: Дрофа, 2009.-236 с. 3. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения. – М.: ВЛАДОС, 2008.-114 с.
Вопросы развития и коррекции речи дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий
Бубнова А.А., учитель-логопед
Кондрашова Н.Г., заместитель заведующего
Халаим Е.В., воспитатель
пгт.Фёдоровский ХМАО -Югра,
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Белочка»
В последние годы отмечается стабильно высокий уровень заболеваемости детей и увеличение количества дошкольников с нарушениями речевого развития. Решение данной проблемы видится во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, использование которых в образовательном и коррекционно – развивающем процессе идёт на пользу здоровья детей. Целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение дошкольнику возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых представлений, умений и навыков в области здорового образа жизни, обучение использованию полученных представлений в повседневной жизни. Поэтому в образовательном учреждении получила широкое применение здоровьесберегающая практика: элементы психогимнастики; закаливающие процедуры; точечный самомассаж; релаксационные упражнения; ритмическая гимнастика и логоритмика; двигательные упражнения статического и динамического характера; игры малой подвижности с речью, подвижные игры; дыхательные упражнения, пальчиковые игры; артикуляционные игровые упражнения. Познавательно - речевое развитие дошкольников является приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения. Работа по данному направлению осуществляется комплексно, ежедневно, с участием меди-цинских и педагогических работников: воспитателей, учителей – логопедов, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей.
Так как дыхание входит в сложную речевую систему, особое внимание уделяется нами развитию физиологического и речевого дыхания. Роль речевого дыхания важна в начале работы по преодолению несовершенств детской речи, на этапе постановки звуков, голосоподачи и голосоведения. Нарушением функции речевого дыхания считается подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе или укороченность выдоха, большой вдох, учащенность дыхания, неумение делать незаметный для окружающих вдох. Существуют общепринятые методики тренировки дыхательных мышц и регулирования работы дыхательного центра (А.Г.Ипполитова, Е.Л.Пеллингер, А.Н.Стрельникова). Стабильный уровень заболеваемости и речевых нарушений обусловили необходимость упростить существующие методики для дошкольного возраста. Для решения данных задач в дошкольном учреждении используется стандартное и нетрадиционное оборудование, пособия, изготовленные руками педагогов и родителей воспитанников. Это разноцветные султанчики, подвесные конструкции сюжетных игрушек из мягкого конструктора, мобили, массажные коврики, сухие бассейны, пособия из бумаги, ткани, бросового материала. Данные виды пособий и оборудования входят в предметно-развивающую среду логопедического пункта, групповых комнат, кабинета педагога-психолога, музыкального зала и кабинета музыкального руководителя, физкультурного зала и применяются в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Отдельные виды игровых пособий для развития речевого дыхания используются воспитателями и учителями – логопедами, педагогами дополнительного образования познавательно-речевого центра и Центра детского экспериментирования, при проведении непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Коммуникация», «Познание», «Чтение детям художественной литературы», в совместной с воспитателем и самостоятельной игровой деятельности детей.
С целью формирования правильного неречевого дыхания, в процессе игр «Футболисты», «Султанчик», «Послушный ветерок», «Буря», «Бабочка, ле-ти!» проводится работа по формированию длительного плавного и целенаправленного ротового выдоха. С целью развития диафрагмально-релаксационного типа дыхания используются специальные игровые упражнения, укрепляющие мышцы и позвоночник, способствующие улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания: в упражнениях «Мы – медузы», «Шарик», «Куколка моя» дети учатся выполнению движений напряжения и расслабления. Используя игровые обучающие ситуации «Повтори», «Не ошибись!», «Отгадай, кто позвал?», «Называй, не отставай!», проводится работа по развитию речевого дыхания. Начиная с произношения гласного звука на выдохе, шепотом, постепенно дети переходят к произношению на одном выдохе одного свистящего или шипящего звука, позже – одного, двух, трёх слогов. Так дошкольники подводятся к упражнениям по произношению на одном выдохе одного слова, двух – трёх слов, к рассказыванию чистоговорок, поговорок, стихотворений, с соблюдением логических пауз. Вводя в практику работы педагогов элементы здоровьесберегающих технологий, физиологическое дыхание рассматривается нами как один из факторов здоровьесбережения, а речевое дыхание выступает основой для формирования устной речи.
Организуя работу по преодолению недостатков речевого развития, а в частности, нарушений звукопроизношения, педагогами детского сада используются в работе логоритмические упражнения, артикуляционная и зрительная гимнастика, упражнения на релаксацию. Так, в физкультминутки включаются профилактические упражнения для глаз «Пчёлка», «Муха» - следить за воображаемым насекомым глазами, «Раскрашивание», «Буратино» - с закрытыми глазами представить перед собой большой белый экран, мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом, закончить раскрашивание самым любимым цветом. В структуру непосредственно образовательной деятельности, проводимой с детьми, включены физкультурные минутки с речью и элементами зрительной гимнастики: вертикальные движения глаз вверх-вниз, горизонтальные вправо-влево; вращение глазами по часовой стрелке и против; представление всех цветов радуги с закрытыми глазами; мысленное рисование с движением глаз по окружности, ломаной, спирали.
Творческое использование опыта З.А. Репиной, А.В. Доросинской по формированию артикуляционного праксиса звуков в играх способствует овладению детьми правильными артикуляторными позами, координации речи с движениями, правильному положению тела. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки, игровые обучающие ситуации «Внимательные дети», «Вверх рука и вниз рука», «Будь внимателен!», «Повторяй, не зевай».
Анализируя научно-методическую литературу, можно констатировать, что в настоящее время известно около тысячи биологически активных точек на ухе, поэтому, выполняя его точечный самомассаж, можно благотворно воздействовать на весь организм ребёнка. Упражнения с детьми выполняются до или после непосредственно образовательной деятельности, включаются игровые упражнения с элементами точечного самомассажа в комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна (лёгкое потягивание за мочку уха сверху вниз; потягивание ушной раковины вверх; круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против). Осуществление идеи организации здоровьесберегающего образовательного процесса приводит к необходимости ежедневного использования динамических пауз. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением психофизического здоровья детей и педагогов.
Общеизвестно, что здоровье дошкольника определяется его исходным со-стоянием на момент поступления в образовательное учреждение, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: дозировка нагрузки, сочетание видов деятельности с учётом работоспособности детей, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещённость, чистота), благоприятный эмоциональный настрой, проведение физкультминуток и динамических пауз, игр малой подвижности, пальчиковой и зрительной гимнастики на всех формах организации непосредственно образовательной деятельности. Таким образом, цель здоровьесберегающих технологий в процессе развития и коррекции речи современных дошкольников видится в обеспечении детям возможности сохранения здоровья, в формировании представлений о здоровом образе жизни, использовании полученных представлений.
Список используемой литературы
1. Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н., Шинкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. - М.:Знание, 2008.
2. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии рече-вой деятельности дошкольников. - М.: Дрофа, 2009.
3. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения. – М.: ВЛАДОС, 2008.
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»