Ф.М.Достоевский. Тема милосердия в святочном рассказе «Мальчик у Христа на Ёлке»
Выявить идейно-художественное содержанием;
Ф.М.Достоевский. Тема милосердия в святочном рассказе «Мальчик у Христа на Ёлке»
Автор: учитель русского языка и литературы Ведерникова Л.Ф. Муниципальное автономное образовательное учреждение « Миасская средняя общеобразовательная школа №20» г.Миасс
Конспект урока литературы в 6 классе по учебнику под редакцией В.Я Коровиной, Литература 6 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.П. Полухина и др.– 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012г. по теме: Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке».
Цели урока:
Учебная — знакомство с жизнью и творчеством Ф. М. Достоевского, с жанром святочного (рождественского) рассказа;
Развивающая — уметь анализировать произведение, составлять характеристику героя, проследить, как система художественных средств соответствует авторскому замыслу;
Воспитательная — воспитывать милосердие, веру, сострадание, нравственность, уважение и любовь к людям, воспитывать нравственность и эстетику через приобщение к классической литературе и классической музыке.
—
Ход урока:
I этап. Постановка цели.
Сегодня на уроке мы будем вместе с Фёдором Михайловичем Достоевским говорить о Боге, о страдании, о милосердии. В жизни детям приходится сталкиваться со многими проблемами: сиротством, холодом. голодом. одиночеством. Эти испытания могут быть настолько трудными, что
ребёнок превращается в дикое существо или погибает.
Сегодня мы познакомимся с творчеством « взрослого»писателя Фёдором Михайловичем Достоевским;
Познакомимся с новым жанром, который называется «Святочный рассказ»
Ознакомимся с содержанием рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»
-.
II этап. Теоретические сведения.
-Что мы называем рассказом?( это описание одного случая)
-Рассказы бывают разные.
Рассказы Святочный(рождественский) -Святки-дни от праздника Рождества Христова до Крещения(святые дни) в эти дни хочется верить в чудо. В сюжете святочного рассказа всегда есть чудо. Самая трудная ситуация изменяется к лучшему, а финал счастливый.
III этап. Словарная работа.
-Расскажите, кто такой Иисус Христос и почему его называют спасителем?(Сын божий. Он пришёл на Землю, чтобы спасти погибающих людей, страдал за них. )
-Милосердие- сердоболие, сочувствие, желание делать добро
Халатник-тот, кто ходит в халате;
-романист — писатель романов;
-нары — широкая полка из досок вместо кровати;
-ревматизм-простудная ломота в мышцах, суставах
--« во время самарского голода»(в 1871873гг самарское крестьянство голодало из-за нищеты и неурожая
-чухонка-петербургское насмешливое прозвание финнов.
IV этап: История создания рассказа
На улицах Петербурга Достоевский часто встречал маленьких беспризорных мальчиков, просящих милостыню. О не мог спокойно видеть, как во время рождественских праздников одни дети весёлые и нарядные кружили вокруг украшенных ёлок, а другие в лютый мороз шли на улицу с ручкой за подаянием.
26 декабря 1875г Достоевский с дочерью посетил рождественскую ёлку и детский бал в петербургском клубе художников, а на следующий день побывал в колонии для маленьких преступников. В те дни его внимание на улице привлекла фигура нищего мальчика, просившего милостыню. Вянваре1876г он написал рассказ.
V этап. Чтение рассказа учителем.
VI этап. Аналитическая беседа.
Грустный, конечно, рассказ. Но давайте поговорим о нём:
— Какие признаки святочного рассказа вы здесь видите?(есть чудо…)
— Какие образы вы здесь видите?
— Эти образы характерны для святочного рассказа?
— Давайте определим главного героя рассказа?
-Кого автор называет «диким существом»?
-Как мальчик превратился в дикое существо?
-Что страшнее умереть или превратиться в дикое существо?
-Среди людей кто-нибудь проявил к нему милосердие?
-Можно ли назвать счастливым финал?
— Почему автор не называет нам имени мальчика?
— Кто же виноват в смерти мальчика?
— А как вы считаете, мальчик был счастлив?
— А после смерти он может обрести счастье?
VII этап. Обобщение по теме:
Давайте сделаем вывод: счастье — это доброта, мама, ёлка, герой получает его не на земле, После смерти мальчик обретает всё, чего не хватало ему в действительности!
VIII этап. Письменная работа:Написать отзыв об этом рассказе.
[Своё впечатление, мнение о прочитанном произведении, достоинства или недостатки этого произведения, и т.д.]
Для написания отзыва можно использовать небольшой план:
· 1. Какие чувства у вас вызвал этот рассказ?
· 2. Какие герои и события вам понравились?
· 3. Что не понравилось?
· 4. Хотели бы вы почитать другие святочные рассказы?
IX этап: Д/З., дописать отзыв.
Конспект урока литературы в 6 классе
Ф.М.Достоевский. Тема милосердия в святочном рассказе «Мальчик у Христа на Ёлке»
Автор: учитель русского языка и литературы Ведерникова Л.Ф. Муниципальное автономное образовательное учреждение « Миасская средняя общеобразовательная школа №20» г .Миасс
Конспект урока литературы в 6 классе по учебнику под редакцией В.Я Коровиной, Литература 6 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.П. Полухина и др.– 16-е изд. – М. : Просвещение, 2012г. по теме: Ф.М.Достоевский "Мальчик у Христа на ёлке".
Цели урока:
Учебная — знакомство с жизнью и творчеством Ф. М. Достоевского, с жанром святочного (рождественского) рассказа;
Развивающая — уметь анализировать произведение, составлять характеристику героя, проследить, как система художественных средств соответствует авторскому замыслу;
Воспитательная — воспитывать милосердие, веру, сострадание, нравственность, уважение и любовь к людям, воспитывать нравственность и эстетику через приобщение к классической литературе и классической музыке.
-
Ход урока:
I этап. Постановка цели.
Сегодня на уроке мы будем вместе с Фёдором Михайловичем Достоевским говорить о Боге, о страдании, о милосердии. В жизни детям приходится сталкиваться со многими проблемами: сиротством, холодом. голодом. одиночеством. Эти испытания могут быть настолько трудными, что
ребёнок превращается в дикое существо или погибает.
Сегодня мы познакомимся с творчеством « взрослого»писателя Фёдором Михайловичем Достоевским;
Познакомимся с новым жанром, который называется «Святочный рассказ»
Ознакомимся с содержанием рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»
-.
II этап. Теоретические сведения.
-Что мы называем рассказом?( это описание одного случая)
-Рассказы бывают разные.
Рассказы
Святочный(рождественский)
-Святки-дни от праздника Рождества Христова до Крещения(святые дни) в эти дни хочется верить в чудо. В сюжете святочного рассказа всегда есть чудо. Самая трудная ситуация изменяется к лучшему, а финал счастливый.
III этап. Словарная работа.
-Расскажите, кто такой Иисус Христос и почему его называют спасителем?(Сын божий. Он пришёл на Землю, чтобы спасти погибающих людей, страдал за них. )
-Милосердие- сердоболие, сочувствие, желание делать добро
Халатник- тот ,кто ходит в халате;
-романист- писатель романов;
-нары- широкая полка из досок вместо кровати;
-ревматизм-простудная ломота в мышцах,суставах
--« во время самарского голода»(в 1871873гг самарское крестьянство голодало из-за нищеты и неурожая
-чухонка-петербургское насмешливое прозвание финнов.
IV этап: История создания рассказа
На улицах Петербурга Достоевский часто встречал маленьких беспризорных мальчиков, просящих милостыню. О не мог спокойно видеть, как во время рождественских праздников одни дети весёлые и нарядные кружили вокруг украшенных ёлок, а другие в лютый мороз шли на улицу с ручкой за подаянием.
26 декабря 1875г Достоевский с дочерью посетил рождественскую ёлку и детский бал в петербургском клубе художников, а на следующий день побывал в колонии для маленьких преступников. В те дни его внимание на улице привлекла фигура нищего мальчика, просившего милостыню. Вянваре1876г он написал рассказ.
V этап. Чтение рассказа учителем.
VI этап. Аналитическая беседа.
Грустный,
конечно, рассказ. Но давайте поговорим
о нём:
- Какие
признаки святочного рассказа вы
здесь видите?(есть чудо…)
-
Какие образы вы здесь видите?
-
Эти образы характерны для святочного
рассказа?
-
Давайте определим главного героя
рассказа?
-Кого автор называет «диким существом»?
-Как мальчик превратился в дикое существо?
-Что страшнее умереть или превратиться в дикое существо?
-Среди людей кто-нибудь проявил к нему милосердие?
-Можно
ли назвать счастливым финал?
-
Почему автор не называет нам имени
мальчика?
-
Кто же виноват в смерти мальчика?
-
А как вы считаете, мальчик был счастлив?
-
А после смерти он может обрести счастье?
VII
этап. Обобщение по теме:
Давайте
сделаем вывод:счастье - это доброта,
мама, ёлка, герой получает его не на
земле, После смерти мальчик обретает
всё, чего не хватало ему в
действительности!
VIII этап. Письменная работа: Написать отзыв об этом рассказе.
[Своё впечатление, мнение о прочитанном произведении, достоинства или недостатки этого произведения, и т.д.]
Для написания отзыва можно использовать небольшой план:
-
1. Какие чувства у вас вызвал этот рассказ?
-
2. Какие герои и события вам понравились?
-
3. Что не понравилось?
-
4. Хотели бы вы почитать другие святочные рассказы?
IX этап: Д/З., дописать отзыв.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»