Урок по музыке и пению «Русский хоровод» (3 класс)
Тема.
| Русский хоровод.
|
Цель.
| Овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности, творческое обогащение музыкальных впечатлений детей.
|
Задачи:
| · Познакомить с понятием «хоровод», с названиями этого группового действа у разных народов, с особенностями русского хоровода, с фигурами и ролью хоровода в русском быту, рефлексия в процессе собственной музыкально- исполнительской деятельности;
· Коррекция отклонений в интеллектуальном развитии, помощь в музыкальном самовыражении школьников, помощь в снятии эмоционального напряжения; · Развитие эмоциональности, совершенствование певческих навыков, активизация творческих способностей; · Воспитание познавательного интереса, любви к народному творчеству. |
Тип урока.
| Комбинированный.
|
Оборудование.
| ТСО, тематические иллюстрации, опорные карточки, видеозаписи.
|
Ход урока.
|
|
Орг. момент
| Приветствие.
Психологический настрой для снятия напряжения. Игра «Сочиним музыку настроения» - учащиеся на доске на нотном стане в произвольном порядке распределяют ноты разного цвета. Ноты светлых цветов обозначают хорошее настроение, ноты черного или темного цвета — плохое настроение. Игра дает возможность учителю определить настроение класса и отдельных учащихся с целью дальнейшей коррекции. Учитель проигрывает получившуюся мелодию. Сюжет урока — экскурсия в прошлое на машине времени. Девиз урока: «Путь к знаниям, конечно, труден, Но мы не будем отступать, Нам музыка в пути поможет, И наш девиз: «Хочу все знать!». |
Подготовка учащихся к пению.
Пение | ü Артикуляционные упражнения.
ü Упражнения на правильную округлую артикуляцию гласных звуков, краткую и четкую артикуляцию согласных. ü Пропевание попевок на слоги. ü Пение с закрытым ртом. ü Пение распевок в медленном и быстром темпе со словами. § Песня «1,2,3,4,5» белор.н.п.- закрепление песни, пение по ролям. Работа над четким произнесением текста, точным звукоизвлечением, развитием звуковысотного слуха, пением в унисон, выразительностью исполнения. § Песня «Если все подружатся» — продолжение работы: уточнение, закреплении текста, работа над дикцией, уточнение, закрепление мелодии, работа над унисоном, ритмом. |
Физкультминутка
| Музыкальная зарядка. Выполнение логоритмических упражнений под музыку с увеличением темпа.
|
Повторение
| Ø Жанр танца, как один из самых древнейших видов искусства.
Ø Старинные танцы ( вспомнить названия старинных танцев). Ø Бальные танцы ( вспомнить названия танцев). Ø Характерные особенности танцев. Ø Основные движения. Ø Игра «Найди пару» — дидактическая игра, суть которой в том, чтобы соединить в пару танец и его основное движение, работа у доски с карточками… |
Сообщение темы урока.
Изучение нового материала. | Сегодня мы с вами продолжим разговор о танцах на все времена. Это народные танцы. Вы знаете, что народные танцы существуют у всех народов и являются отображением национальных традиций.
На сегодняшнем уроке я расскажу вам об особом виде народного танца или даже определенного музыкального действа под названием хоровод. Тема нашего урока «Русский хоровод». Что же такое хоровод? Хорово́д(карагод, танок, круг, улица) — древний народный круговой массовый танец, объединяющий в себе музыку, танец и элементы драматического действия и игры. Наша тема «Русский хоровод», нохоровод встречается не только у русского народа. У разных народов хоровод называется по- разному. Послушайте эти названия. Раныхколо(сербское), оро(македонское), хоро(болгарское), ёхор(бурятское), хорэ(молдавское), хейро(эвенское), хоруми(грузинское) Согласитесь, слышится что-то общее. Как водят хороводы? Все участники хоровода, а это могли быть девушки и парни, держась за руки, цепочкой идут по кругу или выполняют другие хороводные фигуры — «столбы», «вожжа», «плетень», «сторона на сторону», «на четыре стороны», «плясовая» (изображение на доске фигур хоровода). |
Каждая из фигур исполняется под определённую песню и в определённом темпе: от плавного и медленного у начальных фигур до стремительного — у завершающих. Но основная фигура все же круг, потому что круг — это символ солнца, а солнце — это источник тепла и света, от которого зависел урожай и, вставая в круг, люди старались задобрить солнце, показывали в движениях, какой им нужен урожай и верили в то, что после исполнения такого хоровода урожай будет хорошим.
Когда водят хороводы?
Русские хороводы водились на улице, на лугу, у речки весной, летом, реже осенью. Готовились к хороводу заранее, девушки шили себе наряды, украшали сарафаны и рубахи яркой вышивкой, в косы вплетали атласные ленты.
Ведь в хороводе была возможность не только время провести, но и на людей посмотреть и себя показать. Там же и женихов и невест приглядывали. А руководила хороводом самая уважаемая, знающая взрослая женщина- хороводница, она и обучала всех хороводу, она и заводила первую песню, ведь в то время не было магнитофонов.
Исполнение фигур хоровода вместе с детьми под р.н.п. «Со вьюном я хожу».
Вот примерно так и водили хороводы на Руси. Возвращаемся в современность. Как вы думаете, сейчас хороводы исполняют? Да, они сохранились до сегодняшнего дня, это новогодние хороводы вокруг елки, это масленичные хороводы, во время проводов зимы вокруг чучела Масленицы, летом во время праздника Ивана Купалы. И даже на концертной сцене можно увидеть красивый русский хоровод.
Просмотр видеоролика. Н. Надеждина, хореографический ансамбль «Березка», хоровод «Цепочка».
Приложение: 7 символических фигур хоровода.
· Столбы— первая фигура, в которой участвуют только женщины. Неподвижный квадрат, танцовщицы, с конца которого по трое выходят чуть в сторону и, обойдя остальных, встают вначале. Продолжается до тех пор, пока так не пройдут все. Действо символизирует продолжение рода
- Вожжа, в которую переходят столбы. Участники движутся волнистой линией — змейкой — с постепенно уменьшающейся амплитудой, проходя под аркой, образованной руками первой пары.
- Затем наступает очередь плетня. Участники движутся по раскручивающейся из центра спирали.
- Круг— колонна водящих хоровод делает петлю в виде круга.
- Сторона на сторону— мужчины и женщины разделяются на две шеренги, которые то расходятся в разные стороны, то вновь сближаются. При этом девушки роняют платки и венки на землю, а юноши поднимают их и возвращают их хозяйкам. Эта хороводная игра изображает сватовство и женитьбу молодых.
- Шестая часть— на четыре стороны — символизирует урожай. Называется она так потому, что все участники встают квадратом и начинают делать движения, показывающие, что они «сеют просо».
- В заключение начинается плясовая часть. Это уже не хоровод, не ритуал, а обыкновенные праздничные народные танцы под гармонь — барыняи кадриль.
Итоги урока
Вопросы.
· Что такое хоровод?
· Основная фигура хоровода.
· Что она символизировала?
· Как водят хоровод?
· Кто мог встать в хоровод?
· Кто вел хоровод?
Игра «Сочиним музыку настроения»-повторное поведение игры с целью мониторинга изменения настроения, прослушивание мелодии. Сравнение настроения. Подведение итогов, оценки.
Рефлексия:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я научился…
- у меня получилось …
- меня удивило…
- мне захотелось…
Домашнее задание:
Найти в интернете и посмотреть картинки и видеоролики с хороводами разных народов.
КУ «Нижневартовская коррекционная общеобразовательная школа VIII вида»
Урок по музыке и пению.
3 класс.
«Русский хоровод».
Подготовила:
учитель музыки КУ НКОШ VIII вида
Туева О.Ю.
г. Нижневартовск
Тема. |
Русский хоровод. |
Цель. |
Овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности, творческое обогащение музыкальных впечатлений детей. |
Задачи: |
|
Тип урока. |
Комбинированный. |
Оборудование. |
ТСО, тематические иллюстрации, опорные карточки, видеозаписи. |
Ход урока. |
|
Орг. момент |
Приветствие. Психологический настрой для снятия напряжения. Игра «Сочиним музыку настроения» - учащиеся на доске на нотном стане в произвольном порядке распределяют ноты разного цвета. Ноты светлых цветов обозначают хорошее настроение, ноты черного или темного цвета - плохое настроение. Игра дает возможность учителю определить настроение класса и отдельных учащихся с целью дальнейшей коррекции. Учитель проигрывает получившуюся мелодию.
Сюжет урока - экскурсия в прошлое на машине времени. Девиз урока: «Путь к знаниям, конечно, труден, Но мы не будем отступать, Нам музыка в пути поможет, И наш девиз: «Хочу все знать!». |
Подготовка учащихся к пению. Пение |
|
Физкультминутка |
Музыкальная зарядка. Выполнение логоритмических упражнений под музыку с увеличением темпа. |
Повторение |
|
Сообщение темы урока. Изучение нового материала. |
Сегодня мы с вами продолжим разговор о танцах на все времена. Это народные танцы. Вы знаете, что народные танцы существуют у всех народов и являются отображением национальных традиций. На сегодняшнем уроке я расскажу вам об особом виде народного танца или даже определенного музыкального действа под названием хоровод. Тема нашего урока «Русский хоровод». Что же такое хоровод? Хорово́д (карагод, танок, круг, улица) — древний народный круговой массовый танец, объединяющий в себе музыку, танец и элементы драматического действия и игры. Наша тема «Русский хоровод», но хоровод встречается не только у русского народа. У разных народов хоровод называется по- разному. Послушайте эти названия. Раныхколо (сербское), оро(македонское), хоро (болгарское), ёхор (бурятское), хорэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское) Согласитесь, слышится что-то общее. Как водят хороводы? Все участники хоровода, а это могли быть девушки и парни, держась за руки, цепочкой идут по кругу или выполняют другие хороводные фигуры - «столбы», «вожжа», «плетень», «сторона на сторону», «на четыре стороны», «плясовая» (изображение на доске фигур хоровода).
Каждая из фигур исполняется под определённую песню и в определённом темпе: от плавного и медленного у начальных фигур до стремительного — у завершающих. Но основная фигура все же круг, потому что круг - это символ солнца, а солнце - это источник тепла и света, от которого зависел урожай и, вставая в круг, люди старались задобрить солнце, показывали в движениях, какой им нужен урожай и верили в то, что после исполнения такого хоровода урожай будет хорошим. Когда водят хороводы? Русские хороводы водились на улице, на лугу, у речки весной, летом, реже осенью. Готовились к хороводу заранее, девушки шили себе наряды, украшали сарафаны и рубахи яркой вышивкой, в косы вплетали атласные ленты. Ведь в хороводе была возможность не только время провести, но и на людей посмотреть и себя показать. Там же и женихов и невест приглядывали. А руководила хороводом самая уважаемая, знающая взрослая женщина- хороводница, она и обучала всех хороводу, она и заводила первую песню, ведь в то время не было магнитофонов. Исполнение фигур хоровода вместе с детьми под р.н.п. «Со вьюном я хожу». Вот примерно так и водили хороводы на Руси. Возвращаемся в современность. Как вы думаете, сейчас хороводы исполняют? Да, они сохранились до сегодняшнего дня, это новогодние хороводы вокруг елки, это масленичные хороводы, во время проводов зимы вокруг чучела Масленицы, летом во время праздника Ивана Купалы. И даже на концертной сцене можно увидеть красивый русский хоровод. Просмотр видеоролика. Н. Надеждина, хореографический ансамбль «Березка», хоровод «Цепочка». Приложение: 7 символических фигур хоровода.
|
Итоги урока |
Вопросы.
Игра «Сочиним музыку настроения»-повторное поведение игры с целью мониторинга изменения настроения, прослушивание мелодии. Сравнение настроения. Подведение итогов, оценки. Рефлексия:
|
Домашнее задание: |
Найти в интернете и посмотреть картинки и видеоролики с хороводами разных народов. |
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Современные образовательные технологии на уроках музыки, ИЗО и МХК (ФГОС ООО)
- Музыка как вид искусства и как объект обучения и воспитания
- Методология и методика музыкального образования
- Жанрово-интонационная направленность музыкально-педагогического анализа музыкального произведения