Программа по подготовке детей 5-7 лет к обучению в школе
Краткое описание
Всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных способностей, ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Описание
Программа дополнительного образования старших дошкольников «Здравствуй, школа!» Автор-составитель: Педагог-психолог МБДОУ №38 г.Ковров Белова Вера Андреевна
Описание материала: данная программа рассчитана для детей 6-7 лет при подготовке их к обучению в школе. Данный материал будет полезен психологам, воспитателям, методистам ДОУ и учителям начальных классов.
Программа дополнительного образования старших дошкольников
«Здравствуй, школа!»
Введение
В соответствии с проектом постановления Правительства РФ в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с шести, семи лет. В связи с более ранним началом систематического образования требуется решение нескольких проблем:
— сохранение и укрепление здоровья детей;
— отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
— организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.
Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей 6-7 лет должен учитывать, что он — дошкольник, то есть готовится к систематическому обучению.
Основные документы, задающие целевые ориентиры современного предшкольного образования: ü Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;
ü Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена Федеральным координационным советом 17.06. 2003);
ü Методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста (Письмо МО и Н РФ от 25.12.06 №03-2998);
ü О подготовке детей к школе (Письмо МО РФ от 22.07.97 №990/14-15);
ü Постановление правительства РФ от 12.09.08 №666
«Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
ü «Федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009г.
ü Устав ДОУ
Мы живем в XXI веке, в котором очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы и методы обучения. От того, как ребенок подготовлен к школе, каково его психическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. В настоящее время в системе дошкольного образования происходят перемены. На первый план выступает проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, то есть не готовы к школьному типу обучения. Новые государственные образовательные стандарты, социальный заказ родителей, изменения, происходящие в обществе, определили становление принципиально новых приоритетов в образовании, важнейшим из которых является: • повышение качества образования; • обеспечение доступности качественного образования каждому ребёнку; • развитие непрерывного образования; • обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Федеральные государственные требования четко определяют портрет современного выпускника детского сада. В рамках ФГТ готовность к школе определяется сформированностью «внутренней позиции школьника»: готовность принять на себя роль ученика, развитие мотивов учения, способность подчинить импульсивные желания сознательно поставленным целям, развитие моральных мотивов, способность критичной самооценки своих действий, предпочтение социальных способов оценки своих знаний. Всестороннее развитие личности и подготовка детей к школе в соответствии с этими требованиями – главная задача дошкольного образования. А значит, деятельность педагогов ДОУ должна быть ориентирована на ФГТ. Актуальность программы заключается в том, что психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. Методологические и теоретические основы программысоставили:
• Принцип единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн);
• Принцип системности;
• Принцип личностно-ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш. А. Амонашвили);
• Труды отечественных и зарубежных исследователей Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, С. Штрембел, Я. Йирасек.
Концептуальную основу программы составили:
• Возрастная периодизация Д. Б. Эльконина;
• Теория о школьной зрелости А. Анастази;
• Концепция о готовности к обучению в школе Л. И. Божович;
• Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского;
• Концепция о тесной связи между физическим и психическим развитием А. Керн;
• Теория П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
Новизна:включает в себя создание модели взаимодействия педагога-психолога с родителями, учителями начальных классов, педагогами подготовительной группы в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению; формирование навыков взаимодействия, саморегуляции, самооценки и самоконтроля.
Цель программы:
Всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных способностей, ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи программы:
· Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе;
· Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей подготовительной группы;
· Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
· Расширение представлений об окружающем мире.
Образовательные возможности программы
• Рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5,5-7лет)
• Построена в форме развивающих занятий с учетом:
-возрастных и личностных особенностей детей;
— психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ;
• Занятия построены в форме тренингов, что вызывает у детей интерес незнакомая для них форма работы;
• Для снижения утомляемости проводятся пальчиковые, дыхательные гимнастики, физкультминутки;
• Для общения выбирается мягкий доверительный тон;
• Самостоятельность и активность детей, каждая попытка решить интеллектуальную задачу, желание выполнить дополнительное задание – положительно оцениваются.
Этапы реализации программы:
1 этап-первичное диагностическое обследование.
Обследование детей подготовительных групп проводилось с целью отслеживания результативности программы «АБВГДейка» и с целью выявления развития интеллектуальных и личностных качеств, необходимых ребенку для обучения в школе. Анализируются следующие психологические качества ребенка: 1. Мотивационная готовность. Методика «Персонификация мотивов» (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер) 2. Оценка переключения и распределения внимания Методика Пьера-Рузера «Проставь значки», (модифицированная
Л.В. Венгером, Ю.В. Тихоновой).
3. Зрительно-моторная координация Методика Н.И. Гуткиной «Домик». 4. Развитие произвольности Методика «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин). 2-й этап – организация и проведения цикла групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми. Цель занятий – всестороннее развитие личности ребенка 5,5-7 лет. • Умение ребенка регулировать свои эмоциональные и поведенческие реакции; • Знания об окружающем мире, а также уровень развития психических процессов (произвольность внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Развитие мелкой моторики, способность к зрительно-мотоной и слухо-моторной координации; • Способствовать развитию мотивационной сферы ребенка (желание ребенка идти в школу). Заключительное итоговое занятие проводится в форме интерактивной интеллектуальной игры. 3-й этап – повторное обследование уровня развития интеллектуальных и личностных качеств ребенка. После завершения всех этапов работы проводится заключительное собрание с родителями и воспитателями, на котором подводятся итоги работы и даются рекомендации родителям и педагогам по закреплению у детей полученных знаний. Условия проведения занятий. Руководство группой осуществляет педагог-психолог или педагог, обладающий определенными деловыми и личностными характеристиками, знакомый с психологией детей старшего дошкольного возраста, принципами работы подобной группы, педагогическими способами повышения познавательных способностей участников. Основной единицей обучения детей 5,5-7 лет является занятие в группе детей. Оптимальный состав группы: 12-14 человек. Темп работы определяется индивидуальными особенностями участника группы. Количество занятий: 28 Режим организации занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. Время проведения: 30-35 минут Помещение: кабинет психолога или групповая комната, учебная зона со столами и стульями на 12-14 детей. Система отслеживания и оценивания результатов обучения по программе.
Результативность работы проявляется как в качественном, так и в количественном показателях. Качественная результативность работы проявится в том, что в процессе обучения по предлагаемой программе дети приобретают новые умения и качественно изменяют ранее сформированные. Результатом реализации программы является развитие у детей:
• Наблюдательности и коммуникативных способностей;
• Произвольного внимания;
• Зрительной, слухоречевой памяти;
• Тонкой и грубой моторики;
• Активизации воображения;
• Способности логически мыслить;
• Пространственных представлений;
• Способности адекватно оценивать свою работу.
Развивающий эффект обучения по программе проявляется в динамике проявления познавательных способностей ребенка. Результаты сравнительной диагностики показывают, что к моменту завершения занятий у детей повышается уровень интеллектуального развития, усиливается положительное отношение к себе. В течение учебного года ребенок оформляет тетрадь. В нее входят выполненные им за год задания. На итоговом занятии в конце года устраивается выставка тетрадей. Количественные показателирезультативности работы получаются по итогам применения психодиагностических методик. Диагностические методики применяются дважды, до и после обучения по программе. Повышения показателей, характеризующих познавательные способности ребенка, являются критериями эффективности реализации содержания программы. Освоение детьми способов, приемов, способствующих активизации творческого мышления, выработка у них умения учитывать факторы, повышающие продуктивность умственной деятельности, решать новые проблемы являются результатами обучения по предлагаемой программе.
Методическое обеспечение программы
Способы и формы работы с детьми.
При проведении занятий используется разнообразный и доступный детям 5,5-7 лет материал. Занятия строятся в следующих формах:
• Тренинг;
• Занятие-«урок»;
• Интерактивная интеллектуальная викторина.
Такие формы занятий вызывают у детей интерес, т.к. представляют для них новую форму работы: на них дети выполняют необычные задания, решают интеллектуальные задачи, учатся думать, видеть, запоминать.
Структура построения занятия.
• Ритуал начала занятия со школьного звонка на урок.
• Групповая работа (развивающие игры).
• Физкультминутки.
• Индивидуальная работа в тетрадях.
• Графический диктант.
• Ритуал прощания
Оборудование и материал для занятий: • колокольчик;
• доска, одна сторона которой расчерчена в клетку, мел
или специальные фломастеры;
• магнитная доска с магнитами;
• указка;
• сшитая концами узкая лента длиной 6-9 метров;
• мяч средних размеров;
• листы бумаги формата А4;
• пуговицы или фишки (по количеству детей);
• набор предметных картинок из разных понятийных
групп*;
• разрезные картинки;
• тетради в крупную клетку с полями (по количеству детей);
• наборы из шести цветных карандашей, простые мягкие
карандаши (по количеству детей);
• наборы счетных палочек (по количеству детей);
• наборы геометрических фигур «Учись считать» (по количеству детей).
Перспективный план занятий с детьми по программе. Примерное планирование занятий
Основной список литературы
1. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников.-М.,2008.
2. Интернет источники.
3. Бережнова О.В. Вариативные формы организации предшкольного образования. «Детство-пресс», 2010.
4. Айзман Р., Жарова Г. и др. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. -М., 2006.
5. Андреева Е.Д., Вохмянина Т.В. Программа работы психолога в детском дошкольном учреждении. -М., 1994. 6. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. — М., 2007. Учебно-методический комплект
Занятие №1 Задачи:
v развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу;
v знакомство со школьными правилами;
v развитие произвольного поведения;
v диагностика тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации.
Материалы:
колокольчик, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик», подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши. Ход занятия
Психолог звонит в колокольчик и произносит:
— У меня в руках звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сядем,
Баловство свое оставим,
Нет, игрушки не бери,
Нам нужнее «Буквари»!
Дети садятся за столы.
(2-3 мин.) Упражнение «Школьные правила»
Психолог читает рифмовку:
— Учитель входит — надо встать,
Когда он сесть позволит — сядь.
Ответить хочешь — не спеши,
А только руку подними.
Затем дети, произнося слова рифмовки, выполняют описываемые в ней действия.
( 3 мин.) Упражнение «А в школе… »
Дети хором отвечают на вопросы психолога:
— В детском саду — воспитательница, а в школе кто?
— В детском саду вас называют детьми, а в школе?
— В детском саду — столы, а в школе?
— В детском саду — группы, а в школе?
— В детском саду — занятия, а в школе?
— В детском саду главная — заведующая, а в школе?
— В детском саду вы играете, а в школе что вы будете делать?
— Утром вы завтракаете, а днем?
-Дома вы играете, а на улице? И т.д.
(7 мин.) Задание для диагностики тонкой моторики,произвольности и зрительно-моторной координации
Дети садятся за столы.
Психолог раздает им подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик» и предлагает «скопировать» рисунок: ( 2-мин.) Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел:
Ключик, видно, не нашел
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
Графический диктант.
Заключительный этап
По окончании занятия психолог звонит в колокольчик и говорит: — Вот опять звенит звонок
И кончается урок.
Все мы славно потрудились,
И чему-то научились.
Всем спасибо, все были сегодня молодцы! Не спеша встаем из-за столов, оставляем на них листики, задвигаем стульчики и дружно друг за другом идем в группу. До свидания!
Описание материала: данная программа рассчитана для детей 6-7 лет при подготовке их к обучению в школе. Данный материал будет полезен психологам, воспитателям, методистам ДОУ и учителям начальных классов.
Программа дополнительного образования старших дошкольников
«Здравствуй, школа!»
Введение
В соответствии с проектом постановления Правительства РФ в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с шести, семи лет. В связи с более ранним началом систематического образования требуется решение нескольких проблем:
— сохранение и укрепление здоровья детей;
— отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
— организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.
Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей 6-7 лет должен учитывать, что он — дошкольник, то есть готовится к систематическому обучению.
Основные документы, задающие целевые ориентиры современного предшкольного образования: ü Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;
ü Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена Федеральным координационным советом 17.06. 2003);
ü Методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста (Письмо МО и Н РФ от 25.12.06 №03-2998);
ü О подготовке детей к школе (Письмо МО РФ от 22.07.97 №990/14-15);
ü Постановление правительства РФ от 12.09.08 №666
«Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
ü «Федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009г.
ü Устав ДОУ
Мы живем в XXI веке, в котором очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы и методы обучения. От того, как ребенок подготовлен к школе, каково его психическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. В настоящее время в системе дошкольного образования происходят перемены. На первый план выступает проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, то есть не готовы к школьному типу обучения. Новые государственные образовательные стандарты, социальный заказ родителей, изменения, происходящие в обществе, определили становление принципиально новых приоритетов в образовании, важнейшим из которых является: • повышение качества образования; • обеспечение доступности качественного образования каждому ребёнку; • развитие непрерывного образования; • обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Федеральные государственные требования четко определяют портрет современного выпускника детского сада. В рамках ФГТ готовность к школе определяется сформированностью «внутренней позиции школьника»: готовность принять на себя роль ученика, развитие мотивов учения, способность подчинить импульсивные желания сознательно поставленным целям, развитие моральных мотивов, способность критичной самооценки своих действий, предпочтение социальных способов оценки своих знаний. Всестороннее развитие личности и подготовка детей к школе в соответствии с этими требованиями – главная задача дошкольного образования. А значит, деятельность педагогов ДОУ должна быть ориентирована на ФГТ. Актуальность программы заключается в том, что психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. Методологические и теоретические основы программысоставили:
• Принцип единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн);
• Принцип системности;
• Принцип личностно-ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш. А. Амонашвили);
• Труды отечественных и зарубежных исследователей Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, С. Штрембел, Я. Йирасек.
Концептуальную основу программы составили:
• Возрастная периодизация Д. Б. Эльконина;
• Теория о школьной зрелости А. Анастази;
• Концепция о готовности к обучению в школе Л. И. Божович;
• Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского;
• Концепция о тесной связи между физическим и психическим развитием А. Керн;
• Теория П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
Новизна:включает в себя создание модели взаимодействия педагога-психолога с родителями, учителями начальных классов, педагогами подготовительной группы в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению; формирование навыков взаимодействия, саморегуляции, самооценки и самоконтроля.
Цель программы:
Всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных способностей, ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи программы:
· Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе;
· Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей подготовительной группы;
· Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
· Расширение представлений об окружающем мире.
Образовательные возможности программы
• Рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5,5-7лет)
• Построена в форме развивающих занятий с учетом:
-возрастных и личностных особенностей детей;
— психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ;
• Занятия построены в форме тренингов, что вызывает у детей интерес незнакомая для них форма работы;
• Для снижения утомляемости проводятся пальчиковые, дыхательные гимнастики, физкультминутки;
• Для общения выбирается мягкий доверительный тон;
• Самостоятельность и активность детей, каждая попытка решить интеллектуальную задачу, желание выполнить дополнительное задание – положительно оцениваются.
Этапы реализации программы:
1 этап-первичное диагностическое обследование.
Обследование детей подготовительных групп проводилось с целью отслеживания результативности программы «АБВГДейка» и с целью выявления развития интеллектуальных и личностных качеств, необходимых ребенку для обучения в школе. Анализируются следующие психологические качества ребенка: 1. Мотивационная готовность. Методика «Персонификация мотивов» (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер) 2. Оценка переключения и распределения внимания Методика Пьера-Рузера «Проставь значки», (модифицированная
Л.В. Венгером, Ю.В. Тихоновой).
3. Зрительно-моторная координация Методика Н.И. Гуткиной «Домик». 4. Развитие произвольности Методика «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин). 2-й этап – организация и проведения цикла групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми. Цель занятий – всестороннее развитие личности ребенка 5,5-7 лет. • Умение ребенка регулировать свои эмоциональные и поведенческие реакции; • Знания об окружающем мире, а также уровень развития психических процессов (произвольность внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Развитие мелкой моторики, способность к зрительно-мотоной и слухо-моторной координации; • Способствовать развитию мотивационной сферы ребенка (желание ребенка идти в школу). Заключительное итоговое занятие проводится в форме интерактивной интеллектуальной игры. 3-й этап – повторное обследование уровня развития интеллектуальных и личностных качеств ребенка. После завершения всех этапов работы проводится заключительное собрание с родителями и воспитателями, на котором подводятся итоги работы и даются рекомендации родителям и педагогам по закреплению у детей полученных знаний. Условия проведения занятий. Руководство группой осуществляет педагог-психолог или педагог, обладающий определенными деловыми и личностными характеристиками, знакомый с психологией детей старшего дошкольного возраста, принципами работы подобной группы, педагогическими способами повышения познавательных способностей участников. Основной единицей обучения детей 5,5-7 лет является занятие в группе детей. Оптимальный состав группы: 12-14 человек. Темп работы определяется индивидуальными особенностями участника группы. Количество занятий: 28 Режим организации занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. Время проведения: 30-35 минут Помещение: кабинет психолога или групповая комната, учебная зона со столами и стульями на 12-14 детей. Система отслеживания и оценивания результатов обучения по программе.
Результативность работы проявляется как в качественном, так и в количественном показателях. Качественная результативность работы проявится в том, что в процессе обучения по предлагаемой программе дети приобретают новые умения и качественно изменяют ранее сформированные. Результатом реализации программы является развитие у детей:
• Наблюдательности и коммуникативных способностей;
• Произвольного внимания;
• Зрительной, слухоречевой памяти;
• Тонкой и грубой моторики;
• Активизации воображения;
• Способности логически мыслить;
• Пространственных представлений;
• Способности адекватно оценивать свою работу.
Развивающий эффект обучения по программе проявляется в динамике проявления познавательных способностей ребенка. Результаты сравнительной диагностики показывают, что к моменту завершения занятий у детей повышается уровень интеллектуального развития, усиливается положительное отношение к себе. В течение учебного года ребенок оформляет тетрадь. В нее входят выполненные им за год задания. На итоговом занятии в конце года устраивается выставка тетрадей. Количественные показателирезультативности работы получаются по итогам применения психодиагностических методик. Диагностические методики применяются дважды, до и после обучения по программе. Повышения показателей, характеризующих познавательные способности ребенка, являются критериями эффективности реализации содержания программы. Освоение детьми способов, приемов, способствующих активизации творческого мышления, выработка у них умения учитывать факторы, повышающие продуктивность умственной деятельности, решать новые проблемы являются результатами обучения по предлагаемой программе.
Методическое обеспечение программы
Способы и формы работы с детьми.
При проведении занятий используется разнообразный и доступный детям 5,5-7 лет материал. Занятия строятся в следующих формах:
• Тренинг;
• Занятие-«урок»;
• Интерактивная интеллектуальная викторина.
Такие формы занятий вызывают у детей интерес, т.к. представляют для них новую форму работы: на них дети выполняют необычные задания, решают интеллектуальные задачи, учатся думать, видеть, запоминать.
Структура построения занятия.
• Ритуал начала занятия со школьного звонка на урок.
• Групповая работа (развивающие игры).
• Физкультминутки.
• Индивидуальная работа в тетрадях.
• Графический диктант.
• Ритуал прощания
Оборудование и материал для занятий: • колокольчик;
• доска, одна сторона которой расчерчена в клетку, мел
или специальные фломастеры;
• магнитная доска с магнитами;
• указка;
• сшитая концами узкая лента длиной 6-9 метров;
• мяч средних размеров;
• листы бумаги формата А4;
• пуговицы или фишки (по количеству детей);
• набор предметных картинок из разных понятийных
групп*;
• разрезные картинки;
• тетради в крупную клетку с полями (по количеству детей);
• наборы из шести цветных карандашей, простые мягкие
карандаши (по количеству детей);
• наборы счетных палочек (по количеству детей);
• наборы геометрических фигур «Учись считать» (по количеству детей).
Перспективный план занятий с детьми по программе. Примерное планирование занятий
Раздел занятия | Задачи занятия | Содержание занятия | Сроки проведения | Кол-во часов |
| |||||
1.Раздел Предварительная диагностика познавательных способностей детей 5,5-7лет.
|
|
| 1-я неделя октября | 30 мин. | ||||||
Диагностико-мотивирующее занятие | Выявить исходный уровень психического развития ребенка. | Диагностические задания
1. Мотивационная готовность. Методика «Персонификация мотивов» (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер) 2. Оценка переключения и распределения внимания Методика Пьера-Рузера «Проставь значки», (модифицированная Л.В. Венгером, Ю.В. Тихоновой). 3. Зрительно-моторная координация Методика Н.И. Гуткиной «Домик». 4. Развитие произвольности Методика «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин). | 1,2- неделя сентября |
| ||||||
2. Раздел Коррекционно-развивающие занятия ч детьми |
| |||||||||
Занятие 1 | 1. Знакомство со школьными правилами;
2. Развитие произвольного поведения; 3. Развитие тонкой моторики и зрительно-моторной координации | 1.Упражнение «Школьные правила»
2. Упражнение «А в школе» 3. Пальчиковая гимнастика 4. Задание для диагностики тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации 5. Работа в тетрадях 6. Графический диктант 7. Заключительный этап 8. Рефлексия | 3-я неделя сентября | 30 мин |
| |||||
Занятие 2 | 1. Тренировка тонкой моторики руки;
2. Диагностика работоспособности, внимания и пространственного восприятия; 3. Развитие фонематического восприятия | 1.Упражнение «Школьные правила»
2. Корректурная проба 3. Пальчиковая гимнастика 4. Работа в тетрадях 5. Задание для диагностики пространственных представлений 5. Физкультминутка 6. Графический диктант 7. Заключительный этап 8. Рефлексия | 4-я неделя сентября | 30 мин |
| |||||
Занятие 3 | 1. Развитие внимания и произвольности;
2. Повышение уровня школьной компетентности; 3. Развитие восприятия и мышления; 4. Диагностика зрительно-моторной координации | 1.Упражнение «Школьные правила»
2. Упражнение «Закрась все «М» 3. Пальчиковая гимнастика 4. Работа в тетрадях 5. Упражнение «Срисуй по образцу» 6. Графический диктант 7. Заключительный этап 8. Рефлексия | 1-я неделя октября | 30 мин |
| |||||
Занятие 4 | 1.Развитие групповой сплоченности.
2. Тренировка тонкой моторики. 3. Развитие слухо-моторной координации и внимания. 4. Развитие кругозора, речи, мышления. 5. Диагностика самооценки | 1. Упражнение «Школьные правила»
2. Срисуй по образцу 3. Пальчиковая гимнастика 4. Работа в тетрадях 5. Игра «Нос-пол-потолок» Упражнение «Посмотри, запомни, воспроизведи» 6. «Волшебные квадратики» 7. Графический диктант 8. Рефлексия | 2-я неделя октября | 1 |
| |||||
Занятие 5 | 1. Развитие внимания и произвольности;
2. Тренировка тонкой моторики; 3. Развитие понятийного мышления. | 1 Упражнение «Школьные правила»
2. Упражнение «Разноцветные фигурки» 3. Пальчиковая гимнастика 4. Работа в тетрадях 5. Раскрась по образцу 6. «Волшебные квадратики» 7. Упр. «Выложи по образцу» 8. Рефлексия | 3-я неделя октября | 30 мин |
| |||||
Занятие 6 | 1. Развитие воображения и выразительных движений
2. Развитие произвольного поведения; 3. Тренировка тонкой моторики; 4. развитие внимания и восприятия | 1. Упражнение «Школьные правила»
2. Дорисуй… 3. Пальчиковая гимнастика 4. Работа в тетрадях 5. Игра «Нос-пол-потолок» 6. «Волшебные квадратики» 7. Упр. «Выложи по образцу» 8. Рефлексия | 4-я неделя октября | 30 мин |
| |||||
Занятие 7 | 1. Развитие выразительных движений;
2. Развитие внимания и произвольности 3. Тренировка тонкой моторики 4. Развитие пространственных ориентаций на листе бумаги | 1. Упражнение «Школьные правила»
2. Упр.»Кто спрятался в лесу» 3. Пальчиковая гимнастика 4. Работа в тетрадях 5. Упр. «Соедини точки по порядку» 6. Игра «Совушка-сова» 7. Рефлексия | 1-я неделя ноября | 30 мин |
| |||||
Занятие 8 | 1.Развитие внимания и произвольности;
2. Расширение кругозора и развития речи; 3. Тренировка тонкой моторики и тактильной чувствительности | 1. Упражнение «Школьные правила»
2. Упр. «Что неправильно на картинке» 3. Пальчиковая гимнастика 4. Работа в тетрадях 5. Упр. «Выложи по образцу» 6. Игра «Совушка-сова» 7. Рефлексия | 2-я неделя ноября | 30 мин |
| |||||
Занятие 9 | 1.Развитие внимания;
2. Развитие пространственной ориентации. 3. Тренировка тонкой моторики | 1. Упражнение «Школьные правила»
2. Игра «Летает-не летает» 3. Упр. «Найди предмет по заданным признакам» 4. Работа в тетрадях 5. Пальчиковая гимнастика 6. Упр. «Найди недостающий предмет» 7. Рефлексия | 3-я неделя ноября | 30 мин |
| |||||
Занятие 10 | 1. Развитие координации движений;
2. Снятие мышечных зажимов; 3. Тренировка умения работать по образцу 4. Развитие внимания | 1. Упражнение «Школьные правила»
2. Упр. «Слова на букву» 3. Корректурная проба 4. Пальчиковая гимнастика 5. Работа в тетрадях 6. Игра «Нос-пол-потолок» 7. Упр. «Выложи по образцу» 8. Рефлексия | 4-я неделя ноября | 30 мин |
| |||||
Занятие 11 | 1. Развитие внимания и зрительно-моторной координации;
2. Развитие речи, воображения, мышления. 3. Тренировка тонкой моторики | 1. Упражнение «Школьные правила»
2. Корректурная проба 3. Игра «Какое что бывает» 4. Пальчиковая гимнастика 5. Игра «Бывает –не бывает» 6. Работа в тетрадях 7. Упр. «Геометрические фигуры» 8. Рефлексия | 1-я неделя декабря | 30мин |
| |||||
Занятие 12.
| 1. Развитие произвольного поведения и координации движений;
2. Повышение уровня школьной компетентности; 3. Развитие внимания и пространственной ориентации 4.Повышение мотивационной готовности | 1. Упражнение «Школьные правила»
2. Корректурная проба 3. Упр. «Третий лишний» 4. Пальчиковая гимнастика 5. Игра «Сесть-встать» 6. Работа в тетрадях 7. Упр. «Геометрические фигуры» 8. Рефлексия | 2-я неделя декабря | 30 мин |
| |||||
Занятие 13.
| 1. Развитие воображения и мышления;
2. Тренировка тонкой моторики; 3.Равзитие конструктивного мышления 4. Повышение мотивационной готовности | 1. Упражнение «Школьные правила»
2. Загадка 3. Корректурная проба 4. Пальчиковая гимнастика 5. Работа в тетрадях 6. Игра «Нос-пол-потолок» 7. Упр. «Выложи по образцу» 8. Упр. «Геометрические фигуры» 9. Рефлексия | 3-я неделя декабря | 30 мин |
| |||||
Занятие 14.
| 1. Развитие воображения и мышления;
2. Тренировка тонкой моторики; 3.Равзитие конструктивного мышления 4. Повышение мотивационной готовности | 1. Упражнение «Школьные правила»
2. Упр. «Отгадай предмет по заданным признакам» 3. Корректурная проба 4. Пальчиковая гимнастика 5. Работа в тетрадях 6. Игра «Нос-пол-потолок» 7. Упр. «Выложи по образцу» 8. Упр. «Геометрические фигуры» 9. Рефлексия | 4-я неделя декабря | 30 мин |
| |||||
Занятие 15.
| 1.Повышение мотивационной готовности
2. Развитие моторики и координации; 3. Тренировка зрительной памяти | 1. Упражнение «Школьные правила»
2. Упр. «Слова на букву» 3. Игра «Съедобное –не съедобное» 4. Корректурная проба 5. Физ. минутка 6. Работа в тетрадях 7. Упр. «Найди девятое» 8. Упр. «Выложи по образцу» 9. Рефлексия | 3-я неделя января | 30 мин |
| |||||
Занятие 16.
| 1. Повышение мотивационной готовности;
2. Развитие произвольного поведения; 3. Развитие пространственной ориентации; 4. Развитие внимания. | 1. Упражнение «Школьные правила»
2. Упр. «Слова на букву» 3. Игра «Съедобное –не съедобное» 4. Корректурная проба 5. Физ. минутка 6. Работа в тетрадях 7. Упр. «Найди девятое» 8. Упр. «Таблицы внимания» 9. Рефлексия | 4-я неделя января | 30 мин |
| |||||
Занятие 17.
| 1. Повышение мотивационной готовности;
2. Развитие внимания и зрительной памяти; 3. Тренировка тонкой моторики. | 1. Упражнение «Школьные правила»
2. Упр. «Слова на букву» 3. Игра «Летает -не летает» 4. Корректурная проба 5. Игра «Слушай внимательно» 6. Работа в тетрадях 7. Пальчиковая гимнастика 8. Упр. «Найди все цифры» 9. Рефлексия | 5-я неделя января | 30 мин |
| |||||
Занятие 18 | 1.Повышение мотивационной готовности.
2. Развитие самоконтроля; 3. Развитие фонематического восприятия» 4. Развитие внимания и зрительной памяти. | .
1. Упражнение «Школьные правила» 2. Упр. «Слова на букву» 3. Игра «Летает –не летает» 4. Корректурная проба 5. Работа в тетрадях 6. Пальчиковая гимнастика 7. Графический диктант 8. Игра «Путаница» 9. Рефлексия | 1-я неделя февраля | 30 мин |
| |||||
Занятие 19
| 1. Повышение мотивационной готовности;
2. Развитие речи и мышления; 3. Развитие словарного запаса; 4. Тренировка умения работать по правилам. | Упражнение «Школьные правила»
Создание фото-коллажа «Школьные годы мам и пап» | 2-я неделя февраля | 30 мин |
| |||||
Занятие 20.
| 1.Повышение мотивационной готовности;
2. Укрепление детско-родительских отношений. | 1. Упражнение «Школьные правила»
2. Игра «Для чего это нужно» 3. Корректурная проба 4. Работа в тетрадях 5. Пальчиковая гимнастика 6. Графический диктант 7. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…» 8. Рефлексия | 3-я неделя февраля | 30 мин |
| |||||
Занятие 21.
| 1.Повышение мотивационной готовности;
2. Развитие внимания и произвольности; 3. Тренировка моторики и координации; 4. Развитие логического мышления; | 1. Упражнение «Школьные правила»
2. Игра «Для чего это нужно» 3. Корректурная проба 4. Работа в тетрадях 5. Пальчиковая гимнастика 6. Графический диктант 7. Игра «Отгадай, что это» 8. Рефлексия | 4-я неделя февраля | 30 мин |
| |||||
Занятие 22.
| 1.Повышение мотивационной готовности;
2. Развитие пространственной ориентировки; 3. Развитие логического мышления. | 1. Упражнение «Школьные правила»
2. Корректурная проба 3. Упр. Для коррекции зрения 4. Работа в тетрадях 5. Пальчиковая гимнастика 6. Графический диктант 7. Физ. минутка 8. Игра «Слушай хлопки» 9. Рефлексия | 1-я неделя марта | 30 мин |
| |||||
Занятие 23 | 1.Повышение мотивационной готовности;
2. Развитие внимания и произвольности; 3. Тренировка моторики руки. | .
1. Упражнение «Школьные правила» 2. Упр. «Ритм» 3. Корректурная проба 4. Упр. Для коррекции зрения 5. Работа в тетрадях 6. Пальчиковая гимнастика 7. Графический диктант 8. Физ. минутка 9. Игра «Отгадай, что это» 10. Рефлексия | 2-я неделя марта | 30 мин |
| |||||
Занятие 24.
| 1.Повышение мотивационной готовности;
2. Развитие речи и мышления; 3. Развитие слухового внимания; 4. развитие слухо-моторной координации. | 1. Упражнение «Школьные правила»
2. Упр. «Запомни точно» 3. Корректурная проба 4. Физ. минутка «Четыре стихии» 5. Работа в тетрадях 6. Пальчиковая гимнастика 7. Графический диктант 8. упр. «Продолжи ряд, начатый художником» 9. Игра «Кто знает, пусть дальше считает» 10. Рефлексия | 3-я неделя марта | 30 мин |
| |||||
Занятие 25.
| 1.Повышение мотивационной готовности;
2.Развитие речи и мышления; 3. Развитие зрительной памяти; 4. Развитие внимания и мышления | 1. Упражнение «Школьные правила»
Упр. «Запомни точно» 2. Корректурная проба 3. Игра «Кто знает, пусть дальше считает» 4. Графический диктант 5. Физ. минутка «Четыре стихии» 6. Упр. «Найди такую же картинку» 7. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки» 8. Рефлексия | 4-я неделя марта | 30 мин |
| |||||
Занятие 26 | 1.Повышение мотивационной готовности;
2. Развитие произвольности; 3. Тренировка объема внимания и его переключения | 1. Упр. «Упражнение «Школьные правила»
2. Корректурная проба 3. Игра «Кто знает, пусть дальше считает» 4. Графический диктант 5. Физ. минутка «Четыре стихии» 6. Упр. «Найди тень» 7. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки» 8. Рефлексия | 1-я неделя апреля | 30 мин |
| |||||
Занятие 27 | 1.Повышение мотивационной готовности;
2. Развитие внимания и произвольности; 3. Развитие речи, мышления и воображения; 4. Тренировка тонкой моторики. | 1. Упражнение «Школьные правила»
Игра «Слушай внимательно» 2. Игра «Что изменилось» 3. Сказка о внимательном Иванушке 4. Корректурная проба 5. Физ. минутка «Четыре стихии» 6. Подвижная игра по желанию детей 7. Рефлексия | 2-я неделя апреля | 30 мин |
| |||||
Занятие 28 Итоговое | Закрепление пройденного материала
| Интерактивная интеллектуальная викторина «АБВГДейка» | 30 мин |
| ||||||
Раздел 3 Повторная диагностика познавательных способностей детей |
| |||||||||
Диагностическое занятие | Отслеживание результативности программы | Диагностические задания
1. Мотивационная готовность. Методика «Персонификация мотивов» (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер) 2. Оценка переключения и распределения внимания Методика Пьера-Рузера «Проставь значки», (модифицированная Л.В. Венгером, Ю.В. Тихоновой). 3. Зрительно-моторная координация Методика Н.И. Гуткиной «Домик». 4. Развитие произвольности Методика «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин). | 1-я неделя мая |
| ||||||
1. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников.-М.,2008.
2. Интернет источники.
3. Бережнова О.В. Вариативные формы организации предшкольного образования. «Детство-пресс», 2010.
4. Айзман Р., Жарова Г. и др. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. -М., 2006.
5. Андреева Е.Д., Вохмянина Т.В. Программа работы психолога в детском дошкольном учреждении. -М., 1994. 6. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. — М., 2007. Учебно-методический комплект
Занятие №1 Задачи:
v развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу;
v знакомство со школьными правилами;
v развитие произвольного поведения;
v диагностика тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации.
Материалы:
колокольчик, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик», подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши. Ход занятия
Психолог звонит в колокольчик и произносит:
— У меня в руках звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сядем,
Баловство свое оставим,
Нет, игрушки не бери,
Нам нужнее «Буквари»!
Дети садятся за столы.
(2-3 мин.) Упражнение «Школьные правила»
Психолог читает рифмовку:
— Учитель входит — надо встать,
Когда он сесть позволит — сядь.
Ответить хочешь — не спеши,
А только руку подними.
Затем дети, произнося слова рифмовки, выполняют описываемые в ней действия.
( 3 мин.) Упражнение «А в школе… »
Дети хором отвечают на вопросы психолога:
— В детском саду — воспитательница, а в школе кто?
— В детском саду вас называют детьми, а в школе?
— В детском саду — столы, а в школе?
— В детском саду — группы, а в школе?
— В детском саду — занятия, а в школе?
— В детском саду главная — заведующая, а в школе?
— В детском саду вы играете, а в школе что вы будете делать?
— Утром вы завтракаете, а днем?
-Дома вы играете, а на улице? И т.д.
(7 мин.) Задание для диагностики тонкой моторики,произвольности и зрительно-моторной координации
Дети садятся за столы.
Психолог раздает им подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик» и предлагает «скопировать» рисунок: ( 2-мин.) Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел:
Ключик, видно, не нашел
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
Графический диктант.
Заключительный этап
По окончании занятия психолог звонит в колокольчик и говорит: — Вот опять звенит звонок
И кончается урок.
Все мы славно потрудились,
И чему-то научились.
Всем спасибо, все были сегодня молодцы! Не спеша встаем из-за столов, оставляем на них листики, задвигаем стульчики и дружно друг за другом идем в группу. До свидания!
14 октября 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей