В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Работа с детьми младшего школьного возраста по развитию изобразительных способностей в аппликации.

Работа с детьми младшего школьного возраста по развитию изобразительных способностей в аппликации.

Елена Суханова
Тип материала: Планирование
просмотров: 4976
Краткое описание
Обучение  различным техникам создания аппликации, от простых до сложных. Приемлимая  организация работы с ножницами, клеем. Усовершенствование этих техник. Построение изобразительной  аппликационной деятельности в раннем возрасте, ввиду особенности детской активности,эмоционального отклика  в готовности что-то творить. Какие  творческие задачи можно ставить перед детьми в разном возрасте. Использование  разного материала и нетрадиционных техник.    
Описание
ГБ ДОУ Детский сад № 61 комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт-Петербург Работа с детьми младшего школьного возраста по развитию изобразительных способностей в аппликации. подготовила Суханова Елена Васильевна Воспитатель ГБДОУ д/с № 61 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт- Петербурга «Ягодка» Санкт-Петербург 2013 Обучая детей аппликации, педагог решает следующие общие задачи: 1. Формирует умение составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы. 2. Формирует умение составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет. 3. Учит овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов, а также техникой прикрепления их к основе. 4. Формирует чувство цвета, учит распознавать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания. 5. Формирует чувство формы, пропорции. Композиции. Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируется с учетом накопления опыта и развития ребенка. Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период для развития детской активности и самостоятельности. Педагогические задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны: 1. Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал. Который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по-разному шуршит. 2. Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др. 3. Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого что-либо, готовность соучаствовать с ним и создание элементарных художественных поделок. 4. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять. 5. Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться вслед за взрослыми. Содержание работ в этом возрасте своеобразное: полуобъемная (из бумажных комочков, шариков) и мозаичная (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы (цветные шары, веточка с ягодками рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др.). Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п. Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представления о ней как способе изображения с помощью бумаги. Преобразованной руками или с использованием инструмента ножниц. Следует заметить, что некоторые авторы (Д.Л. Воробьева) предлагают детям ножницы с 2,5 лет) Это расширяет возможности детей в дальнейшем выполнении аппликации, так как они к 3 – 3,5 годам могут сами подготовить для работы некоторые геометрические формы отрезать квадраты от полоски бумаги по намеченной педагогам линии или разрезать, но сгибу, деля полоску пополам. В этом случае дети раньше овладевают разрезанием ткани и вырезанием из нее, что позволяет обогатить содержание аппликативных работ детей в средней группе. Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудии, показать приемы использования материалов и т.д. в совместной с ним деятельности. Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие (сминание бумаги в комочек, скалывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл. Действия детей с бумагой постепенно усложняются. Но и более простое действие – это отрывание затем сминание – сначала крупных комочков (до 1 см в диаметре), потом мелких, а затем скатывание шариков, самое сложное это разрезание бумаги ножницами. Для чего необходимо разнообразие действий с бумагой и постепенное их усложнение? Во-первых, в зависимости от того. Что используется для создания аппликации (кусочек, комочек или шарик), дети учатся передавать специфику изображаемого предмета. Например, с помощью кусочков лучше сделать дерево, праздничный салют, из комочков – веточку мимозы, сирени, нарядную елку. Во-вторых, по-разному действует рука ребенка: то вся кисть, то ладонь, то пальцы, то кончики пальцев. Это своеобразная гимнастика для руки, подготавливающая ее к более сложным, требующим тонкой координации действиям с бумагой и с другими материалами, с орудиями. Первые совместные с взрослыми ручные результативнее действия, включенные в контекст создания определенного «продукта» эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвела; они еще самостоятельно не замысливают изображения, но уже на 4 году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи: 1. Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике. Расширение используемых форм идет в соответствии с ознакомлением с ними на занятиях по математике. 2. Учить дошкольников составлять из главных форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.) и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.). 3. Учить ребят правильно держать ножницы. Разрезать узкие полоски бумаги, согнутые пополам по сгибу, а затем более широкие несколькими взмахами ножниц. 4. учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края. 5. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листке, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь. 6. Воспитывать у дошкольников художественный вкус: видеть сочетание цвета, использовать в работе все цвета спектра; выполнять узоры в «холодных» и « теплых» тонах; находить углы, середину листа бумаги и в них располагать детали узора. Опыт, накопленный в младших группах, позволяет усложнить технику, разнообразить материал и обогатить содержание аппликации в средней группе, где решаются более сложные задачи: 1. Учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумаги, ткани) простыми способами – отрезать, разрезать, вырезать по контуру. 2. Приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, корректировать способы приклеивания листьев на основу. 3. Обогащать содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных). 4. Учить ребят располагать детали на округых формах: овале, круге, розетке. Перспективное планирование работы с детьми младшего школьного возраста по развитию изобразительных способностей в аппликации.
Месяц Лексическая тема Аппликация Материал
Сентябрь -наша группа -игры и игрушки -труд помощника воспитателя -друзья «Разные игрушки, в которые мы любим играть» (предметная аппликация) Игрушка или картинка гусеницы. Круги диаметром 3 см и 1,5 см разного цвета, клей, кисточка, клеенка, салфетка.
«Мы улыбаемся друг другу» (сюжетная аппликация) Контуры лиц мальчиков и девочек, карандаши. Клей, кисти, салфетки, лист ватмана.
Октябрь -учимся знакомиться -осень -фрукты -овощи Комплект аппликации « падают, падают листья, в нашем саду листопад» (предметная аппликация) Ватман, листья, клей, кисть, салфетка
«Папа дома, мамы нет. Папе кто подаст обед?» Клей, кисти, салфетки, трафареты овощей, силуэты большой кастрюли.
Ноябрь -грибы -дикие животные -домашние животные -птицы «Зайчик» (предметная аппликация) Кисть, клей, салфетки формы
«Цыплятки» (сюжетная аппликация) Кисть, клей, салфетки формы
Декабрь -домашние обитатели -Транспорт -дорожная безопасность -Новый год «Автобус для зверят» (сюжетная аппликация) Бумага для аппликации, клей, кисти, силуэты автобусов, готовые силуэты животных
«Светофор» (предметная аппликация) Трафарет светофоров для каждого ребенка по 3 сигнала квадратной бумаги (красный, желтый, зеленый) кисти, клей, салфетки
Январь -труд повара -зима -у кого какие шубки -зимние развлечения «Рождественский сапожок» (декоративная аппликация) Трафарет сапожка, снежинки разной формы и величины, клей, кисти, салфетки
Оденем кукол на прогулку (декоративная аппликация) Образы шапочек, шарфов, рукавов, заготовки для украшения в виде кружков, треугольников, квадратов, клей, кисти, салфетки
Февраль -труд врача -здоровье — папа -наши добрые дела «Строим детскую больницу» (предметная аппкликация) Готовые формы для изображения домиков, полоски бумаги, клей, салфетки, клеенки
«Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты» (декоративная аппликация) «Сердце» на каждого ребенка, цветы, клей, кисти, салфетки.
Март -я и моя мама -семья -гости -квартира «Цветы для мамы» (предметная аппкликация) Объемные цветы, нитки разного цвета и длины, клей, кисти и салфетки.
«Стирка» (предметная аппкликация) Лист бумаги на каждого ребенка, силуэты маечек, носочков, шортиков, клей, кисти, салфетки, клеенка
Апрель -город -пожарная безопасность -игрушки -магазин «Пожарная лестница» (Предметная аппликация) Клей, кисточки, бумага, рисунки пожарной машины без лестницы
«Магазин игрушек» (Предметная аппликация) Разнообразные игрушки, клей, кисточки, клеенка, салфетки
Май -весна -водичка-водичка -труд взрослых -цветы «Сирень в корзине» (Предметная аппликация) Большой лист бумаги с нарисованной корзиной, разноцветная бумага. Клей, кисти, клеенка, салфетка. Объемная аппликация, метод обрыва.
«Украсим клумбу» (Сюжетная аппликация) Трафареты цветов, полоски, трафареты насекомых, бумага, круги форм, клей, кисти, салфетки.
Список используемой литературы: 1. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Младшая группа. Авт.-сост. О.И.Бочкарёва. Изд-во: «Корифей», Волгоград- 2009 2. Бембель Т.О.Ваш ребенок хочет рисовать: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. Изд-во: Беларусь, Минск-2000 3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н.Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст, Изд-во Педагогическое общество России, Москва – 2003 4.И.Васильева.Нарисуй пальчиками. Друзья-зверята, Изд-во: Стрекоза, М-2012 5. Художник Сергей Михайлов. Аппликация для малышей ООО Издательский дом «Детский мир» 6. Чудо-пчелка. Готовые уроки для самых маленьких. 1-ый уровень, Изд-во: Умница, М – 2001 7. Баранова И. Аппликация. Сделай сам. Слоник, Изд-во: Хатбер, М-2009

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Развитие изобраз.способн. в аппликации.doc Скачать

ГБ ДОУ Детский сад № 61 комбинированного вида

Фрунзенского района г. Санкт-Петербург













Работа с детьми младшего школьного возраста по развитию изобразительных способностей в аппликации.
















подготовила

Суханова Елена Васильевна

Воспитатель ГБДОУ д/с № 61

комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-

Петербурга «Ягодка»








Санкт-Петербург 2013





Обучая детей аппликации, педагог решает следующие общие задачи:

1. Формирует умение составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.

2. Формирует умение составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.

3. Учит овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов, а также техникой прикрепления их к основе.

4. Формирует чувство цвета, учит распознавать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

5. Формирует чувство формы, пропорции. Композиции. Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируется с учетом накопления опыта и развития ребенка.

Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период для развития детской активности и самостоятельности.

Педагогические задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:

1. Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал. Который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по-разному шуршит.

2. Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого что-либо, готовность соучаствовать с ним и создание элементарных художественных поделок.

4. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.

5. Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться вслед за взрослыми.

Содержание работ в этом возрасте своеобразное: полуобъемная (из бумажных комочков, шариков) и мозаичная (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы (цветные шары, веточка с ягодками рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др.).

Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п. Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представления о ней как способе изображения с помощью бумаги. Преобразованной руками или с использованием инструмента ножниц.

Следует заметить, что некоторые авторы (Д.Л. Воробьева) предлагают детям ножницы с 2,5 лет) Это расширяет возможности детей в дальнейшем выполнении аппликации, так как они к 3 – 3,5 годам могут сами подготовить для работы некоторые геометрические формы отрезать квадраты от полоски бумаги по намеченной педагогам линии или разрезать, но сгибу, деля полоску пополам. В этом случае дети раньше овладевают разрезанием ткани и вырезанием из нее, что позволяет обогатить содержание аппликативных работ детей в средней группе.

Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудии, показать приемы использования материалов и т.д. в совместной с ним деятельности.

Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие (сминание бумаги в комочек, скалывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл.

Действия детей с бумагой постепенно усложняются. Но и более простое действие – это отрывание затем сминание – сначала крупных комочков (до 1 см в диаметре), потом мелких, а затем скатывание шариков, самое сложное это разрезание бумаги ножницами.

Для чего необходимо разнообразие действий с бумагой и постепенное их усложнение? Во-первых, в зависимости от того. Что используется для создания аппликации (кусочек, комочек или шарик), дети учатся передавать специфику изображаемого предмета. Например, с помощью кусочков лучше сделать дерево, праздничный салют, из комочков – веточку мимозы, сирени, нарядную елку. Во-вторых, по-разному действует рука ребенка: то вся кисть, то ладонь, то пальцы, то кончики пальцев. Это своеобразная гимнастика для руки, подготавливающая ее к более сложным, требующим тонкой координации действиям с бумагой и с другими материалами, с орудиями.

Первые совместные с взрослыми ручные результативнее действия, включенные в контекст создания определенного «продукта» эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвела; они еще самостоятельно не замысливают изображения, но уже на 4 году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи:

1. Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике. Расширение используемых форм идет в соответствии с ознакомлением с ними на занятиях по математике.

2. Учить дошкольников составлять из главных форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.) и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.).

3. Учить ребят правильно держать ножницы. Разрезать узкие полоски бумаги, согнутые пополам по сгибу, а затем более широкие несколькими взмахами ножниц.

4. учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.

5. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листке, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

6. Воспитывать у дошкольников художественный вкус: видеть сочетание цвета, использовать в работе все цвета спектра; выполнять узоры в «холодных» и « теплых» тонах; находить углы, середину листа бумаги и в них располагать детали узора.

Опыт, накопленный в младших группах, позволяет усложнить технику, разнообразить материал и обогатить содержание аппликации в средней группе, где решаются более сложные задачи:

1. Учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумаги, ткани) простыми способами – отрезать, разрезать, вырезать по контуру.

2. Приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, корректировать способы приклеивания листьев на основу.

3. Обогащать содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).

4. Учить ребят располагать детали на округых формах: овале, круге, розетке.

























Перспективное планирование работы с детьми младшего школьного возраста по развитию изобразительных способностей в аппликации.

Месяц

Лексическая тема

Аппликация

Материал

Сентябрь

-наша группа

-игры и игрушки

-труд помощника воспитателя

-друзья

«Разные игрушки, в которые мы любим играть» (предметная аппликация)






Игрушка или картинка гусеницы. Круги диаметром 3 см и 1,5 см разного цвета, клей, кисточка, клеенка, салфетка.

«Мы улыбаемся друг другу» (сюжетная аппликация)

Контуры лиц мальчиков и девочек, карандаши. Клей, кисти, салфетки, лист ватмана.

Октябрь

-учимся знакомиться

-осень

-фрукты

-овощи

Комплект аппликации « падают, падают листья, в нашем саду листопад» (предметная аппликация)

Ватман, листья, клей, кисть, салфетка

«Папа дома, мамы нет. Папе кто подаст обед?»

Клей, кисти, салфетки, трафареты овощей, силуэты большой кастрюли.

Ноябрь

-грибы

-дикие животные

-домашние животные

-птицы

«Зайчик» (предметная аппликация)

Кисть, клей, салфетки формы

«Цыплятки» (сюжетная аппликация)

Кисть, клей, салфетки формы

Декабрь

-домашние обитатели

-Транспорт

-дорожная безопасность

-Новый год

«Автобус для зверят» (сюжетная аппликация)




Бумага для аппликации, клей, кисти, силуэты автобусов, готовые силуэты животных

«Светофор» (предметная аппликация)

Трафарет светофоров для каждого ребенка по 3 сигнала квадратной бумаги (красный, желтый, зеленый) кисти, клей, салфетки

Январь

-труд повара

-зима

-у кого какие шубки

-зимние развлечения

«Рождественский сапожок» (декоративная аппликация)

Трафарет сапожка, снежинки разной формы и величины, клей, кисти, салфетки

Оденем кукол на прогулку (декоративная аппликация)

Образы шапочек, шарфов, рукавов, заготовки для украшения в виде кружков, треугольников, квадратов, клей, кисти, салфетки

Февраль

-труд врача

-здоровье

- папа

-наши добрые дела

«Строим детскую больницу» (предметная аппкликация)

Готовые формы для изображения домиков, полоски бумаги, клей, салфетки, клеенки

«Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты» (декоративная аппликация)

«Сердце» на каждого ребенка, цветы, клей, кисти, салфетки.

Март

-я и моя мама

-семья

-гости

-квартира

«Цветы для мамы» (предметная аппкликация)

Объемные цветы, нитки разного цвета и длины, клей, кисти и салфетки.

«Стирка» (предметная аппкликация)

Лист бумаги на каждого ребенка, силуэты маечек, носочков, шортиков, клей, кисти, салфетки, клеенка

Апрель

-город

-пожарная безопасность

-игрушки

-магазин

«Пожарная лестница» (Предметная аппликация)

Клей, кисточки, бумага, рисунки пожарной машины без лестницы

«Магазин игрушек» (Предметная аппликация)

Разнообразные игрушки, клей, кисточки, клеенка, салфетки

Май

-весна

-водичка-водичка

-труд взрослых

-цветы

«Сирень в корзине» (Предметная аппликация)

Большой лист бумаги с нарисованной корзиной, разноцветная бумага. Клей, кисти, клеенка, салфетка. Объемная аппликация, метод обрыва.

«Украсим клумбу» (Сюжетная аппликация)

Трафареты цветов, полоски, трафареты насекомых, бумага, круги форм, клей, кисти, салфетки.

























Список используемой литературы:





1. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Младшая группа. Авт.-сост. О.И.Бочкарёва. Изд-во: «Корифей», Волгоград- 2009

2. Бембель Т.О. Ваш ребенок хочет рисовать: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. Изд-во: Беларусь, Минск-2000

3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст, Изд-во Педагогическое общество России, Москва – 2003

4.И.Васильева. Нарисуй пальчиками. Друзья-зверята, Изд-во: Стрекоза, М-2012

5. Художник Сергей Михайлов. Аппликация для малышей ООО Издательский дом "Детский мир"

6. Чудо-пчелка. Готовые уроки для самых маленьких. 1-ый уровень, Изд-во: Умница , М – 2001

7. Баранова И. Аппликация. Сделай сам. Слоник, Изд-во: Хатбер,М-2009



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос