Работа с детьми младшего школьного возраста по развитию изобразительных способностей в аппликации.
Месяц | Лексическая тема | Аппликация | Материал |
Сентябрь | -наша группа -игры и игрушки -труд помощника воспитателя -друзья | «Разные игрушки, в которые мы любим играть» (предметная аппликация) | Игрушка или картинка гусеницы. Круги диаметром 3 см и 1,5 см разного цвета, клей, кисточка, клеенка, салфетка. |
«Мы улыбаемся друг другу» (сюжетная аппликация) | Контуры лиц мальчиков и девочек, карандаши. Клей, кисти, салфетки, лист ватмана. | ||
Октябрь | -учимся знакомиться -осень -фрукты -овощи | Комплект аппликации « падают, падают листья, в нашем саду листопад» (предметная аппликация) | Ватман, листья, клей, кисть, салфетка |
«Папа дома, мамы нет. Папе кто подаст обед?» | Клей, кисти, салфетки, трафареты овощей, силуэты большой кастрюли. | ||
Ноябрь | -грибы -дикие животные -домашние животные -птицы | «Зайчик» (предметная аппликация) | Кисть, клей, салфетки формы |
«Цыплятки» (сюжетная аппликация) | Кисть, клей, салфетки формы | ||
Декабрь | -домашние обитатели -Транспорт -дорожная безопасность -Новый год | «Автобус для зверят» (сюжетная аппликация) | Бумага для аппликации, клей, кисти, силуэты автобусов, готовые силуэты животных |
«Светофор» (предметная аппликация) | Трафарет светофоров для каждого ребенка по 3 сигнала квадратной бумаги (красный, желтый, зеленый) кисти, клей, салфетки | ||
Январь | -труд повара -зима -у кого какие шубки -зимние развлечения | «Рождественский сапожок» (декоративная аппликация) | Трафарет сапожка, снежинки разной формы и величины, клей, кисти, салфетки |
Оденем кукол на прогулку (декоративная аппликация) | Образы шапочек, шарфов, рукавов, заготовки для украшения в виде кружков, треугольников, квадратов, клей, кисти, салфетки | ||
Февраль | -труд врача -здоровье — папа -наши добрые дела | «Строим детскую больницу» (предметная аппкликация) | Готовые формы для изображения домиков, полоски бумаги, клей, салфетки, клеенки |
«Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты» (декоративная аппликация) | «Сердце» на каждого ребенка, цветы, клей, кисти, салфетки. | ||
Март | -я и моя мама -семья -гости -квартира | «Цветы для мамы» (предметная аппкликация) | Объемные цветы, нитки разного цвета и длины, клей, кисти и салфетки. |
«Стирка» (предметная аппкликация) | Лист бумаги на каждого ребенка, силуэты маечек, носочков, шортиков, клей, кисти, салфетки, клеенка | ||
Апрель | -город -пожарная безопасность -игрушки -магазин | «Пожарная лестница» (Предметная аппликация) | Клей, кисточки, бумага, рисунки пожарной машины без лестницы |
«Магазин игрушек» (Предметная аппликация) | Разнообразные игрушки, клей, кисточки, клеенка, салфетки | ||
Май | -весна -водичка-водичка -труд взрослых -цветы | «Сирень в корзине» (Предметная аппликация) | Большой лист бумаги с нарисованной корзиной, разноцветная бумага. Клей, кисти, клеенка, салфетка. Объемная аппликация, метод обрыва. |
«Украсим клумбу» (Сюжетная аппликация) | Трафареты цветов, полоски, трафареты насекомых, бумага, круги форм, клей, кисти, салфетки. |
ГБ ДОУ Детский сад № 61 комбинированного вида
Фрунзенского района г. Санкт-Петербург
Работа с детьми младшего школьного возраста по развитию изобразительных способностей в аппликации.
подготовила
Суханова Елена Васильевна
Воспитатель ГБДОУ д/с № 61
комбинированного вида
Фрунзенского района Санкт-
Петербурга «Ягодка»
Санкт-Петербург 2013
Обучая детей аппликации, педагог решает следующие общие задачи:
1. Формирует умение составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.
2. Формирует умение составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.
3. Учит овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов, а также техникой прикрепления их к основе.
4. Формирует чувство цвета, учит распознавать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.
5. Формирует чувство формы, пропорции. Композиции. Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируется с учетом накопления опыта и развития ребенка.
Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период для развития детской активности и самостоятельности.
Педагогические задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:
1. Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал. Который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по-разному шуршит.
2. Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого что-либо, готовность соучаствовать с ним и создание элементарных художественных поделок.
4. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.
5. Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться вслед за взрослыми.
Содержание работ в этом возрасте своеобразное: полуобъемная (из бумажных комочков, шариков) и мозаичная (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы (цветные шары, веточка с ягодками рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др.).
Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п. Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представления о ней как способе изображения с помощью бумаги. Преобразованной руками или с использованием инструмента ножниц.
Следует заметить, что некоторые авторы (Д.Л. Воробьева) предлагают детям ножницы с 2,5 лет) Это расширяет возможности детей в дальнейшем выполнении аппликации, так как они к 3 – 3,5 годам могут сами подготовить для работы некоторые геометрические формы отрезать квадраты от полоски бумаги по намеченной педагогам линии или разрезать, но сгибу, деля полоску пополам. В этом случае дети раньше овладевают разрезанием ткани и вырезанием из нее, что позволяет обогатить содержание аппликативных работ детей в средней группе.
Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудии, показать приемы использования материалов и т.д. в совместной с ним деятельности.
Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие (сминание бумаги в комочек, скалывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл.
Действия детей с бумагой постепенно усложняются. Но и более простое действие – это отрывание затем сминание – сначала крупных комочков (до 1 см в диаметре), потом мелких, а затем скатывание шариков, самое сложное это разрезание бумаги ножницами.
Для чего необходимо разнообразие действий с бумагой и постепенное их усложнение? Во-первых, в зависимости от того. Что используется для создания аппликации (кусочек, комочек или шарик), дети учатся передавать специфику изображаемого предмета. Например, с помощью кусочков лучше сделать дерево, праздничный салют, из комочков – веточку мимозы, сирени, нарядную елку. Во-вторых, по-разному действует рука ребенка: то вся кисть, то ладонь, то пальцы, то кончики пальцев. Это своеобразная гимнастика для руки, подготавливающая ее к более сложным, требующим тонкой координации действиям с бумагой и с другими материалами, с орудиями.
Первые совместные с взрослыми ручные результативнее действия, включенные в контекст создания определенного «продукта» эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвела; они еще самостоятельно не замысливают изображения, но уже на 4 году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи:
1. Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике. Расширение используемых форм идет в соответствии с ознакомлением с ними на занятиях по математике.
2. Учить дошкольников составлять из главных форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.) и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.).
3. Учить ребят правильно держать ножницы. Разрезать узкие полоски бумаги, согнутые пополам по сгибу, а затем более широкие несколькими взмахами ножниц.
4. учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.
5. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листке, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.
6. Воспитывать у дошкольников художественный вкус: видеть сочетание цвета, использовать в работе все цвета спектра; выполнять узоры в «холодных» и « теплых» тонах; находить углы, середину листа бумаги и в них располагать детали узора.
Опыт, накопленный в младших группах, позволяет усложнить технику, разнообразить материал и обогатить содержание аппликации в средней группе, где решаются более сложные задачи:
1. Учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумаги, ткани) простыми способами – отрезать, разрезать, вырезать по контуру.
2. Приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, корректировать способы приклеивания листьев на основу.
3. Обогащать содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).
4. Учить ребят располагать детали на округых формах: овале, круге, розетке.
Перспективное планирование работы с детьми младшего школьного возраста по развитию изобразительных способностей в аппликации.
Месяц |
Лексическая тема |
Аппликация |
Материал |
Сентябрь |
-наша группа -игры и игрушки -труд помощника воспитателя -друзья |
«Разные игрушки, в которые мы любим играть» (предметная аппликация)
|
Игрушка или картинка гусеницы. Круги диаметром 3 см и 1,5 см разного цвета, клей, кисточка, клеенка, салфетка. |
«Мы улыбаемся друг другу» (сюжетная аппликация) |
Контуры лиц мальчиков и девочек, карандаши. Клей, кисти, салфетки, лист ватмана. |
||
Октябрь |
-учимся знакомиться -осень -фрукты -овощи |
Комплект аппликации « падают, падают листья, в нашем саду листопад» (предметная аппликация) |
Ватман, листья, клей, кисть, салфетка |
«Папа дома, мамы нет. Папе кто подаст обед?» |
Клей, кисти, салфетки, трафареты овощей, силуэты большой кастрюли. |
||
Ноябрь |
-грибы -дикие животные -домашние животные -птицы |
«Зайчик» (предметная аппликация) |
Кисть, клей, салфетки формы |
«Цыплятки» (сюжетная аппликация) |
Кисть, клей, салфетки формы |
||
Декабрь |
-домашние обитатели -Транспорт -дорожная безопасность -Новый год |
«Автобус для зверят» (сюжетная аппликация)
|
Бумага для аппликации, клей, кисти, силуэты автобусов, готовые силуэты животных |
«Светофор» (предметная аппликация) |
Трафарет светофоров для каждого ребенка по 3 сигнала квадратной бумаги (красный, желтый, зеленый) кисти, клей, салфетки |
||
Январь |
-труд повара -зима -у кого какие шубки -зимние развлечения |
«Рождественский сапожок» (декоративная аппликация) |
Трафарет сапожка, снежинки разной формы и величины, клей, кисти, салфетки |
Оденем кукол на прогулку (декоративная аппликация) |
Образы шапочек, шарфов, рукавов, заготовки для украшения в виде кружков, треугольников, квадратов, клей, кисти, салфетки |
||
Февраль |
-труд врача -здоровье - папа -наши добрые дела |
«Строим детскую больницу» (предметная аппкликация) |
Готовые формы для изображения домиков, полоски бумаги, клей, салфетки, клеенки |
«Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты» (декоративная аппликация) |
«Сердце» на каждого ребенка, цветы, клей, кисти, салфетки. |
||
Март |
-я и моя мама -семья -гости -квартира |
«Цветы для мамы» (предметная аппкликация) |
Объемные цветы, нитки разного цвета и длины, клей, кисти и салфетки. |
«Стирка» (предметная аппкликация) |
Лист бумаги на каждого ребенка, силуэты маечек, носочков, шортиков, клей, кисти, салфетки, клеенка |
||
Апрель |
-город -пожарная безопасность -игрушки -магазин |
«Пожарная лестница» (Предметная аппликация) |
Клей, кисточки, бумага, рисунки пожарной машины без лестницы |
«Магазин игрушек» (Предметная аппликация) |
Разнообразные игрушки, клей, кисточки, клеенка, салфетки |
||
Май |
-весна -водичка-водичка -труд взрослых -цветы |
«Сирень в корзине» (Предметная аппликация) |
Большой лист бумаги с нарисованной корзиной, разноцветная бумага. Клей, кисти, клеенка, салфетка. Объемная аппликация, метод обрыва. |
«Украсим клумбу» (Сюжетная аппликация) |
Трафареты цветов, полоски, трафареты насекомых, бумага, круги форм, клей, кисти, салфетки. |
Список используемой литературы:
1. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Младшая группа. Авт.-сост. О.И.Бочкарёва. Изд-во: «Корифей», Волгоград- 2009
2. Бембель Т.О. Ваш ребенок хочет рисовать: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. Изд-во: Беларусь, Минск-2000
3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст, Изд-во Педагогическое общество России, Москва – 2003
4.И.Васильева. Нарисуй пальчиками. Друзья-зверята, Изд-во: Стрекоза, М-2012
5. Художник Сергей Михайлов. Аппликация для малышей ООО Издательский дом "Детский мир"
6. Чудо-пчелка. Готовые уроки для самых маленьких. 1-ый уровень, Изд-во: Умница , М – 2001
7. Баранова И. Аппликация. Сделай сам. Слоник, Изд-во: Хатбер,М-2009
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»