Душа русского народа в музыке С.В.Рахманинова
Методическое сопровождение
1.
-
фамилия, имя, отчество автора:
Мохнаткина Светлана Валерьевна
-
место проживания (город), область, край, регион:
г. Тарко-Сале, Пуровский район, ЯНАО
-
название учебного заведения:
МБОУ «СОШ № 2»
-
дисциплина:
Музыка (искусство)
-
тема:
Урок концерт – беседа «Душа русского народа в музыке
С.В. Рахманинова»
-
класс (курс)
4
2.
-
количество слайдов:
13
-
среда (редактор), в которой выполнена презентация:
Microsoft Power Point 2007
-
цель использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации:
-
нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине,
- воспитать нравственно-эстетические чувства: любовь к родной природе, своему народу, Родине;
-познакомить учащихся с выдающимся русским композитором и пианистом - С.В.Рахманиновым;
- приобщить к музыкальным ценностям мировой музыкальной культуры и способствовать эмоциональной отзывчивости через знакомство с произведениями С.В.Рахманинова;
- формировать потребность в общении с музыкой;
- познакомить с новыми музыкальными жанрами;
- разучить «Песню о Родине» В.Локтева.
Слайд 1 |
Титульный лист |
Слайд 2 |
Картины природы |
Слайд 3 |
Портрет Сергея Васильевича Рахманинова |
Слайд 4 |
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (за роялем С.Рахманинов) |
Слайд 5 |
«Вокализ» С.Рахманинов. Портрет А.В. Неждановой |
Слайд 6 |
Россия – Родина моя. Тема «Душа русского народа в музыке С.В.Рахманинова» (для работы в тетрадях) |
Слайд 7 |
С.В.Рахманинов концерт для фортепиано с оркестром № 3, «Вокализ» (для работы в тетрадях) |
Слайд 8 |
Жанры: концерт, вокализ (для работы в тетрадях) |
Слайд 9 |
«Песня о России» В.Локтев (текст 1-ого куплета) |
Слайд 10 |
«Песня о России» В.Локтев (текст припева) |
Слайд 11 |
Картины природы |
Слайд 12 |
Интернет- ресурсы. Источники |
Слайд 13 |
Заключительный |
Справка об использованных источниках:
1.Воспоминания о Рахманинове. Издание пятое, дополненное. Москва «Музыка» 1988
2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Учебник для учащихся 4 класса начальной школы. Москва «Просвещение» 2002
3. Соколова О.И. Сергей Рахманинов. Второе издание. Москва «Музыка» 1984
4. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для учителя / Сост.: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2000
Интернет источники
сезоны-года.рф/картины%20природы.html http://laronyka.ya.ru/replies.xml?item_no=43
http://to-name.ru/biography/sergej-rahmaninov.htm
http://www.photoclip.ru/index.php?show_aux_page=50
Мохнаткина Светлана Валерьевна
г. Тарко-Сале Пуровский район ЯНАО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Музыка
Учебник «Музыка» для учащихся 4 класса начальной школы
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Раздел: «Вся Россия просится в песню»
Тема: «Душа русского народа в музыке С.В.Рахманинова»
Тип урока: концерт - беседа
4 класс
Продолжительность урока 40 минут
2013 год
Цели: обобщение понятия мелодия; воспитание чувства патриотизма, любви к Родине; знакомство с произведениями С.В.Рахманинова; музыкальными жанрами – «концерт», «вокализ»; разучивание «Песни о России» В.Локтева.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно исполнять песню; будут знать новые музыкальные жанры; узнавать музыку при будущем прослушивании; знать русского композитора С.В.Рахманинова.
Тип урока: концерт – беседа
Музыкальное сопровождение: ученики входят перед началом урока и выходят из кабинета по окончании урока под музыку
Дидактическое обеспечение: компьютерная презентация.
Оборудование: видеопроектор, компьютер, экран, фортепиано, магнитофон.
Разрабатывая и проводя урок, мне хотелось показать детям, что музыка является отражением не только эмоций и переживаний композитора, но и его любви к своей стране и Родине.
Ход урока
Организационный момент
Приложение 1. Слайд 2
- Здрав-ствуй-те де-ти (музыкальное приветствие учителя).
- Здрав-ствуй-те (музыкальное приветствие детей).
Вступительное слово учителя
Мы с вами живем в мире, в котором слышим музыку, она звучит постоянно. Музыка различается по жанрам, стилям, по способу воплощения, исполнению. Говорят, музыка приходит к нам из космоса, а композиторы ее рисуют музыкальными красками. Они создают образы, которые видели, представляли: фантастические и реальные, навеянные литературными или художественными произведениями. Среди множества музыкальных сочинений есть особенно близкие нам, и, слушая их, возникает образ нашей Родины, а это дорого каждому русскому человеку.
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору…»,- эти слова принадлежат великому русскому композитору П.И.Чайковскому. Наверное, каждый композитор желал бы этого.
Музыка становиться близкой и родной лишь тогда, когда находит отклик в душе человека. Это напоминает прорастание зернышка. Услышал музыку -
- зернышко упало в землю, ты запомнил ее - оно пустило корни, напеваешь – зернышко пустило стебелек, ты поделился музыкой с друзьями - оно превратилось в цветок.
- А что, по-вашему, в музыке является зернышком? (Мелодия)
Знакомство с новым материалом
Приложение 1. Слайд 3
Мелодию, которую вы сейчас услышите, написана замечательным русским музыкантом - С.В.Рахманиновым. Сергей Васильевич был воспитанником Московской консерватории, закончив ее по классу фортепиано и композиции. Он был не только великолепным пианистом, композитором, но и дирижером. Те, кому посчастливилось слышать Сергея Васильевича – пианиста и дирижера,- до конца жизни хранят память о вдохновенном искусстве великого музыканта.
В этом году отмечается 140 лет со дня рождения С.В.Рахманинова.
«…Первая тема моего 3-го концерта, ни из народных… ни из церковных источников не заимствована. Просто так написалось! …Я хотел спеть мелодию на фортепиано, как ее поют певцы, и найти подходящее, вернее, не заглушающее это пение сопровождение», - писал С.В.Рахманинов.
Педагог играет мелодию концерта на фортепиано.
- Поэт Александр Блок назвал тему концерта «темой России».
-Давайте послушаем, как звучит концерт в исполнении автора. За роялем Сергей Васильевич Рахманинов.
Приложение 1. Слайд 4
Слушание музыки
Звучит 3-й фортепианный концерт Рахманинова.
Беседа
- Ребята, вы прослушали 1 часть фортепианного концерта, в каком характере звучала музыка? (Характер напевный, спокойный, мелодичный).
- А можно сказать, что музыка нам о чем-то рассказывала, и у нее повествовательный характер? (Мелодия напоминает лирическую русскую народную песню).
«Этой чудесной темой – песней о Родине народно-национальный
«певец на фортепиано» зовет нас не просто любоваться архаичной Русью, а вместе с ним трепетно вдумываться в ее сложные судьбы…»
Знакомство с новым материалом
У Сергия Васильевича Рахманинова много замечательных произведений. Среди них особое место занимает «Вокализ». Это сочинение он написал
для Антонины Васильевны Неждановой - великой русской певице, обладательнице чудесного сопрано.
« Вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами», писал ей в письме Рахманинов.
Слушание музыки
Приложение 1. Слайд 5
Звучит «Вокализ» С.В.Рахманинова.
- Ребята, вы слушали вокальное произведение без слов. Скажите, можно ли это произведение назвать «песней без слов»? (Русская лирическая протяжная песня).
- А какие характерные черты у русской протяжной песни? (Широта мелодии, неторопливость, повествовательность, нет куплетной повторности, мелодия кажется «бесконечной»).
Работа в тетрадях
Приложение 1. Слайд 8 Приложение 1. Слайд 6,7
Тема урока: «Душа русского народа в музыке Сергея Васильевича Рахманинова».
Записываем названия произведений, которые вы сегодня слушали:
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, «Вокализ».
Музыкальные жанры: концерт – «состязание» - произведение для солиста и оркестра; вокализ - музыкальное произведение для голоса с сопровождением без слов, исполняется на одном гласном звуке; вокальное упражнение.
- Вы сегодня были замечательными слушателями, а теперь настало время стать исполнителями. Для этого нам необходимо подготовить ваши голоса.
Дыхательная зарядка (заменяет физминутку)
Упражнения А.Стрельниковой: «Ладошки», «Обними плечики».
Распевка
Поем песенку «Горошина» по полутонам вверх и вниз.
Разучивание новой песни
- Песня, которую мы с вами разучим, называется «Песня о России», ее автор В.Локтев.
Приложение 1.Слайд 9, 10
Педагог исполняет первый куплет и припев для ознакомления детей с песней.
Учим текст в ритме мелодии (ученики повторяют текст куплета и припева по рядам, всем классом, индивидуально).
Поем по строчкам приемом «эхо» (учитель – ученики).
Дети поют первый куплет и припев сначала в медленном темпе с дублированием мелодии на фортепиано, затем с аккомпанементом.
- Обратите внимание, как движется мелодия (с помощью дирижерских жестов показываю ее направление).
- Вы выучили первый куплет новой «Песни о России», на следующем уроке
мы с вами продолжим ее разучивание.
Итог урока
Слайд 11
- Мы сегодня с вами познакомились с русским композитором Сергеем Васильевичем Рахманиновым и его сочинениями.
- В каких жанрах написана музыка, которая звучала на уроке (инструментальная, вокальная).
- Как вы думаете, о чем рассказал автор? (О России, ее природе, о любви к своей Родине).
- Композитор, который чувствует принадлежность к Отчизне, будет прославлять ее в своих творениях, а мы с вами научимся узнавать музыку русских композиторов и отличать ее от зарубежных авторов.
Надеюсь, каждый из вас почувствовал себя частью нашей великой страны.
- Ребята, вы молодцы, внимательно слушали, хорошо пели, грамотно отвечали на вопросы. Вам понравился урок?
Призы активным учащимся. (Солнышки)
Литература
1.Воспоминания о Рахманинове. Издание пятое, дополненное. Москва «Музыка» 1988
2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Учебник для учащихся 4 класса начальной школы. Москва «Просвещение» 2002
3. Соколова О.И. Сергей Рахманинов. Второе издание. Москва «Музыка» 1984
4. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для учителя / Сост.: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2000
Интернет – ресурсы:
сезоны-года.рф/картины%20природы.html http://laronyka.ya.ru/replies.xml?item_no=43
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»