В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Душа русского народа в музыке С.В.Рахманинова

Душа русского народа в музыке С.В.Рахманинова

Светлана Мохнаткина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12 голосов:5просмотров: 8070
Краткое описание
Цель урока: воспитать нравственно-эстетические  чувства;  приобщить к музыкальным ценностям мировой музыкальной культуры  и способствовать эмоциональной отзывчивости через знакомство с произведениями С.В. Рахманинова.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Методическое сопровождение к презентации .docx Скачать

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\uchmet_120_60.gif

Методическое сопровождение

1.

      • фамилия, имя, отчество автора:

Мохнаткина Светлана Валерьевна

      • место проживания (город), область, край, регион:

г. Тарко-Сале, Пуровский район, ЯНАО

      • название учебного заведения:

МБОУ «СОШ № 2»

      • дисциплина:

Музыка (искусство)

      • тема:

Урок концерт – беседа «Душа русского народа в музыке

С.В. Рахманинова»

      • класс (курс)

4

2.

      • количество слайдов:

13

      • среда (редактор), в которой выполнена презентация:

Microsoft Power Point 2007

      • цель использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации:

      • нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине,

- воспитать нравственно-эстетические чувства: любовь к родной природе, своему народу, Родине;

-познакомить учащихся с выдающимся русским композитором и пианистом - С.В.Рахманиновым;

- приобщить к музыкальным ценностям мировой музыкальной культуры и способствовать эмоциональной отзывчивости через знакомство с произведениями С.В.Рахманинова;

- формировать потребность в общении с музыкой;

- познакомить с новыми музыкальными жанрами;

- разучить «Песню о Родине» В.Локтева.






Слайд 1

Титульный лист

Слайд 2

Картины природы

Слайд 3

Портрет Сергея Васильевича Рахманинова

Слайд 4

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (за роялем С.Рахманинов)

Слайд 5

«Вокализ» С.Рахманинов. Портрет А.В. Неждановой

Слайд 6

Россия – Родина моя. Тема «Душа русского народа в музыке С.В.Рахманинова» (для работы в тетрадях)

Слайд 7

С.В.Рахманинов концерт для фортепиано с оркестром № 3, «Вокализ» (для работы в тетрадях)

Слайд 8

Жанры: концерт, вокализ (для работы в тетрадях)

Слайд 9

«Песня о России» В.Локтев (текст 1-ого куплета)

Слайд 10

«Песня о России» В.Локтев (текст припева)

Слайд 11

Картины природы

Слайд 12

Интернет- ресурсы. Источники

Слайд 13

Заключительный



Справка об использованных источниках:

1.Воспоминания о Рахманинове. Издание пятое, дополненное. Москва «Музыка» 1988

2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Учебник для учащихся 4 класса начальной школы. Москва «Просвещение» 2002

3. Соколова О.И. Сергей Рахманинов. Второе издание. Москва «Музыка» 1984

4. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для учителя / Сост.: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2000

Интернет источники


сезоны-года.рф/картины%20природы.html http://laronyka.ya.ru/replies.xml?item_no=43

http://to-name.ru/biography/sergej-rahmaninov.htm

http://www.photoclip.ru/index.php?show_aux_page=50



Урок Душа русского народа 4 кл.docx Скачать





Мохнаткина Светлана Валерьевна

г. Тарко-Сале Пуровский район ЯНАО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»





Музыка

Учебник «Музыка» для учащихся 4 класса начальной школы

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина





Раздел: «Вся Россия просится в песню»


Тема: «Душа русского народа в музыке С.В.Рахманинова»



Тип урока: концерт - беседа





4 класс

Продолжительность урока 40 минут







2013 год

Цели: обобщение понятия мелодия; воспитание чувства патриотизма, любви к Родине; знакомство с произведениями С.В.Рахманинова; музыкальными жанрами – «концерт», «вокализ»; разучивание «Песни о России» В.Локтева.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно исполнять песню; будут знать новые музыкальные жанры; узнавать музыку при будущем прослушивании; знать русского композитора С.В.Рахманинова.

Тип урока: концерт – беседа

Музыкальное сопровождение: ученики входят перед началом урока и выходят из кабинета по окончании урока под музыку

Дидактическое обеспечение: компьютерная презентация.

Оборудование: видеопроектор, компьютер, экран, фортепиано, магнитофон.

Разрабатывая и проводя урок, мне хотелось показать детям, что музыка является отражением не только эмоций и переживаний композитора, но и его любви к своей стране и Родине.



Ход урока

Организационный момент

Приложение 1. Слайд 2

- Здрав-ствуй-те де-ти (музыкальное приветствие учителя).

- Здрав-ствуй-те (музыкальное приветствие детей).


Вступительное слово учителя


Мы с вами живем в мире, в котором слышим музыку, она звучит постоянно. Музыка различается по жанрам, стилям, по способу воплощения, исполнению. Говорят, музыка приходит к нам из космоса, а композиторы ее рисуют музыкальными красками. Они создают образы, которые видели, представляли: фантастические и реальные, навеянные литературными или художественными произведениями. Среди множества музыкальных сочинений есть особенно близкие нам, и, слушая их, возникает образ нашей Родины, а это дорого каждому русскому человеку.

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору…»,- эти слова принадлежат великому русскому композитору П.И.Чайковскому. Наверное, каждый композитор желал бы этого.


Музыка становиться близкой и родной лишь тогда, когда находит отклик в душе человека. Это напоминает прорастание зернышка. Услышал музыку -

- зернышко упало в землю, ты запомнил ее - оно пустило корни, напеваешь – зернышко пустило стебелек, ты поделился музыкой с друзьями - оно превратилось в цветок.

- А что, по-вашему, в музыке является зернышком? (Мелодия)


Знакомство с новым материалом


Приложение 1. Слайд 3

Мелодию, которую вы сейчас услышите, написана замечательным русским музыкантом - С.В.Рахманиновым. Сергей Васильевич был воспитанником Московской консерватории, закончив ее по классу фортепиано и композиции. Он был не только великолепным пианистом, композитором, но и дирижером. Те, кому посчастливилось слышать Сергея Васильевича – пианиста и дирижера,- до конца жизни хранят память о вдохновенном искусстве великого музыканта.



В этом году отмечается 140 лет со дня рождения С.В.Рахманинова.

«…Первая тема моего 3-го концерта, ни из народных… ни из церковных источников не заимствована. Просто так написалось! …Я хотел спеть мелодию на фортепиано, как ее поют певцы, и найти подходящее, вернее, не заглушающее это пение сопровождение», - писал С.В.Рахманинов.


Педагог играет мелодию концерта на фортепиано.


- Поэт Александр Блок назвал тему концерта «темой России».

-Давайте послушаем, как звучит концерт в исполнении автора. За роялем Сергей Васильевич Рахманинов.

Приложение 1. Слайд 4

Слушание музыки

Звучит 3-й фортепианный концерт Рахманинова.

Беседа

- Ребята, вы прослушали 1 часть фортепианного концерта, в каком характере звучала музыка? (Характер напевный, спокойный, мелодичный).

- А можно сказать, что музыка нам о чем-то рассказывала, и у нее повествовательный характер? (Мелодия напоминает лирическую русскую народную песню).

«Этой чудесной темой – песней о Родине народно-национальный

«певец на фортепиано» зовет нас не просто любоваться архаичной Русью, а вместе с ним трепетно вдумываться в ее сложные судьбы…»





Знакомство с новым материалом

У Сергия Васильевича Рахманинова много замечательных произведений. Среди них особое место занимает «Вокализ». Это сочинение он написал

для Антонины Васильевны Неждановой - великой русской певице, обладательнице чудесного сопрано.

« Вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами», писал ей в письме Рахманинов.



Слушание музыки

Приложение 1. Слайд 5

Звучит «Вокализ» С.В.Рахманинова.


- Ребята, вы слушали вокальное произведение без слов. Скажите, можно ли это произведение назвать «песней без слов»? (Русская лирическая протяжная песня).

- А какие характерные черты у русской протяжной песни? (Широта мелодии, неторопливость, повествовательность, нет куплетной повторности, мелодия кажется «бесконечной»).


Работа в тетрадях


Приложение 1. Слайд 8 Приложение 1. Слайд 6,7

Тема урока: «Душа русского народа в музыке Сергея Васильевича Рахманинова».

Записываем названия произведений, которые вы сегодня слушали:

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, «Вокализ».



Музыкальные жанры: концерт – «состязание» - произведение для солиста и оркестра; вокализ - музыкальное произведение для голоса с сопровождением без слов, исполняется на одном гласном звуке; вокальное упражнение.


- Вы сегодня были замечательными слушателями, а теперь настало время стать исполнителями. Для этого нам необходимо подготовить ваши голоса.


Дыхательная зарядка (заменяет физминутку)

Упражнения А.Стрельниковой: «Ладошки», «Обними плечики».


Распевка

Поем песенку «Горошина» по полутонам вверх и вниз.


Разучивание новой песни

- Песня, которую мы с вами разучим, называется «Песня о России», ее автор В.Локтев.

Приложение 1.Слайд 9, 10

Педагог исполняет первый куплет и припев для ознакомления детей с песней.

Учим текст в ритме мелодии (ученики повторяют текст куплета и припева по рядам, всем классом, индивидуально).

Поем по строчкам приемом «эхо» (учитель – ученики).

Дети поют первый куплет и припев сначала в медленном темпе с дублированием мелодии на фортепиано, затем с аккомпанементом.


- Обратите внимание, как движется мелодия (с помощью дирижерских жестов показываю ее направление).

- Вы выучили первый куплет новой «Песни о России», на следующем уроке

мы с вами продолжим ее разучивание.


Итог урока

Слайд 11


- Мы сегодня с вами познакомились с русским композитором Сергеем Васильевичем Рахманиновым и его сочинениями.

- В каких жанрах написана музыка, которая звучала на уроке (инструментальная, вокальная).

- Как вы думаете, о чем рассказал автор? (О России, ее природе, о любви к своей Родине).

- Композитор, который чувствует принадлежность к Отчизне, будет прославлять ее в своих творениях, а мы с вами научимся узнавать музыку русских композиторов и отличать ее от зарубежных авторов.

Надеюсь, каждый из вас почувствовал себя частью нашей великой страны.

- Ребята, вы молодцы, внимательно слушали, хорошо пели, грамотно отвечали на вопросы. Вам понравился урок?

Призы активным учащимся. (Солнышки)

















Литература


1.Воспоминания о Рахманинове. Издание пятое, дополненное. Москва «Музыка» 1988

2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Учебник для учащихся 4 класса начальной школы. Москва «Просвещение» 2002

3. Соколова О.И. Сергей Рахманинов. Второе издание. Москва «Музыка» 1984

4. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для учителя / Сост.: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2000

Интернет – ресурсы:

сезоны-года.рф/картины%20природы.html http://laronyka.ya.ru/replies.xml?item_no=43

http://to-name.ru/biography/sergej-rahmaninov.htm

http://www.photoclip.ru/index.php?show_aux_page=50

Мохнаткина.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос