Урок-игра "Мой город Подольск"
Урок – игра «Мой город Подольск»
Цель: популяризация историко-культурного наследия, привитие любви к истории родного города.
Задачи: рассказать о символике (гербе, флаге, гимне) города Подольска;
-содействовать развитию творческой активности учащихся;
-способствовать воспитанию патриотизма и любви г родному городу;
-развивать коммуникативные способности через посредство работы в малых группах.
Оформление: герб Подольска, фотографии улиц, памятников, исторических мест города, музыкальное сопровождение (песни о Подольске)
Плакаты «Подольск вчера и сегодня…», «Давайте говорить Подольску комплименты!»,
«Как много улиц славных…».
Предварительная подготовка. Класс разбивается на группы. У каждой группы веер с цифрами от 1 до 9, фломастеры, альбомные листы.
Ход урока-игры.
Учитель поздравляет учащихся с замечательным праздником – Днём Знаний.
У: Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы догадались, о чём пойдёт речь на нашем первом уроке?
_Почему наш первый урок мы посвящаем Подольску? (Приближается День города; Подольск -наш родной город; мы – подольчане).
(Звучит песня о Подольске).
У: Мы с вами живём в Подольске. Мы его любим и знаем. Скоро мы будем отмечать День города. Сегодня давайте вспомним, что мы знаем о родном городе.
(Подготовленный ученик рассказывает и показывает фотографии г.Подольска)
-Село Подол начало свою жизнь в 14 веке. В конце 17 века в селе насчитывалось 40 дворов. Жили селяне в избах с двумя окнами. Окна не открывались, как принято сейчас у нас, а сдвигались кверху и в сторону. Крыши изб крылись соломой. В домах поддерживалась строгая чистота. Полы были белые, некрашеные. Вдоль стен стояли деревянные лавки. Перед лавками стояли узкие длинные столы. Спали на печи, полатях, подложив шубу или иную одежду. Неотъемлемой частью каждой комнаты были иконы. Иконы с лампадами и восковыми свечами помещались в переднем углу комнаты и могли задёргиваться занавесом. Домашние вещи хранились в сундуках и скрынях. Женские украшения в ларцах. Хозяйственные припасы хранились в бочках, кадях, лукошках. Для умывания пользовались рукомойником. Для питья- кружками, чашами, кубками, ковшами, чарками. Обычная пища подолянина состояла из каши, капусты, репы, огурцов, рыбы. Немало сладостей готовилось из плодов ягод. Одежду селяне шили сами. Популярностью пользовались чёрные и серые кафтаны, а также крашеные душегрейки. Бельё кипятили в чугунах, а потом полоскали в реке.
У: Вот так рассказывается о селе Подол в книге Д.Д.Панкова «Земля моя Подольская». Через несколько лет село Подол было переименовано в город Подольск. Назовите год основания города Подольска. (Выставляются пронумерованные карточки с годами)
-
а) 1680
-
б) 1700
-
в) 1781
-
г) 1800
-
д) 1812
(Команда показывает ответ. Правильный ответ: 5 октября 1781 г.)
У: Кто из цариц подписал указ об открытии подольского уезда и о переименовании села Подол в г.Подольск?
-
Анна Иоанновна
-
Елизавета
-
Екатерина I
-
Екатерина II
(Команды показывают выбранный ответ)
У: В летописи Кладбищенской Воскресенской церкви сообщалось, что 05.10.1781 года Именным указом, данным сенату Екатериной II, повелевалось открыть Подольский уезд.
-Когда был утверждён герб города?
-
1780
-
1781
-
1783
-
1871
-Кто и что изображено на гербе города?
-
Георгий Победоносец и два золотых каменотёсных инструмента.
-
Всадник с копьём и два огнестрельных оружия.
-
Ямщик с почтовой сумкой, молоток и кирка.
-Почему на гербе изображён Георгий Победоносец? (Рассказывают подготовленные ученики).
Легенда. Злой Змей жил в озере: и запуганные люди, нарушая заповедь «Не убий», приводили ему на съедение себе подобных. Люди надеялись задобрить его, а Горыныч и не собирался стать добрым. Аппетиты у него росли. И змей потребовал в жёны прекрасную царевну. Тогда храбрый князь Георгий вступил со злодеем в бой, одолел его и освободил красавицу.
У Георгия юный, одухотворённый и несколько грустный лик. Под нм – белый, как свет, конь с умной и лукавой физиономией. А щит у воина, как красное солнышко с семью лучами, восходящее из-за спины героя. Георгий – это свет Доброты, Знаний. Змей Горыныч – тьма Зла, Невежества. Добро побеждает Зло. Знания победят Невежество. А наша Земля, краешек которой виден внизу, как освобождённая царевна, воспрянет к жизни и станет ещё краше.
У: Подольский край представлен прекрасным наследием прошлого – дворянскими усадьбами. Они сконцентрировали в себе социально-экономические, культурные процессы не только Подольского края, но и России. И сегодня вызывает восхищение мастерство зодчих, оставивших нам Дубровицы, Ивановское, Остафьево, Вороново, Михайловское, Суханово, Поливаново.
-Какую усадьбу Подольского уезда посетили знаменитые русские писатели И.С.Тургенев, Н.В.Гоголь, В.И.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин?
-
Дубровицы
-
Ивановское
-
Остафьево
-
Вороново
-
Михайловское
У: С давних пор Подольская земля овеяна боевой славой предков. Подольский край хранит память о героизме русских воинов, проявленном в 1812 году в сражениях против наполеоновских захватчиков. В честь победы России в 1812 году в г.Подольске был сооружён Троицкий собор. А владелец деревни Прудки А.С.Толстой после Отечественной войны 1812 г. переименовал деревню по имени великого полководца.
-Как она стала называться?
-
Кузнечики
-
Беляево
-
Кутузово
-
Лемешово
-
Плещеево
-
Клёново
У: В Подольске насчитывается 235 улиц. Некоторые из них носят имена знаменитых людей. Вставьте недостающие буквы, чтобы получились
-
фамилия хирурга, именем которого названа улица Подольска
М_ _ _ _ К _ _ (Маштаков)
-
фамилия вице-адмирала, Героя Советского Союза
П _ _Т _ Л _ _ _ (Пантелеев)
-
фамилия командира авиа - эскадрильи, Героя Советского Союза
Л _ПШ _ _ К _ _ (Лапшенков)
-
фамилия полковника авиации, Героя Советского Союза
Ч _ С _ _ _ (Чистов)
-
фамилия снайпера, Героя Советского Союза
Б _ _ _М _ _ _ _ (Барамзина)
(Далее подготовленные дети рассказывают об этих знаменитых людях.)
-Лев Николаевич Пантелеев родился в 1910 г. в Подольске в семье железнодорожника. Один из первых пионеров города. Окончил Высшее военное морское училище. Получил назначение на Дальний Восток, на Тихоокеанский Флот, служил на торпедных катерах. Принимал непосредственное участие в боевых операциях в 1941-1945 годах. 14 сентября 1945 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
-Семён Васильевич Лапшенков приехал в Подольск в 1928 г. В 1934 г. был направлен в Ейское военно-морское лётное училище. С.В.Лапшенков с первого дня войны в действующей армии. Совершил 23 боевых вылета на бомбардировку военных объектов на Ленинградском фронте. За свои боевые подвиги был награждён орденом Красного Знамени. С 1942 г. находился в Военно-воздушных силах Северного флота. Совершил 32 боевых вылета, лично потопил 3 транспортных, 6 торпедных катеров противника. 20 сентября 1943 г. С.В.Лапшенков погиб при выполнении боевого задания. Похоронен в городе Североморске. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 31 мая в 1944 г.
-Звание Героя Советского Союза Борису Петровичу Чистову было присвоено 25 марта 1943 г. за отличные боевые действия по разгрому живой силы и боевой техники противника в районе Сталинграда. Там Борис Чистов совершил 65 боевых эффективных вылетов. После войны в 1948 г. Борис Петров поступает в Военно-воздушную академию и успешное заканчивает. В 1958 г. полковник в отставке Б.П.Чистов возвратился в Подольск.
-Девчонка из Глазова мечтала стать учительницей. Война застала Таню во время учёбы в пединституте г. Перми. В 1943 г. она поступила в Центральную женскую снайперскую школу, которую окончила в марте 1944г. и была направлена на Белорусский фронт. С каждым днём рос личный снайперский счёт у Тани, он достиг 16 уничтоженных вражеских солдат. Но тут случилось несчастье. Резко ухудшилось зрение. Врачи запретили ей заниматься снайперским делом. Таню направили телефонисткой. Утром 5 июля 1944 г. батальон десантирован в район местечка Пекалин с задачей задержать здесь противника до подхода основных сил дивизии. Здесь батальон встретился с большими силами противника. Завязался упорный кровопролитный, неравный бой. Таня из снайперской винтовки уничтожила 20 гитлеровцев. В батальоне появилось много раненых. Командир попросил Таню помочь санитарам. Она перетаскивала раненых в отбитый у немцев блиндаж, делала им перевязки. Настолько увлеклась оказанием помощи раненых, что не заметила, как блиндаж окружили около полусотни немцев. Только когда раздались разрывы гранат, она схватила автомат и стала отстреливаться. Почти целый час вела Таня этот бой, отстреливаясь до последнего патрона. У неё не осталось боеприпасов, и враги ворвались в блиндаж. Они не могли поверить, что вели бой с одной худенькой девчонкой. Допрос вёл офицер. Таня не произнесла ни единого слова, и тогда немцы стали зверски её пытать. Гитлеровцы расстреляли Таню из противотанкового ружья. Наверное, им казалось, что иначе – её не убить.
У: Встанем и возьмём в руки мяч. Я кидаю мячик и называю любую подольскую улицу. Тот кто ловит мяч, называет другую улицу и кидает мяч следующему и т.д. по кругу.
(Играют)
У: Закройте глаза и задумайте какое-нибудь место в городе, которое мы все знаем. Постарайтесь описать его так, чтобы мы смогли угадать, какое место вы задумали.
(Варианты детей)
У: Конкурс «Где эта улица? Где этот дом?
(Учитель показывает фотографии старого и современного Подольска. Дети называют знакомые места, памятники.)
У: В городе Подольске развита сеть пассажирского транспорта. На карточке написан вид транспорта. Без слов вы должны изобразить нам тот вид транспорта, который написан на карточке.
(Троллейбус, автобус, маршрутное такси, такси, электропоезд)
У: Игра с мячом. Лови мяч и отвечай на вопрос: Подольск какой?
(Дети: Подольск – большой, Подольск – высокий, Подольск – красивый, Подольск- современный и т.д.)
У: Да, действительно, многое делается в нашем городе для того, чтобы он стал краше, моложе. И ваше поколение молодых подольчан может уже сейчас участвовать в деле обновления, украшения, возрождения родного дома – Подольска. Попробуйте отразить хотя бы одно из таких дел в плакате, нарисованном вами, который как обращение к жителям нашего города может быть вывешен на улице, во дворе, в подъезде.
(5-7 минут дети рисуют плакаты, а затем размещают их в классе на стене, доске.)
Итог.
У: Что нового вы сегодня узнали о своём родном доме – городе Подольске?
(Ответы детей)
У: Вот и конец урока, но пусть он будет началом многих добрых дел, дорогие мои маленькие подольчане! И пусть слова и музыка гимна Подольска, который мы сейчас прослушаем с вами, вдохновят вас на эти добрые дела!
(Прослушивание Гимна Подольска обязательно стоя)
У: Спасибо всем!
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»